Женский журнал Ladyblue

Система военно-патриотического воспитания в российской федерации. Необходимость комплексного подхода к патриотическому воспитанию молодежи в современной россии

Система военно-патриотического воспитания в Российской Федерации

Сущность, задачи и принципы военно-патриотического воспитания

Важнейшим источником жизнедеятельности государства, армии, личности, в том числе российского воина, является патриотизм. Трудно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества, обеспечении национальной безопасности. Поэтому одно из центральных мест в системе воспитания воинов занимает государственно-патриотическое воспитание, суть которого заключается в формировании у личного состава армии и флота высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм являлся и является характерной чертой менталитета российского народа, духовной основой развития российской государственности.

Прошлое нашей Родины убедительно свидетельствует, что во все времена государственно-патриотическая идея была одним из основных факторов, обеспечивающих жизненность общества. Своими истоками патриотизм уходит в древность, в период борьбы с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа.

На патриотической основе произошло национально-государственное объединение Руси, что одновременно укрепило и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью. Следует также подчеркнуть, что уже в начале XVII века «Устав ратных и пушечных дел» закрепил патриотизм как военно-профессиональное качество и норму поведения воинов. А в период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм начал ставиться выше всех ценностей. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и даже закреплены в «Табели о рангах» как непременное условие получения чинов, званий, наград. Это нравственное качество особенно ценилось среди российского офицерства. Патриотическая идея бескорыстного, самоотверженного служения Отечеству лежала в основе его нравственности и культуры. Офицерство по праву может быть названо в русской истории самым патриотичным слоем общества, а патриотизм - душой Русской армии.

Уже в XVIII веке в России начала складываться система патриотического воспитания, а в Русской армии - говоря современным языком, система военно-патриотического воспитания. Так, «Инструкция пехотного полка полковнику» предписывала командирам проводить работу по патриотическому воспитанию воинов посредством регулярного разъяснения и чтения уставов, артикулов, приказов, а также рассказов о славе и могуществе России. Как непреложное правило предполагалось, что каждый офицер будет ярким примером и носителем патриотизма. Все это, безусловно, нашло отражение в мужестве и героизме солдат, матросов, офицеров, генералов и адмиралов, проявленных ими в войнах, которые пришлось вести России. Военно-патриотическое воспитание являлось одним из факторов Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.), 65-летие которой наша страна будет отмечать в наступившем году.

Следует подчеркнуть, что кардинальные изменения в стране в 90-е годы прошлого столетия негативным образом отразились на духовно-нравственной атмосфере в обществе, в том числе на патриотическом воспитании.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечается, что «Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», основной целью которой было создание системы патриотического воспитания.

В настоящее время такая система в своей основе сложилась».

Однако реализация текущей программы патриотического воспитания, рассчитанной до 2010 года, в стране и в Вооруженных Силах происходит на фоне общественно-государственных трудностей и противоречий. Вот лишь некоторые из них:

1. Под маской духовной свободы обществу навязываются западные ценности, эгоцентризм вместо коллективизма, культ насилия вместо товарищеских отношений, жажда наживы вместо труда в его цивилизованном и благородном смыслах.

2. Имеют место попытки некоторых писателей и публицистов доказать, что в России патриотизм вызывает цепную националистическую реакцию. А между тем патриотизм в его рациональном, теоретически обоснованном виде ничего общего с национализмом не имеет.

3. Существенное ухудшение у значительной части россиян материальных условий жизни, отчуждение их от культуры, власти, управления экономикой, колоссальное социальное расслоение общества негативно сказываются на авторитете государственной власти.

5. Отрицательное влияние на формирование патриотизма в условиях Вооруженных Сил оказывают ослабление боевой мощи армии, процессы ее значительного сокращения, снижение престижа воинской службы, недостаточно высокое материальное положение военнослужащих и другие негативные факторы.

Вместе с тем в последние годы были приняты определенные меры, которые позволили активизировать работу по патриотическому воспитанию в стране и армии, решить некоторые проблемы в ее организации.

«Составной частью патриотического воспитания, - отмечается в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, - является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих. В последние годы оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.), государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ министра обороны РФ № 70 от 11.03. 2004 г.), ведомственной программы Министерства обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» (приказ министра обороны РФ № 28 от 19.01.2006 г.) и других документов.

В них получила дальнейшее развитие система патриотического воспитания, элементами которой являются субъекты и объекты воспитания, задачи, принципы, содержание, направления, формы и методы воспитания.

Практика новейшей отечественной истории подтвердила, что система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде, она постоянно совершенствуется. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах Российского общества, а также новыми условиями современного мира.

В соответствии с государственной программой субъектами патриотического воспитания являются федеральные структуры различных уровней, научные и образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации, творческие союзы и религиозные конфессии, семья. В Вооруженных Силах такие субъекты - это органы военного управления, командиры и начальники всех степеней, штабы и службы, органы воспитательной работы, воинские коллективы, военные учреждения культуры, СМИ, общественные организации в воинских частях.

Объектами воспитания являются проходящие военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, сержанты (старшины), солдаты (матросы), курсанты, слушатели военно-учебных заведений и женщины-военнослужащие.

Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания определенных групп населения и граждан страны в целом.

Основными задачами военно-патриотического воспитания являются:

Формирование у граждан РФ патриотических ценностей, патриотического самосознания;

Воспитание верности боевым и героическим традициям Российской армии;

Утверждение в обществе сознательного отношения к выполнению конституционного долга по защите свободы и независимости России, обеспечению ее безопасности и суверенитета;

Активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества.

Военно-патриотическое воспитание проводится с учетом следующих основных принципов:

Единство национальных и интернациональных интересов народов России, что предполагает любовь россиян к своему многонациональному государству с уважительным отношением ко всем народам мира;

Комплексный подход, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур, с использованием различных форм и методов по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации;

Активность и наступательность, предусматривающие настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России;

Дифференцированный подход, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения, различных категорий военнослужащих;

Органическое единство военно-патриотического воспитания с практической военной подготовкой, означающее неразрывность слова и дела, конкретной работы по обучению граждан военному делу, формированию у них военно-профессиональных качеств;

Всесторонний учет изменений и тенденций в развитии военного дела, международной военно-политической обстановки, предусматривающий осуществление военной подготовки на уровне современных требований и различных военных специальностей, с учетом конкретных военных угроз и опасностей для национальных интересов России.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Основные направления, формы и методы работы офицеров по патриотическому воспитанию личного состава

В патриотическом воспитании военнослужащих существует ряд направлений по его организации и осуществлению, главными из которых являются следующие.

1. Формирование военно-профессиональных качеств, необходимых для военной защиты Отечества в ходе повседневного обучения, боевой подготовки. Эта сторона патриотического воспитания занимает важное место в повседневной деятельности командиров и офицеров-воспитателей. На занятиях по боевой и общественно-государственной подготовке, в процессе воинской службы они стремятся поддерживать патриотические начинания воинов, популяризируют примеры образцового выполнения солдатами и матросами своего воинского долга.

Воспитание на положительном примере, самоотверженном поступке является особенно сильным и действенным средством. И в этом отношении накоплен богатый опыт. Поощрение по службе, занесение в Книгу почета, пропаганда отличившихся на собрании, в стенной печати, фото- и радиогазете, в боевом листке и военной печати, издание листовок, специально посвященных передовым воинам, направление благодарственных писем родителям, на предприятия и в организации по месту прошлой работы и учебы солдат и матросов, вечера чествования отличников учебы, мастеров военного дела - все это создает позитивное общественное мнение, побуждает личный состав равняться на передовых, наиболее сознательных и активных защитников Родины.

Одновременно с воспитанием на положительном примере организуется кропотливая работа по исправлению отрицательных черт в поведении отдельных воинов. Командиры и начальники указывают таким воинам на их неправильные поступки, разъясняют, что патриотический долг требует не словесных заверений в любви к Отечеству, а конкретных патриотических дел. Они применяют разнообразные методы в интересах преодоления недостатков, активно используют в этих целях силы армейской и флотской общественности.
2. Важным направлением военно-патриотического воспитания является героико-патриотическое воспитание на основе изучения военной истории. Воспитывать историей - значит пропагандировать, сохранять и приумножать героическое прошлое и настоящее нашего народа и его Вооруженных Сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с ее героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее.

Пропаганда героических подвигов соотечественников в процессе воинской службы проводится как в ходе боевой учебы, так и в часы культурно-массовой работы. Особенно сильное влияние на воинов оказывают встречи с героями, чьи рассказы о мужестве и самоотверженности глубоко западают в души молодежи.

Во многих Домах офицеров и клубах частей организуются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), ветеранами-«афганцами», участниками боевых действий на Северном Кавказе, а также участниками локальных войн. Там же организуется просмотр художественных и документальных фильмов на героико-патриотическую тему.
Важную роль в решении этой задачи играют музей и комнаты боевой славы, в которых воины знакомятся с героями и боевой историей, боевыми реликвиями и документами военных лет. Этим же целям служат книги истории частей (соединений), исторические формуляры, Книги почета.

Для пропаганды славных страниц многовековой истории народов России во многих частях и на кораблях проводятся лекции, доклады и беседы о знаменательных датах и днях воинской славы: Ледовом побоище, сражении на Куликовом поле, битвах под Полтавой и Бородино, обороне Севастополя, важнейших сражениях в годы Великой Отечественной войны и других.

3. Одним из направлений патриотического воспитания военнослужащих является воспитание на воинских традициях Российской армии. Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимаются устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта. В основе их лежат такие воинские добродетели, как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, самоотверженность и взаимовыручка. Армия жива и крепнет, пока существуют в ее рядах носители этих понятий.

По сферам воинской деятельности различают: а) боевые традиции, отражающие опыт славных боевых побед; б) традиции процесса обучения и воспитания; в) традиции воинского быта Вооруженных Сил Российской Федерации.

Важное место в системе воинских традиций Российской армии занимают боевые традиции как элементы боевого наследия, сохраняющие свою актуальность для боевой подготовки войск и обеспечения победы в бою.

К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил относятся следующие: мужество и массовый героизм; верность военной Присяге, Боевому знамени и Андреевскому флагу; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; взаимная выручка и боевое братство; уважение командира и защита его в бою; презрение к предателям, предпочтение достойной смерти пленению; воинская доблесть; отдание воинских почестей погибшим в бою; забота о сохранении жизней подчиненных в бою и другие. Воин, поддерживающий эти традиции, готовый следовать им, не может не быть патриотом своей страны, ее верным и преданным сыном.

4. Наряду с воинскими традициями важную роль в формировании личности воина-патриота играют воинские ритуалы, под которыми понимаются исторически сложившиеся формы поведения военнослужащих в ходе обрядов, торжественных и траурных церемоний, совершаемых в повседневной жизни войск, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и других случая.

Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сферу боевой деятельности (принятие военной Присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой деятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые поверки, развод и смена караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.). Воинские ритуалы способствуют формированию у военнослужащих высоких моральных и боевых качеств, вызывают у них нравственный подъем, чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, к своей части.

5. Важным направлением патриотического воспитания военнослужащих является разъяснение смысла и содержания национально-государственной символики Российской Федерации - герба, флага и гимна, а также государственных праздников. В этих целях используют такие формы работы, как тематические вечера, викторины, конкурсы, кинолектории, лекции, беседы, встречи с известными людьми и другие.

6. К числу важнейших направлений патриотического воспитания относится также воспитание на основе традиционных российских духовных ценностях, на морали и нравственности. Наш исторический опыт свидетельствует, что патриотическое единение людей основывается на принадлежности единому национально-духовному укладу с его моральными и нравственными ценностями, важнейшими из которых являются беззаветное служение своему народу, верность Военной Присяге, воинская доблесть, войсковое товарищество, честь, благородство, гуманизм и другие.

Русская армия всегда была одной из армий мира, которой были присущи благородные дела и устремления, а офицерский состав являл собой образцы высочайшей культуры. В мире всегда ценили российского солдата за проявление величайшей человечности, строжайшей дисциплины, лояльного отношения к мирному населению.

Воспитанная на ценностях высокой морали и нравственности, Российская армия нередко приходила на помощь другим народам в избавлении их от чужеземного ига, в восстановлении экономики и культуры, в выполнении миротворческой миссии. Убедительным подтверждением тому являются боевые действия Вооруженных Сил России в Южной Осетии и Абхазии по принуждению Грузии к миру, где российские воины убедительно доказали свою верность гражданскому и воинскому долгу, преданность своему Отечеству, проявив при этом мужество, стойкость и героизм.

При решении задач по патриотическому воспитанию военнослужащих используются и такие направления, как: постоянное взаимодействие воинских частей с государственными и местными органами власти, общественными организациями и военно-патриотическими объединениями; участие военнослужащих в поисковой работе в рамках Всероссийской Вахты памяти; проведение занятий по военному делу с допризывной и призывной молодежью и другие.

В практике военно-патриотического воспитания используются различные формы работы. К уже названным формам можно отнести: вечера боевой славы, уроки мужества, торжества с вносом боевых знамен, собрания, митинги, шествия, мероприятия с участием воинов-интернационалистов, патриотических клубов, уход за памятниками и мемориальными кладбищами, возложение в памятные дни к ним цветов, обсуждение военно-патриотических фильмов, проведение читательских конференций и другие.

Среди методов военно-патриотического воспитания наиболее популярными являются следующие методы: убеждения, примера, опоры на жизненный опыт воспитываемых, индивидуального подхода, сочетания интеллектуального и эмоционального воздействия.

Таким образом, в последние годы система военно-патриотического воспитания получила дальнейшее развитие. Она имеет четко определенные задачи, направления, формы и методы воспитания, которые позволяют успешно и эффективно формировать у военнослужащих качества, необходимые защитнику нашего Отечества.

Во вступительном слове следует подчеркнуть, что патриотическое воспитание военнослужащих является важнейшей составной частью всей воспитательной работы с личным составом, роль и значение которого в условиях кризисных явлений в стране и создания нового облика Вооруженных Сил РФ существенно возрастает.

При изучении первого вопроса необходимо раскрыть основные элементы системы военно-патриотического воспитания, обратив при этом особое внимание на его сущность и задачи.

В ходе рассмотрения второго вопроса целесообразно раскрыть основные направления, формы и методы работы офицерского состава по патриотическому воспитанию воинов, а также проанализировать состояние этой работы в части.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

1. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. Учебное пособие. - М., 1998.

2. Воспитание патриотизма. Метод, пособ. Выпуск второй. М., 2003.

3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - М., 2005.

4. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказ министра обороны РФ № 70 от 11. 03. 2004.

5. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии: Учебное пособие / Под ред. С. Л. Рыкова - М.: ВУ, 1997.

кандидат исторических наук, доцент,Виктор Стрельников

Военнослужащий — патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества

1.Вступительное слово.

В статье 15 Устава внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации сказано, что военнослужащий обязан проявлять патриотизм. Вот как определяет патриотизм Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия: «Патриотизм (pariotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Только ли одна любовь к Родине составляет смысл патриотизма? Дело в том, что патриотизм — это не просто чувство, но и жизненная позиция, убеждение, которое для человека является побудительным мотивом его поступков, действий. Для военнослужащего быть патриотом — значит быть готовым приложить все свои силы к обеспечению надежной защиты Отечества, не жалеть при его, защите «... своей крови и самой жизни...», как было сказано в старом тексте Военной присяги.

Патриотизм — основа чести и достоинства военнослужащего, ко­торые проявляются, прежде всего, в боевых традициях нашей армии и флота.

Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия воен­ной этики — патриотизм, воинская честь и воинский долг.

1. Что такое патриотизм?

2. В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего?

3. Что вы знаете о военно-патриотических клубах и обществах?

4. В чем состоят особенности деятельности этих организаций?

5. Какие боевые традиции, связанные с чувством патриотизма, вы запомнили из курса ОБЖ для 10-го класса?

6. В чем состоит верность Боевому знамени части?

7. Что такое воинская честь и как она связана с воинским дол­гом?

Патриотизм военнослужащих. Боеспособность российской армии.

Есть мнение, что «снижение желания служить в армии не связано со снижением патриотических настроений в народе. По-прежнему идеи патриотизма широко распространены среди населения: только 9% говорят, что идея патриотизма для них не важна. Остальные оце­нили ее как важную в разной степени. А именно: 48% говорят, что идея патриотизма для них «безусловно важна». При этом степень патриотизма снижается в молодых возрастных группах

по сравнению с пожилыми людьми: если среди молодежи до 25 лет идея патриотиз­ма «безусловно важна» для 31%, то среди сорокалетних — 44%, а среди людей старше 60 лет — 57% называют ее очень важной.

Больше говорят о своем патриотизме военнослужащие, пенсионе­ры и бизнесмены, меньше всех — безработные, студенты и домохо­зяйки.

«Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно - нравственные, культурные, исторические и многие другие компо­ненты. [...]

Любовь к Родине, являясь нравственной основой воинской служ­бы, способствует формированию у военнослужащих чувства ответственности [...].

Патриотизм военнослужащих оказывает влияние на характер во­инской службы, на выполнение каждым из военнослужащих своего конституционного долга.

Современное международное положение характеризуется ростом нестабильности международных отношений, расширением конфликтообразующей основы на глобальном, региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества, усилением тенденции милитаризации и активного использования военной силы во внешней политике государств, повышением напряженности в некоторых районах, прилегающих к границам России.

Патриотическое сознание является тем побудительным мотивом, который повышает чувство долга у защитников Отечества, укрепляет их духовные силы, вызывает более ответственное отношение к своим служебным обязанностям.

Любовь к Родине помогает справиться с напряженным ритмом военной службы, успешно преодолевать многочисленные трудности, в повседневной армейской жизни и в боевой обстановке. С одной сто­роны, эти трудности обусловлены характером решаемых задач Во­оруженными силами [...]. С другой — вызваны недостаточной материально-технической обеспеченностью учебного процесса войск, отсутствием надлежащей заботы государства о своих защитниках, ослабленным вниманием некоторых старших начальников к нуждам и запросам своих подчиненных.

Военная служба требует от военнослужащего особой четкости, точности, оперативности исполнения всех распоряжений. Этим она и отличается от других областей общественной жизни, где конкрет­ные нормы исполнения долга не выражаются с такой четкостью и яс­ностью [...]. Регламентация охватывает все стороны службы, быта и даже вне армейских отношений. [...]

Патриотизм выступает в качестве одного из факторов укрепления боевого потенциала ВС России, прежде всего духовной его составляющей. Он сплачивает воинские коллективы, повышает их ответствен­ность при выполнении учебно-боевых задач, требований командиров по повышению боеготовности, организованности и дисциплины. [...]»

Моральный дух российских военнослужащих и военная реформа**

Моральный дух армии всегда волновал умы военных деятелей, ученых, полководцев. В трудах военных теоретиков: Клаузевица, Фоша, Бернгарди, Жомини, русских полководцев Суворова, Ушако­ва, Нахимова, Милютина, Брусилова, Жукова и других содержатся идеи и глубокие мысли о роли морального духа в войне, жизнеде­ятельности армии.

Моральный дух воина является особым состоянием Общественно­го сознания, когда человек способен и готов добиться выполнения поставленных целей и задач при максимальном напряжении духов­ных и физических сил.

«По оценке военного руководства страны, это состояние в целом обеспечивает выполнение возложенных на Вооруженные силы за­дач, что подтверждается многочисленными примерами организован­ности, выдержки личного состава частей и соединений, выполняю­щих боевые задачи в «горячих» точках и очагах военных конфлик­тов. [...] следует отметить, что в последние годы усилилось действие ряда факторов, которые негативно [...] воздействуют на моральный дух армии, снижая уровень его состояния».

Конкретными направлениями воспитательной работы, приори­тетными с точки зрения укрепления морального духа [...] является воспитание:

—патриотизма военнослужащих, их верности воинскому долгу, готовности служения Российскому государству;

—высокого профессионализма, морально-боевых и психологиче­ских качеств, отвечающих требованиям современной войны и зада­чам, возложенным на Вооруженные силы;

—сознательной воинской дисциплины, уважения к Конституции государства, законам России, нормам международного гуманитарно­го права;

—чувства гордости за принадлежность к российским Вооружен­ным силам, военно-профессиональной чести и достоинства;

—высокой сплоченности и слаженности частей и подразделений, отношений сотрудничества, и взаимовыручки;

—уважения к истории и боевым традициям российской армии»;

—уважения военнослужащих — представителей различных кон­фессий.

Воинская честь

«Честь воинская — понятие, трудно поддающееся формулировке. Необходимость ее, как условия военного быта, всеми сознается, но ее существо остается почти неуловимым. Вникая в это понятие нельзя не заметить, что «Честь воинская» представляет собой явление крайне сложное, чем, конечно, и объясняется его неуловимость. Она, несомненно, присуща войску и составляет его характерную черту во все эпохи человеческого существования».

Лишение воинской чести

«Существовавшее по военно-уголовным законам до 1882 г., состо­яло в следующем: осужденный препровождался на место казни в надлежащей форме; по объявлении приговора, если осужденный был офицер, юнкер или нижний чин из дворян, с него снимались знаки отличия, эполеты или погоны и мундир и над головой его пeреламывалась шпага; если осужденный был нижний чин не из дворян, то с него только снимались знаки отличия, погоны и мундир. Затем осужденный выставлялся на эшафоте к позорному черному столбу на 10 минут.

Позорное лишение воинской чести обязательно назначалось при присуждении к смертной казни через повешение и могло быть назна­чаемо, по усмотрению суда, при присуждении к смертной казни через расстреляние, а равно к ссылке в каторжные работы и в Сибири на поселение за воинские преступления. Обряд приводился в исполнение перед строем».

«Честь — не что иное, как особенные правила, основанные на осо­бенном порядке, с помощью которых народ или отдельный класса распределяет свою похвалу или порицание».

«Воинская честь всегда была присуща войску и составляла его характерную черту во все исторические эпохи. В отличие от понятия чести вообще воинская честь — честь коллективная (корпоративная), т. к. ею обладает не один человек, а коллектив — армия. Всем известны и такие понятия, как честь полка, честь батареи, честь роты.

На какой же почве развивалось понятие воинской чести? Преж­де всего, это участие в войне. Война — тяжелое испытание для че­ловека. Он рискует собственной жизнью, принося ее в жертву от­влеченному представлению об общем благе. А потому необходим какой-то стимул, который смог бы подавить в человеке чувство са­мосохранения.

Поэтому участие в войне с давних времен приобретает почетный и даже религиозный характер. Подвиги превозносятся. Победителя окружают ореолом славы. Все это способствует поднятию в воине-победителе чувства воинской чести.

В понятие воинской чести в России входила исключительная вер­ность военнослужащих престолу и отечеству. В солдатах воспиты­вался также принцип гуманности — чувство сострадания к побеж­денному врагу.

Пример этого — благородное, со стороны русских, отношение к поверженным и плененным турецким на Шипке и Плевне.

«В современных условиях всему многонациональному народу Рос­сии и особенно ее Вооруженным силам нужна своя, прогрессивная, обеспечивающая высокую социальную и общественную активность идеология. В ее основе должны лежать ценности, проверенные тыся­челетней историей развития Государства Российского и его общества: «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь».

Для того чтобы побеждать, в сердце и уме воина должна жить простая и ясная идея, понятная каждому, кто идет за нее на смерть, например защита Отечества, обеспечение суверенитета своей Роди­ны. Даже сегодня, в кризисных условиях, когда, как утверждается, рухнула вся система мировоззренческих ценностей, российские во­ины проявляют мужество и героизм (Чечня, Таджикистан, Абхазия, Косово и др.).

Дело в том, что военнослужащие в основном представляют ту часть общества, которая наиболее медленно меняет свое мировоззре­ние, кроме того, резко изменить его им не позволяет представление о чувстве чести и собственного достоинства, которые в их сознании тесно связаны с верностью военной присяге, Отечеству, конституци­онному долгу.

Воинская честь аккумулирует требования таких ценностей как воинский патриотизм, воинский долг, воинская ответственность и означает необходимость их безусловного выполнения.

Именно особые нравственные устои и стиль поведения; объединяе­мые понятиями «воинская честь» и «достоинство», «повышенная от­ветственность за судьбу России и ее безопасность» (причастность к де­лу по защите Отечества), «войсковое товарищество», «воинские риту­алы и традиции», «военная форма одежды» объединяются в одну группу военно-корпоративных ценностных ориентации. Эта группа присуща всем категориям и группам военнослужащих.

Вышеперечисленные ценности определяют смысл и значение от­ношения военнослужащего к выполнению служебно-профессионального долга.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, изменения духовно-нравственных ориентиров и ценностей жизни во многом повлияли и на отношение призывной молодежи к военной службе. Молодежь все более негативно относится к военной службе по призыву.

Такое же негативное отношение к службе в Вооруженных силах, к выполнению своего воинского долга в последнее десятилетие мы находим и в других источниках. Вспомните, с каким трудом шел призыв молодежи в армию несколько лет назад. Количество призывников из года в год сокращалось, зато устрашающими темпами увеличивалось число тех, кто открыто отказывался служить в Boopyженных силах. При опросе высказали желание служить 55% юношей и лишь 8% открыто заявили о нежелании служить. При этом 37% будут служить только потому, что подчиняются требованиям закона [...]; [...] до 80% призывников, по данным , не хотят служить в армии; почти каждый пятый студент полагает, что военная служба — это один из видов государственной Деятельности, не заслуживающий особого внимания. С ними согласен каждый десятый призывник. Вместе с тем среди солдат и призывников немало и тех, кто полагает, что военная служба — эта малопрестижная и неприятная работа, которой по возможности надо избегать (9,3% и 17,9%). «Не хочу служить в армии, и никто меня не заставит». Такие высказывания сегодня популярны среди молодежи. Ведь никто уже не говорит о священном долге защиты Родины. Увы, прежние духовные ориентиры рухнули. В армейский строй становятся дети рабочих, крестьян, остальные под всякими предлогами избегают службы. Продолжает расти число отказников и дезертиров.

Анализ этих источников показывает, что отрицательное отношение молодежи к армии будет усиливаться. И повлияет это, прежде всего, на снижение качества личного состава Вооруженных сил, что нанесет непоправимый урон национальным интересам России. [...]

Только в последнее время забили тревогу по поводу самовольного оставления части (дезертирство). Широкой общественности стали известны случаи, когда молодые люди, оставившие воинскую часть, по 3—4 года находились якобы в розыске, а на самом деле никаких оперативных мер по их поиску не предпринималось. Безнаказанность — лучшая почва для взращивания в обществе беззакония.

Почему такое стало возможно? Более того, почему молодые люди уже не хотят выполнять долг гражданина по защите Отечества? Как случилось, что сегодня преданы забвению такие понятия, как долг, честь, достоинство, милосердие и патриотизм?

Ответить на данные вопросы возможно, только поняв причины кризиса, поразившего как российское общество, так и армию. Одна из них состоит в недооценке роли образования и явное пренебреже­ние задачами воспитания молодежи.

Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в ВС РФ, будет осуществляться наибо­лее эффективно по сравнению с массовым опытом, если:

—воинская честь военнослужащих срочной службы будет рас­сматриваться как одна из приоритетных целей процесса морально-психологического обеспечения и нравственного воспитания войск;

—проектирование процесса формирования воинской чести у во­еннослужащих, проходящих военную службу по призыву в Воору­женных силах Российской Федерации будет нацелено на развитие эмоционального, рационального, действенно-практического и совер­шенствование всех компонентов воинской чести;

—будет использована система ведущих средств на каждом этапе от занятий по общественно-государственной подготовке с быстрой сменой форм проведения и отличающихся большей эмоционально­стью и наглядностью, ратный труд с формами проведения: выполне­ние элементов распорядка дня, занятия по боевой подготовке, раз­личные виды тренировок, тренажи, всевозможные виды нарядов и караулов, конкурсы, смотры подразделений,

—использовать ратный труд с соревновательными формами про­ведения: учебные и боевые тревоги, соревнования на лучшее подраз­деление, на лучшего в том или ином предмете боевой подготовки, во­енные игры»

Подведение итогов.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Дайте определение патриотизма.

2. В чем проявляется патриотизм у военнослужащих?

3. Приведите примеры подвигов, совершенных русскими, советскими и российскими воинами на полях сражений.

4. Чем достигается и воспитывается чувство патриотизма у воен­нослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

5. Какие традиции по увековечению памяти воинов-патриотов су­ществуют в Вооруженных силах Российской Федерации?

6. Назовите традиции армии и флота. Связанные с воспитанием верности Боевому знамени части и военно-морскому флагу ко­рабля.

7. Что такое воинская честь?

8. Какими способами нужно воспитывать воинскую честь у военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации?

9. Как вы понимаете выражение «офицерская честь»?

10. В чем проявляется воинская честь в повседневной службе, бою?

11. Соответствуют ли понятию «воинская честь» проявления «дедовщины» в армии и почему?

12. Какие наказания существовали в русской армии для лиц, поправших воинскую честь?

Домашнее задание.

1. В повести «Поединок» подпоручик Ромашов принимает вызов на дуэль, а потом обещает жене своего противника, что тот останется жив. Была ли в этом случае гибель Ромашова неизбежной? Почему? Как его поступок связан с понятием офицерской и воинской чести?

2. Как вы знаете, существует традиция увековечения памяти воинов-патриотов, погибших в боях за Отечество через занесение имени навечно в списки части. В чем проявляется эта традиция в части, в списки которой занесено имя героя?

3. Приведите примеры верности военно-морскому флагу, которые стали боевыми традициями русского флота.

4. Дуэли по европейскому дуэльному кодексу существовали в русской армии с XVIII по XX вв. Сейчас для защиты чести и достоинства военнослужащих существуют правовые процедуры, предусмотренные законом. О чем это говорит?

5. (Для любителей истории.) Приведите примеры массового проявления чувства патриотизма русскими и советскими воинами на примере нескольких войн (сражений, военных кампаний).


>>ОБЖД: Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества Русского воина, основа героизма

Патриотизм, верность воинскому долгy - неотъемлемые качества Pyccкoгo воина, основа героизма

Военнослужащий - это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией Российской Федерации.

Военнослужащий - защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации.

Для выполнения своих обязанностей по защите Отечества военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.

Чтобы в полной мере отвечать своему предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства - Российской Федерации.

Чувство патриотизма - основа духовных качеств российских воинов . Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами. Патриотизм - это чувство любви к своему народу, гордость за его успехи и победы и горечь за неудачи и поражения.

Мы все дети одной Родины - России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определенных отрезках времени, она остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.

Родина -это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.

Отечество - понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество - это не только прошлое, не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего государственное устройство.

Наше государство - Российская Федерация --раскинулось на площади 17,4 млн кв. км и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.

По состоянию на 1 января 2002 г. население России составляло 145,5 млн человек. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5% - русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары-5,5 млн, чуваши-1,8 млн, башкиры - 1,3 млн, мордвины-1,1 млн человек. 78% населения живут в ее европейской части, остальные - в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В состав Российской Федерации входит 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.

Наша Родина - это и русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Русский язык является Государственным языком РФ - языком межнационального общения. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В Российской Федерации всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.

Родина - это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура.

Понятие Родина включает в себя условия материальной и духовной жизни людей: территорию, имеющую определенные границы и географические особенности, населяющие ее народы, социально-экономический и политический строй, культуру, быт, язык, народные обычаи и традиции.

Родина - это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Патриотизм-духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Для военнослужащих патриотизм проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать ее интересы, ее целостность и независимость.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независим от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Для удовлетворения своих потребностей каждый человек пользуется благами, созданными до него старшими поколениями и обществом. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. (Мораль (нравственность) - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.)

Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долг и честь.

Долг есть нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. (Совесть есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.)

Высшим выражением долга в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым членом коллектива общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение общественного долга.

Воинский долг - нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также в выполнении задач в соответствии с международными обязательствами страны.

В мирной повседневной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского овладения вверенным оружием и военной техникой , постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества дает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

1.Назовите основные понятия и определения патриотизма российского гражданина и воина.
2. В чем выражается воинский долг военнослужащих ВС РФ?
3.Подготовьте сообщение на тему "Основные качества, присущие российскому воину - защитнику Отечества».

Смирнов А. Т., Мишин Б. И., Васнев В. А. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны

ВОПРОСЫ:

Теоретические основы, истоки, традиции патриотизма.

Значение патриотизма в деле укрепления обороноспособности страны.

Патриотизм как важный элемент отечественной гуманитарной науки и культуры имеет богатую историю и глубокие традиции. Он всегда рассматривался как воплощение мужества, доблести и героизма, силы русского народа, как необходимое условие единства, величия и могущества Российского государства.

Сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения и реально- действенного проявления.

Несмотря на давность происхождения, понятие «патриотизм» (от греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) до сих пор не имеет четкого сущностного универсального определения.

Разнообразность, многовариантность и неоднозначность трактовки термина «патриотизм» во многом объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм его проявления и т.д.

Так, например, Владимир Даль толкует «патриотизм» как «любовь к Отчизне». Военный энциклопедический словарь рассматривает патриотизм как «преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов».

На современном этапе развития российского общества патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, модернизации экономики, формированию в России единого гражданского общества. Государственно-патриотическая идея пронизывает всю деятельность государственных органов по созданию нового облика Вооруженных Сил, укреплению обороноспособности страны. Поэтому раскрытию сущности патриотизма, разработке его теоретических основ придается исключительно большое значение.

Теоретические основы патриотического воспитания сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003 г.). В этом документе определены цель патриотического воспитания, его задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях.

В частности, в Концепции подчеркивается, что патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.


Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

Утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому

Прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

Создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

Воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

Привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь;

Формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

За многовековую отечественную историю в нашем обществе и армии сложились определенные патриотические традиции. К их числу в Вооруженных Силах России относят следующие:

Беспредельная преданность Отечеству, готовность сознательно отдать за нее жизнь;

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения;

Высокое понятие воинской чести и воинского долга у военнослужащих;

Преданность полку, кораблю, его знамени и традициям;

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;

Личный пример командиров и начальников своим подчиненным.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования нужных качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В нашей стране формирование патриотической идеи своими истоками уходит в далекую древность и совпадает с возникновением Русского государства. Свидетельства о таком качестве людей, как патриотизм, встречались в военно-исторических документах и летописях еще в IX веке. Патриотизм носил как бы личностный характер и проявлялся в преданности своему князю и дружине. Хотя дружинники могли переходить от одного князя к другому, верность высоко ценилась в русском воинстве. Для дружинников считалось позором оставлять поле сражения, и наоборот, князь считал постыдным бросить свое войско.

В памятниках русской средневековой письменности одной из ведущих была идея защиты, а не захвата чужих земель.

Неписаным правилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену, за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвой на оружии и перед Богом. «Да не посрамим земли Русской!» - эти слова киевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей истории Российской армии.

В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка, товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.

Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления в социально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важной составляющей российского менталитета.

В годы правления Петра I патриотизм приобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей и добродетелей. С тех пор воспитание в армии основывается на положении: русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересах государства Российского.

Впервые законодательно патриотизм был закреплен в «Уставе ратных и пушечных дел» (1607-1621 гг.). Воеводам строго предписывалось воспитывать у воинов чувство патриотизма и самим подавать пример служения Отечеству. Служба Отечеству, усердие в делах государственных были объявлены главной добродетелью и закреплены в Табели о рангах, «Учреждении к бою», «Артикуле воинском» как непременное условие получения чинов, наград и званий.

С XVII столетия начинается формирование патриотической идеи как фактора сплочения государственно-национального пространства России в духовном ареале православия, которое всегда играло важную роль в формировании у народа патриотических чувств и сознания, верности долгу и чести, готовности сражаться за свой народ, за Отечество.

В начале XVIII столетия произошло обновление государственной идеи - на смену религиозной ментальности пришли новые светские принципы, главный из которых - «служение Отечеству и своим ближним».

Более двух столетий офицеры и нижние чины Российского государства несли воинскую службу, воевали и умирали с патриотическим девизом «За Веру, Царя и Отечество».

История нашего государства - это история многочисленных войн в его защиту. Поэтому идея государственного патриотизма получила заметное развитие в трудах великих русских полководцев и флотоводцев П.А. Румянцева, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.С. Нахимова, М.И. Драгомирова, С.О. Макарова, М.Д. Скобелева и других.

Патриотическая идея была сохранена и после Октябрьской революции 1917 года. Народ Советской республики в своей основной массе поддержал новую власть, стал патриотом своего нового Отечества, что было доказано в годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918 -1922).

Сила патриотизма советских людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945), 65-я годовщина Победы в которой была широко отмечена в нашей стране. В этой войне народ и армия проявили небывалый по массовости патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

На современном этапе в российском обществе и армии предпринимаются серьезные шаги с тем, чтобы не только сохранить, но и существенно развить отечественные патриотические традиции, сделать их принципами жизни и работы каждого молодого человека, каждого воина.

Таким образом, патриотизм на протяжении многих веков отечественной истории являлся и является важнейшим нравственным качеством россиян, одним из источников экономического и военного могущества Российского государства.

Важнейшей функцией государства является укрепление его обороноспособности. На укрепление обороноспособности влияют многие факторы: экономический, социально-политический, военно-технический, духовный, военный и другие. В развитии всех компонентов оборонной мощи страны исключительно важная роль принадлежит человеческому фактору, тем руководителям и специалистам, которые решают эти задачи. Оборонная мощь зависит от их ответственности и профессионализма, от их убежденности в необходимости данного дела и в конечном счете от патриотизма. Поэтому повышение сознательности, гражданской ответственности и социальной активности граждан России является приоритетным направлением работы по укреплению государства, его обороноспособности.

Обороноспособность страны в значительной степени ассоциируется с мощью и боеспособностью ее Вооруженных Сил, их техническим состоянием, вооружением, подготовкой военных кадров, морально- психологическим состоянием личного состава. Исторический опыт свидетельствует, что армия и флот будут значительно крепче, если их личный состав обладает высоким патриотическим сознанием, так как от этого качества зависит успех решения всех задач, стоящих перед воинскими коллективами. В подтверждение этого тезиса можно привести следующие аргументы.

Во-первых, в ходе военно-патриотического воспитания у личного состава вырабатываются правильные представления об особенностях и характере возможной войны, средствах вооруженной борьбы, формируется вера в силу отечественного оружия, убежденность в том, что успешное овладение вверенной боевой техникой и оружием является надежной гарантией победы в современном бою.

Особое воспитательное значение в этом отношении имеют учения и маневры, которые являются настоящим экзаменом на боевую зрелость и выносливость. В ходе них воины не только оттачивают свое боевое мастерство, но и, видя огромную военную силу в действии, в динамике, приобретают твердую уверенность в том, что Российские Вооруженные Силы обладают всем необходимым для того, чтобы защитить Родину. Убедительным доказательством этого стали оперативно-стратегические учения «Запад-2009», состоявшиеся в сентябре прошлого года на огромном пространстве от Североморска до Бреста. В текущем году аналогичные учения «Восток-2010» прошли с привлечением сил Тихоокеанского флота, органов управления, соединений и частей Сибирского, Дальневосточного и Приволжско-Уральского военных округов. Нет сомнения в том, что они также явились серьезным шагом на пути совершенствования боевой и тактической подготовки личного состава многих частей и соединений, повышения его боевого мастерства.

Во-вторых, военно-патриотическое воспитание личного состава армии и флота способствует повышению его морального духа. Еще Наполеон отмечал, что «победа на три четверти определяется боевым духом и лишь на одну четверть - численным соотношением противоборствующих сторон».

Моральный дух - явление глубоко социальное, общественно-политическое. Применительно к армии и с учетом ее специфики и задач он означает духовную способность личного состава Вооруженных Сил стойко переносить любые трудности и лишения, самые суровые испытания войны и не утрачивать волю к победе.

Конкретное воздействие военно-патриотического воспитания воинов на укрепление морального духа войск проявляется прежде всего в том, что в процессе его проведения осуществляется морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению долга защитника Отечества.

Прочная морально-психологическая закалка необходима не только на войне, но и в ходе повседневной боевой учебы. Несение боевого дежурства, морские походы и полеты, учебно-боевые стрельбы и пуски ракет, учения и маневры - все это предъявляет к воинам исключительно высокие требования, сопряжено с большими психологическими нагрузками, требует самообладания, стойкости, мужества в самой сложной, а порой и критической обстановке.

В-третьих, в процессе военно-патриотического воспитания решаются также задачи нравственного совершенствования воинов, формирования в воинских коллективах здоровой нравственной атмосферы, правильных уставных взаимоотношений между военнослужащими, воспитания их в духе дружбы и войскового товарищества.

Особое внимание при этом обращается на воспитание воинов в духе высокой организованности и дисциплинированности, строгого и точного выполнения Присяги и уставов, приказов командиров и начальников. Успешному решению указанных задач во многом будут способствовать некоторые шаги, предпринятые Министерством обороны РФ в последнее время по гуманизации воинской службы, увеличению ее открытости, расширению контактов между армией и обществом.

В-четвертых, воспитание патриотизма у личного состава, повышение его сознательности способствует в конечном итоге обеспечению постоянной боевой готовности армии и флота - определяющего показателя их боевой мощи. Высокая готовность достигается тщательной и всесторонней подготовкой личного состава, четкой организацией и непрерывностью воспитательной работы, безупречным выполнением обязанностей каждым воином, контролем за выполнением всего этого со стороны командиров всех степеней.

Канули в вечность времена, когда с объявлением войны войска начинали сосредоточиваться и развертываться вне воздействия противника. Современные средства вооруженной борьбы позволяют организовать и осуществить внезапно и в крупных масштабах удары огромной силы не только по объектам и войскам, расположенным в приграничной зоне, но и в глубоком тылу. При этом противник имеет возможность наносить удары одновременно всеми видами вооруженных сил на суше, с воздуха и с моря. Поэтому малейшее промедление в боевой готовности даже одного из видов или родов войск может привести к тяжелым последствиям и отрицательно сказаться на общем ходе боевых действий.

Степень осознания каждым воином личной ответственности за боевую готовность части, корабля, подразделения, его способность в предельно сжатые сроки привести в действие все технические системы и комплексы боевого оружия, самоотверженно сражаться с любым агрессором - это определяющий показатель боевой и морально-психологической готовности войск и сил флота. Крупномасштабная военная авантюра грузинского режима в августе 2008 года в Южной Осетии является убедительным подтверждением необходимости Российской армии постоянно проявлять высокую бдительность и постоянную готовность отразить любые агрессивные действия по отношению к России и ее гражданам.

Сегодня быть воином-патриотом - это значит четко знать и выполнять свои служебные обязанности, постоянно совершенствовать морально- боевые качества, во всей армейской жизни строго следовать требованиям воинских уставов, приказам командиров и начальников.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!