Женский журнал Ladyblue

Большие проблемы маленького человека. Презентация проекта "Большие проблемы "маленького человека" в русской литературе XIX-XX веков" Здоровье - удел миллионеров

Матвеева Анастасия

Объектом исследования являются герои произведений А. С. Пушкина "Медный всадник", "Станционный смотритель", Н. В. Гоголя "Шинель", "Мертвые души", А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", А. И. Солженицына "Матренин двор".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Большие проблемы «маленького человека» в русской литературе XIX - XX веков» Выполнила: Матвеева Анастасия, ученица 10 «Б» класса ГБОУ СОШ 1460

Проблема Как жилось простому, «маленькому», человеку в 19 веке, как он сохранял свое человеческое достоинство, моральные принципы? Как изменился образ такого героя к концу 19 века? Остался ли «маленький» человек в русской литературе 20 столетия? Как ему живется в наше время? Эти вопросы мне кажутся интересными, поскольку большинство из нас, современных людей, – «маленькие» и нередко мы встаем перед выбором: интересоваться политикой или нет, участвовать в общественной жизни или не стоит? Изменится ли ход жизни, если «маленький» человек не будет лишь послушным винтиком в государственной машине и беспомощным существом в руках власть имущих? В чем сила и слабость «маленького» человека? В чем привлекательность его образа?

ГИПОТЕЗА «Маленький» человек - это человек не высокого социального положения и происхождения, не отличающийся сильным характером, не способный противостоять власти, но при этом человек, наделенный высокими моральными качествами, добротой, искренностью. Такие люди – основа государства.

«Маленький человек» - тип героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Многие писатели XIX века в своих произведениях изображали «маленького человека» и его «футлярную» жизнь.

В поэме автор поднимает несколько проблем: - конфликт интересов государства и простого человека; - с оотношение исторической необходимости и частной жизни человека; - последствия противостояния человека государству. В 1833 г. была написана знаменитая поэма «Медный всадник». Пушкин - один из первых среди русских писателей, кто привлек внимание читателя к судьбе «маленького человека» в своих произведениях.

Кто же все-таки виноват – великое государство, которое потеряло интерес к частной жизни человека, или «маленький человек», который перестал интересоваться проблемами государства, историей, выпал из нее? Пушкин хотел показать, что нужно стремиться к гармонии интересов человека и государства, необходимо найти компромисс, который позволит человеку и государству взаимодействовать.

Очень ярко раскрыта тема «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». Автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Смотрители - «...люди мирные, от природы услужливые, скромные». Самсон Вырин - типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно несущий свою службу и имеющий свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены.

Вслед за Пушкиным тему «маленького человека » продолжил и развил Гоголь. В повести «Шинель» он показал героя, который попытался противостоять злу, бороться за себя.

У Гоголя есть еще одна повесть, которая раскрывает проблему взаимоотношений государства и человека. «Повесть о капитане Копейкине» включена в поэму “Мертвые души” в виде вставной новеллы, рассказанной по ходу развития сюжета этого произведения. “Повесть о капитане Копейкине” – это крик души Гоголя, это призыв к сохранению общечеловеческих ценностей, это суд над “мертвыми душами” чиновников - над миром, полным равнодушия.

Гоголь не только рисует трагедию личности, но и предупреждает о том, какая опасность таится в столкновении бездушного государства с маленьким человеком. Государственная машина, оттолкнув человека, заставляет его бунтовать. В нем просыпается ущемленное самолюбие, гордость, жажда мести, подчас превышающая меру нанесенного ему ущерба. Человек, едва заметный, вдруг превращается в демона, наводящего ужас на окружающих. Так бесчеловечная власть сама готовит свой крах, порождает хаос, последствия которого трудно предугадать. Мир, в котором нарушена гармония между властью и отдельным человеком, рисуется Гоголем как глубоко трагический мир.

Л ишь смерть примиряет главного героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» с окружающей действительностью. Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. « Футлярность жизни» - это внутреннее рабство, стремление подчинить себя и общество системе ограничений, различных правил, препятствующих проявлению естественных человеческих чувств, духовной свободы и свободы личных отношений.

Чехов связал три разных, но идейно похожих рассказа («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), ведь истории следуют одна за другой, в каждой мы видим знакомых героев. Проблема, которую затрагивает Чехов в своей трилогии, всегда останется актуальной. Писатель предупреждает, что незаметно для себя каждый может попасть в “футляр” собственных предрассудков, перестав думать и размышлять, искать и сомневаться. И это действительно страшно, поскольку ведет к духовному опустошению и деградации личности.

Начало XX века. Вслед за А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем и А.П. Чеховым тему «маленького человека» продолжает и развивает А.И. Солженицын. Матренин двор" - это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, о глупости советских порядков, о жизни простых людей, далёких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве.

Центральная тема рассказа «Матренин двор» - трудная крестьянская жизнь. Автор говорит о том, что власть не проявляет никакой заботы о сельчанах. Матрёне Васильевне досталась несладкая личная жизнь. Её дети умерли в младенчестве, на войне без вести пропал муж. Ей долго не оформляли за него пенсию. И всё же женщина не озлобилась, осталась радушной, открытой и бескорыстно отзывчивой. Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину просто неумной, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности. Я думаю, что этим рассказом автор хотел показать, на что способен «маленький», но духовно сильный человек, который, несмотря на жизненные трудности и беды, смог сохранить в себе человечность, искренность и высокие моральные принципы.

ВЫВОД Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XIX - XX веков. Каждый писатель имел свою собственную точку зрения на данного героя, свое видение проблемы, поэтому читатель может наблюдать за изменением образа «маленького человека»: изначально - состояние униженности и беззащитности, затем - попытки отстоять свое человеческое достоинство и права, далее – страх перед жизнью и желание спрятаться в «футляр». И, наконец, духовные взлеты, потребность жить так, чтобы другие люди сказали: вот он, «…тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Уроки русской литературы бесценны. Мы, современные люди, должны понимать: «маленький человек» - это только статус, и он никак не соотносится с духовной силой и возможностями, которые у человека могут быть безграничны. «Человек – это звучит гордо!» - сказал М. Горький.

Список используемых ресурсов 1. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник», повесть «Станционный смотритель»; поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души» («Повесть о капитане Копейкине »), повесть «Шинель»; «маленькая трилогия» А.П. Чехова, объединившая три рассказа: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»; рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». 2. Русские писатели XIX - XX века www.litra.ru 3. Программы: «Microsoft Office Word», «Microsoft Office PowerPoint».

Люди могут быть низкорослыми по разным причинам: при врожденных патологиях надпочечников и половых желез, от дефицита гормона роста, недостатка белковой пищи на первых годах жизни и даже от нехватки материнской ласки в раннем возрасте.

Сегодня в Темиртау проживает 25 детей и 11 подростков с диагнозом "нанизм", то есть с аномальной задержкой роста. Четыре ребенка нуждаются в инъекциях гормона роста, стоимость упаковки которого по некоторым данным достигает двух миллионов тенге. По словам городских эндокринологов, у детей-карликов нет особых проблем: государство обеспечивает их бесплатными медикаментами, выделяет пособия по инвалидности.

Но так ли легко живется "маленьким детям" и их родителям на самом деле?

Чудо

Вите Лимонову - уже шесть, но его биологический возраст не превышает двух-трех лет. Мальчик растет умненький: мгновенно запоминает стишки, самостоятельно изучает букварь, любит разукрашивать картинки карандашами, играть в машинки. Витя, по словам его мамы Елены, очень "боевой": капризничает, задирается, чуть что не по его - лезет в драку, норовит поссориться, бьется за лидерство. В общем, нормальный ребенок. То, что он отличается от всех, родители поняли не сразу.

На момент рождения Вити у нас уже были два ребенка - дочь Надя и сын Сергей, - говорит Елена Викторовна, - я не могла бросить малышей - муж постоянно работал. Поэтому мы решили оставить новорожденного на лечение одного, одиннадцать раз до года крошечный Витя лежал в больнице без меня. Редко видя сына, я не замечала задержек в его развитии. Врачи не сразу "раскрыли карты", о причинах болезни мы узнали позже. ДЦП (детский церебральный паралич), порог сердца, внутричерепное давление - так звучал приговор медиков. Они говорили, что мой сын не выживет, максимум, что ему отпущено - пять лет. В четыре года Витя встал на ножки, а потом и бегал вприпрыжку, немного спустя - демонстрировал безупречную память и музыкальный слух. Лекари разводили руками - мол, диво, да и только!

Но большого чуда не случилось: оказалось, мальчик давно замер в росте. Нанизм (низкорослость), как определили эскулапы, связан с тем, что центральная нервная система Вити самостоятельно не вырабатывает гормон роста. Ребенку назначили лечение, инъекции, заменяющие естественный гормон роста, в рамках гарантированной бесплатной медицинской помощи оплачивает республиканская казна.

Здоровье - удел миллионеров?

Этот зарубежный препарат - открытие в медицине, - говорит врач-эндокринолог КГКП "Поликлиника №4" Светлана Кириллова. - Без инъекции дети, чей гипофиз не может вырабатывать гормон роста, лишены возможности нормально развиваться и адаптироваться в социуме. Они нуждаются в нем не только для того, чтобы достичь желаемого роста, но и для того, чтобы быть здоровыми, полноценными. Однако, сегодня государство не может взять на себя расходы на пожизненное лечение таких больных - слишком дорого, стоимость одной упаковки препарата измеряется в тысячах долларов. Поэтому после того, как у этих детей в 25-28 лет произойдет закрытие "зон роста", то есть окостенение хрящей, и, соответственно, установится нужный рост, им перестанут колоть гормон. Сами родители вряд ли "потянут" оплату инъекций, которые необходимы их детям-лилипутам во взрослом возрасте для поддержания необходимого баланса в организме.

Отсутствие гормона роста в крови человека означает остановку роста волос и ногтей, нарушение обмена веществ. Выходит, что даже выросшие "карлики", не получая гормон роста извне, обречены на нездоровое существование. Медики пока не говорят об этом вслух - а кто знает, может, выйдя из кризиса, в стране найдутся деньги, чтобы до конца их жизни обеспечить необходимыми препаратами лилипутов с дефицитом гормона роста. С такими просьбами специалисты от здравоохранения уже не раз обращались к правительству республики.

Этим детям еще расти и расти, зачем так рано бередить родителей, - говорит эндокринолог. - Сейчас наша главная задача - сделать низкорослых ребят социально адаптированными, чтобы они не были ущемлены, не чувствовали себя "не в своей тарелке", а для этого важно добиться достижения достаточного роста.

Родители, действительно, не знают о необходимости пожизненного лечения. Елене Лимоновой, маме шестилетнего Вити, сказали, как отрезали: " ребенок догонит рост - а потом ему лекарства не нужны будут". Что это - бессердечность врачей или их страх перед паникой и протестом мам и пап, если те узнают что инъекции - обязательное условие для здоровой жизни их чад?

Зачем платить дважды?

В медицинской карточкеКирилла Андреева записано "Родился с ростом 51 сантиметр". Но маму мальчика не обманешь - она точно знает, малыш при рождении не превышал и сорока сантиметров. По словам Венеры, мамы Кирилла, он напоминал крошечного пупсика. Когда ребенок пошел в детский сад, родители не заметили его отставание в росте, а с учебой в школе начались его мытарства по больницам - Кирилла поставили на учет к городскому эндокринологу. Врач определил: "дефицит естественного гормона роста".

Я до последнего думала, что причина в наследственности, - говорит Венера Флюровна, - отец Кирилла тоже небольшого роста. Вот уже пять лет Кирюха раз в год ложится на обследование в эндокринологическое отделение областной детской клиники. Нанизм лишил ребенка детства - помимо инъекций гормона роста врачи прописали строгую диету: не кушать острого, соленого, сладкого, кислого, печеного, жареного, запрещается также гулять на солнце, смотреть телевизор, играть за компьютером. Кириешки, чипсы, чупа-чупсы - все то, что любят малыши, по словам медиков - это вообще "отрава" для низкорослых детей. Но благодаря такому "строгому режиму" стали заметны улучшения - сейчас биологический возраст сына отстает от паспортного всего на два года.

Двенадцатилетний Кирилл, застенчивый и очень домашний мальчик - не только примерный хорошист, но еще и необыкновенно талантливый ребенок: рисует картины, лепит фигуры - он уже давно занимается в художественной школе. Кирилл не испытывает комплекса неполноценности, может, оттого, что в его окружении нет ровесников и взрослых, которые бы относились к небольшому росту мальчика, как к недостатку. Однако, низкорослость по-своему мешает Кириллу быть похожим на других.

У нас всегда возникают конфликтные ситуации с руководителем физкультуры, - говорит Венера Флюровна. - Педагог никак не пересматривает нормативы для маленького Кирилла, что является следствием его плохих оценок по этой дисциплине. Ну, как, скажите, он может перепрыгнуть с места через палку, которая находится на уровне его плеч? Одноклассники сына с легкостью скачут через эту же самую балку, и не удивительно - она приходится им по пояс. Я так и сказала физруку - прекратите мучить ребенка, он не готовится в олимпийские чемпионы, из него выйдет великий художник.

Кроме того, что дети с дефицитом гормона роста получают бесплатные дорогостоящие инъекции, приобретаемые за границей за счет республиканского бюджета, инвалидам детства, государство выделяет им еще и спецпособие. Однако буквально на днях маме Кирилла Андреева сообщили - ее ребенка "снимают" с инвалидности.

После очередного лечения в областной больнице доктора не подтвердили инвалидность Кирилла, - рассказывает Венера Флюровна, мотивируя такое решение улучшениями в состоянии здоровья сына - говорят, он пошел на поправку, стал расти. Врач, которая наблюдает мальчика в карагандинской клинике, сказала - государство и так оплачивает вам дорогую инъекцию гормона роста, пособия по инвалидности - это уже перебор.

Карлики - обыкновенные люди

Светлана Кириллова показывает свой кабинет. Самая важная его часть - стена, украшенная детскими рисунками. Это рисунки лилипутов, среди них и те, что сделаны руками Кирилла Андреева. Надо сказать, картины великолепные, такие живые, сюжетные, отражающие яркое восприятие мира их создателей. Даже по этим альбомным листам, разукрашенным акварелью можно сказать - низкорослые дети абсолютно ничем не отличаются от детей с нормальным ростом.

Рост - это гармоничное физическое и психомоторное развитие организма, зависящее от наследственных, климатических, пищевых условий и функциональных особенностей эндокринных желез, - объясняет врач-эндокринолог, - то есть рост зависит еще и от того, любят ребенка или нет, как кормят ребенка - дефицит роста может быть связан и с белковой недостаточностью. Часто случается, что чем-либо больные дети из неблагополучных семей, которых родители не спешат забирать из стационара, начинают прибавлять в росте, а, возвращаясь домой, - замирают. Это можно объяснить именно наличием заботы и внимания к этим детям со стороны медперсонала и правильного рациона питания. Рост зависит от многих факторов, например, от работы надпочечников, половых желез, почек, задержка роста может быть также связана с наследственной низкорослостью, врожденным пороком сердца, серьезным нарушением функций печени, неправильным формированием костной системы в раннем возрасте. Но самая опасная причина низкорослости детей - абсолютная недостаточность гормона роста в организме. Этот гормон жизненно необходим для человека, как инсулин для диабетиков, и если его нет - ласкай, не ласкай малыша, он все равно останется карликом.

Если не вводить гормон инъекционно, дети с его дефицитом ни при каких обстоятельствах не станут расти. Однако такие лилипуты имеют сохранный интеллект, поддаются обучению и воспитанию, их тело развивается пропорционально, во взрослом возрасте они походят на красивых куколок с тоненьким голоском, который иногда приобретает "электронный" оттенок из-за маленьких размеров голосовых связок.

Низкорослость определяется на первом году жизни, - говорит Светлана Альбертовна. - Ежемесячные замеры роста в этот период могут позволить наблюдать за развитием малыша. Биологический возраст ребенка, который у лилипутов отстает от паспортного, можно выявить с помощью рентгена кисти. До семи лет количество косточек в сгибе кисти должно быть равно возрасту ребенка, например, у пятилетнего человека таких косточек - пять. В более позднем возрасте тот же снимок дает возможность доктору увидеть - закрыты ли у ребенка или подростка так называемые "зоны роста", по другому - не окостенели ли хрящи. Если окостенение уже произошло - дальнейший рост человека невозможен.

Детей, чьи родители имеют невысокий рост, то есть обладающих наследственной предрасположенностью к нанизму, вылечить практически нереально. Просто потому что предполагаемый в результате лечения рост ребенка напрямую зависит от роста его мамы и папы. Рост сформировавшейся девочки (или мальчика) равен сумме роста родителей, деленной на два и минус (или плюс) пять сантиметров.

25 детей и 11 подростков в Темиртау - больны нанизмом по разным причинам, четыре ребенка с дефицитом гормона роста получают заместительную терапию. Эти цифры, уверены эндокринологи, совершенно не аномальные, нельзя сказать, что в городе эпидемия карликовости. Все пациенты проходят необходимое лечение, в большинстве случаев дети вырастают до нужных показателей.

Поэтому, по словам медиков, родителям лилипутов грех жаловаться - в серьезных случаях исцеление берет на себя государство, а самое главное - недуг излечим, нужно просто надеяться на успех.

Тема изображения «маленького человека» не является новой в русской литературе. Проблеме человека в свое время уделяли большое внимание Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и другие. Первым писателем, который открыл нам мир “маленьких людей” был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть “Бедная Лиза”. Автор положил начало огромному циклу произведений о “маленьких людях”, сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего как Гоголь, Достоевский и другие.

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Самсон Вырин («Станционный смотритель») и Евгений («Медный всадник») как раз представляют собой мелкое чиновничество того времени. Но А. С. Пушкин указывает нам на «маленького человека», которого мы обязаны заметить.

Еще глубже, чем Пушкин, эту тему раскрыл Лермонтов. Наивную прелесть народного характере воссоздал поэт в образе Максима Максимыча. Герои Лермонтова его “маленькие люди”, отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди как у Пушкина, и не иллюзорные, как у Карамзина, это люди в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут.

Н. В. Гоголь целенаправленно отстоял право изображения «маленького человека» как объекта литературных исследований. У Н. В. Гоголя человек целиком ограничен своим социальным статусом. Акакий Акакиевич производит впечатление человека не только забитого и жалкого, но и вовсе недалекого. У него, безусловно, есть чувства, но они маленькие и сводятся к радости обладания шинелью. И только одно чувство в нем огромно – это страх. В этом, по Гоголю повинна система социального устройства, и его «маленький человек» умирает не от унижения и оскорбления, а больше от страха.

У Ф. М. Достоевского «маленький человек» — это прежде всего личность безусловно более глубокая, чем Самсон Вырин или Акакий Акакиевич. Ф. М. Достоевского так и называет свой роман «Бедные люди». Автор предлагает нам прочувствовать, пережить все вместе с героем и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — не только личности в полном смысле этого слова, но их личностное чувство, их амбициозность намного больше даже, чем у людей с положением в обществе. «Маленькие люди» наиболее ранимы, и для них страшно то, что все остальные не увидят их духовно богатую натуру. Макар Девушкин считает свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь об взыскании и удержании денег. Он, конечно, не подозревает, что этой помощью движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского – «маленький человек» способен и на высокие глубокие чувства. Продолжение темы “маленького человека” мы находим у Ф. М. Достоевского в первом большом проблемном романе “Преступление и наказание”. Самое важное и новое, по сравнению с другими писателями, раскрывавшими эту тему, это способность у забитого человека Достоевского заглянуть в себя, способность самоанализа и соответствующих действий. Писатель подчиняет героев детальному самоанализу, ни у какого другого писателя в очерках, повестях, сочувственно изображавших быт и нравы городской бедноты не было такой неторопливой и сосредоточенной психологической проникновенности и глубины изображения характера действующих лиц.

Особенно ярко раскрывается тема «маленького человека» в творчестве А. П. Чехова. Исследуя психологию своих героев, Чехов открывает новый психологический тип – холопа по натуре, существа по душе и духовным потребностям пресмыкающегося. Таков, например, Червяков, который находит истинной наслаждение в унижении. Причины унижения «маленького человека», по мнению Чехова, — он сам.

«Дети всегда внимательно слушают тогда, когда говорят не с ними.»

Элеонора Рузвельт

Наверное, редко можно встретить родителей, которые с приближением того момента, когда их ребенок должен пойти в , не испытывают тревоги. Как примут малыша в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитательницей? Не будет ли он часто болеть? Но больше всего волнений связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке.

Эти тревоги и волнения имеют под собой реальные основания, поскольку известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов.

Если трехлетний ребенок, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, некоторыми навыками самообслуживания, имеет довольно широкий опыт общения со взрослыми и испытывает потребность в детском обществе, то полутора-двухлетний малыш менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния малыша. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к эмоциональному контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите: малыш отказывается от еды, она может вызывать у него тошноту; в часы отдыха ребенок продолжает плакать.

Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется активность малыша и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

Известно, что наиболее сложно адаптация проходит у детей второго года жизни. Все негативные проявления выражены в этом возрасте более ярко, чем у малышей, пришедших в ясли после двух лет, а период восстановления растягивается иногда на два-три месяца. На второй год жизни приходится наибольшее количество заболеваний. Результаты исследований показали, что труднее всего восстанавливаются и взаимоотношения с детьми.

Причины плохой адаптации

1. слабо развитая предметная деятельность

Существует четкая закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. У малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Впервые попав в ясли, ребенок быстро откликается на предложение воспитателя поиграть, с интересом исследует новые игрушки. В случаях затруднений он пытается преодолеть их, проявляя выдумку и терпение. Если у него что-либо не получается, малыш обращается за помощью к взрослому, внимательно наблюдает за его действиями, пытается повторить их. Такие дети любят вместе со взрослым решать предметные задачки (например, открыть коробочку с секретом или придумать способ, чтобы достать далеко лежащую вещь).

2. близкий эмоциональный контакт ребенка с мамой

Если первых месяцев жизни одинаково доброжелательно относится к любому взрослому и достаточно самых простых знаков внимания, чтобы.он отозвался на них радостной улыбкой, гулением, протягиванием ручек, то уже со второго полугодия жизни малыши начинают четко различать своих и чужих. Примерно в 8 месяцев у детей возникает или неудовольствие при виде незнакомых людей. Ребенок сторонится их, прижимается к матери, иногда плачет. Расставание с матерью, которое раньше происходило почти безболезненно, вдруг начинает приводить малыша в отчаяние, он отказывается от общения с другими людьми, от игрушек, теряет аппетит, сон.

Родители должны серьезно отнестись к появлению этих симптомов. Ведь если ребенок- привыкнет общаться только с матерью, у него будут трудности в установлении контактов с другими людьми. Чтобы ребенку легче было войти в новую социальную среду, полезно поощрять его общение с другими людьми.Когда к Вам приходят друзья, или Вы сами идете в гости с ребенком, постарайтесь сделать так, чтобы другие взрослые не только гладили Вашего ребенка по головке или восхищались его внешностью, но и немного поиграли с ним. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в ребенке доверчивость к людям, открытость, умение ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет малышу быстрее привыкнуть к новому окружению.

Разумеется, семье предстоит встретиться с немалыми трудностями. Да, адаптация к новым условиям жизни неизбежна: будут слезы, капризы и простуды, но нужно помнить, что мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Практика показывает, что адаптационный период протекает по-разному и многие дети достаточно быстро привыкают к новой социальной среде.

А теперь проверьте, готов ли Ваш ребенок к поступлению в дошкольное учреждение. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  • Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?
  • Как ведет себя ребенок при расставании с близкими и встрече после разлуки?
  • Каков уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка (простые манипуляции, игровые действия)?
  • Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
  • Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения или просьбы: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?
  • Как малыш реагирует на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого, подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка? Есть ли в его поведении элементы конфликтности?
  • Каким образом ребенок налаживает контакты с разными взрослыми?
  • Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, внимание к ним, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?

Если Ваш малыш любит играть вместе с вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким-то делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут трудности при поступлении в ясли. Он готов к новым изменениям в своей жизни.

Кому как подросткам лучше знать, что их волнует? Тем не менее взрослым наладить с ними контакт, понять удается не всегда. О чем свидетельствует и статистика: из всех обратившихся к уполномоченному по правам ребенка в РБ в минувшем году 97% составили взрослые. Именно поэтому в преддверии Международного дня защиты детей в рамках конгресса «Семья и детство» уполномоченный совместно с молодежной общественной палатой при Госсобрании - Курултае республики организовали «круглый стол», пригласив к обсуждению проблем подрастающего поколения взрослых - представителей министерств, органов исполнительной власти, общественных организаций, и детей - учащихся уфимских школ и лицеев.

Предлагайте свои решения

Необходимо научить детей четко видеть смысл жизни, определять свои желания, знать свои права, - подчеркнула детский омбудсмен Милана Скоробогатова, открывая встречу.
Ее поддержал председатель молодежной палаты Николай Самойленко. В частности, он отметил, что обсуждение тем, которые сегодня волнуют молодежь, невозможно без привлечения самой молодежи. Может быть, эти вопросы не новы, но важности они не утрачивают, ведь детям постоянно приходится с ними сталкиваться. Поэтому ребятам предоставили возможность не только рассказать о проблемах, но и предложить свои варианты их решения, задать вопросы чиновникам.

Безопасности много не бывает

Проанализировав печальную статистику ДТП, пожаров и несчастных случаев с участием детей, Эмиль Чингизов (лицей № 5, 16 лет) предлагает создать центр, который обеспечивал бы безопасность детей и подростков. Он считает, что там должны работать «состоявшиеся специалисты», которые могли бы оказывать помощь различного характера: психологическую, консультационную и другую.

Участники «круглого стола» идею поддержали. В то же время большинство из них полагает, что к работе подобных центров необходимо привлекать и молодежь, которая в большей степени, чем взрослые, может понять проблемы сверстников. Ребята также считают, что нынешний подход к преподаванию предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» не дает желаемого эффекта.

Поготовка к ЕГЭ сужает кругозор

Заканчивая 11-й класс, школьники сдают единый государственный экзамен по двум обязательным предметам - русскому языку и математике и нескольким на выбор - тем, которые нужны для поступления в вуз. По словам Валентина Катаева (школа № 35, 16 лет), ЕГЭ - довольно сложный экзамен, на подготовку уходит много времени и сил, приходится сосредотачиваться только на выбранных предметах, нанимать репетиторов. Это не лучшим образом сказывается на общей эрудиции, сужает кругозор. В связи с этим Валентин предлагает ввести обобщающий тест для оценки знаний выпускника по всем предметам.

Желательно, чтобы результат этого теста так же учитывался при поступлении в вуз или колледж. Иначе учеба в 10 - 11-х классах будет сводиться к зубрежке ненужных предметов по принципу «ответил и забыл». Мы будем учиться не ради получения знаний, а чтобы сдать экзамены, - подчеркнул ученик.

Эта мысль оказалась близка и другим школьникам, присутствовавшим на «круглом столе». Представители взрослой стороны отметили, что в рамках данного заседания полноценную дискуссию на эту тему организовать не удастся, но к ней обязательно вернутся.

Возможен ли бизнес-инкубатор в школе?

Таким вопросом задался Владимир Романов (школа № 101, 18 лет). В школе ученикам дают обширные знания в области экономики. Этот предмет дети начинают изучать со второго класса, а в шестом - уже составляют бизнес-планы. Но это теория, а хочется и практики.

Выпускникам нашего потока в основном уже лет по 18 - 19, мы старше предыдущих выпусков, соответственно, и интересы у нас другие, и доходы хочется свои иметь. Если бы в школе без административных и юридических препятствий можно было создать малое коммерческое предприятие, мы бы получали первый практический опыт под руководством наших учителей, узнавали на деле, как организовывать бизнес, продвигать на рынок товары и услуги, - привел аргументы Владимир.

Школьное питание: желаемое и действительное

Как рассказала Диана Маслова (лицей «Содружество», 16 лет), в ее классе и параллельных в столовой питаются менее трети учеников. Несколько лет назад качество предлагаемой пищи вызывало большие сомнения у ребят, поэтому начиная с пятых-шестых классов все массово от нее отказывались.

В прошлом году была проведена реконструкция столовой, качество питания заметно улучшилось, но теперь у нас другая проблема, - рассказала школьница. - К примеру, чтобы купить пирожок, а выпечка появляется только после третьего урока, нам приходится стоять всем вместе в огромной очереди. Двадцатиминутной перемены не хватает, мы опаздываем, пропускаем треть или даже половину следующего урока. Питаться таким образом просто невозможно, - отметила она.

Получается, что детям проще выпить газировки и съесть пакетик чипсов, чем получить полноценную пищу. Тем не менее Диана и ее одноклассники выступают за то, чтобы вопросы школьного питания наконец урегулировали.

Кружки и секции нужны разные

Выступления Алсу Сафиной (лицей № 5, 8 лет), Давида Суханова (гимназия № 16, 13 лет) и Булата Галлямова (гимназия № 1, 15 лет) объединила общая идея - ребятам хочется проводить досуг с пользой. Посещать кружки, секции, бассейны, иметь возможность поиграть во дворе в футбол, баскетбол и другие игры на оборудованных площадках.

Алсу Сафина высказала пожелание, чтобы в школе учили, как правильно обращаться с деньгами. Идея девочки вызвала одобрение собравшихся. Член общественной молодежной палаты Мария Савенко отметила, что если есть такой интерес, то в школе можно организовать центр финансовой грамотности. Милана Скоробогатова поручила Марии Савенко проработать этот вопрос и помочь Алсу.

Дискуссия детей и взрослых продолжалась больше двух часов, но и этого времени оказалось недостаточно, чтобы обсудить все волнующие вопросы. Мнения и предложения участников войдут в резолюцию-обращение.

В День защиты детей это обращение будет оглашено. Дети сами определят, кому оно будет адресовано, - сообщила Милана Скоробогатова.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!