Женский журнал Ladyblue

Родительское собрание «Развитие связной речи детей в общении». Родительское собрание в детском саду

Родительское собрание на тему:
«Роль семьи в речевом развитии ребёнка»

Детский сад - первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада - формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Занятия по развитию речи обязательно включают в себя заучивание небольших стишков и пересказ текста, прочитанного воспитателем.

Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.

В результате этих занятий к школе ребенок научится грамотно изъясняться, будет обладать внушительным словарным запасом и правильно произносить все звуки языка. Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка. Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка. Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.

Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи. Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний. Особенно четко нужно произносить незнакомые и длинные слова. Живость и богатство интонаций тоже играют немаловажную роль – способствуют лучшему усвоению речи.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации.

Ребенок должен получить четкие представления:

Об окружающих предметах и их назначении;

О качествах (цвет, величина, форма) предметов;

О свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов;

О материале, из которого сделаны предметы

Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.

Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.

Приложение 1

Скороговорки для развития речи

Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы две недели
Карамель на мели ели.

Говорит попугай попугаю:
- Я тебя, попугай, попугаю!
- Попугай ты меня, попугай, -
Говорит попугай попугаю.

Леня лез по лесенке,
Срывал Леня персики.
С песенками, с персиками
Скатился Леня с лесенки!

У маленькой машины цвет мышиный.
И шины шуршат, как мыши.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась, два ежа.

Ткет ткач ткани на юбку Тане.

У Потапки на лапках по тапку.
Купил в лавке по тапку Потапка.

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Купили каракатице
Кружевное платьице.
Ходит каракатица,
Хвастается платьицем.

Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Хороши кармашки
На рубашке Ивашки.

Моль пальто себе купила,
Чтобы чем питаться было.

У Кондрата куртка коротковата.

Бредут бобры в сыры боры.
Бобры храбры. Для бобрят добры.

Маланья болтушка
Молоко болтала – болтала,
Да не выболтала.

Была у Наталки каталка на палке.
Сломала каталку на палке Наталка.
Чинили-чинили Наталке каталку,
Но так и осталась каталка без палки.

Приложение 2

Гимнастика для язычка

1. Язычок гулять собрался (открываем рот и показываем язык):
Он умылся (проводим быстро язычком по губам),
Причесался (несколько раз проводим язычком между верхними нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся (круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся (язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал (язычок высовываем вниз),
наверх полез (высовываем наверх),
Ам, и в ротике исчез (прячем язычок в ротик).

2. Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки),
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним, а затем нижним зубам - вверх-вниз, вправо-влево).

3. На лугу паслась корова: "Му-у-у, му-у-у",
Полосатый шмель летел: "З-з-з, з-з-з",
Летний ветерок подул: "Ф-ф-ф, ф-ф-ф",
Колокольчик зазвенел: "Динь-динь-динь",
Стрекотал в траве кузнечик: "Тр-р-р, тц-с-с",
Еж колючий пробегал: "Пх, пх, пх",
Птичка маленькая пела: "Тиль-ль, тиль-ль",
И сердитый жук жужжал: "Ж-ж-ж, ж-ж-ж".

Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.

Приложение 3

Карточка № 1.

Прочитайте стихотворение, как “робот”.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Карточка № 2.

Прочитайте стихотворение, как “крутой, блатной”.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.

Карточка № 3

Прочитайте стихотворение, как “школьник, не выучивший урок”:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Карточка № 4

Прочитайте стихотворение, как “сентиментальная дева”:

Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.

Карточка № 5.

Прочитайте стихотворение, как будто вам подарили миллион, т.е. с восторгом, с радостью

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.

Для расширения словарного запаса детей можно поиграть в игры.

Приложение 3

Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)"

Цель: Обучение родителей приемам расширения словарного запаса детей.

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Ход: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и "Старт!"

Другие темы:

*"все горячее" (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай),

* "все мокрое" (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава

* «?Ласковые слова" (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек…).

* ?"Вежливые слова" (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т.д.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Практическое обучение родителей приемам активизация словаря.

Ход: Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее.

Например: лимон- это фрукт. Желтого цвета, овальной формы, сочный и кислый на вкус.

Предметы в мешочке:

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят…).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят…).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят…).

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат…).

3. Педагогические ситуации в упражнениях: «Придумай рассказ»

Цель: Знакомство со способами активизация словаря, распространения предложений с помощью вопросов, составление рассказа.

Ход: Игрокам предлагается сюжетная картинка «Девочка рисует красками». С помощью вопросов педагога игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

За столом сидит (КТО?) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ?) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО?) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ?) – красками. Девочка рисует (ЧТО?) – облака, природу, лето…

«Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ?) время года на дворе – зима. (КТО?) гуляет на улице? – мальчик. (КАК?) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО?) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ?) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Родителям предлагается принять во внимание продемонстрированные игры, активно их применять в домашних условиях с детьми. Принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей. Помните!!!: только игровая форма изложения всегда позволит сделать серьезное обучение радостным, желанным и главное - успешным.

МБДОУ ДС№39

Конспект

родительского собрания в старшей группе

на тему «Развитие речи старших дошкольников»

Составитель: Трубина Т.Н.

г.Ленинск-Кузнецкий

2014г.

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Вступительное слово воспитателя по теме

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Чтобы нам было легко и удобно общаться, у всех есть бейджики с именами. Листочки и карандашики помогут вам без труда записать какую-то мысль или вопрос, с которым вы хотели бы обратиться к нам. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников»

1 часть: «Совсем немного науки»

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками

Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления

Основные задачи речевого развития детей:

Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;

Развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться).

Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.

Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чему должны учить ребёнка?

Формирование звуковой культуры речи.

Обогащение словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Обучение рассказыванию, связной речи.

Развитие выразительности речи.

Работа по развитию речи ребёнка в д./с. осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Мы отправляемся на корабле в путешествие на острова «развития речи»

(педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

2часть: Игра- путешествие по островам «развития речи»

1.остров «Творческий»

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.

(педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам)

«Подберите эпитеты к словам»

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)

Дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)

Луна (яркая, растущая и т.д.)

«Назови предмет»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч воспитателю. Педагог,

В свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало,…) и т.д.

4. Что бывает квадратным?

5. «Кто кем будет?»

2. остров «Художественное слово»

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности. Сказка называется « Теремок» (дети инсценируют сказку).

Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп речи.

Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».
1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.
2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.
3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.
4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.
5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.
6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному.
7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

А сейчас я предлагаю угадать загадки про сказки (родители делиться на две команды, поочередно загадывают загадки).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(Колобок)

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (репка)

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком, и разбилось яйцо! (курочка ряба)

5) В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден. (гадкий утенок)

6) Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (по щучьему веленью)

7) Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком, вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (три поросенка)

8) Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь.(Золушка)

9) В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.(Краснаяшапочка)

10) Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

3.остров «веселый язычок»

Логопед проводит массаж языка с родителями и детьми.

4.остров « Наши руки не знают скуки»

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

(педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук)

1этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

2этап

1)Пальчиковая игра « Медведь» (с платком).

(медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

Лез медведь в свою берлогу,

Все бока свои помял,

Эй, скорее, на подмогу,

Мишка, кажется, застрял!

(с силой вытянуть платочек)

2)Пальчиками можно рассказывать стихи.

(дети проводят с родителями пальчиковую гимнастику)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

Каркает: "Вот и обед!"

Глядь - а червячков уж нет!

Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Сжимаем кулачки, прижимая их к груди

При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

  • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
  • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
  • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
  • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

5. остров « Игровой»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игра «Вьюга»

(педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается, говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.

Речевая игра «Насос»

(педагог проводит игру с детьми)

Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины. Дети, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».

Речевая игра «Чистоговорки»

(педагог предлогает родителям повторить чистоговорки за детьми)

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы (зв. Б)

« Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку » (зв. П-б)

« Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

« Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

« Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Словесная игра « Почемучка»

(педагог проводит игру с родителями)

Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

Итог. Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас . Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.


Тема: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Цель:

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Формы проведения: Практикум с применением игротренинга.

Участники: Воспитатели, родители.

Оборудование для проведения мероприятия:

платочки (по количеству участников), мяч.

План проведения.

1. Вступительная часть.

2. Игротренинг «Развиваем речь ребенка».

3. Заключительная часть о разном:

а) подготовка к Новому году

4. Показ презентации « Наша группа «Непоседы».

Подготовительная работа:

Разработка памяток для родителей.

Ход мероприятия:

Сообщение педагога:

Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток

И восклицать: - О! Как же ты красива.

Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

Игротренинг с родителями .

Воспитатель: почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям, и

взрослым помогают игры. Предлагаю для этого вам поиграть в игру «Комплимент». Сейчас мы

будем передавать по кругу мяч. Когда вы возьмете его в руки, нужно будет представиться:

назвать свое имя и отчество и, передавая соседу, сказать ему комплимент.

Воспитатель проводит игру «Комплимент».

Цель игры : установить контакт между родителями,

сформировать у них положительный настрой.

Воспитатель : Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание

В. А Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ученые пришли к

выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и

частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что

упражнения для пальцев рук развивают внимание и память.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы, воспитатели, полностью согласны с закономерностью, которую выявили ученные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок достигнет сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

А сейчас предлагаю всем поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:

Мы капусту рубим, рубим… Ребро ладони.

Мы морковку трем, трем… Кулачками трем друг о друга.

Мы капусту солим, солим… Щепотками.

Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулачки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

    Способствует овладению навыками мелкой моторики.

    Помогает развивать речь.

    Повышает работоспособность коры головного мозга.

    Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

    Снимает тревожность.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками. Игра

называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.

При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой

рукой, но затем двумя руками одновременно.

У вас на столах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нужно развивать руки детей.

    На столах есть крупа. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

Можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;

Катать крупу между большим и указательным пальцами;

Придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

    Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу.

Есть у нас сухой бассейн.

Во время этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с

мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

    Дома лепите вместе с ребенком.

Пластилин прикасается к каждой точке пальцев и ладоней ребенка, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

    Дети очень любят играть с бумагой и ножницами. Для данного возраста будет достаточно ребенку нарезать полоски бумаги.

    У пражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

Покатать между ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

    Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки ). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, в настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.

Педагог предлагает родителям задания «Закончи узор» и «Заштрихуй».

    Можно так же использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

    Очень интересны и полезны упражнения с деревянными или пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!).

А теперь головоломка из спичек «Домик».

Наверное вы уже устали, давайте вместе отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которую дети делают в детском саду.

«Мышь забралась в первый раз…»

    Презентация «игры для развития мелкой моторики рук».

Отправляясь, с ребёнком на прогулку мы можем:

Поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

Загадать загадку и найти отгадку;

Поискать приметы времени года;

Познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

Поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист? », «Найди дерево по описанию», и т. д.

Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз;

Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть.

Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями;

Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли;

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник? » «Какого цвета у них было ведёрко? ».

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку:

«покусываем язычок»,

«язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,

расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки) .

Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».

Используйте игрушку для обучения предлогам. Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка? », используя предлоги.

Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

Что это? (Кто это)

Какого цвета?

Что есть у зайки? (Что это у зайки)

Как можно назвать зайку?

Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.

Воспитатель : В заключение игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить».

Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и

скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники

передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок

возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель : Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за

сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и

интереснее, мы вам дарим эти памятки .

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде

всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-

помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие -

нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. а с

недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому мой совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у

дошкольников формируется по подражанию!

Заключительная часть:

а) подготовка к Новому году

б) пополнение игровых уголков родителями

Показ презентации « Наша группа «Непоседы»».

Я знаю как порой трудно разработать и организовать тематическое родительское собрание. Предлагаю вам конспект собрания, по важной теме как речевое развитие детей. Конспект построен в игровой форме.

Цель: Приобщить родителей к созданию условий для речевого развития своих детей, участвуя в коррекционных играх, помогая тем самым полноценно развиваться. Установить тесные контакты с семьями. С детьми закрепить умение играть в игры на развитие координации и речи. Развивать воображение, творческую активность, навыки совместного, игротворчества детей и родителей.

Предварительная работа:

  • Оформить группу русскими народными пословицами о языке.
  • Подготовить рассуждения детей на тему: «Веселые размышлялки - рассуждал-ки», отрывок из сказки «Волк и семеро козлят», инсценированный детьми, памятки на каждого родителя «Как читать детям».
  • Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
  • Оформить выставку литературы по развитию речи детей.
  • Провести анкетирование родителей на тему «О развитии речи вашего ребенка», которое поможет определить уровень знаний родителей по теме собрания, правильно организовать дискуссию.
  • Приготовить пригласительные для родителей.

«О развитии речи вашего ребенка»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Речевое развитие ребенка» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом развития речи ребенка.

  1. Как вы считаете, уровень развития речи связан с интеллектуаль­ным развитием ребенка?
  2. По каким критериям можно судить о нормальном развитии речи ребенка (отметьте подходящие варианты)?

A. Отсутствие дефектов звукопроизношения.

Б. Отсутствие ошибок в согласовании слов, употреблении пред­логов.

B. Высокий уровень развития связной речи: умение пересказы-
вать тексты, использовать сложные предложения.

Д. Ваш вариант ответа.

3.Есть ли у членов вашей семьи дефекты звукопроизношения?

4.Есть ли у вашего ребенка дефекты звукопроизношения?

5)Обращались ли вы за помощью к логопеду?

6.Как вы считаете, может ли детский сад оказать положительное воздействие на развитие речи ребенка?

7.Готовы ли вы сотрудничать с педагогами детского сада по воп­росам развития речи ребенка?

8.Консультацию какого специалиста вы хотели бы получить: логопеда, воспитателя, преподавателя грамоты, учителя начальных классов?

9.Какие еще вопросы по проблеме речевого развития ребенка вас интересуют?

Благодарим за сотрудничество!

Обработка результатов анкетирования.

Анализ результатов поможет воспитателям определить:

Общий уровень знаний родителей по развитию речи ребенка, чтобы правильно организовать дискуссию.

Какой процент родительского коллектива группы готов к сотруд­ничеству с педагогами по развитию речи ребенка.

Потребность родителей в консультативной помощи, чтобы запланировать встречи со специалистами.

Ход собрания

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом соб­рания родители знакомятся с выставкой литературы по развитию речи ребенка. Группа оформлена пословицами и поговорками о речи и языке.

  • Язык до Киева доведет.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Выстрелив, пулю не поймаешь, а слово сказав, не схватишь.
  • Кто говорит, тот сеет.
  • С тобою разговориться, что меду напиться.
  • Слово не стрела, а сердце сквозит.
  • Без языка и колокол нем.
  • Не пройми копьем, а пройми языком.
  • Язык без костей работает на хозяина и на гостей.
  • Язык впереди ног бежит.

Сегодня мы собрались с вами обсудить тему развития речи детей, как в детском саду так и в домашних условиях. Вы все знаете, что это актуальная тема для всех нас, так как у большинства детей языковой барьер. И родители часто дома говорят на родном языке, и дети слышат русскую речь только в детском саду.
Семья - это среда обитания, это культурный слой, на котором только и может расти человек. Это и защита, тепло, труд и отдых. Без семьи - человек, словно голый на ветру. Но семейная жизнь требует терпения, выдержки, умения жить с другим человеком.

1. «Веселые размышлялки-рассуждалки».

Воспитатель объявляет тему собрания и предлагает родителям посмотреть короткий видеофильм с рассуждениями детей о значе­нии некоторых сложных для их понимания слов.

Например: конку­ренция, компостировать, миссия, навострить, ностальгия, одушев­ленный, солнцепек, полуфабрикат, столпотворение и др.

Интересные, юмористические рассуждения детей привлекут вни­мание родителей к теме собрания и активизируют их участие.

2. О развитии речи ребенка.
Выступление старшего воспитателя

Развитие речи в дошкольном возрасте, овладение родным язы­ком, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связано с умственным развитием человека. В раз­витии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются, прежде всего в постепенности процесса. У детей продолжается совершенствование всех сторон речи. Все более правильным, становится произно­шение звуков, более развернутыми - фразы, точнее высказыва­ния. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков Л, Р, после чего дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.

Значительно увеличиваются словарный запас ребенка, его коли­чественный и качественный состав. Дошкольник свободно обща­ется со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребенок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. У детей скла­дываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процес­се высказывания способны быстро подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.

Дети, ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности: они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интона­циями, могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Дети учатся изменять темп речи с учетом содержания выска­зывания, четко произносить слова, учитывая нормы литературного произношения.

Таким образом, к моменту поступления в школу ребенок овла­девает правильным звукопроизношением, четко и ясно говорит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказать содержание сказки, какого-либо события. В норме, имея доста­точно развитую, активную речь, ребенок пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим был понятен смысл высказывания.

Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив (например, при поступлении в школу), сближение с незнакомыми детьми. Не менее важно умение ясно излагать свои мысли и для самоутверждения в коллективе, ведь это залог хорошей успеваемости, что, в свою очередь, дает ощущение уверен­ности в себе, необходимое при общении со сверстниками.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребенка обязательно принесет положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно исполь­зовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребенку.

Развитие речи ребенка в детском саду ведется по следующим направлениям:

воспитание звуковой культуры речи;

обогащение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи.

Совместная работа с семьей по этим направлениям ускорит пол­ноценное речевое развитие ребенка.

  1. Выступление учителя - логопеда

Развитие интонационной выразительности речи.
Воспитатель обращает внимание родителей на значение интонации в развитии речи ребенка. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в дет­ском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невы­разительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для пере­дачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясняйте ребен­ку, что интонация помогает точно передавать свои мысли и чувства, лучше понимать чувства и отношения к нам других людей.

Интонация включает в себя:

темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);

ритм (чередование ударных слогов);

Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова). «Речевые игры-помощницы».

Логопед предлагает родителям варианты речевых игр. Объясняет, что такие игры помогают стимулировать развитие речи ребенка, обогащают его словарь. Предлагает родителям вместе проиграть эти игры.

Игра «Скажи на оборот»

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,

Ответишь ты... (конец).

прилагательные: мокрый - сухой, добрый - злой, тупой - ост­рый, светлый- темный, горячий - холодный, послушный - озор­ной, сильный - слабый, кривой - прямой;

существительные: день - ночь, добро - зло, мальчик - девочка, богатство - бедность, жадность - щедрость;

глаголы: бежать - стоять, смеяться - плакать, кричать - мол­чать, открывать - закрывать.

Сейчас дети вам покажут как мы развиваем мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.

Санаторная группа

4.Воспитатель предлагает родителям посмотреть инсценировку отрывка из сказки «Волк и семеро козлят». Обращает их внимание на то, как дети, используя приемы интонационной выразительности, говорят тонким голосом козлят, грубым голосом волка, мелодичным голосом козы.

Средняя группа

5. Художественное слово в воспитании дошкольников. Выступление воспитателя

В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше пере­давать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом. Напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произ­вольной памяти, умения внимательно слушать произведения худо­жественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - все это способствует формированию и развитию речи. Художественные тексты являются хорошим помощником родите­лям и педагогам в развитии речи ребенка.

Воспитатель предлагает ознакомиться с содержанием памятки.

  1. Перед прослушиваем художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребенка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи - все то, что может помешать ребенку слушать рассказ или сказку.
  2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с воз­растными и индивидуальными особенностями ребенка.
  3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэ­тому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать текст, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать необходимые паузы.
  4. Показывайте ребенку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте все воспринимается практи­чески буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы предлагаемые иллюстрации были как можно более реалистичными.
  5. Во время прочтения литературного произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что шестилетние дети способ­ны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около 15 минут. Найдите это время для своего ребенка.

6. Обязательно задайте ребенку вопросы по прочитанному.

7. Прививайте ребенку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

6. Литературный КВН.

В группу приглашаются дети. Родители и дети делятся на две команды, чтобы в каждой были и взрослые, и дети. Воспитатель предлагает командам придумать названия, объявляет состав жюри.

КВН «Русский язык»

Конкурс №1. «Литературный».

Командам предлагается поочередно называть фамилии известных русских поэтов и писателей. Побеждает команда, назвавшая больше фамилий.

Конкурс №2. «Книголюбы».

Команды получают по конверту, в которых листки с фамилиями детских писателей. Участники должны вспомнить известные произ­ведения этого писателя.

Конкурс №3. «Поэтический».

Команды получают по картинке-пейзажу с изображением опреде­ленного времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочитать их. Оценивается выразительность чте­ния.

Конкурс №4. «Загадка-догадка».

Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изоб­ражением текста фразеологического оборота, игроки должны дога­даться, назвать этот оборот и объяснить его значение.

Мальчик сидит в большой калоше. (Сесть в калошу - попасть в нелепую ситуацию.)

Папа ведет сына не за руку, а за нос. (Водить за нос - тянуть время, обманывать.)

На лице девочки очень большие губы. (Надуть губы - сильно обидеться.)

На голове у человека снежный сугроб. (Как снег на голову -неожиданно.)

Несколько ворон держат в клювах цифры по порядку. (Считать ворон - тратить время зря.)

Мальчик руками растягивает резиновый шпагат. (Тянуть рези­ну - терять время.)

Конкурс № 6. «Ребусы».

Командам предлагаются конверты, в которых лежат картинки с ребусами. Необходимо их прочитать:

40 А (сорока)

100 Л (стол)

ПО 2 Л (подвал)

3 БУНД (трибуна)

Конкурс № 7. «Расскажем друг о друге».

В конкурсе участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос: «Какая твоя мама?», называя одно качество: красивая, добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая, внимательная, модная, веселая и т.д.

Затем мамы дают характеристики своим детям: мой ребе­нок - умный, веселый, озорной, послушный, красивый, добрый и т.д. Побеждает команда, назвавшая большее количество качеств.

Жюри подводит итоги литературного КВНа.

7.Вы знаете, что в детском саду с 15 по 18 марта проводилась неделя речевого развития. На недели речевого развития воспитатели совместно с детьми показывали занятия, игры и кружковую работу в группах для родителей по развитию речи детей. Проведено анкетирование родителей по развитию речи детей и высказывания о посещенных занятиях.

8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями, вручение дипломов победителям в конкурсах.

Наталья Якишина
Родительское собрание «Развитие речи детей»

Родительское собрание

«Развитие речи детей »

1 часть : «Совсем немного науки»

Как говорил, Сократ : «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Правильная, выразительная речь - портрет человека.

Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы . Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития : одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство .

Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития . Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат , сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги)

Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь , нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на :

Устную речь (говорение и слушание) ;

Письменную речь (письмо и чтение)

Наше собрание посвящено развитию устной речи детей , а именно умению слушать (формированию фонематических процессов)

С самого рождения ребенка окружает множество звуков : скрип снега, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь. Известно, что дети обучаются речи со слуха .

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи , он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки.

Работа по развитию речи ребёнка в д /с осуществляется в разных видах деятельности : на занятиях по развитию речи , а также и на других занятиях (музыкальном занятии)

и вне занятий – в игровой и театральной деятельности и в повседневной жизни.

2 часть Предлагаем отправиться в путешествие по стране «развитие речи »

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей .

1. А вот и наша станция - «Творческая»

Подберите признаки к словам :

Снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий, мягкий, липкий, красивый, блестящий, и т. д.)

Человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный, умный, веселый, улыбчивый, красивый, мудрый, отзывчивый и т. д.)

Ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий, теплый, легкий, освежающий, ледяной, могучий, свежий и т. д.)

Небо (высокое, далекое, низкое, ясное, серое, темное, черное, ночное, звездное, голубое, синее, воздушное и т. д.)

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей .

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо ли вы знаете сказки, мы сейчас проверим…

2. А вот и наша новая станция - «Сказочная»

(загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2)Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся : мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось!

И тут вы справились, сразу видно, что с детьми вы сказки читаете!

Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил : «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы активируем речь.

3) А вот и наша станция «Наши руки не знают скуки»

1этап. - Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

Большой - отвечает за голову;

Указательный - желудок;

Средний - печень;

Безымянный – почки;

Мизинец – сердце.

1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

2)потереть ладони, похлопать.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,чтоб показывать его,

Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,

А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их) .

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять.

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому) .

2этап – Пальчиковые игра с аудио сопровождением.

Раз, два, три, четыре, пять - тело будем изучать.

Вот спина, а вот животик,

Ножки. Ручки,

Глазки, Ротик, Носик,

Ушки, Голова,

Показать успел едва

4) И последняя станция «Игровая»

(игры для формирования звукопроизношения)

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей , так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи , а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.

Речевая игры :

1. «Насос»

Давайте представим, что мы взяли насос и попробуем накачать велосипедные шины. Родители , подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…» .

2. «Вьюга» «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…» ; по сигналу : «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкают.

Игра с движением

3. «Самолет» :

Ручками хлоп-хлоп,

Ножками топ-топ,

Ручки все подняли

И дружно отпустили

И сели все в волшебный самолет

Мотор гудит Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

А самолет летит У-У-У-У-У

А теперь игры на формирование фонематического слуха.

1. «Звуковые бочонки»

Педагог поочередно трясет каждый бочонок, а родители определяют где звук тише, а где громче. Потом родители ищут парные бочонки .

2. «Волшебный мешочек»

Речевая игра «Прогулка в лес»

Чистоговорки :

Уп, уп, уп – мама варит суп (зв. П.)

БЫ, бы, бы –идёт дым из трубы (зв. Б)

«Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку» (зв. П-б)

«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа»

«Жу-жу-жу молоко дадим ежу»

«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»

Просим Вас обращать внимание на информацию для родителей , по каждой лексической теме недели, и не просто смотреть, а дома с детьми закреплять все игры и пальчиковые гимнастики, разговаривать больше с детьми, расспрашивать (выводить детей на диалог , чем они занимались в детском саду, в какие игры играли, спрашивать по поводу занятий (смотрите на стенде расписание занятий в этот день и спрашивайте, чем они занимались! Очень важно закрепление дома всего того, чем мы занимаемся с ними в саду. Только совместная сплоченная работа наша –ваша и детей , даст положительные результаты! Мы думаем ВЫ все в этом заинтересованы!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!