Женский журнал Ladyblue

Какой горшок лучше для девочки комаровский. Как приучить ребенка к горшку — советы многодетной мамы, правила Комаровского

Большинство современных психологов утверждают, что дети нового поколения рождаются очень смышлеными. По их словам, малыши уже на первом месяце жизни начинают проситься на горшок. Услышав подобные заявления, молодые мамочки убеждают себя и других, что они-то уж точно приучат ребенка к горшку с первого раза. В итоге малыш постоянно слышит назойливое «пись-пись», проводит на горшке большую часть своего дня. И вот оно, чудо! Ребенок начинает проситься на горшок! А через месяц другой этот же послушный и одаренный кроха снова начинает пачкать штанишки, приводя в недоумение своего упорного учителя – маму. И в этот момент родители начинают понимать, что проблема вышла из-под контроля, и нужно искать новый подход к приучению ребенка к горшку. Но что думает по этому поводу украинский доктор Комаровский? Когда, по его мнению, стоит приучать ребенка к горшку?

Рецидив или кто виноват

Взрослый человек способен контролировать свои позывы в туалет благодаря собственному мозгу, который и является проводником всех сигналов организма. Но кора головного мозга у малыша еще не сформирована, а значит, осознанного мочеиспускания и опорожнения кишечника у него не может быть в принципе. Заметить момент, когда кроха собирается сделать свои дела, может только внимательная мама. Ведь в этот момент малыш может затихнуть, сделать озадаченное выражение лица, у него могут покраснеть глазки, он начнет тужиться. И в возрасте до года эти моменты молодые мамы стараются не пропустить, тут же предлагая крохе горшок. Однако назвать это приучением к горшку сложно. Скорее у малыша выработается определенный рефлекс – услышал «пись-пись» и увидел горшок, надо писать. Но в природе должно происходить с точностью до наоборот – захотел в туалет, сел на горшок.

Если применять такой подход к делу, то немного повзрослевший малыш, скорее всего начнет бастовать. Ходить в туалет по команде ему надоест, и он будет всячески этому сопротивляться. В итоге мамы вновь столкнуться с проблемой мокрых штанов, а приучение к горшку придется начать заново. Поэтому приучение к горшку Комаровский советует начинать только в момент, когда кроха сможет делать это осмысленно.

Знаменитый детский врач Евгений Олегович Комаровский призывает молодых мам не спешить с приучением к горшку. Этого же мнения придерживаются и многие педиатры. Они в один голос говорят о том, что раннее приучение оказывает губительное влияние, как на психику малыша, так и на нервную систему взрослых.

Сегодня специалисты приводят значения оптимального среднего возраста для приучения к горшку – это 1 год и 6 месяцев. Однако это совсем не означает того, что до этого возраста вы должны водить малыша в подгузнике, или он должен постоянно сидеть в мокрых штанах. Непринужденные высаживания на горшок можно делать и в более раннем возрасте, только не стоит «дрессировать» малыша и переламывать его естественное сопротивление данному процессу. Даже если вы с полугода приучили кроху ходить на горшок (по команде), будьте готовы к рецидиву. И не стоит в этот момент злиться на малыша и ругать его, так вы только усугубите ситуацию.

Кроме возрастных показателей следует обратить свое внимание и на такие моменты:

  1. Малыш должен понимать, что значат слова «какать» и «писать».
  2. Кроха должен научиться терпеть не ходить в туалет по маленькому хотя бы 2 часа.
  3. Ребенку должно быть не комфортно в испачканных штанишках.
  4. Малыш должен знать свои части тела.

Ребенок на горшке – основные правила приучения

Задумываясь над вопросом, когда приучать своего ребенка к горшку, стоит усвоить, что процесс обучения должен быть систематическим. Начинать приучение лучше в теплое время года, когда на малыше находится минимум одежды.

Предлагать горшок лучше сразу после еды или как только малыш проснется. Перед этим не лишним будет познакомить кроху с этим предметом и объяснить ему, а лучше даже наглядно показать, для чего он нужен. Если малыш сходил на горшок, обязательно похвалите его. А если вышла «осечка», не ругайте. Неплохо будет выработать и определенный режим. Встал с утра – на горшок, собираетесь гулять – на горшок, ложитесь спать – на горшок.

Не позволяйте ребенку подолгу сидеть на горшке. Это может вызвать проблемы со здоровьем (геморрой).

Ночь без подгузника

Подгузники стали незаменимы в повседневной жизни современных мам и малышей. Однако их явная польза иногда может быть омрачена такими недостатками, как отсутствие «проветривания» попы крохи. В итоге можно получить сильное раздражение кожи и дискомфорт. И если днем мама может позволить своему чаду пребывание без памперсов, то ночью на такой подвиг способны далеко не все. Ведь маленькие дети ходят в туалет довольно часто, а ночные смены белья негативно сказываются на самочувствии и мамы и ребенка. Но рано или поздно наступает момент, когда от ночных подгузников пора отказываться. Делать это лучше всего в теплое время года или когда у вас дома тепло. Оптимальный вариант отвыкания, это когда малыш уже начинает сам проситься на горшок днем. Скорее всего, захотев пописать ночью, он проснется. А вам останется только лишь понять, с чем связано его пробуждение и посадить его на горшок.

Почему малыш не ходит на горшок

Иногда встречаются дети, которые упорно не хотят ходить на горшок, даже будучи достаточно взрослыми (3 года и более). В этом случае вы должны обязательно проконсультироваться со специалистом. Поскольку это может свидетельствовать о наличии какого-либо заболевания. Чаще всего у детей диагностируется цистит. Однако недержание мочи может быть вызвано следующими причинами:

  • наследственность;
  • незрелость психологического состояния;
  • травмы;
  • задержка развития;
  • неврологические болезни;
  • инфекционное поражение мочевыводящих путей.

Приучить малыша к горшку бывает довольно сложно. Но если проявить терпение, заботу и немного упорства, то данный процесс пройдет на положительной ноте. Помните, кроха обязательно научится ходить на горшок. И в данном случае уместно утверждение – «лучше поздно, чем рано».

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 5 минут

А А

Со временем родители задаются вопросом, когда их чадо станет ходить на горшок. Ведь это могло бы решить не только проблему «мокрых штанов», но и стать предметом гордости! Кто-то может похвалиться, что уже в годик им удалось приучить ребёнка. Ну а некоторые и в три года не могут решить такую проблему. Известный украинский педиатр Е. Комаровский предложил несколько рекомендаций, благодаря которым можно решить этот наболевший вопрос.

Всё дело в физиологии

Очень интересный момент ― физиология. Ведь малыш только появился на свет, как у него устроены рефлексы? Доктор Комаровский отвечает, что становление рефлексов у каждого отдельно взятого ребёнка происходит по-разному. Кто-то и в год познаёт «дела туалетные», а кто-то только на четвёртом году жизни. И страшного в этом ничего нет. Но естественного контроля опорожнения у малыша до года не имеется. А это означает, что все настоятельные просьбы мам и пап сесть на горшок ни к чему не приведут. Почему тогда даже в полтора годика карапуз отказывается ходить по правилам в туалет? Ответ прост, так как он понимает, когда у него полный мочевой пузырь, а когда нет. И если взрослые сажают кроху на горшок, а он при этом не чувствует надобности, это может вызвать бурю протеста. Образуются коварные лужи на коврах и в углах.

Иными словами, ваш непоседа должен сам к этому прийти.
  • Естественный контроль мочеиспускания происходит в год, а продолжается примерно до двух лет
  • Понимание малышом туалета формируется от полутора до двух с половиной лет
  • Устоявшийся рефлекс возникает примерно в три года

Но в каком возрасте правильно приучать к горшку? Известный врач советует, что ориентироваться необходимо на психологическую степень готовности ребёнка.

До 18 месяцев процессы мочеиспускания и дефекации у крохи бесконтрольные. Поэтому высаживание на горшок нужно проводить от полутора до трёх лет.

А способствуют этому три основных фактора

  • Развитие внутренних органов, в том числе мочевого пузыря и прямой кишки
  • Укрепление нервной системы
  • Наблюдательность родных и близких для определения степени готовности

Время психологической готовности

По рекомендациям доктора, нужно руководствоваться психологической и физиологической степенями готовности крохи. Если этого нет, непоседа начнёт протестовать. Это повлияет на его нервную систему, в итоге есть риск занесения ребёнком предмета для туалета в «чёрный список». Малютка его просто будет избегать. Особенно если родители настойчиво его туда сажают. Некоторые просто ругают детей за лужи в штанишки. А это в корне неправильно.

  • Сколько длиться промежуток между мочеиспусканиями? Нужно, чтобы перерыв был от полутора до двух часов
  • Более-менее установлен режим дефекации
  • Непоседа различает понятия «писать» и «какать»
  • Кроха демонстрирует дискомфорт, после случайно обмоченных или обкаканных трусиков
  • Желательно, чтобы присутствовали навыки раздевания без помощи взрослых

Но каждая здравомыслящая мама может определить, когда её чадо захотело «пи-пи». Это могут быть как слова, так и определённые жесты. Возможно, переминание с ноги на ногу, зажатость ребёнка. Всё это символизируется резким изменением в поведении. Вот он играет, но вдруг настроение меняется.

Вообще, все детские врачи склонны к одному единому мнению, что раннее требование к детям ходить на горшок, это психологическая ловушка для обеих сторон. Если грамотно подождать нужное время, кроху можно приучить быстрее без лишних нервов. Но доктор Комаровский предложил несколько практических советов.


10 принципов доктора

Итак, если вы разобрались с вопросом «когда», теперь нужно решить другую проблему ― как сделать это правильно. Ведь несмотря на все признаки готовности ребёнка, научить его должны именно родные люди. И тут очень много тонкостей. Кто-то стремиться приобрести музыкальный горшок, некоторые держат детей силой на злосчастном предмете. На что только не идут взрослые ради достижения своей цели.

В процессе приучения своего сорванца к новой вещи, будьте благоразумны. Не нужно требовать, в два года с ним обо всём можно договориться. В этот момент он готов вас выслушать.

Список основных принципов

  1. Родные должны иметь терпение, чтобы научить ребёнка пописать и покакать в требуемое место. Если ваш кроха допустил ошибку, объясняйте ему это без истерик, мягко. И сколько бы времени ни занял процесс учёбы ― нужно быть терпеливым. Но если уж взялись приучать, делайте это регулярно. А не от случая к случаю.
  2. Не стоит отдавать предпочтение при покупке навороченным моделям. Чем проще предмет, тем лучше. Для мальчика форма пусть будет немного вытянута вперёд, а для девочки горшок должен быть округлый. Выбирайте по физиологическим признакам, а не по музыкальным. Малышок должен понимать, что вещь эта не для игр, а для справления потребностей.
  3. Поощряйте. Каждое правильное действие старайтесь награждать. Мелкими, но приятными сюрпризами.
  4. Учитывайте настрой маленького существа. Если кроха болен, или не в духе, лучше отложить знакомство с новым другом до благоприятного дня.
  5. В возрасте активной ходьбы, малышу очень важно делать многие вещи самостоятельно. Позвольте ему с вами отнести горшок в туалет и смыть содержимое в унитазе. Многие после такого с удовольствием идут сами оправляться, куда положено.
  6. Самое удобное время года для высаживания на горшок ― лето. Старайтесь совместить этот процесс с тёплым периодом. Ведь прогулки у дома тоже должны проходить без памперсов.
  7. Наблюдение за карапузом, сколько жидкости ему требуется, чтобы возместить потребность в жажде. Пусть малыш ходит в туалет по графику. Когда? Например, после обеда, перед сном и прогулкой сделайте это условие обязательным. Это выработает привыкание.
  8. Оставьте горшок на самом видном месте. Ведь крохотуля должен успеть добежать, а если его не окажется в поле зрения, штаны снова рискуют намокнуть. Пусть для этого предмета будет строго определённое место, чтобы дитя знало, куда ему идти.
  9. Резко прощаться с памперсами не нужно. Кроха должен научиться ходить в туалет, но чтобы не травмировать сознание непоседы, пусть на ночь и для магазина памперс останется.
  10. Известно, что детишки любят ролевые игры. Совместите этот интерес с высаживанием на горшок. Пусть любимая кукла садится по очереди с чадом. А процесс носит игровой характер. Хвалите игрушку, будто она туда пописала.

До года каждый месяц ребёнок обретает новые навыки. Нет необходимости бить тревогу, если у подруги кроха стал ходить на горшок в 10 месяцев, а вашему уже 1,5 года, но до этого он пока не созрел. Доктор Комаровский, касаемо этого, излагает очень умную мысль: «Это ваш ребёнок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребёнке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребёнок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи».

Доктор Комаровский утверждает, контроль выделительных функций головным мозгом ребенка начинается лишь в возрасте 2,5-3 лет. Комаровский не отрицает, что бывают и более ранние успехи родителей в приучении ребенка к горшку, но эффективнее всего начинать приучение именно с двух лет.

Статистика так же знает случаи, когда родители приучают ребенка к горшку даже в возрасте от 7-9 месяцев. По словам доктора Комаровского, в подобных случаях родители попросту злоупотребляют способностью к выработке условных рефлексов у детей, потому как, в возрасте до 2,5 лет полученный результат является лишь временным явлением и сопровождается иными промахами, чаще всего тем, что ребенок снова начинает мочиться не в горшок.

Когда стоит приучать ребенка к горшку

Есть несколько ключевых признаков готовности ребенка к приучению к горшку:

  • Ребенок уже умеет сигнализировать о своем желании — жестами, звуками, фразами, например «хочу пи-пи»;
  • Режим организма ребенка уже можно назвать стабильным, когда его желание «пи-пи» и «ка-ка» происходит день ото дня примерно в одно и то же время;
  • Ребенок уже способен сохранять подгузник сухим более полутора часов;
  • Ребенок уже знает части тела и предметы своего гардероба, способен их различать;
  • Малыш уже понимает значение слов «пописал» и «покакал»;
  • Ребенок должен показывать свои негативные эмоции, недовольство, в случае, если он наполнил подгузник;
  • Ребенок должен уметь или стремится самостоятельно снимать свою одежду.

Доктор Комаровский констатирует, что недостаточно заниматься приучением ребенка к горшку лишь в вечернее время и выходные дни. Процесс приучения должен быть стабильным и постоянным. А так же Комаровский рекомендует делать это в период, когда вся семья здорова и пребывает в хорошем настроении. Помимо того, оптимальным сезоном для этого знакомства Комаровский называет лето. Это обусловлено тем, что летом на ребенке меньше одежды и ему легче самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок.

Знакомиться с горшком оптимально в те моменты, когда организм ребенка наиболее расположен этому — после каждого сна и еды. Особенно в моменты, когда ребенок каким-либо образом сам сигнализирует об этом родителям. Поэтому стоит быть внимательнее к изменениям в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.

При успешном знакомстве с горшком, очень важно похвалить ребенка! Но ни в коем случае не показывать своих отрицательных эмоций в случае неудачи!

В подготовке ребенка к горшку, важно акцентировать внимание ребенка на всех деталях — как и где вы берете горшок, куда ставите, как спустить штанишки, как одеть, как и куда вылить и иные детали по ситуации. Это поможет ребенку лучше запоминать и понимать процедуру. По возможности, можно превратить эту процедуру в игру. Так ребенку будет интереснее и он лучше запомнит всю последовательность действий.

Когда у ребенка все этапы уже отработаны, можно переходить к формированию распорядка «встреч» с горшком — утром после сна, после еды, перед и после прогулки, снова после еды, перед сном и так далее.

В этот период можно укладывать ребенка спать в подгузнике. Если после сна подгузник остался сухим, то сажаем ребенка на горшок и акцентируем его внимание на сухом подгузнике, при этом хвалим его.

Выбор горшка для ребенка

Комаровский отмечает, что горшок не должен быть с прибамбасами и игровыми наворотами, и не стоит поощрять любые игры с горшком, использование горшка не по назначению. При выборе горшка для ребенка стоит руководствоваться только его надежностью/качеством, экологичностью и удобством для ребенка.

Комаровский так же подчеркивает, в ответ на вопросы многих мамочек, что на ранних сроках, лучше приучать ребенка именно к горшку, а не к детскому сиденью на унитаз.

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только (на каком-нибудь дне рождения) вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант - унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И прежде всего - вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - не много, а если точнее, - вообще не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано - это когда: в полгода или в год? Поздно - это когда: в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определяться, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими !

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами.

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка.

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы отправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию, состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:

1) состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевого пузыря, мочеиспускательного канала, прямой кишки, мышц брюшного пресса, сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря;

2) состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга;

3) интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленных составляющих тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано .

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8, даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по-большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пи-пиканьем и а-аканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание. Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с девяти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»…

Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек - частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки - нестойкими.

Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до трех лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам - в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на один-два месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

  1. Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  2. Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшочных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
  3. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:

Установление более или менее стабильного режима дефекации;

Способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

Знание частей тела и названий предметов одежды;

Знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

Демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

Стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

Стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

  1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.
  2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.
  3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.
  4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.
  5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.
  6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как надеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.
  7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
  8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Они вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
  9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «это горшок, в него писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может три раза, а я вообще не могу!» А доктор советует: «Так и вы говорите»…

Надеюсь, аналогия понятна.

Спокойно приучить малыша к горшку мечтает каждая мама. На практике это мало кому удается. В первую очередь это относится к родителям первенца. Педиатр Евгений Олегович Комаровский очень подробно рассматривает тему приучения ребенка к горшку, убеждая родителей не спешить. Своевременное и грамотное обучение малыша позволит сберечь нервы и время.

Родители часто нервничают, считая, что ребенок должен начать контролировать процессы мочеиспускания и дефекации еще до года. Самые продвинутые начинают держать малютку над тазиком, начиная с двух или трех месяцев, приговаривая традиционные «пись-пись» или «а-а». Евгений Олегович расценивает подобные поступки как совершенно неразумные, так как нормальный рефлекс: «наполнение мочевого пузыря (прямой кишки) - позыв - отправление естественной надобности» заменяется на «звук - наполнение - мочеиспускание (дефекация)».

В таком случае у ребенка по мере формирования естественного условного рефлекса может развиться протест против родительской опеки, что может привести к ненависти к горшку и зря потраченным нервам. Доктор Комаровский советует до полутора лет мамочкам вместо нервного высаживания ребенка на горшок потратить время более позитивно - заняться фитнесом, почитать журнал, принять ванну и т. д.

Когда нужно приучать к горшку

Новорожденный не может сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию. Эти процессы изначально являются безусловными, не затрагивающими кору головного мозга. Задачей родителей или воспитателей является плавный переход от безусловного рефлекса к условному, то есть полное подчинение отправления естественных надобностей воле любимого малыша. Условный рефлекс начинает формироваться после первого года жизни. Устойчивые навыки и самоконтроль желательно начать развивать с полутора до двух лет. К трем годам, как правило, большинство детей полностью осваивают искусство обращения с горшком.

Малыш перед началом овладения умением пользоваться горшком должен быть готов как физически, так и морально. Следует обратить внимание на состояние ЦНС. Детям с ее патологиями лучше начать приучаться к горшку не раньше 2-х лет.

Также о готовности ребенка начать ходить на горшок говорят следующие факты:

  • установившийся режим дефекации (один или два раза в сутки);
  • способность оставаться сухим от 1,5 до 2-х часов;
  • умение понимать названия частей тела и одежды;
  • понимание слов «писать», «какать» и их аналогов;
  • отвращение к мокрым и грязным подгузникам (это часто является основной мотивацией малыша при обучении);
  • стремление к самостоятельности;
  • умение показать родителям любым способом потребность в опорожнении мочевого пузыря или кишечника.

Если у малыша присутствуют признаки готовности для результативного пользования горшком, то самое время определиться с готовностью родителей. Процесс приучения к горшку должен проходить максимально спокойно и методично. Малыш не сможет овладеть этим навыком, обучаясь только по выходным. Поэтому родителям следует запастись:

  • свободным временем;
  • позитивным настроем и терпением;
  • горшком.

Лучше всего начать приучать к горшку в теплое время года, чтобы ребенку было легче управляться со штанишками.

Как выбрать горшок

Горшок лучше всего приобрести из экологичной пластмассы, которая после использования не оставляет следов краски на коже. Металлические и керамические горшки для маленьких не очень удобны. Они тяжелые и медленно нагреваются после высаживания малыша.

Также этот предмет должен отвечать следующим требованиям:

  • для девочек предпочтительнее круглый, для мальчиков - овальный;
  • устойчивость;
  • наличие спинки;
  • отсутствие отвлекающих украшений и звуковых эффектов. Они будут мешать малышу сосредоточиться на процессе.

Перед приучением нужно дать ребенку познакомиться с горшком и по возможности объяснить его назначение. Для наглядности можно использовать куклу или мягкую игрушку.

Порядок приучения

Как это ни банально, но лучше всего дети приучаются контролировать свои естественные надобности, наблюдая за взрослыми или старшими братьями и сестрами. Поэтому в самом начале желательно отбросить стеснение и показать малышу как это делают родители. Особенно это эффективно при обучении контролю над мочеиспусканием. Мальчики охотно подражают папам, а девочки - мамам.

В процессе приучения ребенка нужно:

  • хвалить в случае успеха;
  • регулярно и настойчиво высаживать на горшок после сна, еды, прогулки;
  • не ругать при неудачах.


От подгузников сразу отказываться не нужно. Они некоторое время будут необходимы при поездках в общественном транспорте, холодную погоду и ночью.

По мере привыкания ребенку нужно установить распорядок, когда он должен сам садиться на горшок и делать свои дела, не дожидаясь взрослых:

  • после сна:
  • перед и после прогулки;
  • после еды;
  • перед сном.

Малыш также должен присутствовать при мытье горшка, понимать смысл этого действия.

Видео приучение к горшку по Комаровскому

Самое главное при формировании условного рефлекса - хвалить при положительном результате и игнорировать неудачи. Следует помнить, что до 3-х лет оплошности могут случаться. Это по мнению педиатра Комаровского совершенно нормальное явление.

Важно! Приучение к горшку - индивидуальный процесс. Только родители могут решить, когда начать обучение. Это сугубо семейное дело. По мнению Е.О. Комаровского приучать малыша к горшку не стоит раньше 18 месяцев. Полностью условный рефлекс по контролю над отправлением естественных надобностей формируется к 3-м годам. До этого возраста «оплошности» неизбежны.

Несмотря на невроз и неуверенность родителей, все здоровые дети успешно осваивают пользование сначала горшком, а затем унитазом. Поэтому не стоит торопить события. Малыш обязательно освоит это нехитрое действо, когда будет готов.

Вконтакте

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!