Женский журнал Ladyblue

Людмила петрушевская - сказка о часах. Сказка про старинные часы

С раннего детства мы все любим сказки. Сказки также любят взрослые. Особенно все нравятся волшебные сказки. Волшебные сказки - это один из видов сказок, в котором обязательно есть волшебство или волшебный предмет. Наша сказка будет относится к этому виду, так как у нас присутствуют волшебные часы. С этими волшебными часами, а вернее с помощью их будет происходить волшебство.

Следует помнить, что любая сказка имеет структуру. Выделяют следующие структурные элементы сказок:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

При составлении наше сказки о волшебных часах мы будем придерживаться общепринятой структуры.

Сказка про волшебные часы

Жили-были дед и бабушка. И был у них внучек Сашенька. Бабушка с дедушкой постоянно давали Сашеньке задания, когда уходили в лес за ягодами или на базар. Но Сашенька никогда не выполнял их просьбы. Как только они переступали порог, внучек сразу начинал играться. А когда вспоминал про задания, времени до прихода бабушки с дедушкой совсем не оставалось. Каждый раз Сашеньку ругали за это.

Вот и сегодня рано утром бабушка собралась на базар, а дедушка в лес по грибы да ягоды. Они попросили Сашеньку помести дом, убрать в чулане, и собрать свои игрушки. Внучек пообещал им, что в этот раз не подведет. Но, как только закрылась дверь, внук все забыл. Прошел час, затем еще два. И только тогда Сашенька вспомнил про свое обещание. И тогда он решил схитрить. Сашенька залез на стул, а на стене висели большие старые часы. Он решил перевести время назад, чтоб справиться со всеми делами. Перевел он часы и решил еще пять минут поиграться. Но опять Саша забыл про все дела. Когда до прихода дедушки остались считанные минуты он опять перевел часы. И тут он видит, что часы остановились. Ну ладно подумал он. И пошел играть.

Забыл внучек про все на свете. Уже и спать захотелось и кушать. А бабушки с дедушкой все нет. Саша испугался. Уже ночь, а бабушки с дедушкой все нет. Не знал он, что делать. Начал просить часики, чтоб они заработали. Страшно ему, заплакал. И тут часы заговорили. Они сказали ему, что когда он выполнит все о чем просила бабушка, тогда все вернется на свои места.

Принялся Сашенька за дела. Быстро убрал везде. Еще и посуду помыл. И как только он все сделал на пороге стояли бабуля с дедулей. А часики шли как обычно. Саша очень обрадовался, и с этого дня всегда помогал по дому.

Жил-был шаловливый мальчик по имени Миша. Каждую ночь его еле-еле родители укладывали спать. Родители пытались научить Мишу режиму, а ему бы играть и играть до утра, ему не до сна

Однажды, мама уложила Мишу в кровать, закрыла дверь и ушла в другую комнату. Миша никак не мог уснуть. Он смотрел на старинные часы на стене и слушал, как они стучат. Вдруг вся комната озарилась, часы засверкали ярким перламутровым светом, и с часов спустился дух часов. Миша не испугался, ему стало интересно. Дух часов попросил его пройти с ним в таинственный город. Он охватил мальчика чем-то невидимым, и они очутились в стране часов.

В городе повсюду ходили надзиратели, и везде стояли стеклянные комнаты, где спали на кроватях дети. Дух часов привел Мишу в одну из них. Он сказал ему, что Миша может оставаться в этом городе, потому что здесь все всегда спят. В этот город попадают шаловливые дети, которые не умеют засыпать и не хотят соблюдать режим. Надзиратели обязательно постараются научить ребенка засыпать.

Тут Мишу охватила тревога. Он понял, что он не хочет оставаться в этом городе. Он пообещал духу часов обязательно научиться засыпать и не быть слишком шаловливым.

Дух часов поверил мальчику и проводил его обратно в его комнату. Миша тотчас заснул. После этого он старался всегда соблюдать режим и засыпать вовремя.

Сказка про часы

Жили-были на свете часы. Небольшие такие часы с кукушкой и гирьками. Точнее, с цепочками для гирек, потому что гирьки давно уже оторвались и где-то затерялись. Жили часы над каминной полкой в доме дряхлого пенсионера. Не то что бы тужили, но и не веселились особо, потому как старичок увлекался рыбалкой и целыми сутками сидел с удочкой на берегу в ожидании клёва. А часы в это время всё висели над своей каминной полкой и скучали, скучали до самого вечера, до тех пор, пока не наступала ночь. Дедушка рыболов возвращался в своё древнее кресло перед камином и заваривал свою традиционную кружку чая. Только тогда часы чувствовали себя нужными.

Кукушка в такие моменты надувалась от важности, каждая шестерня часового механизма звенела, как подковы военных коней на городской площади во время парада, а сами часы напоминали собой не маленький домик, а целый дворец, в котором живёт самый настоящий король со всею своей свитою.

Пенсионер же имел обыкновение разговаривать с самим собой. Придет с рыбалки, возьмёт в руки кружку с чаем, усядется поудобнее в кресло и начинает рассказывать о своём бурном прошлом. При этом он частенько поглядывал на часы, и нередко рассказы его начинались со слов: «Помнится, именно в этот час со мною такое случилось…» Именно поэтому часы чувствовали себя столь важными и значимыми в этом доме. Сама каминная полка порой испытывала чувство глубокого уважения, слыша над собой их мерное тиканье.

Но, какими бы потрёпанными ни были наши часы, они всё же были молодыми и ещё слишком неискушёнными жизнью. И, естественно, они даже представить себе не могли, что с ними – с настенными часами с кукушкой – может произойти такое. А произошло вот что.

Однажды дедушка рыболов с утра пораньше вместо того, чтоб отправиться на реку, ни с того ни с сего вдруг стал бродить по дому и что-то искать. Его лоб был нахмуренным, лицо озабоченным, глаза серьёзными. Неожиданно дедушка вдруг заулыбался и радостно потёр руки. Отчего-то по деревянному корпусу часов пробежали мурашки, ведь, когда пенсионер заулыбался, в его улыбке было что-то… Что-то зловещее, и смотрел он как раз на сверкающий циферблат своих часов.

Затем дедушка долго возился в кладовке, звенел, гремел чем-то, переставлял какие-то коробки. А потом, вот не поверите, принёс одну в каминный зал и – о, ужас! – снял часы со стены и упаковал их в эту тёмную и холодную коробку! Всё равно, что лучшего друга расстрелять! «Какое предательство!» — думали про себя часы, «Какая низость!» — соглашалась кукушка.

А дедушка тем временем оделся понаряднее, перевязал злосчастную коробку красной лентой и отправился к знакомым на день рождения. Так и получилось, что настенные часы старого рыболова стали подарком.

Новым домом для часов теперь стала скромная квартирка на третьем этаже небольшого домика в самом центре города. Камина в этой квартире не было, но зато стена, на которую поселили часы, была гораздо светлее и чище, и из окна напротив открывался чудесный вид на городскую площадь. И всё было бы хорошо, если б не сами новые хозяева.

Это была супружеская пара. Ему было восемьдесят шесть, ей – немного поменьше, но они любили друг друга так искренне и нежно, как если бы им было по восемнадцать. Днями и ночами они могли сидеть на диване бок о бок и смотреть друг другу в глаза, улыбаться, целоваться в щёчку и не только. Но самое главное, им совсем никакого дела не было до времени, а значит и до подаренных им часов. Им и так было хорошо.

Поначалу часы исполняли свой долг, как и прежде. Потом хозяева стали забывать вовремя подтянуть гирьки, и часы стали отставать. Их винтики и шестерни перестали звенеть, стали дребезжать звуком грустных детских качелей. И сами часы поэтому совсем приуныли. Даже кукушка в часах перестала петь и всё смотрела в окно из-под прикрытых в дрёме глаз. Именно кукушка и придумала бежать.

Как-то хозяева вдруг заметили, что часов в доме больше нет – стена совершенно пуста. Ну, на нет и суда нет. Пожали плечами и снова на свой диван – в глаза друг другу смотреть. А часы к тому времени уже нашли себе другого хозяина. Теперь им стал молодой студент, который жил в соседнем доме и, по словам соседей, держал свою квартирку в чистоте, регулярно стирал пыль с мебели и вообще был опрятным и ответственным. Всё это, конечно, не могло не понравиться часам, да и самому студенту часы пришлись по нраву.

Всё в новом доме часы устраивало, только вот по молодости своей они не смогли предвидеть одну неминуемую вещь, которая, конечно же, незамедлительно произошла. Студент влюбился.

Студент влюбился, а потому часто выходил на вечерние прогулки, которые порой длились всю ночь, часто вздыхал, часто поглядывал на стрелки часов и постоянно говорил в сердцах:

— Да что же вы идёте так медленно, когда её нет рядом! Как же всё-таки медленно тянется время!

И часам стало жалко своего студента. И стали часы идти чуточку быстрее. Сначала совсем чуточку. Студент всё так же ходил на свидания с любимой, но, порой, как-то странно поглядывал то на своего тикающего друга, то в окно, приговаривая: «А дни как будто всё длиннее становятся…». Затем часы – только чтобы порадовать хозяина – пошли ещё быстрее. Студент всё чаще хмурился, приходя с прогулок. А однажды он ворвался домой, словно северный ветер, швырнул в часы шляпу и закричал:

— Два часа её прождал, а она так и не пришла! Так значит, да? Никогда больше к ней не приду!

Тут-то часы и поняли, что натворили, и им так стыдно стало за свой обман, что в ту же ночь кукушка вылезла из своего гнезда, изо всех сил замахала крыльями, и часы вновь покинули уютную стену, вылетев в открытое по случаю душной погоды окно. Как настоящая птица, кукушка несла свой домик над ночным городом, пока, наконец, не потеряла силы и не приземлилась возле одиноко шагающей фигуры. Так часы нашли ещё одного хозяина.

На этот раз им оказался маленький сморщенный человечек в сером. Жил он на самом краю города в такой же крохотной, как и он сам, избушке в полном одиночестве среди вечной тишины и отдающей могильным холодом пыли. Жил так тихо и мирно, словно его и не было вовсе. Однако на часы смотрел часто. Смотрел да повторял:

— Ах, как быстро время летит! Вот и ещё один день пролетел, как миг… Так и вся жизнь кончится – не заметишь…

И так грустно он вздыхал, что часы снова не удержались и снова стали показывать неверное время. Только на этот раз они отставали, как только могли. Иногда часы даже просто тикали, удерживая свои стрелки на одном месте, только маленькому человечку от этого веселее не становилось. Он всё так же грустно смотрел на циферблат и вздыхал о быстротечности времени. И, поверьте, часам от этого тоже радостнее не было. Только представьте, каково это жить, каждую минуту чувствуя себя причиной чьей-то грусти. Часы так не смогли и снова сбежали.

А потом были маленькие дети, которым хотелось только заглянуть часам внутрь. А потом был высокообразованный коллекционер редких вещей, который видел в часах бездушную вещь. А потом была дама в красной шляпке, которой нужно было закрыть пятно на обоях и которая совсем не понимала, как нужно определять время по стрелкам. А потом снова были дети, студенты, чёрные фигуры в свете уличных фонарей…

Так бы и продолжались эти скитания до бесконечности, если бы часы однажды не попали в руки пьяницы, ужасного неряхи, у которого и дома-то настоящего не было. Но худа без добра нет – пьяница продал часы часовщику, а часовщик… О, часовщик этот был настоящим королём часовых дел. В его доме были миллионы часов: и настенные, как наши, и наручные, и небольшие будильники, и огромные напольные часы – всякие в общем. Но самое главное, они все были подведены точно под часы с городской ратуши, которые никогда не ошибаются. Это ли не счастье, жить среди таких же, как и ты сам и для того, кому ты нужен? Наверное, это и правда настоящее счастье.

Так наши часы это счастье наконец и обрели. А про прошлые мытарства часы вспоминали только с улыбкой. Ещё бы, столько людей в мире, и только один часовщик знает, что такое время на самом деле! Правда, смешно?

Людмила Стефановна Петрушевская

Сказка о часах

Жила-была одна бедная женщина. Муж у нее давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у нее росла красивая и умная и все вокруг себя замечала: кто во что одет да кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да все не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку, а в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

Девочка, сколько времени?

А девочка отвечает:

Без пяти минут пять.

Спасибо, - говорит старушка.

Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

Без пяти пять, бабушка.

Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело. Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается. Вечером она спросила у матери:

Скажи, а как часы заводятся?

А что, у тебя появились часики? - спросила мама.

Нет, просто у моей подруги есть часы, и она хочет дать их мне поносить.

Никогда не заводи часы, которые ты найдешь случайно, - сказала мать. Может произойти большое несчастье, запомни это.

Ночью мать нашла в шкафу коробочку с часами и спрятала их в большой кастрюле, куда девочка никогда не заглядывала.

А девочка не спала и все видела.

На следующий день она снова надела часики и вышла на улицу.

Ну, сколько времени? - спросила, появившись опять, старушка.

Без пяти пять, - ответила девочка.

Опять без пяти пять? - засмеялась старушка. - Покажи мне свои часы.

Девочка спрятала руку за спину.

Я и так вижу, что это тонкая работа, - сказала старушка. - Но если они не ходят, это ненастоящие часы.

Настоящие! - сказала девочка и побежала домой.

Вечером она спросила у матери:

Мамочка, а у нас есть часы?

У нас? - сказала мать. - У нас настоящих часов нет. Если бы были, я бы их давно продала и купила бы тебе платье да туфельки.

А ненастоящие часы у нас есть?

Таких часов у нас тоже нет, - сказала мать.

И никаких-никаких нет?

Когда-то были часы у моей мамы, - ответила девочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.

На них слишком печально смотреть, - ответила мать.

Мне нисколько! - воскликнула девочка.

И они легли спать. Ночью мать перепрятала коробочку с часами в чемодан, а дочь опять не спала и все видела.

На следующий день девочка вышла гулять и все смотрела на часы.

Скажи, пожалуйста, сколько времени? - откуда ни возьмись, спросила старушка.

Они не ходят, а как завести их, я не понимаю, - ответила девочка. - Это часы моей бабушки.

Да, я знаю, - ответила старушка. - Она умерла без пяти минут пять. Ну, мне пора, а то я опять опоздаю.

Тут она удалилась, и на дворе стемнело. А девочка не успела спрятать часы в чемодан и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдет от нее, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у нее нет ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдет жить к одной старушке, та ее приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперед.

Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?

Сейчас половина шестого, - ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передернулась и закричала:

Кто завел часы?!

Не знаю, - удивилась девочка, а сама держала руку в кармане.

Может быть, их завела ты?

Нет, часы лежали у меня дома под подушкой.

Ой, ой, ой, кто же завел часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

Стой! - закричала еще громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка ее задержала:

Погоди. Тот, кто завел эти часы, тот завел время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время ее жизни, и ей придется каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрет. Но это еще полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

А мне какое дело? - спросила девочка. - Это не ваши часы, а мои.

Если я умру, умрет день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если мое время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

Я дам тебе все, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, все! Но только узнай, кто завел часы.

Мне нужен принц, - сказала девочка.

Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завел часы! Будет тебе принц! закричала сгарушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Ее мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завел часы?

Мама сказала:

Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

Это мама сама завела часы, успокойтесь!

Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть. Мать сказала девочке:

Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

Что же теперь, ты каждый час будешь у меня просить мои часы?

Дедушка, это что? - спросил Витя.
- Стенные часы.
- Часы? А почему они не просыпаются?
- Как не просыпаются? - удивился дедушка.
- Стрелочки не крутятся, маятник не мается, тик-так молчит.
- Механизм разладился. Вот и уснули часики, - сказал дедушка.

Настал вечер. Все в доме улеглись спать, и Витя подумал: «Когда светло, часики спят. А когда темно, они тоже спят?»

Выбрался он из кроватки, крадучись скользнул в другую комнату. Сюда заглядывала луна, и на полу лежал узор от занавески.

Витя вскарабкался на стул, со стула - на письменный стол и поднялся на цыпочки. Он тихо постучал пальчиком в стекло на часах.

Вы спите? Проснитесь.

Он постучал еще раз, но часы не откликались. Тогда Витя толкнул часы в бок.

Проснитесь!

И вдруг - часы сорвались со стены, с грохотом упали на стол. Витя испугался, спрыгнул на пол, кинулся к своей кроватке, юркнул под одеяло.

Дедушка услышал шум, вошел и увидел сломанные часы.

Все равно у меня бессоница, - сказал себе дедушка. - Возьмусь-ка я за этот механизм.

У дедушки были зоркие глаза и золотые руки.

Утром Витя пришел в ту комнату пить чай и глазам своим не поверил. Часы преспокойно висят па стене, маятник мается, слышно тик-так.

Мама! Дедушка! Смотрите, проснулись часики!
- Вот в хорошо, - отозвался дедушка.
- Это я их разбудил! - гордо сказал Витя. Дедушка ухмыльнулся, а мама сказала:
- Ты всех в доме разбудил среди ночи.

Сказка про часы и время из журнала «Семья и школа», 1971 год

Задачи:

  • первичное знакомство с произведением методом поэтапного чтения отрывков детьми про себя, с постановкой проблемных вопросов;
  • пробудить к сопоставлению образов произведения с прочитанным ранее, а также со своим личным опытом жизни, с тем, что он наблюдал в окружающей действительности;
  • задействовать интеллектуальные и эмоциональные силы для интенсивного размышления над непростыми отношениями между Матерью и Ребенком; идейно-нравственное воздействие на личность младшего школьника, воспитание уважения и любви к Матери.

Оборудование:

  • 6 блоков произведения на каждого ученика;
  • дерево предсказаний;
  • набор листьев для мнений-предсказаний на каждую группу учащихся;
  • плакаты – заготовки для пословиц;
  • 4 “корзины с желудями” для рефлексии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

На столах лежат листья дуба четырех цветов. Детям предлагается выбрать 1 листок, затем они рассаживаются по группам, по цвету листочков. На партах разные часы.

У. Рассмотрите, потрогайте, послушайте.Какие ассоциации вызвали у вас эти наблюдения?

II. Построение кластера. Создание эмоционального настроя

Предлагается еще одно слово и ставлю “”

У. Что обозначают “”? это литературное произведение. Объедините эти два слова предлогом. Форма слов может меняться. Предлагается итоговый вариант “Сказка о часах”. Это произведение написала Людмила Стефановна Петрушевская. Она родилась в Москве в мае 1938 года. Окончила Московский Государственный Университет, факультет журналистики. Работала на радио, телевидении. Она написала много пьес для спектаклей, в которых очень правдиво рассказывала о жизни семьи. А несколько лет тому назад, в 90-е годы она обратилась к жанру “сказки для всей семьи”, где Добро всегда побеждает Зло. Она автор необыкновенной сказки из выдуманных слов “Пусоки бятые”. Сегодня вашему вниманию предлагаю “Сказку о часах”. Читать ее мы будем с остановками.

III. Чтение произведения

I блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что оказалось в той коробочке? Ваши предположения напишите на дубовых листочках. Издавна дуб считается деревом мудрости. Оно живет многие века, много событий видело. Мы назовем дуб – деревом предсказаний. Каждое ваше предсказание прикрепите иголочками на ветку.

II блок.

Остановка.

У. Помогите девочке завести часы.

III блок.

Остановка.

У. Как вы думаете, что могла сказать старушка девочке? Предскажите.

IV блок.

Остановка.

У. Что стало с героями этой сказки спустя много лет?

V блок.

Остановка. Инсценирование забытого конца сказки.

У. Ребята, давайте допишем сказку сами. Придумайте конец сказки. (заслушивание версий).

VI блок.

Зачитывание настоящего конца сказки.

IV. Проверка восприятия текста

У. У каждого дерева есть плоды. У нашего дуба тоже созрели желуди. Сорвите, узнайте, что в нем есть?

Вопросы на желудях:

  • Назови всех персонажей сказки. Что ты о них думаешь?
  • Что было сказочного в этой сказке?
  • Что имела в виду старушка, когда сказала: “Ну что же, пока что мир остался жив”.
  • Вспомни пословицу, которая подойдет к этой сказке. Напиши ее на листке.

Пословицы вывешиваются вокруг дуба.

V. Рефлексия

У. Каждый из вас испытал на уроке определенное эмоциональное состояние: интерес, радость от благополучного конца сказки, от дружной работы, а, возможно, и грусть. Возьмите желудь и положите в корзину “настроения”. Если испытываете другое эмоциональное состояние, напишите на желуде с другой стороны и положите в 4-ую корзину.

Приложение

Л. Петрушевская

СКАЗКА О ЧАСАХ

Жила-была одна бедная женщина. Муж у неё давно умер, и она еле-еле сводила концы с концами. А дочка у неё росла красивая и умная и всё вокруг себя замечала: кто во что одет, и кто что носит.

Вот приходит дочка из школы домой и давай наряжаться в материны наряды, а мать бедная: одно хорошее платье, да и то заштопано, одна шляпа с цветочками, да и то старая.

Вот дочка наденет платье и шляпу, и ну вертеться, да всё не то получается, не так одета, как подруги. Начала дочка искать в шкафу и нашла коробочку,

Остановка № 1

А в той коробочке часики.

Обрадовалась девочка, надела часики на руку и пошла гулять. Гуляет, на часики смотрит. Тут подошла какая-то старушка и спрашивает:

Девочка, сколько времени? А девочка отвечает:

Без пяти минут пять,

Спасибо, - говорит старушка. Девочка опять гуляет, на часы поглядывает. Опять подходит старушка.

Сколько времени, девочка? Она и отвечает:

Без пяти пять, бабушка.

Твои часы стоят, - говорит старушка. - Из-за тебя я чуть не пропустила время!

Тут старушка убежала, и сразу стемнело.

Девочка захотела завести часы, но она не знала, как это делается.

Остановка № 2

Вечером она спросила у матери:

Скажи, а как часы заводятся?

Никогда не заводи часы, которые ты найдёшь случайно, - сказала мать. - Может произойти большое несчастье, запомни это. Ночью мать прятала часики. А девочка не спала и все видела. Днем она гуляла с часиками и встречала любопытную старушку. Старушка спрашивала, сколько времени и даже сказала что не настоящие.

Вечером она спросила у матери: - Мамочка, а у нас есть часы?

Когда-то были часы у моей мамы, - ответила дочке мать. - Но они остановились, когда она умерла, без пяти пять. Больше я их не видела.

О, как бы мне их хотелось иметь! - вздохнула девочка.

На них слишком печально смотреть, - ответила мать.

Мне нисколько! - воскликнула девочка. Но однажды вечером девочка не успела, часики спрятать и просто положила их под подушку.

На следующий день, проснувшись, девочка увидела часы у матери на руке.

Вот, - закричала девочка, - ты обманывала меня, у нас есть часы, дай их сейчас же мне!

Не дам! - сказала мать.

Тогда девочка горько заплакала. Она сказала матери, что скоро уйдёт от неё, что у всех есть туфли, платья, велосипеды, а у неё ничего. И девочка начала собирать свои вещи и закричала, что уйдёт жить к одной старушке, та её приглашала.

Не говоря ни слова, мать сняла часы с руки и отдала их дочери.

Девочка выбежала на улицу с часами на руке и, очень довольная, стала прохаживаться взад-вперёд.

Здравствуй! - сказала, появившись, старушка. - Ну, сколько времени?

Сейчас половина шестого, - ответила девочка.

Тут старушка вся как-то передёрнулась и закричала:

Ой, ой, ой, кто же завёл часы?! - закричала старушка. - Ой, ой, что же делать?! Может быть, они пошли сами собой?

Может быть, - сказала девочка и побежала, испуганная, домой.

Стой! - закричала ещё громче старушка. - Не разбей их, не урони. Это ведь не простые часы. Их надо заводить каждый час! Иначе случится большое несчастье! Лучше отдай их сразу мне!

Не отдам, - сказала девочка и хотела убежать, но старушка её задержала:

Остановка № 3

Погоди. Тот, кто завёл эти часы, тот завёл время своей жизни. Поняла? Допустим, если их завела твоя мать, то они будут отмерять время её жизни, и ей придётся каждый час заводить эти часы, а то они остановятся и твоя мать умрёт. Но это ещё полбеды. Потому что если они пошли сами собой, то они начали считать время моей жизни.

А мне какое дело? - сказала девочка. - Это не ваши часы, а мои.

Если я умру, то умрёт день, ты что! - закричала старушка. - Это ведь я каждый вечер выпускаю ночь и даю отдохнуть белому свету! Если моё время остановится, то всему конец!

И старушка заплакала, не выпуская девочку.

Я отдам тебе всё, что пожелаешь, - говорила она. - Счастье, богатого мужа, всё! Но только узнай, кто завёл часы.

Мне нужен принц, - сказала девочка.

Беги, беги скорей к матери и узнай, кто завёл часы! Будет тебе принц! - закричала старушка и подтолкнула девочку к двери.

Девочка нехотя поплелась домой. Её мама лежала на кровати, закрыв глаза и крепко вцепившись в одеяло.

Мамуля! - сказала девочка. - Дорогая, миленькая, ну скажи мне, кто завёл часы? Мама сказала:

Это я завела часы.

Девочка высунулась в окно и закричала старушке:

Это мама завела часы, успокойтесь! Старушка кивнула и исчезла. Стало темнеть.

Мать сказала девочке:

Дай мне часики, я заведу их. А то ведь я умру через несколько минут, я чувствую.

Девочка протянула ей руку, мать завела часы. Девочка сказала:

Что же. Теперь, ты каждый час будешь у меня /просить мои часы?

Что же делать, дочка. Эти часы должен заводить тот, кто их пустил.

Девочка сказала:

Значит, я не смогу пойти с этими часиками в школу?

Сможешь, но тогда я умру, - ответила мать. Девочка сказала:

Лучше бы я сама завела эти часы. Мои часы, я бы с ними всюду ходила и сама бы их заводила. А то теперь придётся тебе всюду ходить за мной.

Мать сказала:

Если бы ты сама завела эти часы, ты бы не смогла просыпаться ночью каждый час. Ты бы наверняка проспала и умерла.

Поэтому я и прятала от тебя эти часы. Но я заметила, что ты их находишь, и мне пришлось самой завести эти часы. Иначе бы ты меня опередила. А я уж постараюсь теперь не проспать. Да и ничего страшного, если я когда-нибудь просплю. Лишь бы ты была жива. Я живу только для тебя.

И она отобрала часы у девочки. Девочка долго плакала, злилась, но делать было нечего.

С тех пор прошло много лет.

Остановка № 4

Девочка выросла, вышла замуж за принца. У неё теперь было всё, что она хотела: много платьев, шляпок и красивые часы. А мама её жила, как прежде.

Однажды мать вызвала свою дочь по телефону и, когда та приехала, сказала ей:

Время моей жизни кончается. Часы идут всё быстрее, и наступит момент, когда они остановятся сразу после того, как я их заведу. Когда-то вот так же умерла моя мама. И ничего про них не знала, но пришла одна старушка и рассказала мне про них. Старушка умоляла меня не выкидывать часы, а то произойдёт ужасное несчастье. Продать часы я тоже не имела права. Но я сумела спасти тебя, и за это спасибо. Теперь я умираю. Похорони эти часы вместе со мной, и пусть больше никто, в том числе и твоя доченька, никогда не узнает про них.

Хорошо, - сказала дочь, - а ты не пробовала их завести?

Я это делаю каждые пять минут, теперь уже каждые четыре минуты.

Давай я попробую, - сказала дочь.

Что ты, не прикасайся к ним! - закричала мать. - Иначе они начнут отмерять время твоей жизни. А у тебя маленькая девочка, подумай о ней!

Прошло три минуты, и мать стала умирать.

Остановка № 5

Она крепко сжимала одной рукой пальцы своей дочери, а другую, с часами, спрятала за голову. И вот дочь почувствовала, что рука матери ослабла. Тогда дочь нашла часы, сняла их с руки матери и быстро завела. Мать глубоко вздохнула и открыла глаза. Она увидела свою дочь, увидела часы на её руке и заплакала.

Зачем? Зачем ты завела эти часы? Что будет теперь с твоей дочерью?

Ничего, мама, я научилась теперь не спать. Ребёнок плачет по ночам, я привыкла просыпаться. Я не просплю свою жизнь. Ты жива, и это главное.

Они долго сидели вместе, а за окном промелькнула старушка. Она выпустила на землю ночь, помахала рукой и, довольная, удалилась. И никто не слышал, как она сказала:

Ну что же, пока что мир остался жив.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!