Женский журнал Ladyblue

Моделирование этической беседы в школе. Этические беседы с учащимися начальной школы

Нравственное просвещение учащихся в начальных классах имеет целью формирование основ нравственно-этической культуры личности. Достижение этой цели предполагает целенаправленную педагогическую работу на уроках, во внеурочной деятельности, создание в коллективе благоприятного морального климата. Традиционно с младшими школьниками. проводятся этические беседы на классных часах или специально организованные этические занятия.

Задачи этических занятий в начальных классах:

Разъяснение учащимся норм и правил поведения в обществе, сущности нравственных качеств личности, мотивов и значимости нравственных поступков;

Помощь учащимся в осознании мотивов собственного поведения, формирование умения соотносить поступки с моральными нормами и предвидеть последствия своего поведения;

Развитие высших нравственных чувств и переживаний, гуманного отношения к людям, ко всему живому;

Выработка конкретных практических навыков и привычек культурного образа жизни и поведения.

Урок этической грамматики планируется и подготавливается заранее, посвящается определенной теме. Тематику и содержание занятий следует строить с учетом постепенного накопления учащимися знаний и представлений по вопросам нравственного поведения, а также содержания уроков чтения, курса «Человек и мир», уровня воспитанности учащихся.

Тематика занятий разнообразна. Все темы можно сгруппировать следующим образом:

1) о культуре повседневной жизни ;

Культура речи и общения;

Культура внешнего вида;

Культура поведения в общественных местах (в школе, на улице, в театре, в библиотеке, магазине, на выставке);

Здоровый образ жизни, физическая культура;

Культура поведения в природе, отношение к животным;

Отношение к созданным трудом людей материальным ценностям – личным вещам, предметам, хлебу, книге, школьному имуществу и т.п.

Отношение к прекрасному, элементарная эстетическая культура;

Культура быта;

Культура чувств (проявление гнева, радости, симпатии, благодарности и т.п.);

Элементарная финансово-экономическая культура (отношение к деньгам, разумные потребности).

2) о доступном пониманию младших школьников нравственном качестве личности (товарищество, правдивость, щедрость, вежливость, трудолюбие, аккуратность, организованность, скромность, настойчивость, смелость, чуткость, бережливость, справедливость и др.).

Определив тему урока этической грамматики, учитель подбирает необходимый материал (рассказы, сказки, стихи, пословицы, фрагменты мультфильмов, жизненные ситуации, материалы периодической печати), продумывает план занятия, необходимое оборудование (музыкальное оформление, рисунки, плакаты, атрибуты для инсценировок). К подготовке занятий могут привлекаться учащиеся.


Перед занятием возможно проведение и анализ письменного опроса учащихся, мини-сочинений, рисунков на данную тему. Это позволит выяснить уровень знаний и представлений, отношение учащихся к проблеме.

Одно из важных требований методики проведения уроков этической грамматики – логическое, последовательное построение материала, постепенное подведение учащихся к главным выводам, нравственным суждениям, осознанию мотивов поведения.

Методика построения занятия предполагает определенную логику :

Вступительная часть (введение в тему, актуализация знаний, проблемные вопросы);

Разъяснение смысла понятий, нравственной сущности качества;

Игровые упражнения, анализ ситуаций, игры;

При этом важно с учетом возраста детей разнообразить виды деятельности. На занятии учащиеся слушают и размышляют, читают стихи, играют, показывают инсценировки, слушают музыку, рисуют.

Вступительная часть, как правило, непродолжительна по времени. Здесь главное – вызвать интерес к теме. На этом этапе могут использоваться проблемные вопросы, небольшие стихотворения, пословицы, игровые приемы, рассуждение педагога о жизненных ситуациях и др.

Для разъяснения понятий, норм поведения, нравственной сущности качеств личности рекомендуются такие приемы, как рассказ учителя, слушание и анализ текста, работа в микрогруппах по формулированию понятий и правил поведения, прием «Недописанное предложение» и другие.

Задушевный и в то же время глубокий разговор невозможен без вопросов к воспитанникам. Формулирование вопросов требует высокого уровня мастерства педагога. «Вопрос, задаваемый педагогом детям, – пишет Ш.А.Амонашвили, – это клеточка не только методики, но и всей педагогики». Поэтому особое внимание в разработках этических занятий надо уделять тщательно продуманным вопросам к детям по обсуждаемой теме . Предпочтение дается не репродуктивным вопросам, а тем, которые заставляют думать, начинаются со слова «почему», стимулируют глубокие размышления над мотивами поведения.

Работа с пословицами, афоризмами традиционно широко используется на этических занятиях. Можно предложить следующие приемы работы с пословицами :

Составить маленький рассказ по пословице;

Нарисовать рисунок;

Объяснить значение пословицы;

Привести примеры, раскрывающие смысл пословицы;

Придумать пословицу или дописать;

Составить пословицу из предложенных слов.

Чем старше дети, тем больше возможностей использовать на занятии элементы дискуссии . К примеру, можно использовать прием «Опровергни абсурд» (Н.Е. Щуркова). Ученикам предлагается высказаться по поводу утверждений, абсурдных с точки зрения моральных норм. К примеру, предлагаются следующие утверждения:

Девочкам не надо учиться быть хозяйственными

Телевизор очень полезен для здоровья

Мужчина должен быть нежным и ласковым

Дисциплина в школе приносит большой вред и т.п.

Подобные утверждения можно легко сформулировать на основе стихов Григория Остера.

Важное условие успешности проведения этических занятий – отказ от прямого морализирования , назидательных увещеваний, создание благоприятной доверительной обстановки. В воспитательных беседах

необходимо избегать прямых внушений типа: "вы должны соблюдать правила поведения", "а вот некоторые дети почему-то этого не делают", "нельзя забывать волшебные слова", "давайте всегда будем вежливыми и добрыми" и т.д.

При проведении этического занятия целесообразно использовать игры, упражнения, анализ ситуаций, инсценировки и другиеактивные методы работы .

Например:

Игра « Ромашка». На сердцевинке бумажного цветка пишется ключевое понятие или фраза, а на лепестках учащиеся записывают, что означает это слово, как проявляется данное качество и т.п.

Составление в микрогруппах перечня определенных правил поведения.

Коллективное (или в микрогруппах) составление письма-послания, письма-обещания, мини-рассказа, сказки-эстафеты, панно, символического изображения определенного качества.

Игровые упражнения: «Фея Утешительница», «Министерство поздравлений», «Хозяйский глаз», « В транспорте», «На дне рождения» и др.

Прием «Свиток». Учитель задает какой-либо вопрос. Ученики передают по цепочке длинный листок бумаги, на котором по очереди записывают свой ответ, после чего загибают листок. Затем все ответы зачитываются, комментируются, обобщаются учителем.

Обсуждение ситуаций. Например, можно предложить следующие ситуации:

1).Представьте себе, что вы идете домой из школы и видите, как мальчик толкает в лужу маленькую девочку. Туфли ее намокли, бант еле держится, по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?

2). Мальчишки поймали котенка и решили сбросить его с девятого этажа, чтобы посмотреть, как он будет лететь.

3). Олег всегда любил быть первым. Когда класс строился, он часто грубо отталкивал ребят, кричал, что это его место.

4). В классе четверо: две девочки и два мальчика. Девочки убирают класс, мальчики что-то пишут.

Что вы здесь делаете? - спрашиваю.

Мы парты моем, а эти двойки переписывают.

Да-да! - радостно воскликнула другая девочка. - У Ивана аж восемь ошибок! А у нас ни одной!

5). Витя и Саша играли в шашки. Поняв, что проигрывает, Витя начал играть нечестно. Тогда Саша рассердился и сбросил с доски все шашки. А Витя пошел и пожаловался учителю.

6). Звонит телефон:

Алло! Мне Игоря! Нету? Ну, ладно. Кто спрашивает? Так, друг один…Ладно, я позвоню позже…Разбудил??? А вы что, уже спали? Так рано? Ну, пока.

7). Дина требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у нее нет. Мама объяснила, что сейчас она не может купить их, так как нет денег. Но Дина продолжала требовать, кричала, что мама ее не любит, а потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

При анализе ситуации следует избегать прямолинейных сравнений, вопросов типа «А у нас в классе есть такие ребята?» Лучше сказать: «Я думаю, среди вас нет таких» или «Задумайтесь, ребята, и не поступайте так, как герой нашего рассказа». Особенно тактичным должен быть учитель при обсуждении случаев, касающихся личных, внутрисемейных отношений.

Методика проведения этического занятия в 1-2 классах и 3-4-м имеет свои особенности:

Во-первых, по тематике и содержанию занятий. Для малышей подбираются темы, посвященные самым элементарным нормам, простым качествам (аккуратность, вежливость, товарищество, справедливость, щедрость и т.п.) Широко используются игры, сказки, стихи.

В 3-4 классах может быть разговор о доброте, скромности, бескорыстии, деликатности, культуре общения, здоровом образе жизни, правах человека и т.п. Подбирается более глубокий и объемный литературный материал, для анализа включаются ситуации, предполагающие неоднозначное решение (ситуации-коллизии), даются определения нравственных качеств (положительных и отрицательных).

Во-вторых, по степени участия детей в поиске и подборе материала , в подготовке инсценировок, изготовлении наглядности. Естественно, чем старше дети, тем активнее их можно привлекать к подготовке занятия.

В-третьих, по методам и формам организации беседы . Если в 1-2 классах ведущее место занимают игры, упражнения, рисунки, анализ простых ситуаций, чтение стихов, то в 3-4-х занятие может быть проведено в форме устного журнала, дискуссии, спектакля, конкурса, турнира-викторины, конференции.

В- четвертых, по продолжительности . В 1-2 классах время проведения этического занятия 25-30 минут, в 3-4 классах – 45-50 минут.

Методически правильное проведение занятия по этической грамматике свидетельствует о высоком уровне общей и нравственной культуры, профессионализме педагога, его эрудиции, знании психологии детей, способности к педагогической импровизации.

Типичные недостатки в проведении этических бесед:

1.Неудачный выбор темы занятия (слишком легкая или слишком сложная; формальная, неактуальная, далекая от повседневной жизни детей, а также объединение в одну тему нескольких самостоятельных проблем).

2.Однообразные формы, приемы проведения беседы. Пассивность детей.

3.Литературный материал, содержание вопросов не интересны детям, не задевают их чувств.

4.Отсутствие логики, взаимосвязи частей беседы.

5.Назидательный характер разговора, морализирование, отсутствие проблемных вопросов, ситуаций, требующих неоднозначного решения.

6.Шаблонное начало и завершение беседы.

7.Не продуманы условия, обеспечивающие доверительный характер разговора (место, время, обстановка, атмосфера, возможность свободного обсуждения).

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

1. Вечные общечеловеческие ценности

2.Истина абсолютная и относительная

3.Совесть – нравственное мерило человека

4. Уроки совести

5. Качества праведного поведения: долг и благодарность

6.Сотрудничество

7.Дисциплина

8.Искорки знаний о себе

9. Учителя и ученики - искатели и носители Света

10. Знания, которые я пронесу через всю жизнь

11. Красота души человека

12. Об отзывчивости и равнодушии

13. Сердце, отданное детям (о роли С. А. Назарбаевой в воспитании детей)

14.Мир, с которым я дружу

15. Мирные отношения

16.Мы - миротворцы

17.Я, ты, он, она - вместе дружная семья

18. Законы уважения

19. Верные друзья

20.Полет души (о свободе выбора)

21.Свобода и ответственность

22.Свобода и счастье

23.Как прекрасен этот мир, когда в нем есть любовь!

24.Пусть всегда будет солнце в душе!

25.БерегисвоюПланету!

26. Любовь в понимании – ненасилие

27.Практика ненасилия

28.Высокий дух лидерства (о лидерах, практиковавших ненасилие)

29. Источники здоровья и гармонии

30. Ценности расцветают в здоровом теле

31. Мы за здоровый образ жизни!

32. Я вас благодарю (творческаяработа - благодарственные письма родителям)

33.Иди, мой друг, всегдаиди дорогою добра!

34. Спасибо тебе, человек!

35. Жизнь - бесценный дар

36. Семья - начало начал

37.Гармония жизни в нравственности

38.Казахстан - вольная птица, несущая свет и радость людям!

39. Родная земля - для сердца услада!

40.Родина в душе моей

41.Что такое хорошо, что такое плохо?

42. Земля - мой дом

43.Добрый поступок

44.История возникновения праздника

45. Традиции встречи Нового года в других странах

46.Встречаем Новый год! (семейные традиции)

47.Духовные традиции разных народов

48.Наш единый шанырак

49.Начало жизни - истина

50.Путь к истине

51.Закон вечного счастья – истина

52. Светлыемысли, хорошие слова и добрые поступки (праведное поведение)

53. Праведноеповедение - основажизни

54. Взаимопониманиевсемье

55.Я имоидрузья(покой, мир в душе)

56.Я - самыйсчастливый

57.Постижениекрасотымира

58. Волшебнаясила бескорыстной любви

59.Умейте проявлять мудрость и милосердие

60. В зеркале дружбы и понимания

61. Золотоесердце(посвящаетсяСареАлпысовне)

62. Твори добро

63. Спасибо за сегодня!

64.Твоё предназначенье, человек!(ненасилие)

65. Тропинка к здоровью

66. Край,гдемы с тобойживем

67. Традициисемьи(истина)

68. Семьяиздоровыйобраз жизни

69. Берегите родных. Что может быть семьидороже?

70. ЭтотпрекрасныйЖенскийдень! (праведное поведение)

71. Светлый праздник- мамин день

72. Солнцематеринскойлюбви

73. Утро Родины моей(покой, мир в душе)


74.Роднаяземля - источниквдохновения

75. Мыдети твои, Казахстан!

76. Напевы степей (посвящается Наурызу)

77. Добрые чувства рождаются в семье(любовь)

78. Созвучие с окружающим миром

79. Я люблю этот мир

80. Истоки уважения(истина)

81. Смотрю на мир, как на чудо!

82. Дорожить временем

83. Счастье человека(праведное поведение)

84. Жизнь по законам красоты…

85. Связь поколений

86. В ладу с самим собой(покой)

87. Звуки природы даруют мир

88. Вклад каждого в процветание своей Родины

89. Казахстан - наш общий дом(ненасилие)

90. Миру -мир!

91.Какстать счастливым?

92. Не скудеющая сила мудрости(истина)

93. Живительные силыприроды в ее чистоте и бескорыстном служении!

94. Доброеимя связано с добрыми делами…

95. Спасибо за сегодня! Живи настоящим моментом!

Чурепкина Валентина Петровна
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»

Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»

Цель:

формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;

усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.

Задачи:

познакомить учащихся со словами утешения;

воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;

научить разделять радости и печали других;

обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;

учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;

внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;

обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Материал: толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.

Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.

Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.

Что вы чувствуете? (Ответы детей)

Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)

А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.

Дети передают друг другу колокольчик.

Педагог:

Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?

Педагог:

– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)

Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.

Педагог:

У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?

Легко ли вы находите слова для утешения?

Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?

Педагог:

Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?

Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.

Педагог:

Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.

Послушайте стихотворение «Ящеренок»

Сидит ящеренок на бревне

И горько-горько плачет.

– Скажи, пожалуйста, ты мне,

А что всё это значит?

Печально отвечает он:

«На бревнышке я грелся,

А рядом тут со мною вдруг

Мальчишка злой уселся.

За хвостик он меня схватил,

И хвостик оторвался.

На всю оставшуюся жизнь

Я без хвоста остался!

Я неуклюжим и смешным

Кажусь в глазах друзей.

И с каждым днем худею я

И становлюсь грустней…»

Не плачь, не мучайся, мой друг!

Пройдет лишь двадцать дней,

И хвостик снова отрастет,

И станет он длинней.

И будешь снова ты гулять

По бревнышкам в лесу,

Хвостом своим вовсю вилять

И лазать на сосну! (Денис Ларионов)

Педагог:

В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.

1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.

Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.

2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.

3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.

4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.

Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.

Задание: Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.

Пословицы для выбора:

1. Горе не беда – с кем не была.

2. Нет худа без добра.

3. Одна беда – не беда.

4. Эта беда на беда, только бы больше не была.

5. Наши лепешки тоже поели кошки.

6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»

Если плачет кто-то рядом.

Если слезы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

Это, дети, сделать надо –

Плохо плакать одному.

Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".

Вопрос:

1. Если кто-то плачет, то я.

o Пытаюсь ему помочь.

o Думаю о том, что могло произойти.

o Не обращаю внимания.

Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.

Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:

Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,

Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка

Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба

Не печалься, ступай себе с Богом!

Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон

Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка

Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.

Вопрос: Какие слова выделены? Почему?

Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.

«Приключения Алисы в стране чудес»

Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку!»

Педагог:

А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.

Спроси у жизни строгой:

– Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

– Иди за солнцем следом,

Пусть этот путь неведом.

Иди, мой друг, всегда

Дорогою добра.

В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.

Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».

Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».

Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.

Педагог:

Будьте добры, дарите добро

И счастьем оно вернётся к тебе.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.

Педагог (обращает внимание детей на доску):

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

Подведение итога беседы:

Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:

Сегодня я узнал…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Меня удивило…

Беседа дала мне для жизни…

Мне захотелось…

Педагог:

Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!

Приблизительные темы для духовно-нравственных бесед для детей младшего, среднего и старшего возрастов со списком необходимой литературы.

Предпросмотр тем

Младшие классы.
Как прекрасен этот мир, посмотри.


Купель 3/97
Книги о природе для детей (Сладков, Чарушин, Бианки и др.)
Прекрасный божий мир. Пособие по катехизации. Изд-е Моск. Свято-Даниловского м-ря и миссионерского отдела Элладской правосл. церкви. - М., 1996.
Любые фотоальбомы с репродукциями (природа, животный мир)
Янушкявичене О. Древо доброе. Учебное пособие для младших классов.
2-е изд. - М., 1996.

Русские праздники.

Высоцкая с. Чистый понедельник. - Нижний Новгород, 1997.
Купель 3/97.
Пчелка 1/91.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Шмелев И. Лето Господне, - (любое издание)
Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых - в 2-х книгах. - М.: ООО "Изд-во АСТ", 1997.

Мама, папа, я.

Жития святых для детей (о преп. Сергии, о свв. Ксенофонте и Марии и др.)
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Уроки о здоровье и добродетели. - М.: "Паломник", 1999.

Троице-Сергиева Лавра.


Что такое хорошо и что такое плохо?
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Паустовский "Теплый хлеб", - (любое издание)
Иванова С.Ф. Введение во храм слова - М.: Школа. - Пресс, 1994.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких / сост. Куломзиной С.М. - М.: "Паломник", 1997.
Пляцковский М. солнышко на память. - М., 1975.
Воспитание детей дошкольного возраста в православной вере. - М.: "Отчий дом":, 1998.

Как мы дружим с животными.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Житие св. Герасима (любое издание)
Житие св. Сергия (любое издание)
Чудо в пустыне - м., "Паломник", !997.
Любые книги о животных для детей (Сладков, Чарушин, Бианки)

О сотворении мира.
Прот. Серафим Слободской, "Закон Божий" (любое издание)
Закон Божий для самых маленьких /сост Куломзиной С.М. - М.:"Паломник", 1997.
Киселев А. Семь дней творенья. - "Про-пресс", 1998.
Тарасар К. Наша жизнь с Богом. Пособие для катехизации детей младшего возраста. - М.: Госпел лайт, 1999.

Рассказы о русских святых.
Федотов Р.П. Святые древней Руси, (любое издание)

Любые жития, адаптированные для детей.
Купель 3/97
Супрун В.И. Православия святые имена. - Волгоград,1996.
Подвиг Ильи Муромца. - М.: подворье ТСЛ, "Новая книга", 1996.

Я рисую храм.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
С нами Бог 3/94
Пчелка 1/91
Янушкявичене О. Древо Доброе. Учебн. пособие для младших классов.
Марченко В. Дом Божий (устройство храма). - Рос. отделение Валаамского общества Америки. - М., 1996.
Православные богослужения, Таинства и обычаи. - Белосток, 1992.

Когда поет душа.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)

Средние классы.
Где я живу?
Житие св. Сергия (любое издание)
Тургенев Н. О подвижниках и Троице-Сергиевой Лавре // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. - М.: Книга,!990.
Любые краеведческие сборники, публикации в прессе.

Преподобный Сергий Радонежский.
Житие - любое издание.
Федотов Г.П. Святые древней Руси (любое издание)
Чарская Л. Один за всех. Повесть - ТПО "Светоч" всерос. фонда культуры, б. г. (репринт 1909г.)
Ключевский В.О. Значение преп. Сергия для русской истории // Ключевский В. О. Церковь и Россия. Три лекции. - "ИМКА-Пресс",1969.
Ключевский. Благодатный воспитатель русского народного духа // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.

Преподобный Серафим Саровский.
Алмазов Б. Житие преп. Серафима, Саровского чудотворца. - С-Пб.: Лицей, 1993.
Житие батюшки Серафима Саровского. - Изд-во братства во имя св. князя Александра Невского, 1996.
Зайцев Б. Около св. Серафима // Купель 1/2000.

Святые защитники Отечества.
Федотов Р.П. Святые древней Руси. - любое издание.
Купель 3/97
Пчелка, 1996.
Жития святых для детей. - любые издания.

Икона и картина.
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985 (есть переиздания)
Купель 3/97
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - Новосибирск, 1991.

Евангелие и древнерусская литература.
Давыдова В.Н. Евангелие и древнерусская литература. - М.: Мирос,1992.
Притчи. Учебная книга Александра Княжицкого. 8-9 классы. - М.: Мирос, 1994.
Петров В. Евангелие в истории // Вера. Молитва. Любовь. - М., 1993.
Давыдова В.Н. Повесть о Борисе и Глебе. - М.: Мирос,1993.

Уклад жизни русской семьи.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Домострой - любые издания.
Шмелев И. Лето Господне - любое издание.

Любовь и дружба.


Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками).

Чудеса, святость, святые мощи.
Протопопов Д.И. О нетлении святых мощей. - М: Интердиалект, 1997.
Отец Арсений. - М.: Братство Всемилостивого Спаса, 1993.
Жития святых на усмотрение рассказчика.

Музыка духовная и светская.
Мартынов
Тысяча лет. Сборник. - Нью-Йорк, 1985. (есть переиздания)
Прот. Василий Металлов. Очерки истории православного пения в России.

Старшие классы.
Зачем я живу?
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.

Две модели истории земли.
Тростников В. Наука становиться религиозной // Православная беседа, 3/96.
Прот. Стефан Ляшевский. Библия и наука о сотворении мира. - М.: Изд-во имени свт. Игнатия Ставропольского, 1997.
Свящ. Тимофей. Православное мировоззрение и современное естествознание. - М.: "Паломник", 1998.
Свящ. Тимофей. Две космогонии. - М.: "Паломник", 1999.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

10 заповедей - основа нравственности человека.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.
Свящ. Николай Успенский. Как жить православному христианину по заповедям Божиим. - Изд. отдел Владимирской епархии, 1997.
Зависть гибельнее войны. - б.м.: "Рарогъ", б.г.
Свящ. Тимофей. Пособие по аскетике для современного юношества. - М.: "Паломник", 1999.

Выбор веры Великим Князем Владимиром.
Прот. Петр Смирнов. История христианской Церкви. - М.: "Православная беседа", 1994.
Тальберг Н. История Русской Церкви. - М, 1997.
Даркевич В. Христианство на древней Руси // Наука и жизнь, 11/1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Добро и зло.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
О вере и нравственности по учению православной церкви. - Изд-е Моск. Патриархии, 1991.

Совесть.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иванова С. Ф. Введение во храм слова. - М.: Школа-пресс, 1994.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Любовь и влюбленность.
Прот. В Зеньковский. На пороге зрелости. - М., 1997.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Свет Православия. Христианский собеседник. изд-е Макариево-Решемской обители, №41/1988. В содерж.: Переходный возраст (беседа со старшеклассниками). Как правильно выйти замуж.
Митр. Антоний (Блюм). Таинство любви.

О дружбе в современном мире.
Что необходимо знать каждому мальчику. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Что необходимо знать каждой девочке. / под ред. свящ. А.Грачева. - М.: Даниловский благовестник, 1996.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Жития святых, давших нам образцы дружбы.

Семья. Отцы и дети.
Что из детства помогло мне стать верующим? - С-Пб, 1998.
Проф. прот. Глеб Каледа. Домашняя церковь. - М.: Изд-во Зачатьевского м-ря,1998.
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Основы нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.
Отцовский крест.

Смерть. Жизнь после смерти
Вера. Молитва. Любовь. Сборник. - М.: Русский духовный центр, 1993.
Иером. Серафим (Роуз). Душа после смерти. - М., 1997.
Василиадис Н. Таинство смерти. - ТСЛ, 1998.
О правде Божией или предание о том, что ждет нас за гробом. // Путь к храму. - Самара, №3/99 .
Янушнявичюс Р. Янушнявичене О. Беседы о нравственности. - М.: "Про- пресс", 1998.

Общая информация

Темы духовных бесед формулируются в соответствии с возрастными особенностями детей. Они предназначаются для учащихся светских общеобразовательных школ в рамках внеклассной работы. Библиотека педагогического кабинета подготовила список литературы для каждой из предлагаемых тем.

Разработчик nickhram.ru

Данные для воскресной школы

Возраст младший, средний, старший

Дисциплина Классный час, лектории духовно-нравственной тематики

Проводит Священнослужитель, обученный верующий педагог

Данные имеющегося файла

Формат Документ формата doc

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!