Женский журнал Ladyblue

Сенсорное развитие у детей раннего возраста. Сенсорное развитие малышей-что это такое? Немножко про «сенсорные игрушки


Сенсорное восприятие представляет собой общее отражение предметов, событий или явлений в результате взаимодействия объекта реального мира и органов чувств человека. Оно может «включаться» посредством слуха, зрения, обоняния и, конечно, тактильного контакта. Тема сенсорного развития является очень важной и интересной, поэтому мы решили написать обширный материал, посвященный ей, собрав для родителей малышей только полезную информацию.

Как происходит сенсорное развитие ребенка

Маленькие дети каждый день открывают что-то новое для себя : запахи, формы, цвета, фактуры. Чтобы лучше изучать незнакомые предметы, ребенку необходимо не просто на них смотреть, а непосредственно трогать самому, пробовать на зубок. Если вы имеете опыт общения с малышами, то наверняка могли заметить, что они всегда тянутся ручками к новым интересным вещам. Если малышу этот предмет дадут потрогать, то он потянет его в рот. Такие детские желания не всегда связаны с тем, что у малыша лезут зубки и ему обязательно нужно «почесать десны» чем-нибудь. Стремление понюхать, покусать, кинуть на пол для ребенка является неосознанным стремлением к сенсорному развитию и желанием изучить свойства предмета.

Самые маленькие дети начинают развитие с изучения форм, например, шара, куба и т.п. Чуть позже они уже учатся распознавать несложные примитивные сравнения: гладкий-шероховатый, толстый-тонкий, маленький-большой. Со временем ребенок сможет благодаря сенсорному восприятию сам выстраивать логические цепочки и делать определенные выводы. Например, мягкий красный помидор является спелым, а плотный помидор зеленого цвета еще не созрел. Если на улице потемнело, значит, наступила ночь. Умение делать выводы позволит ребенку действовать правильно в той или иной ситуации. Например, с наступлением темноты пора готовиться ко сну, а незрелый помидор нельзя срывать с куста и употреблять в пищу. Таким образом, выделяют несколько этапов сенсорного развития детей дошкольного возраста. Каждый из этих этапов подразумевает выполнение определенных задач.

Этапы сенсорного развития дошкольников

Дети дошкольного возраста при нормальном развитии могут впитывать и запоминать информацию в огромных объемах. Степень обучаемости таких малышей, в том числе, зависит и от успешной реализации задач сенсорного развития на разных этапах жизни ребенка:

1. Получение сенсорных впечатлений. В период до года малышу нужно предлагать, как можно больше предметов разных величин и форм, а также позволять следить за яркими движущимися предметами. Это не должны быть мультики и реклама по телевидению.

Важно обеспечить малыша достаточным набором настоящих реальных игрушек, которые можно трогать.

2. В период до трех лет ребенок должен научиться выделять цвета (достаточно нескольких самых распространенных), знать несложные формы и различать величину предметов. Ребенок такого возраста уже свободно может не просто найти из всех игрушек определенную, например, красный мяч или синий кубик, но и отличит маленький предмет от большого.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте...

3. В возрасте с четырех лет идет формирование сенсорных эталонов. То есть услышав знакомое слово, например, какую-то геометрическую фигуру, ребенок уже может «сориентироваться» в своем чувственном представлении об этом предмете. С формированием общепринятых эталонов необходимо начинать знакомить ребенка с новыми, более сложными, способами обследования предметов. То есть изучать оттенки цветов, отдельно выделять измерения величины, расчленять форму предметов.

Важно! Родители должны обязательно уделять большое внимание сенсорному развитию ребенка. Они сами, и педагоги в детском саду должны в конечном счете «научить» ребенка дошкольного возраста аналитическому мышлению и умению находить несложные причинно-следственные связи. Это является главной задачей сенсорного развития дошкольников.

Подробнее о сенсорном развитии малышей до 1 года

Начинать сенсорное развитие малышей можно практически с самого их рождения. Конечно, это не получится делать в игровой форме и вам больше придется заниматься демонстрацией. В первые месяцы восприятие мира малышами происходит путем осязания и обоняния. Поэтому для них важен постоянный тактильный контакт с мамой. Некоторые родители придерживаются радикальных методов воспитания детей и стараются с рождения «не приучать к рукам», решают не укладывать ребенка рядом с собой спать, чтобы он привыкал к своей кроватке. Такие методы имеют место быть и пользуются популярностью, но мы советуем не увлекаться ими, а помнить, что совместный сон и пребывание на руках для новорожденного малыша крайне полезно с точки зрения сенсорного и эмоционального развития. Притом крайне полезно не просто брать ребенка, а вместе с ним купаться, носить в специальном слинге, делать массаж ручек и ножек.

Полезно выкладывать малышей на разные поверхности (шелк, мех, хлопок и т.п.). Совсем маленьким вполне достаточно демонстрации однотонных предметов, а начиная с трех месяцев уже можно вводить яркие многоцветные. Также с трех месяцев хорошо начинать выполнять пальчиковые упражнения, показывать ребенку его отражение в зеркале, вид из окна.

Внимание: не рекомендуется давать малышам для игр предметы из личного обихода, например, мамино зеркальце из набора косметики. Вы можете приобрести игрушку для ребенка до года (следите за маркировкой 0+), в которой имеется безопасная зеркальная вставка.

Положительно на настроение и самочувствие детей влияет прослушивание приятной инструментальной музыки. На просторах интернета можно найти композиции, созданные специально для новорожденных малышей. В такой музыке, помимо самой мелодии, звучит тихое сердцебиение, что помогает малышу «вспомнить» себя в утробе мамы.

Когда придет время вводить прикорм, лучше всего это делать с однокомпонентных блюд. Это правильно и полезно не только с точки зрения профилактики аллергических реакций, но и для формирования представления об отдельных вкусах. И помните: никаких приправ и специй, только натуральные природные вкусы!

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Возраст от года до трех лет считается «младшим дошкольным». Именно в этот период дети моментально схватывают и запоминают любую информацию. Считается, что пик развития приходится как раз возраст двух-трех лет. Существуют разные методики развития малышей, но если говорить о направлении деятельности, то оно является предметным. То есть у педагогов и родителей должна стоять цель научить ребенка пользоваться разными неопасными предметами.

Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объект...

Игра - самый эффективный способ занять и обучать малышей младшего дошкольного возраста. Важно мотивировать ребенка не просто брать в руки какую-то вещь, а творчески ее использовать, например, в ролевых играх. Так, можно складывать фигуры из имеющихся деталей, украшать игрушки по образцу, повторяя его, подбирать детали по форме и размеру. Если вы слепили из пластилина игрушечные машинки или зверят, то с ними нужно обязательно поиграть, придумать мини-сказку или историю.

Помимо осязаемых предметов, важно использовать то, что потрогать нельзя: литературные, музыкальные произведения. То есть заучивать стишки, запоминать песни и петь их под музыку, проговаривать фразы из книжек.

Подробнее о показателях сенсорного развития

Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и имеет индивидуальные особенности развития, существуют определенные показатели сенсорного развития малышей. Так, в период от двух лет до трех ребенок должен научиться следующим вещам:

  • По просьбе взрослых находить предметы основных оттенков.
  • Подбирать предметы разных форм.
  • Знать и уверенно называть несколько цветов.
  • Различать распространенные геометрические формы.
  • Ставить друг на друга кубики.
  • Отличать маленькое от большого.
  • Подбирать игрушки по цвету друг к другу.
  • Выбирать игрушку, ориентируясь сразу на несколько ее признаков: цвет, форма, размер.
  • Различать и называть фактуру предметов: мягкий, твердый, гладкий и т.д.
  • Собирать башни с образцы.

Если какие-то пункты списка вашему ребенку пока недоступны, то не стоит унывать и расстраиваться. Сделайте в играх упор именно на них, и вы сможете «подтянуться» в развитии. Часто бывает так, что ребенок запоминает казалось бы сложную для него информацию (цвет, форма, размер) с первого раза, если она была преподнесена с интересом для него и в правильное время.

Ваш малыш уже знает, что такое «большой» и «маленький»? Значит идите дальше и расскажите ему про «средний» размер. Это можно сделать на примере машинки, куклы, рисунка. Если малыш плохо разговаривает или же он просто молчун по своей природе и не хочет употреблять новые слова, то не настаивайте на этом. В такой ситуации взрослым самим нужно чаще произносить эти слова, и со временем они прочно войдут и в лексикон малыша без каких-либо дополнительных усилий.

Сенсорное развитие детей в возрасте 4-6 лет

Ребенок среднего дошкольного возраста уже может легко осваивать приемы активного познания не просто окружающего мира, а его свойств. Таких как оттенки, формы, величины, вкус, временные характеристики, запахи, качество поверхности и т.д. Малыш должен не просто знать и называть эти характеристики, но также освоить способы их обнаружения, различать особенности и, главное, уметь их сопоставлять. Хорошо для такого возраста иметь «дидактический» стол, то есть личное место ребенка, где он сможет поиграть с песком, полепить и т.п.

Сенсорное развитие в 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте человек не просто знает о разных свойствах предметов, он их обнаруживает, различает и должен научиться использовать в разных видах деятельности. Важно, чтобы ребенок мог словесно описать предмет, используя прилагательные, а также объяснить, как им пользоваться, с чем сочетать и т.п. В таком возрасте дети уже хорошо запоминают несложную информацию об интересных природных явлениях, физических и химических реакциях, могут подходить творчески к использованию любых вещей.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...

Степень сенсорного развития дошкольника играет большую роль для его адаптации уже в школе. Если включить ребенка в доступные для него виды деятельности, то он будет развиваться гармонично. Когда процесс обучения проходит хаотично, без системы, то могут наблюдаться серьезные проблемы в развитии, в знаниях сенсорного эталона. Эти проблемы будут обязательно мешать в дальнейшей жизни школьника.

Примеры интересных игр для сенсорного развития детей разных возрастов

Мы подготовили для вас несколько примеров игр, полезных для сенсорного развития детей:

  1. Счетные палочки. Купите в канцелярском магазине счетные палочки разных цветов. Высыпайте их на стол перед ребенком и предлагайте ему рассортировать их по цвету. Обязательно похвалите малыша, если он правильно выполняет задание, но не ругайте, когда он ошибается. Старайтесь комментировать каждое действие.
  2. Найди цветок. Вырежьте из картона несколько бабочек и цветочков разных цветов (используйте только центральные оттенки). Предложите малышу посадить каждую бабочку на «её» цветочек, подходящий по цвету. Комментируйте все действия.
  3. Найди пару. Предложите малышу найти такие игрушки, которые по форме похожи на круг, овал, треугольник, квадрат.
  4. Чудесный мешочек. Положите в непрозрачный мешок фигуры разной формы, величины, фактуры. Попросите ребенка засунуть ручку и найти на ощупь именно ту вещь, которую вы ему загадаете.
  5. Шарики с наполнителями. В обычные воздушные шарики (сдутые) положить наполнители разных фактур: фасоль, мука; гречка, вода. Необходимо изготовить по два образца на каждый вид наполнителя. Предложите ребенку найти одинаковые пары.

Существует огромное количество подобных игр, которые вы можете изготовить самостоятельно или приобрести в детских магазинах. Мы советуем много времени уделять сенсорному развитию детей не только в садике, но и дома. Это поможет ребенку быстрее развиваться и благоприятно скажется на ваших с ним отношениях.

4 0

Вряд ли можно встретить успешного представителя творческой профессии (художника, музыканта, писателя и т.д), не имеющего превосходно развитых сенсорных навыков. Именно они дают творцу возможность с восхитительной точностью воспринимать и передавать различные внешние особенности явлений, предметов: звуки, образы, цвета, умело играя их оттенками и нюансами. Но не стоит думать, что человеку, избравшему нетворческую профессию, такие способности ни к чему. Сенсорные навыки нужны каждому, ведь именно благодаря им мы даже в зрелом возрасте продолжаем познавать мир и общаться с ним. К тому же они позволяют проявлять и воспринимать разнообразные чувства. Именно поэтому развитие сенсорики у детей является очень важным вопросом, которому должны уделять немало внимания и времени любые родители.

Пик развития органов у малышей приходится на первые три года жизни. И практически с самого рождения кроха начинает знакомиться с окружающим миром посредством сенсорных ощущений:

  • зрительных
  • обонятельных
  • осязательных
  • слуховых
  • вкусовых.

Каждый день способен принести ему что-то новое. Правда, если об этом позаботятся родители, ведь именно от них зависит, однообразной или разнообразной будет реальность вокруг ребенка. Ведь кроха неспособен в одиночку полноценно усвоить новые знания, без помощи родителей они будут поверхностными. Таким образом, заниматься сенсорным развитием малыша необходимо практически с самого его появления на свет.

Развитие сенсорики позволяет ребенку:

  • упорядочивать информацию, полученную при общении с окружающей реальностью
  • стать более наблюдательным и
  • совершенствоваться интеллектуально и эстетически
  • обрести хорошее воображение и большой словарный запас
  • освоить сенсорные эталоны и различные виды сенсорно-познавательной деятельности
  • развить разные

Другими словами, это прекрасная подготовка к успешной и качественной жизни в условиях современной реальности.

Развитие сенсорики у дошкольников

Необходимо понимать, что сенсорное воспитание должно проводиться в соответствии с возрастом ребенка.

С представлениями о форме, величине и цвете малыша следует знакомить в 3-4 годика. В доступном виде ему нужно преподносить информацию о:

  • семи главных цветах спектра
  • величине (в сравнительной форме и не более двух свойств за один раз: большой и маленький, широкий и узкий, длинный и короткий)
  • форме (сначала круг и шар, квадрат и куб, затем овал, прямоугольник, треугольник и т.д)
  • количестве (сначала кроха должен освоить понятия «много» и «мало», потом уже можно переходить к конкретным цифрам)

Развитие сенсорики у дошкольников очень важно. В раннем возрасте ребенка необходимо научить определять свойства предметов (форму, цвет, величину), используя зрение и осязание, а также называть их и понимать, когда ему о них говорят другие.

В 4-5 лет у малыша уже формируются основные сенсорные эталоны. Он свободно говорит о цвете и геометрической форме предметов, а также способен сравнить их по величине. Ребенок в это время должен учиться анализировать объекты, группировать их, в зависимости от свойств.

В 5-6 лет необходимо работать над фонематическим слухом ребенка.

Также с ранних лет малыша нужно знакомить с осязательным и слуховым представлениями. Осязание развивается при практическом «общении» с самыми разными предметами. Ребенку нужно их потрогать, только так он поймет, что такое холодный и горячий, шершавый и гладкий, скользкий и т.д.

Слуховое восприятие, как, впрочем, и другие, лучше всего развивать в игровой форме. Начать можно со звукоподражаний (например, изображать, какие звуки издают те или иные предметы, звери), постепенно переходя к простым стишкам: вы читаете начало, ребенок декламирует конец.

Дидактические игры для развития сенсорики

Дидактические игры для развития сенсорики позволят малышу узнать много нового, но и развлекут его. Вы можете подготовить задания самостоятельно, призвав на помощь фантазию. Главное, чтобы в процессе игры малыш мог задействовать те или иные сенсорные чувства (желательно сразу несколько). Для примера приведем несколько интересных и полезных развлечений, после знакомства с которыми вы и сами сможете придумать хорошие игры на развитие сенсорики.

Для первой игры вам необходимо будет сделать елочки из бумаги (трехгранные) и приготовить разноцветные прищепки. Задача малыша – нарядить елочки. Сначала он может использовать прищепки любого, а затем, по вашей просьбе, конкретного цвета. Это занятие способствует развитию наблюдательности, внимания, мелкой моторики и чувства величины предмета.

Для второй игры возьмите большой кусок плотной материи, а затем украсьте его аппликацией, используя различные предметы: пуговицы, лоскутки, шнурки, бусы, липучки, молнии, кнопки. Прикрепляйте их так, чтобы малыш мог производить с ними различные действия: шнурки завязывать и развязывать, пуговицы отстегивать, откреплять липучки и т.д. Можно также сделать кармашек, который также получится расстегивать, а внурь положить какие-нибудь дополнительные предметы. А если подготовить сразу несколько «листов» с разными аппликациями и скрепить их между собой липучками или кнопками, получится целая книга. Благодаря этому пособию, ребенок будет развивать цветовое, осязательное, зрительное восприятие, познавательный интерес, представление о форме и величине объектов, мелкую моторику, внимание, наблюдательность, память. Также подобное изделие поможет ему освоить связную речь.

Для третьей игры вам понадобятся разноцветные шарики и формочки. Задача малыша – разложить шарики в формочки по цветам (красные в красные, синие в синие и т.д).

Как мы видим, сенсорные игры для детей интересные и познавательные, но простые, и придумать нечто подобное для своей крохи способна любая мамочка.

В материале раскрыто понятие основных сенсорных эталонов, указаны основные этапы сенсорного развития дошкольников, приведены некоторые игры на развитие сенсорных способностей, которые помогут не только воспитателям, но родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв. Эти примеры легко можно было бы возвести в n-ную степень.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это адекватное использование их в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить "по росту" игрушки от самой большой к самой маленькой. Может утверждать, что "слон большой", а "муха маленькая", хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т. п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач "на глаз". Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Осязание. Развить тактильные ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Зрение.

Дети очень наблюдательны. Учите детей по-разному смотреть на один и тот же объект: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу; с различного расстояния и под разным углом зрения: издалека, вблизи, в перевернутом виде, снизу вверх и сверху вниз. Например, возьмите любой комнатный цветок в горшке. Сначала предложите ребенку нарисовать его, бросив лишь беглый взгляд. Второй рисунок сделаем после пристального изучения этого растения. Третий - нарисуем свои ощущения после ощупывания цветка с закрытыми глазами. Четвертый получается после рассматривания объекта через увеличительное стекло, пятый - через банку с цветной водой, и т. д. Разложите на столе или на полу серию этих рисунков, и пусть малыш расскажет вам о своих ощущениях. Так он учится запоминать эти ощущения и уметь пользоваться ими в жизни.

Слух.

Научите ребенка распознавать звуки. Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Предложите малышу потрясти каждый пузырек и нарисовать то, что он услышал.

А можно организовать занятие совсем по-иному. Включите зажигающую своим ритмом и темпераментом музыку, например этническую. Предложите ребенку взять импровизированные музыкальные инструменты: банки с водой; бутылки с горохом; металлическую бумагу, наждачную бумагу, деревянные ложки, металлические ложки, бубны, колокольчики, расчески, резиновые шары, пластмассовые бусы. Пусть он дополнит новыми звуками мелодию, уловив ее настроение.

Вкус.

"Вкусное путешествие".

Попросите ребенка закрыть глаза, чтобы зрительные образы не мешали работе мышления и воображения. Предложите попробовать какой-нибудь съедобный предмет с необычным вкусом, желательно такой, который он раньше не пробовал. Пусть теперь ребенок нарисует свое ощущение и возникший внутренний образ. Другими словами, ощущения от вкуса могут преломляться в изобразительный мотив. Дети любят дополнять полученное изображение интересной историей: в данной истории главным героем будет вкусовой образ.

Обоняние .

Поговорите с ребенком о том, насколько обогащают и оживляют нашу жизнь запахи. Обсудите самые приятные и неприятные запахи. Обращайте внимание на разные запахи, совершая прогулку.

"Что нам подскажет запах?". В пустые не прозрачные бутылочки поместите вещества с характерными запахами: духи, ванилин, мыло, лепестки розы, лук, чеснок, кофе, апельсиновая корка, мята и т. д. Научите ребенка правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки. Ребенок должен понюхать все пузырьки и выбрать запах, который ему больше всего понравился. Приятный запах притягивает ребенка и ненавязчиво провоцирует на раскрытие и обретение новых чувственных ощущений.

Попросите ребенка закрыть глаза и впитывать аромат, общаться с ним. После чего можно начать работу над созданием чувственного образа: нарисовать рисунки с помощью кистей и красок, а возможно, и пальцев рук. Это могут быть сказочные картины природы, фантастические существа, инопланетные жители, цветы, пейзажи, люди. Если ребенок сочинит историю к рисунку, это усилит и конкретизирует выраженный на бумаге чувственный образ.

Совершая путешествие в волшебный мир музыки, звуков, мир вкуса, обоняния и осязания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и откроете для себя все многообразие окружающего и внутреннего мира.


Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод.

Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Его основная задача - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимает одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок, величин и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период младшего дошкольного детства. И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, величины, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка. Неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на уроках физической культуры.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия - сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией мы учим детей различным видам изображения: предметному, сюжетному, декоративному. Сенсорное развитие детей обеспечивается на любом из этих занятий. Занятия предметного содержания чаще всего проводятся на основе обследования предметов, их частей, строении предметов, их положении в пространстве.

Вначале детей знакомят с основным положением предмета в пространстве в состоянии покоя. И в первых изображениях дети отражают именно эти положения. Постепенно надо подводит детей к пониманию изменчивости пространственного положения вещей и живых существ, к обогащению их представлений об окружающем мире.

Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствование сенсорных процессов на занятиях должно быть в основном осуществлено до начало практических действий.

Специально организованное восприятие предметов с целью использования его результатов в той или иной содержательной деятельности мы называем обследованием. Обследование - основной метод сенсорного воспитания детей. В процессе его дети овладевают умениями воспринимать такие свойства предметов и явлений, как величина, форма, пространственные отношения, цвет, особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков. Все эти свойства составляют содержание сенсорного воспитания. Обследование предмета начало выступать как необходимое звено, предшествующее собственно исполнительской деятельности. У детей формировалось умение членить конкретную задачу конструирования какого - либо предмета или его изображение в рисунке на более частые задачи и устанавливать их последовательность.

Несмотря на различия в обследовании предметов в зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить общие основные моменты, которые характерны для многих видов обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета

2. Вычленение основных частей этого предмета, определение свойств.

3. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

4. Повторное целостное восприятие предмета.

Такой способ обследования может быть применен для анализа любой формы самых различных предметов, поэтому он может быть назван обобщенным.

Иной характер носит обследование в процессе труда в природе. Одно из основных условий успешной деятельности детей - Обучению их умению действовать в зависимости от тех или иных свойств почвы, растений и т.д. Например, при посадке семян в почву рыхлую и плотную, влажную и сухую, при прополке растений - отличать стебли и листья культурных растений от сорняков. В соответствии с этим определяется направленность сенсорного воспитания в процессе труда, отбираются способы обследования свойств почвы и растений. Например, при обследовании почвы важно обратить внимание на ее цвет, консистенцию, влажность,. При обследовании какого- либо культурного растения, важно выделить несколько характерных признаков стебля и листьев и организовать восприятия детьми этих признаков стебля и листьев. Таким образом, способы обследования, применяемые в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во - первых, от обследуемых свойств, во - вторых, от целей обследования.

Обучение обследованию должно проводиться с учетом возрастных различий детей. Так, детям младшего возраста следует предлагать для обследования предметы простые по форме и строению, чтобы процесс выделения частей и установления их взаимоотношений был более легким.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребёнка. Ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, неясны и непрочны.
Сенсорное воспитание – воспитание, направленное на развитие восприятия детей о внешних свойствах предметов, - должно строиться с учётом изученных психологией закономерностей этого развития.

В своей многовековой практике человечество создало определённую эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этой системой, ребёнок как бы получает набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Необходимо обращать внимание на повторяемость игр-занятий. Период детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно.

Необходимо помнить о том, что чем раньше начать с ребёнком заниматься по воспитанию сенсорной культуры, тем более быстрыми темпами он будет развиваться после, тем лучше он будет учиться в школе.

В настоящее время к услугам человека множество средств, которые позволяют ему, знакомится с явлениями не в их натуральном виде, а через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью литературы и кино. При этом действительность предстаёт перед нами в препарированном, расчлененном или, наоборот, в обобщённом виде.

Значит ли это, что отпадает нужда в развитии способности восприятия, направленного непосредственно на явления природы, на предметы и их комплексы, созданные руками человека? Конечно, нет: жизнь современного человека, его деятельность в области науки, искусства, техники, производства, сельского хозяйства требует хорошо развитой способности восприятия, во многих случаях быстрой реакции на впечатления, ответа действием на полученную информацию.

Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребенка.

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 с.

2. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 2009.

4. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 2008. - № 10 - с.4-9.

5. Запорожец А.В., Неверович Я.З “ О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. “Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников”, под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., “Просвещение”, 1965.

6. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Тербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2009.

9. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. - №7. - С. 31-35

10. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков . По сути, это развитие восприятия и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве.

Готовность ребенка к школе во многом зависит именно от сенсорного развития, самым благоприятным периодом для которого является дошкольный возраст. Итак, узнаем об основах и особенностях такого развития в разные возрастные периоды.

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-3 года)

В два года у малыша доминирующим направлением сенсорного развития служит восприятие предметов. Знакомство с ними и их свойствами формирует у ребенка образы их восприятия.

Сначала дитя ориентируется на характерные признаки предмета и сочетание сенсорных характеристик. Так, пушистый воротничок для малыша похож на зайчика, меховую шапку он может назвать киской. В два года закрепляется восприятие величины предмета. Кроха может показать, какой мячик большой, а какой маленький. Восприятие становится осмысленным, потому что двухлетки уже умеют сопоставлять. Они ориентируются по форме предметов, и образцом для них служат опредмеченные названия. Так, предметы круглой формы - это мячики и шарики.

В 2-3 года ребенок учится сравнивать свойства предметов, выполняя с ними определенные действия. И яркий тому пример - собирание пирамидки, когда дитя учится нанизывать на палочку внизу большие колечки, а затем переходить к меньшим. На основе этого у малыша формируются практические результаты и навыки: он уже знает свою обувь, свою чашку и одежду.

Задача родителей и педагогов на этом возрастном этапе заключается в формировании у ребенка сенсорных эталонов. Так, в форме это круг и квадрат, в цвете - это выделение основных цветов (белый, черный, красный), в величине - большой и маленький размер, в звуках - тихо и громко, в тактильных ощущениях - мягко и твердо.

И родители, и педагоги должны побуждать малыша к активности, желанию обследовать и действовать с предметами, называя их характеристики и увеличивая сначала пассивный запас их словарного языка (восприятие ребенка опережает развитие его речи). Такое обучение происходит в процессе дидактических игр и пособий в детском саду. Самыми удобными для развития сенсорики в возрасте 2-3 лет являются деревянные игрушки. Они удобны в выполнении действий и в манипулировании.

В повседневной жизни, в быту и на улице родители должны регулярно формировать у детей знания о цвете и форме. Так, домик всегда большой, снег белый, снеговик круглый. Формирование сенсорных эталонов в быту дает возможность накапливать базу сенсорного восприятия.

Детям третьего года жизни характерен ускоренный темп сенсорного развития. Это проявляется стремлением следовать образцу, который задается взрослым. Совершенствуется координация движений руки, моторика пальцев, что позволяет справляться с мозаикой, рисованием, строительными наборами. Поэтому взрослым следует создавать оптимальные условия для накопления представлений о цвете и величине, форме и фактуре, удалённости предметов.

Сенсорное развитие детей дошкольников (4-5 лет)

Основой сенсорного развития в возрасте 4-5 лет является рост активного словарного запаса, стремление активно познавать мир и действовать с новыми предметами, желание и умение копировать взрослых. Освоение сенсорных эталонов в этом возрасте расширяется. Так, к 5 годам дитя уже знает все основные цвета и формы предметов, степени их проявления. К примеру, в 3 года кроха знает, что такое холодный и горячий, а в 5 лет может охарактеризовать чай как теплый или немного горячий.

После 3 лет большое значение для развития сенсорики имеет продуктивная деятельность ребенка. Он воспроизводит предметные свойства и отношения (мячик катается, пластилин лепится, кубик стоит, колокольчик звенит). Это способствуют усвоению сенсорных эталонов.

У ребенка на этом этапе формируется восприятие времени и литературных произведений, музыки и живописи, что проявляется в умении описать картинку, мелодию (тихая, громкая, быстрая, спокойная, веселая). Также в этом возрасте у ребенка формируются пространственные отношения. Это ориентация в направлениях вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Ребенок уже легко может двигаться в заданном направлении, изменять по заданию взрослого положение корпуса тела, рук, ног. Усвоение слов-обозначений приводит к пониманию пространственных отношений вне зависимости от себя. Умение абстрагироваться от положения своего тела свидетельствует о конкретности и правильном восприятии предметов в пространстве.

Что касается времени, то его восприятие у ребенка формируется гораздо позже по сравнению с другими сенсорными эталонами, которые можно усвоить в процессе тактильного и зрительного обучения. Малышу легче ощупать кубик и рассказать о его цвете, величине, твердости, нежели говорить о времени, которое является эталоном неопредмеченным. Оно не имеет наглядной основы. Именно по этой причине детки тяжело воспринимают логику временных отношений. В 5 лет им недоступно понятие год и месяц. Легче они воспринимают такие сенсорные эталоны времени, как утро и вечер, сегодня и вчера.

В 5 лет они уже могут не только видеть эстетические качества картины, музыкального и художественного произведения, а и чувствовать их своим внутренним восприятием. Речь идет о формировании вкусов и предпочтений, когда ребенок называет картину, которая больше понравилась, но еще не может четко аргументировать, почему же именно эта картинка.

Нарушение развития органов осязания ребенка всегда усложняет его сенсорное развитие. Так, у малышей с нарушениями речи затруднена ориентировочная и исследовательская деятельность, которая направлена на формирование знаний о свойствах и качествах предметов. Таким деткам необходимо намного больше практических проб (примериваний) для решения наглядных задач. Они с большими трудностями обследуют предметы. Но нужно отметить, что ребятишки с небольшим запаздыванием речевого развития по сравнению с умственно отсталыми могут соотносить предметы по форме, цвету и величине. Ребенок в 6 лет с нарушением речи называет основные цвета, а вот с их оттенками возникают затруднения. Он не использует слова, которые обозначают величину ("широкий - узкий"), а пользуется общими характеристиками ("большой - маленький"). Такие детишки затрудняются в выделении главных составляющих частей предмета и обозначении пространственных взаимоотношений.

Что касается сенсорного развития глухих детей, то у них возникают трудности в понимании и восприятии перспективных рисунков, пространственных отношений между несколькими предметами. У таких детишек всегда возникают трудности с восприятием контурных изображений.

Для ребенка с нарушением слуха зрительное восприятие служит основным источником представлений о мире. Зрение в таком случае позволяет частично компенсировать речь. Поэтому для этой категории деток очень важно раннее развитие зрительного восприятия в комплексе с обучением речи.

Кинестетическое восприятие - самая информативная сенсорная функция для слабовидящих. Оно снабжает таких детей информацией о форме и весе, величине и объеме, фактуре и температуре предмета.

При нарушении зрения у маленького ребенка надо развивать у него процессы хватания и ощупывания, удерживания и перекладывания предметов из руки в руку. Для слабовидящих и слепых деток огромное значение имеет слух. Он позволяет воспринимать информацию об окружающем мире и формировать сенсорные эталоны. С такими детьми следует больше слушать теле- и радиопередачи, читать и беседовать по поводу услышанного, развивать словесную память.

Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью

Умственно отсталые ребята характеризуются трудностями в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это и препятствует восприятию свойств предметов. У таких детишек сенсорные эталоны предметные, а не обобщенные. Дети с умственной отсталостью испытывают трудности при узнавании предметов, да и целостность их восприятия недостаточна. Снижение скорости переработки информации является причиной отставания и в сенсорном развитии. Даже накопленный сенсорный опыт у них долго не закрепляется словами. Поэтому таким детям очень трудно выполнять элементарные указания и просьбы взрослых. Например, просьбу дать карандаш черного цвета малыш выполнит с трудом. Это говорит о том, что сенсорное развитие отстает и на вербальном уровне.

У этой категории детей замедлен процесс зрительно-слуховой координации, очень трудно формируются навыки ориентации в пространстве, а еще труднее - во времени. Именно поэтому работа с ними требует особых навыков и опыта, который есть у педагогов в специализированных учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Специально для - Диана Руденко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!