Женский журнал Ladyblue

Как играть с грудничком в 1 месяц. Игры с грудничком по месяцам

Первый месяц – это только начало жизни малыша, и впереди его ожидает много времени и масса новых открытий. Но именно первый месяц жизни ребёнка является особенно важным, ведь он наполнен по-настоящему серьёзными достижениями.

Одним покажется развитие ребёнка в 1 месяц жизни мелочным, а другие со слезами радости в глазах будут заявлять, что их малыш стал совсем взрослым и самостоятельным. Как бы там ни было, но то, что делает ребёнок в 1 месяц – довольно впечатлительно.

Конечно, адаптируясь к внеутробной жизни, кроха большую часть времени будет проводить во сне. Но, помимо этого, малыш также преодолевает нелёгкий путь к своему развитию ступенька за ступенькой:

  • Первым делом, новорождённый начнёт пытаться совершать минимальные движения ручками и ножками.
  • Сформируется сосательный (слегка дотронувшись до крошечных губок, младенец моментально скрутит их в трубочку) и хватательный (если вложить палец в маленькую ручонку, она тут же сожмётся) рефлекс.
  • А также можно услышать звуки, которые ребёнок будет издавать в такт речи говорящего с ним человека.
  • Затем новорождённый сможет распознавать среди других мамин голос, запах, прикосновения.
  • Различать цвета, окружающие звуки, акцентировать внимание на склонившемся над ним лице, сосредотачиваться на передвижении какого-либо предмета.
  • В конце месяца малыш будет лёжа на животике пытаться поднимать головку, и даже удержать такое положение некоторое время.

Развитие ребёнка в 1 месяц

У многих новоиспечённых родителей возникает один и тот же вопрос: Как развивать ребёнка в 1 месяц. На самом деле всё очень просто, главное, всегда нужно помогать ребёнку, преодолевать трудности. Всё, что ему сейчас необходимо – это ощущение материнского тепла, покоя и безопасности. Как можно чаще нужно разговаривать с младенцем нежным голосом. При контакте во время кормления, переодевания и т. д., руки всегда должны быть сухими и тёплыми – у новорождённых повышенная осязательная чувствительность.

Уже, спустя несколько недель развития, малыш начинает набираться разума, запоминать некие хитрости, которые будут помогать ему, удовлетворять собственные желания. Например, если ребёнок голоден или присутствует какое-либо ощущение дискомфорта, и чтобы мама пришла на помощь, ему нужно громко кричать, то он так и будет делать.

А также по желанию родителей, в 1 месяц можно начинать обучать малыша правильному поведению. Например, чтобы приучить к определённому режиму питания или сна, не нужно трястись вокруг него и бежать по первому зову.

Мимика и речь

В первый месяц своей жизни, малыш выражает своё состояние плачем или улыбкой. Соответственно дискомфорт, боль, недовольство, страх или спокойствие и наслаждение. Конечно, поначалу некоторые эмоции у новорождённого будут возникать неосознанно, например, улыбка во сне или во время купания.

Наука копирования начинает развиваться у ребёнка в возрасте еще не достигшем месяца. В этот период он уделяет особенное внимание склонившимся над ним лицам, тщательно рассматривая их. Поэтому разговаривая с малышом, нужно совершать какие-нибудь мимические движения, которые он вскоре начнёт повторять.

Например, улыбка, скорченная гримаса, скручивание губок в трубочку, выпучивание глаз, высовывание языка и так далее.

Помимо всего, ребёнок в 1 месяц очень чувствителен к эмоциональному состоянию окружающих его людей. Так, если все вокруг наполнены радостью, спокойствием, любовью, тогда и малыш будет чувствовать себя комфортно. Если он ощущает раздражительность, агрессию, резкие повышенные тона в голосе, тогда его реакцией становиться протестующий плачь.

Со временем к мимическим жестам новорождённого подключится и речь. В месяц важно как можно чаще разговаривать с ребёнком, даже можно сюсюкать, на последующем развитии это никаким образом не скажется. В ответ также можно получить весёлое агуканье, пищание, фырканье.

А если малыш ещё и очень активен, то звуки будут сопровождаться движениями ручек, ножек, прогибами в спинке и т. д., что окажет благотворное влияние на мышечный аппарат месячного ребёнка.

Зрение и слух

Для развития слухового и зрительного аппарата в 1 месяц нужно придерживаться следующих советов:

  1. Над кроваткой малыша обязательно должны висеть мобили, игрушки или погремушки. При этом их расположение не может быть ниже, чем 50–70 см над уровнем груди ребёнка.
  2. Можно немного поиграть.

Например: взять яркую игрушку (погремушку, кольцо, шарик и т. п.), и протянув её на расстоянии 50 см от лица, начать водить ею в различных направлениях (по горизонтали, вертикали, по кругу). Постепенно можно будет заметить, как крошечные глазки малыша станут внимательно следить за движущимся предметом.

Или же дать возможность следить новорождённому ребёнку за мамой или папой, при этом медленно передвигаясь из стороны в сторону.

  1. Во время бодрствования, малышу в 1 месяц полезно включать тихую и спокойную музыку (негромко).
  2. Петь смешные песенки, сопровождая их мимикой, колыбельные.
  3. Как можно чаще нужно разговаривать, рассказывать о происходящем вокруг, как дела у папы, бабушки, дедушки и так далее. При этом можно передвигаться по комнате.
  4. Развивать реакцию на звуки можно с помощью колокольчиков, которые будут привязаны к пинеткам. Каждый раз, как ребёнок пошевелит ножкой, он будет слышать лёгкий и звенящий звук.

Проводя развивающие занятия с новорождённым с 1 месяца, нужно помнить о его чувствительности.

Строя гримасы, не стоит перебарщивать, чтобы не напугать ребёнка. А также во время разговора голос должен быть всегда нежным, ровным, тихим и нераздражительным. Поэтому и решать домашние конфликты стоит подальше от комнаты, где лежит младенец.

Ощущения

В первый месяц новорождённые дети довольно чувствительны ко всему, в том числе и в плане осязания. Однако, в возрасте одного месяца, всё это требует дополнительного развития. Для этого нужно регулярно делать лёгкий массаж пальчиков рук и ног. Это положительно скажется на улучшении чувствительности своего тела.

Для развития осязания у новорождённого, поглаживая его, чередуйте материал: махровое полотенце, нежное пёрышко, кусочки ткани разного вида.

Обоняние у ребёнка, не достигшего месяца, можно развивать с помощью ватных дисков, пропитанных различными ароматами.

Не стоит давать малышу нюхать слишком резкие запахи.

Гимнастика

Физическое развитие играет значительную роль в жизни человека, поэтому гимнастика для младенцев в 1 месяц очень важна. Её польза для новорождённого заключается в следующем:

  • развивает опорно-двигательный аппарат;
  • укрепляет иммунную систему;
  • улучшает эмоциональное состояние;
  • благотворно влияет на рост и вес;

Чтобы не навредить малышу в 1 месяц учитывайте противопоказания развивающей гимнастики:

  • высокая температура;
  • заболевания суставов, костей, лимфатических узлов;
  • болезни кожного покрова.

Правила проведения гимнастики для развития младенцев:

  • Перед проведением гимнастики обязательно нужно обязательно проветрить помещение.
  • Температура в комнате не должна быть меньше или больше 24°С.
  • Занятия физического развития с новорождённым с 1 месяца должны длиться не более 10 минут, через час после кормления.
  • Лучшее время проведения гимнастических упражнений для малыша – часы после дневного сна.
  • Выполняя процедуры, нужно задорно и успокаивающе разговаривать с ребёнком до месяца, петь песенки, применять яркие игрушки и т. д.

Упражнения для развития новорождённых:

  1. Начинать нужно с лёгких прикосновений, нежно поглаживая все части тела младенца. Ручки и ножки потирайте в направлении снизу вверх, спинку и животик – в горизонтальном, вертикальном и по кругу. Особое внимание необходимо уделить рёбрышкам и грудной клетке.
  2. Уложив ребёнка на спинку нужно аккуратно поднимать и опускать ручки, скрещивать их на груди, и разводить в стороны.
  3. Не меняя положения новорождённого, сгибаем ножки в коленях и проделываем упражнение, которое называется «велосипед».
  4. Изменив положение, уложив малыша на животик, нужно, используя погремушку и разговаривая с ним, привлечь его внимание так, чтобы он поднял и немного задержал головку вверх. Таким образом, в возрасте месяца у него будет укрепляться позвоночник, мышцы шеи и спины.
  5. Несколько раз в сутки нужно просто держать кроху в вертикальном положении, поддерживая головку.

Каждое упражнение физического развития не должно длиться дольше трёх минут, пока возраст ребёнка не перейдёт за месяц.

Купание

Начинать полностью купать новорождённого лучше, когда окончательно заживёт пупочная ранка.

Купание, чтобы малыш не испугался, следует начинать с постепенного погружения в воду пяточек. И лучше, если первые разы будут проходить вместе с мамой или папой, для большего успокоения ребёнка. Так, положив его спиной к себе на грудь и обхватив левой рукой через подмышки и живот, можно поливать его водичкой и играть специальными игрушками.

Со временем можно приучать кроху купаться одному. Уложив его на животик и придерживая рукой за подбородок или под грудь, помогайте ребёнку передвигаться вдоль и поперёк всей ванной.

После некоторого времени таких тренировок помогите малышу научиться отталкиваться от края ванной. Для этого нужно довести новорождённого до упора к бортику, и когда он упрётся ножками, помочь согнуть их и оттолкнуться в обратном направлении. Повторяйте действия, пока ребёнок не сможет самостоятельно проделывать упражнение, скользя по воде. После этого переверните его на спинку и повторите всё то же самое. Такое развлечение ему будет только в удовольствие.

К тому же плавание в месяц, особенно на спине, отлично развивает чувство равновесия и благотворно влияет на вестибулярный аппарат. В дальнейшем такое развлечение помогает избежать проблем с поездками на дальние расстояния.

Завершив процедуры и укутав ребёнка в мягкое полотенце, можно немножко поиграть с ним в прятки. Скрывшись за краем полотенца, выглянуть из-за него и задорно произнести: «Ку-ку». От этого положительные эмоции возрастут в два раза.

Отдых

Когда, в течение дня выдаётся свободная минутка, лучшим вариантом её использования является совместный отдых, при этом устроившись, как можно удобнее, нужно положить кроху к себе на грудь. Спокойное дыхание, ритмичное сердцебиение мамы окажет благотворное влияние на состояние малыша.

Физиологическое развитие

Здоровый новорождённый ребёнок в состоянии самостоятельно установить режим сон – кормление – бодрствование. Однако, в возрасте 1 месяц, период бодрствования довольно мал (от 30 до 60 минут) и следует серьёзно отнестись к распределению дневных процедур: игры, массаж, гимнастика, купание и водные развлечения. Далее, родителям остаётся только поддерживать установленный распорядок.

Вот и всё, что должны знать новоиспечённые родители о том, как развивать ребёнка в 1 месяц.

Залог хорошего развития новорождённого – мама в полном его распоряжение. Не бойтесь разбаловать малыша, уделяя много внимания, наоборот, это в будущем придаст ему больше уверенности.

Когда в семье появляется ребёнок – это огромная радость, бессонные ночи и колоссальная ответственность родителей за здоровье и развитие малыша. Успешное развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, но основным из них является то, как с рождения занимаются с ребёнком, сколько времени ему посвящают, какие развивающие игры и занятия используют, а также то количество любви, которое направлено на маленького человечка.

Не бойтесь проявить излишнюю нежность – это никак не может повредить психологическому состоянию карапуза. А внимание к ребёнку, развивающие игры до года и всевозможные игрушки помогут ему увереннее перейти годовалый рубеж навстречу интересному и пока загадочному миру.

Какие развивающие игрушки выбрать ребёнку до года?

1) Все игрушки для детей до года должны иметь яркую окраску и чёткие очертания, рисунок: если это собака, то она должна быть похожа на собаку! Игрушки разных цветов позволят малышу различать первыми именно такие цвета.

2) Прочность и безопасность. Игрушками стучат, их бросают, их кусают и обсасывают, а значит, материал, из которого они изготовлены, должен быть безопасен.

3) Разнообразие материалов для игрушек – игрушки для ребёнка до года можно выбрать из разного материала (пластмасса, ткань, дерево, резина)

4) Простота выбора игрушки. Учитывая, что новорождённый ничего не знает об окружающем его мире, любой предмет может стать объектом исследования (ложки, баночки, бусы мамы).

5) Ограничение количества игрушек для одного раза. Предложите две — три и поменяйте их через недельку, чтобы они не успели надоесть малышу.

Что нужно знать маме про игру с ребёнком до года?

1) При первом опыте игры, да и вообще все действия малыша неуклюжи и медленны. Многие родители пытаются помочь ему, чем только расстраивают карапуза, который должен сам исследовать каждый интересный объект. Предоставьте ему такое право: пусть не быстро и не с первого раза, но малыш освоит любую игру и игрушку. Не надо его торопить и пытаться форсировать процесс.

2) Попробуйте вызвать интерес к игрушке. Если ребёнок пассивно лежит, не стоит вкладывать игрушку в его ручку, пусть он сам попробует дотянуться и взять её.

3) Место для игры может быть где угодно: на диване, в кроватке, на полу, в стульчике для кормления и даже в «кенгуру». Малыш обследует новые места и запоминает окружающий мир.

Развивающие игры для ребёнка в 1 месяц (игры и потешки для новорожденного)

Разговор с ребёнком. Говорите с малышом постоянно, когда заходите в комнату, когда переодеваете или купаете его. Меняйте интонацию и тембр голоса. Тихий голос успокоит, а громкий — привлечёт внимание.

Мамино лицо. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на мамином лице, медленно двигайтесь в разные стороны – малыш будет поворачивать за вами голову и следить взглядом.

Наблюдатель. Возьмите яркую игрушку и водите ею перед лицом малыша из стороны в сторону, по кругу, по вертикали. Расстояние от лица должно быть примерно 25-30 см. Когда ребёнок сможет взглядом следить за одним направлением движения, дайте ему отдохнуть. Потом попробуйте другое движение.

Я слышу маму. Когда вы идёте по комнате, где лежит ребёнок, подайте голос и позовите по имени карапуза. Меняя направление – отзывайтесь каждый раз. Малыш учиться следить за вашим передвижением и развивает слух.

Не забудьте про массаж, в этом возрасте он не менее важен, чем развивающие игры для новорожденного. Чем чаще вы прикасаетесь к телу ребёнка (во время переодевания, кормления, купания), тем спокойнее и увереннее чувствует и ведёт себя ребёнок.

Развивающие игры для ребёнка в 2 месяца

Колокольчик. В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки. Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун. Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки. Пора начинать знакомит ребёнка с простенькими стишками, потешками, песенками и прибаутками. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам гугуканьем».

Фигурное плавание. Положив голову ребёнка на ладонь, попробуйте «поводить» его по поверхности воды в разные стороны, описывая восьмёрку, вправо-влево. Эта развивающая игра для ребёнка в 2 месяца поможет пространственному ориентированию малыша, а такая близкая ему водная среда поможет снять гипертонус и просто доставит удовольствие.

Развивающие игры для ребёнка в 3 месяца

Занятия на мяче. Ребёнок уже может достаточное время лежать на животике и какое-то время держать головку. Положив его на большой надувной мяч, покачайте его вперед-назад, осторожно, вправо-влево. Развивается ориентация в пространстве и вестибулярный аппарат.

Возьми игрушку. Положив малыша на живот, разложите передним 2-3 яркие игрушки и погремите ими. Если карапуз пытается дотянуться до одной из них, подставьте ладонь под стопу ножки – почувствовав опору, будет попытка оттолкнуться. Эта развивающая игра для ребёнка 3 месяца поможет ему раньше начать ползать.

Слушаем музыку. Включайте разную музыку: весёлые детские песенки, классическую, колыбельные. Старайтесь в такт звучания совершать какие-то действия (хлопать в ладоши, кружиться с ребёнком на руках, раскачиваться, подпевать).

Чудо-браслет. Наденьте на ручку (или ножку) малыша браслет из трикотажной ткани, на которой нашиты колокольчики, бубенчики. Развитие координации, изучение своих ручек и ножек, а также ориентация в пространстве будет намного интересней.

Не забывайте про массаж! С потешками и стишками.

Развивающие игры для ребёнка в 4 месяца

Ответь мне. Мама наклоняется над ребёнком и нараспев повторяет стишки с долгими гласными буквами (Петушо-о-ок, петушок, золотой гребешо-о-ок). Получается чёткое произношение гласных. Ребёнок в ответ будет «гулить».

Отдай игрушку. Взрослый берёт игрушки с разной фактурой и поочерёдно вкладывает их в ручки малыша, лежащего на спине. В развивающей игре следует обратить внимание на правильный захват, а именно положение большого пальца руки. Легонько забирайте игрушку и давайте другую. Происходит подготовка для мелкой моторики – напряжение и расслабление ручки, изучаются разные материалы.

Зеркальце. Если у вас есть игрушки с отражающими зеркальными вставками, закрепите их на кроватке. На расстоянии примерно 25 см от личика ребёнка. Рассматривать своё отражение очень интересно и в таком возрасте.

Мобили. Их можно развешивать и раньше, с 2-х месяцев. Развивается мелкая моторика, умение сосредоточить взгляд, тактильные ощущения. Развешивать можно не только игрушки, но разные бытовые предметы (бутылочки, щетки, ложки, фигурки зверей и птиц).

Ребёнок пытается или уже умеет переворачиваться на живот и обратно. Хвалите его и предлагайте первые книжки с большими яркими картинками.

Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев

Мячи. Тряпичный : с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.

Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.

Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.

Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев

Кнопочки на игрушках, коробочки. Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки. Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы. Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Развивающие игры для ребёнка в 7 месяцев

Мешочки с крупой. Маленькие мешочки, наполненные различными крупами (гречка, горох, фасоль, рис). Дайте их вашему малышу и они помогут в развитии мелкой моторики, дают возможность исследования, их можно хватать, жевать, бросать.

Молоточек. Игрушка с пищалками на концах. Детки в 7 месяцев любят стучать такими игрушками об пол. Весело и полезно для координации движений.

Барабан. Любая кастрюлька, миска и деревянная ложка подойдут для игры. Малыш ударяет по разным «барабанам» и слышит разницу в звуках. Полезно для развития слуха и логики.

Книжки и кубики из ткани, «шуршалки» вызовут интерес, разовьют внимание, полезны для мелкой моторики. Показывайте книжку ребёнку, потом он сможет рассматривать её сам.

Развивающие игры для ребёнка в 8 месяцев

Пластиковые бутылки с крупами или водой. Их можно крутить и трясти. Звук и вид перекатывающейся крупы или булькающей воды стимулируют развитие зрения и внимание.

Музыкальные игрушки. Помогут развить мышление и слух. Ребёнок поймет связь между действием и полученным результатом: нажав на кнопку, выскакивает игрушка или играет музыка.

Кубики, посуда, пищащие игрушки. Все, что можно уронить на пол. Развивается способность к познанию и мелкая моторика. Немного позже, примерно в 9 месяцев, можно немного усложнить эту развивающую игру и учить кидать предметы специально (мяч в ведёрко, игрушку в коробку).

Свет. Если есть настольная лампа, позвольте малышу включать и выключать её, нажав на кнопку или потянув за шнурок торшера. Действия озвучивайте: «Свет загорелся!» «Выключили лампочку!»

Третий лишний. Дайте в руки малышу две игрушки. А затем предложите ещё одну. Заинтересованный ребёнок должен сообразить освободить одну руку, чтобы взять предложенную игрушку.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной. Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему – покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики. Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера. Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь. Е сли уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки. Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Развивающие игры для ребёнка в 10 месяцев

Машинки на устойчивой основе. Купите вашему десятимесячному малышу подвижную машинку на колёсиках. Покажите, что если её толкнуть, она укатится по полу. Для такой развивающей игры великолепно подойдут инерционные машинки. Катание вперёд и назад учат совершать базовые движения, необходимые и девочкам, и мальчикам.

Игрушки музыкальные (барабан, пианино). Происходит развитие слухового восприятия, координации. Играть лучше под стишки или песню.

Конструкторы. Несложные варианты развивают моторику, логику, мышление.

Тряпочные игрушки или куклы, у которых крупные черты лица. Игра познакомит ребёнка с названиями части тела, лица. Предложите показать, где у куклы глазки, носик. Если у малыша не получается показывать, делайте это вместе с ним, водя его ручкой и указывая названные части лица.

Развивающие игры для ребёнка в 11 месяцев

Каталки. Игрушки на колёсиках, которые на прогулке можно везти впереди себя (колесо, бабочка). Учат ходьбе, равновесию, понятию опоры и движения.

Игрушки с механическим заводом (машинки, поезда, мышки). Развивают моторику и логику. Предложите малышу самому завести игрушку.

Игрушки со спортивным уклоном (качалка в виде коня, машинка, на которой можно ехать сидя). Развивается координация, навыки ходьбы, бега. Эта развивающая игра для ребёнка в 11 месяцев должна проводиться под присмотром взрослых . Благодаря ней ребёнок постигает ориентацию тела в пространстве.

Развивающие игры для ребёнка в 12 месяцев

Кубики, мячи, прищепки, рисование, лепка – это всё можно смело предлагать маленькому исследователю.

Грабли. Рассыпьте по столу не крупные игрушки и покажите, как можно песочными грабельками всё сгребать в кучку или со стола в коробку.

Ботинок. Предложите ребёнку самому надеть ботинок. Помогайте ему справится с этой задачей и обязательно похвалите его, даже если практически всё сделали самостоятельно. Это отличное упражнение для ребёнка до года на развитие моторики, терпения и самостоятельности.

Альбом с фотографиями родных, близких и самого малыша займёт его внимание. Узнавание лиц развивает память. Только проследите, чтобы малыш случайно не порвал и не помял ценные семейные фотографии.

Все развивающие игры до года по месяцам для конкретно указанного возраста можно использовать и позже, в возрасте постарше, главное – интерес к ним ребёнка. Не забывайте про музыку и массаж в любом возрасте – массаж полезен для здоровья, а музыка развивает творческое начало.

Марина Суздалева

В прошлый раз мы с вами узнали, а сегодня поговорим о том, .

Вы можете продолжать проводить уже знакомые занятия предыдущего месяца, пока они нравятся вам и малышу, и дополнить их играми и упражнениями из этой статьи, которые направлены на обогащение сенсорных впечатлений подросшего ребенка и развитие его двигательных возможностей.

Начнем, пожалуй, с того, что видит перед собой малыш, когда просыпается и засыпает в своей кроватке. Очень хочется надеяться, что это ваше любящее лицо. Однако кроха не всегда находится рядом с мамой, и если уж мы говорим о том, как развивать ребенка в 1 месяц , в этом возрасте малышу уже пора получать более разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления. Этим и займемся!

Контрастные картинки для развития ребенка 1 месяца

Наверняка, вы уже знаете, что младенцы предпочитают (это было установлено психологами в ходе экспериментальных наблюдений) контрастные черно-белые изображения тем замечательным разноцветным мишкам и бабочкам, которыми вы так старались украсить детскую. Не беда! Очень скоро кроха дорастет и до разглядывания мишек и бабочек, а пока разместите прямо в его кроватке или манеже на уровне глаз на расстоянии около 30-35 см те самые контрастные картинки. Вы можете нарисовать их сами (чередующиеся полоски, спирали, геометрические фигуры, лица и т.п.), использовать черно-белые фотографии или распечатать из интернета.

Картинки вывешивайте по 1-2 и меняйте 1 раз в 2-3 дня. Также вы можете разместить картинки по всей квартире и периодически менять их местами.

Маленький совет: рукодельницы могут сшить тактильную подушечку или коврик для малыша, используя черные и белые ткани разной фактуры, пуговицы разного размера и формы и т.д. Месячный малыш будет с удовольствием ощупывать и рассматривать ваше творение, развивая зрение и тактильные ощущения.

Радужные бабочки для развития ребенка 1 месяца

Сделайте разноцветных бабочек из гофрированной или сложенной гармошкой цветной бумаги и цветных прищепок и по очереди подвешивайте бабочек над кроваткой, на дугу развивающего коврика или мобиля (предварительно сняв другие игрушки). Называйте цвета: «Это синяя бабочка. Где синяя бабочка? Вот синяя бабочка… и т.д.». Можете склеить листы бумаги контрастного цвета (синий с желтым, оранжевый с зеленым, голубой с красным и т.д.), тогда при движении всей конструкции малыш будет получать новые интересные зрительные стимулы.

Колокольчики для ребенка 1 месяца

Здорово, если у вас есть коллекция колокольчиков. Они еще не раз пригодятся вам для . Пока речь идет о том, как развивать ребенка в 1 месяц , мы будем использовать их следующим образом. Закрепите колокольчики на ленте и подвесьте на уровне груди малыша в кроватке (или ниже, чтобы кроха мог ударять по ним ножками) на высоте 10-15 см. Не стоит сразу знакомить кроху со всей коллекцией – достаточно будет 3-х наиболее контрастных по звучанию колокольчиков.

Маленький совет: запишите на видео первый концерт вашего виртуоза.

Тактильные игры для развития ребенка 1 месяца «На ощупь»

Малыш уже уверенно держит голову в положении лежа на животе? Предложите ему такое занятие. На краю пеленального столика или прямо на стене перед ним закрепите (например, с помощью двустороннего скотча) кусочки материалов разной фактуры:

  • бархатная бумага
  • гофрированный картон
  • глянцевая бумага
  • обычная бумага
  • полиэтиленовый пакет
  • фольга
  • пузырчатая пленка и т.д. (кстати, можно использовать те же контрастные цвета – черный и белый).

Теперь по время массажа и гигиенических процедур кроха может ощупывать эти материалы. Не забывайте проговаривать его ощущения, используя короткие простые конструкции: «Это бархатная бумага. Она черная. Бархатная бумага мягкая. Давай погладим еще раз! Вот так. Очень приятно! и т.д.». Подобную игру можно продолжить во время купания – дайте ребенку потрогать сухую и мокрую мочалку, зубную щетку и махровое полотенце, пену и кусочек мыла…

Маленький совет: выдавите немного детского крема или массажного масла на ручку малыша и понаблюдайте, как он будет изучать новые ощущения.

Игра «Ку-ку» для ребенка 1 месяца

Спешу вас обрадовать. Очень скоро ваш малыш начнет замечать, что вы выходите из комнаты, и начинать плакать при этом… Но я отвлеклась. Игра в «Ку-ку», любимая всеми малышами, как раз и призвана помочь вашему сокровищу понять, что если что-то или кто-то на время пропало из поля зрения, совсем не значит, что оно исчезло навсегда. И нет повода для слез!

В первое время начинайте играть с малышом так: буквально на несколько секунд прячьте лицо за ладонями с растопыренными пальцами (чтобы видеть реакцию малыша и чтобы он мог видеть ваше лицо) и эмоционально приговаривайте: «Где же мама? Вот мама!» (мы еще говорили «Нашлась пропажа!» — мой сын до сих пор употребляет это выражение, когда что-нибудь находит, чем всегда вызывает умиление у присутствующих). Через некоторое время попробуйте «прятаться» под прозрачным платочком, потом за газеткой или пеленкой – малыш будет со смехом сдергивать ее с вас, а примерно к возрасту 4-5 мес. он будет готов и сам спрятаться от вас под пеленкой.

Недавно стали мамой малыша?

Экскурсия для ребенка 1 месяца

В возрасте 1 месяца кроха уже достаточно хорошо изучил пространство, в котором живет. Он знает, где расположена дверь (оттуда обычно появляется мама), окно (источник света), видит и запоминает расположение предметов мебели. А это значит, что пора отправляться на экскурсию в «большой мир», то есть за пределы детской комнаты.

Возьмите кроху на руки – удобно использовать позы «малыш лежит на животе у вас на руке» или «малыш в вертикальном положении прижат спинкой к вашей груди». Медленно путешествуйте с ребенком из комнаты в комнату, из коридора на кухню, обращайте его внимание на освещенность, запахи, преобладающие цвета в интерьере. Присмотритесь к крохе. Если вы заметите, что какой-то предмет, особенно привлек его, задержитесь возле него и расскажите о нем подробнее. Например: «А, малыш, тебе понравились часы? Еще бы, они такие яркие! Яркие красные часы! Смотри-ка, это стрелки. Они идут «тик-так», «тик-так». Это циферблат. Он круглый. Часы сделаны из пластмассы. Потрогай, какие твердые… и т.д.»

Статья « конечно, была бы неполной без упоминания занятий на физическое развитие малыша. К тому же, это направление развития, является одним из приоритетных для малышей первого полугодия жизни. Вот несколько идей:

Игра для ребенка 1 месяца «У меня шарик»

Купите шарик, надутый гелием, и аккуратно привяжите его к ножке малыша (не оставляйте кроху без присмотра во время этого занятия!). Малыши в этом возрасте обычно активно шевелят ножками и ручками, но вы можете слегка стимулировать этот процесс, рассказав потешку или включив знакомую ребенку музыку. Привлеките внимание крохи к двигающемуся шарику. Через некоторое время малыш поймет, что движения шарика вызваны его собственными движениями, и будет активнее шевелить ножками.

На этом же принципе установления причинно-следственной связи основаны и 2 следующих упражнения, только теперь движения крохи будут вызывать звуки.

Неваляшка для ребенка 1 месяца

Если вы уже знаете, то у вас, без сомнения, имеется неваляшка. И уж она-то точно знает, как развивать ребенка в 1 месяц :) Когда ваш ребеночек лежит в кроватке, манеже или просто на полу, положите неваляшку ему в ножки так, чтобы при движении он легко мог ее задеть. Крохе понравится слышать переливистые звуки неваляшки, и он будет без конца стучать ножками. Будьте рядом, чтобы вовремя вернуть убегающую неваляшку на положенное место.

Бубенчики для ребенка 1 месяца

Сейчас в детских магазинах можно встретить браслетики на ручки или ножки с бубенчиками и погремушками. Рекомендую приобрести или сделать аналогичную (и даже более развивающую) игрушку самостоятельно. Вариантов много. Например, вы можете нашить бубенчики (их можно купить в магазинах швейной фурнитуры или срезать с пришедшей в негодность игрушки) прямо на носочки вашего малыша или на мягкую не тугую резинку для волос. А можно обвязать контейнеры от шоколадного яйца, предварительно положив внутрь разные гремящие наполнители, и связать или сшить к ним браслетики на липучках.

Такие нехитрые приспособления способствуют.

В возрасте десяти дней, ребенок уже может общаться с внешним миром. Полагаясь не только на рефлексы, но и на свои сенсоры. Большая часть детей в этом возрасте может свободно удерживать в поле зрения предмет, который двигается, например, яркую погремушку (размером около 10 сантиметров).

Поместив ее на уровне груди ребенка, который лежит на спине ребенка и, перемещая ее вправо-влево, малыш будет фиксировать игрушку взглядом. Это фокусирование взгляда продлится несколько секунд.

Впоследствии и ориентировочные зрительные реакции малыша становятся намного развитее. В трехнедельном возрасте может фиксировать взглядом не двигающиеся предметы разного размера.

В конце первого месяца ребенок может зрительно следить. Например, если Вы повторите манипуляции с яркой игрушкой, то увидите, как ребенок фиксирует взглядом игрушку и даже провожает ее глазами.

В возрасте одного месяца малыш может самостоятельно поднимать и удерживать головку, если его при этом положить на живот, на ровную поверхность. Некоторым деткам удается удерживать голову несколько десятков секунд.

Упражнения, которые направлены на интеллектуальное развитие ребенка.

  • Уложите малыша на живот в положение лежа. Опустите вашу руку на подбородок карапуза, а другой рукой дотрагивайтесь к стопам его ног. В ответ на эти действия малыш будет отталкиваться ножками, и продвигаться вперед.
  • Так же уложите малыша на живот. Руку одну положите карапузу под подбородок, а вторую под живот и осторожно подтягивайте малыша вперед. Он будет совершать ползающие движения.
  • Малыша поместите в вертикальном положении. Необходимо удерживать малыша на весу за бедра, так чтобы при этом держать баланс и не нарушать равновесие. Малыш будет пытаться самостоятельно держать вертикально голову и туловище.
  • Ребенка положите на спину, возьмите его за кисти рук и осторожно потяните на себя. При этом малыш будет стараться подтягиваться вперед за руками.
  • Живот малыша нужно обхватить и удерживать его на весу лицом вниз. Малыш должен поднимать голову.
  • Таким же образом удерживаете малыша на весу, только в положении наклонно-боковом (при этом обхватывая по очереди, правый и левый бока). Ребенок станет выпрямлять ножки и приподнимать голову.
  • Малыша поставьте на опору в положение вертикальное. В ответ на это ребенок станет выпрямлять туловище и ноги, поднимать голову. Если потянуть слегка вперед, то малыш сделает шаговое движение.

Любое из этих упражнений нужно повторять на протяжении трех-четырех минут, при этом терпеливо ждать ответную реакцию.

Поместите яркую игрушку, например, погремушку, шарик или кольцо перед глазами ребенка, на расстоянии около 80 см. над лицом. После нужно подождать, чтобы у ребенка взгляд задержался на игрушке. Затем можно начинать покачивать игрушкой то вправо, то влево. Упражнение должно длиться одну-две минуты, проводите его 1-2 раза за сутки.

Правильно держать головку

Для того чтобы развить умение держать голову, возьмите маленький мячик и начните катать его возле малыша. Карапуз явно изъявит желание потянуться за мячиком и прослеживать за ним взглядом, из-за этого ему придется напрячь мышцы шеи.

Занятие для проверки слуховой активности малыша

Возьмите маленький колокольчик (высотой около 7 см.) Уложите малыша на спину. Держа колокольчик на вытянутой руке и негромко позванивая, делайте два-три колебательных движения и давайте звуку затихнуть. Вы увидите, что малыш сосредоточенно прислушивается к звукам, еще раз позвоните в колокольчик.

Перед тем как звонить, нужно дать звуку угаснуть. Колокольчик держите на расстоянии 50-70 см. над грудью малыша. После нужно привязать колокольчик к леске и перемещать его вправо (заглушив звук). На расстояние 90-100 см от центра переместите колокольчик, чуть–чуть позванивайте им.

Это будет вызывать у малыша поисковые движения глазок, он будет поворачивать голову в разные стороны. Так же нужно и перемещать колокольчик влево. Упражнения проводите два-три раза в день, в течение трех-четырех дней. После сделайте перерыв на неделю, и далее можно уже проводить занятие, и в два и в три месяца.

Вот долгожданное чудо тихо посапывает в кроватке, и вы не можете поверить, что свершилось то, о чем мечтали. Каждый родитель уже представляет, кем вырастит их малыш, каким будет. Мечты это хорошо, но чтобы они воплотились в жизнь для этого нам взрослым необходимо помочь маленькому человечку достичь цели. Гимнастика для ребенка в 1 месяц жизни станет стартом в его физическом и психологическом развитии.

Многие скажут: как уже гимнастика, ведь он еще такой маленький? Да уважаемые родители страх в сторону и начните заниматься своим чадом. Конечно, не даем нагрузки как для профессионального гимнаста, однако своего рода пассивные гимнастические упражнения помогут работе маленького организма.

Разберем все подробно, чтобы понять весь принцип пользы гимнастики в столь маленьком возрасте.

Для чего нужна гимнастика в 1 месяц жизни

Споры специалистов давно разделяют мнения на две части, одни утверждают, что массаж и гимнастику следует начинать с 1,5 месяца, другие утверждают занятия необходимо начинать сразу после рождения. Скажу одно, зарядка еще никому не была во вред! Сами посудите, мы взрослые не можем находиться в одном положении долгое время, а маленький комочек еще не способный самому менять позиции, каково ему? Конечно, делать большие нагрузки нельзя, но пассивные упражнения помогут малышу в становлении психомоторного статуса.

Гимнастика помогает ребенку в работе многих биохимических процессов организма, улучшает кровоснабжение, лимфооток, иммунитет, положительно влияет на работу всех органов и систем.

Еще великий физиолог Сеченов писал: «Движение – это жизнь!»

Первые месяцы жизни ребенка гимнастика будет длиться недолго из-за короткого периода бодрствования, однако с возрастом этот период увеличивается.

Как делать гимнастику в 1 месяц

Прежде чем вы переборите свою неуверенность, прочтите внимательно статью и подготовьте все необходимое для этого:

  • помещение должно быть чистым и проветренным, свежий воздух нужен не только взрослым, а также детскому организму;
  • температура воздуха должна составлять +22-+23°С, относительная влажность 50-70% ;
  • поверхность, где вы собираетесь делать гимнастические упражнения не должна быть мягкой или чересчур твердой;
  • гимнастику лучше проводить в добром расположении духа, как у малыша, так и у мамы;
  • общайтесь с малышом во время занятий, это помогает ребенку в развитии психологического статуса, несмотря на свой юный возраст;
  • мамы не забывайте о чистоте рук, ведь малыш очень восприимчив к бактериям;
  • нельзя делать резких движений;
  • гимнастику необходимо делать перед кормлением, однако если малыш поел, дождитесь минут 30 и приступайте к занятиям;
  • продолжительность должна составлять несколько минут, больше ребенок может не выдержать;
  • лучше выполнять гимнастику в месяц перед купанием, это поможет расслабиться малышу и получить максимум удовольствия от водных процедур.

Что делать нельзя

Для исключения ошибок необходимо знать, чего делать во время гимнастики нельзя.

  • Нельзя делать гимнастику, когда малыша что-то беспокоит.
  • В случае высокой температуры тела.
  • Если ваш малыш страдает стойким судорожным синдромом в остром периоде, гимнастику необходимо отложить.
  • Если кроха родилась раньше положенного срока, тогда занятия гимнастикой и массажа переносится на период стабильного состояния, после консультации с врачом.
  • Нельзя переохлаждать малыша, известно, что в период первого месяца жизни терморегуляция ребенка еще не совершенна, поэтому очень легко может развиться переохлаждение. Если вы заметили что поменялся цвет кожных покровов, ручки и ножки стали холодными, появилась икота, значит, пора завершать занятия гимнастикой и срочно согреть кроху.
  • У детей в этом возрасте сохранен физиологический гипертонус конечностей, поэтому не делайте резких движений, которые могут привести к травме и негативным эмоциям малыша.
  • Нельзя малыша оставлять без присмотра даже на несколько секунд!
  • Не пропускайте занятия ежедневной гимнастики, 5 минут внесут в жизнь вашего ребенка основу для правильного развития.

Несколько гимнастических упражнений в 1 месяц

Укладываем ребенка на спину, выпрямляем ножки, затем сгибаем аккуратно в коленях и приводим к животу. Разгибаем ноги. Повторяем так 2-3 раза. Такое движение помогает малышу при застое газиков в кишечнике, тем самым снимает болевые ощущения.

Малыш находится лежа на спине, левую ножку выпрямляем, а правую сгибаем в коленке, приводя к животику. Затем повторяем упражнение с другой ноги. Делаем 2-3 раза. Такое гимнастическое упражнение напоминает выполнение больших шагов.

Малыш, лежа на спине, выпрямляем ручки в стороны, затем приводим к груди, слегка скрещивая, движение напоминает «ножницы». Повторяем 2-3 раза.

Упражнение 4

Является разновидностью предыдущего упражнения, разница в том, что руки разводят не в стороны, а правую наверх, левую вниз, меняя движение. Повтор 2-3 раза.

Уложите кроху на живот, правая ножка выпрямлена, левую сгибаем в колене и тазобедренном суставе, затем меняем ножки. Движение напоминает «скалолаза». Повтор 2-3 раза.

По мере взросления детей упражнений становится больше, с различной степенью сложности. Однако спешу вас предупредить, прежде чем вы начнете занятия гимнастическими упражнениями, обсудите этот момент с вашим врачом. Он посоветует, какие движения полезны ребенку, а какие ему делать, пока не следует.

Каждый малыш индивидуален, поэтому подход к его физическому воспитанию должен быть отдельной историей. Просторы всемирной паутины дают массу информации, многие считают, зачем обращаться к специалисту, если самим можно все подобрать.

Не делайте ошибок, маленький организм требует особого внимания и подхода. Ребенок не игрушка! Ответственность за его здоровье и жизнь ложится на вас уважаемые родители. Будьте здоровы!

Источники:

  1. Ди Дженсен, Эль. "
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!