Женский журнал Ladyblue

Воспитание добрых чувств в детской игре. Воспитание добрых чувств у детей

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 10

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание добрых чувств у ребенка».

Воспитатель: Серегина Т. С.

Г. "Кашира, 2012 год

Добрый вечер, уважаемые родители! (Вот и наступил час, когда мы собрались опять все вместе. Я всегда рада встречи с вами. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания « Воспитание добрые чувств «, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям через год в школу. "Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от пас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что воспитание добрых чувств у ребенка должны быть сформированы в дошкольные годы. Хочется вспомнить изреченья великого педагога В.А. Сухомлинского:

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень резко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»

Является неоспоримым тот факта, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна доброты. Хочется помочь тем родителям, которые вполне осознанно делают видеть своего ребенка, когда он вырастет добрым. Так, на вопрос, «какими вы хотите видеть своего ребенку, когда он вырастет?» взрослые отвечали: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Так уж, теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать, мы стареем, но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. "Недаром есть и гласит пословица «какое воспитание, такая и старость».

Известно, что легче чему - то научить дошкольника, чем что - либо положительное в нем воспитать. "Каша дискуссия - о доброте. Интересно, как, ответили дети на поставленные вопросы?

Считаете вы себя добрым и почему? (Фа - считаю, потому что я могу дать поиграть свою игрушку, дать конфету, пожалею, когда плачут, могу защитить, могу оказать помощь).

Какие вы знаете добрые слова? (спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, добрый день, добрый вечер, доброе утро, извините, простите, здравствуйте, до свидания)

А теперь как вы ответили на вопросы анкеты:

Как, вы считаете, нужно ли в воспитании ребенка воспитывать добрые чувства? Фа, "Кет. "Почем у? (вы все ответили - да. А на вопрос - Почему? (Вы

ответили, что доброта нужна людям, и если посеешь добро - то семя добра вырастит.)

2. Что вы делаете в семье для развития этих, чувств? (стараемся своим примером воспитать в детях, добрые чувства, в семье помогают друг другу, перевиваем неудачу, радуемся хорошему.)

3. Какие заботливые отношения проявляет к вам и другим членам семьи ваш ребенок? (помогает, когда тяжело, убирает посуду, не шумит когда отдыхают, проявляет заботу, когда плохо чувствуют, жалеет, когда больно, защищает.)

4. Как, он его совершает: самостоятельно или по - вашему совету, (просьбе), требованию? (по совету - 72%; (по просьбе), а иногда и самостоятельно - 21%, по требованию - 8%.) Над этим надо призадуматься. Важно, чтобы он сам совершал добрые поступки.

заповедей родителъства.

Не жди, что твой ребенок, будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой: он божий.

Не требуй от ребенка платы, за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к. проблемам, свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь чего - то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.

Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок, - это праздник, который пока с тобой.

5. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры. (ответили - да. Кошка заболела - жалко, мама устала - не мешать, не приставать, вырасту - буду защищать, мама заболела гладить, лечить; попался в паутину жук - жалко, освободить его.)

6. В каких поступках появляется инициатива ребенка в оказании помощи, забота? (помогает убирать со стала посуду после еды, полить грядки, подмести пол, полить цветы., принести воды, если заболел? когда больно - жалко.)

В наших методиках не разработана система воспитания добрых чувств. Но поможет вам мой совет в воспитание добрых чувств, примите 10 заповедей родительства. Далее, каждодневно ваш ребенок, должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:

Взаимопомощь друг другу;

Доброе, заботливое отношение к, пожилым и престарелым людям: родственникам и просто соседским старикам и старушкам.

Исключить нежелательных недобрых разговоров о людях животных, в присутствии, детей.

Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведем из жизни такой пример. Семья собирается на детский праздник. Вдруг ребенок, заявляет: «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна» Мама: «Так, некрасиво, нельзя дарить старые игрушки», а ребенок;,» а помнишь, когда вы собирались на день рождения к тете Гале, ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она так надоела и мешает!»

Важно создание специальных, проблемных ситуаций, при решении Которых происходили, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов - ситуаций.

У тебя сегодня замечательное настроение. Почему?

^ , l ...у

а) потому что мама улыбнулась;

б) потому что светит солнце;

в) потому что подарили, игрушку (конфету)

Испечь пирог и назвать его « Доброта». Разрезая и отдавая каждому члену семьи по кусочку, важно отметить: ты добрый, потому что...и т. д.

Рассматривание картинок с изображением положительных или негативных ситуаций:

в автобусе сидит мальчик, а рядом сидит стоит старичок с палочкой и т. д.

Важную роль играют игровые ситуации типа: - кто в кого влюблен.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Разучивание и применение игры « Словарь вежливых слов»:

а) мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, «Здравствуйте»,

б) когда нас бранят за шалости, говорим «Прости, пожалуйста»

в) и в (России, наУкраине, в Англии на прощание говорят «Do свидания»

При воспитании добрых, чувств важна социальная ориентация на другие людей, в том числе обездоленных. Ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. В данном случае периодически важны комментарии родителей.

Включая ребенка в активную жизнь в семье (трудовые поручения, участие в подготовке к. семейным праздникам, совместные подарки, чтение художественной литературы), вы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим , но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. " Если ребенок, совершает, добрый поступок, нет, не должен быть не замеченным вами

(покормил птиц - молодец).

Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу и сказки в целях, воспитания добрых чувств. Знать содержание сказки нужно и полезно для ребенка, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Например: сказка «Лиса и заяц» и задать вопрос:

Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?

Кто хотел помочь зайцу?

А кто помог?

Кто тебе больше всех понравился в этой сказке?

Почему?

Ребенок, ответит. Но нам нужно извлечь максимальную пользу из прочитанного.

А вдруг бы и петушок испугался лису?

Как бы ты помог ему?

И хочется, чтобы вашими помощниками в воспитании доброты стали краткие произведения В. Сухомлинского, А. Толстого, К. Ушинского и д.р. авторов.

Научить детей добру - это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе. Давайте вместе помнить о том, что быть добрым - это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близким.

И свое родительское собрание хотела закончить народной мудростью:

Добрые детка - дому венец,

Плохие детки - дому конец.

И пусть воплотится в жизнь первая строчка этой народной мудрости. И так, как, это собрание, посвящено воспитанию доброты поблагодарить хочу всех родителей, которые принимали и принимают, участие в оказании помощи ДУ и пусть наше сотрудничество будет плодотворным. И в завершении хочу вынести решение:

Содействовать воспитанию у детей добрых, чувств.

Способствовать достижению ребенком доброты в семье и в ближайшем окружении,

Использовать упражнения, виды игр, и упражнения в добрых поступках, художественную литературу,

Использовать социальную ориентацию на других людей.

Использовать личный пример.

Встреча с родителями «Воспитание добрых чувств»

Цель: создание предпосылок для формирования у присутствующих отношение к воспитанию нравственных качеств у детей, как одной из главных жизненных целей.

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей на самоценность и важность дошкольного периода.
  2. Выявление ключевых проблем и тенденций, влияющих на воспитание доброты.
  3. формировать опыт воспитания у детей добрых чувств, посредствам игр, в результате разбора «жизненных ситуаций».

Добрый вечер, уважаемые родители! Очень приятно, что вы откликнулись на наше приглашение. И сейчас в тесном кругу, за чаем мы и хотели бы с вами поговорить на тему: «Воспитание добрых чувств».

Эту проблему на одной нашей встрече не решить. Но задуматься над этим вопросом стоит. Ведь мы вместе воспитываем наших детей, и какими они станут, зависит от нас с вами.

Каким вы хотите видеть своего ребенка, когда он вырастет? – на этот вопрос многие родители отвечают: «Хотим, чтобы получил образование». И лишь совсем небольшая часть ответила: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, внимательный, порядочный человек».

А в вашем понимании добрый человек, - это какой человек?

Вот у нас есть «Сердечко» давайте его наделим качествами доброго человека.

«Добрый человек – это тот, который…» (родители наделяют сердечко качествами доброго человека).

Теперь это сердечко – будет сердцем нашей группы, и будет жить у нас и в нас. И ребята будут заряжаться добротой от этого сердечка.

Конечно, недобрые взрослые не смогут посеять в ребенке зерна доброты. Ежедневно ребенок видит и постигает азбуку доброты в семье:

  • во взаимоотношениях родителей;
  • в том, как вы относитесь к своим детям;
  • в отношении к бабушкам, к дедушкам и просто к соседям.

Поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Ребенок впитывает в себя все это как губка. И уже в общении со сверстниками и окружающими людьми, строит свои отношения по примеру родителей.

Научить детей добро – это, значит, научить их сострадать, переживать, сопереживать, и в первую очередь по отношению к близким ему людям. Уважаемые родители, обратите внимание на эту таблицу. На ней определены сенситивные периоды развития определенных чувств. Но это не значит, что упущено время, просто развитие тех или иных чувств займет более длительный период времени.

А теперь давайте задумаемся, как наши дети относятся к нам? (Анализ игры «Три желания»,в этой игре дети загадывают три желания, затем анализируется, какие и для кого эти желания).

Приходят дети. Рассаживаются поближе к своим мамам, папам и пьют чай.

Игра «Хорошо -плохо»

Ход: Если дети согласны с высказыванием, то они хлопают в ладоши, если нет – топают ногами.

Уважаемые мамы, папы!

На столах лежат листочки, на которых написано начало пословицы. Нужно досказать пословицу. Родители выполняют задание.

  1. Добро помни, а зло забывай.
  2. добро того учит, кто слушает.
  3. Добро творить – себя веселить.
  4. Доброе братство лучше богатства.
  5. Доброму везде добро.
  6. Доброму слову – добрый ответ.
  7. Добрый конец – всему делу венец.
  8. Добро делать спеши.
  9. Добро не горит, не тонет.
  10. Сделав добро, не кайся.

Игра на эмоциональную активность

Ход: Детям предлагается изобразить «ЗЛЮКУ», «РЕВУШКУ» и т.д. Затем воспитатель уточняет у детей, кто им больше понравился и как успокоить «РЕВУШКУ», что нужно сделать, чтобы подобреть.

Ситуация 1.

Ребята, помогите Вове разобраться, за что он был наказан (выходит мальчик и читает стихотворение)

Доброта

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале…

И вот за доброту мою

Меня же наказали!

Р. Сеф

За что был наказан Вова? Правильно, ли поступили взрослые? Что, значит, быть добрым? Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых.

Ситуация 2.

Что сделать, если мама с работы пришла грустная? (обыгрывается ситуация с детьми)

Дорогие мамы, папы! Еще раз хочу обратить внимание на листочки, которые лежат на столах. Прочтите их, и скажите, согласны вы с этим высказыванием или нет? Почему?

Ребенок учится жить у жизни, если:

  • ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  • ребенок растет в безопасности, он учится верить людям;
  • ребенка поддерживают, он учится любить себя;
  • ребенок растет в честности, он умеет быть справедливым;
  • ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  • ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  • ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  • ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  • ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  • ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(родители зачитывают высказывание и говорят свое мнение)

Из Франции к нам пришел такой добрый замечательный праздник: «День Святого Валентина». День любви друг к другу, взаимопонимания, добра. В этот день люди дарят друг другу Валентинки, тем самым, выражая свои чувства.

Давайте же и мы с вами сделаем Валентинки и подарим тем, кого в этот вечер (сейчас) нет рядом – дедушке, бабушке и др. (родители вместе с детьми изготавливают Валентинки из приготовленного материала).

Вот на этой доброй ноте хотелось бы закончить нашу встречу. Спасибо, Вам огромное за то, что пришли, несмотря на свою занятость. И на память о сегодняшней встрече примите – памятки (в форме сердечка)

До свидания!

Сочувствие – 2-3 года

Вина – 2,5 – 3 года

Радость – до 2 лет

Удивление – до 2 лет

Страх – до 2 лет

Отвращение – до 2 лет

Горе – 5-6 лет

Стыд – 5 лет

Ответственность – с 6 лет

Гнев - 3-4 лет

Интерес – с 1,5 лет

Забота – с 4-5 лет

Скромность – с 3 лет

Зависть – с 5 лет

Воля – с 6-7 лет

Настойчивость – с 6-7 лет

Упрямство – с 2-3 лет

Произвольность поведения – с 6 лет.


План беседы

  1. Воспитание доброты — это предупреждение эгоизма и черствости у детей.
  2. Воспитывать действенную доброту.

Ребенок не рождается добрым или злым. Таким он становится в зависимости от воспитания, условий жизни, примера окружающих.

В семье ребенок приобретает первый опыт нравственных отношений, именно здесь закладываются основы доброты, внимательности, чуткости, заботливости по отношению к людям, умение делить с другими счастье и горе.

Маленькие дети в семье, естественно, пользуются большой любовью, о них заботятся, все лучшее отдается им. Но если ребенка одновременно не учат заботиться о других, он постепенно становится эгоистом, начинает требовать все лучшее для себя. Бездушие становится чертой его характера. Воспитывает деятельность, а не назидание, поэтому родители должны поручать детям заботиться о других поиграть с младшим братом или сестрой, выполнить просьбу старших, даже, если надо оторваться от своих дел. Если в семье есть животное (кошка, собака, черепаха, аквариум с рыбками), часть заботы о них надо возложить на 6-летнего ребенка. Если дома имеются комнатные цветы, важно, чтобы ребята сами ухаживали за ниш. Забота о живых бессловесных веществах будет способствовать воспитанию ответственности за чужую жизнь.

Если все заботы, радости, тревоги родителей «вращаются» только вокруг детских интересов, потребностей, переходящих нередко в капризы, то у ребят постепенно формируется представление о себе, как о центре всей жизни взрослых, и со временем будет развиваться требовательность к родителям, развиваться черствость души. Ребенку надо разрешить быть добрым, щедрым — делиться с товарищами игрушками, книжками, сладостями. В его жизни должны быть ситуации, когда он может проявить способность пожертвовать чем-то для другого, для родителей или других членов семьи. Важно побуждать детей к совершению добрых поступков. Доброта должна быть действенной, и с этой целью ребенка следует включать в домашний и общественно полезный труд в школе, по месту жительства.

Воспитание у детей бережливости

План беседы

  1. Воспитание бережного отношения к личным вещам, школьным принадлежностям, к пище.
  2. Бережное отношение к времени.
  3. Ребенок — друг и защитник природы.

Рост благосостояния народа, обилие вещей, бытовой техники, предметов роскоши, которыми владеют люди, по-новому ставит вопрос о воспитании бережливости в семье. К сожалению, существует ошибочное мнение о том, что бережливость - это проявление жадности, скупости и вырабатывается она от материального недостатка, от бедности. В свое время М.И.Калинин говорил, что бережливость — это коммунистическая черта.

Воспитание бережливости связано с формированием у детей разумных потребностей. Конечно, дети должны иметь хорошую одежду, хорошее питание, игрушки, учебные принадлежности, книги. Но при этом всегда надо помнить о мере. Если у ребенка не только необходимая и удобная одежда, но еще и много лишней, которая, в основном, тешит тщеславие его родителей, то, как правило, ребенок не будет ее беречь, а главное — ему всегда будет хотеться чего-то нового, необычного. Наблюдения показывают, что, отдыхая летом на даче с детским садом, в лагере, многие дети не берегут свои вещи, теряют их и этим не огорчаются, часто просто не зная своих вещей. И когда мать спрашивает у сына или дочери: «А где твоя куртка?», «Где новые сандалии?», «Где свитер?», ребенок равнодушно говорит:»Почем я знаю где … Не знаю».

И этот же ребенок, увидев что-то понравившееся ему в магазине, тут же будет требовать от родителей этой вещи, капризничать,обижаться, если его даже неразумное желание не будет сразу же не удовлетворено. Часто родители «сдаются» и покупают новое, дорогое. Мотив один — лишь бы ребенок был не хуже других. Так постепенно воспитывается расточительство… А человек, если он не научился беречь вещи в детстве, став взрослым, не будет с уважением относиться и к общественным ценностям.

Необходимо воспитывать бережное отношение к школьным вещам: к бумаге, тетрадям, карандашам, краскам, кисточкам. Все это доступно и стоит дешево, поэтому дети часто не ценят учебные принадлежности, бросают недописанные тетради, карандаши, теряют пеналы, линейки… И в семье, и в детском коллективе следует осуждать такое отношение к школьным вещам. В беседах с детьми необходимо показывать, что за каждой вещью стоит труд многих людей.

Важно научить детей бережно относиться к продуктам питания, прежде всего к хлебу.

Физиологи и детские врачи считают, что многих современных детей перекармливают, они получают излишнее количество калорий, отчего некоторые из них с раннего детства страдают ожирением.

В семье важно воспитывать культуру потребления пищи: не привередничать в еде, не переедать, уметь красиво пользоваться столовыми приборами. Отношение самих родителей к пище — пример для детей.

Бережливость распространяется и на отношение ко времени. С ранних лет в детях необходимо воспитывать чувство времени, умение беречь его. Ребенок должен знать свой режим дня: время утреннего подъема, занятий в школе, прогулок, развлечений, игр … Конечно, шестилетнему ребенку трудно самостоятельно контролировать расход времени, но родители обязаны постепенно приучать его к этому. Организуя деятельность детей — игры, прогулки, просмотр телепередач, рассматривание и чтение книг и детских журналов -необходимо разъяснять, сколько времени требуется на то или иное занятие, когда следует перейти к другим делам. Безответственное отношение ко времени воспитывает разгильдяйство и недисциплинированность.

С раннего возраста ребенок привыкает любоваться природой, уже малыщу родители показывают цветы, деревья, птиц, бабочек и говорят, что это красиво. Подрастая, ребенок должен стать защитником и другом природы. Такой ребенок не ломает зеленые насаждения, не разрушает птичьих гнезд, не рвет бездумно лесные и полевые цветы, не уничтожает муравьев, бабочек, стрекоз и других полезных насекомых.

Значит, первое, чему надо научить ребенка — не разрушать природу. Второе — научить быть ее защитником, например, собирать семена деревьев и цветов, зимой подкармливать птиц, ухаживать за комнатными цветами, за растениями в ближайшем окружении.

Воспитание бережливости — длительный процесс. Часто здесь сталкиваются детское «хочу» с родительским «нельзя», и родители должны проявлять твердость, такт и терпение. Настоящая бережливость сочетается с добротой и щедростью.

Красота человеческого общения как основа эстетического воспитания детей

План беседы

  1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития школьников.
  2. Разделять интересы в устремлении детей …
  3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты. Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.

Учитель в беседе с родителями на конкретных примерах может показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту,и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам. Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора — с человеческого общения. «Разнообразное и многостороннее общение обогащает и формирует духовный мир ребенка, приносит ему моральное удовлетворение, доставляет глубокое эстетическое наслаждений». Родителям целесообразно прочитать эту книгу.

Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность. Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нем.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.

Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, щутка, т.е„ интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.

Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне — в духовности. Форш семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое. Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному. Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: «Поиграй сам, займись чем-нибудь».

Существует принципиальное различие между понятиями «прожить день рядом с ребенком» и «прожить день вместе с ним». Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи,смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь «рядом с ним». Вместе с ребенком — это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться… Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по парку сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: мать вяжет или читает, отец беседует с кем-нибудь. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач — а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?…

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник — это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное). Шестилетний ребенок не думает о полезности подарка, для него подарок — возможность

выразить свои саше лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким, выпивает платочки, выучивает стихи и песни … Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок товарищу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? …

В конце беседы с родителями следует еще раз подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно — источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.

Итак, содружество учителя, воспитателя и родителей -одни из важнейших условий правильной постановки учебно-воспитательного процесса. А для шестилетних детей, впервые вступающих в школьную жизнь — залог их успешного нравственного развития. Необходимо помнить, что личность ребенка формируется не только в школе, но и в семье, а у семьи и школы общие цели и единые задачи.

И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.

Доклад на родительском собрании.

Тема: «Воспитание в детях добрых чувств»

Цели: 1.Предупредить прявления эгоизма в детях.

2.Воспитывать доброту в детях.

3. Учить детей бороться с проявлениями зла в жизни.

Нередко отец или мать задают себе вопрос:почему их дети растут эгоистами.Они и не подозревают,что своей слепой любовью сами делают детей такими.

Если ребёнок привык только брать и ничего не отдавать окружающим,он вырастет невнимательеым,грубым,а подчас и жестоким человеком.

Психологи предостерегают родителей об этой опасности в воспитании.

«Вот у вас есть одно яблоко,-говорит врач-психолог,-только одно,и вы отлично знаете что растущему детскому организму оно нужнее,чем вам.И всё же – не отдавайте ребёнку яблоко целиком.Не создавайте ему привилегий.Нельзя! Помните, что у вашего ребёнка,кроме тела,есть ещё и психика,есть формирующийся характер.И в подобном случае вы вместе с витамином для здоровья ребёнка вносите в его душу страшный вирус.Вирус безнравственности.

С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами,а когда дарят сладости,приучать их угощать всех членов семьи,товарищей.

Девочке на день рождения подарили плитку шоколада.Взрослые приговаривают: «Это тебе,Леночка,кушай». Леночка отходит в сторону и начинает есть,не обращая внимания на присутствующих.Таким образом воспитывается эгоизм.

Одним из путей воспитания в детях добрых чувств служит воспитание бережного отношения к природе.Если ребёнок мучает животных и взрослые его не останавливают,он привыкает к таким жестоким забавам,становится жестоким и к людям.Обычно дети любят животных.Эту любовь надо поощрять.К сожалению во многих семьях не держат животных,поэтому детям они мало интересны,они сними не соприкасаются.Известно много примеров,когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение.

Когда ребёнок ухаживает за животными:чистит жилище,кормит,водит на прогулку,он невольно начинает любить живое существо.

Необходимо стремиться к воспитанию в ребёнке активной доброты.Так,например,учащиеся на вопрос:кого они считают самым добрым? Ответ обычно одинаков.Добрыми они считают отличников.Почему?Они хорошо учатся, не дерутся,примерные в поведении.Эти представления нужно расширять т.к. в жизни много зла.Дети должны различать стороны зла:эгоизм,жестокость,равноджушие,несправедливость,неуважение.

Важно,чтобы дети понимали,что силу человек должен направлять на защиту слабого.Не проходить мимо,если кого-то обижают.

С раннего возраста нужно учит детей делать приятное людям.В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и забота друг о друге.

Вот вернулись с работы родители.Дети знают,что они устали.Ещё до прихода родителей они стараются убрать комнату,накрыть стол.

Родителям следует интересоваться,как складываются отношения ребёнка с его сверстниками,соседями учителами.В

ФОРМИРОВАНИЕЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Упавшему помоги встать.

Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу.

И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.

(Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю.

Толковый словарь русского языка).

Доброта и милосердие - это высочайшие нравственные ценности . В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания.

В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение.

Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорасти. Обязанность и долг взрослых, родителей и педагогов, - учить маленького человека и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений, по законам милосердия. . То, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении его личности.

Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан», проявить готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Милосердие - сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся - больных, инвалидов, престарелых. Воспитание сострадательного отношения к такой категории людей даёт предпосылки проявлений уважения друг к другу, понимания того, что каждый из нас, или наши близкие могут оказаться в подобной ситуации и будут нуждаться в той или иной поддержке. Деятельное проявление милосердия - различная помощь, благотворительность и т.д.

Как воспитывать доброту, милосердие? Этому помогают:

Ø этические беседы с ребёнком, которые способствуют развитию у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо;

Ø пословицы и поговорки

Ласковое слово не трудно, а споро.

Ласково слово - что весенний день.

И у курицы сердце есть.

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Любить друга - любить себя;

Ø игры, в которых у детей проявляются и закрепляются добрые чувства, умение проявить заботу, внимание: «Построим кукле комнату», «Купание куклы» и другие для малышей, сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: «Больница», «Гости», «Поездка в трамвае» и т. д.

Ø чтение художествен­ные произведения: А. Барто «Вовка - добрая душа», Я. Сегель «Как я был мамой», С. Михалков «Дядя Сте­па», В. Катаев «Цветик-семицветик», Е. Пермяк «Самое страшное», Н. Артюхова «Трудный вечер», Е. Благинина «Посидим в тишине», ненецкая сказка «Кукушка». Эти произведения показывают детям, что ласковое, доброе слово, хорошее отношение к человеку действует быстрее и эффективнее, чем сила.

Очень важно, чтобы дети распространяли гуманные чувства не только на себя, но и умели сострадать другим людям. Ребенок должен не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно быть добрым, милосердным, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, формированию социально правильного поведения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!