Женский журнал Ladyblue

Маркировка драгоценных металлов. Какие пробы золота бывают и чем отличается метрическая, золотниковая и каратная проба

Проба благородных металлов - определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины и остальные пять металлов платиновой группы - рутений, родий, палладий, осмий, иридий) в пробируемом сплаве; используется для последующего клеймления, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные - пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.; само клеймо и определённое при пробировании содержание основного благородного металла также именуются пробой. Все промышленно выпускаемые сплавы содержащие более 30% по весу благородного металла должны быть подвергнуты пробированию и соответствующим образом заклеймлены. К настоящему времени для всех благородных металлов установлена дискретная линейка возможных их содержаний в сплавах (проб).

Традиционная система проб в Западной Европе (в мире):

Основой системы проб в Европе является количество карат основного благородного металла в 24 каратах пробируемого сплава.

Для благородных металлов наиболее распространены следующие пробы:

9 карат - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

12 карат - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

14 карат - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

18 карат - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

21 карат - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

22 карат - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

23 карата - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

24 карата - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть металл в чистом виде

Помимо пробирных клейм пробирных палат, осуществлявших пробирование на сплавы благородных металлов наносится клеймо, показывающее каратное содержание основного благородного металла в сплаве. следует различать два типа таких клейм:

Клейма вида "14К", "18К" означают, что изделие изготовлено из сплавов 585-й и 750-й проб соответственно.


***
Примечание: изделия имеющие серебряное покрытие, защищённое родием могут не иметь никакого клейма.

Для пересчёта каратной (западноевропейской) пробы в метрическую значение каратной пробы следует разделить на 24 и умножить на 1000.

Достоинство сплава, из которого изготовлены золотые, серебряные, платиновые и палладиевые изделия, определяется пробой, показывающей содержание драгоценного металла в 1000 частях (по массе) сплава. Пробирный надзор осуществляется инспекциями пробирного надзора управления драгоценных металлов Министерства финансов России.

Рис.1. Пробирные клейма основные (а-е) и дополнительные (ж, з) для клеймения.

а - изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм;

б - золотых и платиновых изделий;

в - серебряных изделий;

г - палладиевых изделий;

д - изделий с подвешенными к ним пломбами;

е - книжек с сусальным золотом и серебром;

ж - разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей изделий;

з - изделий, не соответствующих заявленной пробе, и таких, чья проба после

реставрации оказалась ниже установленной.

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение:

где b - проба в каратах; x -метрическая проба.
Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба - 14 каратам, 375-я проба - 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами (рис.1).

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г»,

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема

серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра

инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов:

клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий;

клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850),. предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» - двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП».

Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа при следующих отклонениях от установленных проб:

для сплавов на основе золота не более +/- 3 пробы;

для сплавов на основе серебра не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе платины не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе палладия не более +/- 5 проб.

На практике пользуются наиболее простым методом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов - нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом.

Как правило, на смоченной поверхности появляется пятно от осадка, по цвету которого и определяют металлы.

Определение металла нанесением раствора хлорного золота:

Цвет исследуемого металла: Белый.

Цвет пятна: Тёмно-зелёный - Жёлтый с выделением газа, постепенно чернеет - Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2 - 1-2 - 30-40.

Определяемый металл: Чистое серебро или высокопробный сплав на основе серебра.- Алюминий - Олово.

Время образования пятна, с: 30-40.

Определяемый металл: Платина.

Цвет исследуемого металла: Серовато-белый.

Цвет пятна: Жёлтый, быстро чернеет.

Определяемый металл: Цинк.

Цвет исследуемого металла: Синевато-серый.

Цвет пятна: Грязно-жёлтый.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Свинец.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Золото и его высокопробные сплавы с серебром.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Каштановый.

Определяемый металл: Низкопробные (менее 583 пробы) сплавы золота с серебром и медью.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Латунь.

Цвет исследуемого металла: Беловато-жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Низкопробный сплав серебра с медью.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Высокопробный сплав (выше 583 пробы) золота с медью.

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Золотистый или каштановый.

Время образования пятна, с: 60-360.

Определяемый металл: Низкопробный сплав золота с медью (ниже 583 пробы).

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Медь.

Система проб в России:

В силу исторических особенностей клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо - двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма ещё не являлись показателем пробы в точном смысле этого слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определённой пробы. Как правило, качественное золото было от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе «любских талеров» или «ефимков» - привозных монет, которые переплавляли для изготовления вещей. В последней четверти XVII века законом допускался и более низкопробный образец - «левок».
Появилось клеймо - в овале слово «левок».

В России государственное клеймение изделий из драгоценных металлов узаконено:серебряных - в 1613 году, золотых - в 1700 году.

в СССР:платиновых - в 1927 году, палладиевых - в 1956 году.

Система проб и клейм в дореволюционной России:

Для всех городов в XVIII-XIX веках клейма состояли:

из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;

из клейма с начальными буквами имени и фамилии - «именником» пробирного мастера;

из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;

из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, то есть число золотников
чистого серебра или золота в лигатурном фунте.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до представления изделий государственному пробиреру.

До 1927 года в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников. Аналогично тому была установлена система, когда один золотник был равен 1/96-й части золота в сплаве.

36 золотников - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

48 золотников - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

56 золотников - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

72 золотника - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

84 золотников - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

88 золотников - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

92 золотника - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

96 золотников - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть метал в чистом виде

Для пересчёта золотниковой пробы в каратную (западноевропейскую) значение золотниковой пробы следует разделить на 4. Для пересчёта золотниковой пробы в метрическую значение золотниковой пробы следует разделить на 96 и умножить на 1000.

Система проб и клейм в СССР:

В 1927 году в рамках перехода на метрическую систему мер, путём пересчёта долей в золотниках, была создана новая система, в которой проба обозначалась числом тысячных весовых долей золота в сплаве. Она используется до сих пор и описана ниже.

Тогда же была установлена новая система клеймления пробированного металла. Наносилось 3, иногда 2 клейма: клеймо производителя, численное обозначение пробы и пробирное клеймо в виде пятиконечной звезды в рамке. При отсутствии численного обозначения форма рамки клейма определяла параметры (в том числе и пробу) пробируемого сплава.

Система проб и клейм в современной России:

В настоящее время для клеймения ювелирных изделий используют клейма с изображением женской головы в кокошнике. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в России осуществляются Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 106 «О Российской государственной пробирной палате».Основой системы проб в России является количество миллиграмм основного благородного металла в 1 грамме (или грамм в килограмме) пробируемого сплава. В Метрической Системе Мер и весов значение пробы можно рассматривать также как количество весовых частей (долей) основного благородного металла на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.

Для благородных металлов в России установлены следующие пробы:

золото (подробнее меры чистоты золота) - 375, 500, 583, 585, 750, 958, 996, 999

серебро - 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999

платина - 950

палладий - 500, 850

Числовые значения долей, в основном, были установлены путём пересчёта долей каратной системы (см. выше).

Способы определения пробы:

Пробирным камнем

Химический анализ с применением хлорного золота, царской водки и т. п.

Спектральный анализ

Состав сплавов и применение:

Наиболее распространен сплав золота 583-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 % золота) содержится примерно серебра 36 %, а меди 5,7 %, сплав приобретает зелёный оттенок; при 18,3 % серебра и 23,4 % меди - розовый; при 8,3 % серебра и 33,4 % меди - красноватый. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твердость, эти сплавы имеют хорошую паяемость.Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве. Сплав 958 пробы трёхкомпонентный, кроме золота в своём составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец.

Сплав имеет приятный ярко-жёлтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго. Сплав 750-й пробы трёхкомпонентный, имеет в своём составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы родий, палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато-зелёного через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряжённых бриллиантов.Сплав золота 375-й пробы обычно содержит: золота 37,5 %, серебра 10,0 %, меди 48,7 %, палладия 3,8 %.
Используется для изготовления обручальных колец.

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используется «белое золото», которое содержит:
в сплаве золота 583-й пробы - серебра 23,7-28,7 %, палладия 13,0-18 % или

никеля 17 %, цинка 8,7 %, меди 16 %;

в сплаве золота 750-й пробы - серебра 7,0-15,0 %, палладия до 14 %, никеля до

4 %, цинка до 2,4 %, или никеля 7,5-16,5 %, цинка 2,0-5,0 %, меди до 15 %.

Наиболее распространён сплав серебра 875 пробы. Его используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий.

Сплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и для улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).В современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается редко, он уступил свои позиции белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950 пробы, в состав которого кроме платины входят медь и иридий. Добавка иридия значительно увеличивает твердость сплава.

Палладий пока ещё не является общепризнанным как самостоятельный металл для производства ювелирных изделий, но он имеет хорошие перспективы, так как он дешевле платины, имеет более интенсивный белый цвет, лучшую обрабатываемость, и такую же, как платина, устойчивость на потускнение на воздухе.

Интересно:

Клеймение ювелирно-бытовых изделий известно со средних веков (например, в Англии и Италии с 15 века, во Франции с 16 века). В ряде стран клеймение введено в 20 веке (например, в Канаде с 1913 года, Австралии с 1923 года). В некоторых странах ювелирно-бытовые изделия из благородных металлов хотя и клеймятся (чаще самими фирмами-производителями изделий), но контроль за Пробой со стороны государства не обязателен или слабый (например, Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Мальта, США, ФРГ, Швейцария, Швеция).

Клеймо на золоте :

При покупке золотого изделия необходимо обращать внимание на клеймо на золоте. Как правило, на цепочке или серьгах клеймо на золото ставится рядом с замком, а на кольцах – с «изнаночной» стороны изделия;

Клеймение золота с изображением пробы может осуществляться только специалистами Палаты пробирного надзора, а не мастерами, которые изготавливают ювелирное изделие. Многие мастера ставят собственное клеймо, так называемый «именник», который мало что скажет неосведомленному покупателю. В последнее время в «именнике» обозначается год, город и личный код мастера, который изготовил ювелирное изделие;

Некоторые ювелирные мастерские работают «втёмную», изготавливая изделия из золота высокой пробы, но, не нанося клейма на них. В этом случае стоит обратиться к специалистам, которые помогут вам определить пробу золота. Ювелирные изделия из золота лучше всего приобретать в крупных магазинах, где вы сможете рассмотреть под лупой клеймо на золоте, а также нужно сохранять все чеки и сертификаты для возврата денежных средств в случае, если ювелирное изделие из золота не соответствует заявленной пробе.

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Сегодня золото 585 пробы очень популярно в разных сферах. Драгметалл активно используется для изготовления ювелирных украшений или в технической сфере. Серьги или цепочки радуют владельцев своим привлекательным внешним видом, прекрасно дополняют различные комплекты одежды и подчеркивают статусность владельца.

Многие покупатели задаются вопросом, золото какой пробы лучше всего приобретать, чтобы украшение действительно было стоящим. Какие виды проб вообще существую и как разобраться в этом вопросе человеку, не имеющему достаточный уровень квалификации. Все эти вопросы будут рассмотрены в заметке максимально подробно.

Чистое золото (еще называют, золото 1000 пробы), имеет совсем не тот вид, который мы привыкли видеть в ювелирном салоне. Визуально, элемент под названием Au представляет собой достаточно тусклый и очень мягкий кусок неизвестного вещества. Полностью отсутствуют блеск и яркость, привлекательность. Стоит сказать больше, чистое золото в природе в естественном виде встречается крайне редко и люди его практически не используют. Причина этого заключается в одном – драгметалл не способен держать форму за счет своей природной мягкости.

Чтобы исправить ситуацию и сделать вещество более твердым, люди научились добавлять специальные примеси. Пропорция, которая получается при соотношении золота к примеси, и определяет свойства полученного состава. Сказать точно, какая проба самая лучшая однозначно не получится, поскольку, каждая используется в разных сферах. Максимальная проба золота – 999-ая. Речь идет о 100%-ном ауруме с минимум добавок.

Во времена СССР в ходу были разные виды золотых изделий, а именно:

  1. царские пробы (обычно ювелирные украшения);
  2. советское золото, в виде червонцев;
  3. импортное золото.

В последнем случае, удельный вес металла измерялся не в граммах, а в каратах. Самым качественным золотом считался металл с пробой в 24 карата, а самым низкопробным – в 9 карат. Помощь в переводе американской или британской пробы, в привычные обозначения, может оказать специальная таблица пробы золота.

В советские времена, когда промышленность получила достаточное развитие, был введен специальный ГОСТ на ювелирные изделия, где и стали применяться специальные обозначения. Подобные клейма проставлялись даже на украшениях, где была использована позолота

От чего зависит проба, и что добавляют в золото 585 пробы?

Начинающие коллекционеры и обычные покупатели золотых колец или серег считают, что качество драгметалла зависит от цвета. Иными словами, чем насыщеннее оттенок изделия и чем прочнее вещь, тем качественнее золото. На самом деле, такое мнение ошибочно и цвет металла зависит лишь от объема материала, выступающего в роли примеси.

С учетом добавленного компонента определяется и проба металла. Различные лигатуры золота (добавки) придают готовому сплаву определенные оттенки готовой вещи. Приведем примеры того, какие бывают сплавы и как состав примеси влияет на цвет изделия:

  • зеленоватый оттенок и повышенную прочность придает сплаву серебряная примесь;
  • червонное золото, розово-красного тона выходит с добавкой меди;
  • никель делает металл бледно-желтыми и применяется для получения, так называемого белого золота;
  • кадмий придает сплаву легкую зелень;
  • цинк осветляет золото и делает его светло-зеленым;
  • палладий повышает прочность металла и придает ему «телесный» тон;
  • платина сильнее прочих добавок осветляет Аu585 и почти полностью лишает желтизны.

Чем больше примесей в составе металла, тем ниже проба. Наличие небольшого клейма на конкретном изделии позволит покупателю установить качество использованного металла и сделать выводы относительно ценности вещи.

Как должна выглядеть проба на золоте?

Важно иметь представление о наиболее распространенных обозначениях проб, чтобы установить качество изделия. Кроме того, золото может быть банковским или ювелирным. Первое выпускается в слитках, а второе идет на изготовление «ювелирки».

Все ювелирные изделия и слитки, выполненные действительно из драгметалла должны иметь специальную отметку или клеймо. Это и называется пробой. Штампик легко можно разглядеть в лупу и определить, о золоте какого качества, идет речь и соответствует ли изделию установленная цена. Многие покупатели считают, что достаточно высокой и качественной пробой считается 585. Изделия из такого металла отличаются износостойкостью и привлекательным внешним видом. Такого нельзя сказать о вещах из металла с большим содержанием аурума. Обычно они быстро царапаются и приобретают неровности.

Какой пробы золото в слитках?

Драгметалл в слитках продается обычно в банковских учреждениях, когда граждане желают инвестировать свои сбережения в желтый металл. Здесь речь идет о чистом золоте и на брусках металла указывается пробам 999.

Можно приобрести аурурм и другой пробы, например, 583 или 585, но такой вариант встречается реже и отличия от чистого золота заключаются в содержании металла.

Что означают буквы на пробе золота?

Иногда люди, не разбирающиеся в драгметаллах, задаются вопросом, что лучше – проба золота 750 и 585? Чтобы установить качество изделия, ювелиры придумали особую маркировку – при помощи трехзначных цифр. Каждое обозначение сообщает, каков удельный вес золота в одном килограмме сплава.

Маркировка на изделии говорит, о каком драгметалле идет речь. К примеру, самой низкой пробой для украшений считается 375, где всего 37,5% золота на 1000 грамм. Она же является и наиболее дешевой пробой. Если речь идет о позолоте, то на изделии ставится сразу два штампа: на серебро (которое обычно используется в основании вещи) и на золотое покрытие.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Клеймо может состоять из множества разнообразных частей, указывать на самые разные процедуры и передвижения, которым подвергался этот предмет. Но обязательно оно расскажет нам о стране, периоде и качестве металла.

На примере клейм некоторых стран мы увидим, как можно с помощью неприметных деталей сообщить много информации.

Для начала разделим клеймо на несколько составляющих:

  • Проба (указывает на материал)
  • Именник (указывает на мастера, иногда - дату)
  • Клеймо страны
  • Клеймо пробирной палаты

Это разделение достаточно условное. Как вы увидете дальше, у каждой страны есть свои отличия.

Что такое проба и зачем она нужна

Неизменно на всех изделиях одно - проба. Проба сообщает, сколько золота или серебра содержится в определенном количестве металла. Важно знать, о каком количестве благородного металла идет речь и на какую массу.

Мы рассмотрим метрическую, каратную, золотниковую и лотовую системы проб. Первые две наиболее распространенные в мире, последние же имеют для нас историческую ценность, а также я буду к ним возвращаться по ходу рассказа.

Метрическая – наиболее нам известна и привычна. Она показывает, сколько частиц серебра, или золота приходится на 1000 частиц металла. 925, 875, 575, 333 пробы – они все относятся к метрической системе. Чем больше значение – тем больше благородного металла в изделии. Зачастую, значения метрических проб получались в результате пересчета каратной пробы, потому как она более старая.

Каратная проба основывается на единице измерения массы – каратах. Один карат равен 0.2 грамма. Слово carato в переводе с итальянского означает – «зернышко рожкового дерева». Эти зерна издавна использовали для обозначения массы, так как они стабильны в весе. Обозначаются караты так: K, kt, C, ct . Эта система проб применяется только к золоту. Она показывает, сколько карат золота приходится на 24 карата общей массы (на 4.8 грамма). Бывают следующие пробы и им соответствуют пробы метрической системы: 9 к - 375, 12 к - 500, 14 - 585, 18 к - 750, 21 к - 875, 22 к - 916, 23 к - 958, 24 к - 999 .

Золотниковая проба привязана к русскому фунту, который равнялся 96 золотникам. Один золотник равен 4.266 г. Показывает, сколько благородного металла содержится в одном фунте. Золотниковая проба и ее соответствия в метрической системе: 3 6 з - 375, 48 з - 500, 56 з - 583, 72 з - 750, 84 з - 875, 88 з - 916, 91 з - 947, 92 з - 958, 96 з – 999 .

Лотовая проба действовала в Германии в Средние века до 1888 г. Основа этой системы – одна марка, что равняется 16 лотам. Сама проба показывает, сколько лотов золота или серебра находится в одной марке. Один лот, в свою очередь, содержит 12.797 г. Существуют такие пробы: 6, 8, 12, 14, 16 .

Пробы вцелом достаточно унифицированные. Зная основные пробные системы, вы уже можете что-то сказать об изделии. Остальные составляющие клейма отличаются в разных странах. Мы разберем клейма в Германии, Франции, Англии, Украине и СССР.

Все общие сведения о клеймах мы постарались обобщить в этом видео:

" data-provider-name="YouTube">

Клейма в Германии

Все началось еще в Средние века, когда в Германии сложилась цеховая организация ремесленничества. В цеха объединялись мастера-ювелиры, и эта организация помогала им решать разнообразные трудности, вести свои производственные дела. Они устанавливали иерархию из трех уровней: мастер, подмастерье, ученик. Наиболее старое упоминание о клейме в Германии датируется 1289 г. С этого момента начинается разработка системы клейм. Система – это не только обозначение на изделии, но и налоговые законы, гильдии, пробирные платы. Европейские страны шли по пути создания системы синхронно, готовых образцов для подражания не было, поэтому процесс затянулся.

Лишь в 1548 году в Германии было официально установлено – клеймить все предметы из драгоценных металлов весом свыше 4х лотов (51 грамм). Оно состояло из лотовой пробы, клейма мастера и клейма-удостоверения курфюрста. Также, добавляли обозначение города и года. Клеймо курфюрста было подтверждением, что предмет действительно проверен и имеет именно то количество драгоценного металла, которое заявлено в пробе. К 1667 году окончательно закрепилась проба - «кельнская марка», она равнялась приблизительно 800 пробе серебра. В 1888 году лотовая система пробирования была заменена на метрическую. Государственный стандарт клеймления стал следующим: клеймо мастера, либо фирмы, а также обозначалась проба и государственное подтверждение подлинности пробы – месяц с короной.

По сей день, если вы видите изделие с 800 пробой серебра – скорее всего оно из Германии.

Клейма во Франции

Первое упоминание о клеймах на драгоценных металлах во Франции датируется 1272 г. Речь шла о клейме города и мастера, которое раньше выглядело как пиктограмма: крестик, цветочек, сердце. Уже в 1378 году был официально утвержден государственный стандарт серебра (золото было малодоступным для широких масс населения, только для церкви и знати). Но мастера не желали клеймить изделия, в провинции их было невозможно контролировать. Процедура еще не была готова к использованию и сошла на нет.

Но желание государственного аппарата контролировать движение и использование драгоценных металлов имеет очень серьезные основания. Военные трофеи свободно циркулировали и количество ввозимого металла было неизвестно. Становились все актуальнее контроль и учет драгоценных металлов, из которых можно было изъять налог и пополнить казну. А с развитием королевского двора повышались потребности в деньгах. Введение налогов с ювелирных дел мастеров было частичным решением проблемы.

В 1672 году ввели клеймо для удостоверения об уплате налога, которое проставлял специальный человек – откупщик. Существовало еще и инвентарное клеймо, которое ставили, если откупщик покидал пост досрочно. Обязательными были клеймо мастера, государственное клеймо, либо городское, клеймо об уплате налога и об освобождении от налогов. В Париже к этому набору добавлялось годовое клеймо-буква, а также, специальная процедура для контроля крупногабаритных предметов. Процесс заключался в том, что мастер ставил именник на все фрагменты изделия, апробировал их в Гильдии, оплачивал все налоги, (на каждом этапе ставилось клеймо), а после сборки снова уплачивал налоги, что удостоверяло соответствующее клеймо. И только потом мастер мог продавать изделие. Эта невероятная процедура значительно поднимала стоимость и тормозила производство в целом.

После Французской революции тиски налогов и пробирного контроля ослабели, но вскоре вернулись все гарантийные и налоговые клейма. С начала 19 века клейма становятся более унифицированными. Голова Гермеса удостоверяла государственный контроль, буквой обозначалась дата и ставилась проба. Значительных усложнений в клеймлении и пробировании больше не было.

Однако, вцелом все эти бюрократические перепетии, видимо, отчасти привели к тому, что сегодня французские изделия с возрастом встречаются не так часто как английские или немецкие.

Клейма в Англии

В то же время, что и во Франции с Германией, в Англии назрела проблема контроля качества металлов. В начале 13 века в Лондоне была создана гильдия ювелиров. Наиболее авторитетные мастера ходили по лавкам и проверяли пробы на изделиях коллег. Позже, назрела потребность в отдельном здании, которое им выделил город. Поэтому в Англии существует слово – «hallmark» (hall в переводе – зал, mark в переводе – клеймо), которое связано с этим зданием, где и проверяли изделия. В 1363 году было постановлено, что каждый мастер должен иметь свой именник и ставить его лишь после проверки гильдией и наличия соответствующего клейма.

К середине 15 века возникла следующая проблема: в стране было много низкопробного серебра, а проверенный государством качественный металл вывозили. Поэтому, в 1477 году было решено, что все предметы, произведенные в провинции, должны привозить и проверять в Лондоне. И ставить дату – букву в картуше, что обозначала год. С 1701 года начали открывать пробирные учреждения по всей стране, что облегчило задачу контроля и учета. В 19 веке на изделиях наличествовало пять клейм: государственное клеймо, которое удостоверяло пробу, годовое клеймо, клеймо города, мастера, об уплате налогов. Отдельное клеймо ставили на импортированные изделия.

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую. В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана.

Клейма в СССР

С 1917 г. по 1927 г. стандарт клейма на территории советской власти отсутствовал. Лишь через 10 лет после революции в СССР было принято государственное клеймо – голова рабочего. Был и переход с золотниковой системы пробирования на метрическую, которой на тот момент пользовались в Европе. Клеймом пробирной палаты стала голова с молотком наперевес + буквенный шифр пробирной инспекции (сначала это была буква греческого алфавита). Клеймо было либо в форме лопатки, либо в форме четырехугольника с выпуклыми противоположными сторонами (с 1956 года). Для серебра – 875, для золота 583.

С 8 мая 1958 года голова рабочего была заменена на пятиконечную звезду с серпом и молотом внутри. В это же время пробирные инспекции стали обозначаться буквами кириллического алфавита.

Именники у заводов появились с 1936 года, зачастую, это были аббревиатуры названий. А с 1953 года к именнику в конце стали добавлять цифру, которая обозначала год. Таким образом, если клеймо с головой рабочего, а именник выглядит так: «СЮ6», это значит, что изделие было изготовлено в 1956 году. Но если на пробирном клейме звезда, тогда этот же именник будет обозначать 1966 год. С 1969 по 1978 год точную дату производства обозначали, добавляя в начало именника последнюю цифру года. Например, именник «0ХЮ» говорит нам о 1970 г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!