Женский журнал Ladyblue

Мой помощник кабинет "речевечок". Оборудование и оформление кабинета логопеда Центр развития речевого дыхания

Для логопедических занятий выделяют отдельный кабинет. Но не все знают, как нужно правильно его оформлять, какая документация является обязательной. В первую очередь помещение, предоставленное для логопедического кабинета, важно привести в соответствие всем санитарно-гигиеническим требованиям. Еще одним из обязательных атрибутов является табличка на двери, содержащая информацию об имени специалиста, часах приема. Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, но без лишних предметов интерьера, чтобы не отвлекать внимание детей на занятиях.

Структура

Зонирование учебного помещения позволит повысить эффективность коррекционных занятий. Оптимальной считается такая планировка:

  • Зона для индивидуальных занятий. Там логопед обучает каждого ребенка индивидуально. Из обязательного оборудования - это стол, стулья, настенное зеркало, используемое с целью отработки правильного звукопроизношения.
  • Зона для проведения групповых занятий. Она должна быть больше, просторнее. Важно наличие нескольких парт, стульев, классной доски и индивидуальных зеркал.
  • Зона хранения учебно-методического и учебно-дидактического материала. Угол для размещения шкафов, столов, стеллажей с различными пособиями, иллюстрациями для занятий, дидактическими игровыми схемами и др.
  • Рабочее место учителя-логопеда оно оформляется так, чтобы педагогу было комфортно работать. Поэтому необходим письменный стол, стул, компьютер (ноутбук), принтер.

Паспорт логопедического кабинета

Когда проверяют работу специалиста, обращают внимание не только на качество проведения занятий, но и на то, как оформлено рабочее место. Также одним из критериев оценивания является умение вести документацию. Одной из обязательных бумаг является паспорт логопедического кабинета по ФГОС. Что в нем должно быть отмечено?

  • Правила пользования кабинетом.
  • Оборудование.
  • Документация.
  • Учебно-методические пособия.
  • Предметно-развивающая среда.

Правила пользования

  • Влажную уборку помещения следует проводить каждый день.
  • Кабинет регулярно нужно проветривать.
  • Перед каждым использованием, а также после занятий логопедические зонды и шпатели обрабатываются медицинским спиртом.
  • В конце рабочего дня нужно проверять, закрыты ли окна, отключены ли электрические приборы.

Оборудование

Чтобы процесс обучения приносил положительный результат, у специалиста должно быть все необходимое для работы. Поэтому существует список основного оборудования логопедического кабинета:

  1. Парты и стулья - их должно хватать на всех детей, которые записаны на занятия. Мебель должна подбираться исходя из роста обучающихся.
  2. Подставки для карандашей, ручек - это поможет приучить детей поддерживать в чистоте рабочее место.
  3. Магнитная доска располагается на уровне роста учеников.
  4. Шкафы для пособий в достаточном количестве, чтобы книги и материал не лежали на видных местах.
  5. Настенное зеркало для индивидуальной работы - оптимальной шириной считается 50 см, а длиной - 100. Лучше всего разместить его возле окна. Но если такой возможности нет, следует поместить зеркало на любую другую стену, но с дополнительным освещением.
  6. Индивидуальные зеркала, размер которых составляет 9 х 12 см, в количестве, соответствующем численности детей. Используются в ходе групповых занятий.
  7. Стол возле настенного зеркала, стулья для логопеда и ребенка, чтобы проводить индивидуальные уроки. Кроме дополнительного, используется местное освещение.
  8. Набор логопедических зондов.
  9. Этиловый спирт, вата, бинт для обработки инструментов.
  10. Фланелеграф, набор фигурок и картинок.
  11. Мольберт.
  12. Разрезная азбука.
  13. Наглядный материал для обследования речевого развития детей, разложенный по конвертам и хранящийся в специальном ящике.
  14. Иллюстрации речевого развития, систематизированные по лексическим темам.
  15. Учебные пособия, состоящие из: карточек-символов, карточек с индивидуальными занятиями, альбомов по коррекции звукопроизношения.
  16. Речевые игры, различные лото.
  17. Учебно-методическая литература.
  18. Полотенце, мыло, влажные салфетки.

Задачи, решаемые в логопедическом кабинете

Все вышеперечисленное оснащение необходимо, чтобы создать оптимальные условия на занятиях и помогать реализовывать следующие задачи:

  • комплексное обследование детей на предмет психомоторного, речевого развития;
  • составление индивидуальных коррекционных программ и перспективного плана развития для каждого ученика;
  • проведение консультаций, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий.

Стандартизация образовательного процесса в виде норм ФГОС позволяет добиться неплохих результатов. В них перечислены необходимые требования для оформления логопедического кабинета.

Документация

Администрация учебного заведения периодически осуществляет проверочный анализ работы специалиста. Особого внимания заслуживает документооборот логопеда. В документах отражены основы коррекционных программ, рабочие планы, отчеты. Это позволяет увидеть динамику в обучении, ознакомиться с составом детей, посещающих логопедические занятия. В номенклатуру обязательных документов для логопеда входят:

  1. Перспективный план работы с детьми на учебный год.
  2. Календарное планирование учебных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребенка с дополнительными документами: направление на ПМПК, справка от педиатра поликлиники, справки от других специалистов (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр), характеристика от воспитателя ясельной группы (если ребенок ее посещал).
  4. Тетрадь для индивидуальной работы с детьми.
  5. Расписание логопедических занятий.
  6. План по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию педагога на учебный год.
  8. Инструкции по технике безопасности и охране труда.
  9. Журналы учета посещаемости, проводимых консультаций, первичной диагностики, заключений ПМПК, учета движений детей в логопедической группе.
  10. Анкеты для родителей.

Что необходимо для обследования речевого развития

Каждый логопед знает, как определить ребенка. Для этого у специалиста должно быть все необходимое оборудование. Чтобы рассмотреть все стороны развития речи, понадобится:

  • Материал для обследования интеллекта, чтобы правильно построить коррекционную работу, нужно определить интеллектуальный уровень ребенка. Это поможет правильно составить план работы на учебный год.
  • Материалы для обследования всех сторон речевого развития. К данным компонентам относятся: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Предметно-развивающая среда

Что же подразумевается в логопедическом кабинете в ДОУ под данным понятием? Это создание необходимых условий для речевого развития. Поэтому в кабинете логопеда имеются все необходимые дидактические игры, наглядные материалы для:

  • развития высших психических функций;
  • совершенствования моторной сферы;
  • оттачивания звукопроизношения;
  • формирования фонематического слуха и звукового анализа;
  • подготовки к школе; формирования словарного запаса (импрессивного и экспрессивного): предметные картинки на различные лексические темы, задания на словообразования, картинки на подбор антонимов и синонимов, сюжетные картинки;
  • формирование связной речи, ее грамматической стороны.

Школьный кабинет логопеда

Требования к рабочему месту специалиста такие же, как для дошкольных учреждений. Логопедический кабинет в школе обустраивается в соответствии требованиям по технике безопасности и санитарно-эпидемиологическим нормам. Также у учителя-логопеда должна быть аналогичная документация, материалы для обследования речевого развития и предметно-развивающей среды.

Оснащение

Оборудование рабочего места логопеда немного отличается от дошкольного. Это обусловлено тем, что специфика работы немного другая: ведь перед детьми школьного возраста ставятся уже другие образовательные задачи:

  1. Парты, стулья по количеству учеников.
  2. Классная доска - располагается на уровне роста учеников первого класса. Желательно, чтобы имелась разлиновка на части доски.
  3. Шкафы для учебно-методической литературы и дидактических пособий, наглядного материала.
  4. Настенное и индивидуальные зеркала. Требования к размеру и расположению такие же, как в
  5. Комплект логопедических зондов, шпателей, принадлежности для их обработки.
  6. Набор диафильмов с фильмами, мультфильмами прочими материалами для развития речи, знакомства с окружающим миром и математическими представлениями.
  7. Экран, чтобы показывать фильмы, который вне использования должен находиться в сложенном виде над классной доской.
  8. Настенные касса букв и слоговая таблица.
  9. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы звукового анализа.
  10. Таблица с прописными и заглавными буквами, расположенная над доской.
  11. Наглядно-иллюстративный материал для обследования, проведения занятий.
  12. Наборы цветных ручек для каждого ребенка.
  13. Дидактические игры.

Как можно заметить, оформление школьного кабинета немногим отличается от дошкольного. На стены нежелательно вешать много картин или игрушек - детей ничего не должно отвлекать от учебного процесса. Можно сделать стенды, на которых будут написаны правила красивой речи, этапы речевого развития.

В выборе стилевого детского сада или школы приветствуется минимализм. Можно поставить несколько комнатных растений. Не менее важно поддерживать чистоту рабочего места, чтобы кабинет имел аккуратный вид. На всех предметах, шкафах и ящиках должны быть наклеены надписи, из которых будет понятно, какой материал там хранится. Так же в логопедическом кабинете обязательно наличие аптечки для оказания первой помощи.

Чтобы правильно оформить кабинет, учителю-логопеду стоит ознакомиться с требованиями ФГОС. Тогда будут созданы комфортные условия для проведения занятий и деятельности специалиста.


Лейтмотив Каждое утро я прихожу в детский сад, захожу в свой кабинет. Мой кабинет - это творческая мастерская, весь социально-психологический микроклимат которой, создаёт условия для самореализации личности. Он мне очень нравится, но я мечтаю о том, что когда-нибудь он будет оснащен по последнему слову техники…. Но это будет потом. А сейчас я иду по коридору и ловлю взгляды моих малышей, таких похожих и одновременно таких разных. Они добрые и отзывчивые, с удивительными глазами, ловящими каждое моё движение. Они слушают каждое моё слово, копируют мою интонацию. А еще есть тихие и замкнутые, испуганные и равнодушные, но и они когда-нибудь захотят общаться, рассказать о своих игрушках, мультфильмах. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих малышей. Я готова свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд. Итак, я – логопед, правильнее сказать учитель-логопед. Если понимать буквально - я учитель речи. А точнее, человек, который эту речь корректирует. Причем коррекция происходит на уровне всех речевых единиц, начиная со звука и заканчивая предложением. Цель моей деятельности - способствовать социализации ребенка в обществе.


Я стремлюсь быть для своих логопатов близким человеком, наставником и другом, который не только поможет исправить имеющиеся речевые нарушения, но и сумеет найти «жемчужину» в каждой «раковине», научит работать с полной отдачей, радоваться победам и сочувствовать друг другу при неудачах. Поэтому строю отношения с детьми на доверии, уважении, требовательности и справедливости. Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще мне в работе очень помогают чувство юмора. Считаю себя грамотным специалистом, владеющим не только традиционными, но и нетрадиционными формами проведения занятий, эффективно использую здоровьесберегающие технологии. Логопедическое воздействие строящееся на основе психофизических и индивидуальных особенностей учащихся позволяет мне добиваться высоких результатов. Главное в логопедии то, что моя работа ориентирована на результат. И я не просто учу ребенка говорить, но и возвращаю ему уверенность в себе. Вот почему удовлетворение от труда у логопедов очень велико. Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что я отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда. Приоритетные направления моей работы


Это важный кабинет Работает здесь логопед. Не каждый это слово знает, А тот, кто знает, уважает. Это также место педагога Здесь документов очень много. И здесь ребенка принимают. Здесь интеллект определяют. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. Найдут без всякого сомненья Все речевые нарушенья. А раз диагностика готова, Нужна работа, одним словом. И есть момент, он важный самый Для каждого - своя программа.


Назначение логопедического кабинета Обследование детей (выяснение этиологии механизмов и симптоматики речевых нарушений) Развитие артикуляционных навыков Коррекционная работа по устранению дефектов звукопроизношения Формирование грамматически правильной речи Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов Формирование связной речи Развитие навыков звукового анализа и синтеза Консультативно-методическая деятельность для сотрудников МБДОУ и родителей


Задачи коррекционно- образовательного процесса Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Обследование воспитанников групп и выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Изучение уровня речевого,познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей,нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений работы с каждым воспитанником Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Формирование у педагогов коллектива и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной предметно-развивающей среды Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством их речевой работы с детьми Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами Систематическое проведение профилактической и коррекционной – речевой работы с детьми в соответствии с индивидуальными и групповыми программами


Методическое обеспечение логопедического кабинета I. Пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие: мышления; разных видов памяти; разных видов внимания; воображения и фантазии; зрительного восприятия; слухового восприятия; тонкой (мелкой) моторики рук; физиологического (диафрагмального) дыхания; звукопроизношения; а также материалы: по обучению грамоте; на предупреждение дисграфии; на формирование лексики; на формирование грамматического строя речи; на формирование связной речи. 2. Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения лексических тем: предметные картинки; картинки с действием; сюжетные картинки; серии картинок; картинки для составления описательных рассказов; игрушки (мягкие, меховые, деревянные, пластмассовые) для составления рассказов. 3. Картотеки: словесных игр, игровых упражнений; пальчиковых игр; игр на развитие коммуникативных способностей; стихотворений; потешек; загадок; чисто- и скороговорок; текстов на автоматизацию поставленного звука (в слоге, слове, фразе, предложении, тексте); другие.


4. Занимательный материал: анаграммы, ребусы, шарады, головоломки; мнемотаблицы; 5. Технические средства: магнитофон; аудиозаписи (звуки улицы, природы шум дождя, ветра и т. п.); 6. Материалы детского речевого творчества: рассказы, истории, придуманные детьми; журналы, сказки, стихи результат творчества детей. 7. Диагностические материалы. 8. Методическая литература: комплексная, коррекционная программы; методики и технологии развивающего обучения по выбору логопеда. 9. Материалы творческого педагогического опыта. Методическое обеспечение логопедического кабинета


1. системность (материал систематизирован, составлен паспорт кабинета с перечислением всего материала и оборудования); 2. доступность (наглядно-дидактический материал подобран с учетом возрастных особенностей школьников); 3. вариативность (наглядно-дидактический материал и многие пособия многовариативны и могут использоваться на разных занятиях в разных вариантах); 4. здоровьесбережение (имеется основное и дополнительное освещение(над индивидуальным зеркалом), проведена пожарная сигнализация, стены кабинета тепло-желтого цвета, имеются пособия для зарядки глаз, кабинет легко проветривается). Организуя коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета я руководствовалась следующими принципами:




































Эксклюзивные авторские стихи Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять. Как трудно педагогом быть поверьте мне друзья. Люблю профессию свою скажу вам не тая. Я каждый день в мороз и зной спешу в любимый сад. Меня встречает детвора уж много лет подряд. Я ставлю звуки детворе учу их говорить. Учу их правильно дышать и с буквами дружить. Проходят дни, бегут года и день и ночь. Важна профессия моя хочу я всем помочь. Красиво говорить всегда и правильно писать. Чтоб в школе у ребят была всегда оценка пять.


Эксклюзивные авторские стихи Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья. Я учитель - логопед Что ж открою вам секрет. Ребятишек я люблю говорить я их учу. Если вдруг беда случилась Лева звук вдруг потерял. Я приду к нему на помощь Чтобы лева не рыдал. Открывает лева рот Лева так старается. И у Левы полюбуйтесь Звуки получаются. Стал красиво говорить Всем на удивленье. Я отличный логопед В этом нет сомненья.


Эксклюзивные авторские стихи Профессий много на земле Скажу я вам друзья Но всех важнее и родней Профессия моя Я логопед, я нужен всем Я доктор звуков, слов На помощь я всегда приду Я как солдат готов. Готов всегда, готов везде Как солнышко светить Готов ребятам помогать Красиво говорить Пусть звуки льются как ручей По камушкам звеня Пусть радость вносит Каждый день Надежду всем даря Люблю я людям помогать Скажу вам не тая Горжусь собой, своим трудом Гордится мной семья!

Размышляя о своей профессии, пришла к выводу, что учитель-логопед – это и психолог, и актёр, и музыкант, и дизайнер. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно, но и создать условия для овладения речью. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и загадочной для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и тайну для того, чтобы пригласить ребёнка к диалогу.

Предлагаю свой взгляд на оснащение логопедического кабинета. Думаю, что использование простых и эффективных средств организации развивающей среды поможет начинающим логопедам проводить занятия интереснее и разнообразнее. (Представленная коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета детского сада создана руками логопеда ).

Структура предметно-развивающей среды логопедического кабинета определяется целями коррекционно-образовательной работы, своеобразием пространственного расположения необходимых предметов и материалов. Предметная среда логопедического кабинета построена в соответствии с программой, которая реализуется в нашем образовательном учреждении.

Речевой материал регулярно обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Игры и пособия систематически меняются в течение года (в зависимости от времени года). Это позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета, создать комфортные условия для занятий и эмоционального благополучия.

Оборудование предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда:

Речевой центр.

Зеркала , перед которыми проводится значительная часть работы, требующей зрительного контроля ребёнка (артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков и их первичная автоматизация). Кассы букв, слогов, абаки, звуковые линейки, символы звуков, слоговицы для отстукивания слогов, буквенный конструктор, рабочие альбомы с артикуляционными упражнениями и соответствующим занимательным материалом, чётки из бусинок для формирования размеренного темпа речи и развития моторной координации, дидактические игры, дыхательные тренажеры.


Центр моторного развития. Трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, ниткография. Пособие с откручивающимися крышками «Мухомор», «Весёлый поросёнок» и «Трудолюбивая гусеница» (связанные мною ). «Трудолюбивая гусеница» — это плетение косичек, цветы на пуговицах, кармашек на кнопках, завязывание банта и т.д ., многофункциональные крышки и многое другое.

Центр зрительного восприятия.
Глядя на звёзды, облако и солнце, дети с удовольствием выполняют гимнастику для глаз. Упражнения помогают управлять движениями глаз, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия. Я считаю такое пособие необходимым и очень полезным.

Центр
речевого дыхания представлен картотекой дыхательных упражнений, разнообразием вертушек, «ветродуйчиков», пособием «Прожорливые фрукты», мыльными пузырями, осенними листьями, снежинками, колокольчиками, ёлочкой и многими лёгкими предметами (по временам года).


Центр релаксации
. В нём и мягкие игрушки, пальчиковые игры, «Сухой бассейн» с разными наполнителями. Применение бассейна многофункционально. Он способствует не только развитию речи, но и стабилизации эмоционального состояния детей. Игрушка Нюша, которую очень любят дети. Она часто исполняет роль подушки, которую можно прижать к себе и согреться душой.





Информационный центр
находится в раздевалке логопедической группы. Оборудован папкой-раскладушкой, стендом «Советы родителям от Мудрой совы», в котором располагается сменная информация по различным видам нарушений речи, занимательными упражнениями и другими необходимыми рекомендациями логопеда, раздаточным материалом.
Центр методического сопровождения
представлен справочной и методической литературой, учебно-методическими планами по разделам коррекции и развития речи и пособиями, необходимыми для коррекционного процесса.



Для поддержания интереса у детей и чтобы не было переизбытка наглядности, пособия сменяют друг друга в определённое время года. Например, «Окно в природу»: осенью – крепим разноцветные листья, тучи, «дождь»; зимой – снежинки, снеговик, ёлка; весной – перелётные птицы, дерево с набухшими почками, солнышко «улыбается». Пособие «Волшебный зонт» для развития дыхания тоже меняется. Такой необычный календарь развивает у детей внимание, они замечают интересные и типичные явления природы зимой, весной, летом и осенью.

Детям нравится мой кабинет. В нём по-домашнему уютно, всегда царит доброжелательная атмосфера. Это успокаивает ребёнка, влияет положительно на его нервную систему.

Всё предметное содержание отображено в паспорте логопедического кабинета. Это фотоальбом с “магнитными” страницами, где классифицирована вся информация о назначении и оснащённости рабочего кабинета. Имеется путеводитель по кабинету, в котором цвет круга соответствует разным направлениям коррекционной работы. Что значительно облегчает поиск необходимого учебного или методического материалов.
Мой опыт свидетельствует, что в результате использования ресурсов описанной коррекционно-развивающей среды логопедического кабинета, значительно повышается интерес детей к коррекционным занятиям. Среда помогает в преодолении общего недоразвития речи, способствует развитию пространственных представлений и зрительно-предметного гнозиса, развивает познавательный интерес, повышает речевую активность, способствует обучению детей элементам грамоты; развитию лексико-грамматического строя и связной речи, психических функций.

учитель-логопед МДОУ «Д/с комбинированного вида № 35 «Алёнушка-1»,

г. Ершова Саратовской области, Россия.

Представление

предметно–развивающей среды логопедического кабинета

Я учитель – логопед,

У меня есть кабинет.

Но я ларцом его зову, и объясню вам почему.

Да, да не удивляйтесь, ведь слово «кабинет» было заимствовано в начале 18 века из немецкого языка, в который оно попало из французского, и означало, «ларец с выдвижными ящиками». Итак, кабинет и ларец означают одно и то же. Интересно? Интересно.

Тайны правильной речи

Постигают здесь дети,

Чтобы легче было им жить на этой планете.

Поделюсь секретами своего «ларца».

И открою вам я

Тайну до конца.

«Ларец» ключом я открываю,

В свой кабинет вас приглашаю.

Как заходишь сразу взгляд

Падает на «Буквоград».

В буквограде том живут,

Свои буквы стерегут,

Принцесса согласных –Согласа,

Ну а гласных –Гласа.

Буквы в замки поселяя,

Дети их не забывают.

Касса букв есть у нас,

Дети думают, читают,

Ведь скоро детям в первый класс.

В учебной зоне - мольберт магнитный.

Удобно буквы прикреплять,

Он не простой у нас, мобильный,

Его легко передвигать.

Чтоб легче проходило усвоенье матерьяла,

С детьми все время в кабинете я играла.

Пособие «Гусеница» многофункционально,

Для развития сенсорики и мелкой моторики

Оно подходит идеально.

Определить позицию звука,

Для ребенка такая скука,

Когда такое пособие им предлагаю,

Процесс понимания я ускоряю.

Ведь игровая форма, как известно,

Ребенку без сомненья интересна.

Пособий в кабинете всех не счесть,

Даже «чудо – дерево» здесь есть.

Ни листочки на нем,

Ни цветочки на нем,

А картинки на темы лексические,

Красочные и эстетичные.

Для зрительного восприятия

Детям с ОНР обязательны.

Ребята не только тему запоминают,

Но и разные рассказы по ним составляют.

Есть в «ларце» моем «хозяйка»,

Молодчинка и всезнайка,

Умненькая черепашка,

Дети дали имя Даша.

Даша деток развлекает,

Мелкую моторику им развивает:

Бусинки, крючочки,

Липучки и замочки.

Если станет трудно с языком управиться,

И здесь наша Даша ребятам понравится,

Подвижность ее языка удивляет,

Уклады детям она разъясняет.

Площадь логопедического кабинета, позволяет использовать только многофункциональные пособия, как в качестве оформления кабинета, так и в качестве наглядного материала, Мой «ларец» разбит на центры,

Остановимся на них.

(центр наглядно –дидактических пособий)

В своей работе я постоянно использую наглядность. Предлагаю детям достаточно большое и разнообразное количество наглядного материала. Все это помогает вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями.

Представляю центр индивидуальной работы слайд . Он включает в себя Блок звукопроизношения слайд

Хочу обратить ваше внимание на то, что здесь используются зеркала, настенные и настольные. Глядя в них, дети следят за своим языком, выполняя разные артикуляционные упражнения. А моим основным помощником является большая картотека артикуляционных упражнений, которая компактно поместилась в мобильных кармашках. Чтобы на индивидуальных занятиях моим ребятишкам не было скучно, было подобрано большое количество разнообразного речевого материал для постановки и автоматизации звуков. Это различные картотеки с чистоговорками в картинках и пиктограммах, стихи на лексические темы, игры на формирование звукопроизношения. Имеется необходимая литература, которая позволяет сделать процесс автоматизации и дифференциации звуков наиболее разнообразным и увлекательным.

Блок лексико –грамматических категорий включает в себя

Дидактические пособия, игры, альбомы.

слайд

Именно такой материал помогает в непринужденной форме развивать лексико –грамматический строй ребенка.

В Блоке развития связной речи занимательные сюжетные картинки, кубики, помогают детям составить рассказ, сказку, придумать интересный случай. А вот с помощью пальчикового и настольного театров Дети попадают в мир волшебной сказки, где учатся овладевать развернутыми высказываниями.

В Блоке обучения грамоте живут разнообразные

Игры и пособия, которые помогают сделать процесс обучения чтению очень увлекательным.

Следующий Блок лексики

С тщательным подбором картинного материал я использую для процесса овладения обобщающими понятиями, активизации словаря

А наборы разрезных картинок помогут усвоить не только лексическую тему но и развить логическое мышление.

В Центре развития фонематических процессов

Имеется большая подборка картотек: речевого материала

Картотека с изображением артикуляционных укладов, игр для развития фонематического восприятия. Звуковых пеналов, сигналов, линеек. Именно они помогут ребенку в развитии фонематического восприятия, слуха, Различные музыкальные инструменты, бубны, погремушки, колокольчики, развивающие слуховое внимание.

Центр развития мелкой моторики играет важную роль в успешном обучении письму

Для этого есть разные игрушки, игры, шнуровки, помогающие пальцам быть ловкими, быстрыми, Есть и тактильные планшетки «ощутинки» помогающие запоминать ощущения прикосновения к различным поверхностям.

Скорректировать и восполнить ослабленную функцию руки – помогают Трафареты подобранные по лексическим темам,- Кнопочная мозаика. -Контуры для раскрашивания. И др.

Переходим в Информационно – методический центр

Здесь собрана методическая и справочная литература, пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса, диагностический инструментарий для обследования детей, необходимые коррекционные программы и др.

Для успешной коррекционной работы

я руководствуюсь: паспортом кабинета, удостоверяющим содержание, документами нормативно – правовой базы и многим другим, все это я храню в центре хранения документации.

Я горжусь своим рабочим местом и своим кабинетом –ларцом . В век информационных технологий использую в работе компьютер, при помощи него создаю презентаций для занятий, для того чтобы картинки на экране монитора или мультимедиа «оживали».Тем самым вызываю у детей неподдельный интерес. Компьютер Позволяет подготовить не только презентации для детей, но и консультации для радетелей и педагогов

Свой ларец я закрываю,

До свиданья говорю,

Коль секрет вам интересен,

Приходите в гости. Жду.

Выступление

«Предметно – развивающая среда логопедического кабинета ДОУ»

г.Зима

2012г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Выступление

«Организация логопедической работы с применением федеральных государственных требований»

Составил: учитель-логопед Буток Е.Н.

г.Зима

2012г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 16»

Выступление

«Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада»

Составил: учитель-логопед Буток Е.Н.

г.Зима

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

Оснащение кабинета учителя-логопеда

Цель: реализация индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет разделён на несколько рабочих центров:

Сенсорномоторный центр.

"Школа для дошколят"

Цели:

Активизация речевой деятельности;

Развивать правильное речевое дыхание, интонационную выразительность речи.Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудоч­ки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Предметные картинки с изображениями зверей и птиц.

4. Предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

5. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображе­ниями предметов по всем лексическим темам.

6. Настольно-печатные игры для развития зрительного вос­приятия и профилактики нарушений письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?», «Уз­най по деталям»).

7. «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными и пласти­ковыми игрушками.

8. Плоскостные изображения предметов и объектов для об­водки по изучаемым лексическим темам.

9. Разрезные картинки и пазлы по изучаемым темам.

10.Кубики с картинками по темам.

11. Массажные мячики разных цветов и размеров.

12. Мяч среднего размера, малые мячи разных цветов.

13 Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки.

14. Мелкие и средние бусы разных цветов и леска для их нанизывания.

Город букв.

· Звуковые линейки;

· Азбука в картинках;

· Звуки-символы;

· Схемы для определения позиции звука в слове;

· Картинный материал (подборка на каждый звук родного языка по принципу: звук в начале слова, в середине слова, в

· конце слова);

· Магнитная доска, комплект цветных магнитов.

· Настенная доска

Центр речевого и креативного развития.

Цели:

1. Вырабатывать правильные артикуляционные уклады речи.

2. Обогащать и активизировать словарный запас дошкольников;

3. Сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукового анализа и синтеза.

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. 2-стульчика для занятий у зеркала.

4.. Соски, шпатели, вата, ватные палочки.

5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перыш­ки, сухие листочки и лепестки цветов и т.п.).

6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциа­ции свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова,

7. Словосочетания, пред­ложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).

8Логопедический альбом для обследования звукопроизно­шения.

9. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

10. «Мой букварь»

11. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

12. «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.

13. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по изу­чаемым темам.

14. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, раз­нообразный счетный материал.

15. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложе­ниях, текстах.

16. Настольно-печатные дидактические игры для формирова­ния и совершенствования грамматического строя речи.

17. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики для оп­ределения места звука в слове, пластиковые круги квадра­ты разных цветов).

18. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы для анализа и синтеза предложений.

19. Разрезной и магнитный алфавит.

20. Алфавит на кубиках.

21. Наборы игрушек для инсценировки сказок.

30. Настольно-печатные игры для совершенствования навы­ков языкового анализа и синтеза.

Центр сказкотерапии.

Сказкотерапия это:
1.процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире о системе взаимоотношений в нём;
2.процесс переноса сказочных символов в реальность;
3.созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;
4. терапия средой, особой сказочной обстановкой;
5.выявление и развитие творческих способностей;
6.снижение уровня тревожности и агрессивности;
7.развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;
8.развитие умения преодолевать трудности и страхи;
9.формирование навыков адекватного выражения эмоций;
10.укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог";
Задачи развития речи детей решаются с помощью:
- пересказывания сказок; рассказывания сказок от третьего лица; группового рассказывания сказок; рассказывания сказок по кругу, сочинения сказок.

· Игрушки

· Игрушки для кукольного театра

· Атрибуты для игр

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ «ОЩУТИНКИ».

Цели:

1. Стимуляция ослабленных сенсорных функций;

2. Создать среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.

3. Создание положительного эмоционального настроя.

· Трафареты

· Шнуровка

· Мешочки с крупой

· Мячики массажные

· Воздушные шарики

· Мыльные пузыри

· Игры на развития речевого дыхания

· Коврики с нашитыми пуговицами.

ИГРОВОЙ ЦЕНТР.

Цели:

1. Сделать непосредственно образовательную деятельность интересной игрой;

2. Формировать положительное отношение к совместной игровой деятельности.

· Шарики разных цветов

· Игрушки

ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИЙ « МУДРЫЕ КУБИКИ»

ВЕРТИСЬ, КРУТИСЬ,
НА БОЧОК ЛОЖИСЬ!

· Куб – звуковой . Цель: развивать фонематический слух, выделять звук на фоне слова, придумывать слова на заданный звук, определять позицию звука в слове.

· Куб – предлоги. Цель: И спользовать в речи предлоги, составлять с ними предложения.

· Куб «Выбери игру» Цель: Развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику, координацию.

Картотека материалов

Учебно-методические пособия и комплекты для диагностики

Познавательной деятельности

1. .Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280с.

Диагностический материал для обследования всех компонентов языка: фонетики; лексики; грамматики; связной речи.

1. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 280с.

2. В.В Коноваленко С.В Коноваленко «Экспресс – обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста»

Коррекция познавательной деятельности

Коррекция речи

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметные картинки по темам (игрушки, посуда, мебель, одежда, транспорт, овощи, фрукты и т.д.);

Сюжетные картинки: (простой сюжет с одним действующим лицом; многоплановые сюжетные картинки; серии из 3 – 4 картинок, объединенных общим сюжетом; юмористические картинки; пейзажные картинки);

Серии картин («Дикие животные», «Домашние животные», «Мы играем», «Детям о профессиях» и т.п.);

Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный игровой опыт детей;

Иллюстрации разных времен года и частей суток;

Различные виды театров (настольные, пальчиковые, бибабо);

Детские книги;

Сенсорное развитие

Разноцветные флажки, ленточки, мячи, шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки;

Коробки форм (разного вида);

Разнообразные матрешки;

Пирамидки и разного размера и разной конструкции и цвета;

Игрушки сюжетные: кошечка, зайчик, медвежонок, лошадка и т.д.;

Различные музыкальные инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, пианино, барабан и т.д.;

Набор муляжей овощей, фруктов, грибов;

Корзины разной величины, мисочки, кувшины, бутылки, банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек;

Лото-вкладки;

Коробки-вкладыши разных размеров;

Трафареты;

Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и т.д.);

Мелкие игрушки животных и их детенышей;

Наборы сыпучих материалов (горох, чечевица, речной песок, крупа и т.д.);

настольно-печатные игры.

Формирование грамматического строя речи

Пособия на все падежные формы существительных единственного и множественного числа;

Пособия на все предложные конструкции;

Пособия на все согласования

Пособия для формирования фразы

Формирование лексической стороны реч и

Предметные картинки по темам: овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, профессии, посуда, транспорт, водный мир .

Пособия для формирования навыков словообразования: суффиксальное, перфиксальное, относительные и притяжательные прилагательные, однокоренные слова.

Предметные картинки на подбор антонимов.

Картинки для расширения глагольного словаря.

Формирование фонематического восприятия и звукового анализа

Символы звуков,

Сигнальные кружки на дифференциацию звуков,

Схемы на звуко-слоговой анализ слов;

Предметные картинки на дифференциацию звуков,

Пособия для определения позиции звука в слова,

Тексты на дифференциацию звуков.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи

Артикуляционные упражнения;

Набор пособий для работы над речевым дыханием;

Предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы;

Альбомы на автоматизацию поставленных звуков;

Игры на автоматизацию поставленных звуков;

Пособия для формирования слоговой структуры слова;

Тексты на автоматизацию поставленных звуков4

Обучение Грамоте

Магнитная азбука

Схемы анализа предложений;

Наборы предметных картинок для деления слов на слоги.

Совершенствование навыков связной речи

Серии сюжетных картинок, сюжетные картинки, наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов, наборы текстов для пересказов и пособия, облегчающие этот процесс.

Формирование мышления, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком и т.д.;

Сюжетные игрушки;

Наборы игрушек, имитирующих орудия труда: молоток, гаечный ключ, отвертка;

Заводные игрушки (машинки, игрушки-забавы: курочка, лягушка и др.);

Деревянные, картонные домики, деревья, елки и т.д.;

Тазы, кувшины, банки;

Пластмассовые игрушки (шарики, уточки, рыбки);

Тележки, машины;

Наборы для экспериментально-опытнической деятельности;

Сюжетные и предметные иллюстрации;

Настольно-печатные игры

настольные конструкторы и схемы образцов построек.

Развитие мелкой моторики

Массажные шарики, колечки;

Пособия с разными видами застежек;

Шнуровки;

Семена, крупа, горох и т.д.;

Мозаики;

Пластилин, дощечки;

Картинки для штриховок;

Книги-раскраски.

Игра «Сделай так же»

Игра «Сложи из спичек»

Подборка дидактического материала на каждую лексическую тему

Осень. Грибы. Деревья. Осень. Сюжетные картинки: «Осень», «Уборка урожая», «Идут дожди», «Как животные готовятся к зиме», «Какие бывают растения», «Зреет рожь», « Золотая осень

Грибы. .Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Лесная полянка с грибами», «Корзинка с грибами и ягодами». Схема для описания грибов. Серия сюжетных картинок «За грибами».

Деревья. .Предметные картинки по теме.

Детский сад. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Профессии работников детского сада», «В группе новенькая», «Путь открыт», «Дождь», «Дружно играем», «Чебурашка», «Катюша», «Машенька». Серия сюжетных картинок к стихотворению «Что мы делали в детском саду».

Овощи. Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка «Огород», «Корзинка с овощами». Пересказ рассказа «Наш огород» (с опорой на предметные картинки). Разучивание стихотворений: « Хозяйка однажды с базара пришла», «Наш огород» (с опорой на предметные картинки). Магнитный театр «Репка». Игра: «Слоговой анализ по теме «Овощи». Счетный материал по теме «Овощи». Схема для составления описательного рассказа.

Фрукты. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: « Всем по яблоку», «Уборка яблок и груш», «Сад», «Корзинка с фруктами». Схема для составления описательного рассказа. Стихотворение «Прекрасен наш осенний сад», предметные картинки для разучивания стихотворения. Счетный материал: малина, яблоки, груша, арбуз, вишня.

Домашние животные. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Поим телят», «Друзья», «Прогулка с собакой», «Кошка и воробей», «Собака, щенок и ворона», «На ферме». Серия сюжетных картинок: «Как мышка перехитрила кошку», «Купили щенка», «Три щенка». Картинки для составления сравнительных рассказов: «Коза и свинья», «Лошадь и осел», «Корова и овца», «Лошадь и коза». Игра «Найди маму». Шапочки-маски «Котята» (5шт). Картинки для индивидуальной работы: Чей хвост, чья голова. Кто где живет. Чья мама, чьи детки. Профессии.

Дикие животные. Предметные картинки по теме. Картинки для составления предложений из 3-4 слов. Сюжетные картинки: «Лиса и лисята», «Бельчата», «Какие бывают животные», «В живом уголке», «Кто, где живет». Серия сюжетных картинок: «Лиса и волк», «Гости пришли», «Компот», «Барсучий нос», «Спасение зайца». Схема для составления описательного рассказа.

Игра «Найди свою маму».

Настольный театр «Колобок».

Одежда. Обувь. Головные уборы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Как делают шерстяные вещи», «Как в поле рубашка выросла». Составление предложений по картинкам. Схема для составления описательного рассказа. Игры «Матрешки», «Одень куклу».

Зима. Зимующие птицы. Сюжетные картинки: «Заяц на лежке», «Семья белых медведей», «Белки спасаются от куницы», «Лоси в зимнем лесу», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных», «Волчья стая зимой», «Первый снег», «Зимний день. Схема для составления описательного рассказа.

Зимующие птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Помощь зимующим птицам», «Кормушка для птиц», «Птицы у кормушки».

Литература:

Мебель. Посуда. Продукты питания. Мебель. Предметные картинки: Сюжетные картинки: «Мебель кухни, коридора», «Мебель в квартире»,«Современная техника в доме»Схема для составления описательного рассказа.

Предметные картинки по теме.

Новый год.

1.Сюжетные картинки. «В мастерской деда Мороза», «Хоровод».

2.Серия сюжетных картинок. «Украшаем елку».

Зимние развлечения. Предметные картинки по теме. Сюжетная картинка: «Саша и снеговик». Игра «Что забыл нарисовать художник?» Серия сюжетных картинок «Каток».

Тело. Предметные картинки по теме. Картинки для составления предложений. Сюжетные картинки: «Гимнастика», «В бассейне», «Лыжная прогулка»,

Литература:

К. Чуковский. «Мойдодыр»

Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Предметные картинки по теме. Составление предложений по картинкам: «Кто чем управляет», «Машины в гараже», « Машины на дороге». Рассказы по картинкам: «На стоянке», «Мост», «На улице большого города», «Автовокзал», « На автомобильном заводе», «Кто, чем управляет». Серия сюжетных картинок: «У трамвайного окна», «В гости к белому медведю», «В автобусе». Игры: « В чем ошибся художник», «Найди одинаковые корабли».

Литература:

В. Маяковский. « Кем быть».

Животные жарких стран. Предметные картинки по теме. Тексты для пересказа: « Черепаха», «Верблюд», «Кенгуру». Игры: «Кто где живет», «Живой мир планеты». Сюжетные картинки: «Африканские животные», « Птицы тропического леса». Схема для составления описательного рассказа «Животные жарких стран».

Животные морей и океанов. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «На рыбалке», «Аквариум», «Большой улов», «Океан, море. Пресноводный водоем». Серия сюжетных картинок «Рыболов». Схема для составления описательного рассказа «Рыбы». Картинки для составления сравнительных рассказов.

Семья. 8 Марта. Женские профессии. Предметные картинки по теме. Картинки для составления предложений. Сюжетные картинки «Семья вечером», «Брат и сестра», «Побежали».

8 Марта. Женские профессии. Картинки для составления предложений по теме. Схема описания профессий. Сюжетные картинки: «Лучший подарок маме», «Цветы для мамы». Серия сюжетных картинок. «Дети готовят маме подарки».

Литература:

С. Михалков. «А что у вас».

Дом. Строительные профессии. Дом. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Магазин», «Театр», « Школа», « Цирк», «Стадион», «Театр» и др.

Строительные профессии. Предметные картинки по теме. Набор парных картинок «Кому, что нужно для работы». Сюжетные картинки. «На строительстве большого дома», «На строительстве школы». Кубики «Одноэтажные и многоэтажные дома». Дидактическая игра «Танграм».

Наша Родина – Россия Сюжетные картинки: «Красная площадь», «На улице большого города». «Москва – река», «В парке».

Домашние птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «За обедом», «Пасем гусей», «Кормим цыплят». Схема для составления описательного рассказа. Серия сюжетных картинок. «Колосок», «Наседка».

Весна. Перелетные птицы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «Ранняя весна», «Лесник спасает зайцев», «Медведь весной», «Весенние работы». Серия сюжетных картинок. «Весенние приметы», «Кто в дупле живет», «Бобровый пруд», «Ледоход», «Посадка деревьев».

День Победы. Защитники Отечества. День Победы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «У вечного огня», «На параде», «В Брестской крепости», «У вечного огня». Серия сюжетных картинок. «Спасение летчика». Беседы с детьми. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1982г. Тексты для пересказа. Журнал «Дошкольное воспитание», №5, 1982г.

Защитники Отечества. Сюжетная картинка «На побывку». Серия сюжетных картинок «На заставе».

Школа. Цветы. Насекомые. Школа. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки. «В библиотеке», «Новая школа», «В классе», «Дежурная». Серия сюжетных картинок. «Первый раз в первый класс», «В библиотеке». Картинки для составления предложений.

Цветы. Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки: «Клумба», «Составь букет из садовых и полевых цветов». Игра «Цветы садовые и полевые».

Насекомые Предметные картинки по теме. Сюжетные картинки «Кто тут спрятался», «Кто поможет человеку».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!