Модуль ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Конспект лекций по специальности «Право и организация социального обеспечения». Данный конспект написан с учетом актуальности российского законодательства в сфере права социального обеспечения.
* * *
компанией ЛитРес .
© В. П. Щеглов, 2016
Редактор Сергей Петрович Лапин
Редактор Антонина Андреевна Чистова
Корректор Сергей Петрович Лапин
ISBN 978-5-4474-3103-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
План
1) Понятие социальной защиты;
2) Понятие социального обеспечения
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.
1) Понятие социальной защиты
В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.
Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:
1) Обеспечение занятости граждан;
2) Создание нормальных условий труда;
3) Достойная оплата труда;
4) Обеспечение комфортным жильем;
5) Создание благополучной экономической обстановки;
6) Обеспечение здоровым питанием;
7) Доступ к образованию и культурным ценностям;
8) Охрана здоровья;
9) Сохранность частной собственности;
10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.
Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:
– Трудовых;
– Жилищных;
– Образовательных;
– Экологических;
– По охране здоровья;
– Семейные;
– По социальному обеспечению.
Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».
2) Понятие социального обеспечения и его структура
В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».
Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.
У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:
1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:
1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.
Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.
2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.
Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.
Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.
Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.
Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:
1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).
Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Денежные средства из этих фондов направляются на:
– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;
– Пособие на погребение умерших пенсионеров;
Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;
Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.
3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.
4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.
5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.
6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением
Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.
1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).
2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.
3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Издание 1 (В. П. Щеглов) предоставлен нашим книжным партнёром -
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
- Раскрыть содержания понятий.
- Систематизировать нормативно-правовые акты по вопросам организации работы органов и учреждений социальной сферы.
- Составить схему «Пенсионная система РФ».
- Составить схему «Структура ФСС РФ и ФОМС РФ».
- Составить схему «Структура Пенсионного фонда РФ».
- Составить схему «Взаимодействие органов социальной защиты и Пенсионного фонда с другими органами и учреждениями».
- Составить таблицу «Работа с обращениями граждан в органы социальной сферы».
- Составить таблицу: «Категории лиц, находящихся в ТЖС».
- 1. История становления социального обеспечения в России на разных этапах развития.
- 2. Понятие и значение социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации.
- 3. Общая характеристика источников финансирования социального обеспечения в РФ и их значение.
- 4. Правовое регулирование и особенности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
- 5. Пенсионный фонд РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
- 6. Фонд социального страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
- 7. Фонд обязательного медицинского страхования РФ как один из основных источников финансирования социального обеспечения в РФ: понятие, особенности и значение.
- 8. Особенности негосударственных пенсионных фондов в системе финансирования социального обеспечения.
- 9. Министерство здравоохранения и социального развития РФ как гарант реализации социальной политики государства.
- 10. Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Минздравсоцразвития РФ: понятие, полномочия, место в системе органов социальной защиты населения.
- 11. Функции органов местного самоуправления при осуществлении мер социальной защиты населения.
- 12. Управления социальной защиты населения: задачи, функции, структура, направления деятельности.
- 13. Центры социального обслуживания: задачи, функции, структура, направления деятельности.
- 14. Социальные приюты для детей и подростков: задачи, функции, структура, направления деятельности.
- 15. Стационарные учреждения социального обслуживания: задачи, функции, структура, направления деятельности.
- 16. Центры социальной помощи семье и детям: задачи, функции, структура, направления деятельности.
- 17. Социальные гостиницы в структуре органов социальной защиты населения.
- 18. Функции общественных организаций инвалидов в области социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями.
- 19. Общественные и благотворительные организации как учреждения социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- 20. Характеристика работы органов социального обеспечения по поддержке семей, материнства, отцовства и детства.
- 21. Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- 22. Организация работы органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по безработице: понятие безработицы и занятости, меры оказания помощи безработным со стороны государственных органов.
- Проанализировать и дать толкование содержание статьям нормативно-правовых актов.
- Раскрыть содержание понятий
- Выполнение индивидуального (проектного) задания «Разработка программы профессиональной реабилитации инвалида».
- Составить конспект/дополнить конспект занятия.
- Составить таблицу «Меры государственной поддержки семей с детьми в регионе»
- 6. Разработать договор о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
- Организация и содержание социальной работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений./ Т.С.Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Организация работы органов социального обеспечения: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.П. Галаганов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
- Организация работы органов социальной защиты: учеб.пособ.для студ.учреждений сред.проф.образовани / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Социальная работа с пожилыми инвалидами: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. / Г. Ф. Нестерова, С. С. Лебедева, С. В. Васильев. - Изд.: Академия, 2009 г.
- Социальная политика: учеб.для вузов. / Денисова И.П. -2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. Феникс, 2009.
- Основы социальной работы: Учебник/Отв.ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.
- Право социального обеспечения России: учебник для вузов по спец. / Под ред. К. Н. Гусова - Изд. 4-е, перераб. и доп.. - М. : Проспект, 2010. - 635 с.
- Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001.
- Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. П.Д. Павленка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2007.
- Официальный сайт «Департамент семейной и молодежной политики города Москвы», форма доступа - http://www.dsmp.mos.ru/
- Официальный сайт «Социальная работа», форма доступа - http://www.soc-work.ru/
- Официальный сайт «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы», форма доступа - http://www.fbmse.ru/
Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.
курсовая работа , добавлен 05.03.2010
Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения. Виды и размеры пенсий разных категорий пенсионеров. Основные направления деятельности обласного отделения пенсионного фонда. Взаимодействие с органами социальной защиты населения.
курсовая работа , добавлен 16.11.2009
Формы участия общественности в работе органов социальной защиты. Принципы деятельности Всероссийского общества инвалидов. Цели и задачи, субъекты, инструменты осуществления общественного контроля в РФ. Ответственность за нарушения законодательства о нем.
дипломная работа , добавлен 29.09.2015
Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.
курсовая работа , добавлен 15.10.2014
Государственные органы социальной защиты населения, источники ее финансирования. Осуществление социального обеспечения населения федеральными органами государственной власти. Роль службы занятости в Российской Федерации, причины и предпосылки ее создания.
курсовая работа , добавлен 10.05.2015
Понятие и основные функции социального обеспечения. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Общая характеристика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия. Финансирование мер социальной поддержки.
дипломная работа , добавлен 17.06.2017
Организационная структура отделения пенсионного фонда РФ по г. Москве. Исследование мотивации сотрудников отдела социальных выплат. Анализ структуры и численности персонала. Исполнение отдельных обязанностей специалиста-эксперта отдела социальных выплат.
отчет по практике , добавлен 09.03.2016
Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития. Сфера деятельности органов социальной защиты. Государственное социальное обеспечение, государственное социальное страхование, социальное обеспечение колхозников. Ведомства.
Текущая страница: 1 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ
Издание 1
В. П. Щеглов
© В. П. Щеглов, 2015
Редактор Сергей Петрович Лапин
Редактор Антонина Андреевна Чистова
Корректор Сергей Петрович Лапин
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Тема 1
Общее понятие социальной защиты и социального обеспечения
План
1) Понятие социальной защиты;
2) Понятие социального обеспечения
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением.
1) Понятие социальной защиты
В российском законодательстве отсутствуют сформированные понятия социальной защиты и социального обеспечения. Поэтому, сначала необходимо определить содержание этих понятий, что позволит правильно представлять систему социального обеспечения и его сущность.
Сочетание понятий «социальная» и «защита» позволяет предположить, что под социальной защитой понимается комплекс разнообразных мер, с помощью которых человек «обороняется» от неблагоприятных воздействий окружающего мира. Россия, как социальное государство, должна принимать всевозможные меры для создания благоприятных условий для жизни своих граждан, т.е. создавать благоприятную среду обитания. В понятие «среда обитания человека» входят:
1) Обеспечение занятости граждан;
2) Создание нормальных условий труда;
3) Достойная оплата труда;
4) Обеспечение комфортным жильем;
5) Создание благополучной экономической обстановки;
6) Обеспечение здоровым питанием;
7) Доступ к образованию и культурным ценностям;
8) Охрана здоровья;
9) Сохранность частной собственности;
10) Предоставление гражданам социальной поддержки при наступлении неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Статья 7 Конституции говорит нам о том, что целью социальной защиты является гарантированная охрана труда, здоровья граждан, минимального размера оплаты труда (МРОТ), поддержание материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, выплаты пенсий и пособий, и предоставление других социальных гарантий.
Применительно к современной ситуации в России, обобщенное определение социальной защиты может быть сформировано так: социальная защита – совокупность эконмических, правовых и организационных мер, которые государство адресует трудоспособным и нетрудоспособным гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые они не могут самостоятельно преодолеть, и направленные на их материальное обеспечение, оказание им всевозможной помощи, и поддержке на уровне, который должен отвечать требованиям достойной жизни.
Социальная защита населения представляет собой комплекс различных общественных отношений:
– Трудовых;
– Жилищных;
– Образовательных;
– Экологических;
– По охране здоровья;
– Семейные;
– По социальному обеспечению.
Понятие «социальное обеспечение» является составной частью понятия «социальная защита», т.е. «социальная защита» более широкое понятие, чем «социальное обеспечение».
2) Понятие социального обеспечения и его структура
В современной литературе содержится следующее определение понятия «социальное обеспечение».
Социальное обеспечение – форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных законом категорий граждан из средств федерального бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально-значимыми.
У социального обеспечения есть ряд признаков, по которым обеспечение признается социальным:
1 признак: особые общественные отношения, возникающие в социальной сфере. Они складываются между гражданами и соответствующими компетентными органами в следующих случаях:
1) По достижению гражданами определенного возраста, в связи с болезнью, инвалидностью, потери кормильца, воспитании детей, безработицей и др.
Такие отношения возникают с вышеуказанными субъектами в указанных случаях называют материальными отношениями. В ходе их осуществления гражданину предоставляются материальные блага с помощью которых они удовлетворяют свои индивидуальные потребности. Предоставление названного блага гражданину в денежной или натуральной форме – в виде пенсий, пособий, социальных услуг.
2 признак: в соответствии с этим признаком социальным обеспечением является то, что оно осуществляется за счет разных финансовых источников.
Основным финансовым источником является государственный бюджет. 2-ым по значимости источником является внебюджетные государственные фонды. 3-ьим являются бюджеты субъектов РФ (Российской Федерации) и муниципальные бюджеты.
Источниками поступления денежных средств в федеральные, региональные и муниципальные бюджеты – налоги и сборы.
Источники поступления средств во внебюджетные страховые фонды являются страховые взносы и дотации из средств бюджета.
Средства из федеральных бюджетов, бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов расходуются на социальное обеспечение:
1) Граждане, выполняющие важные государственные функции, (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, госслужащие);
2) Граждане, имеющие заслуги перед государством или пострадавшие по вине государства, (участники и ветераны ВОВ (Великой Отечественной Войны), блокадники, награжденные орденами и медалями, чернобыльцы и др.);
3) Нетрудоспособные граждане и семьи, (дети, дети-сироты, инвалиды, малообеспеченные, многодетные и приемные семьи).
Денежные средства из внебюджетных страховых фондов расходуются в зависимости от специализации фонда. Этими фондами являются: Пенсионный Фонд (ПФ, ПФР, ПФ РФ, Пенсионный фонд Российской Федерации), Фонд Социального Страхования (ФСС), Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС).
Денежные средства из этих фондов направляются на:
– Пенсионный Фонд (ПФ) – выплата пенсий;
– Пособие на погребение умерших пенсионеров;
Фонд Социального Страхования (ФСС) – на пособия, санаторно-курортное лечение, содержание детей в оздоровительных лагерях;
Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) – на оказание бесплатной медицинской помощи и лечение.
3 признак; особый субъектный состав, т.е. круг лиц, подлежащих обеспечению. К нему относятся: дети, женщины, пенсионеры, инвалиды, безработные, многодетные, приемные семьи.
4 признак: его гарантированность. Означает, что государство законодательно, организационно и экономически обеспечивает необходимыми средствами все виды социального обеспечения.
5 признак: в соответствии с этим признаком различные виды социального обеспечения (соц. обесп.) предоставляются только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе.
6 признак: цель его предоставления. Основной целью каждого вида социального обеспечения (соц. обесп.) является выравнивание социального положения определенных категорий граждан с остальными членами общества.
3) Общественные отношения, связанные с социальным обеспечением
Совокупность (перечисленных в п. 2 Темы №1) признаков, свидетельствует о существовании нескольких групп общественных отношений, связанных с социальным обеспечением, имеющие свои особенности.
1-я группа особенностей – отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов социального обеспечения за счет специальных денежных средств, выделяемых на эти цели. В ходе функционирования этих отношений происходит реализация прав граждан на пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальные услуги, медицинскую помощь, льготы, социальную помощь. Правовые нормы, регулирующие отношения по предоставлению перечисленных видов социального обеспечения в совокупности составляют право социального обеспечения (ПСО).
2-я группа особенностей – отношения по формированию финансовых средств, направленных на социальное обеспечение. Участниками этих отношений являются компетентные государственные органы правомочные организации, работодатели, а в отдельных случаях сами граждане. Эти отношения регулируются нормами финансового права.
3-я группа особенностей – отношения, по организации управления социальным обеспечением. Эти организационные отношения в сфере социального обеспечения возникают между компетентными органами и организациями, и регулируются нормами административного права.
Тема 2
Понятие управления социальным обеспечением
План:
1) Понятие управления;
2) Общее управление социальным обеспечением;
3) Оперативное управление социальным обеспечением.
1) Понятие управления
В общеупотребительном смысле «управление» имеет несколько значений:
а) Деятельность органов власти;
б) Крупное подразделение какого-нибудь учреждения, крупное административное учреждение;
в) Управлять.
Термин «управлять» означает:
а) Направлять ход движения кого-нибудь, чего-нибудь;
б) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь.
Следовательно, управление – целенаправленное воздействие на кого-либо, например, на людей, или на что-либо, например, на окружающую человека среду обитания.
Различают управление государством, городом, сферой социальной жизни общества, (например, здравоохранение, образование, социальное обеспечение). По признаку собственности есть государственное, муниципальное, частное управление. Все названные различия управления свойственны и системе социального обеспечения.
С управлением неразрывно связаны такие понятия, как администрация, административная власть, административная деятельность. Латинское слово «администрация» буквально означает – управление, руководство.
Под администрацией подразумеваются государственные органы, осуществляющие управление, а также руководство персоналом какого-либо учреждения. Иными словами, администрировать, означает управлять, заведовать.
Управление и администрирование – это синонимы. Под ними понимается управление, руководство людьми. Органы, которые осуществляют руководство обычно именуют администрацией.
На практике существует несколько видов администрации:
а) Администрация международной организации;
б) Федеральная администрация;
в) Администрация субъекта РФ;
в) Муниципальные администрации;
г) Администрация предприятия, учреждения, организации.
2) Общее управление социальным обеспечением
Общее управление социальным обеспечением в нашей стране осуществляет государственная федеральная администрация, а главной федеральной администрации является Правительство РФ. Как главный федеральный орган исполнительной власти, Правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. На него возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, состояние экономики, реализацию социальной политики, обеспечение безопасности общества и государства, состояние международной связи в Российской Федерации.
В пределах своих полномочий Правительство организует исполнение Конституции, законов, Указов Президента, международных договоров, контролирует деятельность исполнительных органов субъектов Российской Федерации и т. д. Правительство руководит работой федеральных Министерств и других органов исполнительной федеральной власти и число полномочий федерального Правительства в социальной сфере относится проведение единой государственной социальной политики и реализация конституционных прав граждан в области социального обеспечения.
На Правительство возложено принятие мер по реализации прав граждан, охрану здоровья, решение проблем семьи, материнства и детства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в стране.
Федеральное Правительство издает Постановления и Распоряжения. Акты, имеющие нормативных характер, издаются в форме Постановлений, а Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме Распоряжений.
Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и др. Одновременно с обще социальными Правительство решает также конкретные вопросы поддержки наименее социально защищенных групп населения: малоимущих, безработных, беженцев и др. Непосредственно вопросами, относящимися к сфере социального обеспечения занимаются 2 Министерства Правительства – Министерство труда и социальной защиты, Министерство Здравоохранения.
3) Оперативное управление социальным обеспечением
Оперативный – непосредственно практически осуществляющий, что-либо. Оперативное управление социальным обеспечением зависит от того, к какой форме социального обеспечения оно относится.
Если социальное обеспечение осуществляется в форме Обязательного Социального Страхования (ОСС), оперативное управление осуществляют внебюджетные государственные страховые фонды и их подразделения в субъектах и на местах, (
1) Пенсионный Фонд России (ПФР);
2) Фонд Социального Страхования (ФСС);
3) Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):
а) Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС);
б) Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ТФОМС).
Эти органы осуществляют следующие виды оперативной деятельности:
– Определяют круг лиц, подлежащих социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
– Определяют условия назначения и размеры страхового обеспечения;
– Устанавливают тарифы страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования (ОСС);
– Определяют базу для начисления страховых взносов;
– Разрабатывают порядок формирования своих бюджетов и порядок их исполнения; и т. д.
Если осуществляется оперативное социальным обеспечением за счет ассигнований из федерального бюджета, то управление осуществляют государственные органы исполнительной власти и подведомственные им органы, к ним относятся:
1) Министерство труда и социальной защиты;
2) Министерство здравоохранения;
3) Министерство образования и науки;
4) Министерство Обороны;
5) Министерство Внутренних Дел (МВД) и подведомственные им органы.
На местах оперативное управление социальным обеспечением осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН) – управление социальной защиты населения, Комитет по социальной политике, центр социального обслуживания и др.
В ведении названных органов находятся следующие виды оперативного управления:
– Разработка программ социальной защиты населения;
– Изучение социально-экономического положения отдельных групп населения;
– Организация назначения выплаты пособий, компенсаций;
– Социальное обслуживание пожилых, инвалидов;
– Организация санаторно-курортного лечения льготных категорий граждан и т. д.
Тема 3
Правовое осуществление социального обеспечения
План:
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения;
3) Толкование норм права социального обеспечения.
1) Организация нормотворчества в сфере социального обеспечения
Осуществление – достаточно емкое, сложное понятие. Оно включает в себя весь процесс возникновения, формирования и функционирования отношений по социальному обеспечению. Под осуществлением социального обеспечения понимается порядок применения юридических, экономических, организационных мер, для решения тех задач, которые стоят перед социальным обеспечением. (Поскольку экономическим и организационным мерам будет посвящено большинство тем междисциплинарного курса (МДК), в данной теме рассмотрим правовое осуществление социального обеспечения).
К основным правовым (юридическим) средствам осуществления социального обеспечения относится: нормотворчество, правоприменение, толкование норм права социального обеспечения.
Нормотворчество – основной путь воздействия на общественные отношения по социальному обеспечению. Нормотворчество представляет собой процесс разработки и принятия тех или иных нормативно-правовых актов (НПА) о социальном обеспечении, например, о пенсиях пособиях, социальном обслуживании, льготах и т. д.
Нормотворческий процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1) Законодательная инициатива;
2) Решение о необходимости издания акта;
3) Разработка проекта акта;
4) Рассмотрение проекта акта;
5) Принятие акта;
6) Доведение акта до его адресата.
Кратко рассмотрим каждую стадию процесса.
1.1) Стадия законодательной инициативы. Означает, что здесь речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта. Он вносит предложение об издании нормативно-правового акта (НПА) или предлагает уже подготовленный проект акта., Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен законом.;
2.1) Решение об необходимости издания акта., Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработки его проекта, оформляется документально и включается в план законопроектных работ.;
3.1) Разработка проекта акта. Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Данная стадия может состоять из одной процедуры:
– Только разработка проекта акта или 2-х процедур:
– Разработка проекта акта и его предварительное обсуждение. Количество процедур зависит от важности проекта.
4.1) Рассмотрение проекта акта. Рассмотрение проекта акта в том органе, который, согласно своей компетенции может его принять.;
5.1) Принятие акта.
6.1) Доведение акта до адресата. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем опубликования.
Нормотворчество может быть выражено в принятии тех или иных актов, например, в виде единичного нормативно-правового акта (НПА). В нем содержаться отдельные юридические нормы. Примером такого акта может служить Федеральный закон (ФЗ) от 21.12.1996г. (12 декабря 1996г.) №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Другой пример, принимается систематизированный акт, содержащий определенные группы норм. Такие акты являются основами законодательства Российской Федерации:
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (1993г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (1995г.);
– Федеральный закон (ФЗ) ФЗ «Об основах социального страхования» (1992г.) и др.
Правом издания нормативно-правовых актов (НПА) обладает широкий круг правотворческих органов. К ним относится: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральные Министерства, Ведомства, службы, органы власти субъектов Российской Федерации, власти местного самоуправления (МСУ). Нормотворческими функциями наделены также внебюджетные фонды социального страхования. В зависимости от уровня государственного органа и его положения в системе органов ими принимаются соответствующие нормативно-правовые акты (НПА) – законы, Постановления, приказы, инструкции, указания, положения и др.
2) Организация правоприменения в сфере социального обеспечения
Правоприменение – решение конкретного дела в определенной жизненной ситуации, другими словами, «приложение» закона, правовых норм к конкретным лицам, к конкретным жизненным обстоятельствам. Правоприменение нормативно-правовых актов (НПА) занимаются компетентные органы и должностные лица только в рамках предоставленных им полномочий. Применение норм права социального обеспечения (ПСО) – организующая деятельность компетентных органов, должностных лиц. Цель – обеспечить адресатам правовых норм реализацию их прав и обязанностей по социальному обеспечению, а также обеспечить гарантии контроля за данным процессом.
Существует несколько стадий правоприменительной деятельности.
1-я стадия – установление фактических обстоятельств конкретного дела. На этой стадии происходит исследование фактических обстоятельств дела, т.е. документов, свидетельских показаний и др. Например, гражданин обратился по вопросу о назначении ему трудовой пенсии по старости. Пенсионный орган проверяет у него наличие российского гражданства, возраст, страховой стаж, размер заработка, уплату страховых взносов и других обстоятельств. Без выяснения всех фактов невозможно нормальное разрешение пенсионного вопроса. Круг обстоятельств, необходимых для установления права, четко излагается в нормативно-правовых актах (НПА) по социальному обеспечению.
Результатом 1 стадии правоприменительного процесса должно быть достижение фактической объективной истины. Для достижения истины в ходе этой стадии особе внимание законодательство уделяет доказыванию, которое осуществляется документально. Министерство труда и социальной защиты разработало Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В этом перечне для каждого вида пенсии названы необходимые документы, доказывающие фактическую истину.
2 стадия правоприменительной деятельности – установление юридической основы дела, т.е. осуществлять выбор необходимой правовой нормы. Эта стадия включает в себя ряд последовательных действий:
1) Нахождение конкретной нормы, подлежащей применению;
2) Проверка правильности того текста, в котором содержится требуемая норма;
3) Проверка подлинности нормы, ее действия во времени, пространстве и по кругу лиц;
4) Пояснение содержания нормы.
Таким образом, на этой стадии осуществляется правовая квалификация существа дела.
3 стадия правоприменительной деятельности – решение дела, по существу. Это означает, что принятие по тому или иному вопросу о социальном обеспечении лица, соответствующего правоприменительного акта. Под ним подразумевается индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным органом по конкретному юридическому акту. Эти акты порождают конкретные правовые последствия для участников правоотношений по социальному обеспечению. Например, право на пенсию у гражданина возникает только после того, как пенсионный орган принимает письменное решение о назначении, размере и дате выплаты пенсий. Это решение и является индивидуально-определенным актом для гражданина.
4 стадия правоприменительной деятельности – организация выполнения правовых норм социального обеспечения, т.е. конкретная деятельность министерств, ведомств, организаций, осуществляющих социальное обеспечение граждан.
5 стадия правоприменительной деятельности – охрана норм права социального обеспечения от каких-либо нарушений и применение мер государственного принуждения к правонарушителю. Например, Министерство труда и социальной защиты проверяет правильность назначения пенсий в Чеченской Республике для чего туда посылается специальная комиссия. При обнаружении нарушений на органы и должностных лиц, их допустивших налагаются административные наказания, как правило, в форме штрафов.
Таким образом, правоприменение как форма реализации права представляет собой воплощение в жизнь требований различных НПА (нормативно-правовых актов), издаваемых различными органами.
Следовать точному смыслу нормы: законность; обоснованность; целесообразность; справедливость.
Требование законности означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме, строго и неукоснительно следовать точному смыслу нормы и действовать в рамках своей компетенции.
Требование обоснованности подразумевает, что, во-первых, должны быть выявлены все факты, относящиеся к тому или иному вопросу социального обеспечения, во-вторых, какие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными и, в-третьих, все недоказанные факты должны быть отвергнуты.
Целесообразность означает, что правоприменитель выбирает самую подходящую норму при решении вопроса о предоставлении какого-либо вида социального обеспечения.
Требование справедливости предполагает честный, объективный подход органа или должностного лица к исследованию всех юридических фактов.
Аттестационный лист Производственной практики
в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности
Обучающегося
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения курс 4 группа П-467
Место проведения практики
Сроки прохождения практики с 23.03.2017г. по 29.03.2017г.
Объем часов: 36ч.
Код компетенции | Вид и объем работ, выполненных обучающимся во время прохождения практики | Уровень освоения («высокий», «средний», «низкий») | |
Пк 2.1 Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. | Ознакомление с организационной структурой территориального органа Пенсионного фонда РФ, режимом работы, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность территориального органа Пенсионного фонда РФ, должностными инструкциями сотрудников, с планированием работы. | ||
Пк 2.2 Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. | Постановка на учет граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите. | ||
Пк 2.3 Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. | Оформление и формирование дел получателей социальных выплат. |
Результат (уровень) освоения профессиональных компетенций в ходе прохождения производственной практики_____________________________________________________________ («высокий», «средний», «низкий»)
Пк 2.1, 2.2, 2.3 в рамках учебной практики сформированы /не сформированы
/подчеркнуть/
Работодатель /______________/Л.Н. Гайлар /
Руководитель практики /______________/Н.В.Драгунова /
ЗАДАНИЕ НА ПМ.02 Производственную ПРАКТИКУ
ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Группа П-467
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ЗАДАНИЕ
На учебную практику
обучающемуся(щейся) Румянцевой Анастасии Александровны (ФИО полностью)
На основании приказа от______________№________________________
Место прохождения учебной практики
Филиал №6 ГУ-Московского РО ФСС РФ
Период прохождения учебной практики:
с «23 » марта 2017г. по «29 » марта2017г.
_________________________________
Индивидуальное задание
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выдачи задания «22 » марта 2017 года.
Руководитель практики от колледжа
Драгунова Н.В. _______________
(ФИО) (подпись)
Румянцева А.А. ________________
(ФИО) (подпись)
Характеристика на обучающегося
________________ Румянцеву Анастасию Александровну ____________
(Ф.И.О. обучающегося)
проходил учебную (производственную) практику
в __________________________________________________________________
наименование организации (предприятия)
За время прохождения учебной (производственной) практики
__________________________________________________________________
(Ф.И.О. обучающегося)
Изучил(а) вопросы___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающимся приобретены следующие знания и практические навыки:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Обучающийся проявил(а) особые деловые качества: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Полученные профессиональные навыки в процессе теоретического и практического курсов обучения по направлению __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
свидетельствуют о _______________________ уровне готовности обучающегося к работе в сфере____________________________________
Практическая значимость выводов по практике __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебная (производственная) практика может быть оценена на
_________________
Руководитель практики
от организации главный специалист
Отдела администрирования
страховых взносов
(должность)
Гайдар Людмила Николаевна
Место печати
ДНЕВНИК
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
Дата | Структурное подразделение организации | Краткое содержание выполненной работы | Подпись руководителя практики от организации |
23.03.2017 | Ведение делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел отдела; | ||
24.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | ||
26.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Ведение и мониторинг баз данных ЕИИС «СОЦСТРАХ»; | |
27.03.2017 | Отдел администрирования | Прием документов, подтверждающие основной вид экономической деятельности и установление тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; | |
28.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Подготовка проекта официальных писем на запросы застрахованных лиц | |
29.03.2017 | Отдел администрирования страховых взносов | Ведение и мониторинг баз данных «ЮРИСТ», сдача отчета руководителю практики. |
Начало практики «23 » марта 2017 г.
Окончание практики «29 »марта 2017 г.
Подпись обучающегося__________________
Руководитель практики от организации
___________ ____________
(подпись) (Ф.И.О)
Департамент образования города москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Города москвы «воробьевы горы»
«МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Модуль ПМ.02. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
Выполнила обучающаяся группы П-467Румянцева Анастасия Александровна
Руководитель практики от организации: главный специалист Отдела администрирования страховых взносов Гайдар Людмила Николаевна
(Должность,Ф.И.О.)
Руководитель практики от колледжа: преподаватель юридических дисциплин Драгунова Наталья Валерьевна
(Должность, Ф.И.О.)
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Московский государственный техникум технологий и права
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессионального модуля ПМ.02
код специальность 030912 « Право и организация социального обеспечения»
Москва 2013 г.
Подпись Ф.И.О. Подпись Ф.И.О.
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
Рецензент:______________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации
1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения (базовой подготовки) в части освоения следующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке)
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК.6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности.
ОК.12. Соблюдать деловой этике, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК.13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке)
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающихся в социальной поддержке и защите.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным профессиональным модулем и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
Поддержания в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг, льгот и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
Выявления и осуществления учета лиц, нуждающихся в социальной защите;
Организации и координирования социальной работы с отдельными лицами, семьями и категориями граждан, нуждающимися в социальной поддержке и защите с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
Консультирования граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты населения с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий;
Участия в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
уметь:
Поддерживать в актуальном состоянии базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций, услуг и других социальных выплат с применением компьютерных технологий;
Выявлять и осуществлять учет лиц, нуждающихся в социальной защите;
Участвовать в организационно-управленческой работе структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
Взаимодействовать в процессе работы с органами исполнительной власти, организациями, учреждениями, общественными организациями;
Собирать и анализировать информацию для статистической и другой отчетности;
Выявлять по базе данных лиц, нуждающихся в мерах государственной социальной поддержки и помощи, с применением компьютерных технологий;
Принимать решения об установлении опеки и попечительства;
Осуществлять контроль и учет за усыновленными детьми, детьми, принятыми под опеку и попечительство, переданными на воспитание в приемную семью;
Направлять сложные или спорные дела по пенсионным вопросам, по вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;
Разграничивать компетенцию органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда Российской Федерации, определять их подчиненность, порядок функционирования;
Применять приемы делового общения и правила культуры поведения в профессиональной деятельности;
Следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности.
знать:
Нормативные правовые акты федерального, регионального, муниципального уровней, локальные нормативные акты организаций, регулирующие организацию работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации и социальной защиты населения;
Систему государственных органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
Организационно-управленческие функции работников органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
Передовые формы организации труда, информационно-коммуникационные технологии, применяемые в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, органах и учреждениях социальной защиты населения;
Процедуру направления сложных или спорных дел по пенсионным вопросам и вопросам оказания социальной помощи вышестоящим в порядке подчиненности лицам;
Порядок ведения базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, оказания услуг;
Документооборот в системе органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
Федеральные, региональные, муниципальные программы в области социальной защиты населения и их ресурсное обеспечение;
Кодекс профессиональной этики специалиста органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации
1.3. Использование часов вариативной части ОПОП
№п\п |
Дополнительные профессиональные компетенции |
Дополнительные знания, умения, практический опыт |
№, наименование темы |
Кол-во часов |
Обоснование включения в рабочую программу |
Расширение и углубление знаний, умений обучающихся, формируемых в рамках ПМ в соответствии с ФГОС, с целью обеспечения конкурентоспособности выпускника |
1.4. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего 450 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 342 часов, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося 228 часа;
самостоятельную работу обучающегося 114 часов; производственную практику по профилю специальности 108 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование результата обучения |
|
Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. |
|
Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. |
|
Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. |
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
|
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
|
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
|
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
|
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
ПМ.02 Организация обеспечения деятельности учреждений социальной защиты
3.1. Тематический план профессионального модуля
профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности) ,** |
||||||
Всего, часов |
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
часов |
Всего, часов |
в т.ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
ПК 1.1-ПК 1.6 |
МДК.02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации(ПФР) |
||||||||
ПК 2.1., 2.3. |
МДК.02.02 Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения |
||||||||
Производственная практика, (по профилю специальности) , часов |
|||||||||
Всего: |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Объем часов |
Уровень освоения |
|||||||||
МДК 02.01. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) |
|||||||||||
Раздел 1. Организация системы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) |
|||||||||||
Тема 1. 1.Введение в дисциплину |
|||||||||||
Характеристика международного законодательства по вопросам социальной защиты населения |
|||||||||||
Общая характеристика федерального законодательства по вопросам социальной поддержки различных категорий граждан (пожилых лиц и инвалидов, семьи, детей, оказавшиеся в ТЖС и др.) |
|||||||||||
Тема 1. 2. Социальная защита населения как государственная система |
|||||||||||
Выполнение профессионального задания |
|||||||||||
Тема 1.3. Органы социальной защиты населения. |
|||||||||||
Общее понятие государственной системы социального обеспечения |
|||||||||||
Система социального обслуживания и социальных услуг |
|||||||||||
Тема 1.4. Фонд социального страхования РФ. Общие положения, цели, задачи. |
|||||||||||
Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат |
|||||||||||
Особенности государственной системы охраны здоровья граждан |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Тема 1.5. Понятие социальной защиты населения. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.6. Общие понятия государственной системы социального обеспечения. |
|||||||||||
Источники формирования денежных средств фондов |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Тема 1.7. Государственная система социальных пособий и компенсационных выплат |
|||||||||||
Органы государственной власти по обеспечению безработных граждан в субъектах |
|||||||||||
Структура социальных пособий. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.8. Система социального обслуживания и социальных услуг. |
|||||||||||
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения. |
|||||||||||
Основные задачи органов исполнительной власти субъектов РФ по социальной защите населения. |
|||||||||||
Практическое занятие 5. Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.9. Общая характеристика органов социального обеспечения. |
|||||||||||
Управления социальной защиты населения: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности |
|||||||||||
Центры социального обслуживания: понятие, основные задачи и функции, организация деятельности |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Выполнение профессиональных ситуационных заданий |
|||||||||||
Тема 1.10. Понятие организации работы органов социального обеспечения. |
|||||||||||
Основные направления сотрудничества и координации органов социальной защиты населения. |
|||||||||||
Участие органов социальной защиты населения в решении вопросов градостроительства. |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.11. Организация работы органов социальной защиты населения. |
|||||||||||
Общая характеристика социальной защиты населения. |
|||||||||||
Права, обязанности и ответственность специалиста социальной сферы при работе с различными категориями нуждающихся граждан |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.12. . Министерство труда и социальной защиты РФ. Задачи, направления. |
|||||||||||
Понятие, цели, задачи, функции и направления деятельности Министерства |
|||||||||||
Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Министерству. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.13. Организация работы органов пенсионного обеспечения. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.14 Организация работы Пенсионного фонда РФ |
|||||||||||
Порядок образования, правовые основы деятельности и система управления Пенсионного фонда РФ. |
|||||||||||
Структура Пенсионного фонда РФ. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.15. Организация персонифицированного учета в системе пенсионного страхования. |
|||||||||||
Организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
12. Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.16 Представление к назначению к пенсии. |
|||||||||||
Подготовка и оформление пенсионного дела |
|||||||||||
Работа по подготовке документов, необходимых для оформления пенсии. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема 1.17. Организация работы по оформлению документов на выдачу сертификата на материнский капитал. |
|||||||||||
Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. Основные понятия. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.18.Организация работы органов Пенсионного фонда с обращениями граждан |
|||||||||||
Прием граждан. Работа с письмами граждан. |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Тема 1.19. Организация работы негосударственных пенсионных фондов. |
|||||||||||
Осуществление деятельности НПФ |
|||||||||||
Практическое занятие |
|||||||||||
16.Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Контрольная работа |
|||||||||||
Работа с правовыми источниками. Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, учебной литературой. Подбор и систематизация нормативно-правовых актов по ряду вопросов. Составление схем/таблиц. Работа со средствами массовой информации по проблемам работы органов социальной сферы. Работа с конспектом занятий. Выполнение индивидуального (проектного) задания. 10. Составить план-конспект по темам: «Материнский капитал», «Работа негосударственных пенсионных фондов». 11. Составить перечень полномочий министра труда и социальной защиты на основе изучения содержания нормативно-правовых актов. 12. Составить перечень негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих свою деятельность в конкретном регионе. 13. Выполнить индивидуальное (проектное) задание по теме «Социальная карта региона (города, района)». |
|||||||||||
Производственная практика (по профилю специальности) |
|||||||||||
Виды работ: Изучение регионального законодательства по вопросам социальной защиты населения; Изучение системы органов социальной защиты населения региона; Ознакомление с передовыми формами организации работы в органах ПФР и иных органах и учреждениях социальной сферы; Изучение порядка ведения баз данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат; Формирование навыка работы с базами данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также поддержания этих баз в актуальном состоянии; Ознакомление с документооборотом в системе органов социальной защиты населения, отработка навыков по направлению на рассмотрение вышестоящими органами сложных и конфликтных вопросов оказания социальной помощи гражданам; Изучения порядка формирования личных дел клиентов органов социальной сферы; Формирование навыков приема граждан по вопросам социальной защиты населения, ведения беседы с клиентами с учетом соблюдения профессиональной этики, консультирования населения по вопросам социальной защиты. |
|||||||||||
Дифференцированный зачет по производственной практике |
|||||||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) |
|||||||||||
Примерная тематика курсовых работ (проектов) по модулю: Бюро медико-социальной экспертизы как первичный уровень медико-социальной экспертизы: понятие |
|||||||||||
МДК. 02.02. Организация обеспечения деятельности учреждений органов социального обеспечения |
|||||||||||
Тема 1.1. Основы социальной работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации |
|||||||||||
Понятие трудной жизненной ситуации |
|||||||||||
Порядок выявления лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите |
|||||||||||
Основы работы с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, по оказанию им помощи |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий |
|||||||||||
Тема. 1.2. Организация работы органов социальной защиты населения по материально-бытовому и социальному обслуживанию нуждающихся категорий граждан. |
|||||||||||
Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов. |
|||||||||||
Организация работы органов социальной защиты населения по направлению граждан в стационарные учреждения социального обслуживания. |
|||||||||||
Организация работы органов социальной защиты населения с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними |
|||||||||||
Организация работы органов социальной защиты населения по защите материнства, отцовства и детства. |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Выполнение профессиональных заданий. |
|||||||||||
Решение профессиональных ситуационных задач. |
|||||||||||
Тема 1.3 Основы научной организации труда в системе органов социальной защиты населения |
|||||||||||
Задачи НОТ в сфере социальной защиты населения. |
|||||||||||
Основные направления НОТ в органах социальной защиты. |
|||||||||||
Координация и взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения с общественными организациями. |
|||||||||||
Практические занятия: |
|||||||||||
Виды планов. Годовые планы основных мероприятий. |
|||||||||||
Квартальные планы. Личные планы специалистов отдела. |
|||||||||||
Организация рабочих мест и их обслуживание. |
|||||||||||
Контрольная работа |
|||||||||||
Дифференцированный зачет |
|||||||||||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Работа с правовыми источниками Работа со словарями, энциклопедиями, справочниками, учебной литературой Подбор и систематизация нормативно-правовых актов по ряду вопросов Составление схем/таблиц Работа со средствами массовой информации по проблемам работы органов социальной сферы Работа с конспектом занятий Выполнение индивидуального (проектного) задания Разработка формы документа Работа над курсовым проектом Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: |
|||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля требует наличия учебного кабинета «Права социального обеспечения».
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Учебно-методический комплекс дисциплины;
Магнитная доска;
Технические средства обучения:
Компьютеры;
Мультимедиапроектор;
Лицензионное программное обеспечение, в том числе информационные справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и(или) «Гарант».
3.2. Информационное обеспечение обучения
Нормативно-правовые акты:
Основные источники:
Дополнительные источники:
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к квалификационному экзамену в рамках профессионального модуля «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации» является успешное освоение производственной практики (по профилю специальности).
При работе над курсовой работой (проектом) обучающимся оказываются консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации».
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
|
|
ПК2.1.Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии. |
Составление электронной карточки каждого клиента органа/учреждения социальной сферы; Качество владения базами данных, созданными в органах социальной защиты населения; Умение использовать информацию, содержащуюся в базах данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот для оказания социальной помощи нуждающимся гражданам; Внесение изменения в базы данных пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в соответствии с изменением действующего законодательства; |
Текущий контроль в форме проведения практических занятий: выполнение профессиональных заданий, решения ситуационных задач. Дифференцированный зачет по производственной практике. Дифференцированный зачет по итогам изучения МДК. Квалификационный экзамен по профессиональному модулю. Защита курсового проекта. |
ПК2.2.Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. |
Качество владения действующим законодательством по вопросам оказания социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; Точность и грамотность определения, к какой категории нуждающихся граждан относится клиент органа или учреждения социальной сферы; Грамотность диагностирования трудной жизненной ситуации граждан, обращающихся в органы/учреждения социальной сферы. |
|
ПК2.3.Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите |
Качество квалификации трудной жизненной ситуации и разграничения категорий нуждающихся граждан; Грамотность планирования мероприятий, проводимых в отношении различных категорий граждан, а также семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке; Качество распределения функциональных обязанностей в зависимости от плана проводимых мероприятий; Грамотность корректирования плана проводимых мероприятий в зависимости от изменения жизненных обстоятельств. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
Демонстрация интереса к будущей профессии |
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Рефераты по темам разделов. Выполнение тестовых заданий по разделам курса. Контрольная работа по разделу. |
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области организации деятельности учреждений социальной защиты и органов Пенсионного фонда РФ; Оценка эффективности и качества выполнения профессиональных задач |
|
ОК3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области организационного обеспечения деятельности органов и учреждений социальной защиты населения и Пенсионного фонда РФ |
|
ОК4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
Эффективный поиск необходимой информации; Использование различных источников информации, включая электронные источники |
|
ОК5.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и другими лицами в ходе обучения |
|
ОК6.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы и работы членов команды |
|
ОК7.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля; Определение необходимости повышения уровня знаний |
|
ОК8.Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
Анализ инноваций в области организационного обеспечения деятельности учреждений социальной защиты и органов Пенсионного фонда РФ |
|
ОК9.Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
Соблюдение профессиональной этики, а также обще принятых и признанных норм поведения и морали |
|
ОК10.Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
Недопущение в отношении своей будущей профессии коррупционного поведения; Противостояние провокациям в отношении себя; Пресечение коррупционного поведения в отношении себя и окружающих |
Раздел профессионального модуля - часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).