Женский журнал Ladyblue

Когда учить ребенка читать? Как научить читать нечитающих детей? Из опыта работы учителя начальных классов.

Светлана Лушняк

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №2 «Ромашка»

Данковского муниципального района Липецкой области

Консультация для родителей

Подготовила :

Учитель – логопед

Лушняк С. А.

Данков 2017

Давайте представим, хотя бы на миг,

Что вдруг мы лишились журналов и книг,

Что люди не знают, что значит поэт,

Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.

Что будто никто никогда в этом мире,

И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,

Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,

Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.

Наверно нельзя и представить такого?

Так здравствуй же, умное, доброе слово!

Пусть книги, друзьями заходят в дома!

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Часто родители озабочены вопросом, надо ли дошкольника учить читать ? Споров по этому поводу много. Одни рекомендуют не спешить и не заставлять ребенка учить читать до школы , другие советуют налегать на алфавит с пяти лет, ну а третьи разрабатывают методики, как растить гениев, обучая их чтению с пеленок. Попробуем разобраться.

Конечно, есть аргументы против обучения дошкольников чтению : отнимаем у детей детство; чтение может навредить зрению; ребёнок 6 лет не сможет овладеть чтением и т. д.

Но аргументов за обучение детей чтению больше :

Нормально развивающийся ребенок 5 – 6 лет обладает достаточно сформированной устной речью, что является базой для развития письменной речи;

Раннее начало обучения грамоте способствует формированию орфографической грамотности (ребенок многократно видит, читает слово , запоминает его графический образ) ;

Чтение развивает мыслительную деятельность, память, внимание;

В процессе чтения происходит познание окружающего.

По мнению известных отечественных авторов Д. Б. Эльконина, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукермана и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребенку так же естественно, как умение ходить и говорить. Навык чтения обязательно нужно формировать еще в детстве, прививать любовь к книгам.

Помочь развертыванию этого естественного хода событий можно, создав ребенку следующие условия :

Родители должны подавать пример детям, читая книги , газеты, журналы;

Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги. Нередко в библиотеках устраивают выставки, что может также заинтересовать ребенка;

Дома у ребенка должно быть достаточно материалов для чтения книг, журналов, обучающих игр;

Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми;

При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребенка : рассказы о животных, цирке, путешественниках;

Используйте любую возможность для общения с ребенком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всем остальном;

Способствуйте речевому творчеству ребенка. Записывайте сочиненные им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы;

Сделайте для ребенка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употребленное ребенком слово написанным на карточке;

Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв. Некоторые пособия можно изготовить самим или вместе с детьми;

Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой и др.

Изначально дети хотят учиться читать . И задача родителей и педагогов – поддержать и развить это желание. Для этого надо не так уж много – просто проводить регулярные и приятные занятия в игровой форме. Регулярность и приятность занятий взаимосвязаны. Если занятия нерегулярны, то ребёнок забывает пройденный материал, не может ответить на вопросы, и поэтому занятия становятся неприятными. А если они неприятны, то дети будут их избегать, и регулярность будет потеряна.

Этапы овладения чтением :

Знакомство со звуками и буквами;

Слияние звуков в слоги;

Составление слов из слогов;

Чтение слов и предложений.

Исходный принцип обучения дошкольников грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добуквенный, звуковой период обучения. Буква - это знак звука. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Основной задачей обучения грамоте является выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе - развитие интереса и способностей к чтению.

На подготовительном этапе важно сформировать представления об основных законах речи :

Речь состоит из предложений, а предложения из слов;

Слов много, они называют предметы, их признаки и действия;

Слова состоят из звуков, они бывают длинные и короткие;

Звуки в словах произносятся поразному (формируется представления о гласных, согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуках)

Основной задачей подготовительного к обучению чтению периода является формирование умений выделять слова в предложении, делить слова на слоги, выделять любой звук, т. е. производить анализ звуковой структуры слова. И только тогда возможно начинать непосредственно обучение чтению :

Знакомство со всеми буквами русского алфавита;

Усвоение некоторых правил орфографии;

Овладение слоговым и слитным способом чтения

На первом этапе ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах. Он узнаёт, что звуки бывают гласные и согласные; согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие и что у каждого звука есть своё обозначение – буква.

Потом идёт другой этап – ребёнок учится складывать звуки в слоги. Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем – сложные.

И, наконец, когда ребёнок освоил и усвоил принцип чтения слогов, он начинает складывать слоги в слова. Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут» , и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов.

И, вот оказывается, что малыш уже умеет читать !

Самые распространённые ошибки при обучении чтению

На первом этапе – знакомство со звуками и буквами – самой распространённой ошибкой является путаница в названии звуков и букв. Родители, называя букву, произносят именно название буквы, а не звук («ка» , а не [К], «эр» , а не [Р]). И это приводит к тому, что малыш будет читать , например «каэрот» , вместо «крот» .

На третьем этапе обучения чтению (составление слов из слогов) малыши часто «нанизывают» буквы одну на другую, пока не выйдет слово, вместо того, чтобы складывать слоги (м-е-д-в-е-дь, а не мед-ведь) . Помните, на этом этапе обучения чтению основной единицей является слог, а не буква. Нанизывая буквы и дойдя до конца слова, малыш уже просто не может понять прочитанное .

Ребёнок читает механически , то есть просто складывает слоги, но не понимает, что он прочёл. Для того, чтобы избежать этой ошибки, просите малыша объяснить или пересказать, что он прочёл.

Если кто-то из членов вашей семьи имеет дефекты речи (заикается, шепелявит, он не должен участвовать в обучении ребенка чтению. Правильность формирования грамматической структуры речи ребенка находится в большой зависимости от культуры речи его родителей.

Надо учитывать , что у детей с флегматичным складом характера, т. е. с замедленными мышлением, речью и действиями, процесс обучения идет не так быстро, как у их сверстников с более подвижными процессами нервной системы. Овладев грамотой, читают они спокойно и неторопливо, в противоположность непоседливым и возбудимым детям, которые читать и считать учатся быстро , но, проявляя поспешность, делают при этом много ошибок. Но главное, о чем должны помнить родители, нельзя насильно учить ребенка читать . Не ругайте малыша и не сравнивайте его с другими более способными детьми, это только затормозит процесс обучения.

Если же у вашего ребенка не сформирована речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, то обучение чтению будет даваться малышу с трудом, и отнимет огромное количество сил и у мамы и у ребенка. То есть, если ребенок не выговаривает звуки, путает слоги в словах, неправильно их произносит, то даже в 5-6 лет учить читать его пока не стоит . Лучше сначала отвести дошкольника к логопеду .

Однако некоторые дошкольники активно отказываются учиться читать . Причины могут быть разные, в том числе и созревание мозга и его структур. Чтение представляет собой сложную деятельность, для осуществления которой необходимо взаимодействие разных функций головного мозга с другими системами организма, особенно зрительно – двигательной. Часто ребенку, не желающему учиться читать , надо дать время для того , чтобы произошло созревание организма, и на каком-то этапе он начнет учиться читать охотно . Так же ребенок, которому часто читают взрослые , не хочет прилагать усилия для овладения навыком чтения. У него не развивается познавательная потребность в чтении, так как она мгновенно удовлетворяется взрослым. В подобном случае можно использовать следующий прием : начните читать интересный ребенку рассказ, а затем прервите чтение, сославшись на неотложные дела. Делайте так неоднократно, чтобы ребенок испытывал неудовлетворенное любопытство. Современные дети не хотят читать еще в силу того , что слишком много информации получают из средств массовой информации, в частности телевидения. Образы, создаваемые на экране, преподносятся в готовом виде, а читая , надо прилагать серьезные усилия, чтобы возник образ, - заставлять работать собственное воображение.

Хорошо читающему ребенку в школе легче, так как в первое время за счет навыка чтения у него появляется уверенность в успешности, он делает что-то быстрее других, более высоко себя оценивает. Психологами установлено, что читающие дети обладают более высокой самооценкой, чем их нечитающие сверстники .

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Перед родителями старших поколений такой вопрос стоял не остро. Ну, научился дошкольник читать как-то с бабушкой или старшей сестрой, и слава богу, а нет - так получит букварик и будет учиться читать с учителем в первом классе целых полгода. В наше время всеобщего ускорения все развивается быстрее, дети умеют включать компьютер раньше, чем говорить, и при поступлении в школу обязательным является умение читать хотя бы по слогам. В ином случае маленькому ученику будет тяжело угнаться за сверстниками и это может быть одним из первых конфликтов со школой.

Нет единого возрастного критерия для начала обучения. Все строго индивидуально и зависит от общего развития ребенка. Специалисты в области педагогики называют средний возраст, когда дети готовы к началу обучения чтению 4,5-5 лет, но, немало деток успешно учатся читать и в 2-3 года. Общее, на что стоит обратить внимание родителей – это восприятие ребенка окружающего мира в целом.

Итак, первостепенно обращаем внимание на то, как ваш сын или дочь умеет говорить, слышать, различать звуки и передавать их, умеет ли он связно описать событие, как ориентируется в пространстве –«верх-низ, право -лево», не требуется ли ему помощь логопеда. Дело в том, что, отделы мозга, отвечающие за различные процессы, развиваются поочередно. И если начать развивать функцию, которая еще не созрела, можно получить дополнительные проблемы в виде гиперактивности, чрезмерной возбудимости и т.д.

Ни в коем случае нельзя малыша заставлять обучаться. Называть буквы и составлять слова должно быть для маленького ученика увлекательной игрой. Хорошо, даже просто необходимо, с младенческого возраста окружать ребенка книгами. Если яркие, с красивыми картинками книжки станут любимыми игрушками, а чтение сказки или стишка кем-то из взрослых – любимым занятием, то и желание самому научится понимать эти волшебные буквы, станет для ребенка ближе.

Что нужно помнить родителям. Во-первых, не пытайтесь начинать обучение в целях создать гения, что бы хвастаться перед знакомыми «самым умным ребенком», во-вторых, больше читайте с ребенком, учите стишки, развивайте речь, память, моторику, фонетику. Обучающих методик есть множество, поэтому ознакомьтесь сначала с предлагаемыми методами, выберите, что более подходит вам и вашему малышу и начинайте регулярные занятия.

Если вы готовитесь вести ребенка в детский сад, узнайте, как там обстоит дело с развивающими занятиями. Сейчас во многих садиках опытные воспитатели успешно проводят занятия с детками по самым различным методикам, но если вы, по каким-то причинам решили заниматься сами, то в первую очередь, организуйте себя. Ваше обучение будет успешным только в том случае, если оно будет регулярным, если вы будете терпеливы и последовательны.

Многие родители по разным причинам стремятся обязательно научить ребенка читать до школы: одни сами рано научились читать и считают, что дети должны пойти по их стопам, другим приятно похвалиться достижениями своего малыша перед родственниками и друзьями, но, конечно, большинство родителей хотят, чтобы их ребёнку было в дальнейшем легче учиться в школе, чтобы он был успешен и чувствовал себя уверенно среди других читающих одноклассников.

А что же говорят, специалисты? В каком возрасте лучше обучать ребенка чтению, и что могут сделать родители, чтобы помочь развитию данного навыка?

Возраст 2-3 года.

Отделы мозга, отвечающие за распознавание букв, ещё не зрелые, для ребенка буквы- это непонятные символы, суть которых пока остаётся им недоступной. В этом возрасте следует знакомить ребенка с такими понятиями, как: цвет, форма, размер, помогать исследовать окружающий мир с помощью зрения, вкуса, слуха, пальчиков.

Возраст 4-5 года.

В этом возрасте многие дошкольники начинают проявлять интерес к буквам. Ребёнок спрашивает маму с папой: «Что это за буква»? «Как это читается»? «Как это написать»? Родители в игровой форме должны поддержать этот интерес, например, предлагать искать буквы на уличных вывесках, разместить картинки с изображениями букв по квартире, лепить буквы из пластилина, просить назвать букву, которую показывает взрослый.

Возраст 6-7 лет.

Именно этот возраст по мнению современных физиологов, психологов, логопедов наиболее благоприятный и эффективный для начала обучения чтению, так как дозревают отделы головного мозга, отвечающие за этот навык. Поэтому, если ребёнок хочет научиться читать до школы, препятствовать не нужно. А вот могут ли некоторые домашние занятия чтению наоборот навредить?

Да, если взрослый не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, перегружает учебными заданиями вместо естественной для дошкольников деятельности-игры.

Более того учителя начальных классов сталкиваются с тем, что если до школы ребёнок научился читать неправильно, его приходится переучивать. Ведь, чтобы успешно обучать чтению, нужно обладать знаниями по методике обучения.

Поэтому основная задача родителей способствовать развитию навыков, которые позволят легче пройти процесс обучения чтению: рассматривать картинки, где нужно узнавать контуры букв, играть в игры на составление слов из частей, играть в слова, развивать фонематический слух и т.д, а обучение чтению предоставить профессиональным педагогам.

Курс подготовки к школе в онлайн школе БИТ ведут профессиональные педагоги, опытные учителя начальной школы, которые знают все тонкости обучения чтению, письму и счету. Занятия проходят в игровой форме – самой эффективной форме обучения в этом возрасте.

Обучение чтению – это сложный психические процесс, успешность которого зависит от уровня развития психических навыков. На занятиях с психологом онлайн школы БИТ дети выполняют задания на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, выполняют задания, способствующие расширению словарного запаса, навыкам управления своим эмоциональным состоянием, что является одним из ключевых факторов успешного обучения в будущем и положительный учебной мотивации.

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!