Ювелирное дело. Илья Мельников - Художественная обработка металла
Ювелирное дело - один из древнейших видов искусства обработки благородных металлов, драгоценных камней и других материалов, получившее широкое распространение среди видов декоративно-прикладных направлений. Сохранившиеся до наших дней ювелирные изделия дают представление о традициях, вкусах и мастерстве ювелиров прошлого.
Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы в сочетании с различными драгоценными камнями. Их ценили не только за легкоплавкость, но прежде всего за невероятную цветовую красоту. Золото своим цветом напоминает солнце, а это светило в древних культурах было связано с верховным божеством. Не случайно художественные изделия, выполненные из золота или серебра, это, как правило, священные культовые предметы: амулеты, обереги и другие. Навыки обработки драгоценных металлов уже в ранний период железного века, т. е. 5000 лет назад, послужили зарождению ювелирного искусства. На Древнем Востоке, в Передней Азии и в Египте ювелирное дело достигло полного расцвета, когда наряду с многочисленными украшениями по заказу представителей знати были созданы украшения, являвшиеся произведениями ювелирного искусства, поскольку в древности украшения из драгоценных металлов являлись мерилом богатства и власти господствующих классов, показателем положения на социальной лестнице и места в обществе.
Золотые изделия древних греков предстают уже более сложными конструктивно, более яркими в декоре и затейливыми по форме. Это говорит о том, что греки рано научились технике обработки металла.. Для классического древнегреческого ювелирного искусства (V--IV вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота. Уже к этому периоду они могли из металла создавать гибкие, легкие, гармонирующие со свободно падающими складками одежды ювелирные украшения. В изменении стиля ювелирного искусства античного периода сыграли свою роль походы Александра Македонского, в ходе которых греки близко познакомились с искусством стран Востока, оказав заметное влияние на искусство скифов и сарматов, которые в свою очередь, согласно религиозным представлениям этого народа несли в себе охранительное начало, а основным их изобразительным мотивом была тема животных. Развился характерный для них «звериный» стиль, выраженный в преобладании животных мотивов.
Несомненного развития обработки драгоценных металлов достигло в эпоху Возрождения. Изделия стали приобретать объемную, многогранную форму; завершенную композицию, отделка изделий приобрела детально проработанный смысл. Мастерами-ювелирами эпохи Возрождения были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни.
В связи с тем, что человек научился многим видам художественной обработки металла, дальнейшее развитие переходит на внедрение новых технологий, которые стали ускорять процесс обработки.
Таким образом, древние умельцы из поколения в поколение, с каждой эпохой, бережно передавали свои знания, умения и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до современных дней искусство декоративной и художественной обработки металлов и других материалов.
1. Ювелирные изделия в традициях местного народного творчества
Мировая история ювелирного дела
Истории ювелирного дела. Зримые отличительные черты каждой эпохи.
Античность и ювелирное дело древнего мира. Художественная обработка цветных металлов в античном мире. Эволюция ювелирного мастерства, технологий и стилей от древнего мира до наших дней. Готическое средневековье, романский стиль. Особенности технологий и стилистики: барокко, рококо, ренессанс, классицизм, модерн, эклектизм. Находки из бронзы, серебра, золота, искусная обработка цветного металла. Особенности ювелирных технологий каждой культуры. Определение стиля и эпохи по рисунку, фотографии. Почерк и стиль ювелиров культуры Этруски. Ювелирный стиль в районах: Восточная Франция, Швейцария, Бавария, Чехия. Развитое кельтское ювелирное искусство. Ступени развития художественных ремесел от первых славян к романскому стилю. Славянские, латенские образцы. Развитие ремесел. Курсы ювелира в Москве. Ремесленники при дворах феодалов. Изделия ремесленников, работавших при монастырях, часто имели печать художественного произведения. Новый стиль — готический. В этот период Чехия стала культурным центром Европы. Ремесленники изготовляли и чисто художественные изделия, которые вначале служили в большинстве своем церквям и долго хранились за оградами монастырей. Церковное ювелирное искусство. Чешское ювелирное искусство. Академическое ювелирное художественное искусство.
1.1. Российские традиции ювелирного искусства
Изготовление художественных изделий из металла в традициях местного народного творчества.
Народные художественные промыслы России. Виды декоративно-прикладного искусства. Традиции народных промыслов, исторические сведения. Профессия ювелир. Тенденции прикладного искусства. Виды изделий народных художественных промыслов. Назначение и ассортимент художественных изделий из цветного металла. Классификация по видам материала, методу изготовления, отделке и др. Определение хронологии и стиля ассортимента ювелирных изделий с 10 до 13 века по фотографиям и эскизам. Традиционные, местные, хронологические черты ювелирных изделий и методы определения стиля. Характеристика ювелирного ремесла золотоордынского периода. Ювелирные изделия Стольных городов. Новгород. Коломна. Рославль. Рязань, Звенигород Московский, Изборская крепость. Сельские поселения. Определение стиля и эпохи художественных изделий. Курсы ювелиров в Москве. Литье художественных изделий; чеканка художественных изделий, гравирование поверхности изделий; эмалирование художественных изделий; обработка изделий гравюрой. Соединение металла в ювелирных изделиях с другими материалами; крепление камней разной огранки. Геммология. Минералы: поделочные камни, полудрагоценные, драгоценные. Огранка, шлифовка, полировка минералов. Изготовление различных видов художественных и ювелирных изделий из металла с элементами самостоятельного творчества на основе художественных традиций местного народного промысла.
2. Выполнение технологических операций по обработке металлов.
2.1.Технология металлов.
Виды и марки стали. Сталь. Классификация. Цветные металлы. Основные характеристики стали (плотность стали, модуль упругости и модуль сдвига стали, коэффициент линейного расширения и т.д.). Виды обработки: термическая (закалка, отжиг), химико-термическая (цементизация, азотирование), термо-механическая (прокатка, ковка). Полиморфизм - способность кристаллической решетки менять свое строение при нагреве и охлаждении. Марки стали. Плотность стали, удельный состав стали. Углеродистая сталь. Химический состав. Механические свойства. Нержавеющая сталь. Латунь, бронза, золото, серебро.
2.2. Термохимическая обработка.
Термическая обработка металлов и сплавов. Закалка деталей. Отпуск закаленных деталей. Отжиг деталей. Отжиг и закаливание. Отжиг меди и латуни. Воронение и «синение» стали. Электрофизические и электрохимические методы обработки, нанесение на металл защитных покрытий. Химическое травление поверхностей цветных металлов. Химический способ полирования металлов. Химическое покрытие металлами. Химическое хромирование металлов Химический способ лужения металлов. Окрашивание оловянных изделий в бронзовый цвет химическим способом. «Золочение» латуни. Окраска меди под золото. Золотистый лак для латуни (пассивирование латуни). Химическое окрашивание латуни. Простой способ серебрения. Серебрение металлических деталей горячим способом. Химическое серебрение. Химический способ серебрения неметаллических материалов. Окрашивание серебряных предметов в фиолетовый цвет химическим способом. Химический раствор для окрашивания серебряных предметов в черный цвет. Золочение металлических изделий горячим способом. Золочение без внешнего источника тока. Снятие недоброкачественных золотых покрытий. Способы удаления с металлических изделий старой краски (реставрация). Смывки и пасты для удаления эмалей и красок на основе целлюлозы (нитро), глифтали, нитроглифтали. Пасты для удаления масляных красок и лаков при реставрации металлических и деревянных изделий Разбавители и разжижители Курсы ювелиров в Москве. Покрытие металла лаком «муар». Окраска изделий под золото, серебро.
2.3. Пайка и монтировочные работы.
Слесарные работы. Виды закрепочных и слесарных работ. Надёжность изделия. Долговечность изделия. Оборудование ювелирных мастерских. Слесарные тиски. Разметка. Точность. Плоскостная разметка. Нанесение на заготовку контурных параллельных и перпендикулярных линий (рисок), окружностей, дуг, углов, осевых линий, разнообразных геометрических фигур по заданным размерам или контуров различных отверстий по шаблонам. Пространственная разметка Инструменты для плоскостной разметки. Чертилки (иглы). Кернер. Циркуль. Штангенциркули. Рейсмас. Разметочные молотки. Способы разметки. Разметка карандашом. Рубка металла. Инструменты для рубки. Зубило. Режущие инструменты. Крейцмейсель. Заточка инструмента Слесарные работы. Правка и рихтовка цветного металла. Рихтовальные бабки. Гладилки. Правка прутка. Гибочные вальцы. Листогибочная трёхвалковая машина. Гибка металла. Гибка деталей из листового и полосового металла. Гибка хомутика. Гибка ушка круглогубцами. Гибка втулки. Гибка и развальцовка труб. Гибка медных и латунных труб. Развальцовка (вальцевание) труб. Резка металла. Резка ножницами. Резка ножовкой. Разводка ножовочного полотна. Работа ножовкой. Резка ножовкой круглого, квадратного, полосового и листового металла. Резка круглого металла. Резка квадратного металла. Резка тонкого и профильного металла. Резка по криволинейным контурам. Механизированная резка. Ножовочные пилы Зажимные тиски. Установка ножовочного полотна. Пневматическая ножовка. Абразивная резка. Опиливание металла. Напильники. Виды и основные элементы насечек. Напильники с дуговой насечкой применяют при обработке мягких металлов. Напильники специального назначения. Напильники для обработки бронзы, латуни и золота. Надфили. Алмазные надфили. Опиливание наружных плоских поверхностей. Сверление. Свёрла. Силумин. Мыльная эмульсия или смесь спирта со скипидаром. Зенкование, зенкерование и развертывание отверстий. Обработка конических отверстий. Нарезание резьбы. Клёпка холодная и горячая. Способ клёпки Таумель. Шабрение. Заточка. Распиливание и припасовка. Пригонка и припасовка. Притирка и доводка. Пайка, лужение, склеивание. Припои и флюсы. Легкоплавкие припои. Тугоплавкие припои. Инструменты для пайки. Виды паяльников. Технологический процесс склеивания. Дефекты. Причины непрочности клеевых соединений. Сварочные работы. Методы определения и нормирование показателей качества. Сварка, понятие, виды и классы. Подготовка металла к сварке. Предупреждение деформации. Контактная сварка. Сборка и техника сварки. Способы борьбы с деформациями при сварке и пайке. Свариваемость металлов. Физическая и технологическая свариваемость. Меры борьбы с вредным влиянием азота, серы, фосфора и водорода на качества металла шва. Строение сварочного шва. Кристаллизация металла сварочной ванны. Зона термического влияния в сварном соединении. Изготовление художественных изделий из металла в традициях местного народного творчества. Химические материалы: кислоты, соли, селитры, краски и др. Курс и обучение ювелира.
2.4. Процесс литья цветных металлов. Ознакомительный теоретический курс без практических занятий.
Изготовление детали простой формы из легкоплавких цветных металлов и сплавов (олово, медь, алюминий, цинк, свинец, латунь). Технология изготовления литейной формы. Формовочный ящик. Формовочная земля. Опока. Модель для изготовления формы. Форма, готовая к заливке металлом. Формовка металла. Плавка металла. Отливка технических изделий сложной формы, скульптуры, барельефы и прочее. Модель будущего изделия. Воск, парафин или иной легкоплавкий материал. Литник. Изготовление модели. воск пчелиный, сплав одинаковых частей стеарина и парафина. Зубопротезные воски: “Воск для базисов”, “Воск моделировочный”, “Воск для бюгельных работ”. Гипс. Литниковое отверстие. Последовательность изготовления восковой модели. Формовочная масса. Полное затвердевание формы. Заливка металла.
3. Выполнение монтажа изделий разными способами.
3.1. Клепка ювелирных изделий.
Клепка цветного металла. Соединения листового полосового и фасонного металла. Заклепочные соединения. Клепка металла подразделяется на холодную, горячую и смешанную. Заклепки изготовляются из мягкой стали и состоят из цилиндрического стержня и головки, называемой закладной. Клепку производят на специальных стальных поддержках, имеющих углубление по форме головки заклепки, чтобы не смять ее при расклепывании. Клепка металла может производиться также и механизированным методом при помощи пневматических молотков и клепальных машин. Неподвижное соединение. Подвижные соединения. Заклепки изготовляют из металлов, обладающих вязкостью и пластичностью в холодном состоянии (сталь, бронза, медь, латунь, алюминий, серебро и др.). Для обра¬зования плоской, потайной, головки выступающий конец должен быть равен 0,5 диаметра стержня, а для полукруглой головки-1,5 диаметра стержня заклепки. Инструментами для клепки являются натяжка и обжимка. Виды брака при клепке: смещение замыкающей головки относительно оси стержня из-за косо просверленных отверстий или скоса торца стержня; часть стержня расплющивается между склепываемыми деталями, если детали слабо прижаты друг к другу; стержень заклепки изогнут - это происходит, если свободная часть стрежня была велика или его диаметр мал по отношению к диаметру отверстий; мала замыкающая головка при недостаточной длине свободной части стержня заклепки.
3.2. Клейка цветного металла.
Склеивание металла. Склеиваемые поверхности. Подготовка поверхностей. Детали оставляют зажатыми в струбцине на протяжении суток. Эпоксидная смола. Как сделать клей самому.
Универсальный клей. Рецепты клеящего состава. Где применимы, где противопоказаны клеящие технологии при изготовлении ювелирных изделий. Преимущества и недостатки: пайки, сварки, клепки, клейки ювелирных изделий.
4. Подготовительные операции для изготовления художественных ювелирных изделий.
4.1. Ювелирные изделия прикладного характера. Ювелирная ковка. Обучение ювелиров и курсы.
Пропорции и целостность композиции. Художественная ювелирная ковка. Специальные штампы и гладилки, ковка “холодная”. Художественная ковка по индивидуальным эскизам.
Общие сведения о материалах. Драгоценные металлы и их сплавы. Виды обработки: выпиливание лобзиком, прокатка, вальцовка, волочение. Применяемый инструмент, оборудование, приспособления. Приемы механиче¬ской обработки. Виды операций.
Чеканка — плоскорельефная, рельефная и объемная. Гравирование — нанесение на поверхность твердых материалов ри¬сунков, узоров и т. д. режущими граверными инструментами. Инкрустация или насечка — набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях. Скань, вальцовка, филиграннь. Эмали (финифть) — прозрачные, полупрозрачные и глухие. Выемчатая эмаль — заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, рас¬толченной в порошок и смешанной с водой эмалью. Эмаль по скани — заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. Перегородчатая эмаль. Ажурная (оконная) эмаль. Эмаль по высокому чеканному рельефу. Роспись по эмали. Чернь — на гравированную поверхность серебряной пластины нано¬сят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соедине¬ния серебра, меди, свинца и др. Штамповка (штампование) — обработка металла. Накатка. Применяемый инструмент, оборудование, приспособления.
4.2. Изготовление миниатюры в металле.
Основные классы материалов, используемых для ювелирных изделий. Материалы, определяющие классификационные признаки художественных материалов, используемых для художественных ювелирных изделий. Физико-химические, механические, технологические свойства, критерии выбора художественных материалов; структура, свойства, строение художественных материалов различных классов; влияние размера зерна на механические свойства металлических материалов; строение и свойства наноматериалов; дефекты материалов.
Покрытия и их классификация, основы технологий нанесения покрытий; влияние покрытий на повышение функциональных и эстетических свойств поверхности художественной продукции; защитные и декоративные покрытия; покрытия для повышения износостойкости, твердости; методы оценки качества материала и определения степени его дефектности; технические и эстетические критерии оценки качества готовой продукции.
Классификация технологий художественной обработки материалов разных классов. Основы процессов литья (металлы и сплавы, стекло, каменное литье). Пластическая деформация (металлические материалы), обработки резанием (различные виды сырья, металлические материалы и пластмассы. Явление адгезии. Технологические приемы реставрационных работ, пути достижения художественной идентичности с оригиналом. Классификация основных видов оборудования для реализации выпускной квалификационной работы в ТХОМ РАР. Оборудование, оснастка и инструмент для индивидуального производства художественных изделий; основные виды печного оборудования для литья и термообработки, обработки давлением, резанием, пайки; методы и приборная база контроля параметров технологических процессов.
4.3. Минералы и Камни.
Общие сведения о минералах. Классификация ювелирных камней. Полудрагоценные, поделочные, кабашоны, голтованные камни. Огранка камней. Полировка камней. Пластмассы, применяемые в прикладном искусстве.). Огранка обычных, поделочных и драгоценных камней, термической обработки (камня, металлических сплавов, керамики). Поверхностные и комбинированные виды технологической обработки; основные технологии нанесения защитных и декоративных покрытий. Обучение на курсах ювелира.
5. Особенности композиционных решений. Размещение декоративных элементов в изделии.
5.1. Основы композиции и построение золотого сечения.
Основы изобразительного искусства. Пропорции и масштаб отдельных элементов в общей композиции. Понятие гармонии и раздробленности композиции. Золотое сечение в пропорциях отдельных элементов. Акценты, экспрессивность, динамичность, статичность изделия. Влияние на форму и содержание произведения искусства. Эклектичность изделия. Неудачная композиция.
Общие сведения о всемирном процессе развития культуры и искусства. Важ¬нейшие памятники мировой культуры и искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ремесла и др. Общие сведения о видах изобразительного искусства. Материалы и принадлежности для рисования. Композиция рисунка. Рисунок орнаментально-плоскостной, пространствен¬ный. Правила построения форм предметов. Натюрморт; композиционное размещение предметов. Рисунок прикладного характера. Средствами композиции являются линия, штриховка (штрих), пятно (тональное и цветовое), линейная перспектива, светотень, воздушная и цветовая перспективы. Живопись. Материалы и принадлежности для живописи. Понятие о технике живописи: акварельной, масляной, темперной и др. Ком¬позиция в живописи. Основные художественно-выразительные средства в живописи. Технические приемы: смешение красок; лессировка; теплые и холодные тона; переходы цветов; градация тона. Живопись предметов простых форм, разной фактуры. Живопись орнамента, несложных композиций.
5.2. Линия и темпоритм в ювелирном изделии.
Линию, безусловно, можно рассматривать как одно из основных средств изобразительного искусства в целом. Контурная линия заключает форму предмета. Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявить пластические качества формы. Практическую работу над композицией чаще всего начинают с линейного рисунка. Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами. Законы линейной, воздушной и цветовой перспективы. В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной и цветовой перспективы. Штриховые линии могут быть длинными, короткими, толстыми. Повторяемость. Пластические качества динамической штриховой линии при умелом пользовании открывают богатые художественно-творческие и технические возможности. Они способны придавать изображению объемно-пространственные качества. Различная толщина штриховых линий в световой и теневой части объемной формы позволяет передать глубину пространства. Множество параллельных или перекрещивающихся штриховых линий создают так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. Наряду с линией штрихи используются в процессе первоначальной разработки композиции. Акцентирующие линии. Фоновые линии.
6. Чеканка и выколотка изделий.
6.1. Способы насечки, чеканки, отбивки.
Виды изделий с художественной чеканкой. Элементы живописи. Особенности композиции в художественной чеканке. Основные принципы построения орнаментов и шрифтов. Основные понятия о пластической анатомии человека и животных. Материалы для чеканных работ; основные, вспомогательные. Универсальный и специальный чеканный инструмент.
Технология художественной чеканки; виды и порядок работ; приемы чеканки, выколотки. Принципы построения изображений; виды фактурной обработки; приемы детальной проработки фактуры. Выполнение чеканки и выколотки изделий разной степени сложности.
Чеканка геометрического и растительного орнамента, шрифтов и фигур. Чеканка на листовом материале и архитектурном литье. Чеканка объемных скульптур, горельефов и барельефов. Чеканка портретных композиций (барельефных, горельефных и контррельефных
изображений). Чеканка изображений с проработкой фактуры чеканка изделий с мелким рельефом. Обработка и чеканка сварных швов с учетом фактуры. Чеканка изделий в традиционном художественном стиле. Технология художественной чеканки. Чеканные изделия. Оборудование, инструмент, приспособления для чеканки; применение. Подготовительные операции. Чеканка плоскорельефная. Виды и последовательность операций при выполне¬нии чеканки геометрических и растительных орнаментов на плоскости. Чеканка по литью рельефных изображений с включением геометрических и рас¬тительных форм. Технология ювелирных изделий. Ювелирные изделия. Детали и узлы изделий. Методы и приемы изготовления каст, верхушек, рантов и других деталей. Приемы ручного изготовления и сбор¬ки изделий: кольца, броши, серьги, кулоны и др. Литье ювелирных изделий. Комплекс оборудования. Закрепление камней в изделие. Огранка камней. Подвижные соединения в изделиях: штифтовое, заклепочное, резьбовое. Технология гравирования изделий из металла. Оборудование, инструмент, приспособления для гравирования; применение. Виды гравирования. Порядок и приемы работ по гравированию изделий. Способы обработки поверхности изделий. Полирование: механическое, электрохимическое. Оборудование, инструмент, приспособления. Фактуровка; способы получения фактурной поверхности. Крацевание. Химическая обработка изделий: отбеливание; оксидирование. Гальванические покрытия: золочение, серебрение. Металлические и неметаллические покрытия поверхности. Тауширование. Таушировка врезная и набивная. Виды набивной таушировки. Инструмент и приспособления. Техника выполнения таушировки.
Стандарты для предприятий по изготовлению художественных, ювелирных изделий. Формы и методы контроля качества продукции. Требования к качеству художественных и ювелирных изделий. Требования безопасности труда на предприятии; на производственном участке, на рабочем месте. Требования электробезопасности. Пожарная безопасность.
7. Приемы скульптурной лепки орнаментов, узоров.
7.1. Скульптурная, барельефная лепка орнамента и узора.
Общие сведения о материалах, применяемых в производстве художественных изделий: металлические и неметаллические материалы. Орнамент. Классификация орнамента. Традиционные виды орнамента; сюжеты в художе¬ственных изделиях из металла. Правила построения отдельных элементов, скульптурных фигур, составляющих орнамент или сюжет в традиционных видах изделий из металла. Правила построения орнаментально-сюжетных композиций изделий из металла разной степени сложности в традиционной технике и стиле. Проектирование изделий из металла; разработка композиций художественных изделий разных видов и форм. Особенности композиционных решений художественных изделий. Размещение декоративных элементов в изделии; соотношение размеров, формы и др. Орнамент в художественных изделиях из металла; виды и особенности построения. Виды материалов для художественных изделий: металлы черные, цветные, благородные и их сплавы; камня, пластмассы и др.; допустимые дефекты. Технология художественных изделий из металла; виды и порядок технологических операций; приемы и режимы обработки металлов и сплавов. Курсы ювелиров и обучение ювелиров.
Глава 8. Основной и вспомогательный инструмент.
8.1. Основное технологическое оборудование.
Устройство и оборудование для ювелирного цеха. Малогабаритная муфельная печь. Слесарные тиски. Наковальни. Молотки. Вентиляторы высокого давления. Система очистки и подачи воздуха. Вентиляторы высокого давления. Паяльники. Метчики, резцы, напильники, надфили, Клещи, пинцеты, зажимы, струбцины. Надфили, шлифовки, абразивы, полироли. Материалы металлические и неметаллические. Основные и вспомогательные материалы. Шлифующие абразивы и полирующие пасты. Средства индивидуальной защиты. Очки, обувь, спецодежда. В раздевалке для студентов должна быть противоожоговая медицинская аптечка оказания первой медицинской помощи при ожогах.
9. Черчение. Технический рисунок
9.1. Основы черчения.
Чтение рабочих чертежей. Графические построения линий, фигур. Проекционное черчение. Технический рисунок; принципы построения. Чтение чертежей и дизайн-проекта. Эскизный рисунок.
10. Охрана труда и экология.
10.1. Требования безопасности перед началом, во время и по окончании работы.
Перед началом работы. Во время работы. По окончании работы. Экологические требования
Экологические требования к производству ху¬дожественных изделий из металла.
Правила организации рабочего места. Соблюдение требований безопасности труда. Требования безопасности труда по ГОСТ и СНиП. Курсы ювелира.
11. Профессиональный блок курса ювелира. (Ювелир 2,3 разряда).
В результате изучения обязательной части цикла слушатель курса ювелир должен
уметь:
- распознавать разные виды декоративно - прикладного искусства и традиционные особенности ювелирных изделий России;
- использовать традиции народных ювелиров России в профессиональной деятельности:
знать:
- своеобразие и художественную ценность народного ювелирного декоративно-прикладного искусства;
- ювелирные художественные промыслы в России. Ювелиры в Москве:
- стилистические особенности ювелирных художественных промыслов;
- основы технологии изготовления ювелирных изделий;
уметь:
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность ювелирного изделия;
- создавать эскизы и наглядные изображения ювелирных изделий;
- использовать художественные средства композиции в ювелирном изделии;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей изделия;
- выдерживать соотношение размеров изделия;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов;
знать:
- основные приемы художественного проектирования;
- принципы и законы композиции:
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактура и текстура материалов и др.
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, светотеневые градации.
В результате изучения профессионального модуля выпускник курса ювелир должен:
иметь практический опыт:
- подготовки материалов, инструмента, оборудования, рабочего места для проведения технологических операций по созданию художественных изделий из металла,
- подбирать материалы для выполнения художественных ювелирных работ;
- применять материалы в соответствии с особенностями выполняемых работ и свойствами металлов;
- определять по внешним признакам вида качество материалов, используемых для изготовления художественных изделий из металла;
- подготавливать инструмент и оборудование к работе;
- производить несложный ремонт ювелирных изделий.
знать:
- типы инструмента, используемого для художественной обработки металла;
- назначение, виды и свойства металлов;
- свойства, назначение и состав шихтовых материалов;
- способы приготовления лигатур:
- свойства раскислителей и флюсов и их влияние на качество металла;
- температуру металлов и сплавов при заливке:
- требования к качеству материалов;
- требования техники безопасности при работе;
- методы эксплуатации обслуживаемого оборудования;
- устройство, способы изготовления универсальных, специальных чеканных
приспособлений и инструмента;
- приемы пользования режущим и мерительным инструментом:
- требования к организации индивидуального рабочего места.
- технологию сборки сложных форм:
- методы определения качества отливок;
- размеры припусков на усадку и механическую обработку:
- процессы и режимы сушки форм в сушильных и обжиговых печах и на месте формовки:
- приемы чеканки, выколотки сложных художественных изделий;
- виды фактурной обработки сварных швов, правила их термообработки;
- приемы чеканки по литью барельефных, горельефных и объемных скульптурных изображений, орнаментов растительных, геометрических форм и шрифтов;
- основные законы построения рисунка растительного и геометрического орнамента и шрифтов,
- технологию отливки сложных деталей из баббита, варки смолы и заливки смолой деталей перед чеканкой.
Ювелирные украшения пользуются популярностью благодаря их изяществу и красоте. Уникальность украшений из драгоценных металлов порой удивляет потребителя, что способствует популяризации таких изделий.
В производстве используются не только драгоценные металлы, а точнее их сплавы, но и камни, эмаль и ряд других материалов. Всего эксперты выделяют восемь драгоценных металлов:
- золото;
- серебро;
- палладий;
- платина;
- родий;
- осмий;
- иридий;
- рутений.
Стоит отметить, что ювелирные изделия из родия не изготавливаются, а данный металл используется исключительно для покрытия.
Важным аспектом является разграничение двух похожих понятий . В переводе на русский они тождественны, однако сущность и значение их - различны. Carat - это единица веса, равная 0,2 грамма; в ней измеряется вес драгоценных камней. Karat же представляет собой меру веса, в которой измеряется количество драгоценного металла в сплаве, то есть своеобразная видоизменённая проба.
Проба - важнейший компонент, характеризующий ювелирное украшения. Как правило, золотые украшения изготавливаются из золота 585 пробы. Это означает, что на один килограмм сплава, используемого при производстве таких ювелирных украшений, приходится 585 грамм чистого золота.
Обработка драгоценных металлов
Довольно длительный и кропотливый процесс, в связи с чем цены на ювелирные украшения, как правило, высоки. Способов обработки драгоценных металлов множество, мы же обратим ваше внимание всего на десять из них, которые наиболее популярны сегодня:
- Литьё. Данный способ производства ювелирных изделий заключается в осуществлении нагрева металла и приведения его в жидкое состояние, после чего металл разливается в сформированные литейные формы. После разлива по формам оставляют время на то, чтобы металл остыл и затвердел. Таким образом получают уникальное изделие, полностью повторяющее очертания заливочной формы.
- Ковка. При использовании данного способа металл обрабатывается вручную. Ковка редко используется при производстве ювелирных изделий, её основной сферой применения является изготовление решёток, ворот, различных оград.
- Канфарение. Данный приём обработки характеризуется нанесением штрихов, точек, насечек и других элементов на поверхность металла. Он позволяет создать определённую фактуру, орнамент на поверхности изделия.
- Травление. Этот способ позволяет получить углублённый рисунок, проще говоря рельеф; или же рисунок, который выступает над фоном (барельеф).
- Филигрань. Исключительно ювелирная техника, которая позволяет получить ажурный или напаянный на фон металла узор из золотой или серебряной поволоки. Его элементами могут быть различные плетения, дорожки и прочее.
- Инкрустация. Ещё один из уникальных исключительно ювелирных способов украшения металлических изделий. Он заключается в создании общего узора из маленьких элементов. Техника невероятно сложная, трудоёмкая и времязатратная.
- Золочение. Уникальный способ обработки, используемый в ювелирном и антикварном производстве. Сущность его заключается в покрытии изделий тонким слоем золота, что позволяет его преобразить, придать ему ухоженный вид, а также защитить от последствий коррозии.
- Чернение. Используется для украшения изделий рисунками, узорами, шрифтами различной формы. Активно используется в производстве ювелирных изделий из серебра.
- Чеканка. Вид холодной обработки металла, позволяющий создавать уникальные тонкие миниатюры для ювелирных украшений.
- Гравировка. При использовании данного способа на поверхность металла наносится рисунок, который может быть либо выпуклым, либо углублённым. Гравировка бывает ручная, механическая и лазерная.
Выбор украшений
Давать какие-то определённые советы по этому поводу сложно, поскольку при выборе ювелирных изделий из драгоценных металлов человек, в первую очередь, должен руководствоваться своими вкусами, предпочтениями и убеждениями. Однако существуют определённые моменты, на которые рядовой потребитель может не обратить внимание при выборе ювелирных изделий:
- Качество.
- Проба.
- Ценность.
- Соотношение и качества.
Несомненно, каждый из потребителей не может выступать в роли эксперта по ювелирным изделиям, но при выборе отдельных объектов, непосредственно, у прилавка вы можете убедиться в оригинальности изделия, соответствии металла заявленным характеристикам и прочее. Главное, что нужно сделать:
- Проверить наличие пробы и убедиться в том, что её числовое значение соответствует установленному образцу.
- Посмотреть на изделие на свету (желательно при естественном освещении), чтобы увидеть оригинальный отблеск металла.
- Аккуратно провести ногтём по изделию, чтобы убедиться в отсутствии напыления (таким образом часто выдают за золото).
Видео о ювелирных изделиях премиум-класса
Выводы
Украшения из драгоценных металлов - очень популярная группа товаров, реализуемых на современном рынке. Прогресс данной отрасли способствует появлению на рынке новых уникальных экземпляров.
Важно помнить, что основным правилом ювелирного рынка является наличие соответствия между ценой и качеством. Действительно оригинальные, выполненные из драгоценных металлов ювелирные изделия не могут стоить дешево.
Приобретая недорогие ювелирные изделия не надейтесь на то, что они буду качественными и прослужат вам долгое время.
2014-12-03Действительно, где единственная среди множества профессий та, которой стоит посвятить всю свою жизнь и которая соответствует твоим личным особенностям и наклонностям? Сможешь ли ты занять необходимое место в жизни, чтобы не испытывать потом горького разочарования. Наверное, нет людей, которых не волновали бы эти вопросы. Трудные для человека любого возраста, для вас, молодые читатели, они представляют особую сложность. И несмотря на это, решать их надо в вашем возрасте, так как избранная в юности цель становится смыслом всей жизни. Конечно, очень сложен выбор профессии. Сказочному витязю на распутье нужно выбрать одну из трех дорог, вам же одну из сорока тысяч, как утверждают статистики.
Можно, например, стать ученым-физиком, химиком-исследователем, летчиком-испытателем, но можно стать и рабочим. Кем бы человек ни захотел стать, для него самым важным должно быть правильное отношение к делу; оно должно быть активным, целеустремленным. В любой профессии всегда найдется, над чем подумать, что поискать и попробовать. Главное - найти любимое дело!
Есть, конечно, среди нас такие, кто давно продумал вопрос о своем будущем, такие, кто имеет твердую цель в жизни и идет к этой цели. Эта книга поможет тому, кто не сделал еще выбора, кто не определил своего призвания.
Возьмите любую вещь домашнего обихода, большую или малую, будь она из дерева, глины или металла, вы непременно заметите, что ее коснулась рука художника; он проявил заботу, чтобы предмет был не только удобным, но и привлекательным по форме, окраске и характеру поверхности. Цель нашей книги - рассказать читателям, в первую очередь молодежи, о народном искусстве, художественных промыслах, о людях, связавших свою жизнь с любимым для них делом. Александр Степанович Грин говорил, что эти люди - романтики, постигшие простую истину, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.
Мне довелось побывать на одном из предприятий народных промыслов, где издавна занимаются гончарным делом. В мастерской стоял гончарный круг - самый древний станок на земле. Повсюду - на полу, полках - готовые нарядные изделия: керамические вазы, кувшины, куманцы, бочата. Мастер берет комок смоченной водой глины и начинает вращать круг. Точные движения его ловких рук на моих глазах творили истинные чудеса. С кажущейся легкостью из куска бесформенной массы стали появляться пластические очертания будущего сосуда. Кусок глины стал обретать новое состояние, получая задуманную мастером форму. Всего три минуты понадобилось, чтобы изготовить кувшин. Но чудеса продолжались! На подсохшую глину кисточкой мастер стал наносить яркие невиданные цветы и необыкновенных, фантастических птиц с огромными глазами. После пребывания в гончарной печи краски на расписанном кувшине заполыхали то напряженно яркими, то нежными оттенками.
Не это ли чудеса, о которых говорил А. С. Грин, чудеса, сделанные своими руками. Каким тончайшим вкусом и безупречным мастерством надо обладать, чтобы на простейшем станке из простого материала осуществить это необыкновенное превращение.
Народное искусство в своем развитии было тесно связано с вещами быта, которые сопровождали человека в течение всей его жизни. Из простых материалов, несложными инструментами, ручным способом мастер делал сам каждый предмет от начала до конца. Создавали вещи похожие друг на друга, но всегда отмеченные неповторимым своеобразием. Народный мастер умел приноровиться к особенностям материала и подчинить его своим задачам.
Любой мотив орнамента на предмете, будь то геометрический или растительный, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Произведения народного искусства замечательны прежде всего своей целесообразностью. Они дают наглядное представление о том, что люди, которые их создавали и ими пользовались, ощущали во всем меру прекрасного. Забота о целесообразности форм бытового предмета не исключала необходимости в их украшении, что и придает красочность и нарядность всему народному искусству, начиная от избы и кончая небольшими предметами домашнего обихода.
Народное искусство сложилось в результате работы многих поколений; опыт обработки материала, переходивший от учителя к ученику, приводил к совершенству. Мастерством овладевали целые семьи, деревни, селения. Так зарождались народные художественные промыслы. Здесь мастерство каждого отдельного исполнителя является частицей творческого труда целого коллектива. Но в народе всегда отмечали особо искусных и мастеровитых, их высокохудожественные образцы служили как бы эталоном, которому следовали остальные. О них ходили легенды из поколения в поколение.
В зависимости от местных условий и наличия материала каждый народный художественный промысел имел и поныне имеет свои любимые темы, орнаменты, цветовой колорит, особенности формы изделий, свою специфику производства.
Сложен и разнообразен окружающий нас мир предметов, ежедневно, ежечасно появляются все новые и новые формы, используются новые материалы, сменяются моды. И как на этом фоне замечательны своей самобытной красотой предметы народного искусства! Они ценны тем, что сделаны вручную, никогда точно не повторяют одна другую. Своей формой, своеобразием узора, яркими, сочными красками они акцентируют и дополняют обстановку наших квартир, внося в них особый, неповторимый колорит.
Все шире используется богатейшее наследие народного творчества; стало обычным явлением, когда на предприятиях художественных промыслов художник-профессионал работает в содружестве с мастером, а архитекторы все чаще привлекают народных мастеров к оформлению создаваемых ими сооружений. Расширился и спрос на изделия народных промыслов, он уже давно не ограничивается пределами наших республик. Потребность в них огромна не только в нашей стране, но и за рубежом.
Обогатились функции изделий, изготовляемых в художественных промыслах, утилитарные в традиционном быту эти предметы становятся сувенирами и декоративными предметами. Произведения художественных промыслов легко вписываются в обстановку современного интерьера, так как народное творчество сегодняшнего дня, как и профессиональное, отражает сегодняшние вкусы и эстетические потребности. Познакомившись с особенностями народного творчества и образованием художественных промыслов, коснемся истории создания и развития народных промыслов, связанных с обработкой металла. Знание исторического прошлого поможет Вам лучше понять истоки этой области искусства, объяснить, как появились в нем определенные традиции, художественные приемы, сюжеты и темы.
01. Изображение оленя. Золото. Причерноморье. VI век до н. э.
Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы обработки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно плавить, лить, штамповать, волочить, скручивать, гравировать, чернить, делать на нем эмалевые покрытия и придавать различные оттенки. Поэтому металл издавна привлекал человека своими возможностями. Национальные особенности художественного творчества в области обработки металлов появились еще задолго до образования русского государства. Для изучения русского искусства большое значение имеет творчество тех народов, которые жили рядом с нашими предками, с которыми существовал обмен материальными и духовными ценностями.
В первом тысячелетии до нашей эры обширные территории от предгорий Алтая и до берегов Черного моря населял народ, который древние греки называли скифами. При раскопках греческих колоний и скифских курганов найдены художественные ценности и одно из самых драгоценных сокровищ - «Скифское золото». Среди них найдены замечательные произведения ювелирного искусства: золотые серьги (подвески), золотой гребень, чеканные сосуды, богато украшенные золотые ножны мечей, роскошные украшения скифских царей и знатных людей того времени и другие драгоценные вещи.
Высокохудожественные произведения, созданные в античный период, говорят о необычайном подъеме декоративного искусства, о высоком уровне художественного мастерства и о разнообразии применявшихся способов обработки и украшения драгоценных металлов.
Племена, населявшие наши земли, - сарматы и затем анты и славяне - до сложения у них государства в своем искусстве многое заимствовали у скифов, но создали яркое самобытное искусство. Многочисленные раскопки на территории СССР, в курганах Куль-Оба, близ Кировограда, в Келермесе на Кубани, в селе Мартыновка к югу от Киева, в Старой Ладоге и других местах, где были найдены образцы произведений декоративного искусства из металла, раскрывают нам предысторию древнерусского искусства.
В X - XII веках художественная обработка металла получила всестороннее и повсеместное развитие не только в городах, но и в селах. Повсюду кузнецы были первыми ювелирами, ковавшими и отливавшими различные предметы украшения. В кузнечном производстве применяли холодную и горячую ковку, литье. Оружие украшали инкрустацией из серебра и золота. Из меди делали украшения, подвески к ожерельям и одежде. Из листового металла для многих изделий применяли тиснение и чеканку.
02.Турий рог. Серебро. Чеканка, чернь. Деталь орнамента. X век
Особенно велики были успехи киевских мастеров-эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, серебра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Однако эмаль иногда являлась вполне самостоятельным видом украшения.
03. Предметы Старорязанского клада. XII - XIII века
Русская эмаль этого времени известна в двух ее видах - выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная. Наиболее сложной по исполнению является перегородчатая Многоцветная эмаль. Тонкие золотые перегородочки по задуманному рисунку припаивали к золотой пластинке, а промежутки заполняли цветной эмалью.
Красочная эмаль, заполнявшая отдельные участки поверхности таких металлических изделий, как серьги, подвески, диадемы, ожерелья, пряжки, значительно оживляла последние и придавала орнаменту большую выразительность. Великолепно выполненные роскошные диадемы найдены в Киеве и Рязани; они восхищают своей прекрасной техникой исполнения и чистотой тонов эмали и по праву считаются вершиной ювелирного искусства.
04. Жиковница (дмерная петля) железная
05. Бердыш. Изделие московских ремесленников. XVI - XVII века
Не меньшее мастерство и тонкость художественного вкуса проявили киевские мастера черни. Чернью долгое время заполняли фон изображений, на котором четко выделялись светлые контурные рисунки, выполненные резцом. Несколько позже появляются черневые изображения на светлом золотом или серебряном фоне. Технику черни применяли при украшении различных ювелирных вещей. Чернь использовали и в сочетании с другими видами художественной отделки. Так, в Чернигове в кургане «Черная могила» были найдены два турьих рога, оправленных в серебро. Местные мастера наравне с чернью применяли чеканку контурным приемом по тонкому листовому серебру и золоченый фон, обработанный мелкими рельефными шариками.
В Киевской Руси были распространены металлические изделия с украшениями из филиграни (скани) и зерни. Декоративные ажурные детали изготовляли из золотой, серебряной или медной проволоки, мельчайших зерен, колец и посредством пайки соединяли между собой и основой изделия. Высокое мастерство и знание технологии позволяли мастерам тонкие и сложные узоры деталей и отдельные части предметов соединять почти невидимым припоем. Искусство Киевской Руси знаменует блистательный расцвет русского художественного творчества.
Татарское иго принесло страшное и длительное разорение основным культурным центрам страны. Однако художественная деятельность многих городов не была полностью нарушена. В таких городах, как Новгород, Псков, Смоленск, Галич сохранились памятники культуры прошлых веков и продолжали развиваться замечательные традиции древнерусского ювелирного искусства.
В XIV - XV веках началось возрождение многих видов художественной обработки металла. Одним из первых возродилось искусство скани; оно не требовало сложного оборудования и поэтому получило широкое распространение во многих городах России. Наряду с чисто сканными изделиями встречаются предметы, где сканный узор местами расцвечен мастикой, окрашенной в разные цвета. Особое развитие декоративное творчество получает в Москве: здесь организуются художественные мастерские, в которых помимо ювелирных украшений со сканным орнаментом изготовляют парадное оружие, посуду, кубки, церковную утварь. Для производства изделий из драгоценных металлов привлекают лучших русских мастеров и приглашают художников и ремесленников из других стран. Наиболее выдающимися русскими мастерами середины XV века были два замечательных сканщика - Иван Фомин и инок Амвросий.
06. Царь-пушка, Мастер Андрей Чохов. XVI век
В XVI веке ювелирное дело вновь стало занимать одно из ведущих мест. Новый подъем в развитии художественного творчества и мастерства не был случайным; XV - XVI века - это пора дальнейшего объединения и укрепления русских земель. По мере роста могущества русского государства и расширения международных связей росла потребность в произведениях прикладного искусства.
Для создания высокохудожественных образцов нужны были мастера ювелирного дела. Учрежденная в начале XVI века при Московском Кремле Оружейная палата в середине столетия значительно расширяется. Кроме оружейной, открывают самостоятельные мастерские - палаты, в том числе Кузнечную, Золотую и Серебряную, где работало много искусных мастеров.
Москва становится крупнейшим центром художественной обработки драгоценных металлеа В мастерских Московского Кремля мастерами золотого и серебряного дела созданы разнообразные изделия, предназначенные как для царского и патриаршего дворов, так и на продажу.
В это время широкое распространение получают чеканка и тиснение. Чеканные работы отличаются сдержанной простотой форм и выразительной обработкой каждой детали. Растительные узоры - вьющиеся стебли, травки, изящные по форме листочки и цветы образуют спокойный и плавный ритмический строй, придавая всей орнаментальной композиции уравновешенность и декоративную цельность.
В чеканке и тиснении кроме богатого растительного орнамента встречаются изображения человеческих фигур, целые сцены, многофигурные композиции. Особенностью этих изображений является мягкость и обобщенность форм, отсутствие мелкой деталировки.
Особой тонкостью отличаются изделия с чернью глубокого цвета. На золотых предметах (чашах, блюдах, кубках, стаканах), украшенных чер-невыми рисунками, очень красиво сочетается тонкий черный графический узор с золотой поверхностью фона; они являются замечательными образцами графики XVI века. Русские мастера-эмальеры осваивают новые способы наводки эмали по скани и по чеканному рельефу и успешно применяют при украшении изделий.
XVI век - время расцвета московского золотого и серебряного дела. Не утрачивая прекрасных древних традиций художественного мастерства, московские мастера-ювелиры достигают высокого совершенства в технических приемах обработки и украшениях драгоценных изделий.
В XVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск становятся значительными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.
В конце XVI и начале XVII веков постепенно меняется характер украшений, они приобретают большую пышность и усложненность. Стремление к пышности проявляется в большом количестве жемчуга и драгоценных камней, изделий из золота и серебра. Эмали приобретают более яркий цвет и контрастность. Все это соответствует декоративному убранству дворцовых помещений, где яркость, многоцветье, жизнерадостность стали занимать главное место.
Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских мастеров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, условных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты гравированной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами. Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному металлу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.
07. Патиры. Псков. XVII век
08. Ковш царя Михаила Федоровича. XVII век
Помимо Москвы знамениты также эмалевые изделия мастеров, работавших в Сольвычегодске. Здесь еще в XVI веке было организовано производство изделий с расписными эмалями, в том числе серебряной посуды, основным украшением которой являлась декоративная роспись по эмали. В XVII веке в Сольвычегодске изготовляли простой формы чаши, стопы, блюда и украшали их по светлому фону мотивами растительного орнамента желто-оранжевых, красных, зеленых и синих цветов. На изделиях сольвычегодских мастеров также можно встретить портреты и сюжетные изображения, заимствованные из рисунков книг и гравюр того времени.
Развитие нового художественного направления в творчестве русских эмальеров завершилось появлением на рубеже XVII и XVIII столетий миниатюры на эмали, которая вскоре стала наиболее популярной разновидностью этого искусства.
В конце XVII и начале XVIII веков наблюдается бурное развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Мастера художественной обработки металла группируются при крупных заводах на Урале - в Нижнем Тагиле, Кушве, Касли, Кусе и при других чугунолитейных заводах, где занимаются выпуском художественного литья. В это время складываются основные традиционные промыслы художественной обработки металла на территории России. В этот период основаны действующие сейчас фабрики «Северная чернь», Красносельская ювелирная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове. Нельзя не назвать и такие предприятия, как художественная фабрика «Ювелир», приволжская фабрика ювелирных изделий «Красная Пресня», Казаковский завод художественных изделий, «Ростовская финифть», где творческие коллективы мастеров и стилистические традиции сложились после Великой Октябрьской социалистической революции.
09. Нагрудный знак пушкарей. XVII век
Народные художественные промыслы являются особой отраслью современной художественной промышленности, выпускающей изделия бытового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. На этих предприятиях наряду с применением различных вспомогательных приспособлений и средств малой механизации используется высококвалифицированный ручной труд.
10. Я. С. Гореликов. Сталевар и школьник. Чугунное литье. Касли. НИИХП. 1956 г.
В современных промыслах, связанных с художественной обработкой металла, бережно сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к далекому прошлому народной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью.
В первые годы Советской власти художественные промыслы по обработке металла оставались небольшими разрозненными кустарными предприятиями. Позже меняются масштабы производства, некоторые из предприятий становятся крупными производственными объединениями с большим числом высококвалифицированных мастеров и художников. При крупных промыслах существуют профессиональные технические художественные школы. Здесь прививают любовь к рабочей профессии, традициям, молодые мастера получают художественное образование, учатся профессиональным приемам, приобретают различные знания.
Для повышения уровня профессиональных знаний, оказания творческой помощи в создании новых образцов изделий молодыми мастерами некоторых промыслов созданы экспериментальные творческие группы и группы индивидуального ученичества. Много замечательных художников и мастеров подготовили профессионально-художественные школы промыслов.
Труд народного мастера высоко ценится в социалистическом обществе. Только в Российской Федерации тридцать пять художников промыслов были удостоены звания лауреатов республиканской Государственной премии имени И. Е. Репина. А сколько мастеров во всех союзных и автономных республиках отмечены почетными званиями народного художника, заслуженного мастера народного творчества; нескольким мастерам народных промыслов присвоено Звание Героя Социалистического Труда.
В 1930 г. создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, во многом помогающий творческой деятельности промыслов. В лаборатории художественной обработки металла, камня и кости ведется большая экспериментальная работа, которая дает хорошие результаты. Научные работники совместно с художниками института на основе традиционных форм и приемов того или иного промысла создают новые образцы изделий, помогая сохранению самобытных основ искусства промысла.
Мельников Илья
Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча
Художественная обработка металла. Драгоценные металлы. Сплавы и добыча
Драгоценными металлами называют металлы, которые относятся к так называемой благородной группе. Это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы. Такие, как рутений, палладий, иридий, осмий, родий.
Название "драгоценные" они получили за высокую стоимость по сравнению с другими металлами, а "благородные" благодаря своей высокой химической стойкости во многих средах и красивому внешнему виду в готовых изделиях. Для изготовления многих художественных изделий и в ювелирном деле используются золото, серебро, платина, палладий, а также сплавы на основе этих металлов.
Из книги Изобретения Дедала автора Джоунс ДэвидГидравлическая добыча угля Современные способы добычи угля настолько сложны и опасны, что Дедал по-настоящему счастлив сообщить о разработке принципиально нового метода добычи угля. Уголь - очень легкий минерал; его плотность ниже, чем плотность растворителя,
Из книги Работы по металлу автора Коршевер Наталья ГавриловнаПравка металла Правку применяют в тех случаях, когда нужно устранить искажение формы заготовки – волнистость, коробление, вмятины, искривления, выпучивания и т. д. Металл можно править как в холодном, так и в нагретом виде. Нагретый металл правится легче, что справедливо
Из книги Феномен науки [Кибернетический подход к эволюции] автора Турчин Валентин ФёдоровичОбработка металла Обработка металла включает в себя достаточно большое число работ различного вида, но каждая из них начинается с подготовки поверхности, которую предстоит обрабатывать. Что значит обработать металлическую деталь? Прежде всего проверить ее размеры и
Из книги Материаловедение: конспект лекций автора Алексеев Виктор СергеевичГибка металла Слесарю очень часто приходится выполнять операцию, связанную с пластическим деформированием металла, – гибку. Ни одна слесарная работа, пожалуй, без нее не обходится. При сгибании металла его волокна испытывают одновременно и сжатие и растяжение. Поэтому
Из книги Художественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные камни автора Мельников Илья5.8. Век металла Век металла - следующая за неолитом страница истории человеческой культуры. Переход к выплавке металла знаменует собой метасистемный переход в системе производства. Если раньше материал, из которого делается орудие, - дерево, камень, кость и т. п. -
Из книги Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты автора Мельников Илья1. Цветные металлы и сплавы, их свойства и назначение Ценные свойства цветных металлов обусловили их широкое применение в различных отраслях современного производства. Медь, алюминий, цинк, магний, титан и другие металлы и их сплавы являются незаменимыми материалами для
Из книги Материалы для ювелирных изделий автора Куманин Владимир ИгоревичХудожественная обработка металла. Поделочные и синтетические ювелирные
Из книги Основы дизайна. Художественная обработка металла [Учебное пособие] автора Ермаков Михаил ПрокопьевичХудожественная обработка стекла. Стекло и его свойства. Сырьевые материалы для стекловарения. Приготовление шихты Изделия из стекла вошли в культуру и быт человека с незапамятных времен. Считается, что первые изделия из стекла появились более шести тысяч лет
Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья7.4. Сплавы меди, имитирующие золотые и серебряные сплавы С целью удешевления художественных изделий при производстве недорогих украшений широко используются томпак, латунь, мельхиор, нейзильбер; при изготовлении художественных изделий – бронзы.Сплавы меди с цинком,
Из книги Художественная обработка металла. Коррозия и термическая обработка автора Мельников ИльяРаздел II Художественное литье: чугун и цветные металлы О природе вещей «…металлам, расплавленным жаром, может даны быть фигура и форма какая угодно» Лукреций
Из книги Фильтры для очистки воды автора Хохрякова Елена Анатольевна7.2. Металлы для изготовления знаков и ювелирных украшений Золото – химический элемент – красивый желтый металл. Тяжелый, мягкий, пластичный, химически инертный. Применяется в основном в виде сплавов с другими металлами, что повышает его прочность и твердость.
Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич Из книги автора Из книги автораМеталлы Железо общее Железо – один из самых распространенных элементов в природе. Его содержание в земной коре составляет около 4,7 % по массе, поэтому железо, с точки зрения его распространенности в природе, принято называть макроэлементом.В природной воде железо
Из книги автораТяжелые металлы Понятие «тяжелые металлы» не относится к строго определенным. Разные авторы в составе группы тяжелых металлов указывают разные химические элементы. В экологических публикациях в эту группу включают около 40 элементов с атомной массой более 50 атомных