Женский журнал Ladyblue

Одежда народов севера. Верхнее платье мужчин

Северная красавица в традиционном костюме.

Традиционная одежда ненецкой женщины - паница. Это двойная (мехом внутрь и наружу) шуба с расходящимися полами, у которой низкий воротник из оленьего, песцового или заячьего меха. Как и у малицы, к рукавам паницы пришиты рукавицы. Летом паницы шьют из яркого сукна.

Паница украшается бисером, лентами и аппликациями из меха и тканей. Так же вышита и передняя сторона
Именно эти бисерные вышивки и меховые орнаменты-мозаики прославили изделия северянок на весь свет. У каждого орнамента свое традиционное название: «оленьи рога», «заячьи уши», «ветки березы», «чумы» и т.д.

Рассмотрим паницу более детально.
В отличие от мужской одежды малицы, женская паница (ягушка) имеет разрез спереди.

В настоящее время она встречается двух типов, различающихся как покроем, так и характером украшений и отделки. Обычно на изготовление ягушки идёт четыре летних шкуры, для подкладки столько же осенних и одна шкурка на воротник.

Первый тип ягушки – бобровой или беличьей, был распространён у западных групп ненцев, в основном в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас этот тип одежды уже не шьют, она сохраняется только от старшего поколения и считается старинной и нарядной.
Верхнюю часть этой одежды (до талии) сшивают из кусков меха белки, бобра, лисицы, вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна, скрученные у основания с узенькими полосками меха. Концы этих лоскутков свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов.
Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причём верхняя часть рукава шьётся вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие вертикальных конструктивных швов – все остальные швы являются горизонтальными.

Шитьё одежды всегда начинают с верхней её части. Подол шьют отдельно, затем пришивают. Нижняя часть одежды (от талии) представляет собой несколько горизонтально расположенных полос сначала оленьего, затем собачьего меха, разделённых друг от друга суконными прошивками, состоящими из разноцветных полосок сукна, сшитых в вертикальном направлении.

Полосы меха и сукна располагаются следующим образом (сверху вниз):
полоса из мелкой телячьей шкуры тёмного цвета, где чередуются в вертикальном направлении полосы из светлого и тёмного меха,
четыре-пять горизонтально расположенных светлых и тёмных узких полос,
полоса собачьего чёрного меха,
вставка из сукна;
полоса пушистого собачьего меха ворсом вниз;
вставка из сукна,
опушка из белого собачьего меха.
Ширина орнамента обычно бывает 4-5 см.

В одной ягушке могут быть использованы различные орнаментальные мотивы. Например, на подоле «оленьи рога», на полочках «локоти лисицы», на обшлагах «головки». Швы, соединяющие суконные вставки с собачьим мехом, прокладывают подшейным волосом оленя.

Воротник обычно делают из меха песца или красной лисицы. Этим же мехом окантовывают полы. К бортам от воротника до колен на некотором расстоянии друг от друга пришивают парные ровдужные (изготовленные из цветной замши) ремешки, служащие завязками. Обычно их бывает 14 штук (по 7 с каждой стороны). Ремешки эти завязывают изнутри. Для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов.
К рукавам пришивают рукавицы из камуса с отверстием на запястье для вынимания руки.

Ягушка имеет подклад из зимней или летней постели мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спина кроится из целой постели, но имеет небольшие клинья внизу по бокам, полы выкраиваются также из целого куска каждая. Вдоль бортов пришивают полоски меха из-под шеи оленя, длинный ворс которого не пропускает сквозь разрез холодный воздух.
Рукава подклада выкраиваются отдельно из шейной части шкуры и имеют небольшие ластовицы. Подклад обычно не пришивается, а просто надевается под ягушку.

Второй тип одежды распространён в качестве будничной и рабочей одежды, иногда и праздничной в западных тундрах Ямала. Эту одежду шьют целиком из оленьего меха. По покрою она значительно отличается от первого типа, потому что она кроится в вертикальном направлении.
Одежда состоит из спинки, двух пол, рукава у неё выкраиваются отдельно и имеют ластовицы. Спинка состоит из тёх полотнищ, причём среднее обычно делают другого цвета, чем боковые. Борта делают также из меха другого цвета, чем полки (обычно – тёмные).
На плечах, вдоль бортов и на обшлагах прокладывают полоски из белого и тёмного меха (или сукна).
Подол изделия шьют отдельно тоже из оленьего меха, обычно того же цвета, что и борта. Между ним и нижней частью стана прокладывают также две-три полоски из белого и тёмного меха. Свободно свисающие полоски из сукна иногда пришивают только в верхней части спины. Воротник делают из хвостов песца.

Эта женская одежда богато украшается вшивным орнаментом из камуса белого и тёмного цвета с прослойкой из цветных сукон – на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. Рукавицы здесь иногда пришиваются к самой одежде, а не подкладу.
Женская верхняя одежда носится обычно с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую.

Существуют еще и специальные летние паницы, сшитые из сукна, сходные по покрою с зимними.
Основные детали летней ягушки могут быть красного и зелёного цветов, а полочки, подол и обшлага рукавов синего и чёрного. Пожилые ненки носят летние ягушки чёрного цвета, скромно украшенные нашитыми полосками жёлтого или красного сукна.

На голову ненки в холода надевают меховой капор. Его шьют из камуса с опушкой, а сзади подвешиваются фигурные прорезные медные пластины, бусы, пуговицы, монеты, которые при движении мелодично звенят.

Обратите внимание, какое суровое, и вместе с тем прекрасное лицо у этой женщины. Ее красота под стать суровому северному лету. И при этом женщина похожа на жену индейского вождя. К слову, в 90-е годы Воркуте проводилась конференция народов крайнего севера, на которую приезжали и индейцы, и японцы…

Ненецкие формы одежды распространены по всему Заполярью от Кольского полуострова до Таймыра.

В фольклоре ненцев часто говорится о том, что хорошо живущий человек - это тот, у кого есть тёплая одежда, а счастливый человек - у которого есть про запас вторая одежда.

Мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. Малица - глухая (без разреза) одежда, сшитая из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причём, передняя сторона несколько короче. Малица имеет пришитый капюшон, заменяющий шапку. Капюшон шьют обычно из пыжика в два слоя (мехом наружу и внутрь). К рукавам наглухо пришивают рукавицы из камуса мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют отверстие для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя.

Канинские и колгуевские малицы по покрою более узкие и облегающие фигуру. Капюшон заменяется отдельной шапкой, а по краю горловины пришивается воротник-стойка.

Малицу носят с поясом, поверх талии образуется напуск, то пазуха заменяет карман и является своеобразным складом: там держат кисет с табаком и трубку. Пояс – это главный атрибут ненецкой одежды мужчин в любое время года. Слева к поясу подвешивается на цепочках нож с ножнами, так как оленевод садится на нарты с левой стороны, справа - точильный камень в нарядном кожаном чехле, сзади – клык медведя, служащий оберегом от злых духов и приносящий, по представлению ненцев, удачу на охоте. Сама основа пояса делается из сыромятной кожи и украшается медными бляхами различной формы или пуговицами - сяр ся – металлическими украшениями, служащими оберегами, их количество должно быть нечётным. Пояс обычно кладут возле постели. По представлениям ненцев пояс указывает на соединение сакрального (чистого) верха и материально (телесного) низа. Пояс является одним из атрибутов материального благосостояния и элементом украшения одежды. Пояс носят с пятилетнего возраста до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы ненцы одевают совик. Совики бывают летние и зимние. Зимний совик шили из меха трёхмесячного телёнка – няблюя осеннего забоя. Эта одежда отличается от малицы и шьётся мехом наружу, ворсом вниз из плотной шкуры осеннего или зимнего оленя. Совик не имеет рукавиц, но имеет капюшон с опушкой из оленьего меха с длинным ворсом или хвостов песца. Носят его без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. Летние совики шили из сукна разного цвета (чёрного, серого, синего, зелёного цвета), а современные ненецкы – и из брезента.

Штаны (пи"мя) шили из пыжика или пашин оленёнка мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью вздержки из ровдуги, иногда ремешки просто пришивали и завязывали. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись в меховые чулки.

Обувь ненцев состоит из меховых либтов, которые шили из осенней шкуры оленя, и пимов.

Пимы незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их из камусов, шкурок оленьих ног. Подошву пимов шьют из щеток – шкурки меж копытной части ног оленя. На щетке волос жёсткий, упругий, благодаря этому снег не прилипает к подошве. Пимы подвязываются под коленом ремешком или шнурком (теэм), плетённым из покупной крашеной шерсти. Пимы украшают полосами белого, чёрного камуса ворсом сверху вниз. Делали полоски в центральной части пимов в горизонтальном направлении выше колена и в середине голени.

Рабочая мужская обувь – тобаки и тобары. Их тоже шили из камуса, мехом наружу, но без всякой отделки.

Традиционная женская одежда сохраняется среди оленеводов и в настоящее время – настолько хорошо она приспособлена к суровому климату Заполярья, езде на нартах, а также вкусам ненцев.

Зимой ненки носят паницу – женскую верхнюю одежду с разрезом впереди, украшенную полосами орнамента из белого и тёмного камуса, вставками из цветного сукна. Паница двухслойная, шьют её мехом внутрь и наружу. Она распашная, полы её соединяются встык с помощью кожаных завязок, которые называются сись. К рукавам пришиваются рукавицы из камуса с отверстием для вынимания рук.

Женщины обычно украшают паницы меховой мозаикой. Это композиции из контрастных по цвету кусков меха, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом – тёмным на светлом фоне.

Мотивы узоров, их композиционный строй, цвета заимствованы в окружающем их мире природе. Каждый узор имеет свое название: «Красивые рога», «Оленьи рога», «Заячьи уши», «Локоть лисицы», «Головки», «Чумы».

Различают такие разновидности паниц:
. Канинская паница. Основу до талии шьют из кусков белки, бобра, вставляя в швы лоскуту разноцветного сукна. Концы лоскутов свободно свисают вдоль груди, спины и рукавов. Рукава прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме. Она не имеет шва на плечах. Нижняя часть паницы от талии представляет собой несколько горизонтальных полос, сначала оленьего, затем собачьего или лисьего меха. Кроме ворота мехом песца или лисы обшиваются полы и подол паницы.
Колгуевские паницы в основном шьются из шкуры оленя и камусов оленя. В отличие от канинской паницы для подола подбирается шкура неблюй.
Большеземельская паница целиком шьется из оленьего меха - неблюя. Полосы узоров шьются заранее до пошива паницы, для чего в течение нескольких сезонов собирается летний качественный камус. Все основные швы орнаментов оторачиваются ярким разноцветным сукном.
Малоземельская паница отличается от большеземельской тем, что ее подол несколько выше.

Летняя паница называется «ной паны», т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов.

Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистьями. Пряжка пояса представляет собой медное кольцо с двумя-тремя перекладинами, расположенными одновременно горизонтально и вертикально.

Женская зимняя обувь - пимы, как и мужские, шьются из оленьего камуса мехом наружу. Покрой женских пимов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском. В отличие от мужских пимов, женские никогда не подвязываются под коленом. Красивыми считаются белые пимы, а чаще всего шьют, сочетая белые и тёмные камусы.

Женские головные уборы - капор, колгуевская шапка с длинными ушами. Капор - это шкура с подчёркнутыми глазницами, снятая с головы оленя.

Обувь - кисы, бокари, пимы.

СОКРОВИЩА КУЛЬТУРЫ

Одежда для северного человека с давних времен служит своеобразным «теплым домом». Она согревает и охраняет его от лютых морозов, в ней нестрашно подолгу находиться на холоде, преодолевать дальние расстояния. Наверное, поэтому северяне с древности наделяли свою одежду особым смыслом. Трепетно относятся к ней они и сейчас.

Ненцы обычно говорят: чтобы узнать человека, необязательно съесть с ним пуд соли, достаточно поспать под его паркой или походить в его одежде.

В таймырских селах и на просторах тундры, что ни женщина – то искусная мастерица. Одна владеет искусством вышивки подшейным волосом оленя, другая –техникой меховой мозаики, а третья – мастерица по вышивке бисером. Одежда ненцев очень трудоемка по технологии изготовления. При свете керосиновой лампы или обыкновенной свечи сидит в чуме ненецкая женщина и руками, загрубевшими от чистки рыбы, выделки шкур, без швейной машинки, ножниц и ниток фабричного изготовления шьет и вышивает несравненные шедевры национального искусства, вкладывая в работу всю свою душу. Неповторимые творения рук ненецких мастериц хранятся во многих коллекциях музеев мира и украшают самые престижные международные выставки.

Мужская одежда

Ненецкая мужская и женская одежда отличаются друг от друга по внешнему виду и технологии кроя.

В комплект основной одежды оленеводов, ведущих кочевой образ жизни, входят малица «сокуй» и обувь «бокари». Малица – единственная у ненцев повседневная одежда. Надевается она мехом внутрь. Малица представляет собой широкую одежду с пришитыми к ней шапкой и рукавицами. Длина – ниже колен. Капюшон при необходимости легко снимается с головы и откидывается назад. Покрой малицы довольно широкий. Передняя часть и спина сшиваются из цельных кусков шкуры, книзу они слегка расклешены. Рукава расширяются к проймам. К концам рукавов пришиваются рукавицы из камуса (шкурка с ног оленя) мехом наружу. Для задней стенки рукавицы используют верхнюю часть камуса: там ворс длиннее. А для лицевой – с нижней, где более крепкий ворс. К устью рукавов, в области кисти, пришивают прямоугольник размером 10 на 15 см. Между рукавицей и прямоугольником образуется щель, через которую свободно проходит рука. У ненецкого народа даже есть такая загадка про мужскую малицу: «В одну дырку входишь – из трех выходишь».

Капюшон малицы раскраивается по технологии шапки-капора, и шьют его из черной летней шкурки. При помощи продернутой тесемки можно расширять или сужать у него отверстие, обрамляющее лицо. К низу малицы сначала пришивают узкую суконную полоску, затем пристрачивается полоса шириной 45 см из летней шкуры оленя мехом наружу. Называется эта часть «панд», что по-ненецки значит «подол». В месте стыковки верней части малицы и «панда» для придания одежде более красивого вида пришиваются полоски разноцветного сукна, а также белого и черного меха. Поверх малицы надевают «мальця танга» – чехол из красивого сукна или тонкой материи, предохраняющий мездру шкур (нижний слой) от сырости и грязи.

Для пошива такой малицы в октябре забивают трех оленят.

Малицу подпоясывают плетенным из бисера или кожаным ремнем, украшенным медными пуговицами и бляхами разной формы. Пояс у ненцев – символ достоинства и храбрости. К нему на медных цепочках прикрепляются ножны. К нижней части пояса пришивают замшевый чехол для точильного камня и обереги – медвежьи клыки на цепочках. Украшают кожаные пояса медными пуговицами и различными подвесками.

До прихода в тундру русских торговцев в комплект одежды ненца входили и штаны из ровдуги (оленьей замши). Их шили из шкур телят. Однако во второй половине XIX века в обиход вошла покупная одежда.

В мороз и пургу мужчины поверх малицы надевают «сокуй» («совик-соок»), который немногим отличается по своему покрою от малицы. Это глухая без разреза одежда до колен. Он намного длиннее и шире малицы. Затылочная часть «сокуя» кроится вместе с капюшоном, и рукавицы к нему не пришивают. По краю капюшона пристрачивается опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя. Это «себя вар» – край капюшона. К нижней части «совика» пришивается подол из меха белого оленя – «соок нгэсо». Надевают «совик» мехом наружу и не подпоясывают. «Совик» из белого или пестрого меха оленя – нарядная, праздничная одежда ненцев.

«Сокуй» – уличная одежда, его никогда не заносят в чум. Украшением к нему служат кисти из длинных полосок цветного сукна с нашитыми на них полосками меха. В случае непредвиденных остановок в пути «сокуй» служит предусмотрительным ненцам спальным мешком. В нем ложатся прямо на снег. На пошив этой одежды уходит четыре шкуры шестимесячных оленят, и одна шкура взрослого оленя расходуется на подол.

Мужская обувь

Мужскую обувь – «бокари» – шьют из камуса. От женской обуви они отличаются горизонтальными полосами из белого камуса с кантиком из разноцветного сукна. Эта полоса является продолжением носовой части мужской обуви. Ширина носовой части «бокаря» 7-8 см. Камус разрезают пополам, если есть надобность, надставляют ширину. Ворс обязательно должен смотреть друг на друга. А в центре носка, чуть ниже подъёма ноги, вшивают небольшие вставки трапециевидной изогнутой формы. Сшивают их с носком при помощи полосок меха.

На «бокари» уходит 16 оленьих ног. Голенища обуви длинные, верхний край срезается наискосок, внутрь надевают меховые чулки – «чижи», покрой которых сходен с покроем «бокарей». Для подошвы используют мех с лобной части головы оленя или щетку – шкурку с оленьих копыт. «Бокари» с помощью тесемок прикрепляются к поясу, а под коленями подвязываются красивыми шнурками, сплетенными из разноцветных ниток. У ненцев, занимающихся морским зверобойным промыслом, встречались раньше «бокари» из шкуры нерпы, сшитые мехом наружу. Их носили вместо резиновых сапог.

«Чижи» – меховые чулки – шьют из телячьей шкуры и носят мехом внутрь. Со стороны мездры их украшают полосками красивой ткани или сукна. К верхней части чулок с передней стороны пришивают длинные тесемки, с помощью которых они привязываются к кольцам, пришитым к поясу.

Нарядную, праздничную обувь шьют обычно из белых или пестрых оленьих ног, украшая ее разным орнаментом.

Летняя одежда мужчин

Верхней одеждой летом служит поношенная малица, почти лишенная меха. Обувью – старые «бокари». Когда-то ненецкие мужчины носили летом особую, нарядную замшевую обувь – «тангад». Ее шили из ровдуги или из прочных тонких шкур взрослого оленя, забитого в июне. В это время у животных почти вся старая шерсть слезает, а новая еще не успевает вырости. «Тангад» имеет вид чулка с поршнеобразной головкой и подошвой. Для того, чтобы прикрепить подошву к носу, ее стягивают сухожильными нитками и только потом пришивают. Низ «тангад» шнуруют длинными ровдужными тесемками. В передней части пришивается клин треугольной формы, выкрашенный в красный цвет. Вдоль шва, соединяющего голенище с головкой обуви, пришивают ровдужные петли, в которые продевается ремешок, служащий завязкой. На уровне колена с передней стороны летней обуви пришивают несколько тесемок из замши. В них вдевают крупные бусинки для украшения. Мужская ровдужная обувь отличается от женской только размером.

В теплую погоду мужчины носят «сокуй» из сукна или брезента. Кроится он без плечевых швов. Под мышкой делают ластовицы и сшивают плечевые швы. Цельную затылочную часть капюшона выкраивают из передней части у ворота. К ней пришивают прямоугольную полосу, края которой обрабатывают так, чтобы можно было видеть цветную тесьму, служащую украшением. Подол одежды оторачивают полосой сукна другого цвета. В ненецком гардеробе существует и праздничный «сокуй» – «ной мальця».

Женская одежда

Ненецкая женщина большую часть времени проводит в чуме. Нарядную и теплую женскую одежду обычно держат в грузовых нартах, достают ее оттуда перед кочевкой на другое место либо перед дальней дорогой в гости или за топливом. В комплект женской одежды входит распашная двойная меховая зимняя парка – «паны», «бокари» и шапка. Женская парка отличается от мужской малицы внешним видом и кроем. На нее уходит пять оленьих шкур. Женская парка распашная, шьют ее мехом вверх и вниз. Верхнюю часть мастерят из телячьих шкурок с гладким ворсом. К ней пришиты рукавицы из камуса, песцовый воротник. Нарядной считается парка из белых или пестрых шкурок. По подолу парки пришита широкая полоса меха темного цвета. Края и подол парки оторачиваются узкими полосками сукна, такая же полоска пристрачивается и на плечевых швах. Внутрь парки пришивается подклад из оленьих, песцовых или заячьих шкурок. Украшают парку орнаментальными полосками, выполненными в технике меховой мозаики из темного и белого камуса. Ее прямые полы сходятся, но не запахиваются, а завязываются замшевыми или суконными тесемками. Короткие прямые рукава с ластовицей сужаются к обшлагу. Красивым дополнением к парке служат платки, разноцветные шали, а также плетенные из разноцветных ниток пояса. Такая одежда предназначена для дальних поездок, сна, рубки дров, для праздников и будней.

Головные уборы

В отличие от мужской, женская шапка не пришивается к парке. Женским головным убором является меховой капор, который состоит из трех частей. Поперек теменной части головы проходит одна широкая полоса меха из двух частей. Для центральной части используют шкурку, снятую с головы олененка. Швы окантовывают цветным сукном и дополняют свисающими разноцветными ленточками из сукна. Полоса, которая отделяет боковые детали шапки от центральной части, представляет собой сплошной геометрический узор, выполненный меховой мозаикой. По краю капора, вокруг лица, пришивается пышная меховая опушка из песцового хвоста. Ненецкая женская шапка очень нарядная и теплая за счет двойного меха внутри и снаружи. К низу шапки на ровдужных шнурках крепят металлические подвески с прорезным и рельефным рисунком, связанные друг с другом узким ремешком. Они служат украшением, а также для того, чтобы шапка не раздувалась от ветра и плотно сидела на голове. При ходьбе подвески издают мелодичный перезвон. Оттягивая крылья шапки назад, подвески прижимают шапку плотно к шубе, и холод не попадает под нее, поэтому ненецкая женщина всегда чувствует себя тепло и уютно в такой шапке.

Женская обувь

Женская обувь отличается от мужской покроем. Кроме того, в отличие от мужчин, ненецкие женщины не подвязывают бокари под коленом ремешками, а привязывают их ровдужными тесемками к узкому ремешку на бедрах. К нему пришиты два колечка – «темеця», к которым с помощью тесемок прикрепляют меховые чулки и сами бокари. Летом носят изношенную зимнюю обувь.

Летняя парка – «ягушка»

Летней одеждой для женщины часто служит изношенная парка. Но в основном ненецкие женщины на лето шьют себе парку из сукна – «ягушку». Отличительной особенностью такой одежды является наличие горизонтальных конструктивных членений, даже рукава у нее не имеют на плечах шва: сшиваются вместе с наплечной частью парки. Основные детали «ягушки» могут быть красного и зеленого цветов, а полочки и подол, а также обшлага рукавов – синего и черного. Суконная парка очень расширена за счет вставленных клиньев, рукава сужаются книзу.

Разноцветные полоски из сукна, нашитые друг над другом параллельно краю подола, украшают одежду. Несколько таких же полосок пришивают вдоль каждой полы и по обшлагам: к краю подола, полочек и рукавов. Некоторые мастерицы искусно орнаментируют свою парку разноцветным сукном.

Детская одежда ничем не отличается от одежды взрослого человека. Она полностью повторяет ее. Одежду для своих детей матери искусно украшают орнаментом из меха, суконной аппликацией из разноцветной материи, ленточками и бисером.

Вся красота творения рук ненецких женщин – в пошиве национальной одежды. Обычно по тому, как одет житель тундры, можно оценить, какова его жена. Веками в тундре бытует правило: по одежде мужчины определяется мастерство его супруги. Талантливая женщина и детей своих нарядит так, что глаз не оторвать, и муж ее с гордо поднятой головой ходит в своих нарядах. Всего два цвета – белый и черный – используют ненецкие мастерицы для украшения одежды. В них символизируются две стихии мироздания – Земля и Небо.

Со временем национальная одежда может уйти в прошлое. Но на Таймыре есть мастерицы, которые дают старинным нарядам новую жизнь, бережно привнося в традиции современный стиль: дополняя модными деталями, объединяя красоту, практичность и доступность традиционной одежды.

Не́нцы (ненец. не, ненач, ненэй, ненэц, ненэйне; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.

Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. В России проживают 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Тундровые, расселяются в зоне тундры от Кольского полуострова (с конца ХIХ в.) до правобережья низовья р. Енисей (территории Мурманской обл., Архангельской обл. - Ненецкий АО, Тюменской обл. - Ямало-Ненецкий АО, Красноярского края - Долгано-Ненецкий (Таймырский) АО). Лесные ненцы - 1500 чел. (самоназвание н е щ а н г "человек") расселяются в таежной зоне междуречья Оби и Енисея. Основная часть лесных ненцев живет в бассейне реки Пур, а также в верховьях р. Надым и по северным притокам рек Лямин, Тромеган и Аган. Отличия между этими группами, которые сформировались исторически, отмечаются по всем этническим признакам. Также проживает достаточное количество ненцев в Таймырском муниципальном районе Красноярского края.

Антропологический тип

В антропологическом плане ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которой свойственно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам. В связи с широким расселением, ненцы антропологически делятся на ряд групп, демонстрирующих основную тенденцию понижения доли монголоидности с востока на запад. Небольшая степень выраженности монголоидного комплекса фиксируется у лесных ненцев. Общая картина сопровождается дискретной, очаговой локализацией европеоидных и монголоидных черт, что объясняется, как межэтническими контактами, так и относительной изоляцией отдельных территориальных групп ненцев.

Теория Страленберга

Ввиду наличия на территории Саянского нагорья племен, язык которых ещё в недавнем прошлом относился к самодийским, Страленберг высказал предположение, что самоеды Саянского нагорья являются потомками самоедов приполярной зоны, где они являлись аборигенами, что с севера часть самоедов под влиянием каких-то причин двинулась на юг, заселив Саянское нагорье.

Теория Фишера - Кастрена

Противоположную точку зрения высказал историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды (предки современных ненцев, нганасан и энцев) являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из Южной Сибири в более северные районы. Это предположение Фишера в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном, который предполагал, что в первом тысячелетии н. э., в связи с так называемым великим передвижением народов самодийские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу. В 1919 г. исследователь архангельского севера А.А. Жилинский резко высказался против этой теории. Основной аргумент - такое переселение потребовало бы резкой смены типа природопользования, невозможной в короткие сроки. Современные ненцы - оленеводы, а народы проживающие на саянском нагорье - земледельцы.

Легендарная Тридцатка, маршрут

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!