Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции
Проект « Волшебный рюкзачок» Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. К сожалению, уходят в прошлое замечательные традиции семейного чтения
В проекте используется принцип «кольцевой почты»: рюкзачок передается из семьи в семью «Волшебный рюкзачок» это ярко оформленный ранец, в который помещаются книги для детей, тетради для ведения читательского дневника, книги для родителей. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы. А для родителей это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или «как стать родителем читающего ребенка»
Каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей В рамках проекта объявляется конкурс «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и классов, участвующих в проекте проводятся литературно – игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка»
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению на тему прочитанных книг родителей и детей в классе, дома и в школе. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения. В течение учебного года «Волшебный рюкзачок» будет передаваться из семьи в семью, а итоги будут подведены 15 мая в Международный день семьи. В этот день состоится праздник-закрытие проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». Затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое путешествие…
Для работы проекта подготовлена книжная выставка «Читаем вместе». Очень важно, когда родители читают вместе с детьми. Как говорит, известный детский специалист по чтению Инесса Николаевна Тимофеева: « Дети больше чем игрушкам радуются, когда родители читают им книги. Причина детской радости простая: дети жаждут общаться с родителями- вместе с мамой, папой читали, переживали, радовались, печалились.» Не случайно, эпиграфом книжной выставки «Читаем вместе» являются слова французского педагога Жанте Гарнер: «15 минут чтения – общения в день достаточно, чтобы получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался»
Книги для родителей Лопатина, А. Беседы и сказки о семье: 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома: практические советы, стихи, сказки, рассказы, диалоги, мнения детей /А. Лопатина, М. Скребцова. - М.: Амрита- Русь, – 110 с. Запаренко, В. Поиграем в сказку Буратино, Чиполлино/ В. Запаренко.- СПб.: Нева; М.: Олма- Пресс, 2002 – 63 с.
Работа во время путешествия рюкзачка... В рамках проекта «Волшебный рюкзачок» проведено литературно- игровое мероприятие «Читаем вместе»: конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка». Дети совершили литературное путешествие по страницам прочитанных книг, участвовали в викторинах «Подбери слова из текста» и «Выбери правильный ответ» Находили ошибки в названиях произведений, играли в пословицы «К каким из перечисленных рассказов можно отнести представленные пословицы», принимали участие в обсуждении маленьких рассказов из «Волшебного рюкзачка». В завершение рассказали о впечатлениях: какой рассказ понравился, какой эпизод в книгах из рюкзачка запомнился, какие любимые герои появились, с кем хотелось бы подружиться и кому подражать
Состоялось очередное занятие проекта «Волшебный рюкзачок», экскурсия по фотогалерее «Читаем вместе». Занятие было творческим, с активным участием детей. Участники проекта придумывали название своим снимкам-моментам из жизни «рюкзачка», комментировали и защищали свои фотографии, представленные на конкурс «Мой волшебный рюкзачок», рассказывали о понравившихся эпизодах из книг. Приняли участие в литературной викторине «Парад литературных героев» из «Волшебного рюкзачка» Путешествие по фотогалерее
Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные и песенки, прибаутки и считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности, - говорит заведующий отделом обслуживания младших школьников ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека» Людмила Самбуева.
И не случайно эпиграфом к выставке «Читаем вместе» взяты слова французского педагога Жанте Гарнера: «15 минут чтения - общения в день достаточно, чтобы, получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался».
Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки – ученики 2 «в» класса Улан-Удэнской школы №2 вместе с классным руководителем Ольгой Викторовной Гареевой. Во время праздника прозвучали стихи о книгах, чтении, любимых героях. С особой теплотой прозвучала песня о библиотеке Т. Боковой «Есть по соседству библиотеке!»
А затем библиотечный домовёнок Кузька впервые торжественно передал «Волшебный рюкзачок» в семьи второклассников Леры Шестаковой и Алдара Балсанова.
Примечательно, что в этом проекте используется принцип «кольцевой почты». Ярко оформленный ранец с 4-5 книгами для детей, тетрадями для ведения читательского дневника и литературой для родителей будут передаваться из семьи в семью. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы.
Родителям очень интересно будет прочитать книги по психологии детского чтения, ознакомиться с полезными советами по приобщению ребенка к чтению, памятками, буклетами на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Отметим, каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей, - рассказывает Людмила Самбуева. – В рамках проекта пройдут конкурсы «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и классов будут проводиться литературно-игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка».
Несомненно, такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, обсуждению прочитанных книг не только в школе, но и дома.
В течение второго учебного полугодия «Волшебный рюкзачок» будет передаваться из семьи в семью.
Итоги этого интересного и увлекательного мероприятия будут подведены 15 мая, в Международный день семьи, во время праздничного закрытия проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». А затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое путешествие…
ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ
РЮКЗАЧОК
Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста
Давыдова Надежда Вячеславовна
,
заместитель директора МУ «Печорская МЦБС», заведующая Центральной детской библиотекой
Задачи
- Возродить традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Содействовать практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
- Развить читательскую активность детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Участники проекта
- Детский сад «Золотая рыбка» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
- Детский сад «Родничок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
- Школы NN 10, 65, 49, 83 — первые классы
- Управление образования
Описание проекта
В течение 2008 года Центральная детская библиотека (библиотека семейного чтения) будет работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся первых классов. Для этого мы разработали проект «Волшебный рюкзачок». Он будет реализован вне привычного библиотечного пространства, а именно: через детские сады и общеобразовательные школы города Печоры.
Суть его проекта состоит в том, что в семью ребенка передается «Волшебный рюкзачок»«. «Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются 5-6 книг для детей, 2 книги для родителей и 2 игрушки (для мальчика и девочки).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта»
:
берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем
передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники
библиотеки обновляют его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта будет проведена рекламная кампания. С этой целью будут подготовлены обращения к руководителям управления образования, детских садов и школ с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах будут оформлены красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «Волшебный рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного чтения.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своей группы или класса.
Будут также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Акция «Волшебный рюкзачок» начнется театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах — участниках акции, в ходе которого «Волшебные рюкзачки » будут торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах будут проводиться, игры, викторины по книгам из «Волшебного рюкзачка», конкурсы: на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполнят анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования будут подведены на родительских собраниях.
Итогом акции станут праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь). Будут подведены итоги конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.
Рабочий график проекта
Запланированные мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
|
Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям управления образования, детских садов и школ. | Давыдова Н. В. | ||
Информация в СМИ о проекте | В течение года |
Давыдова Н. В. | |
Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте | Январь-февраль |
Филаткина Л. В | |
Оформление экранов семейного чтения | |||
Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса | Давыдова Н. В. | ||
Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий | Давыдова Н. В. | ||
Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» | Давыдова Н. В. | ||
Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в детских садах. | Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
||
Театрализованные представления в группах детских садов и в классах школ. | |||
Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото-, видеосъемки | |||
Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции | Давыдова Н. В. Филаткина Л. Н. |
||
«Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» в подготовительных группах детских садов | В течение года |
Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
|
Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции | Давыдова Н. В. Все структурные подразделения ЦДБ |
||
Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. | Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
||
Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей- первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях |
Светлана Егорова
Информационно-познавательный проект «Волшебный рюкзачок»
Проект разработали :
Воспитатели старшей группы С. В. Егорова, Е. А Басалаева МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Теремок» .
Проблема :
Дети дошкольного возраста мало знакомы с литературным наследием, проявляют недостаточный интерес к книгам, у них плохо развита связная речь.
Актуальность темы проекта :
Детям перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил : «Чтение в годы детства - это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Приобщение детей к такой традиции не только бы сняло вопрос о бережном обращении к книге, но и духовно развивало ребенка, сближало его с родными людьми. Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование : доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения. В результате анкетирования родителей выяснилось, что во всех семьях ежедневное чтение не является традицией. В основном читают детям тогда, когда попросят сами дети. Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.
Цель проекта :
Развитие устойчивого интереса к художественной литературе, возрождение семейного чтения в семье.
Задачи проекта :
Развивать читательскую активность детей дошкольного возраста и их родителей.
Воспитывать активное тяготение к книге, развивать интерес и любовь к книге;
Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей
Способствовать возрождению, поддержанию и сохранению традиций семейного чтения.
Развивать творческие способности при постоянном обращении с книгой. В ролевых играх по литературным сюжетам, в инсценировках и драматизациях, в выразительном чтении стихов.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений семьи с детской библиотекой, способствующей воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
Способствовать выражению своего отношения к литературным произведениям в разных видах художественно – творческой деятельности (лепке, рисовании, конструировании, аппликации) .
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса : педагогов, детей, родителей.
Ожидаемый результат :
Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям.
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Бережное отношение книге – источнику знаний.
Способы оценки успешности : наблюдения, беседы, продукт деятельности.
Участники проекта : дети старшей группы, родители (законные представители) воспитанников и педагогический коллектив учреждения.
Тип проекта : информационно - познавательный , творческий.
Сроки реализации проекта : с марта по май 2017 года.
1. Подготовительный этап :
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта .
Подбор литературы, дополнительного материала для реализации проекта .
Подбор информации для оформления родительского уголка.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми.
Информирование родителей о начале проекта «Волшебный рюкзачок » .
Провели анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
Родителям было предложено принять участие в изготовлении книги, написать ЭССЕ на тему : , на доступном для детей языке.
2. Основной этап :
Для детей :
Мини-библиотека (оформление группы принесенными из дома книгами) .
Беседы : «Откуда пришла книга» , «Бережное отношение к книгам» ; «Для чего нужны библиотеки»
Организация книжного уголка в группе;
Цикл НОД по теме проекта ;
Сюжетно – ролевые игры «Библиотека» , «Книжный магазин» , «Переплетная мастерская» ;
Игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
Игры – драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
Утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно) ;
Выставка «Моя любимая книга» . Дети приносят из дома свою любимую книгу и рассказывают о ней.
Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
Литературный конкурс чтецов;
Отгадывание загадок о книге, сказочных героях;
Знакомство с пословицами о книге;
Заучивание отрывков из сказок для постановки кукольного театра для детей;
Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам;
Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.
Тренинги, ситуативное общение.
Для родителей :
Беседа с родителями о необходимости участия их в проекте , о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ;
Консультации : «Почему детям необходимо читать книги» ; «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста» ; «Воспитание будущего читателя» ;
Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке;
Анкетирование;
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Информация для родителей в папке - передвижке : «Читаем детям сказки»
Совместная творческая работа с детьми : Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) ;
Заключительный этап :
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы. Посещение родителями вместе с детьми городской детской библиотеки.
В группе создана книга : «Любимая книга моего детства» , содержащая ЭССЕ родителей, которые написаны на доступном языке для детей дошкольного возраста и иллюстрирована яркими, сюжетными рисунками по сказкам, нарисованными детьми с помощью родителей.
Результаты проекта :
Дети получили представление о том, что было до появления книги, познакомились с историей происхождения и создания книги, узнали, какую огромную ценность имеют книги для познания окружающего мира. Стали делиться о прочитанном друг с другом, высказывать свои суждения, у них вырос уровень речевого развития. Дети научились выделять главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений, можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей. Стали бережнее относиться к книгам.
В течение всего проекта ребята знакомились с различными видами книг : энциклопедии, журналы, басни, авторские сказки, участвовали в организации выставки «Моя любимая книга» , закрепляли знания о жанрах литературы, видах книг.
Родители стали активными помощниками, участниками конкурсов и выставок, совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.
развития ребенка.
Цели проекта : приобщение к чтению, возрождение семейного чтения, улучшение психологического климата семьи, развитие интереса к художественной литературе.
Суть проекта заключается в том, что в семью передается «книжный рюкзачок» - в который помещаются комплект из книг для семейного чтения, настольная семейная игра, читательский дневник и карандаши.
«Книжный рюкзачок» путешествует из одной семьи в другую по принципу кольцевой почты: берется из библиотеки домой на 14 дней, затем передается в другую семью. За это время вся семья читает книги, заполняет читательский дневник, делает небольшой фотоотчет об участии в проекте.
Участники проекта : библиотеки МБУК "ЦГБ".
Время работы проекта с 2015 г. по 2017 г.
В рамках проекта в рамках проекта организованы
конкурсы на «Лучший читательский дневник»
и конкурс фотографий «А мы читаем всей семьей!»
.
Мероприятия проекта в 2015 году:
12 семей решили принять участие в литературном празднике «Книжки в семейном кругу»
в филиале № 14. В фойе библиотеки их встречал настоящий Оле-Лукойе. С помощью героев любимых книг-юбиляров 2015 года взрослые и дети оказались в сказочной атмосфере детства, с удовольствием играли с Карлсоном, доктором Айболитом, с человеком Рассеянным с улицы Бассейной.
В рамках празднования Международного Дня семьи в Центральной детско-юношеской библиотекепрошла очередная встреча в клубе «Взрослые заботы о детском чтении» под названием «Вместе весело читать».
В филиале №3 прошел семейный праздник «Клуб веселых и начитанных»
, на котором был дан старт городскому проекту «BookBag» - рюкзачок с книгами.
Cемейный праздник «В кругу семьи рождается душа» , посвященный Международному дню семьи и началу проекта семейного чтения «Рюкзачок с книгами» прошел в филиале №9.
3 июня в Центральной детско-юношеской библиотеке «Рюкзачок» был торжественно передан семье Прилепиных.
Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Никитиных.
Передача рюкзачка в филиале № 14 семье Балакиных.
Проект «BookBag» объединяет семьи!
Путешествие "Рюкзачка с книгами" (фил. № 3 и 14)
В марте 2016 г. на городском празднике «Полный вперёд, в страну книг!», посвященном Неделе детской книги, стартовал новый этап проекта. На этот раз участие в нем приняли библиотеки № 2, 7 и 8. Так читатели в разных микрорайонах города получили возможность приобщиться к интересной акции. К читательской эстафете подключились 18 семей, в том числе многодетные, неполные и воспитывающие детей с особенностями здоровья. Все они – активные книголюбы, участники различных библиотечных конкурсов и акций. Кто-то увлекается рукоделием, другие интересуются наукой и техникой, третьи рисуют, поют, играют на музыкальных инструментах. Всем им помогает развивать таланты любовь к чтению.
Родители и дети остались довольны участием в проекте, отметив, что «Рюкзачок с книгой» стал стимулом для семейного чтения. Подобранные книги смогли заинтересовать не только маленьких, но и взрослых. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг объединило. Многие открыли для себя хорошо знакомых писателей с другой стороны – например, Л. Гераскину, С. Прокофьеву, В. Лунина. Знакомство же с новыми авторами не ограничивалось книгами «рюкзачка», а подталкивало к активному чтению изданий из фонда библиотеки.
Таким образом, участники провели приятные часы семейного общения, а библиотеки получили новый интересный опыт и благодарных читателей разных поколений.
Семьи проекта приняли участие в творческом конкурсе «Читательский дневник семьи» и конкурсе фотографий «Мы читаем всей семьёй». Их итоги будут подведены на празднике Недели детской книги – 2017.
В 2017 г.
все четыре комплекта «книжных рюкзачков» были переданы в библиотеки сельских территорий (п. Висимо-Уткинск, с. Верхняя Ослянка, с. Серебрянка, д. Усть-Утка).
Старт проекта прошел в летние каникулы, теперь новые детские книги и настольные игры доступны ребятам отдаленных территорий. В библиотеки поступают первые положительные отзывы от участников проекта.