Женский журнал Ladyblue

Правовые аспекты ухода за больными детьми. Особенности гигиены детей и уход за ними в стационаре детской больницы

Уход за больным ребенком имеет ряд особенностей. Персонал детских отделений должен проходить специальную подготовку. Расставание с родными, пребывание в больнице, лечебные процедуры неизбежно травмируют психику ребенка. Задача медперсонала обеспечить уход, который максимально ослабит отрицательное влияние больничной обстановки. При приеме в стационар ребенка необходимо ласково отвлечь его от расставания с родными; узнать о привычках ребенка, режиме, который соблюдался дома; в приемном покое должны быть игрушки (допустимо взять чистые и безопасные моющиеся игрушки).

В палатах должно быть уютно, в арсенале лечебных средств должны быть игрушки, картинки, веселые книжки. Необходимо частое проветривание в сочетании с обеззараживанием воздуха ультрафиолетовым облучением бактерицидными лампами (детям, остающимся в палате, надевают специальные очки). Кровати должны быть с приспособлениями, позволяющими регулировать Высоту изголовья, а для детей раннего возраста - с решётчатыми боковыми стенками, одна из которых откидная. Матрацы лучше волосяные или из морской травы, ваты. Маленьким детям матрац покрывают клеенкой, затем простыней.

Детские отделения должны иметь веранды для дневного сна на свежем воздухе; выздоравливающим детям разрешают прогулки.

Огромное значение имеет режим дня, соответствующий возрасту и состоянию больного ребенка.

Вечером необходимо исключить все моменты, возбуждающие нервную систему ребенка. Режим питания зависит от возраста ребенка и характера заболевания: кормить следует в одно и то же время, небольшими порциями, неторопливо; давать больше жидкости (если нет противопоказаний), витамины; нельзя кормить насильно. Дети должны получать общие гигиенические или лечебные ванны (см. Ванны, для детей). Тяжелобольным утром и на ночь следует протирать лицо, шею, складки кожи ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Грудных детей подмывают несколько раз в день, после чего тщательно просушивают тело ребенка мягкой пеленкой, складки кожи смазывают прокипяченным растительным или вазелиновым маслом. Белье и одежда должны быть из мягкой ткани приятной расцветки и тщательно подобраны по размеру и возрасту. Важное значение имеет воспитательная работа. Для детей школьного возраста с разрешения лечащего врача организуют занятия по школьной программе.

Медсестра ведет специальный сестринский лист на каждого ребенка, в котором отмечаются , аппетит, стул и другие сведения.

Таблетки маленьким детям следует размельчать и смешивать с сахарным сиропом. Если ребенок не открывает , можно слегка сжать его нос двумя пальцами, при этом ребенок открывает рот для вдоха, и ему вливают лекарство. Тяжелобольного ослабленного ребенка нужно чаще брать на руки, чтобы не возникали застойные явления в легких. В случае рвоты ребенка надо быстро посадить или уложить на бок; по окончании рвоты - прополоскать ему рот и дать выпить несколько глотков холодной воды. Измерение температуры тела у маленьких детей имеет свою специфику (см. Термометрия тела).

Особенности ухода за боль­ным ребенком . Уход за детьми требует определенного минимума знаний и навыков, заботливого отношения к ним. Если ребенок заболел, нужно до прихода врача измерить тем­пературу, умыть, надеть на него чистое белье и уложить в постель. Если он не хочет ложиться - постараться умерить его активность, напр. удобно усадить, рядом поставить столик и поло­жить на него предметы для рисования, рукоде­лия, предложить книгу или спокойную, инте­ресную для него игру.

Больному ребенку нельзя давать лекарства без рекомендации врача. Особенно опасно при болях в животе прикладывать грелку и давать слабительное. Если болезнь начинается со рвоты или поноса, до прихода врача кормить больного нельзя, при жажде можно дать лишь кипяченую воду или слегка подслащенный чай. Заболевшему выделяют отдельную посуду, полотенце, горшок с крышкой, чистый тазик. Пеленку или горшок с испражнениями со­храняют до прихода врача. При наличии в семье других детей заболевшего изолируют от них.

Уход за больным ребенком , помимо приме­нения лекарств, включает соблюдение правил личной гигиены, содержание в чистоте помеще­ния и постели, белья и одежды, правильное питание, предоставление доступных развлече­ний и игрушек, ласковое, спокойное и терпели­вое обращение, точное выполнение врачебных назначений.

Желательно, чтобы за ребенком ухаживала мать. При этом она должна особенно стро­го следить за чистотой своего тела, одежды, обуви, чаще мыться, носить на голове ко­сынку.

Каждое утро необходимо умыть ребенка, перестелить постель. Если больному нельзя ходить, его умывают в постели, предвари­тельно подготовив таз, ковш с водой, мягкое полотенце, зубную щетку, зубной порошок и т. д. При утреннем туалете нос и уши прочи­щают ватными жгутиками, прополаскивают рот раствором, рекомендованным врачом полоскать полость рта желательно также после каждого приема пищи.

Подмывание ребенка в зависимости от его состояния проводят ежедневно утром и вече­ром, для этого используют тазик, сложенную в несколько раз пеленку, вату или чистую ткань, смочив их в теплой (не горячей) воде. По разре­шению врача больного можно купать при тем­пературе воды 37-38° не более 5 мин., чтобы не утомлять его. После купания ребенка выти­рают теплой простыней, кладут в согретую постель и дают горячий чай, лучше из поильни­ка. Для предупреждения опрелостей кожные складки после водных процедур хорошо обти­рают и при красноте, особенно в паху, в обла­сти заднего прохода и на ягодицах, смазывают вазелиновым маслом или препаратами, содер­жащими витамин А.

Особенно тщательным должен быть гиги­енический уход за ребенком грудного возраста. Чтобы не причинять болевых ощущений и не утомлять малыша, который болезненно реагирует на каждое прикосновение, умывают его ватой, смоченной кипяченой водой; осто­рожно вытирают шею, кожу за ушами, кожные складки.

При желудочно-кишечных заболеваниях руки ребенка моют несколько раз в день и обяза­тельно перед едой; каждую руку кладут в тазик и моют отдельно с мылом, затем вытирают поло­тенцем. Ногти должны быть острижены.

При заболевании, протекающем в легкой форме и средней тяжести, ребенка сажают на горшок или позволяют пользоваться общим туалетом; тяжелобольному подкладывают судно (можно использовать миску, глубокую тарелку).

Регулярно проветривают постельные при­надлежности в течение 1’/ 2 -2 ч. Ребенка в это время тепло одевают, помещают в удобное для него место (на диван, в кресло).

После утреннего туалета убирают комнату, где лежит больной. На 20-30 мин открывают форточку или окно. Малыша в это время укры­вают или выносят в другую комнату и следят, чтобы он не раскрылся. При уборке вначале удаляют пыль тряпкой, смоченной в воде или дезинфицирующем растворе. Батареи отопле­ния, двери, кровать, предметы ухода также про­тирают. Пыль с мебели и пола убирают во время проветривания.

Все лишние вещи из комнаты больного желательно вынести. Кроватку ставят в таком месте, чтобы из форточки или окна воздух непосредственно не попадал на ребенка, но не рядом с печкой или батареями отопления; не следует завешивать ее одеялом, простыней. Ребенок должен лежать в хорошо освещенном месте, но не лицом к свету, т. к. яркий свет утомляет. Складки или неровности постели могут вызвать раздражение и даже пролежни. На кровати не должно висеть ничего лишнего (одежды, белья и др.). Ребенка накрывают теп­лым мягким одеялом или простыней в зависи­мости от колебаний температуры. Тщательно следят за чистотой кровати и постели, чтобы исключить возможность инфекции. Постель­ное и нательное белье меняют ежедневно. Около кроватки ставят столик с предметами ухода. Лекарства и другие предметы, которые могут вызвать у ребенка неприятные эмоции, держат отдельно.

Одежда ребенка должна быть легкой, удоб­ной, просторной, чтобы не нарушить крово­обращения. Для игр в кровати очень хороши пижамы из ситца и теплые кофточки. При домашнем режиме, когда врач разрешает боль­ному ходить, лучше всего теплая пижама. Чистое белье хранят в предназначенном только для больного месте (шкафу, тумбочке), грязное убирают в отдельный ящик или мешок. Белье, загрязненное рвотой или испражнениями, скла­дывают в специальный бачок (можно в ведро с крышкой) с дезинфицирующей жидкостью - 3% раствором карболовой кислоты или 0,25% раствором хлорамина. Перед стиркой раствор сливают, белье кипятят.

Кормить ребенка следует в те же часы, что и обычно (в соответствии с возрастом)„но иногда по совету врача дают ему еду чаще, неболь­шими порциями. Если он ест четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), можно ввести второй завтрак или кормить перед сном (тертое яблоко, кефир и т. п. по назначению врача). Во время еды ребенок должен удобно сидеть. При тяжелом заболевании его кормят в кровати, положив под спину подушку и создав упор для ног. Можно посадить и в кресло, на ручках которого укрепляют столик-доску, а под ноги ста­вят скамеечку. Полезная еда ребенка даст ему много энергии для игр и роста.

Лихорадящему больному дают легкоусвояе­мую пищу: молочные, протертые овощные и мясные (отварные) блюда, кефир, фрукты и др. В связи с повышением температуры тела и уси­ленной потерей воды необходимо увеличить количество потребляемой жидкости. Это спо­собствует очищению полости рта и предупре­ждает поражение слизистой оболочки желудочно- кишечного тракта, понос.

Заболевание влияет на весь организм и пси­хику ребенка, его поведение. Он в большей сте­пени, чем здоровый, нуждается в отдыхе. Уси­лению обмена веществ, улучшению кровоснаб­жения, созданию бодрого настроения способ­ствует деятельность, активное состояние ребен­ка. Этой цели могут служить детские игры, которые должны развлекать, но не утомлять. В зависимости от состояния здоровья характер игр, сами игрушки надо менять в течение дня. Лучше отказаться от крупных и тяжелых игру­шек. Они, как и громкие звуки, яркие краски, могут оказаться слишком сильными раздражи­телями для нервной системы. Не следует давать сразу много игрушек. Это создает беспорядок в кровати, утомляет, рассеивает внимание.

Отношение ребенка к играм, его поведение могут помочь в оценке течения болезни, выяв­лении начинающихся осложнений. Изменения в психике ребенка проявляются и в утрате некоторых приобретенных навыков: ребенок начи­нает рисовать мелко, не раскрашивает нарисо­ванного, перестает делать сюжетные рисунки, нередко рисует одни каракули и т. д.

Во время болезни важно охранять покой ребенка и добиваться, чтобы сон его был глубо­ким и достаточно длительным (не менее 2-3 раз в течение дня). Полезно затенить лампы, сократить до минимума шумы в комнате (гром­кие разговоры, радио, телевизор и др.). В то же время лучше не создавать дома больничную обстановку. Родители должны сохранять спо­койствие, не обсуждать громко состояние боль­ного, температуру тела, заключения и назначе­ния врачей, т. к. это может вызвать у детей (особенно старшего возраста) беспокойство и ухудшить их состояние. Выражение лиц родите­лей, родственников, их уверенность в движени­ях, жестах, словах много значат для ребенка; он быстро заражается чужими эмоциями, будучи легко внушаемым и склонным к подражанию.

Особенности ухода за больными при различ­ных заболеваниях.

Не балуйте ребенка. Когда ребенок болен, ему, естественно, уделяется много внимания. Вам приходится часто готовить ему еду и питье, и если он, например, отказывается от какого-то напитка, вы тут же охотно готовите ему другой. Вы с удовольствием покупаете ему новые игрушки, лишь бы он был счастлив и спокоен. Ребенок очень быстро привыкает к такой ситуации и начинает использовать ее в своих интересах, превращая родителей в рабов. К счастью, большинство детей выздоравливают за несколько дней. Как только родители перестают чрезмерно беспокоиться за ребенка, он прекращает выдвигать завышенные требования. Через несколько дней все возвращается на круги своя.

Если же болезнь длится долго, то постоянная чрезмерная забота и усиленный уход не самым лучшим образом сказываются на ребенке. Он становится чересчур требовательным. Если он для этого слишком хорошо воспитан, то может стать раздражительным и вспыльчивым, как избалованный вниманием публики актер. Он слишком быстро привыкает к тому, насколько хорошо быть больным и пользоваться всеобщим вниманием. Его способность к самостоятельности ослабевает подобно мышцам, которые долгое время находятся без движения.

Забота в рамках разумного

Родителям следует как можно скорее отыскать золотую середину в своем отношении к больному ребенку. Это означает, что вы должны входить к нему в комнату с приветливым и спокойным, но не озабоченным выражением лица, задавать ему вопрос о самочувствии таким тоном, словно вы ожидаете от него хороших, а не плохих новостей. Такой вопрос, видимо, стоит задавать ему только раз в день. Если вы уже на собственном опыте знаете, что именно он будет с удовольствием есть и пить, приготовьте ему эти блюда и не спрашивайте с робким видом, нравятся они ему или нет. Тем более не хвалите его за то, что он поел.

Не настаивайте, если он отказывается от еды (за исключением тех случаев, когда доктор считает, что ему необходимо усиленное питание). Если ребенок болен, то чрезмерная настойчивость очень легко может отбить у него остатки аппетита.

Если вы покупаете ребенку новые игрушки, выбирайте такие, которые будут стимулировать его воображение: кубики и конструкторы, наборы для шитья, рисования и моделирования, альбом для коллекционирования марок. Не давайте ему больше одной игрушки за раз. Дома всегда найдется множество занятий, например вырезание картинок из старых журналов, пересматривание книг, рукоделие, строительство домов и целых городов из кубиков, игра с куклами. Ребенку можно немного посмотреть телевизор или поиграть на компьютере, однако не стоит увлекаться, поскольку дети от этого становятся вялыми и такого рода занятия побуждают их подольше оставаться больными.

Если ребенок болеет продолжительное время, но состояние здоровья позволяет ему учиться, пригласите учителя или репетитора на дом или сами занимайтесь с ним каждый день. Конечно, хорошо, если вы можете много времени посвятить больному ребенку, однако вам совсем не обязательно находиться рядом с ним постоянно. Ребенку полезно знать, что у родителей тоже есть свои дела, но в случае необходимости они всегда будут в его распоряжении. Если болезнь у ребенка не заразная и врач позволяет ему общаться с другими детьми, регулярно приглашайте его друзей поиграть и пообедать с ним.

Самая трудная пора наступает, когда ребенок уже в целом выздоровел, но еще не восстановил свою былую форму. Вы сами должны решить, насколько ему еще необходим особый уход с вашей стороны. В общих чертах можно порекомендовать позволить ребенку вести свою прежнюю жизнь, насколько это позволяют сложившиеся обстоятельства. Вы уже вправе ожидать от него хорошего поведения и отношения к вам и остальным членам семьи.

Покой, питье и свежий воздух

Больного малыша могут раздражать обычные домашние звуки , особенно работающий телевизор; присутствие людей, тем более не очень знакомых; назойливое внимание близких и т. д. Это связано с тем, что все силы его организма мобилизованы на борьбу с болезнью, а любые внешние факторы этому только мешают.

Спокойнее всего кроха чувствует себя на маминых руках , и вам нужно быть готовой к тому, что он не даст зам заниматься домашними делами, поэтому либо переложите их на плечи других членов семьи, либо оставьте до лучших времен. Погладьте малышу спинку и животик, побаюкайте его, поцелуйте, расскажите ему что-нибудь хорошее. Не забывайте, что мысли и слова обладают не только информацией, но и энергией, а это означает, что «биокомпьютер» малыша воспринимает все посылы, идущие от вас. Поэтому ни в коем случае не давайте воли своим «дурным» опасениям и страхам (особенно если ребенок рядом)!

Некоторые заболевания, такие как скарлатина, корь, ветряная оспа, представляющие опасность для здоровья и даже жизни взрослых, детьми переносятся относительно легко.

При частых, но не тяжело протекающих ОРЗ не всегда следует паниковать. Количество вирусов, вызывающих заболевания, ограниченно, против них каждый раз вырабатывается иммунитет, и в конечном итоге вероятность заболевания с возрастом снижается, особенно если не забывать о закаливании малыша.

Больному малышу нужно больше пить: во-первых, при температуре организм интенсивнее теряет жидкость; во-вторых, с большим количеством воды выводятся вредные вещества (через пот и мочу).

Если кроха питается только грудным молоком, посоветуйтесь с врачом: он порекомендует, поить ребенка водой или просто чаще прикладывать его к груди, чтобы он пил первое, более жидкое, молоко.

Если же малыш находится на искусственном или смешанном вскармливании, лучше всего давать ему негазированную минеральную воду; отвар изюма, кураги; компот из свежих или сухих фруктов. Дополнительное питье еще более актуально, если у ребенка была диарея или рвота.

Бывает, что ребенок отказывается пить - попробуйте давать ему более жидкую пищу (разбавленную молочную смесь, прозрачные супы на курином бульоне). Отказ и от еды, и от питья - повод вызвать врача. В крайних случаях для предотвращения обезвоживания организма ребенка может потребоваться госпитализация.

Кормить больного малыша нужно более мелкими порциями, но почаще. Пища должна быть более жидкой - и для восполнения жидкости, и для лучшего глотания, особенно если болит горло. Во время болезни не следует вводить в прикорм новых продуктов, предпочтение должно отдаваться легкоусвояемой, нежирной, теплой пище.

Помните, что чистый прохладный воздух необходим заболевшему малышу так же, как и здоровому! Не стоит выводить на прогулку малыша, у которого заразное заболевание. Гулять не рекомендуется, если на улице холодно и ветрено, а у ребенка повышенная температура тела. Прогулки также противопоказаны в остром периоде заболевания, пробелах, слабости, плохом самочувствии. Напомним, что поддержание температуры тела на холоде требует значительных энергозатрат. Прогулки на свежем воздухе пойдут малышу на пользу, особенно если у него заболевание дыхательных путей. При затрудненном дыхании свежий воздух и вовсе является средством первой помощи. Тем не менее, если у вас есть сомнения, то обязательно посоветуйтесь с врачом. Любой малыш уникален, а приводимые нами советы носят общий характер.

Лечебные процедуры дома

Выясните у врача, какие у лекарства могут быть побочные эффекты, на какие симптомы следует обращать внимание, после применения средства сообщите педиатру о возникающих реакциях. Запишите их для себя на будущее.

Если вы уже давали и ребенку до этого какое-либо лекарство, не забудьте сказать об этом лечащему врачу: некоторые средства несовместимы между собой.

Как правило, лекарства дают лучший эффект, если принимать их через равные интервалы в течение суток. На практике же лекарства дают ребенку во время бодрствования - 3-4 раза в день.

Капли в ухо закапывают детям старше 3 месяцев. Нужно положить малыша к себе на колени больным ухом вверх и накапать в него лекарство, после чего подержать малыша в таком положении еще некоторое время. Детям до 3 месяцев лекарство капают на ватку, которую закладывают в ушко.

В некоторых случаях вам придется ставить ребенку очистительную или лекарственную клизмы.

Грудным малышам при запорах вводят от 50 до 100-120 мл жидкости. Очистительную клизму рекомендуют делать с отваром ромашки.

Для лечения некоторых воспалительных заболеваний (например, отита) применяются местные прогревания.

Во время приступа рвоты или сильного кашля с мокротой нужно держать ребенка так, чтобы он не подавился: положите малыша поперек своих коленей, лицом вниз (подставив тазик или подстелив пеленку, чтобы он мог сплевывать). Ритмично, но не сильно похлопывайте ребенка по спине. После приступа оботрите лицо малыша водой и дайте ему попить. Укладывая ребенка в кроватку, немного приподнимите ее изголовье; кладите его спать на бочок.

У детей повышение температуры тела сопровождает самые разные состояния и заболевания. Гипертермия может возникать на фоне острых заболеваний инфекционной природы (ОРВИ, пневмония, кишечные инфекции и др.), при обезвоживании организма, перегревании и т. п.

Температура тела 37–38 °C называется субфебрильной, 38–38,9 °C – фебрильной, 39–40,5 °C – пиретической (от греч. pyretos – «жар»), выше 40,5 °C – гиперпиретической. В развитии гипертермии различают 3 основных этапа: постепенное повышение температуры, период максимальных значений и снижение.

В начальном периоде повышения температуры тела происходит ухудшение общего состояния с ознобом, головной болью. Повышение температуры тела у детей первого года жизни может сопровождаться рвотой. В этот период ребенка следует укрыть одеялом, к ногам приложить теплую грелку, напоить чаем.

Период максимального повышения температуры характеризуется ухудшением общего состояния: появляется ощущение тяжести в голове, чувство жара, резкая слабость, ломота в теле. Часто возникает возбуждение, нередко судороги; возможны бред и галлюцинации. В этот период нельзя оставлять ребенка одного.

В период максимального повышения температуры тела ребенка следует часто и обильно поить, давая жидкость в виде соков, морсов, минеральной воды. При появлении сухости во рту и образовании трещин на губах необходимо периодически протирать рот слабым раствором гидрокарбоната натрия и смазывать губы вазелиновым маслом или другим жиром. При сильной головной боли на лоб кладут пузырь со льдом через сложенную пеленку или ставят холодный компресс. Следят за пульсом и артериальным давлением.

Для увеличения теплоотдачи используют воздушные ванны, обдувание тела ребенка вентилятором, обтирание кожи спиртовым раствором, охлаждение головы и участков тела, где близко расположены крупные сосуды (область печени, верхняя треть передней поверхности бедра) с помощью пузыря со льдом или холодной воды. Применяют клизмы с прохладной водой (от 10 до 20 °C), которую вводят через газоотводную трубку по 20–150 мл на 2–5 мин в зависимости от возраста. Конец трубки зажимают, затем через 2–5 мин зажим отпускают. Процедуру повторяют до тех пор, пока температура тела не понизится до 37,5 °C. Кроме того, рекомендуется промывание желудка прохладным (18–20,6 °C) изотоническим раствором хлорида натрия. Показано внутривенное введение 10–20 мл 20%-ного раствора глюкозы, охлажденного до 4 °C.

Период снижения температуры может протекать критически либо литически. В первом случае температура падает быстро (с 40 °C до 36 °C), критически. Одновременно происходит резкое снижение сосудистого тонуса и артериального давления. Пульс становится слабым, нитевидным. Развивается слабость, потоотделение.

Ребенка необходимо согреть с помощью грелки, напоить крепким теплым чаем, переодеть в чистое и сухое белье, предварительно вытерев тело.

Постепенное снижение температуры тела, называемое литическим, сопровождается небольшой испариной и умеренной слабостью.

Температурящий ребенок нуждается в назначении соответствующей диеты. Кормить больного ребенка нужно чаще и дробными порциями, уменьшив в рационе количество белка животного происхождения.

Уход за детьми с заболеваниями органов дыхания

Заболевания органов дыхания у детей занимают первое место среди всех прочих болезней, встречающихся в детском возрасте. Чаще всего дети болеют острыми респираторными вирусными инфекциями, пневмониями, бронхитами, несколько реже аллергическими заболеваниями.

Для облегчения дыхания детям приподнимают головной конец кровати или под спину ребенка подкладывают подушку (свернутое одеяло). Детей грудного возраста берут на руки, чаще изменяют положение их в кровати. Необходимо тщательно ухаживать за кожей и слизистыми оболочками, а также ежедневно осуществлять уход за носовыми ходами, ушными раковинами, волосами и полостью рта.

У больных детей аппетит снижен , поэтому объем пищи уменьшают, а количество жидкости, наоборот, увеличивают.

При насморке перед кормлением производят туалет носа, очищая носовые ходы с помощью ватного жгутика, смоченного вазелиновым или другим маслом. При необходимости закапывают назначенное врачом лекарственное средство.

При кашле , который может быть как сухим, так и влажным с отделением мокроты, необходимо способствовать отхождению мокроты. Детям с сухим кашлем дают теплое молоко с бикарбонатом натрия (в стакан теплого молока на кончике ножа добавляют питьевую соду). Показаны также ингаляции настоя зверобоя (1 ст. л. травы настаивают 30 мин в стакане кипятка, затем процеживают и вдыхают при помощи ручного ингалятора), полоскание горла настоем эвкалипта. При наличии влажного кашля для лучшего отхаркивания дают настои из корня девясила, травы термопсиса, травы мать-и-мачехи или «Боржоми» с теплым молоком. Для уменьшения воспалительных изменений дыхательных путей используют горчичники, банки.

При одышке , затруднении дыхания с нарушением ритма и силы дыхательных движений ребенку придают в постели приподнятое положение. Под спину подкладывают подушки, освобождают от тяжелого одеяла и стесняющей одежды. По показаниям проводят оксигенацию с использованием увлажнителя, дозатора кислорода.

Уход за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

При уходе за детьми с заболеваниями желудочно-кишечного тракта наряду с соблюдением лечебно-охранительного режима обращают особое внимание на организацию лечебного питания и водного рациона, на заботу за полостью рта и функционированием кишечника.

Основными симптомами являются диспептические расстройства (тошнота, рвота, отрыжка, понос и пр.) и боли в животе. При тошноте больного успокаивают, дают выпить 0,5 стакана воды с 2–3 каплями нашатырного спирта. При возникновении рвоты усаживают, закрывают грудь полотенцем, пеленкой или клеенкой, подносят чистый лоток или ставят тазик. В лежачем положении следует повернуть голову набок, наклонив ее ниже туловища, поднести лоток. После рвоты необходимо прополоскать рот теплой водой, вытереть губы и углы рта, убрать с кожных покровов тела попавшие частицы рвотных масс. С целью прекращения рвоты ребенку желательно дать выпить холодной воды, проглотить кусочки льда, принять несколько мятных капель или 2–3 мл 1%-ного раствора новокаина.

Отрыжка указывает на повышенное давление в желудке. Детям с отрыжкой нужно есть медленно, небольшими порциями, тщательно пережевывая пищу.

Изжога – ощущение жжения по ходу пищевода. Она обусловлена забросом в пищевод кислого желудочного содержимого. Для облегчения состояния ребенку необходимо дать 0,5 стакана молока или щелочной воды («Боржоми», «Смирновской», «Славянской»), жженую магнезию, гидрокарбонат натрия.

Метеоризм (вздутие живота) – следствие усиленного газообразования и замедленного продвижения газов по кишечнику. Уменьшают или снимают метеоризм прием активированного угля по 0,5–1 таблетке 2 раза в день, клизмы с настоем ромашки.

Запор – задержка стула в течение 48 ч. Различают атонические и спастические запоры. Атонические запоры есть следствие ослабления кишечной мускулатуры и перистальтики; спастические – результат повышенного тонуса мышц толстой кишки. При первых из рациона питания ребенка исключают легкоусвояемые продукты и назначают диету, состоящую из продуктов с большим количеством растительной клетчатки. Вырабатывают ежедневный рефлекс на опорожнение кишечника путем подбора дозы послабляющих средств в основном растительного происхождения (ревеня, коры крушины), реже солевых растворов (20%-ного раствора сульфата магния). При спастических запорах из рациона исключают грубую, богатую клетчаткой пищу. Дают успокаивающие лекарственные средства – валериану, бромиды.

Понос наиболее часто возникает при кишечной инфекции, реже наблюдается при кишечном дисбактериозе, недостаточности поджелудочной железы, энтерите. Каловые массы подлежат лабораторному исследованию. После этого назначается лечение.

Боль в животе – частый и характерный признак острого или обострения хронического заболевания желудочно-кишечного тракта. Необходима врачебная консультация и квалифицированная медицинская помощь.

Уход за детьми с заболеваниями кожи

К поражениям кожи у детей, требующим медицинской помощи, относят экзему, потницу, гнойничковое поражение, опрелости.

Экзема – наиболее распространенное у детей заболевание кожи аллергического характера. Проявляется покраснением и отечностью кожи, большим количеством микровезикул (пузырьков), мокнутием с последующим образованием корок и шелушением. Поражается волосистая часть головы, ушные раковины, шея, туловище.

При уходе за больным с экземой особое внимание обращают на питание ребенка и матери. Из рациона исключают продукты, которые могут вызвать обострение заболевания (аллергены), ограничивают сладкое и соленое.

При мокнущей экземе назначают примочки. Марлевые салфетки из 4–5 слоев смачивают в назначенном лекарственном растворе, накладывают на пораженный участок кожи. Салфетки меняют через 15–20 мин. По исчезновении острых воспалительных явлений переходят к применению болтушек-суспензий, в которых содержится тальк или цинк.

Чтобы избежать расчесов от зуда, ребенку надевают варежки, зашивают рукава.

При экземе по назначению врача используют лечебные ванны, которые могут быть общими и местными. Ванны назначают через день или реже. В воду добавляют специальные лекарственные средства. Наиболее распространенные ванны – крахмальные, содовые, с настоем из череды или ромашки.

Крахмальная ванна – 100 г картофельной муки, разведенной в холодной воде, добавляют в воду, приготовленную для ванной.

Содовая ванна – 1 ст. л. питьевой соды на ведро воды.

Ванна с настоем череды – 1 ст. л. травы на стакан кипятка. Настаивать 10 мин. 1 стакан настоя на ванну. То же для ванны с ромашкой.

При сухих формах экземы можно использовать ванны с танином (20 г на ванну), отваром дубовой коры (200 г на 1 л воды), раствором перманганата калия (0,3 г на 10 л воды).

Потница развивается вследствие раздражения выводных протоков потовых желез. Для предупреждения потницы следует использовать рациональную одежду с учетом температуры окружающей среды. Температура помещения, где находится ребенок, не должна превышать 22 °C. При потнице делают марганцевые ванны. В ванну подливают 5%-ный раствор перманганата калия до появления розовой окраски. Время приема ванны – 5–7 мин.

Гнойничковые заболевания кожи (пиодермии) – наиболее часто встречающиеся дерматозы у детей. Возбудителями пиодермии являются стафилококки и стрептококки. Входными воротами для инфекции у новорожденного являются область пупка и любые незначительные повреждения кожи. Появлению пиодермии способствует загрязнение кожного покрова.

Лечение при гнойничковых поражениях кожи зависит от характера заболевания, глубины и распространенности поражения.

Гнойничковые элементы, эрозии обрабатывают 1%-ным раствором анилиновых красителей или дезинфицирующими мазями. После отпадения гнойных корочек, на пораженные места наносят 1%-ную эритромициновую или 5%-ную полимиксиновую мазь и др.

Здоровые участки вокруг пораженной кожи обрабатывают 2%-ным салицилово-борным или камфорным спиртом.

У детей грудного возраста нередко в области кожных складок, ягодиц, промежности появляется покраснение – опрелости . При опрелостях рекомендуется свободное пеленание. Не следует применять пеленки из искусственных материалов, клеенку. При покраснении кожи следует пораженные участки присыпать порошком, содержащим оксид цинка, тальк, или смазывать простерилизованным маслом: подсолнечным, персиковым, миндальным, а также детским кремом.

Больной человек нуждается в благоприятных условиях, помогающих преодолеть заболевание или улучшить самочувствие. Различают общий и специальный уход за больным ребенком и пожилым пациентом. Общий заключается в поддержании чистоты и порядка в комнате, в заботе о чистоте постельного и нательного белья, тела и волос. Ухаживающий за больным организует его питание, помогает принимать пищу и совершать физиологические отправления. Кроме того, он постоянно наблюдает за состоянием пациента и выполняет назначения врача.

Уход за пожилым человеком

Ухаживая за пожилыми больными, следует быть особенно внимательными: болезни зачастую протекают у них малосимптомно, а риск развития осложнений, напротив, достаточно велик.

Нередко заболевания у пожилых пациентов протекают малосимптомно, что связано со сниженной реактивностью организма. При этом увеличивается риск осложнений болезни. Именно поэтому за такими больными требуется особо внимательное наблюдение.

Пожилые больные плохо переносят изменение температуры воздуха, нарушение режима питания, громкие звуки или яркий свет. Вот поэтому микроклимат в комнате больного и все процедуры должны оставаться без изменений. У таких пациентов нередко возникают и инфекционные осложнения. Рекомендуется уделять особое внимание гигиеническим процедурам, приобретать специальные средства и приспособления, значительно облегчающие жизнь больного и его родственников (одноразовые подгузники, противопролежневые матрацы, косметические средства с ухаживающими компонентами и так далее).

Ухаживающий за таким больным должен быть готов к изменениям психики пациента:

  • эмоциональная неустойчивость, плаксивость, раздражительность;
  • обидчивость и капризы;
  • нарушение памяти и мышления;
  • отсутствие критики к своему состоянию;
  • беспомощность в быту;
  • неопрятность, нежелание следить за своим внешним видом.

Терпение, внимание, дружелюбное отношение и спокойствие – главные помощники в уходе за престарелыми больными.

Эти пациенты при долгом пребывании в кровати склонны к развитию и тромбоэмболических осложнений. В связи с этим по рекомендации врача нужно сокращать сроки постельного режима, побуждать больного передвигаться, делать дыхательную гимнастику, массаж. Все эти процедуры нередко вызывают недовольство пациента, которое нужно спокойно, но настойчиво преодолевать.

Кормить пожилого человека нужно пищей, богатой белками и витаминами. Обязательна борьба с . Необходим полноценный сон. Не следует без необходимости помещать старого человека в стационар: в больнице риск инфицирования госпитальной микрофлорой значительно выше, уход обычно хуже, кроме того, попадание в незнакомое место может спровоцировать психическое расстройство.

Уход за детьми


Заболевшему ребенку следует вызвать врача, а ожидая его измерить температуру, умыть ребенка и одеть в чистую одежду.

Если в семье заболел ребенок, нужно вызвать врача. До его прихода следует умыть малыша, переодеть в чистую одежду, измерить температуру и уложить в постель. Если ребенок активен, необходимо занять его спокойной игрой или рисованием. Нельзя давать никаких лекарств до визита врача. Если у малыша есть рвота или , его не нужно кормить, можно давать лишь подслащенную воду или некрепкий чай.

Если есть признаки инфекционного заболевания, ребенка изолируют от других членов семьи в отдельной комнате, выделяют ему свою посуду, горшок, полотенце, таз. Содержимое горшка желательно сохранить до визита врача, особенно если кал имеет патологические примеси.

Во время лечения необходимо соблюдать назначения врача и поддерживать чистоту. Умывают малыша каждое утро, нос и уши чистят ватными жгутиками (не палочками!). Полоскать рот следует после каждого кормления.

Подмывать ребенка нужно 2 раза в день, используя влажную вату или пеленку и таз с теплой водой. Если врач разрешил купать малыша, необходимо проводить ванну с температурой воды 38 градусов не дольше 5 минут, после чего укутать больного теплой простыней, уложить в согретую постель и напоить теплым чаем или водой из поильника.

После купания кожу в складках, вокруг заднего прохода хорошо промокают и наносят детский крем или специальные мази (Бепантен и другие) для профилактики опрелостей. Все процедуры должны как можно меньше утомлять ребенка.

Руки малыша моют с мылом каждую по отдельности, лучше в тазу с теплой водой, ногти коротко остригают. При удовлетворительном состоянии больной может пользоваться общим туалетом или горшком. В тяжелых случаях применяется судно или глубокая миска, которую нужно предварительно согреть.

Проводится ежедневная влажная уборка с дезинфицирующим средство и проветривание комнаты. Ребенка на это время переносят в другое помещение или хорошо укрывают, защищая от сквозняков. В комнате не должно быть лишней мебели, одежды, игрушек. Кроватку нельзя ставить у окна, возле батареи или печки. Она должна хорошо освещаться солнечными лучами, но при этом яркий свет не должен беспокоить больного.

Игрушки лучше выбирать небольшие и легкие и давать их по 1-2 в течение дня, периодически меняя, чтобы ребенок не устал. Не следует заставлять больного лежать весь день в кровати, если не требуется строгий постельный режим. Умеренная активность способствует улучшению кровообращения, усиливает обмен веществ и поддерживает хорошее настроение.

Одеть малыша лучше в хлопчатобумажную трикотажную пижаму, не стесняющую движений. Одежду следует менять ежедневно, замачивая ее перед стиркой в растворе дезинфицирующего средства. Если на белье попала рвота или испражнения, его следует прокипятить и прогладить горячим утюгом.

Кормят больного ребенка по обычному расписанию. Можно добавить 1 перекус, например, второй завтрак. Больному полезны кефир, протертые мясные и овощные блюда, кисели, компоты. Поить малыша нужно чаще, чем обычно.

Хорошо, если больной будет спать 2-3 раза в день. В это время следует приглушить свет, выключить телевизор и не шуметь. Не стоит при ребенке обсуждать его болезнь с другими взрослыми, читать заключения врача, чтобы не испугать больного. Для ребенка важна уверенность родителей в скором выздоровлении, забота и эмоциональный покой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!