Женский журнал Ladyblue

Когда можно оставить ребенка. Один дома

Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

Оставляем ребенка без присмотра – когда?

Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

Что говорят об этом законы РФ?

Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

Проверка на самостоятельность

  1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
  2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
  3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
  4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
  5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать ), с которыми он успешно справляется.
  6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
  7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
  8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
  9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
  10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

  • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
  • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
  • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
  • доверчив по отношению к чужим людям;
  • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

Техника домашней безопасности

Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

Как подготовить детей?

  1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
  2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
  3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
  4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
  5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
  6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
  7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:

“Дискуссии TUT” детский психолог Анастасия Шепель:

Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?

Перед всеми родителями рано или поздно встает вопрос, с какого возраста ребенок становится достаточно взрослым, чтобы его можно было оставлять дома одного.

Разрешать самому ходить в школу, и без провожатых из нее возвращаться. Вопрос не из легких, и чтобы правильно в нем разобраться, попробуем рассмотреть проблему с нескольких сторон, поскольку у каждой семьи разные окружающие их обстоятельства.
Для более профессионального решения этого вопроса, заручимся поддержкой специалистов в области детской психологии и рассмотрим некоторые их рекомендации:
Со скольки лет можно оставлять одного по закону
Как узнать можно ли оставлять ребенка одного дома?
Как привить самостоятельность
Но сначала давайте узнаем, что говорит закон, и сравним с законами других стран.
СО СКОЛЬКИ ЛЕТ МОЖНО ОСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ОДНОГО ДОМА ПО ЗАКОНУ
В России принятый законодательно возрастной ценз нахождение детей одних дома начинается с 14 лет. Отчасти это связано с отсутствием ответственности (в 14 лет в России получают паспорт), а с другой стороны – в этом можно усмотреть некий смысл с точки зрения детской безопасности.
В Украине действует аналогичное возрастное ограничение, до 14 лет должен быть под присмотром, но власти пошли несколько по иному пути, вводя запрет нахождения малыша в одиночестве по месту регистрации и по месту фактического нахождения. То есть, дома он может находиться один с 14 лет, а вот где-то в гостях – только с 16-ти.
В этом случае резон тоже есть – он касается и безопасности, и привязки к возрастному ограничению на нахождение на улице в разных районах (областях и других территориальных единицах).
Белоруссия, в принципе, идет теми же критериями, что Украина и Россия (здесь сказывается единое прошлое Советского Союза и единая же система педагогики, дошкольного и школьного воспитания). Нельзя оставлять без присмотра до 14 лет (в городах), а в сельских районах – до 12-ти.
Европейские страны, считающие себя наиболее цивилизованными, разрешают детям с 16 лет быть дома одним. Правда в Великобритании возрастные ограничения существуют до 15 лет, а в небольших странах (Люксембург, Лихтенштейн) до 14 лет.
США… Здесь все меняется от штата к штату: в основу положен законодательный акт, который четко прописывает запрет быть одному дома, если подростку меньше 15 лет. В отдельных штатах возраст увеличен до 16-17. Но особым образом обходятся в штате Невада, где не достигшим совершеннолетия (в США 21 год), нельзя не только быть без присмотра дома, но и выходить на улицу позже 21.00.
Страны востока в этом отношении разительно отличаются, потому что там и совершеннолетие наступает раньше, и традиции чтят, и сильна в азиатах тяга к самостоятельности.
Для примера возьмем:
Япония – ровняется на Европу, ограничения по возрасту такие же (до 14 лет), но традиционно мужчиной принято считать мальчиков с 12 лет, а женщинами – девочек с 11 лет;
Индия – самые низкие по возрасту показатели (с 8-10 лет, в зависимости от провинции). Это при том, что современное индийское общество признает браки 12-13-летних девочек и мальчиков.
КАК УЗНАТЬ МОЖНО ЛИ УЖЕ ОСТАВЛЯТЬ ОДНОГО?
Понять «созрел» ли ваш ребенок до некоторой самостоятельности, можно понаблюдав за ним в течение некоторого времени, выясняя, как он ведет себя в следующих ситуациях:
играя самостоятельно, как часто он пытается привлечь ваше внимание к себе;
ищет ли он вас, когда вы находитесь в противоположном конце квартиры, дома;
как ведет себя, если в комнате закрыта дверь;
в состоянии ли он, без подсказок - чистить зубы, убирать за собой на кухне, в комнате, застелить постель;
не боится ли засыпать с погашенным светом.
Если после своих наблюдений, вы приходите к выводу, что из вышеперечисленного многие пункты далеки от совершенства, то значит пора просто-напросто привить их.
КАК ПРИВИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.

: Время прочтения:

На прием к психологу в наш центр обратилась мама, которая растит дочку одна. Ей часто приходится искать, с кем оставить ребенка на время отсутствия дома: она звонит родственникам и знакомым, нанимает нянь или вынуждена раньше приходить с работы.

Сначала дочка просто пыталась уговорить маму разрешить ей самостоятельно возвращаться из школы, получив отказ, стала быстрее одеваться, чтобы успеть как можно большее расстояние пройти маме навстречу, но в последний раз отпросилась раньше с уроков, что-то соврала и пришла домой одна, чтобы доказать, что уже взрослая, и что мама может доверить ей самостоятельное возвращение домой.

Рано или поздно перед любым родителем встает вопрос: стоит ли оставлять ребенка одного дома? И, действительно, есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

Крайности

Многие родители сейчас из поколения «детей с ключом на шее». В раннем возрасте их уже оставляли дома без присмотра, с первого класса дети приходили домой самостоятельно и находились одни до возвращения родителей. Дети этого поколения почти всегда самостоятельно гуляли и играли во дворе, выполняли домашние бытовые поручения родителей, многим поручали и более сложные задачи, например, покупку продуктов или отстаивание места в очереди.

Большинство родителей сейчас согласится с тем, что не стоит впадать в крайности.

Оставлять ребенка до 6-7 лет одного на длительное время не стоит. Но и не стоит гиперопекать и ходить за ручку с подростком 13-14 лет и старше.

Характеры

Если вы все-таки подошли к решению оставить ребенка дома одного, то первое, что нужно учесть — характер ребенка. Есть дети, которые спокойны, но есть дети, которые только и ждут, пока взрослый отвернется, чтобы что-то учудить. Есть дети тревожные, которые многого боятся. Есть дети, для которых одиночество и тишина — самое лучшее, что можно только себе представить. Отталкиваясь от этого и нужно вносить коррективы в свои действия.

Второе, что важно учесть — собственный характер. Часто бывает так, что единственное реальное препятствие — тревога родителей, часто малообоснованная. О том, как с ней справиться мы описали в отдельной статье: «Что делать тревожным родителям? ».

Несчастные случаи

Мысли о возможном происшествии или несчастном случае — еще один важный фактор, который останавливает родителей. Конечно, от них никто не застрахован. Тут есть три главных вопроса:

  1. А вы сами уверены, что справитесь с возникшим происшествием или несчастным случаем, если он все-таки произойдет? Или вы тоже не знаете, что делать в случае пожара или не помните телефон скорой, но за себя не боитесь, а тревожитесь только за ребенка, разумно ли это?
  2. Какова вероятность несчастного случая именно в тот промежуток времени, о котором идет речь? Сколько было пожаров в вашем доме за последние 10 лет? Сколько раз были пожары именно в вашей квартире? Сколько раз вас заливало водой?
  3. Несчастный случай может случиться и с вами по дороге на работу. При этом вы все равно ходите на работу, прекрасно осознавая риск. Почему в случае с ребенком так хочется применить какую-то другую логику?

Первый раз

Если вы решили начать новый этап в жизни семьи — этап «один дома», то мы подготовили для вас некоторые рекомендации:

  1. Оцените свою готовность и готовность ребенка. Чего, на ваш взгляд, не хватает ребенку, каких навыков? Что нужно знать вам, чтобы снизить тревогу? В спокойной обстановке убедитесь, что ребенок умеет делать то, что часто будет нужно, когда он будет дома один. Например, в игровой форме потренируйтесь открывать и закрывать дверь, закрывать газ на кухне, включать и выключать плиту, доставать горячее из микроволновки или наливать чай. Чем больше в этот подготовительный период вы разрешите ему делать самому, тем лучше будет со всех возможных точек зрения.
  2. Объясните ребенку, что происходит, почему это происходит и как это будет происходить. Узнайте, что он думает по этому поводу? Если ребенок боится, то стоит для начала максимально снизить его страх, объяснить, что для того, чтобы страх исчез все-таки нужно остаться дома одному. Договоритесь о том, как долго вас не будет. Начинайте с 20-30 минут. Расскажите ребенку подробно, где вы будете находиться, сориентируйте его во времени («Я вернусь, когда большая стрелка будет на цифре...»).
  3. Инструктаж необходим, но он должен быть краток и хорошо понятен вашему ребенку. Бессмысленно пытаться «впихнуть» в ребенка все эти знания за 15 минут до вашего ухода, отведите на это специальное время, а лучше обсудите это несколько раз.
  4. Обсудите с ребенком, что НЕЛЬЗЯ открывать дверь НИКОМУ, пока он находится один дома. Даже соседке. НЕЛЬЗЯ разговаривать с незнакомыми людьми по телефону и тем более рассказывать, что он один дома. НЕЛЬЗЯ кидать что-либо из окон и с балкона, и лучше не ставить экспериментов с водой, огнем и электричеством. Все это вы сделаете вместе, когда взрослые вернутся. НЕЛЬЗЯ играть с бытовыми приборами. Оставьте на видном месте список важных телефонов: скорой, пожарной, милиции и любых людей, которые смогут придти на помощь, если что-то произойдет. Запишите ваш адрес и телефон. Страх, который может охватить ребенка, очень плохо влияет на память, и даже те номера или факты, которые ребенок знает наизусть, могут забыться. Убедитесь, что ребенок сможет воспользоваться этой информацией.
  5. Подготовьте себя. Скорее всего, в первый раз вы начнете паниковать, как только за вами закроется входная дверь. Ни при каких условиях (кроме ЧП) не возвращайтесь домой раньше оговоренного времени, иначе придется начинать с нуля! Даже если ребенок названивает и требует, чтобы вы вернулись, уточните, все ли в порядке, и, если ничего не произошло — скажите, через сколько вы будете, попробуйте дать ему задание на это время. Постарайтесь спланировать для себя какое-то дело, не слишком сложное, и четко ограниченное по времени. Не опаздывайте!
  6. Многие дети только и ждут, чтобы родители ненадолго оставили их в одиночестве, чтобы куда-нибудь залезть или устроить беспорядок. Во-первых, закройте, уберите, отключите все, что вы не хотите, чтобы попало ему в руки и что ему точно не понадобится (важные документы, коробки конфет, косметику, дорогую одежду, телеканалы с материалом, который запрещен ребенку). Во-вторых, если все-таки по возвращению вы застаете довольного отпрыска и бардак в квартире, постарайтесь проявить выдержку и терпение, сильно не ругать ребенка, постараться объяснить, что не так и предложить альтернативу такому поведению.
  7. Повторяйте эти шаги, постепенно увеличивая время своего отсутствия.

Причины

Для того, чтобы все прошло успешно, и вы могли спокойно оставлять ребенка дома, зная, что у вас не будет паники, и ребенку это нормально, очень важно помнить о цели, ради которой вы изначально все это затеяли. У каждого цель своя, начиная от развития самостоятельности ребенка и заканчивая необходимостью выучить иностранный язык, чтобы продвинуться по службе. Главное, набраться терпения, помнить, какая цель лично у вас, обсуждать ее с ребенком, и тогда успех обеспечен!

Приучать детей к самостоятельности - важный аспект воспитания. При этом самостоятельность - это не только умение заправить кровать или почистить зубы. Сюда же относится и возможность оставить ребенка дома одного на какое-то время.

Рано или поздно возникает ситуация, когда необходимо покинуть квартиру на некоторое время, оставив малыша в одиночестве. Но большинство благоразумных родителей беспокоятся на этот счет.

И это правильно, ведь неизвестно, как поведет себя ребенок, и что может случиться в отсутствие родителей. Мама должна быть полностью уверена, что малыш готов. Но даже в этом случае необходимо предварительно подготовить его психологически и провести инструктаж.

Как понять, готов ли ребенок оставаться один

Не существует конкретного возраста, когда малыша можно оставлять одного в квартире. В некоторых странах это вовсе запрещено делать, пока ребенку не исполнится 10-12 лет. В любом случае, вся ответственность за чрезвычайные ситуации ложится на родителей. Поэтому прежде, чем покинуть квартиру, стоит убедиться, что малыш действительно готов побыть некоторое время в одиночестве.

Ребенок готов остаться дома один, если можно утвердительно ответить на следующие вопросы:

  • может позвонить кому-то из родителей, позвонить 112 и описать ситуацию;
  • может играть, не прибегая к помощи родителей хотя бы час;
  • не испытывает страха;
  • четко знает и выполняет распорядок своего дня;
  • неукоснительно слушается родителей и не пользуется запрещенными предметами.

Если все это можно сказать о малыше, стоит попробовать оставить его дома одного. Но важно понимать, что не следует оставлять ребенка в возрасте до 5-6 лет. Предварительно необходимо рассказать ребенку, как он должен действовать в случае опасных ситуаций.

Домашняя безопасность

Разумеется, сложно предвидеть все чрезвычайные ситуации, которые могут случиться в отсутствие родителей. Но все-таки необходимо донести до малыша основные правила, которых он должен придерживаться. Если ребенок будет четко знать, как действовать в той или иной ситуации, это может иногда даже спасти его. Ведь страшных трагедий, когда дети дома одни, с каждым годом происходит все больше. Малыш должен знать, как вести себя, если случилось что-то непредвиденное.

Пожар

В случае возникновения пожара у малыша почти наверняка начнется паника. В таком состоянии ему очень сложно понять, как действовать. Скорее всего, малыш так и останется сидеть в комнате, поэтому очень важно дать четкий план действий.

У ребенка, оставленного в квартире одного, обязательно должна быть связь с внешним миром - телефон, скайп, интернет. В каждом случае необходимо научить его пользоваться благами цивилизации. Сегодня, в век гаджетов, даже четырехлетние дети знают, что делать с телефоном и ноутбуком.

Необходимо донести до малыша, что в случае пожара он должен набрать номер 112 и сообщить о ситуации. Также следует незамедлительно покинуть квартиру, воспользовавшись лестницей. Малышу придется постучать в соседние квартиры, где взрослые люди смогут оказать ему помощь и взять ситуацию под свой контроль. Лучше всего, если на видном месте будет висеть плакат с номером экстренных служб, чтобы малыш сразу вспомнил о наставлениях мамы.

Окна

Это особенно актуально, если квартира находится на верхних этажах. В большинстве домов установлены пластиковые стеклопакеты, которые легко открываются и дают максимум пространства. Как знать, как поведет себя малыш. Вполне возможно, что ему захочется посмотреть как планирует с большой высоты бумажный самолетик и подставить к окну стул. Одно неверное движение, и малыш полетит вниз.

Поэтому крайне важно обезопасить именно окна. Они обязательно должны быть крепко закрыты. Кроме того, стоит приобрести специальные устройства на каждое окно - защиту от детей. Сейчас в продаже есть масса разновидностей таких блокираторов. Это позволит исключить угрозу выпадения из окна.


Дверь

Ребенка можно оставлять дома, предоставив ему возможность самостоятельной выбраться из квартиры. Однако при этом малыш должен понимать, что открывать дверь незнакомым людям категорически нельзя.

Он должен усвоить еще одно правило: говорить, что родителей нет дома также запрещено. Лучше сказать, что мама спит и не может сейчас подойти, или вышла на прогулку с собакой. Открыть можно только очень хорошо знакомым людям.

Если же незнакомый человек настойчиво продолжает звонить, не собираясь уходить, малыш должен воспользоваться помощью полиции. Необходимо позвонить маме и в службу 112, чтобы компетентные органы приняли меры.

Все эти действия ребенок должен знать даже в том случае, если не планируется оставлять его дома одного. Это естественная мера, часть воспитания, которую родители обязаны давать.


Психологический комфорт

Очень важная составляющая самостоятельности. Оставлять малыша дома одного можно только в том случае, если он сам этого захочет. Важно поговорить с ребенком на эту тему, заранее узнать его мнение.

Если выяснится, что у него имеются фобии, например, он боится темноты или чудовищ под кроватью, оставлять его в одиночестве категорически не следует. Это ударит по психике, и в дальнейшем возможности покинуть квартиру не будет еще очень долго.

Даже если малыш согласен остаться один, это еще не значит, что у него не начнется паника в отсутствие родителей. Все правила вылетают из головы, малыш будет напряжен все это время. Чтобы этого избежать, следует как можно чаще напоминать ему о том, что скоро мама уйдет на пару часов. Это поможет морально подготовить малыша и даст ему возможность осознать положение дел.


Если возникла необходимость покинуть квартиру на некоторое время, необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

  • Научить малыша определять время. Следует показать ребенку на циферблате предполагаемое время возвращения мамы домой. Так ему будет проще смириться с ее отсутствием.
  • Придумать занятие. Сейчас это просто, можно дать малышу телефон с захватывающей игрой, включить мультики, дать пульт от телевизора, показать, как пользоваться ноутбуком.
  • Оставить малышу ключи от квартиры или попросить его закрыться на защелку. Запертая квартира и невозможность выбраться могут привести к очень печальным последствиям.

Один дома. Самостоятельность или безопасность? Мнения родителей

Можно ли оставлять ребёнка школьного возраста дома одного? А почему нет? А насколько? Мы попросили женщин поколения, выросшего “с ключом на шее”, высказать своё мнение.

И попросили присоединиться всех желающих. Включая одну бывшую инспектора по делам несовершеннолетних – для полной картины.

В десять – да, в тринадцать – нет

В Германии по закону до 12 лет нельзя оставлять, например. Больше сказать ничего конкретного не имею. Всё очень сильно зависит от самого ребёнка. У моего сына в развитии такие скачки были и откаты, что в 10 могла бы оставить, а в 13 боялась через дорогу пускать одного. У него тогда как будто в мозгу что-то щёлкнуло, от гормонов и стресса многие социальные навыки отключились, когда дорогу переходил, даже по сторонам не глядел. То есть в восемь сам бегал в магазин, а в тринадцать его в школу отводил папа чуть не за руку.

Вигвам

Всегда спокойно относилась к тому, чтобы оставлять ребёнка дома одного. Стало немного не так спокойно, когда узнала историю подруги: та оставила дома четырнадцатилетнюю дочь с более мелким племянником, и племянник устроил себе вигвам из одеяла на диване, и в вигваме зажёг костёр. Дочь успела только извлечь мальчишку и выбежать из квартиры, загорелось всё на отлично.

С высоты опыта

Говорю как бывший ребенок, отец и почти дед. Малышей, пожалуй, не стоит, а младших школьников – почему нет? Если, конечно, они вменяемы и не сожгут себя вместе с домом.

Жена рассказывала, как приходила с младшими братом и сестрой с первой смены, а их мама отправлялась в другую школу, учить во второй смене. “Дети!..” – “Да, мамочка, к печке не подходить”.

Что касается длительного отсутствия, то здесь все индивидуально. Но чем оставлять дитя на три дня, лучше сплавить его кому-нибудь.

Но дети должны быть соответствующим образом просвещены. Как сейчас помню: лет в пять я играл в пылесос стерженьками от конструктора. Сунул их в розетку, держа двумя руками. Хорошо, напряжение тогда было 127 вольт. И мама дома была. А второй раз, тоже примерно в том же возрасте – нашел бенгальские огни. Зажег один. Уронил на пол. И решил залить первой попавшейся под руку жидкостью – одеколоном. Впрочем, когда вспыхнуло, не растерялся и огонь затоптал. Но подпалина на паркете осталась. В этот раз дома никого не было.

Заботливый сынок

Моей дочке 3 с половиной года. Одна она никуда не залезет и ничего не натворит. Но может испугаться… И от переживаний потом даже заболеть. А я в таком возрасте запросто одна оставалась. Тихонько сидела и играла, мне дома было лучше, чем где бы то ни было с кем бы то ни было.

Моего брата оставляли одного рано. Эти две истории были до моего рождения, значит, ему не было еще 2 лет 8 месяцев. Он решил позаботиться о семье и нагреть всем воды для мытья (в доме была только холодная вода) и включил кипятильник в пустом ведре… В другой раз решил напечь всем печенья. Напек. Оно было горелое, в кухне был ужас, но печенье, по слова мамы, было вкусное.

Моя крестница с пяти лет сама себя обслуживает, ничего не боится, и спокойно остается одна. В 6 лет первый раз осталась одна дома ночью. Мать со старшей поехали на бесплатную “ночь в музее”, а малая была дома, никаких проблем. Максимум, что могло случиться – это пригоревшая яичница. Но там плита с суперзащитой, и пожара не случится.

Пуговички

Мой отец родился в 38-м, стало быть это накануне войны как раз было. Или даже до эвакуации, отец – ноябрьский. Последнее объясняло бы, почему некому было приглядеть – другие заботы.В общем, в три года его оставляли одного. У бабушки была работа напротив, она из своего окна видела окно с сыном. Малыша оставляли с пуговицами, он сидел и их перебирал. Мне даже показывали в Малоярославце, где были эти два окна…

Творожок

Стала оставлять дочку с 9 лет (сейчас ей десять). Сначала минут на 15 – до магазина и обратно. Волновалась жутко! А потом потихоньку на подольше и на подольше… У нас в США законы строгие, надолго до 13 лет оставлять нельзя, но часа три она прекрасно дома сидит – и уроки сама делает и даже однажды ужин мне приготовила! На ночь я пока не стала бы оставлять – боязно. Думаю лет в 15 можно будет, но посмотрю что там вырастет.

Меня с 4-х лет где-то на полдня одну оставляли. Одно из ярких воспоминаний детства – как мама перед работой показывает на будильник и объясняет, что когда большая стрелочка будет тут а маленькая вот тут, надо подойти к холодильнику и съесть творожок.

Одна дома

Дочь моих знакомых в 12 лет сидела одна дома, лежала с ангиной, когда все уехали праздновать на дачу. Смотрела в постели мультики с телефона в темноте и одном наушнике. В квартиру кто-то зашёл, и она сначала решила, что это родители вернулись, но потом поняла, что там – чужой человек. Написала смс-ку родителям, схватила со стены декоративную катану и затаилась. Когда грабитель в её комнату зашёл, стала со всей дури без перерыва бить его катаной по голове, пока он не перестал пытаться вставать. В общем, мужика повязали вызванные родителями менты. Что могло быть, если бы девочка спала или была не так находчива, можно только представить.

Комментарий эксперта

Анна С., педагог, бывшая инспектор по делам несовершеннолетних

Дети все разные. Кто-то дома спокойно остается, кто-то истерику устраивает, оставшись без мамы в классе первого сентября, в первый школьный день. Во времена нашего детства (80-90-е) была принята самостоятельность детей, которая и в массовой культуре нашла отражение (см. книжку “Дядя Федор, пес и кот” хотя бы, или передачи “Радионяня”, “Поможем маме”). Дети сами класса со второго, а кто-то и с первого ходили в школу, забирали из детского сада младших братьев или сестер, помогали убираться дома, ходили в магазин, ездили в учреждения дополнительного образования. Сейчас ситуация поменялась. В кружки и секции детей младшего школьного возраста, а также в школу именно “водят”. Одно дело, когда на другой конец города, или вечером, по темноте. Другое – когда школа рядом с домом, а дом детского творчества или музыкалка – за пять остановок, и занятия днем.

Здоровая самостоятельность – необходимый элемент воспитания личности. Самостоятельность допустима только при наличии определенных навыков ориентирования и самообслуживания. Если брать ребенка психически здорового, без отклонений в физическом и психическом развитии, то годам к 8-10 он должен знать свои ФИО, ФИО родителей, адрес фактического проживания, способы добраться общественным транспортом или пешком от места учебы до места жительства. Должен уметь расплатиться в магазине, посчитать с помощью калькулятора сдачу, купить билет в общественном транспорте и воспользоваться им (в местах, где кондуктор отсутствует).

Должен уметь пользоваться микроволновкой и электрочайником, чтобы разогреть себе обед в отсутствие старших дома. По поводу газовых и электрических плит все индивидуально, поэтому я бы здесь не стала делать каких-то предписаний или замечаний. Умеет – хорошо, не умеет – не страшно, вырастет- научится, главное – не затягивать с этим.

Еще ребенок должен полностью владеть навыками личной гигиены, без напоминаний чистить зубы, мыться и причесываться. Да, девочка может не уметь сама заплетать длиннющую косу, которой так восхищаются окружающие, но убрать волосы в хвост должна бы спокойно. Ребенок должен уметь одеться самостоятельно, завязав все шнурки и застегнув все пуговицы.

А еще ребенок должен знать, куда нужно звонить, если произошла экстренная ситуация. Телефоны пожарной охраны, скорой, полиции должны ВСЕГДА у ребенка быть в памяти, тем более сейчас номер единый. На эту тему с ребенком необходимо говорить, не пугая, но правдиво рассказывая, в каком мире мы живем и что может случиться.

По поводу оставлений дома. Если мама уходит на дежурство на ночь, то я бы не советовала оставлять чадо, не достигшее 14 лет. Хотя бы потому, что ребенок может испугаться, а чувство защищенности ему необходимо. Лучше попросить остаться кого-то из взрослых. Если мама с работы приходит поздно, хорошо, если она будет звонить и сообщать, где она находится, а так же во сколько примерно будет дома.

Оставить можно, как мне думается, часов на 5-7 спокойно. Оставляет же мать ребенка одного в школе. Придя домой, ребенок должен находить там покушать.

И еще по поводу самостоятельности. Ситуация. Пришла мать с работы в 11 вечера, и садится с дитем уроки делать, до двух часов ночи. Какое отношение будет у ребенка к учебе, маме? Ничего хорошего в конечном итоге. Я за то, чтобы по мере сил приучать ребенка делать уроки самостоятельно, чтобы родители их только проверяли и помогали, а не все полностью проделывали вместе с дитем. Тогда и оставить одного проще.

Подумайте также, чем будет ребенок заниматься в ваше отсутствие. Ну, уроки выучит, сделает себе бутерброд и погреет котлеты, посмотрит телевизор, а дальше? Это уже на ваше, мамы, усмотрение. Вы ваших детей лучше знаете.

Оставлять детей одних и уезжать в другой населенный пункт категорически не советую. Случиться может все, что угодно. Элеметарно: дети часто боятся долго быть одни. А тут получается, что мама пусть по делам, но уехала, и делай что хочешь. А вдруг скорая помощь понадобится? А вдруг ребенок случайно затопит соседей (трубу прорвать может, например), понадобится срочно войти в квартиру аварийным службам – и что делать тогда? Представляете, какой для ребенка стресс может быть? Это самые грубые примеры.

А на хозяйстве оставлять в разумных пределах можно и нужно. Хоть и на полдня.

Фото: Shutterstock
Текст: Лилит Мазикина

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!