Женский журнал Ladyblue

Нанайцы и их культура. Традиционная одежда нанайцев Национальный костюм нанайцев рисунок

У всех народов Приамурья одежда казалась очень похожей, особенно на первый взгляд. Мужчины, женщины, дети в праздники и в будни носили халаты из хлопчатобумажной ткани покроя кимоно, с длинными рукавами, широкой левой полой и застежкой на правом боку. Обычно сверху носили халат на подкладке или зимой на вате, а под ним - другой халат, нижний, из ткани без подкладки короче верхнего. Зимой, выходя на улицу, иногда надевали сразу два-три халата. Халаты для молодых женщин шили из однотонных более ярких тканей (голубые, зеленые, синие, желтые), для пожилых женщин и мужчин - из тканей темных тонов. Женские халаты были несколько длиннее мужских (цв. ил. 43). Повседневные халаты реже украшали вышивкой или аппликацией, чем праздничные; халаты для молодых мужчин и женщин больше украшали орнаментами, чем для пожилых. Зимние халаты шили из шерстяных или хлопчатобумажных тканей, но на меху (бараньем, лисьем), или из различных мехов - "меховой мозаики" (цв. ил. 44).

Одежду для охотников и рыбаков делали почти исключительно из различных шкур, кож, ровдуги, хотя некоторые предметы 6 этих комплектах одежды были из тканей. Иногда праздничные женские халаты также шили из ровдуги, украшая их чрезвычайно обильно различными отделками. И для повседневного употребления (рабочие халаты), и как праздничные одежды, особенно женские, шили халаты из рыбьей кожи. В XIX - начале XX века наибольшее распространение имели все же тканевые халаты. Путешественники отмечали, что халаты из рыбьей кожи носили в обычное время наиболее бедные члены общества. Их надевали на рыбалку, во время различных работ. Но в праздники женщины надевали богато орнаментированные халаты именно из рыбьей кожи или из шелка.

Под халатом народы Амура носили штаны с ноговицами (цв. ил. 45), нагрудники (в основном женщины: в начале XX века почти исчезли мужские нагрудники). Штаны были короткими, поэтому их непременно дополняли ноговицами, которые могли быть короткими (у женщин) или длинными, из ткани на подкладке или на вате (рис. 134). Мужские ноговицы, особенно для рыбалки или охоты, делали из шкур, ровдуги, рыбьей кожи; женщины надевали ноговицы из рыбьей кожи, когда ходили зимой в тайгу за дровами. Штаны такие шили из рыбьей кожи, мужские - из ровдуги, но уже в начале XX века эти материалы стали все больше вытесняться тканями. Концы рукавов халатов в прошлом обматывали нарукавниками (полоской ткани); праздничные нарукавники украшались вышивкой (цв. ил. 46).

Не только халаты, но и нижняя одежда обычно орнаментировалась, особенно женская. Ноговицы, нагрудники, чулки, обувь в большинстве случаев также украшались различными способами.

Существовали издавна сложившиеся традиции украшения тканевых халатов. Декоративно отделывали их определенные части: подол, концы рукавов, края левой полы, вокруг ворота (рис. 135). Поверх тканевой основы пришивали дополнительно тканевые полосы иных, более контрастных цветов, чем ткань халата, обычно на цветной халат пришивали черные отделочные полосы (цв. ил. 47). Они играли не только декоративную роль, но и делали халаты более прочными (цв. ил. 48). Эти полосы орнаментировали вышивкой, аппликацией, на них прикрепляли металлические (бронзовые, медные) украшения различных форм и т. п. Иногда на низ нанайского халата пришивали не одну, а две-три дополнительные полосы различных цветов, и каждую либо вышивали, либо пришивали на них в один ряд белые мелкие пуговицы или металлические подвески (последние в зависимости от формы назывались "соболья лапка", "след белки", "крестик" и т. п.). Нивхи и ульчи чаще всего украшали нижние полосы халата именно металлическими подвесками, пришитыми в один ряд; только на праздничных женских халатах они делали вышивку, да и то не на всех (рис. 136).

У нанайцев, живущих в разных районах, халаты отличались такими деталями, как ширина и цвет дополнительных полос на подоле, расположение орнамента на них, высота расположения металлических подвесок над краем подола и т. п. Рядом с дополнительными полосами пришивали узкие канты из тканей разных цветов. Этот элемент отделки халатов имел в глазах жителей Приамурья важное значение; чем больше было таких кантов, чем они были уже, чем красивее было их цветовое сочетание, тем выше считалось мастерство исполнителя. Более всего кантов пришивали к концам рукавов, к верхней части борта левой полы, вокруг ворота. В последние годы для отделки халатов стали широко использовать разноцветную узкую тесьму промышленного производства. Кроме того, многие ульчи, нанайцы нашивают на ткань к краям отделочных полос узкие кружева, которые они вяжут из белых или черных ниток (рис. 137).

Следует особо подчеркнуть, что в целом халаты у народов Приамурья несмотря на их яркость и кажущуюся пестроту были сделаны с большим вкусом все цвета гармонично сочетались. Если халат шили из желтой или ярко-голубой ткани, его обычно окаймляли черными отделочными полосами, кантами приглушенных тонов, а цвет вышивок или аппликаций на отделочных полосах непременно гармонировал с основной тканью.

Нанайцы некоторых селении отличались своим пристрастием к особенно яркой одежде. Они пришивали широкие разноцветные полосы по нижнему краю халатов и на концы рукавов. Повседневные халаты мужчин, особенно стариков, часто не вышивали вовсе. Если же вышивали, то только на полосе пришитой по краю в верхней части левой полы, иногда на концах рукавов. У женских халатов орнаментировали полосы, пришитые и к верхней части края левой полы, и к нижней, а также и вокруг ворота, и на концах рукавов. Нанайцы в отличие от ульчей и нивхов и по краю левой полы пришивали иногда не одну, а две или даже три дополнительные полосы ткани с украшениями. Как правило, орнаменты на разных участках одного халата были разные. Женщины обычно сами шили и вышивали себе повседневные халаты. Праздничные же, а особенно свадебные халаты многие женщины заказывали своим односельчанам или родственникам-мастерицам. Халаты эти орнаментировали сложными узорами-композициями, выполненными различными швами, которыми владели далеко не все (цв. ил. 49).

Обычно халат можно было сшить за один день, но украшали его очень долго. Вышивать более всего приходилось зимой, когда основные хозяйственные работы были закончены, запасы пищи сделаны, а мужчины уходили в тайгу. Полосы, на которых вышивали орнамент, мастерица хранила в сумке для рукоделия. Она заранее прикидывала, какие подойдут цвета отделочных полос к основной ткани халата, какие нужны нитки для вышивки и аппликации, - все это должно было гармонировать между собой.

Узор наносили на ткань с помощью трафарета из тонкой бересты или рыбьей кожи. Контуры узора обводили костяной острой палочкой и затем вышивали. Для вышивки пользовались покупными шелковыми нитками. Вышивали самыми разными способами. Стебельчатым швом часто обозначали контуры рисунка, который заполняли затем внутри вышитыми неплотной гладью цветами и листьями. Вышивали также старинным тамбурным швом, а также швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ. По темной отделочной полосе (черной, бордо и др.) часто вышивали узор, состоящий из отдельных стежков - непрерывных или по три стежка с перерывом. В современных вышивках сочетаются традиционные швы с русским и болгарским крестиком.

Мужские халаты обычно орнаментировали меньше, чем женские. Особенно украшали только верхние края мужских ноговиц, пояса (особенно у нанайцев), охотничьи шапочки, шлемы, надевавшиеся под шапки, охотничьи передники; при выходе на промысел охотники-нанайцы были одеты особенно нарядно.

Своеобразно отделывали свадебные халаты из ткани. Обычно такие халаты имели полы, равные по ширине. Вдоль краев полы шла широкая орнаментальная полоса, внизу переходившая в окаймление подола. Эта полоса украшалась вышивкой тамбуром и аппликацией. Вся спинка сплошь была заполнена орнаментированными полосами. Снизу до пояса обычно помещали две одинаковые короткие широкие полосы из светлой ткани; на них чаще всего вышивали один и тот же узор - дерево с птицами на ветвях (цв. ил. 50). С двух сторон под деревом вышивали животное (например, оленя). Верхняя часть спинки свадебного халата обычно состояла из горизонтальных полос, пришитых вплотную, одна к другой, каждая полоса была вышита своим, особенным амурским криволинейным орнаментом (волнистые линии, ряды завитков с вплетенными в них стилизованными птицами, бабочками, рыбками и т. п.). Спинку (и деревья в нижней части халата, и горизонтальные полосы в верхней) вышивали обычно гладью по настилу: под гладь подкладывали настил: приклеивали вырезанный из рыбьей кожи (или бумаги) элемент орнамента шириной 1-2 мм и менее. Несколько элементов составляли узор. Каждый настил вплотную зашивали шелковыми тонкими нитками. Очень характерным было цветовое решение: через каждые 1 1 / 2 -2 см меняли цвет ниток, таким образом одна линия узора в цветовом отношении все время прерывалась, менялась: за желтым цветом следовал либо зеленый, либо иные цвета - розовый, синий и т. п. Вышивали также гладью по двойному и тройному настилу: две или три полоски настила приклеивали рядом, но с небольшим зазором между ними, - гладь получалась двойной или тройной.

Широкое распространение у удэгейцев имела вышивка по очень узкому (0,5 мм) однорядному настилу. В прошлом ульчи, негидальцы, низовые нанайцы по ткани и ровдуге вышивали белым подшейным волосом оленя в комбинации с разноцветным шелком. Так украшали ровдужные халаты, праздничную обувь, нагрудники амурского типа, мужские передники и т. п. Мастериц, владеющих техникой вышивки оленьим волосом, было мало, и выполненные ими предметы высоко ценились.

Чрезвычайно разнообразны были способы украшений ровдужных праздничных женских халатов у негидальцев, ульчей. Полы и спинку отделывали вышивкой, аппликацией из тончайшей сазаньей кожи, вышивали оленьим волосом и шелком по самой основе халата. Низ подола, концы рукавов, поперечную полосу на талии отделывали выдровой опушкой. На подол повыше опушки пришивали разноцветные орнаментальные полосы, сделанные из окрашенной в разные цвета рыбьей кожи, полоски коричневых и белых оленьих и собачьих камусов с вшитыми в мех шелковыми красными и синими кисточками.

Халаты из рыбьей кожи в зависимости от назначения делали из разных материалов: из кожи кеты, горбуши шили рабочие мужские и женские халаты без всяких украшений, из кожи сазана, сома шили тонкие, белые, богато украшенные, праздничные. Их украшали аппликацией: узоры, вырезанные из рыбьей кожи, наклеивали и нашивали на основу тончайшими швами, мелкими стежками. Узоры окрашивали в синий (реже - в красный, желтый) цвет, пришивали на спинку (тут создавали из них своеобразные композиции). Нанайцы, ульчи покрывали орнаментированными узорами всю спинку, от низа до верха. Небольшие орнаментальные полосы помещали также по всему низу подола, вокруг ворота, на верхней части левой полы, в верхней и нижней частях рукавов (рис. 138, 139; цв. ил. 51).

Техника аппликации на Амуре - одна из древнейших. Ее широко применяли не только при отделке тканевых и ровдужных халатов, но и при украшении других предметов. При отделке халатов аппликацией ткань, из которой вырезали узор, с изнанки подкрахмаливали, с изнанки же приклеивали трафарет (берестяной или из рыбьей кожи) и, с силой "проглаживая" ткань с помощью костяного "утюжка", "переводили" этот узор на лицевую сторону. Затем узор вырезали и наклеивали рыбьим клеем на основу, в определенное место. Края аппликации заделывали разными способами. У всех амурских народов в прошлом был широко распространен способ обметки края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску рыбьей кожи, затем ее обметывали тонким шелком стежками вплотную так, что образовывался по краю аппликации плотный тонкий круглый валик (между стежками полоска из рыбьей кожи - тот же настил - не была видна). Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри стебельчатого контура - сиулэмэ, - либо более простым швом, так называемым "через край", швом с "зубчиками".

Большим разнообразием отличались головные уборы, особенно женские.

Летом некоторые нанайцы, ульчи носили берестяные шляпы. Вырезали круг из бересты, на нем делали радиальный разрез и сворачивали по этому разрезу низкий конус. По разрезу бересту прошивали нитками, борт шляпы закрепляли, обшивая его корнем, как при изготовлении посуды из этого материала. Снизу к шляпе пришивали узкий (3-4 см) берестяной обруч, завязки, скреплявшиеся под подбородком. Верх шляпы украшали аппликацией из тонких слоев бересты, выкрашенной в черный или красный цвета.

Зимние шапки делали из ткани на вате или на меху либо целиком меховые. И у мужчин, и у женщин они имели одну форму капора, но тем не менее женские шапки сильно отличались от мужских. Женские шапки чаще имели конусообразную форму, тканевые шапки украшали вышивкой или аппликацией.

У нанайцев особенными были шапки для невест. Их шили целиком из ткани, обычно синего цвета, на вате, красиво простегивали, делая при этом амурские завитки. Сзади на шапке делали своеобразный "хвостик" (из той же ткани), загнутый крючком вверх. Спереди шапку украшали нашитыми в виде ромба мелкими белыми пуговицами, а сзади - красными лентами; на макушку пришивали свернутый в узелочек красный шнурок. Ульчи и нивхи шили также свадебные и праздничные женские шапки из меха рыси с торчащими вверх рысьими ушками.

Все народы Нижнего Амура, кроме нивхов, носили маленькие охотничьи шапочки, размером с тюбетейку. Верх шапочки шили из камусов соболя, лисиц, а иногда и из камусов оленя, собак. К нему пришивали орнаментированные полосы ровдуги и выдровую опушку. Верховые нанайцы и удэгейцы к макушке такой шапки пришивали султан - хвост соболя или выдры, а также маленькие орнаментированные ушки. Ульчи и низовые нанайцы с такими шапочками носили отдельно надеваемые наушники.

Под такую шапку надевали шлем из белой ткани, также богато орнаментированный вышивкой или аппликацией. Шлем защищал шею охотника от снега. Летом его надевали для защиты от мошки и комаров. Иногда с этой же целью шлемы носили и женщины, работавшие в тайге или поблизости от нее.

Одним из необходимых предметов одежды были рукавицы. Рукавицы шили из ткани на вате, из ровдуги, из меха, из рыбьей кожи; последние носили чаще как чехол, защищавший от изнашивания рукавицы из других материалов. Женские рукавицы отличались от мужских размерами и формой обшлага: у мужчин они имели раструб и были длинными, у женщин обшлага были короче и имели прямую форму. Тканевые и ровдужные рукавицы орнаментировались вышивкой или аппликацией на тыльной стороне, а также на большом пальце. Обшлага либо орнаментировали отдельно, либо украшали только разноцветными полосками тканей (рис. 140, 141). Меховые рукавицы украшали меховой мозаикой (особенно ульчи, нивхи): вся верхняя сторона рукавицы состояла из кусочков разноцветного меха (белый и коричневый или белый и черный), вырезанных квадратиками или ромбиками и сшитых в виде шахматной доски, Иногда ульчи вырезали из меха элементы криволинейного амурского орнамента, а затем вырезали в основном материале рукавицы такое же отверстие и вшивали на это место узор иного цвета.

Вообще техника меховой мозаики использовалась народами Приамурья довольно широко. Меховую мозаику применяли и при шитье шелковых халатов на меху: подклад делали из разных кусочков меха, сшитых либо шашечками, либо с элементами орнамента. Мех брали с низким ворсом (белка, камусы соболя, собаки и т. п.).

Подобная же техника меховой мозаики применялась и при шитье обуви тунгусского типа. Вообще обувь у народов Приамурья была двух типов: амурского и тунгусского. Обувь амурского типа шили из рыбьей кожи, нерпичьих и сивучьих кож, а нанайцы и удэгейцы также из ровдуги. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи; головки делались разных форм. К верху головки пришивали голенище из другого материала (ткань, рыбья кожа). Обувь тунгусского типа была иной: она имела отдельную подошву, к которой и пришивали голенище. Эту обувь шили из камусов оленей, лосей, изюбров, а также из нерпичьих шкур и ровдуги.

Разные типы обуви украшали по-разному. Передок на головке обуви амурского типа орнаментировали часто так: на нерпичьей коже делали выпуклые амурские завитки. Для этого треугольную вставочку размачивали, наносили на нее узор, затем по линии узора прошивали кожу жильной ниткой так, что сам узор образовывал выпуклый орнамент (кожу насквозь не прокалывали, игла проходила в поверхностных слоях кожи). Иногда на треугольной вставке орнамент вышивали подшейным оленьим волосом. Эти способы украшения обуви были характерны для ульчей и нивхов. Нанайцы и удэгейцы на вставке ровдушной обуви орнамент амурского типа либо вышивали, либо рисовали красками. Обувь тунгусского типа из камусов или ровдуги украшали совершенно иначе. Нанайцы большую часть голенища сострачивали из разноцветных полосок ткани, а самые верхние полоски украшали вышивкой или аппликацией (рис. 142). Такую обувь носили с чулком, сшитым из ткани (на вате) в виде сапожка. Верхний край чулка орнаментировали несколькими полосками ткани с вышивкой; этот край выступал поверх голенища. Иногда верхнюю часть голенища нанайцы и ульчи отделывали меховыми мозаичными полосками с узором шашечками. У ульчей голенище обуви тунгусского типа отличалось от нанайского: лишь узкую тканевую полоску сверху голенища ульчи украшали вышивкой, других тканевых полос тут не пришивали. Ровдужную обувь тунгусского типа ульчи и нанайцы украшали вышивкой на передней части внизу, а также на полосках, пристроченных по краю голенища.

Обувь из рыбьей кожи нивхи и ульчи обычно не украшали, а нанайцы рисовали красками амурские узоры на нижней части и по краю голенищ. Обувь амурского типа носили с коротким меховым чулком.

Хабаровск являлся прифронтовым городом. Праздничные мероприятия. Проект памятной стелы. Памятник партизанам. Праздничный салют. Ленинград. Родина моя. Хабаровчане. Воинское захоронение. Волоколамск. Города воинской славы. Мемориальный барельеф. Все это достойно великого уважения и вечной памяти. Хабаровск – город воинской славы. Статус. Суровый экзамен. Монумент воинам-хабаровчанам. Чёрный тюльпан.

«Животные и растения Хабаровского края» - Орел-беркут. Соболь. Дальневосточная черепаха. Дальневосточный лесной кот. Бурый медведь. Черный аист. Горал. Женьшень. Пегий лунь. Неповторимый край земли Российской. Калуга. Гималайский медведь. Природный мир Хабаровского края. Роза даурская. Лотос Комарова. Рыбный филин. Элеутерококк колючий. Японский журавль. Тис остроконечный. Тигр амурский. Изюбр. Бархат амурский. Красный волк. Рододендрон даурский.

«Викторина о Хабаровском крае» - Кто в настоящее время является губернатором. Эту птицу в народе часто называют нетленной. Карта края. Леса края. Какое растение по дорогам растет. Какую протяженность имеет главная река. Рыбы Амура. Зоосад Дальневосточный. Комсомольская площадь. Кто основал столицу Хабаровского края. Край родной. Старинная нанайская легенда. Река Амур. Города и поселки. Дешифровщик. Какую рыбу называют «царицей Амура».

«Красная книга Хабаровска» - Дальневосточная черепаха. Гипоптеригиум японский. Эпикопея. Ловит рыб и лягушек. Скопа. Рыбный филин. Солонгой. Рябчик Максимовича. Женьшень настоящий. Родиола розовая. Лотос Комарова. Плоды ореха. Действия, которые могут привести к гибели. Бессистемный сбор. Название. Водяной орех плавающий. Способность исцелять от всех болезней. Яйца. Аполлон Фельдера. Венерин башмачок настоящий. Убивает мастерски.

«Район имени Лазо» - Тигрёнок. Площади, покрытые знаменитой уссурийской тайгой. Учёные предполагают. Богатства земли Лазовской. Восхождение на высоту. Забайкальские казаки. Цели краеведческого экскурса. Закат солнца в кедровнике. Заготовка древесины. Гора. Хоровод деревьев. Пиломатериалы-кедровые. Золотодобыча. Мира не узнаешь. Природа. Пещера «прощальная». Район Лазо. Дурминское золото. Сихотэ. Недра района. Хозяин тайги.

«Район имени Лазо Хабаровского края» - Герб района Лазо. Флаг муниципального района. Мухенские источники. Амурский тигр. Душа тигра. Удэгейское село. Пещера «Прощальная». Роскошь и разнообразие. Семь чудес района Лазо. Петроглифы. Достопримечательности района. Таёжный тигр. Туристский потенциал. Организованный туризм. Житель поселка. Люблю и знаю. Чудесный край. Сельское хозяйство. Экзотически окрашенная кошка. Герб. Алексей Павлович Окладников.

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

Традиционная нанайская одежда имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного покроя с правосторонним запахом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. Нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы. Использовались и ткани: шелк и парча для нарядной, праздничной одежды, более простая материя – для повседневного платья.

Нанайский мужской костюм.
Мастерица Р.Г. Баранова

Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья (штаны пэру, рубашка энгэрэгдэ, ноговицы гаро), обуви и головного убора. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды:матерчатый халат без подкладки покто, с подкладкой капчима, зимний халат на ватной подкладке хукту, одинарный халат из рыбьей кожи амири. Мужской повседневный халат был выше колен и не мешал при ходьбе. Летом мужчины иногда вместо халата надевали короткую безрукавку кандял.

Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа талома апу. Изготавливали ее из куска пропаренной бересты. Шляпа на голове крепилась с помощью двух тесемок. Этот головной убор был характерен для всей тихоокеанской культуры. В хорошую погоду мужчины предпочитали ходить с непокрытой головой. Зимой носили меховые шапки элдумэпсэ.

Обувь, сшитая из рыбьей кожи, называется согбома ота, из обработанных шкур животных – нантама ота. Обувь из рыбьей кожи отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из травы наокта. По покрою обувь нанайцев разделялась на два типа – амурскую и тунгусскую. Для амурского типа характерно наличие высокой головки, которая выкраивалась вместе с подошвой и пришивалась к основе обуви. Голенище имело разрез, сдвинутый вправо, что позволяло обернуть его вокруг ноги и сверху обмотать лентой. На Куре, Урми, Горине большее распространение имел тунгусский покрой: голенища шились из трех полос камуса – прямой передней и трапециевидных боковых. Верхняя часть голенища оторачивалась мехом рыси.

Женская повседневная одежда имеет некоторые особенности. Женские халаты длиннее мужских, а штаны были двух типов: для замужних и незамужних женщин. Штаны для незамужних женщин выкраивались вместе с нагрудником, который на поясе стягивался шнурком. Нагрудник закрывал грудь. У замужних женщин нагрудник закрывал только нижнюю часть груди для удобства при кормлении грудных детей.

Праздничная одежда отличается от повседневной качеством выделки и украшениями. Халаты из шелка называются сэурэм тэтуэ, гоксим тэтуэ. Распашной халат ачато с прямым разрезом спереди посередине надевался женихом в день свадьбы и во время больших праздников. Обязательным дополнением праздничной мужской одежды является пояс омол шириной 10-15 сантиметров и длиной 3-4 метра. Им обертывались 2-3 раза и оставляли свободно свешивающиеся орнаментированные концы.

Во время праздников женщины надевали орнаментированные ноговицы и запашные халаты. Их особенностью было наличие пришивного или съемного воротника монгосоко. Пришивные воротнички были стоячими, часто на них имелась опушка из меха колонка или белки. Особый интерес представляет женский свадебный халат сикэ. Он шился из кожи сазана, богато орнаментировался.Верхняя часть спинки халата была покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи. Каждая чешуйка, в свою очередь, орнаментировалась изображениями животных, птиц, земноводных, рыб. Нижняя часть халата отделялась от верхней полосами. На каждой из ее половинок имелось изображение родового дерева. Нанайские женщины украшали себя браслетами сидэри, кольцами хонякан и серьгами хойпо из серебра и меди.

Погребальная одежда почти не отличалась от повседневной. Ее лишь шили специальным швом, «на живую руку», чтобы покойник не мог вернуться в мир живых. Иногда умерших обряжали в свадебную одежду, но халат подпоясывали лентой белого цвета. Обязательной принадлежностью погребального костюма был нагрудник, у женщин в виде трапеции, у мужчин – многоугольника. В центре нагрудника пришивалась бусина, через которую покойник якобы дышал, принимал пищу.

Промысловая одежда отличалась от повседневной. Халат из рыбьей кожи или хорошо выделанной шкуры лося был распашной, правопольный, со скошенным срезом запашной полы, которая застегивалась на боку на три пуговицы. Во время преследования зверя вместо халата надевали короткую куртку из шкуры изюбра. Поверх одежды охотник надевал передник с закругленной нижней стороной. Охотничий головной убор состоял из наушников сиаптун, шлема из белой материи гармасун, концы которого спадают на плечи и спину, прикрывая шею от попадания снега, и шапочки корбочи (порогдан), украшенной хвостом белки, соболя или колонка.

Традиционная одежда нанайцев подразделялась на мужскую, женскую и детскую. Незначительные различия были связаны с ее длиной, наличием и отсутствием боковых разрезов, количеством и характером отделки. Полностью комплексы нанайской традиционной одежды включали плечевую верхнюю и нижнюю (халаты, куртки, рубахи, жилеты, шубы), поясную верхнюю и нижнюю (штаны, ноговицы, передники, юбки), дополнительные элементы (воротники, шарфы, нагрудники, пояса, наушники, нарукавники, рукавицы) головные уборы, обувь. Общее название одежды разнилось, в зависимости от места проживания нанайцев. Так, у среднеамурских нанайцев тэтуэ, у сикачи-алянских - тэту, бикинских - тупу, урмийских -тэдьгэл. Женщина-мать разработала специальный покрой детской одежды, удобной и комфортной. Несмотря на суровые зимы, дети одевались легко, т.к. имели холодовую выносливость.

Традиционную одежду шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Еще до XVII в. у китайцев и маньчжуров, позже у русских в обмен на пушнину приобретали ткани. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние шили одинарными или на подкладке, зимние (тканевые) подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола.

Материал халата - кожа кеты - подчеркивает роль рыболовства в экономике нанайцев. Одежда подобного типа всегда богато украшалась растительным, геометрическим и зооморфным орнаментами. Последний располагался чаще всего на спинной части халата и, согласно представлениям нанайцев, защищал от злых духов, способствовал благополучию и плодородию женщины. Халаты из рыбьей кожи являлись обязательной частью приданого невесты. Зимняя - из ценных мехов - была доступна только женщинам из зажиточных семей. Мужчины, отправляясь в дорогу зимой на нартах, надевали шубы из оленьего меха, а сверху - юбку из нерпичьих шкур. Нижняя одежда мужчин и женщин состояла из коротких штанов (пэру) и ноговиц (горон) из ткани на вате. Мужские длинные ноговицы из камусов лосей и оленей подвязывали ремнями к поясу на талии. Под халат женщины надевали длинные, до колен, нагрудники из ткани или ровдуги с вышивкой в верхней части и металлическими подвесками внизу.

Промысловая одежда охотника: куртка из шкур молодняка крупных животных, летом - халат, безрукавка, передник-фартук и маленькая шапочка с султаном из беличьего хвоста или фигурного узла. Ее надевали на белую тканевую накидку-шлем, закрывавшую голову, шею и плечи. Летнюю промысловую одежду рыбака изготовляли из рыбьей кожи. До середины XIX в. поверх халата надевали юбки из того же материала. Головные уборы мужчин и женщин зимой - тканевые на вате или меховые, капорообразной формы, летом - берестяные плоскоконические шляпы.

Обувь амурского типа - поршневидную и тунгусского типа - башмаковидную для лета делали из рыбьей кожи, лосиной ровдуги, а для зимы - из нерпичьих шкур, лосиных камусов. В поршни из рыбьей кожи, которые надевали, отправляясь на подледный лов, вкладывали многослойные стельки из травы. Для обуви из лосиных камусов и шкур изготавливали меховые чулки. Мужские и женские украшения обычно покупали. Среди них браслеты, в том числе ножные (их надевали маленьким детям в качестве оберегов), кольца и серьги в крыльях носа либо носовой перегородке носили только женщины.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!