Женский журнал Ladyblue

История детской моды для девочек. История детской одежды: от зарождения до наших дней

Ирина сухова
Конспект занятия «Как появилась одежда?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей «Берёзка»

Сценарий образовательной ситуации по ФЦКМ по теме «Как появилась одежда

Сухова И. В.

Первомайск, 2016

НОД – формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Средняя группа.

Тема : «Как появилась одежда

Образовательная область : «познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «речевое развитие» , «социально-коммуникативное развитие»

Цель : сформировать представления детей об одежде , которую носили люди раньше.

Образовательные задачи :

Формировать у детей представление об одежде , которую носили раньше;

Развивать фантазию, воображение, ассоциативное мышление; слуховое внимание, чувство ритма;

Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия;

Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание – какая одежда была раньше , чем отличалась от сегодняшней?

2. Понятия, способы действия, которые необходимо актуализировать – знания о предметах одежды (название, назначение) .

3. Причина затруднения детей – не знаем, что это за одежда и для чего она предназначена.

4. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) –помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком одежды .

5. Цель деятельности детей (на этапе ОНЗ) – узнать историю появления и назначения одежды .

6. Результат – выполнение «детской» цели.

Материалы к занятию :

Демонстрационные :

Видеофильм (Письмо от Маши,

Слайды с альбомом Маши (5 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» , слайды «Ателье» (6 шт : См. презентацию «Письмо от Маши» )

Раздаточные :

билеты : одежды ;

Картинки с изображением времени года;

Картинки с изображением предметов одежды мужчин и женщин ;

Картинки с изображением предметов одежды , которую люди носили раньше и на одежду нашего времени .

Технические средства : ноутбук, экран, проектор, 4 детских стола, 20 стульев (поезд) .

Звуковое оформление : фонограмма «стук колес поезда» .

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : мотивировать детей на включение в деятельность.

Есть ли у вас бабушки?

А где они живут?

Как вы думаете, где они хранят свою одежду ?

Приходилось ли вам разбирать с ней ее вещи?

Ребята сегодня к нам в группу пришло видеописьмо. Хотите его посмотреть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня, наверное, узнали, я – Маша. Я нашла у бабушки сундук с вещами и альбомом, но не знаю что это за вещи и для чего они нужны, так как они совсем не похожи на мои вещи. Помогите мне, пожалуйста, разобраться с бабушкиным сундуком. Я буду вам очень благодарна за помощь».

- Хотите помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком : объяснить назначение предметов одежды ?

Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей об истории появления одежды .

Дети вместе с воспитателем рассаживаются на стульчики.

Ребята это не простой альбом, а говорящий. Его страницы расскажут нам о том времени, когда появилась первая одежда . Давайте попросим его об этом. (Альбом, оживи об одежде расскажи ) .

Послушаем первую страницу. Древний человек делал одежду из шкуры диких животных и надевал на себя шкуру, чтобы защититься от холода. (слайд 1 «Человек в шкуре животного» ).

Как вы думаете удобно было носить такую одежду ? (нет)

Послушаем вторую страницу. Потом люди стали использовать другие материалы, такие как солома, ветки деревьев. (слайд 2 «Человек в одежде из соломы » )

А эту одежду можно было долго носить? (нет)

Почему вы так думаете? (она засыхала, рвалась)

Послушаем третью страницу. Прошло много времени и люди научились делать ткань из растений, которую потом носили на себе. (слайд 3 «Человека завернутого тканью» ).

Удобно ли так было носить ткань? (нет)

Послушаем четвертую страницу. Люди подумали, что края ткани можно сшить нитками. Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда : платья, юбки, брюки. (слайд 4 «Одежда » )

Послушаем пятую страницу. Было время, когда на платья тратили очень много ткани, так как делали складки, оборки, украшения. Мода заставляла людей придумывать все новые и новые детали одежды . (слайд 5 «Разные предметы одежды » ).

Вот какое интересное путешествие по страницам альбома мы с вами совершили.

3. Затруднение в ситуации.

Смогли мы объяснить Маше, что это за одежда в сундуке и для чего она предназначена? (нет)

Почему не смогли? (не знаем ее название и назначение)

Чтобы это узнать, что для этого надо сделать? (узнать название и назначение одежды , которую носили люди раньше).

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи :

1) актуализировать известный способ действий в ситуации затруднения «если что-то не знаю, спрошу у того, кто знает» ;

2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции, развивать речь, воображение, творческие способности, инициативность.

Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает или попробуем догадаться)

Мы выяснили, что не знаем, название одежды и для чего она нужна. А может быть, есть люди, которые знают все про одежду ? Кто эти люди?

Правильно, швеи! Они работают в ателье и у них есть специальное оборудование для изготовления одежды , и они уж точно знают для чего и как называется одежда из бабушкиного сундука.

Ребята, а на чем мы можем добраться до ателье? (поезд, автобус, машина)

Сегодня я предлагаю, вам отправится туда на поезде. Вам необходимо приобрести билеты на поезд. Билет это карточка, на которой нарисованы предметы одежды . На каждом вагоне лежит карточка с картинкой, на которой изображено время года. (Рассмотрев свой билет, ребенок должен найти вагон с картинкой, для которого подходит его предмет одежды . Дети садятся в свои вагоны.)

4.1. Игра «Мы едем, едем, едем…»

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

дети повторяют (фонограмма) .

Вот наша остановка, которая называется «Ателье» .

(Слайд 6, на котором изображены два манекена на одном одет сюртук, кафтан, тюбетейка,а на другом : кокошник, сарафан и передник).

Здравствуйте, как Вас зовут?

Здравствуйте дети. Я Марья Сергеевна, работаю в этом ателье швеей. Чем могу я вам помочь?

Мы хотим, чтобы вы нам рассказали, для чего нужны такие предметы одежды как : сарафан, кокошник, сюртук, передник, кафтан, тюбетейка.

Я с радостью вам помогу. Давайте пройдем в зал и присядем.

(Рассказ швеи)

Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебряными и позолоченными пуговицами, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи. (слайд7 «Изображение сарафана» ).

Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту,можно было многое узнать о женщине : ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. (слайд8 «Изображение женщины в кокошнике» )

Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине, из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (слайд9 «Изображение женщины одетой в сарафан, кокошник и передник» ). Это все женская одежда .

Кафтан - мужская одежда , которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам. (слайд10 «Изображение кафтана» )

Тюбетейка - это мужской головной убор, ее вышивали золотыми нитками и бисером. (слайд11 «Изображение тюбетейки» )

Сюртук - это мужская верхняя приталенная одежда до колен , с воротником, со сквозной застежкой на пуговицах. Кафтан, тюбетейка и сюртук являются предметами одежды для мужчин . (слайд12 «Изображение мужчины в сюртуке» ).

Спасибо вам большое Марья Сергеевна, теперь мы сможем помочь Маше разобраться с бабушкиным сундуком. А нам пора отправляться назад в детский сад.

Ребята, займите, пожалуйста, свои места в поезде, мы отправляемся назад в нашу группу.

Воспитатель имитирует движение колес,дети повторяют : прохлопывают ритм синхронно. При этом слышится стук колес (фонограмма) .

Ребята мы приехали, вот и наша группа.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи : закрепить знания детей об название и назначение предметов одежды .

Дидактическая игра «Наведем порядок» закрепить знания детей о предметах и названиях одежды в практической деятельности.

Воспитатель просит подойти детей к столам.

Ребята, давайте поможем Маше разобраться с бабушкиным сундуком. Для этого у вас на столе лежат картинки с изображением предметов одежды и вам нужно разделить их на мужские и женские предметы одежды и назвать .

Дети выполняют задание.

Молодцы, вы очень хорошо справились с заданием. Теперь для вас новое задание перед вами на столе лежат картинки с предметами одежды вам нужно их разделить на одежду , которую носили люди раньше и на одежду нашего времени и назвать их.

Дети выполняют задание.

Молодцы и с этим заданием вы справились очень быстро и легко.

Маша благодарит вас за помощь и приглашает к себе в гости.

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

Где мы сегодня побывали?

Кому смогли помочь?

Какие новые знания дали нам возможность помочь Маше?

У детской моды очень интересная история. Изначально детская одежда была лишь уменьшенной копией одежды для взрослых. Но очень скоро мода для детей стала уникальным культурным явлением со своими канонами, традициями и законами.

В Российской империи детская мода развивалась по особому сценарию. Само понятие «мода» было применимо только к одежде детей из богатых семей. А, например, на крестьянскую детскую одежду большое влияние оказывали традиции. Рубахи-косоворотки для мальчиков и сарафаны для девочек во всех губерниях выглядели примерно одинаково. Отличалась отделка: она зависела от видов рукоделия, популярных в конкретном регионе.

Первые шаги российская детская мода сделала во второй половине XVIII века. Это было полное копирование европейских тенденций: детский костюм практически полностью повторял взрослую одежду. В городских садах под неусыпным взором нянечек гуляли и маленькие барышни в роскошных платьях с корсетом и кринолином, и крошечные господа в узких сюртучках, и совсем юные офицеры в мундирах. Такая одежда сковывала движения, была неудобной, тесной, тяжелой.

В XIX веке родителям наконец-то удалось решить вопрос, какой должна быть детская одежда: красивой или удобной? К счастью, выбрали удобную. Появились наряды для разных случаев: повседневные, для занятий спортом, для купания, парадный костюм.

Интересная деталь детской моды того времени: до шести лет и девочки, и мальчики носили платья! Такая особенность сохранилась до начала XX века. Есть интересная фотография, на которой запечатлен император Николай второй и императрица Александра Федоровна со своими детьми: девочки разных возрастов в одинаковых темных платьицах окружили родителей. И лишь присмотревшись, в самой маленькой девочке можно узнать юного цесаревича Алексея!

Повседневное платье для девочек было, как правило, белым, однотонным и украшалось лентами, кружевами в тон. Для малышек шились платьица - трапеции с широкими кружевными воротниками и рукавами-фонариками, наряд дополняли белые кружевные панталончики. Девочек постарше наряжали в платья с завышенной талией. Именно в таком платье на страницах «Войны и мира» перед нами впервые предстала тринадцатилетняя Наташа Ростова.

Шмаринов Д.А. иллюстрация к роману "Войни и мир" Л.Н. Толстого

В гардеробе мальчиков настоящим хитом стал костюмчик в матросском стиле. Рубашечка с матросским воротником, дополненная шортами или брюками – самый удобный вариант для прогулок. Этот ансамбль пришел к нам из Англии – однажды королева Виктория нарядила так своих сыновей.

И до сих пор матроска – обязательная деталь летнего гардероба юных модников. Кстати, матроска – это тот случай, когда тренд детской моды проник во взрослую. Сначала в 1930 году в матроску нарядилась Коко Шанель, а потом все именитые дизайнеры создали коллекции в подобном стиле.

В начале XX века в детской моде прослеживаются все тенденции XIX века. Еще одна особенность: в то время учащиеся гимназий носили форму, при чем не только во время занятий – она стала повседневной детской одеждой того времени.

В Советском государстве одежда для детей пережила совершенно особый период. А тенденции, характерные для детской моды в Российской империи, прослеживаются и в творчестве современных дизайнеров.

На самом деле, история детской моды насчитывает всего 200 лет. А до этого времени детская одежда вообще не имела отличий от взрослой. Как только ребенка переставали заворачивать в пеленки, на него надевали длинное платье. Причем различий между мальчиками и девочками не делали! И те, и другие носили длинные, кудрявые локоны и были одеты в платье!

Средние века

В богатых семьях детей наряжали в пышные платья, которые с точностью до самых мелких деталей копировали взрослый наряд. Более того, с 4-5 летнего возраста дети были вынуждены носить корсет, парик или напудренные волосы, и им даже клеили мушку на щечку! Ребенок походил на уменьшенную копию взрослого.

Интересно, что для того, чтобы можно было отличить мальчика от девочки, на картинах мальчиков изображали со шпагой.

← Вот так выглядела детская одежда в средние века: слева - мальчик, справа - девочка.

В средневековье отношение к детям отличалось от современного. Оно не было таким эмоциональным и сентиментальным, как в настоящее время. Ведь раньше детская смертность была не редкостью, а потому, родители относились к этому философски, и старались не привязываться к детям. Ребенка стремились как можно раньше сделать взрослым, и поэтому одевали их соответственно.

Бедные семьи не могли позволить себе роскошную детскую одежду. Одежда для детей из бедных семей перешивалась из старых платьев и представляла собой свободную тунику до пола.

Удивительным является еще тот факт, что грудных детей очень долго туго пеленали, полностью сковывая движения. Тогда считалось, что движения могут привести к деформации костей, и поэтому до 9 месяцев ребенок был практически неподвижен.

XVIII - XIX век

Детская мода , по мнению многих началась в конце 18 века. Тогда детям разрешалось не носить корсеты и парики, и появляются первые пиджаки для мальчиков, которые копируют офицерскую форму. Тогда же появились свободные муслиновые платья для девочек с широким пояском. Под платье полагалось надевать кокетливые штанишки для девочек со множеством кружевных оборок. Но такую одежду можно было носить с 7-8 лет, а до этого возраста детская одежда для мальчиков и девочек никак не различалась, и мальчики по-прежнему наряжались в платья. Эта традиция сохранялась довольно долго - вплоть до середины 20 века.

Как вы думаете, кто изображен на фото? Это очаровательная девочка? На самом деле - это американский президент Франк Делано Рузвельт в возрасте 2,5 лет (1884 год).→

Этот факт объясняется еще строгим религиозным воспитанием, когда тема взаимоотношения полов была под запретом, а детская одежда была «однополой».

XIX-XX век

Конец 19 века - это время прорыва детской моды. Связано это с бурным развитием легкой промышленности. Детская одежда становиться непохожей на взрослую, и появляется отдельное направление моды - !

Помните, чудесный матросский костюмчик для мальчиков? Матросская тема была очень популярной в конце 19 века. Есть мнение, что тему с матроссками придумала известная при европейских Дворах портретистка Элизабет-Луиз Виже Лебрен. Именно она повлияла на развитие детской моды в России, внеся в нее элемент свободы и романтики. Впрочем, матроску носили и девочки, а потом одежда с морской тематикой вошла и во взрослую моду.

Но более правдоподобной версией можно считать другую. Начало моды на матроски берет от королевы Виктории и принца Альберта, которые одели в матросские блузы и клеши своих мальчиков, желая подчеркнуть связь монархии с королевским военно-морским флотом.

Сегодня матросская тема снова в моде. Взрослые с удовольствием надевают полосатую одежду и носят якоря на груди. Детская одежда не отстает и наша компания выпустила летом 2013 года полосатые новинки для каталога интернет магазина .

В конце 19 века гувернеры и гувернантки отошли на второй план, и дети элиты начинают обучаться в гимназиях, школах и интернатах. В это время появляются "школьная форма", то есть одинаковая детская одежда для всех учащихся. В то же время, для девочек появляются специальные платья из сукна с кокетливым бантом на талии.

Платья для девочек с бантом на талии продолжают оставаться популярными и в нашем магазине детской одежды Вы можете встретить такой фасон в нескольких цветовых исполнениях. Это очень популярная модель. И не удивительно! Ведь в таком платье девочка может как сидеть за партой, так и идти на праздник.

В 19-м веке девочки на праздник надевали белые платья из муслина и батиста, украшенные вышивкой, лентами и кружевами. Сегодня все чаще праздничные платья для девочек изготоваливают из ацетата, из полиэстера и другой химии. Наша компания против такой традиции и потому мы выпускаем одежду только из натуральных материалов.

Современная детская мода постоянно меняется, появляются новые стили, течения и модели. Vikki-Nikki внимательно следит за трендами детской одежды. Благодаря современному производству, расположенному в той же стране, где и происходит продажа, мы выпускаем новые модели каждый месяц и постоянно на пике популярности. Вы можете купить из ассортимента нашего магазина: футболку с усами , футболку с рисунком пирожного , одежду в полоску, юбку с баской и многие другие самые современные и популярные модели. Наши дизайнеры все время придумывают что-то новенькое. Именно мы первые запустили в моду футболки с разноцветными рукавами и футболки с печворком . Каждый раз стараемся придумать что-нибудь яркое, стильное и модное. Заходите почаще к нам в гости, потому что новинки появляются - каждый месяц!

  • Мне нравится

Детская одежда появилась лишь двести лет назад, и «изобрели» ее в Англии. До этого времени одежды для детей – тем более специально для мальчиков и девочек – не существовало. Детской моды тоже не было. Ребят постарше наряжали в подобие одежды для взрослых, а младенцы довольствовались куском ткани.

Одевать своих детей хорошо хотят все. И как же многогранно это желание: одежда должна быть красивой, модной, практичной и желательно с изюминкой. И изготовители детской одежды стремятся угодить мамам и папам. Современный рынок пестрит предложениями самых разных брендов и моделей. Родители обладают простой, но важной возможностью – выбором. А ведь выбор был не всегда.

Если говорить о моде вообще, то в своем развитии она идет нога в ногу с человечеством. От моды и внешнего вида многое зависит, ведь «по одежке встречают». Но это касается мира взрослых. Детская же мода –понятие сравнительно молодое. Сегодня это отдельная и серьезная часть индустрии. А первым настоящим детским модельером можно считать француженку Жанну Ланвен. Она открыла одежде для малышей и подростков дорогу в мир от­кутюр. Ее дочь Мари­Бланш стала ее музой и всегда была великолепно одета. И клиентки Ланвен просили ее шить одежду и для их детей. Но это случится лишь в начале ХХ века.

Если посмотреть в ретробинокль на разные эпохи, то мы увидим, что детей долгое время туго пеленали, поэтому одеждой им служил кусочек ткани. Лишь после Первой мировой войны гигиенисты сделали открытие, благодаря которому новорожденные «получили право» на свободу движений. Когда же ребенок подрастал, его одевали в тунику или свободно ниспадающее платье, при этом не имело значение, мальчик это или девочка.

В XVII веке на одежде, предназначенной для детей, появились вышивки. В основном ими украшали рубашки, передники и чепчики. А в начале ХIХ века стали шить одежду разной цветовой гаммы: для девочек предназначались наряды розового цвета, для мальчиков – голубого. В это же время у девочек появились платья с поясами, а у мальчиков – пиджаки. В моду вошел стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими из­под него панталончиками, а мальчики – штаны с воланами и короткие туники.

В ХIХ веке в моду вошел матросский костюмчик, который остается востребованным до сих пор. Разумеется, матроска была самой популярной одеждой для мальчиков Belle époque. «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная», – вспоминал князь Феликс Юсупов. Герой Валентина Катаева – Петя Бачей – тоже одет сообразно эпохе: «На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска с пристроченными вдоль по воротнику белыми тесемками, короткие штанишки, длинные фильдекосовые чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями».

К концу века мальчиков, которых раньше до шести лет было принято одевать в платья и панталоны, крутить им локоны и с религиозным воздыханием называть ангелочками, переодели в коротенькие штанишки.
В XX веке различия между одеждой разных полов начинают сглаживаться. Девочки уже носят брюки. В числе фаворитов – яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. В ходу, прежде всего, удобная одежда для активного образа жизни.

В XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится ярче, разнообразней и выразительнее. К декору добавляются аппликации. Отдельно разрабатывают одежду для торжеств и праздников: бальные платья и костюмы с бабочкой. Аксессуарам уделяется больше внимания – теперь можно подобрать специальную сумочку к торжественному платью. Уже и дети, и взрослые относятся к моде серьезно. Многие родители следят за трендами не только во взрослой, но и в детской моде, и со знанием дела выбирают одежду в магазинах детских товаров.

Так выглядела история детской моды в общих чертах. А если приглядеться внимательнее, дело было так.

Становление

До конца XVIII века дети одевались так же, как и взрослые. Крошечные испанские инфанты, затянутые в корсеты над широченными юбками, малолетние прусские кронпринцы в мундирах и напудренных париках, юные графини в необъятных робронах – они смотрят на нас с портретов, вызывая восхищение и… жалость. Дети из прошлых столетий выглядели, безусловно, красиво. Да, красиво, но эти наряды были уж очень неудобны. Детская одежда повторяла взрослую до мелочей. Только в древнем Египте поступали иначе, там дети до юности вообще не носили одежды. А потом им позволяли носить только вещи, соответствующие их возрасту и социальному статусу.
Обязательная или обязывающая одежда сопровождала человека с самых ранних лет. Принцесса Вильгельмина Прусская, сестра Фридриха Великого, в своих воспоминаниях писала, что «… корсет, изготовленный из железных обручей, я начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом я имела “осиную” талию». Отношение к детям было совсем не таким, к которому мы привыкли. Ребенок из аристократической (а тем более – королевской) семьи с детства ощущал значимость своего положения. Он был «маленьким взрослым», примеряя на себя будущую роль в обществе. Роль и, соответственно, одежду. Британская исследовательница истории нижнего белья и корсетов Розмари Хоторн отмечает: «Чем более высокое положение занимала семья, тем раньше ребенок имел все шансы испытать на себе тиски из китового уса».

Появление самостоятельного направления моды – детского костюма – исследователи связывают с разными причинами, в том числе и с воспитательными идеями Жан­Жака Руссо. Его роман­трактат «Эмиль, или О воспитании» во второй половине XVIII века становится настольной книгой всех просвещенных родителей. Он произвел настоящую революцию в мире детской моды. Руссо не только подробно описал одежду того века, но и раскритиковал ее. Он выступил против тяжелых громоздких вещей для детей. И после этого девочек стали наряжать не в корсеты и кринолины, а в легкие муслиновые платья, а мальчики начали носить пиджаки вместо тесной офицерской формы. А главное, общество отказалось от париков. Руссо пропагандировал «целебную детскую одежду», которая бы не сковывала детей. На этой волне в Англии были разработаны первые детские костюмчики, сшитые в соответствии с принципом «свободы движения». Екатерина II, считавшая себя образцовой воспитательницей, следуя этой моде, даже придумала свой вариант детской одежды – нечто похожее на комбинезон. Так что, по существу, она была первым дизайнером детской одежды в России.

Другой предпосылкой для создания детской одежды называют многочисленные трактаты врачей о детской и подростковой смертности. Одна из причин – ношение маленькими детьми корсетов, обуви на высоких каблуках и прочих атрибутов взрослой моды. В России идею создания «целебной» одежды распространила портретистка Элизабет Виже­Лебрен. За шесть лет, проведенных при русском дворе, она изменила стиль жизни людей. Она ввела в детскую моду морскую тематику, и матроски были популярны вплоть до XX века. Но сила сложившейся традиции была велика, и превращать ребенка в уменьшенную копию взрослого продолжали еще почти сто лет. В 1870‑е годы раздавались сетования, что иные дамы наряжают своих малолетних дочек в копии взрослых платьев с турнюром, думая исключительно об эстетической привлекательности. Но, так или иначе, детская мода к концу XIX века окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и приобрела знакомые нам черты. Каталоги готового платья, такие как американское издание The ladies standard magazine, представляли вниманию публики новомодную одежду, демонстрируя костюмы для юных девушек и маленьких леди, не копирующие взрослые образцы.
Период XIX–XX веков называют Веком ребенка. Люди больше обращают внимание на детей, на их образ жизни, на воспитание.

В XXI веке одежда становиться разнообразнее и ярче. В ходу забавные аппликации и образы, понятные детям.

Что поведают музеи…

С точностью узнать, как эволюционирует детская одежда, довольно сложно, так как в Средние века детей изображали довольно редко. Но с XVII века по полотнам художников уже можно проследить, как менялись вкусы и мода.

В XIV веке мальчиков и девочек одевали одинаково – льняная рубашка, корсет, нижняя юбка, поверх – платье и передник. И, конечно же, чепчик. Были те, кто возражали против такого единообразия. Так, королю Людовику XIII очень не нравилось, что его одевали, как его сестру. Он был не одинок в своем желании выглядеть более мужественно, и примерно с XVII века верх платья для мальчиков уже напоминает мужской костюм. Но с появлением кружевного воротника мальчика от девочки до совершеннолетия почти невозможно отличить. И так вплоть до XVIII века, когда мальчики с четырех лет переставали носить платья. Получить представление об одежде Галантного века можно по картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», где мальчик и девочка изображены в стилизованных нарядах.

В XVIII веке предполагали, что для формирования хорошей фигуры детям нужно носить жесткий и тугой корсет. И эта часть туалета задержались в истории – от корсетов полностью отказались только после Первой мировой войны. В последнюю четверть этого столетия появились панталоны, которые стали незаменимой частью внешнего облика. Панталоны надевали как мальчики, так и девочки. Мальчики прекращали носить их с пяти лет, после семи лет они также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть они начинали ходить в мальчишеской одежде. А наряды девочек продолжали копировать женскую одежду.

Прорыв в детской моде произошел в XVIII веке во времена Французской революции, когда в моду вошел ампир. Своей торжественностью он переносил во времена античности. Девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны.

А в XIX веке в моду снова вошел корсет: линия талии в платьях стала заниженной, а корсет помогал создавать «осиную» талию.

До 40‑х годов XIX века вопрос «разнополой» одежды для детей и подростков оставался закрытым. Происходило это по большей части из­за религиозных соображений того времени. Тема полового воспитания находилась под запретом. Одежда мальчиков и девочек не отличалась фасоном или тканью. Все дозволенные украшения сводились к однотипной вышивке. Праздничная детская одежда отличалась от будничной лишь цветом: вещи для торжеств шили в светлых пастельных тонах.

В это время законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Вот оттуда­то и был заимствован стиль бидермейер в одежде (Готлиб Бидермейер – псевдоним немецкого поэта Людвига Эйхродта). Отличительные черты этого стиля – сентиментальность, уют и удобство. Однако право называться законодательницей мод Франция не хотела уступать, поэтому там этот стиль назывался «стиль Луи­Филиппа». Стиль бидермейер воплотил в себе веяния новой эпохи – стремление к комфорту и простоте. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». И мальчишки той поры одевались в штаны­трубы, отделанный шнуром сюртук и украшали голову шляпой с козырьком. Верхней одеждой по­прежнему являются плащ и редингот. К ним добавляется пальто.

Платья прекрасной половины тоже претерпели изменение: широкая линия плеч, которая достигалась за счет преувеличено пышных рукавов («жиго») и более открытого декольте. Юбки стали шире и объемнее благодаря воланам и рюшам и позволяли открыть не только туфли, но и щиколотки. Шляпки буквально покрывались цветами, лентами и воланами, а верхняя одежда (пальто, пелерины, ротонды) повторяли силуэт платья.

…и расскажут фотографии

В 1869–1875 годах девочки и женщины были вынуждены – опять же диктат моды – носить неудобный турнюр (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре). Сверху надевали жакет, что доставляло еще больше неудобств. К концу XIX века детская одежда начала напоминать современные образцы. Изготавливались специализированные костюмы – для купания, игры в теннис, верховой езды, гимнастики… Одежда стала ярче, нарядней, легче и удобней. Ее стали украшать кружевами и вышивкой, особенно красиво вышитым было белье. Нарядная детская одежда включала в себя в обязательном порядке чулки, туфельки и сапожки без каблука. Были популярны туфельки, созданные французом Пине в 70‑х годах XIX столетия, которые получили название пинетки.

Первая мировая война стала началом робких изменений. Детей стали одевать в короткие платьица и шортики. Люди наконец­то поняли, что дети очень сильно отличаются от взрослых. Но только после Второй мировой войны одежда детей начала походить на современную. Крой становился свободнее, модели – разнообразней. Важным шагом в европейской истории детской моды стало появление в первой половине прошлого столетия специализированных магазинов, где можно было купить готовую одежду.

А что в России?

А у нас дети, кроме малышей самого раннего возраста, практически всегда носили униформу: в гимназиях, гостях и порой даже дома ребенок был одет в такую одежду. Разнообразием не отличались и ткани для пошива костюмов: в основном это был английский камлот и шелк для праздников. Единственной сменой повседневному образу были спортивные и купальные костюмы из легких хлопковых тканей. Образцы западной моды, заказываемые обычно в Париже, могло себе позволить лишь дворянское сословие. Позже – купечество. Крестьянские дети не знали, что такое мода.

Детям Belle époque довелось стать и свидетелями и участниками всех войн и революций века двадцатого. Именно им, детям в матросках и белых платьицах, взрослые прочили новую и прекрасную жизнь, когда вся Россия будет «вишневым садом». Они, рожденные и воспитанные для радости, оказались заложниками идей и социальных экспериментов.

Послереволюционные времена и годы Советского Союза тоже нельзя считать расцветом в развитии индустрии детской одежды.

Внешний вид подрастающего поколения находился под строгим контролем учебных и общественных заведений. Невыразительная одежда призвана была поддерживать идею о всеобщем равенстве. Эта одинаковость привела к тому, что донашивать костюмы старших братьев или родителей стало привычным делом, особенно после войны. Чего не скажешь про взрослую моду – война, какой бы разрушительной она ни была, открыла границы. И многие
«Мосшвейпромом» уже не ограничивались, обращаясь в ателье и копируя модели из «тамошнего» кино.

У элиты, конечно, была совсем другая жизнь. Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров со всего света… Именно такими в период карточной системы тридцатых годов, всеобщего дефицита и голодных очередей многим запомнились торгсины. Слово «торгсин» впервые прозвучало в начале 30‑х годов, а уже с осени 1931 года эти магазины открыли двери и для простого населения, что вызвало огромный ажиотаж.

С изобилием и дальше не сложилось. И вторая половина XX века стала временем тотального дефицита и заграничного блата. Недоступное для большинства жителей страны элитное потребление сосредоточилось в магазинах «Березка», остальные обращались к фарцовщикам и выстраивались в нескончаемые очереди в магазины с названиями столиц социалистических государств. 90‑е годы стали сменой вех. Во всем. В том числе и в развитии детской моды.

Современная индустрия детской моды развивается стремительно. Индивидуальный стиль, одежда на каждый день и для торжеств, модные бренды, пошив на заказ – перечень доступных родителям вариантов сегодня бесконечен. Хотя стоит признать, что детская мода консервативна. Она развивается по своим законам и в значительной степени отстает от одежды взрослых. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор актуальны. Глядя на многие платьица начала прошлого века, можно представить любую из современных девочек­дошкольниц, одетую так же. Рукав фонариком, юбка солнце­клеш, разноцветные ленты в волосах – этот образ одинаково применим и к Belle époque, и к дню сегодняшнему.

Детство – самое насыщенное, наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, и хотелось бы, чтобы детская мода успевала «расти» вместе с детьми и их интересами.

Ранее, во все времена детская одежда была точной уменьшенной копией взрослой. В конце 18 века одежда детей не отличалась разнообразием. Одежда юношей и девушек шили из похожего материала, в одном фасоне. Делали их одинаково: шили гладью кружево, шнуры, делали аппликацию. Детские костюмы часто шили из бархата и отделывали белыми воротничками или жабо. В XIX в. интерес к проблемам детской одежды не ослабевал. Но в начале 20 века известная в тех кругах модельер Жанн-Мари́ Ланве́н навсегда перевернула представление о детской одежде. Жанна, которая шила в те времена популярные женские шляпы и платья, стала шить маленькие модные платья для своей маленькой дочери Маргарет.

Жанна не выдумала что-то экстраординарного, а просто шила удобные платья для различных подвижных игр, позволяющую двигать ручками и ножками. Вскоре эти наряды стали востребованы среди мамочек и в 1908 году Жанна представила первую детскую коллекцию на показе мод.


Однако сегодня многие западные государства продолжают ценить эксклюзивную работу (Hand Made). Современные вещи функциональны, практичны и очень разнообразны. Силуэты в основных чертах повторяют взрослые модели. Используются в основном натуральные и инновационные ткани. Экономический кризис стал причиной того, что детские платья для праздника, представленные в последних коллекциях адаптированны так, что бы их можно носить каждый день. Также “уличная” одежда для девочек, много деталей взяла от гардероба мальчиков.


Детская мода в XXI веке стала экологичной, а за счет многообразия стилей и большого ассортимента одежды отражает прежде всего индивидуальный стиль родителей и их детей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!