Женский журнал Ladyblue

Развитие ребенка на седьмом месяце жизни. Резкий скачок развития ребенка: что в семь месяцев должен уметь делать малыш

Развитие ребенка от 6 до 7 месяцев
Физическое развитие

Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно - нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.

Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение – это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители – ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, – то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни – старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно – быстрое изменение двигательных навыков.

Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями – держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение – ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.

Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.

Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте? Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол – это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» – это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.

Психическое развитие

Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук – трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.

Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами – «мама», «баба», «деда» – вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.

Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.

Ведущую роль в развитии малыша приобретает предметная деятельность. Окружающие ребенка яркие предметы, игрушки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Любопытство малыша огромно. В его основе лежит врожденная ориентировочная активность, например, в том числе - реакция "на новизну".

В этот период появляется и ярко проявляется направленность на результат своих действий. Ребенок замечает те изменения, которые он сам производит. Он чувствует эффект собственных действий и следовательно чувствует самого себя.

Координация рук уже достаточно развита, до того, что Ваш малыш уже переходит от одного-двух действий с игрушками к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, взаимосвязанных действий, носящих ознакомительный характер, например, перекладывания из руки в руку, постукивания, отбрасывания, притягивания. Теперь крохотная ручка способна выполнять более сложные двигательные задачи.

На седьмом месяце жизни происходят значительные изменения в развитии понимания речи. Например, на вопрос: "где матрешка?", ребенок легко находит взглядом хорошо знакомую ему игрушку, если она у него на виду.

Малыш подолгу громко лепечет (подготовка к активной речи), повторяя в лепете одни и те же слоги. И это не случайно. С помощью повторов малыш "закрепляет", запоминает свои новоприобретенные речевые навыки.

Ошибочно считать, что все этапы развития приходят к крохе спонтанно, то есть сами собой. Кто же ему поможет, если не Вы: малыш завоевывает окружающий мир в активном взаимодействии с Вами. Если он в чем-то отстает, ему следует помочь достигнуть соответствующей возрастной "планки". Однако делать это надо осторожно, ненавязчиво, помня известное педагогическое правило Марии Монтессори – «Помоги мне сделать это самому».

Раннее развитие малыша так же должно быть под контролем специалистов, как и его задержка. Тормозить искусственно развитие ребенка не стоит. Следует принять во внимание "золотое" правило педагогики: целесообразно "идти" за ребенком, не форсируя его развитие, но чутко откликаясь на его индивидуальные особенности в физическом и психическом развитии, давая ему, необходимые материалы для «пищи разума». Ведь каждому маленькому человечку необходима интересная, насыщенная событиями и впечатлениями жизнь, которая научит его эмоционально откликаться на окружающее.

Физическое развитие ребенка на 7-ом месяце первого года жизни.

Двигательные навыки ребенка в семимесячном возрасте.
Часто именно на 7 месяце ребенок впервые начинает самостоятельно преодолевать пространство, перемещаться без помощи взрослого, и это помогает ему в познании окружающего мира. Такие движения способствуют укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизируют обмен веществ, рост и развитие малютки. К концу 7-го месяца жизни ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях. Это значительнейшее событие в жизни малыша!

Причем, все дети ползают по-разному: одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. А случается, что малыш, будучи достаточно развитым, не может сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, отталкиваясь изо всех сил ногами, остаются безуспешными, и, в конце концов, младенец даже отодвигается назад от цели. Таким образом – он пятится назад как рак!

Некоторые родители, гордятся тем, что их ребенок не ползал, а сразу пошел, при этом они убеждены в том - что это хороший знак, но это их большое заблуждение. В первую очередь необходимо создавать ребенку условия именно для ползания. Это не только необходимое, но и очень полезное умение.

Ползание способствует нормальному физическому развитию крохи, в том числе, правильному развитию его ножек, ручек, мышц спины и так далее, и является важным моментом в подготовке к ходьбе. Ползание развивает даже ближнее зрение.

Как подготовить ребенка к самостоятельному ползанию:
Оборудуйте место на полу, чистое и безопасное для малыша, где бы малыш мог ползать в свое удовольствие.
Ниже в этой статье мы приводим игры, развивающие навыки ползания;
Не стоит удерживать малютку все время на руках - не лишайте его радости движения и познания окружающего мира, позвольте нормально развиваться его локомоторным потребностям.
В идеале, чтобы ваш ребенок вначале овладел ползанием, а только потом уже научился самостоятельно садиться. Сидение - статический акт, не требующий двигательной активности, его не желательно начинать практиковать раньше, чем ребенок сам овладеет разнообразными двигательными (локомоторными) навыками и сумеет самостоятельно садиться без вашей помощи. Раннее усаживание ребенка в подушках исключительно вредно для его неокрепшей опорно-двигательной системы - позвоночника, конечностей, мышц и связок. Не стимулируйте сидение крохи, он сам порадует вас в нужное время. Не торопите события.

Чего не следует делать ни в коем случае:

Бывают факты, когда родители такого маленького ребенка (4-6-мес. и старше) большую часть времени, когда он бодрствует - держат его усаженным в подушки, перед ним включают телевизор, а вокруг него раскладывают море игрушек. Ребенок не беспокоит, уход сводится к тому - чтобы покормить, поменять штанишки. Это удобно, но... Ребенок привыкший сидеть, увлеченный и зомбированный часто меняющимися кадрами в телевизоре, затормаживается в развитии - он значительно позднее начинает ползать, интересоваться игрушками, физически и умственно развиваться. Это факт. Остерегайтесь пожалуйста этого.

Исследованиями доказано, что дети, сначала научившись сидеть и поняв все прелести и возможности свободных рук, начинают «лениться» ползти, и чаще всего отстают от сверстников в этом умении.

В общем развитии надо следить и за другими моторными достижениями:

  • поворачивание (на один бок, на живот, со спины на живот, с живота на спину),
  • "вращение" вокруг оси, опираясь на одну или обе верхние конечности.

Игрушки для ребенка:

  • Погремушки.
  • Мобили и подвески.
  • Пирамидки
  • Сенсорные коврики.
  • Вкладыши.
  • Игрушки с сюрпризом.
  • Образные игрушки.

Обеспечьте малышу условия, способствующие динамическому сенсомоторному развитию. Подберите набор игрушек, побуждающих к двигательной активности: шарики, колечки, мячи. А также необходимо обеспечить достаточную площадь двигательного пространства.

Побуждайте кроху к выполнению игровых действий более сложного содержания. Несколько примеров.

Наступило второе полугодие в жизни вашего малыша. В возрасте семи месяцев ребенок в среднем прибавляет в весе за неделю 110-120 граммов. Вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, от 7 до 8,5 килограмма, а иногда и больше. Рост в среднем от 65 до 72 см.

Физическое развитие на седьмом месяце

На протяжении седьмого месяца ребенок становится более подвижным. Активность ребенка растет, его способности развиваются с каждым днем.

Если малыш научился сидеть в прошлом месяце , то сейчас его умения будут совершенствоваться. Малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. Если он заберет ручки, чтобы схватить что-то интересное, то может перевернуться на бочок. Поэтому, место для игры малыша должно быть абсолютно безопасным.

Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется (много, быстро, в разных направлениях). Способов ползания малышей есть очень много – одни детки сначала учатся становиться на коленки и руки и подолгу качаются вперед-назад, другие сразу переставляют одну руку, за ней – другую, а дальше в том же порядке ноги, некоторые – пятятся назад.

С умением ползать у малыша сильно расширяются границы познания мира. Ребенок может подползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть, взять его из любого положения, удержать в руке. Для лучшего развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Психическое развитие на седьмом месяце

Ребенок в этом возрасте эмоционально очень сильно привязан к матери, появляется страх разлуки с мамой, если мамы нет в его поле зрения. Малыш плачет даже тогда, когда мама просто вышла в другую комнату, что конечно, доставляет множество неудобств самой маме. У ребенка еще нет четкого ощущения времени и, если мама вышла на несколько минут, для малыша это время кажется вечностью, и он боится расстаться с ней навсегда. Однако надо понимать, что этот период в жизни ребенка просто необходим – он свидетельствует о правильном развитии малыша (появлении способности отличать маму от других лиц) и о формировании хороших эмоциональных отношений между матерью и малышом. Через некоторое время малыш поймет, что иногда мама уходит, но быстро возвращается (если вышла в другую комнату), и не будет плакать. Так что в этом случае поводом для беспокойства родителей должно, скорее, стать безразличие ребенка к уходу матери.

Для того, чтобы ребенок пережил этот непростой для него период более спокойно, поиграйте с ним в прятки, чтобы малыш осознал, что то, чего он сейчас не видит на самом деле существует, а не исчезло навсегда. И мама, спрятавшаяся за дверь, с улыбкой выглянет оттуда и скажет "ку-ку".

Игры и игрушки на седьмом месяце

У ребенка возникает особое отношение к игрушке, теперь у него четко выделяются любимые игрушки и занятия. Например, многие малыши любят катать машинку, играть с мячиком, а также интересуются всем, где есть кнопочки: пульт от телевизора, мобильные телефоны, клавиатура компьютера.

Из других игровых занятий самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший (подойдут разборные матрешки, пирамидки, съемные кольца), многократное перекладывание из руки в руку, размахивание, бросание игрушек или стук одним предметом о другой. Если вы научите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди - вы разовьете межполушарную координацию. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

Может подолгу разглядывать картинки в книжке. Многим очень нравится рвать газеты и журналы.

Еще дети этого возраста очень любят «ладушки». В таких занятиях сочетается и игра, где малыш трогает себя ручками, слова, которые малыш учится повторять за мамой, и конечно же общение с самым главным для него человеком. Ведь для малыша наступает такой период, когда постоянное присутствие мамы становится необходимостью.

Речь на седьмом месяце

На седьмом месяце своего развития ребенок очень любит общаться: он учится подражать звукам взрослых; продолжает экспериментировать со слогами и звуками - произносит или поет «да, па, ма, мо, та, ба». Иногда ему удается объединять несколько слогов "да-да", "па-па" и т.п. Произношение приобретает разные оттенки, которые зависят от настроения ребенка, присутствия близких людей.

Очень важно развивать и поддерживать лепет, так как чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития.

Если ребенок не лепечет, то, вам необходимо ему помочь, для этого встаньте перед малышом, и произносите повторно слоги, которые вы слышите в его произношении. Ребенок будет смотреть на губы говорящего и через несколько минут попытается произнести слышимые слоги.

В этом возрасте малыш понимает значение многих слов, например детям, которые не любят воду, будут кукситься при упоминании слова «купаться», а любители водных процедур, наоборот, начнут издавать радостные звукосочетания и улыбаться. На вопрос «где?» ищет и находит взглядом знакомый ему предмет, например, игрушку.

Слух

Ваш малыш слышит и понимает, что взрослые обращаются именно к нему, даже если их не видит. Внимательно слушает и соответствующим образом реагирует на тон голоса, понимает, когда его хвалят, а когда разговаривают с ним резко. Голос мамы доставляет ребенку огромное удовольствие: именно поэтому стихи, песенки и сказки в ее исполнении он готов слушать часами!

Зрение

Малыш радуется, когда узнает знакомых, и наоборот, недовольно выкрикивает, в поисках мамы, если рядом оказался малознакомый человек.

Ребёнок с легкостью отыскивает и любимого мишку, и любимый ботиночек, понимает разницу между шариком, кубиком и пирамидкой. Малыш уже может оценить на глаз размер игрушки и понять, поместится ли она в одной руке или понадобятся обе.

Другие навыки и умения на седьмом месяце

Малыша уже можно учить махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло. Продолжайте приучать ребенка кушать с ложки, учите его пить из чашки. Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Владение обеими руками, как мы уже писали выше, позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Первые зубки

На седьмом месяце жизни у ребенка уже есть или же вот-вот будет один или два зуба (чаще всего это происходит в возрасте пяти-шести месяцев, хотя зубки могут начать прорезываться и гораздо позже). Первыми, как правило, появляются два нижних центральных резца . Когда у ребенка начнут резаться зубы, будьте готовы к обильному слюноотделению и к тому, что ребенок будет издавать разные звуки, пытаясь привыкнуть к новым ощущениям во рту. Прорезывание зубов может вызвать небольшую температуру и понос , однако не стоит списывать все на зубы, а лучше проконсультироваться с педиатром, так как это может быть и симптомом настоящего заболевания.

Осмотр малыша в поликлинике

Если ребенок развивается соответственно возрасту и если нет оснований для беспокойства в здоровье ребенка, то плановое посещение поликлиники можно отложить до исполнения ребенку 1 года.

Поводы для беспокойства на седьмом месяце

Если к концу седьмого месяца малыш:

  • при поддержке за руку не пытается сесть;
  • не пытается стучать игрушкой по столу, кровати и т.д.;
  • не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками;
  • не ласков, не проявляет привязанности к матери или другому близкому человеку, не прижимается щечкой к лицу матери.

Вот и наступил первый маленький юбилей ребенка: малышу уже исполнилось полгода!

Вес малыша в шесть месяцев составляет в среднем 7,5-9 кг, а рост - 66-68 см.

На седьмом месяце жизни ребенка происходит своего рода скачек в развитии. Малыш уже знает свое имя и оборачивается на зов. Ребенок начинает настороженнее относиться к чужим, может пугаться в новой обстановке, и это неплохо, наоборот, срабатывают защитные инстинкты.

Карапуз начинает подражать всему, что видит. Когда вы говорите с ним, он тоже складывает губки и отвечает. Улыбаетесь - малыш тоже улыбается. Вы хмуритесь, и он настороженно хмурит бровки.

Казалось бы, ребенок становится более самостоятельным, дольше может увлекаться игрушками, настало время немного отдохнуть, но малыш требует все больше и больше внимания.

Ему хочется с вами общаться. Обязательно говорите с ним. Именно в этот период ребенок активно накапливает словарный запас. Повторение стишков и потешек развивает память малыша. Если кроха улыбается, как только вы начинаете рассказывать знакомое стихотворение, значит малыш его помнит.


Что умеет малыш на седьмом месяце жизни?

  • Многие малыши уже начинают ползать. Но если это не ваш случай, не спешите расстраиваться: некоторые карапузы сразу начинают ходить, минув стадию ползания.
  • Ребенок уже хорошо справляется со своими ручками, может управлять обоими одновременно, умеет хлопать в ладоши.
  • Малыш садиться с помощью взрослых, а к концу месяца может делать это самостоятельно.
  • Умеет сам менять положение своего тела: переворачивается со спины на бочок и животик. Если у него в руках была игрушка, то он проделывает это вместе с ней.
  • На седьмом месяце жизни ребенок уверенно держит голову в положении сидя.
  • Хватается за одежду или кроватку, пытаясь встать на ножки.
  • Учиться говорить, произнося и повторяя одни и те же слоги.
  • Интересуется игрушками, которые надо открывать-закрывать, собирает пирамидки, играет с кубиками.
  • На седьмом месяце жизни зрение малыша немного меняется: сейчас он видит предметы не только на расстоянии, но и в близи. Ребенок может пытаться «взять» пальчиками узор на ковре, которого раньше не замечал.
  • Малыш уже обращает внимание на реакцию родителей. Он видит, что родителям нравится, как он лепечет или хохочет, и кроха старается делать это чаще.
  • На седьмом месяце жизни малыш, заполучив в свои крохотные ручки новый предмет или игрушку, не трясет ее и не тянет в рот первым делом, в сначала он внимательно рассматривает, а уже потом проделывает все вышеперечисленное в произвольном порядке.
  • Малыш во всю изучает мир и самого себя. Засунув соску, руку или игрушку в рот, услышав свой изменившийся голос, карапуз с удовольствием говорит «с набитым ртом», изучая новые звуки.
  • Ребенок с интересом ощупывает свои уши, носик, бровки.
  • На разные предметы малыш реагирует по-разному: на соску будет чмокать губками, а на игрушку оживится и потянет ручки.
  • На седьмом месяце уже стоит переходить от бутылочки к поильнику.


Игры и занятия с малышом на седьмом месяце жизни ребенка

  • Настало время посадить игрушки в ряд и спрашивать у малыша, где матрешка, гномик, котик . Ребенок охотно будет показывать вам нужные игрушки, конечно, если они ему знакомы. Также можно играть с зеркалом и спрашивать, где сам малыш, и показывать карапуза в зеркале. Спрашивайте, где мама, где папа, где бабушка. Ребенку эта игра понравится не меньше, чем любимая «ку-ку».
  • На седьмом месяце жизни неописуемый восторг у ребенка вызывают куклы-неваляшки.
  • Усадив малыша в детский стульчик, попросите его показать, какой он большой, и вместе с ним поднимайте руки, проговаривая «Вот такой!». Совсем скоро ребенок будет делать это самостоятельно.
  • Игры на коленях с сюрпризом, например, «Ехали, мы ехали…» очень нравятся детям в шесть месяцев.
  • Малыш судовольствием будет качаться на руках , «взлетать» к потолку и «падать». Такие игры тренируют вестибулярный аппарат карапуза.
  • Ставьте ребенка на ножки , придерживая его под мышками, позвольте ему потопать ножками, имитируя ходьбу.
  • Прячьте игрушку под платочек , одеяло или небольшую подушечку, малыш уже умеет ее искать и с удовольствием это делает.

Диагностика проблем в развитии ребенка на седьмом месяце жизни

Родителей должны насторожить следующие симптомы у ребенка:

  • Вялость и безразличие к игре, к вниманию.
  • Слабая реакция или отсутствие реакции на свет или звук.
  • Хроническое отсутствие аппетита.
  • Подергивание лица и ручек.

При наличии одного или нескольких из симптомов следует обратиться к педиатру за консультацией.

Прививки ребенку в 6 месяцев не назначают.

А что умел делать ваш малыш в шесть месяцев? Когда ваш ребенок начал ползать?

Что умеет ребенок в 7 месяцев?

Малыш уже умеет самостоятельно передвигаться, что очень расширяет границы его мира. Кроха может поползти к заинтересовавшему его предмету, ощупать его, попробовать, рассмотреть. Для оптимального развития ребенку необходимо предоставить полную свободу движений: выберите место в квартире, где малышу ничего не будет мешать или угрожать.

Для этого возраста характерна повышенная травматичность, поэтому, устраивая детский уголок, позаботьтесь, чтобы в поле действий крохи не попали острые, колючие, мелкие предметы. В этом уголке ребенок будет с удовольствием играть: «оснастите» его пирамидками, кубиками (играм с ними уделите больше внимания, научите чадо разбирать и собирать пирамидку, строить из кубиков башенки) и другими разнообразными игрушками.

У малыша появляются новые знания о предметах: он осваивает движения предметов, их притягивание или отталкивание. Может удерживать вложенный в руку предмет, брать его из любого положения. Задача взрослого – активизировать эти движения с помощью игрушек-вкладышей: матрешек, коробочек, мисочек и т.д.

Возникает особое отношение к игрушке, четко выделяются любимые игрушки и занятия. Теперь ребенка интересует все, на что можно нажимать: берегите пульты, мобильные телефоны, компьютер.

«Можно» и «нельзя»

Ребенок в 7 месяцев уже может понять слово «нельзя». Однако чтобы оно было действенным, продумайте четкую систему запретов. «Нельзя» не должно быть больше трех! Иначе малыш просто перестанет обращать на него внимание.

То, что считаете «пока опасным», лучше убрать подальше. От каких-то вещей и занятий кроху можно отвлекать, переключая его внимание на иное, не менее захватывающее действие. Обезопасить вашу квартиру помогут приспособления, широко представленные в отделах «безопасность младенца»: затычки, регуляторы дверей и ящиков, клейкая лента и пленка для стекол и т.д.

Дети, каждое движение которых сопровождается истошным «не трогай!», «не смей!», «нельзя!», приучаются удовлетворять свое любопытство, когда взрослых нет рядом – и нередко это заканчивается трагедией… Те же, чье любопытство и интерес к познанию мира родители удовлетворяют, не ограничивая сферу действий лишь игрушками, быстро приучаются соблюдать необходимые меры безопасности и переключают свое внимание с розеток, плиты и т.п. на более подходящие предметы.

Вводя прикорм , учите малыша есть с ложки. Также кроха может познакомиться с твердой пищей – давайте ему погрызть кусочек морковки, свежего огурца, кабачка, яблока, груши, многие дети обожают мусолить сушки. Также специалисты рекомендуют учить ребенка пить из чашки (налейте в чашечку 1-2 чайные ложки сока и предложите чаду выпить, осторожно наклоняя чашку; карапуз очень быстро поймет, как это делать).

Язык жестов

Речь младенца теперь гораздо меньше состоит из вокализаций, зато лепетные слова уже довольно четки. Многие дети начинают произносить звуки, имитирующие собачку, машинку, киску: «ав-ав», «би-би», «мя-мя», «пи-пи»…

Ребенок начинает активно пользоваться жестами. Он не только найдет взглядом, повернув голову, но и покажет пальчиком, где мячик, кукла, мама. Можно научить кроху махать на прощание ручкой, благодарственно кивать головой, разводить ручками, если что-то произошло.

Самое время играть в жестовые игры – «Ладушки», «Сороку-воровку». Из других игр самыми любимыми становятся вкладывание меньшего предмета в больший, стук одним предметом о другой. Учите малыша стучать обеими ручками одновременно или по очереди: таким образом, вы будите развивать межполушарную координацию.

Не перекладывайте насильно ложку или игрушку из левой руки в правую. В это время правое полушарие мозга (за которое отвечает левая рука) развивается гораздо быстрее, чем левое (руководящее правой рукой). Малыш чувствует эту связь интуитивно. Владение обеими руками позволит лучше развиваться мозгу ребенка.

Пальчиковые игры

Научите малыша показывать руки, ноги самого себя.

  • Где же, где же, где же,
  • Где же наши ручки?
  • Вот, вот, вот они -
  • Здесь вот наши ручки!
  • Где же наши ножки (носик, глазки, животик и т.д.)?

Выучите кроху сдвигать и раздвигать пальчики, поможет следующая игра:

  • Посмотри моя лошадка,
  • Как веселая гармошка.
  • Пальчики я раздвигаю,
  • А потом я поиграю:
  • Раз-два-три, раз-два-три,
  • Я играю посмотри!
  • А потом опять сдвигаю
  • И сначала начинаю.

Захватив какую-то игрушку, малыш будет с удовольствием стучать ею. Пришло время постепенно превращать стук в ритмические упражнения!

Стучалка «Дождик»
  • Тихий-тихий дождик
  • Шелестел по крыше -
  • Кап-кап-кап-кап. (ладошки медленно гладят коленки или поверхность стола)
  • Тихий-тихий дождик стал сильнее -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильнее и быстрее)
  • Тихий-тихий дождик
  • Превратился в ливень -
  • Кап-кап-кап-кап. (стучим сильно и быстро)
Топалка «Кони»
  • Топал в поле -
  • Затопали кони. (медленно топаем ножками)
  • От топота копыт
  • Пыль по полю летит (топаем быстро)

Развитие активной речи

Пока лепет – это непроизвольная физиологическая реакция, свидетельствующая о комфортном состоянии ребенка и его хорошем настроении. Ведь во время лепетания кроха тренирует весь свой артикуляционный аппарат: голосовые связки, язык, губы и т.д. Лепет малыша – это веселое развлечение, игра, забава. И в то же время репетиция перед сложным и трудным процессом освоения звукового пространства.

Ребенок в 7 месяцев прислушивается к себе, своей интонации, учится соотносить то, что услышал, с ощущениями от движений губ и языка. Любой логопед подтвердит: чем разнообразнее и выразительнее лепет малыша, тем меньше оснований для беспокойства относительно его дальнейшего речевого развития. Очень важно развивать и поддерживать лепет.

В период бодрствования возьмите младенца на руки, а если он лежит, наклонитесь к нему. Ребенок должен хорошо видеть ваше лицо. Общение должно происходить в тишине, чтобы внимание крохи не рассеивалось. Начните говорить с малышом и, наряду с ласковыми словами, протяжно произнесите: «А-а, у-у-у, ма-ма-ма». После некоторой паузы повторите слоги еще раз и понаблюдайте за ребенком. Ему нравится? Говорите с малышом то нормальным голосом, то тихим, то беззвучно, меняйте интонацию. При этом утрированно, подчеркнуто артикулируйте звуки.

Все это будет привлекать внимание крохи к вашей мимике и артикуляции. Если в момент беседы у малыша появилось желание потрогать ваши губы, очень хорошо, ведь при помощи своей руки он получает дополнительную информацию о звукопроизношении. Через некоторое время ребенок начнет подражать движениям губ, а потом и сам станет произносить звуки.

Замечательно, если вы периодически общаетесь с младенцем на его языке. Произнесите, поддерживая речевую активность малыша, его слоги, его лепет , и дайте возможность высказаться ему. В ходе такой «беседы» у ребенка возникает ощущение, что его понимают. А мама, стимулирующая диалог, знает, что взаимопонимание и желание пообщаться закладывается именно в такие моменты. Хвалите, гладьте, целуйте и благодарите малыша за любые положительные результаты.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!