Женский журнал Ladyblue

Правовое воспитание.

Правовое воспитание - составная часть общегражданского воспитания, включающего в себя множество компонентов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т.д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей.

Юристы имеют дело с правовым воспитанием, которое представляет для них профессиональный интерес и поэтому изучается юридической наукой. Необходимость правового воспитания очевидна. Сегодня в условиях построения правового государства, как никогда раньше, ощущается острая потребность в правовых знаниях, которые так или иначе используются во всех сферах общественной жизни. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма - одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Одна из главных целей правового воспитания - выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, правовому беспределу.

Формы и методы правового воспитания

Формы правового воспитания

Среди форм правового воспитания обычно выделяют:

а) правовую пропаганду (лекции, беседы, консультации; издание популярных книг, брошюр; проведение "круглых столов"; выступления в печати, по радио и телевидению; ответы на вопросы слушателей и читателей, т.е. своего рода "юридический всеобуч");

б) правовое обучение (передача и усвоение профессиональных знаний в высших учебных заведениях, средних специализированных школах, училищах, техникумах, колледжах; преподавание основ права на различных курсах, сборах и т.д.);

в) юридическую практику, повседневный опыт (участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката, правоохранительная деятельность);

г) самообразование (собственное постижение и осмысление правовых явлений, окружающей правовой действительности, самостоятельное изучение законодательства, научной литературы, общение с окружающими).

Методы правового воспитания

Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость; развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое.

Весьма любопытны в этой связи рассуждения известного немецкого ученого-правоведа 19 столетия Р. Иеринга из его работы "Борьба за право", выдержавшей десятки изданий во многих странах мира и ставшей классической:

"...Цель права - мир, путь к нему - борьба, - пишет он. - Пока право подвержено опасности со стороны неправа, до тех пор ему не избавиться от борьбы. Все права в мире завоеваны. Каждое значительное правовое положение, каждое право, все равно народа или индивида, предполагает постоянную готовность защищаться. Вот почему богиня справедливости, держа в одной руке весы для взвешивания права, в другой держит меч для его защиты. Меч без весов будет голой силой, весы без меча - бессилием права... Где только существующее право опутало своими корнями интересы - там новому праву приходится пролагать себе путь при помощи борьбы. Эта борьба тянется столетия. Высшего напряжения она достигает в том случае, если интересы приняли форму приобретенных прав. Право не дается народам само собой, они должны за него бороться, спорить, сражаться и истекать кровью. Идея права и интерес государства идут рука об руку.

Сопротивление личности неправу, т.е. нарушению права, есть обязанность, долг; оно есть долг управомоченного к самому себе, ибо таково веление нравственного самосохранения; оно есть долг по отношению к обществу, ибо оно необходимо для существования права. Подобно тому как народ борется за свою честь и независимость, точно так же и гражданин стремится оградить себя от наглого попрания своего права, ибо дело идет об идеальной цели - утверждении самой личности и ее правового чувства.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществляется особая деятельность по распространению знаний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, церковь, литература, искусство, юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.

Воспитание – это передача жизненного опыта и накопленных знаний от старшего поколения граждан к младшему поколению. Воспитательный процесс носит целенаправленный характер. Целью воспитательного процесса является становление и развитие личности в обществе. Государство обеспечивает управление воспитательным процессом в соответствии с задачами, которые ставит перед ним общество.

Существуют различные формы (виды) воспитания личности: семейное, школьное, патриотическое, нравственное, культурное, политическое, правовое, трудовое и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного воздействия на сознание и поведение людей.

Правовое воспитание есть составная часть общегражданского воспитания, важный социальный канал, который дает возможность прививать гражданам правовые знания. В условиях построения правового государства ощущается острая потребность в правовых знаниях.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле . В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда человек воспитывается окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, в том числе и должностных лиц, у которых нет прямой цели оказать на других правовоспитательное воздействие. Что касается правового воспитания в узком смысле, то оно отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение оказывает и воспитательный эффект. При этом воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на рационально-познавательную, с целью информационно-ознакоми-тельного воздействия на человека.

Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Исходя из основной задачи, правовое воспитание следует сосредоточить на формировании в правосознании людей такой совокупности, которая включала бы:

1) знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения;

2) глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку;

3) умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями;

4) привычку поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями;

5) прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Входящие в эту совокупность компоненты правосознания образуют необходимую психологическую и идеологическую установку личности – быть в постоянной готовности к активному применению правовых знаний в жизни.

Эффективный процесс правового воспитания предполагает активную деятельность не только воспитателей, но и воспитуемых. Человек, как существо активное, не механически воспринимает предлагаемые ему правовые знания, выступает не только как объект, но одновременно и как субъект правового воспитания. Деятельная активность воспитуемого предопределяется уже тем, что он по своей человеческой природе способен направлять и развивать себя, обеспечивать постоянное самосовершенствование.

Основные функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты , объекты , совокупность правовоспитательных мероприятий , осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

1. Субъектами правового воспитания являются:

Органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;

Государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;

Общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.

Органы внутренних дел, относясь к первой из выделенных групп, имеют широкое поле взаимодействия с обществом. На них возложены задачи по противодействию преступным проявлениям, охране общественного порядка, обеспечению безопасности граждан. В качестве непосредственного субъекта реализации воспитательной функции права следует рассматривать низовое структурное подразделение МВД – территориальный или транспортный орган.

2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты . Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.

3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов. Их содержание – правовоспитательное воздействие субъектов на объекты; цель – воспитание граждан в духе уважения, соблюдения и исполнения законов, содействие формированию у них правосознания, привитие им навыков правомерного поведения и повышение их социально-правовой активности.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства : романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Каждая форма правового воспитания имеет свои особенности. В процессе правового воспитания должны активно использоваться все имеющиеся правовоспитательные формы: профессиональное юридическое образование, правовое воспитание населения (кинолектории правовых знаний), тематические вечера по юридическим вопросам, общественные юридические консультации, правовое воспитание правонарушителей (деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел и исполнения наказания и т. д.).

Формы правового воспитания можно подразделить на формы непосредственного и формы опосредованного воздействия на воспитуемых.

При опосредованном воздействии отсутствует непосредственное общение субъекта и объекта правовоспитательной работы. Опосредованное воздействие производится в основном с помощью СМИ. Оно рассчитано чаще всего на самую широкую аудиторию. Вместе с тем имеет место и передача правовой информации для определенной категории населения: для рабочих и служащих (например, по вопросам трудового права), для молодежи.

Непосредственное воздействие на воспитуемых наиболее полно проявляется при проведении правовоспитательной работы с конкретным лицом, например, в индивидуальных беседах. Такому воздействию свойственны, как правило, непосредственное общение воспитателей и воспитуемых, прямая и обратная связь между ними.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленный процесс, необходимый для воздействия на сознание людей для формирования . Правовое воспитание необходимо, чтобы создалась устойчивая установка на законопослушное поведение. Дети должны следовать законам не потому, что их будут ругать родители или посадят в тюрьму, а по своему внутреннему убеждению жить по законам государства.

Правовое воспитание является активной целенаправленной деятельностью государства, общественных структур, СМИ, трудовых коллективов, педагогов для создания у граждан осознанного желания соблюдать законы.

Для эффективного правового воспитания есть особые формы и методы, все они подчинены единой цели – подготовить социально активного члена общества, который знает свои права, готов их отстаивать, а также обладает прогрессивным юридическим мировоззрением.

Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики.

Формы правового воспитания

Есть несколько основных способов, с помощью которых учащимся в доступной форме объясняют, что именно нужно делать, чтобы жить в рамках закона.

Основные формы воспитания:

  1. Обучение – это передача подрастающему поколению накопленных ранее знаний в сфере юриспруденции. Чаще всего проходит в форме уроков правоведения, на которых изучают азы теории государства и права, виды юридической ответственности и наказаний. Уроков правоведения в большинстве школ очень мало, за это время очень сложно достичь высокого уровня правового воспитания.
  2. Пропаганда – с помощью телевидения, радио, электронных средств информации молодежи рассказывают о правильности законного образа жизни. Например, твердят о необходимости платить налоги, сообщать информацию о готовящихся преступлениях, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
  3. Юридическая практика – эта форма правового воспитания актуальна больше для учащихся учебных заведений с профильным юридическим уклоном. Заключается в посещении заседаний суда, исправительных учреждений, полиции, встречах с адвокатами, прокурорами, другими юристами.
  4. Самообразование – детей призывают обращать внимание на юридически правильное поведение и брать пример с таких людей в плане соблюдения законов. Важно показать учащимся, на кого именно стоит ориентироваться . Например, на известных правозащитников, активистов, адвокатов. Самообразование очень важно в педагогике, так как дети сами изучают азы права, законы, решают юридические задачи.
  5. Индивидуальная воспитательная работа – эффективная форма воспитания для детей, которые уже в раннем возрасте имеют проблемы с законом. К ним нужно найти особый подход, своеобразные рычаги воздействия, чтобы своевременно поставить трудновоспитуемых детей на путь законного образа жизни.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения - молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества;формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

Формы правового воспитания

К формам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям - носителям субъективных прав и свобод.

Вопрос 2 Административные правонарушения и административные взыскание

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Состав административного проступка образуют четыре элемента: объект правонарушения, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект административного проступка - это урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности общественные отношения, на которые посягает проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:

  • причинения вреда субъекту общественных отношений (например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения);
  • воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);
  • устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанности (отсутствие регистрации по месту жительства). Объективная сторона административного правонарушения
  • это деяние, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое предусмотрена административная ответственность.

О наличии объективной стороны можно говорить только в том случае, если в основе деяния лежит осознанное, волевое поведение. Таким образом, отсутствует деяние в том случае, если вред причинен под влиянием непреодолимой силы, физического воздействия, принуждения.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно- вредных последствий. О присутствии объективной стороны можно говорить в данном случае лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление административной ответственности с такими признаками, как неоднократность, повторяемость.

Неоднократность - это совершение однородного деяния несколько раз. В данном случае неоднократные деяния составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько однородных деяний, каждое из которых в отдельности образует состав административного проступка, принято говорить о повторяемости. Повторяемость - это совершение одним и тем же лицом в течение одного года однократного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

В зависимости от объекта посягательства, административные правонарушения делятся на виды:

  • посягающие на права граждан и здоровье населения;
  • посягающие на собственность;
  • в области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры;
  • в области промышленности;
  • в сельском хозяйстве, на транспорте, в области дорожного движения, связи и жилищно-коммунального хозяйства;
  • в области финансов и торговли;
  • посягающие на общественный порядок и установленный порядок управления.

Административное взыскание - это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его - защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

§ предупреждение;

§ административный штраф;

§ возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

§ конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

§ лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

§ административный арест;

§ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

§ дисквалификация.

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие - как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф - взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный - сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

§ по отношению к сумме стоимости предмета - объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

§ в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

§ в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

§ по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота - основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения - до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации - юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц - филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, т.к. качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в России правового государства.

Формирование правосознания личности предполагает создание таких условий, при которых у граждан складывается положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного, культурного и законопослушного общества.

Существует два подхода к пониманию понятия правового воспитания - широкий и узкий. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой в целом, поведением людей и всей юридической практикой должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Под правовым воспитанием в узком смысле понимается целенаправленная деятельность, направленная на повышение правовой культуры человека, группы людей и всего общества.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

7 Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

Под правовым воспитание в "Теории государства и права" под редакцией В.Д. Перевалова понимается «целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» 7 .

Существует множество определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, принципов, норм, которые представляют ценности национальной и мировой правовой культуры. На основе вышесказанного получаем, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к коррупции, произволу и т.д.

Правовое воспитание тесно связано, и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи правового теоретического материала объекту воспитания.

Главной целью правового обучения является формирование правовой культуры и теоретической основы правового сознания, развитии правовых чувств, интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве.

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу наиважнейших дисциплин, которая обеспечивает социализацию учащихся, формирует основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Тем не менее правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием положений основных действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, традициями и правовым опытом тех стран, где существует высокий уровень правовой культуры.

Таким образом, правовое воспитание есть управляемый, планомерный, систематический, организованный и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан нашей страны всего многообразия правовоспитательных форм, методов и средств, которые имеются в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и прочных правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек, потребностей правомерного поведения. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Рассмотрим систему правового воспитания. Система правового воспитания - это совокупность основных элементов правовоспитательного процесса обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

  • 1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;
  • 2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;
  • 3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (адвокатура, прокуратура, МВД, органы юстиции и др.).

Объект правового воспитания в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

  • а) объективный фактор - позитивные внешние условия способствующие правовоспитательной деятельности (защита прав личности, демократизация общества, успехи юридической практики, правотворческой деятельности и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (неотработанность способов и средств правового воспитания, несовершенство законодательства и др.);
  • б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (установка на правомерное поведение, её правовая воспитанность) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых принципов и правовых идей в правосознании воспитуемых

Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитание остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

С понятием правового воспитания тесно связано правосознание. В его структуре принято выделять две взаимосвязанные части: правовую идеологию и правовую психологию Правовая идеология - это совокупность правовых идей, взглядов, теорий, концепций, принципов права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, предъявляемых к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, который выражается в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Правовая психология - это нерациональная часть правосознания, которая складывается из правовых чувств, эмоций, установок и стереотипов. Правовая психология формируется в результате ежедневной практики. Для неё свойственны стихийность, а также связь с личными ценностями и интересами. Обе части правосознания взаимодополняют друг друга и призваны решать общую задачу - перенесение юридически значимой информации во внутренний мир человека.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в отдельно взятом временном отрезке, дальнейшее его получение становится непростым процессом, который обусловлен возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Например. Если человек до 30-ти лет не получил соответствующего воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформированные мнения и убеждения трудно изменить.

Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, которые касаются их социального статуса, их трудовой деятельности. После 30 лет все заметно труднее - укрепляются обыденные, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разносторонней жизни.

Знание права поможет избежать «ошибок молодости», восстановить справедливость в отношениях с государственными органами, уберечь имущество. Только представьте, сколько правонарушений мы совершаем каждодневно, совершенно не замечая этого. Взять, к примеру, того же тридцатилетнего слабовоспитанного человека, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (обманул кого-то, оскорбил кого-то, вынес с работы что-то).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!