Женский журнал Ladyblue

Проект опытно - экспериментальной деятельности. Проект опытно- экспериментальная деятельность в средней группе


Цель проекта: Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.


Задачи: Расширять представление детей о свойствах окружающего мира. Знакомить с различными свойствами воды, песка, камней. Учить детей делать выводы на основе опытов. Участвовать в посильной практической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.


Актуальность проекта: Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.




Игра с водой « Веселые капельки » Игровая ситуация: « Разноцветные капельки » (опыт окрашивания воды гуашью и рисование пальчиками) « Будем учиться заваривать чай » (Знакомство с горячей водой) Занятие « купание куклы Нюши » (опыт превращение воды из горячей в теплую). Ознакомление с художественной литературой « Течет река » (стих Б. Заходер). Игра с водой « Тонет – не тонет ».













Авторы: Воспитатель Боряева Ирина Валерьевна
Воспитатель Белова Татьяна Валерьевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4»
Пензенская область, г. Заречный
2015 г.

ПРОЕКТ
«Экспериментальная деятельность детей в средней группе»
«Волшебный песок»
Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, средней продолжительности.
Срок реализации: июнь – август.
Актуальность: Песок обладает свойством погашения негативной энергии. Он очищает энергетику ребенка и стабилизирует его эмоциональное состояние.
Играя в песок, ребенок пропускает его между пальцев, вместе с потоком песка уходит напряжение, ребенок расслабляется и его эмоциональное самочувствие улучшается. Это служит прекрасным средством для развития и саморазвития детей.
В процессе игры с песком у детей развивается тактильно-двигательная чувствительность, координированные движения кистей и пальцев рук, что способствует успешной работе по подготовке руки к письму, по формированию навыков самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Благотворное влияние оказывает и на развитие речи, и на формирование навыков общения, и на взаимодействие между собой.
Цель:
формировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления о песке, его свойствах;
развивать логическое и диалектическое мышление и поведение через поисково-познавательную деятельность.
Задачи проекта:
создавать условия для наблюдения за песком;
развивать наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
расширить представления о песке, используя практические опыты;
формировать познавательную и творческую активность детей;
развивать коммуникативные умения;
формировать у детей бережное, ответственное отношение к песку.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Оборудование: песок, глина, пластиковые стаканы, вода, строительные материалы для построек из песка, воронки, мензурки, стаканчики, конструктор, краски, кисточки.

Схема осуществления проекта «Волшебный песок»

Игровая деятельность
Игры на развитие мелкой моторики рук:
«Отпечатки наших рук»
«Мина»
«Отгадай загадку»
«Чувствительные ладошки»

Комплекс упражнений для развития психики ребенка и мелкой моторики рук

Речь и речевое общение
1. Игры на развитие фонематического слуха

2.Познавательные игры на песке:
Игры, направленные на знакомство с окружающим миром
Режиссерские игры

Беседы
«Для чего нужен песок?»
«Представь себя песчинкой»
«Кто живет в пустыне?»

Пальчиковая гимнастика

Знакомство с худ. литературой
Чтение рассказа Г.Снегирева «Пустыня»

Изобразительная деятельность
Рисование
«Лето» (палочкой или пальцем)
«Осьминожки» (ладошкой)
«Животные пустыни» (восковыми мелками и акварелью)

Лепка
Персонажи сказки «Теремок»
Персонажи сказки «Колобок»

Социальное развитие
Комплекс упражнений для развития психики ребенка

Опытно-исследовательская деятельность
Опыты:
«Сыпучий песок»
«Движение песка»
«Мокрый песок»
«Песочные часы»
«Песок и глина»

Работа с родителями
Консультации для родителей:
«Для чего нам нужен песок»
«Что такое песочница»
«Игры с песком»

Приложение 1
Литература: Использован текст сказки «Колобок»

Режиссерские игры. Сказка на песке «Колобок»
Цель:
развивать у детей диалогическую речь;
развитие мелкой моторики рук;
учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
снятие эмоционально-психического и телесного напряжения;
прививать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (колобок, баба, дед, заяц, лиса, волк, медведь, домик, деревья), волшебный мешочек, мягкая игрушка - колобок.

Вступление: Мешочек в котором находится колобок. Дети по очереди на ощупь пытаются определить, что в мешочке. После того, как дети узнали, вынимаем колобка, сообщаю, что он приглашает в свою сказку.

Вхождение в сказку:
Колобок может подарить нам волшебную силу. Встаньте полукругом и прикоснитесь к колобку одним пальцем. Закройте глаза и почувствуйте, как от колобка идет к вам сила. Вот она наполняет всю руку, поднимается через шею в голову, опускается в грудь, живот, ноги. Теперь все ваше тело заполнилось волшебной силой, и вы оказались в сказке «Колобок».
(Дети выбирают героев сказки).
Сказка:
«Жили-были старик со старухой».
Воспитатель:
- Где они жили?
- В домике.
(Дети выбирают место, где будут строить домик).
Вот и просит старик:: " Испеки мне, старая, колобок."
- Да из чего испечь?
Воспитатель:
Из чего пекут пироги?
Из муки.
Правильно из муки, а муки нет.
«Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби - вот и наберется»
(Дети метут пальчиками, скребут песок).
Скатала колобок.
(Дети ладошками катают колобок).
Изжарила его в масле и положила на окно просохнуть. Надоело колобку лежать, он и покатился.
Воспитатель:
Куда покатился колобок?
В лес по тропинке.
(Дети пальчиком ведут по песку).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Заяц)
" Колобок, колобок я тебя съем".
" Не ешь меня, я тебе песенку спою!» - и запел:

Я колобок, колобок
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешен.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
От тебя заяц и подавно уйду.
И покатился колобок дальше. Вот он катится, катится и навстречу ему
Воспитатель:
- Кто? (Волк)
« Колобок, колобок я тебя съем!»
«Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!» - и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя волк и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
(Дети пальчиком водят по песку).
И навстречу ему
Воспитатель:
Кто? (Медведь)
" Колобок, колобок я тебя съем!"
- Не ешь меня медведь, я тебе песенку спою,- и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя медведь и подавно уйду.
И покатился колобок дальше.
Воспитатель:
Кто встретился ему дальше?
Лиса.
Воспитатель:
- Лиса какая?
- Рыжая, красивая, хитрая, ласковая,
Увидела она колобка и говорит: "Какой ты хорошенький, какой ты пригоженький".
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку:
Дети поют вместе с воспитателем.
Я колобок, колобок
От тебя лиса и подавно уйду.
" Славная песенка!" - сказала лиса. - " Да то беда, голубчик, что я стара стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек».
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:
Дети поют вместе с воспитателем.
«Я колобок, колобок»
А лиса его - гам - и съела.
Воспитатель:
- Ребята, вам жалко колобка?
- А деда с бабой?
- Чем мы можем им помочь?
- Испечем им колобок.
(Дети поливают песок и катают колобки).
Заключение:
Воспитатель:
Закончилось наше сказочное путешествие.
Каким был конец сказки: грустным, радостным, спокойным?

Приложение 2
Литература: Использован текст сказки «Теремок»
Режиссерские игры. Сказка на песке «Теремок».
Цель:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли;
- учить детей передавать интонацией характеры персонажей сказки;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать любовь к сказкам.
Материал: набор мелких игрушек (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, теремок, деревья), лейка с водой, травка, цветы.
Вступление: Сегодня мы отправляемся в сказку, где герои - дикие животные. Кто такие дикие животные?
- Живут в лесу, сами о себе заботятся, строят жилье.
- Может вы сами назовете сказку, где героями являются дикие животные?
- «Теремок».
Вхождение в сказку:
- Я вас приглашаю в сказку «Теремок».
(На полке стоят дикие и домашние животные, другие игрушки. Дети отбирают себе животных, которые живут в сказке.)
Прижмите его к себе, погладьте и получите волшебную силу для путешествия по сказке. Получилось?
Раз вдохнули, Два вдохнули,
Хлопнули в ладошки
А теперь садимся рядом,
Как в земле картошки.
У нас чистое поле, что нужно построить нам для сказки?
- Теремок.
- А где мы его построим?
(Выбираем место)
- Нужно построить так, чтобы теремок было видно далеко-далеко. Для этого нужно собрать ладошками песок, чтобы получился холм, гора.
Ну, вот теремок готов.
- Где живут звери?
- В лесу.
- Что такое лес?
- Где много деревьев и кустарников.
- Сейчас мы с вами посадим деревья, нужно пальчиком сделать углубление и посадить дерево, прикопать его, чтобы не упало.
- Поселите животных.
- А лягушка у нас осталась. Что ей нужно?
- Болото.
- Что такое болото?
- Углубление, заполненное водой, там растет трава.
(Делаем углубление, поливаем водой, сажаем лягушку на листочек).
- Для чего листья на болоте?
- Лягушка греется на солнышке, просто квакает и прячется под листочек от аиста, цапли.
Сказка начинается.
Сказка:
Стоит в поле теремок...
(Дети двигают фигурками вокруг теремка и озвучивают их).
- Медведь сломал теремок. Что им делать? Где они будут жить? Как им помочь?
- Построить новый теремок. Большой, красивый, чтобы всем места хватило и мышке и медведю.
(Строим новый теремок).
- Ой, какой красивый теремок. Чтобы им здесь было уютно, хорошо сделаем клумбу и посадим цветы.
(Дети сажают цветы в песок, поливают из лейки; пальчиком проводят по песку - тропинки).
- Как вы думаете, нравиться зверюшкам в новом теремке?
-Да.
- Чему же нас учит сказка?
- Жить дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Заключение:
Воспитатель:
Сказка закончилась, но мы обязательно сюда вернемся.


Приложенные файлы

МБДОУ «Детский сад №8 КВ» города Пикалево

« Экспериментирование в средней группе »

Методическая разработка проекта

Стахеева Людмила Владимировна

г.Пикалево, 2016 год

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

Вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К.Е.Тимирязев .

Актуальность

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит : «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается его познавательная активность .

Общая характеристика проекта

Данный проект рассчитан на детей среднего дошкольного возраста.

Объем проекта : работа основывается на годовом планировании детского сада, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Срок реализации с сентября 2016 года по май 2017 года.

Цель: создание необходимых условий для развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе опытно экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить проблему развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

3. Выявить уровень развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

4. Интеграция опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста с другими видами деятельности в ДОУ.

5. Создать необходимые условия для развития исследовательской активности детей среднего дошкольного возраст средствами физического экспериментирования.

5. Создать необходимые условия для формирования практических и умственных действия детей среднего дошкольного возраста.

6. Развивать любознательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

7. Развивать познавательный интерес детей в процессе эксперимента, установление причинно-следственной зависимости, умения делать выводы.

8. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

9. Знакомить воспитанников со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.).

10. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

11. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

12. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

13. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .

14. Заинтересовать и привлекать родителей воспитанников в процессы экспериментирования в ДОУ и дома.

Условия реализации: группа детей, специально организованная среда, образцы, материал для работы.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Сроки реализации: учебный год 2016-2017.

Участники:

  • Дети
  • Родители
  • Воспитатели

Формы взаимодействия:

1. Формы образовательной работы с детьми:

* Непосредственно образовательная деятельность;

* Продуктивная деятельность;

* Игровая деятельность.

2. Формы работы с родителями:

* Консультации;

* Родительские собрания;

* Открытые занятия;

* Буклеты.

3. Формы работы с педагогами:

* Открытые занятия;

* Консультации.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд.

Очень взаимосвязаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонне и важна. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Предполагаемый результат:

1.Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «Детство».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

Основные принципы организации детского экспериментирования:

Связь теории с практикой.

Развивающий характер воспитания и обучения.

Индивидуализация и гуманизация образования.

Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

Целостность и системность обучающего процесса.

Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Обобщая немногочисленный материал по экспериментированию с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Практическая деятельность по достижению поставленной цели,

решение задач

№ п/п

Способ реализации

Цель

Задачи

Срок

Постановка цели и задач проекта.

Наметить пути решения проблемы.

Сентябрь

Изучение литературы, подбор методического и практического материала.

Найти эффективные способы реализации проекта.

Сентябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

1.Открытое занятие «Органы чувств»

Занятия:

2. «Узнаем, какая вода» (свойства воды)

3. «Свойства песка»

Дать знания по теме «Органы чувств»

Выявить свойства воды

Выявить свойства песка

Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье;

Способствовать формированию интереса к познанию своего тела;

Совершенствовать знания детей о профилактике заболеваний органов чувств;

Воспитывать наблюдательность, любознательность, инициативность;

Вызвать у детей сопереживание, желание придти на помощь тем, кто в ней нуждается.

Сентябрь-октябрь

Октябрь

Октябрь

октябрь

Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

«Поиграем с ветерком»

3. «Что в коробке»

Проводить эксперименты с детьми

Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что 5свет не проходит через епрозрачные предметы.

Ноябрь

Консультации для родителей по экспериментированию(в рамках тематического планирования).).

Формировать осознанное желание у родителей к выполнению простых опытов с детьми в домашних условиях.

Декабрь - Апрель

1.«Почему осенью бывает грязно»

2.Семейный проект «Опыты на кухне» + папка-передвижка в родительском уголке по данной теме

Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Взаимодействие родителей и детей с целью получения какого-то результата

декабрь

1. Свет и тень.

2. Замёрзшая вода.

Задачи : познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы

Задача : выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды

январь

Тающий лёд.

Разноцветные шарики

«Снег, какой он?»

Задача : определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Задача : получить путём смешивания основных цветов новые оттенки : оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Создание «копилки опытов и экспериментов

Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

февраль

«Игры с соломинкой»

Таинственные картинки.

Всё увидим, всё узнаем.

Песочная страна.

Где вода?

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

Задача : показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

Задача : познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением

Задачи : выделить свойства песка : сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Задачи : выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства : сыпучесть, рыхлость

Март

Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике»

Фокусы с магнитом.

Солнечные зайчики.

Что растворяется в воде?

Что отражается в зеркале?

Волшебное сито.

Цветной песок.

Игры с песком.

Фонтанчики.

Сплочение работы с родителями, показать результат работы

Задача : выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Задачи : понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) .

Задача : показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ

Задачи : познакомить детей с понятием «отражение» , найти предметы, способные отражать

Задачи : познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность

Задачи : познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом) ; научить пользоваться тёркой.

Задачи : закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Задачи : развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Апрель-май

Апрель

Апрель

Апрель

Апрель

Май

Диагностика исследовательской активности детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Что исследуется, изучается

Критерии оценки

Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

«Что мне интересно?»

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми.

«Что нам интересно?»

Группе детей предъявляют те же предметы, что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде.

«Кораблекрушение»

Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.

Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.

2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде.

«Перевертыши»

1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.

Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой.

3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,

2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.

1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем.

2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).

Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке?

3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.

3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу?

Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.

«Сахар»

Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».

Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»

3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью.

Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке), как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось?

3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;

2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.

1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.

Критерии, уровни усвоения программы

Высокий уровень (2,45 – 3 балла) –

Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Результаты мониторинга на начало учебного года (сентябрь 2016)

Таким образом, результаты мониторинга на начало учебного года показали следующее:

С высоким уровнем развития – 19% (4) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 62% (13) - в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития – 19% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Список используемой литературы:

  1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста »;
  2. Нищеева Н. В. «Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ ;
  3. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
  4. научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.;
  5. Журнал «Ребенок в д/с» №2, 2014 год
  6. «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко.
  7. maam.ru, сайт.

Возьмите магнит и определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Разделите на две группы.

Какой вывод можем сделать?

Дидактическая игра «Покажи стрелочкой»

Дидактическая игра в кругу с мячом “Притянет – не притянет”.

Ребята представьте что, мяч – это магнит, я вам буду говорить предметы, если вы считаете, что магнит притянет этот предмет, вы ловите мяч, если не притягивает, то не ловите.

Предметы, которые притягивает магнит, называют магнетическими, предметы, которые магнит не притягивает, – немагнетическими. У магнита есть магнитное поле – это пространство вокруг магнита. Оно не у всех магнитов одинаково. Чем больше магнит, тем сильнее магнитное поле, чем меньше магнит, тем магнитное поле слабее. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

У вас на столе есть магниты, окрашенные в синий и красный цвет. Поднесите два магнита друг к другу. Переверните один из магнитов другой стороной и снова поднесите магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. Делаем вывод, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые - отталкиваются.

Послушайте, что дальше случилось с нашими поросятами. Однажды летом они пошли купаться на речку. Погода была очень хорошая, ярко светило солнышко. Они очень весело провели целый день. Когда они вечером пришли домой, то не нашли ключ от дома. Они поняли что ключик, скорее всего, упал в воду. Они вернулись на речку и при помощи волшебного магнита достали ключик из воды.

А как они это сделали, мы сейчас с вами посмотрим. Берем ключик, опускаем его в тазик с водой. На веревку прикрепляем магнит, опускаем магнит в воду и смотрим как, ключик притягивается к магниту.

Ребята, какой вывод можно сделать?

Сила магнита действует сквозь воду. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять, кабель или держать под рукой нужные инструменты.

Вечерами поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф, и Нуф-Нуф очень любили играть в разные игры. Особенно им нравилось играть машинками, устраивать гонки. Сейчас мы с вами тоже устроим гонки. Нам в этом помогут наши магнитики.

У нас есть лист картона, на котором нарисована трасса, и есть металлические машинки. Сверху на трассу мы поставили наши машинки, снизу прикрепили магниты. Начинаем передвигать магнит под картоном. И что же мы с вами видим?

Правильно, машинки начинают двигаться. - Какой вывод мы можем сделать?

Машинки двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который двигают под картоном. Сила магнита, проходя через картон, притягивает металлические машинки, вынуждая их следовать за магнитом. Если картон будет слишком толстый, чтобы сдвинуть предмет понадобиться очень большой, мощный магнит.

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника, или рисунки к магнитной доске

Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Занятие проходит через области: познание (центр экспериментирования), творчество (центр творчество), здоровье (центр физкультуры и спорта); разделы: ознакомление с окружающим миром, экология; рисование.

Цель занятия : поддерживать познавательную и речевую активность в процессе игрового экспериментирования с предложенными материалами и предметами, ознакомление со свойствами предметов (лёгкий, тяжёлый, плавает, тонет, не тонет).

Задачи: 1.Продолжать формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (дерево, камушки, бумага) на примере взаимодействия их с водой. 2.Закрепить представления о качестве некоторых предметов – плавучесть. 3.Развивать у детей восприятие, наглядно-действенное мышление, наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы. 4.Воспитывать аккуратность, отзывчивость, умение слышать взрослого, интерес к совместным занятиям.

Словарная работа : обогащать словарь детей глаголами и качественными прилагательными: плавать, тонуть, плотный, тяжёлый, лёгкий и др. Активизировать речь детей в процессе игрового экспериментирования.

Предварительная работа : опыты с предметами, определение их веса, знакомство со свойствами материалов впитывать воду.

Демонстрационный материал : корзинка, сосновая веточка, грибок, шишка, схемы к выводам опытов, картинкамедведя, маленькая игрушка медведя, плакат «Мишка и ежик пьют чай» деревянный плот.

Раздаточный материал : цветные эмблемы для деления по центрам, камушки, дерево по количеству детей в подгруппе, полоски бумаги на каждого ребенка, карточки с ежиком, краски 2-х цветов (серая, желтая), резиновые мячики с шипами по количеству детей в подгруппе.

Результат: Знать способы обследования разных материалов и предметов на примере взаимодействия их с водой. Уметь наблюдать и сравнивать. Иметь представление о свойствах предметов.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88 комбинированного вида»

Кратковременный проект по экспериментированию в средней группе «Мыло-фокусник»

Составила воспитатель:

Левина Т.В.

Предлагаю вам работу по экспериментированию с детьми средней группы по теме "Мыло-фокусник". Данный материал будет полезен воспитателям средних групп, эта работа направлена на развитие наблюдательности, любознательности.

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением мыла; развивать любознательность, наблюдательность, смекалку; закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Материал: Кусочек мыла(туалетного или хозяйственного), ванночка, губка, салфетка, трубочка, лист бумаги, карандаши на каждого ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!