Женский журнал Ladyblue

«Золото скифов» снова в Крыму. Почему «140 предметов» так высоко ценятся

Четыре крымских музея 16 января подали в суд Амстердама коллективный иск к музею Пирсона, требуя вернуть коллекцию скифского золота из Нидерландов в Крым. Коллекция величиной около двух тысяч артефактов была вывезена из крымских музеев и Музея исторических драгоценностей Украины на выставку в музей Алларда Пирсона в начале февраля 2014 года. После присоединения Крыма к России возникли разногласия по поводу того, какой стороне должны быть возвращены экспонаты. Осенью 2014 года Украине вернули киевскую часть экспонатов, предметы из крымских музеев остаются в Нидерландах. Окружной суд Амстердама 14 декабря постановил, что коллекция должна быть возвращена Киеву. Во всей этой истории, крепко завязанной на политике, интереснее всего сами скифы. Сиб.фм в формате «Короче» разбирается, кем же они были, чем знамениты и откуда взялось их золото в музеях?

Кто такие скифы?

Если совсем коротко, то скифы — ираноязычный кочевой народ, живший в степях Южной России, Украины и Казахстана с VIII века до н. э. по IV век н. э.

Иногда под скифами понимаются только племена, жившие в Северном Причерноморье, между Дунаем и Доном, и описанные Геродотом и другими античными авторами.

В широком смысле к скифам и родственным им народам (сарматам, аланам, готам и другим) относят кочевников-индоевропейцев, расселившихся на огромной территории — от Алтая и Тувы до Венгрии, где и кончается евразийская Великая Степь. Культура их была достаточно однородной, хотя, конечно, менялась со временем.

А разве скифы — наши предки?

Не совсем. Славяне прямыми потомками скифов считаться не могут. Они были соседями скифов и испытали их культурное влияние. Мифы скифов отразились в русских сказках и былинах. В пантеоне киевского князя Владимира были боги скифского происхождения. Однако это народы одного индоевропейского корня.

Потомками скифов считают себя осетины, живущие по обе стороны Кавказского хребта. И действительно, язык их считается самым близким к скифским наречиям.

Так что в культурном смысле нынешние россияне вполне могут считать себя наследниками скифов. Особенно если учесть, что Россия — страна многонациональная.

Это античный народ или варвары?

Предметы искусства, которые изготовляли скифы и родственные им народы, в музеях обычно проходят по разделу первобытного искусства. Но это не более чем условность — конвенция, удобная искусствоведам.

На самом деле культура скифов — это самая настоящая античность, только не греко-римская, а наша, доморощенная.

Скифы были одним из самых известных античных народов. Скиф Анахарсис считался одним из семи величайших греческих мудрецов. В Афинах была поговорка об остроумных ораторах: «Говорит как скиф». Знаменитые амазонки — тоже племя скифского происхождения.

А что там с их кровожадностью и воинственностью?

Древнегреческий историк Геродот писал, что скифские племена изготавливали пергамент и плащи-накидки из кожи, содранной с вражеских воинов, шесты с головами убитых врагов ставили над кровлями жилищ, совершали человеческие жертвоприношения и даже пили кровь врагов. Подлинность таких описаний современные историки ставят под сомнение, поскольку Геродот часто писал, опираясь на рассказы разной степени достоверности.

Другое дело, что важную часть славы скифов составили их подлинные воинские доблести. Скифы первыми сделали конницу главным родом войск и искусно применяли тактику партизанской войны. В родных степях их не мог победить никто.

Привычка носить штаны или такое изобретение, как стремя — также скифско-сарматское наследие. Правда, европейцы усвоили эти новшества уже в Средние века.

Где археологи находят золото скифов?

Главный источник музейных коллекций скифского искусства — погребальные курганы, разбросанные по всей Великой Степи от Чёрного моря до Западной Сибири.

Скифы очень пышно хоронили своих покойников. Курганы на могилах их царей достигали 20 метров в высоту и содержали в своих недрах огромные богатства. Включая ювелирные изделия из драгоценных металлов.

Скифские поясные пластины, браслеты, накладки на оружие, гребни, ритуальные чаши и сосуды отличаются филигранностью отделки. В них часты мотивы борьбы животных — это знаменитый «скифский звериный стиль». Но встречаются и сцены повседневной жизни скифов.

А при чём тут три мушкетёра?

Об особом отношении скифов к золоту говорит их миф. Небеса послали сыновьям первого человека Таргитая три раскалённых золотых дара: плуг, секиру и чашу. Их не смогли взять ни старший сын Липоксай, ни средний Арпоксай. Только младшему Колаксаю дались они в руки; он и стал первым царём скифов.

Три небесных дара символизируют здесь три сословия: земледельцев, воинов и жрецов.

Подобное тройственное деление общества можно проследить у всех индоевропейских народов, включая славян. Отсюда же ведут своё происхождение христианская Троица, сказочные три медведя, былинные три богатыря. И даже три мушкетёра, хотя на самом деле их не три, а четыре.

А откуда у скифов золото?

Из тех самых мест, где начиналась золотая лихорадка в нашем отечестве — с Урала и с Алтая. О золоте этих краёв знали ещё в ранней Античности. Правда, сведения о нём носили легендарный характер.

Древние греки рассказывали, например, что где-то в стране гипербореев, на северном краю земли, золото добывают фантастические существа — грифоны с львиным туловищем, крыльями и птичьей головою. А с грифонами за это золото воюют одноглазые люди — аримаспы.

В этих россказнях была и толика правды. Изображения грифонов — один из частых мотивов скифского искусства.

Разумеется, на протяжении тысячелетий скифские курганы грабили все, кому не лень. Но кое-что осталось и на долю нынешних археологов.

При чём тут Пётр Великий?

Самая большая коллекция скифского золота хранится в Государственном Эрмитаже в Петербурге. Однако начало ей было положено при Петре Великом, когда никакого Эрмитажа ещё не было.

Петровская «сибирская коллекция» включала двести золотых изделий, присланных в 1715-1718 годах из Тобольска первым сибирским губернатором князем Гагариным.

Неизвестно, впрочем, сколько золота при этом прилипло к рукам Гагарина: вскоре его показательно повесили за воровство. Хотя воровство в те времена понимали расширительно: не только как лихоимство, но и как склонность к бунту.

Как бы то ни было, при Екатерине Второй «сибирская коллекция» стала частью сокровищницы Эрмитажа. Позднее её пополняли находки императорской Археологической комиссии.

В советское и постсоветское время сокровища из раскопок также по большей части передавались в Эрмитаж. Хотя кое-что досталось и другим музеям.

А рудознатцы при чём?

При том. Не надо думать, что князь Матвей Гагарин наладил в Сибири планомерные археологические раскопки.

В те времена по Сибири с разрешения петровской Берг-коллегии бродили ватаги рудознатцев — самодеятельные геологические партии.

В рудах и минералах неграмотные рудознатцы разбирались не слишком хорошо. Свои открытия они обычно делали по следам древних горных разработок, «чудских ям». Зато они охотно раскапывали древние курганы. Совсем как нынешние «чёрные археологи»
Пётр велел скупать их находки.

А как золото оказалось в крымских музеях?

Его там нашли. В 1830 году в кургане Куль-Оба близ Керчи. Николай I приказал находки разместить в Эрмитаже и в Историческом музее. В Керченском музее древностей осталась малая часть, коллекция со временем пополнялась находками из других крымских курганов.

В 1960-х, после после включения Крыма в состав Украинской ССР, украинское правительство решило создать в Киеве музей исторических драгоценностей. Экспонаты туда передавались в том числе и из Крыма. Из Керченского музея древностей были вывезены практически все золотые предметы, в том числе находка 1964 года — погребение жрицы богини Деметры, более 300 предметов из золота.

Короче, какая отсюда мораль?

Скифское наследство похоже на всю Россию. Сколько ни воруй, сколько ни передавай в дар — разворовать и раздарить дотла невозможно.

Короче, из Голландии скифское золото в Крым вряд ли вернётся, но наверняка будут раскопаны новые курганы и найдены новые скифские драгоценности.

Кроме того, скифское наследие включает не только золото. Это и мифы, сохранённые античными авторами. И прочно усвоенная тактика партизанской войны. И пугать Европу своим скифским происхождением.

Золотое нагрудное украшение — пектораль

Почти отвесный черный колодец обрывался вниз на шестиметровую глубину. И каждая ступенька деревянной лестницы опускала нас ровно на столетие в прошлое. Мы находились у порога гробницы знатной скифянки. Время и жадные руки грабителей пощадили этот удивительный и неповторимый памятник: все лежало здесь так, как было оставлено скифами двадцать четыре столетия назад…

Более двух с ‘половиной тысяч лет назад-в VIII- III веках до н. э. - в южно-русских степях, от Дона до Дуная, господствовали скифские племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Верховная власть принадлежала царю самого могущественного племени - скифов царских.

«По ту сторону Герроса, - пишет греческий историк Геродот,- находятся так называемые царские владения и живут многочисленные скифы, считающие прочих скифов своими рабами. Занимаемая ими местность простирается к югу до Таврики (Крыма), а к востоку… до торжища при Меотийском озере (Азовское море), частью же их владения простираются до реки Танаида (Дон)».

Обычно царь со своим ближайшим окружением, домочадцами, слугами и бесчисленными стадами медленно кочевал по степным просторам Скифии, разбивая на полюбившихся местах свой укрепленный лагерь. Лишь в конце V века до н. э. на левом берегу Днепра, напротив Никополя, возникает громадное Каменское городище, где находилась, возможно, и царская резиденция.

Когда же грозный владыка скифов умирал, его торжественно хоронили на специальном царском кладбище. «Царские гробницы,- указывает Геродот,- находятся в Геррах, до которых судоходен Борисфен (Днепр). Таким образом, речь идет о степном Приднепровье, где-то в районе порогов.

Здесь, в окрестностях Никополя, Днепропетровска и Запорожья, были найдены и раскопаны еще в дореволюционную пору наиболее интересные и богатые скифские курганы: Чертомлык, Солоха, Александрополь и другие. Обнаруженные там вещи - и особенно драгоценные ювелирные изделия работы античных и скифских мастеров - по праву составляют гордость знаменитой «золотой кладовой» Государственного Эрмитажа.

Но лишь в наши дни планомерные и широкие исследования скифских древностей во многом углубили представления ученых о важнейших сторонах жизни скифов. И раскопки кургана, о котором пойдет речь, безусловно, займут в ряду этих открытий далеко не последнее место.

Ранней весной 1971 года украинские археологи Б. Н. Мозолевский (начальник экспедиции) и Е. В. Черненко приступили к изучению огромного девятиметрового кургана - «Толстой могилы», расположенного в степи, на окраине небольшого украинского города Орджоникидзе, на Днепропетровщине.

Несколько недель спустя под гигантской земляной насыпью показались пятна двух обширных могил: центральной и боковой. Шансов на успех на первый взгляд было немного. Хорошо заметный грабительский ход шел прямо к главному погребению в центре кургана. Поэтому сперва решили раскопать боковую гробницу, сооруженную, судя по всем признакам, несколько позже основной. В нее вели два длинных коридора - дромоса. Внутри находилось пять погребенных. Главными там, без сомнения, были знатная скифянка и ее малолетний сын. Бесчисленные золотые украшения с головы до ног осыпали тех, во имя кого были насильственно умерщвлены и брошены рядом слуги: кухарка, воин и возничий. Социальное положение последних определяли вещи, положенные рядом: подле кухарки - бронзовая посуда, рядом с воином - лук и колчан с острыми стрелами, возничий же находился возле обломков самой погребальной повозки.

Гробница оказалась абсолютно нетронутой, и все оставались точно на тех же местах и в окружении тех же вещей, как и в момент сооружения кургана - почти две с половиной тысячи лет назад.

Высокая коническая шапочка (вероятнее всего, кожаная), сплошь обшитая золотыми фигурными бляшками и пластинами, украшала голову царицы. На ней была одежда с длинными, расширяющимися на концах рукавами, расшитыми двумя рядами золотых бляшек, и изящные, вышитые золотом башмачки. Тут же положен полный набор дорогих украшений: массивные золотые серьги с изображением богини, сидящей на троне и молитвенно простирающей вверх руки; золотая гривна с фигурками 7 львов, преследующих лошадь; 3 золотых браслета и 11 золотых перстней, бусы. Туалетные принадлежности, бронзовое зеркало и три дорогих сосуда (в том числе и чернолаковая греческая чаша) дополняют общую картину, подчеркивая необычайную пышность погребального ритуала.

Рядом со скифянкой, в деревянном, отделанном алебастром саркофаге, лежал мальчик двух-трех лет. Его принадлежность к царскому роду доказывают вещи: такой же, как у матери, большой золотой браслет и золотой перстень, массивная золотая гривна, золотые серьги. Весь костюм царевича сплошь обшит фигурными золотыми бляшками. В головах бережно положены священные серебряные сосуды скифов - ритон (сосуд для вина в виде рога), полусферическая чаша и маленький кувшинчик с округлым дном, близкий по форме знаменитым вазам со сценами из жизни скифов из курганов Куль-Оба и Частые курганы. На Древнем Востоке и у многих ираноязычных племен (в том числе и у скифов) ритон считался не только священным сосудом, но и одним из атрибутов царской власти. С его помощью земные владыки как бы приобщались к миру владык небесных. Согласно одной из скифских легенд, дошедшей до нас в пересказе Геродота, символы царской власти в виде золотого плуга, ярма, секиры и чаши упали когда-то с неба. Все эти предметы непременно встречаются почти во всех более или менее уцелевших от разграбления курганах скифских царей.

Центральная гробница была разграблена. В перемешанной вязкой земле грабительского хода повсюду валялись золотые бляшки и куски железного чешуйчатого панциря. В небольшой комнате - склепе площадью в 4 квадратных метра и высотой около 1,3 метра - беспорядочно разбросаны человеческие кости, принадлежавшие взрослому мужчине, а вокруг множество вещей: боевой пояс из бронзовых пластин, золотая нагайка, два ножа, двузубая вилка, часть булавы и обломки двух железных наконечников дротиков. Здесь же четыре колчана, туго набитые стрелами, бронзовые котлы и глиняная амфора с тремя ручками. Такова была картина, открывшаяся в первый момент взору археологов.

Отдельные фрагменты пекторали. Дерущиеся петухи — изображение на верхней части ножен меча.

В коротком коридоре, соединяющем погребальную камеру с входной ямой, во время похорон скифского царя кто-то положил, а может быть, и намеренно спрятал две наиболее ценные вещи - тяжелое нагрудное украшение из золота (пектораль) со сценами из жизни скифов и фигурами животных, а также железный меч в великолепных золотых ножнах, украшенных фигурами фантастических зверей.

Мертвому царю принесли в жертву его любимых скакунов. В двух ямах, неподалеку от центральной гробницы, лежали останки шести коней в богатой сбруе, отделанной золотом и серебром. Рядом с ними в отдельных могилах покоились убитые слуги, скорее всего конюхи. Старший конюх был вооружен двумя ножами и луком со стрелами. На шее у него золотая гривна.

Таков был мрачный ритуал торжественных скифских похорон.

Экскурсия в древнюю Скифию закончена. По той же лестнице поднимаемся назад, на вольный степной простор, к яркому солнечному свету для того, чтобы здесь, в небольшом лагере экспедиции, получить ответы на вопросы, возникшие во время нашего подземного путешествия. Предоставляем слово начальнику археологической экспедиции Борису Николаевичу Мозолевскому.

Вопрос. Борис Николаевич, можно ли по внешнему виду кургана установить, к какому времени и к какой культуре он относится!

Ответ. Скифские могильники нисколько не отличаются от курганов, оставленных населением предшествующих эпох. В 1964 году доктор исторических наук А. И. Тереножкин предложил искать скифские курганы новым способом - бурением. Суть этого метода состоит в том, чтобы определить, какой мощности слой глины лежит в глубинах кургана. Известно, что скифы хоронили своих покойников в очень глубоких подземных гробницах. При рытье могилы выбрасывалось большое количество глины, которая оставалась под курганной насы пью. В курганах других эпох могильные ямы неглубокие и глины на поверхности оставалось немного. Обычно бурение дает быстрый и точный ответ о родословной кургана. Но с «Толстой могилой» все было иначе. Долгожданная темно-желтая глина показалась только в пятой скважине. Лишь тогда мы с полной уверенностью могли утверждать, что найден еще один скифский курган.

Вопрос. Как вы оцениваете результаты раскопок и в чем их особая значимость по сравнению с другими открытиями подобного рода!

Ответ. Судя по найденным в центральной могиле характерным атрибутам власти, раскопано погребение очень знатного скифского вельможи, а скорее всего царя. Нам посчастливилось раскопать одну из богатейших скифских гробниц, обнаруженных за последние полвека. .Поражало, что и в саркофаге младенца, и у скифской женщины, и в центральной гробнице, где был захоронен знатный скиф, лежали одни и те же штампованные золотые бляшки. Одни и те же символы и орнаменты украшали одежду и обувь всех трех погребенных. По своему научному и художественному значению эти находки, пожалуй, можно сравнить лишь с сокровищами знаменитой Чертомлыцкой гробницы, где был погребен один из могущественных властителей Скифии IV века до н. э.

Вероятно, в «Толстой могиле» похоронены члены одной семьи, глава которой скорее всего был из того же рода царей, что и Чертомлыцкий властелин .

Т. Кравченко, специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь», №9, 1971 г.

Скифы — древнегреческое обозначение группы племен, существовавших на территории Восточной Европы и Азии в период приблизительно с 7 века до нашей эры и до 3 века нашей эры.

Наиболее известные раскопки скифских поселений находятся в Запорожской области Украины и в Крыму.

Среди художественных произведений, оставленных скифами, наиболее известны многочисленные изделия из золота, декорированные в «зверином» стиле. Животные изображены, как правило, сбоку с повернутой к зрителю головой.

Здесь вы можете посмотреть изображения некоторых известных находок, которые часто обобщенно называют «золото скифов».

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.

Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна.

Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область). До настоящего времени неизвестно, несут ли фигуры на пекторали какую-либо информационную нагрузку или представляют собой просто декоративные элементы.

Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.

гребень из кургана Солоха

Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912-1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.

Фиала — священный предмет, который скифы носили их на поясе. Поверхность этой фиалы покрывает 21 изображение со сценами терзания хищниками копытных.

Нашивная бляшка «Конный скиф». Найдено в кургане Куль-Оба

Цитата сообщения Galyshenka ЗОЛОТО СКИФОВ
Скифией называли древние писатели далекое Северное Причерноморье. Геродот, знаменитый греческий историк и географ, прозванный «отцом истории», живший в V в. до н. э. и посетивший Скифию, посвятил ей четвертую книгу из девяти книг своей истории. Он сообщает о том, что до VIII—VII вв. до н. э. страна была населена киммерийцами, которые были изгнаны скифами.
Основным местным населением Северного Причерноморья в период появления греков являлись скифы. Их землями Геродот называет территорию между реками Петром (Дунаем) и Танапсом (Доном) с включением степного Крыма. На севере скифские земли не заходили севернее порогов Днепра.
Геродот, посетивший древнегреческую Ольвию (в устье Бугского лимана), находившуюся на скифской земле, лучше всего познакомился со скифами. Они не были единым племенем, а представляли собой родственные ираноязычные племена, объединенные в военный союз. Их занятия и уклад жизни были различны. Вблизи Ольвии жили каллипиды и алазоны, больше всего подвергавшиеся эллинизации, а с ними — «скифы-пахари», сеявшие хлеб не только для себя, но и на продажу. Скифы-земледельцы жили в районе Бугского лимана и нижнего течения Днепра, скифы-кочевники — в степях левобережья и правобережья Днепра, а также в степном Приазовье. Скифы царские — от Днепра до Дона, включая степной Крым.


Васнецов Виктор Михайлович "Бой скифов со славянами"


Скотоводами-кочевниками было господствующее племя царских скифов. У скифов-кочевников, по свидетельству Геродота, не было домов: «А живут они в кибитках, наименьшие из которых четырехколесные, а иные шестиколесные; со всех сторон они закрыты войлоком и разделяются, как дома, одни на два, другие — на три отделения. Они непроницаемы ни для дождя, ни для снега, ни для ветра. В эти возы запрягают по две и по три пары безрогих волов».
Внешний облик скифов можно хорошо представить себе, видя изображения их на различных золотых или серебряных сосудах и на других драгоценных изделиях, найденных в скифских курганах.
Курганы — это искусственные земляные холмы, насыпанные над древними могилами или над каменными склепами. Иногда они достигают высоты до двадцати с лишним метров.
Курганы были призваны увековечить память погребенного под ним вождя, героя или просто богатого человека. Каменные ограды, окружавшие курганы, предохраняли насыпи от оползания, а статуи, стоявшие на вершинах курганов, или копья, воткнутые в насыпь по обычаю скифов, придавали курганам величественный вид.
Курганы — неисчерпаемый источник сведений о жизни этих исчезнувших народов.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик- курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мано-почалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою…» (А. П. Чехов).


Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид

Густая сеть курганов расположена вокруг Керчи, на противоположном берегу Керченского пролива (у станицы Сенной), за Анапой, затем в устьях Дона, Днепро-Бугского лимана, везде, где некогда находились древние города. Какие богатства таят в себе эти степные курганы, свидетелями каких бурных событий, происходивших в бескрайних степях и прибрежных городах, они были?



Курган Куль-Оба около Керчи (недалеко от Феодосийского шоссе) Современный вид


Боссоли Карло, картина "Крым, могила Митридата"

К западу от Золотого кургана, на горном кряже, идущем от горы Митридат, в 1830 г. тремя археологами — Дюбрюксом, Ашиком и Карейшей был исследован курган Куль-Оба (по-татарски— «холм пепла»).

Гробница в нем была открыта случайно при ломке камня. В ней оказалось настолько богатое погребение, совершенное по скифскому обряду, что предметы, найденные там, составили основное ядро мировой по значению коллекции древностей Боспора Киммерийского, хранящихся в Эрмитаже.

Склеп: квадратная камера с уступчатым сводом, с дромосом, расположенным сбоку камеры. Особенностью является применение деревянных балок наряду с плитами в перекрытии дромоса, а также устройство деревянного потолка, закрывающего уступчатый свод камеры и придающего ей некоторое сходство с деревянным шатром.
В склепе, по-видимому, был полог с нашитыми на нем золотыми штампованными бляшками.



Скифский всадник. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба, IV в. до н. э

В восточной части склепа, в деревянном катафалке, украшенном живописью, с царственной роскошью погребен мужчина. На голове его — золотая диадема, а под ней был войлочный остроконечный убор, украшенный золотыми фигурками скифов.

На шее — золотая гривна в виде жгута из шести толстых проволок с изображениями конных скифов па концах и тонким филигранным орнаментом с голубой и синей эмалью. Вес гривны 461 гр. Скифы настолько любили золотые украшения, что даже мужчины носили ожерелья и браслеты.






У знатного покойника Куль-Обы золотые браслеты были на верхней части правой руки в виде обруча с чеканными изображениями, на обоих руках над локтями и на кистях рук — в виде золотого жгута, на концах которого сфинксы с женскими головами; резьбой мастерски переданы их прически, ожерелье на шее и оперенье крыльев.


Браслет с протомами сфинксов
Первая пол. IV в. до н.э.
Курган Куль-Оба

Рядом с покойником в специальном отделении, отгороженном перегородкой, находилось оружие: железный меч с обложенной золотом рукояткой, на которой оттиснуты борющиеся звери; рукоятка нагайки, оплетенная золотой лентой; горит — футляр для лука с золотой обивкой. На горите изображено фантастическое животное — гиппокамп и хищные звери, терзающие оленя и антилопу, а также вытеснено имя греческого мастера Порнаха. Рядом лежал точильный камень также в золотой оправе и роскошная ритуальная чаша-фиала, покрытая искусными чеканными изображениями, среди которых повторяются голова скифа и маска горгоны.



Фиала (др.-греч. ἡ φιάλη) — в Древней Греции плоская жертвенная чаша без ручек, священный предмет, который скифы носили их на поясе.
Фиала Середина IV в. до н.э.
Боспорское царство, курган Куль-Оба

Напротив входа в склеп стоял другой катафалк или саркофаг из кипарисового дерева, отделанный тонкими пластинками из слоновой кости с выгравированными и раскрашенными рисунками. В нем была погребена женщина — жена или наложница. Голову ее украшала диадема в виде электровой полосы с розетками и пальметтами, оттиснутыми изображениями грифонов и крылатых демонов. К диадеме пристегнуты крупные золотые медальоны с изображениями головы греческой богини Афины в шлеме, воспроизводящими голову статуи работы Фидия.


Височная подвеска с изображением головы Афины
Первая половина IV в. до н.э. Золото, эмаль.

Скифская знать, приобщенная к высокой культуре греческих городов, ценила и приобретала их прекрасные изделия, и скифские гробницы для нас оказались сокровищницей древнегреческих художественных произведений.
Золотые височные подвески, найденные в кургане Куль-Оба и составлявшие часть женского головного убора, — уникальное произведение греческого ювелирного искусства. По композиции и декору они принадлежат к серии изделий, широко распространенных у боспорской знати в IV в. до н.э. Диск-медальон с прикрепленной к нему ажурной подвеской в виде сетки из цепочек и розеток, инкрустированных цветной эмалью, украшен рельефным изображением головы Афины в шлеме с тремя фигурками сфинксов. По описанию Павсания, такой шлем венчал голову знаменитой Афины-Девы, созданной Фидием для храма Парфенон в Афинах. Огромная деревянная статуя, декорированная золотом и слоновой костью, не сохранилась и дошла до нас только в римских копиях. Сюжет рельефа медальона, вероятно, был навеян оригиналом Фидия. Таким образом, куль-обские подвески являются редким и самым ранним воспроизведением знаменитой скульптуры.


Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль.
Курган Куль-Оба. Около 350 гг. до н. э.

Уши украшали найденные рядом серьги превосходной греческой работы, шею — золотое ожерелье и золотая гривна, заканчивающаяся фигурами лежащих львов. Сбоку лежали два золотых браслета с тиснеными изображениями грифонов, раздирающих оленей, и бронзовое зеркало, ручка которого обложена листовым золотом и украшена рельефами в скифском «зверином» стиле.


бронзовое зеркало с золотой ручкой


Кубок шаровидный, золотой с рельефными изображениями сцен из скифской жизни (IV век до н.э.) из кургана Куль-Оба в Керчи

На коленях покойной — электровый ритуальный сосуд с реалистическими изображениями скифов на привале после боя: военачальник слушает донесение воина; один воин перевязывает другому раненую ногу, другой — лечит зуб товарищу, третий — проверяет тетиву лука.


Вдоль третьей стены, но ближе к катафалку воина лежал скелет слуги-конюха, рядом с ним несколько железных ножей и дальше — в особом углублении в полу — кости лошади, греческий бронзовый шлем, бронзовые поножи и два железных наконечника копий. По всему полу склепа было рассыпано несколько сот бронзовых наконечников стрел и копий.



Скифский меч


Скифское золотое украшение из кургана Куль Оба в Крыму. Изображена церемония «питья клятвы» (братание).

Согласно сообщению Геродота скифы заключающие договор дружбы смешивают вино с кровью участников и смешивают в чаше. Затем опускают туда копье, меч, секиру и стрелы. Произносят длинное заклинание и выпевают содержимое.

Вдоль западной и северной стен склепа стоял ряд сосудов ритуального и бытового назначения: два (позднее потерянных) серебряных позолоченных таза и в них три круглых ритуальных серебряных сосуда излюбленной у скифов округлой формы, украшенные чеканными и позолоченными изображениями львов, терзающих оленей, диких уток, ловящих рыб.
Покойников снабдили запасами пищи и вина: в бронзовых скифских котлах найдены бараньи кости, а в больших глиняных амфорах — осадок от некогда заполнявшего их вина. Для трапезы положены бронзовое блюдо, два серебряных килика — сосуды для питья вина с греческой надписью.

В склепе под каменным полом находился тайник, в котором также были сокровища. Но он не был замечен археологами, а грабители, после снятия охраны, его взломали и ограбили. Спасены были только золотая чеканной работы бляха (весом 226 г) в виде стилизованной фигуры лежащего оленя с подогнутыми ногами и прижатыми к спине рогами, исполненного в скифском «зверином» стиле, но греческим мастером, судя по его подписи, а также золотые львиные головки от медной позолоченной шейной гривны.



Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Курган Куль-Оба

Скифы создали свой особый стиль в искусстве, условно называемый в литературе «скифский звериный стиль», излюбленным сюжетом которого являлось изображение животных, особенно их борьбы. Изображения животных украшали конскую сбрую, оружие, одежду, знаки власти, предметы культа и туалета.
Весь обряд погребения в Куль-Обе с ритуальным погребением умерщвленных жены и конюха, закланием коня, помещением котлов с мясом, большого количества оружия, металлической посуды, наличием гривн и драгоценных предметов IV в. до п. э., украшенных излюбленными у скифов звериными изображениями, говорит о погребении знатного скифа, быть может, правителя или даря территории, близкой к Пантикапею.

Куль-Оба со скифским погребением — не единственный скифский курган под Пантикапеем. Точно такая же скифская гробница и с такими же вещами была обнаружена вблизи, в кургане Патиниотии, названном по имени командира гребной флотилии, к которому попала часть вещей из кургана.
Скифские изделия из золота, меди, серебра этого времени находят в погребениях на Кубани, на Киевщине и в Донбассе



Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.


Золотая скифская пектораль

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.
Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра.

Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э.
Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).


Золотой гребень с изображением батальной сцены Конец V - Начало IV вв. до н.э.
Приднепровье, Запорожская областьКурган Солоха. Впускное погребение




Скифский шлем


Скифский шлем Ак-Бурунский курган

Прорезной узор шлема, повторяющийся кругом трижды, представляет три большие волюты, как бы вырастающие из листьев аканфа. Из волют выходит цветок лилии с отгибающимися листами. Внизу вокруг шапки идет ажурный фриз с закручивающимися стебельками. Весь рисунок восточного стиля. Шапка весит около килограмма, и на нее был надет золотой венец в виде лаврового венка- Своей формой золотой убор напоминает войлочный или кожаный колпак. По-видимому, в боспорских степях носили такие высокие шлемы, так как на многих росписях поздних склепов и каменных надгробий изображения воинов в подобных колпаках-шлемах



Сосуд со сценами охоты (позолота). Найдено на раскопках 1913 года в Кургане Солоха.
Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912—1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.


(Из предметов выставки в Голландии, которые не возвращают в Крым)


Змееногая богиня скифов


Золотое ожерелье с зерновидными подвесками и звеньями с завитками и розетками
з-я четв. V в. до н.э.
Крым, Некрополь Нимфея, окрестности керчи


Пара серег с фигуркой Артемиды на лани
вт.четв. IV в. до н.э.
Крым, окрестности Керчи Некрополь Нимфея


Гривна Сарматская эпоха
Ростовская обл., г. Новочеркасск, Россия Курган Хохлач


Золотая Пектораль
Боспорское царство. IV в. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, Курган Большая Близница


Головной убор в виде калафа. Битва аримаспов с грифонами
IV вв. до н.э.
Краснодарский край, Таманский полуостров, близ станицы Вышестеблиевской
Курган Большая Близница, каменный склеп 1

Трехбратние курганы(группы Ыч-Оба) расположены в 20 км на юго-запад от современной Керчи. . Монументальный уступчатый склеп из известняковых плит, сложенных насухо, находился в насыпи Старшего кургана. Он не был разграблен.



Диадема. Вторая половина IV века до н.э
Тонкое листовое золото. Найдена в 1965 году Д.С. Кирилиным в женском погребении в кургане группы Ыч-Оба под Керчью. Диадема украшены рельефными изображениями и орнаментальными узорами.

Найденные предметы принадлежали двум погребенным в склепе женщинам. Большая их часть относится к останкам старшей. Из обнаруженных погребальных украшений особенно интересны серьги в виде сфинксов, диадема, браслеты, перстень-скарабей, нашивные бляшки с изображением пегаса, орла, лотоса, пальметки, крылатой богини, так же бусы, колокольчики и так далее

Погребальная маска царя III в.до н. Э
Некрополь Пантикапея Керчь

В 1969 году рядом с Алматы был раскопан древний скифский курган. К радости казахских ученых он оказался не разграбленным и в руки археологов попала масса удивительных артефактов. По мнению специалистов, погребение принадлежало скифскому принцу, которого благодаря расшитому золотыми бляшками одеянию окрестили иссыкским «золотым человеком».


В захоронении найдено свыше 4 000 предметов золота, но главное, что найдена серебряная чаша с надписями.
Прочитать «иссыкское письмо» смог только ученый историк, сотрудник Института археологии и этнографии НАН Азербаджана Заур Гасанов.
Основываясь на своих исследованиях, азербайджанский историк настаивает на том, что царские скифы говорили на одном из наречий тюркского языка. Между тем известно, что скифы говорили на семи языках, об этом упоминает все тот же Геродот. Часть из них разговаривала даже на эллинском.
В период походов скифов на восток и сходу после них скифская культура испытывала влияние Передней Азии, в 6-5 вв. До н. Э. И в особенности в 4 в. До н. Э. - Влияние Греции (царские курганы). К середине 3 в. До н. Э. Скифская культура исчезает с вторжением в Северное Причерноморье сарматских племен.

Скифский всадник, фрагмент попоны, украшенной отделкой из войлока, Пазырык, V-IV века до н. э., Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, (Россия)

Под общим названием "скифы" современные исследователи объединяют племена различного происхождения, которые начиная с 1000 г. до н. э. на протяжении десятков веков занимали часть Восточной Европы, территории современных России и Украины.

Полевые скифы Жизнь и обычаи скифских племен известны нам по описанию греческого врача Гиппократа (около 460 - около 377 гг. до н. э.). Гиппократ детально описал их диету, основанную на рыбе, бобах и луке. Он подчеркивал, в частности, важность овцеводства, дававшего скифам как мясо, так и молоко, из которого они делали сыр. Эти кочевники, скотоводы, объездчики лошадей, отличавшиеся могучей физической силой и воинственностью, увековечили себя в золотых изделиях - изображая не только бои, но и повседневную жизнь.

Крестьяне и покорители

Среди скифов различают три народности. Это царские скифы, которые жили к северу от Черного моря и контролировали всех остальных; скифы-пахари, жившие в деревнях, производившие пшеницу и заготавливавшие древесину, продаваемую затем на всей территории вплоть до Средиземноморья; и скифы-кочевники, которые занимались кочевым скотоводством. Сохранилось лишь очень небольшое количество скифских архитектурных памятников. Большинство дошедших до нас свидетельств этой культуры найдено археологами в захоронениях. Благодаря этим предметам мы знаем, что этот народ жил земледелием, скотоводством, а также военными походами.

Гребень из кургана Солоха V-IV века до н. э., золото, 12,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия) В этом изящном и дорогом предмете, украшенном сценой неистовой битвы проявилась не только воинственность скифов, но и их тяга к роскоши.

Золото скифов

Скифы были чрезвычайно воинственны, и считается, что сооружение Великой китайской стены во II веке до н. э. преследовало цель сдержать именно их набеги на Восток. Золотые украшения и предметы быта, в которых слиты воедино декоративные формы азиатского и греческого происхождения, полны изображений жестоких военных стычек и свидетельствуют о том, что скифы совершали свои набеги на соседние страны с целью захвата добычи.

Сокровища курганов

Курганы скифов - это насыпные земляные холмы, под которыми располагаются погребальные помещения, покрытые каменными и глиняными блоками. Усопшего оставляли здесь возлежащим на неком подобии колесницы, обставленной вазами с пищей, напитками и любимыми им при жизни бытовыми предметами, демонстрирующими его богатство - золотыми и бронзовыми кубками, украшениями, доспехами, оружием, а также тканями, неплохо сохранившимися в мерзлоте. Иногда рядом с телом хозяина клали принесенную в жертву его любимую лошадь, как знак наивысшего почета к усопшему воину. Об этом напоминает изображение гордого всадника на войлочной попоне, найденной в кургане Пазырык.

Два стиля: геометрический и реалистический

Для искусства скифов характерны два основных направления: геометрическое и реалистическое, с плоскостным изображением. Первое - примитивнее, но чище. Это орнаменты из причудливо переплетающихся геометрических фигур, среди которых размещены золотые фигурки свернувшихся в клубок оленей, ягнят и пантер. Возможно, олени были у скифов символами солнечного света. Многое взяли скифы от греков. Например, лежащие фигуры львов на золотом гребне из кургана Солоха, расположенные на одной линии, напоминают фризы греческих храмов. Известно, что скифы включили в свой пантеон некоторых греческих богов.


В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков взнузданных и подседланных лошадей. В одном из больших курганов было найдено около 400 конских скелетов, целый табун.

Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными полукочевыми племенами искусных всадников. Целую книгу посвятил скифам в своей "Истории" Геродот, который, как считается, сам посетил Причерноморье и проехал по этим местам.

Есть два понимания термина "скифы": этнографическое и географическое. Собственно скифы жили в Причерноморье, между Дунаем и Доном. Греческие и латинские тексты сохранили несколько скифских имен и топонимов, из которых ясно, что их язык относился к индо-иранской группе индоевропейской языковой семьи. Из современных языков ближе всего к скифскому осетинский язык. По своему облику, который хорошо виден на приводимых здесь предметах (пектораль из Толстой Могилы, сосуды из курганов Куль-Оба, Гайманова Могила и др.), а также по многочисленным определениям черепов из раскопанных захоронений скифы были несомненными европеоидами. Поэтому блоковские "раскосые и жадные глаза" - фантазия великого поэта.

Кочевые племена, близкие скифам по языку и культуре занимали значительно большую территорию - весь пояс степей от Дона до Прибайкалья, включая предгорья и горные долины Тянь-Шаня, Памира, Гиндукуша, Алтая и Саян. Недавними раскопками типично скифские вещи найдены не только в Синцзяне, где это неудивительно, но и в глубинных районах Китая, в Иране и Анатолии.

Причерноморские скифы представляли собой несколько племен, которые имели свои, упомянутые Геродотом названия (меоты, гелоны, каллипиды, скифы-пахари и т.д.). На территории современной Болгарии и Румынии жили фракийцы и даки. Для краткости мы их будем называть "европейскими скифами", не забывая об определенной упрощенности такого названия.

Среди всадников азиатских степей и предгорий было тоже много разных племен, названия которых упоминаются в разных древних источниках. В греческих, иранских и китайских текстах их называли соответственно "савроматы", "массагеты", "саки", "сэ". Их мы будем называть "азиатскими скифами". Среди многочисленных находок в курганах европейской Скифии, наряду с предметами, несущими на себе элементы греческой и древневосточной художественных традиций, можно видеть и "чисто" скифскую манеру, такую же по своим стилистическим особенностям как и на изображениях, найденных в Средней Азии и в Южной Сибири.

Поскольку скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни, основные знания об их материальной культуре сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет. Сначала (с 1726 г.) она хранилась в первом российском музее - Кунсткамере, а с 1859 г., с момента создания Императорской археологической комиссии, - в Эрмитаже. Сейчас древние художественные предметы скифов и родственных им племен степной Евразии есть и во многих других музеях России и зарубежных стран. Они также хранятся в музеях Украины, Казахстана, Кыргызстана, в музеях Турции, Ирана, Афганистана, Китая, Монголии, в США (Метрополитен), во Франции (Гимэ, Сен-Жермен ан Ле), в Англии (Британский Музей) и в ряде частных коллекций (например собрание А.Саклера в Нью-Йорке).

Азиатские скифы

Геродот сообщает, что "скифы пришли из Азии". Многие исследователи воспринимают это как некую метафору, поскольку во времена Геродота Азия была уже за Доном. То, что в азиатской части Пояса Степей обнаружено очень много скифских вещей объясняют широким влиянием скифской культуры, центр которой был в Причерноморье, на окружающую периферию. О массовых находках золотых и бронзовых вещей в Сибири стало известно уже в конце XVII в., когда началось постепенное заселение Сибири русскими. Крестьяне при полевых и строительных работах, находили старинные бронзовые и золотые вещи.

Среди крестьян пошли разговоры о том, что это сокровища Чингисхана и его приближенных. В конце лета после уборки урожая и до начала дождей они собирались в небольшие артели "бугровщиков" (копателей бугров) и уходили на две-три недели в степь на промысел. Масштабы этих "раскопок" были столь велики, что молва докатилась до Москвы. Сначала царь Алексей Михайлович, а затем его сын Петр повелели выкупать у крестьян найденные ими вещи, чтобы сберечь их от переплавки в слитки золота и препровождать ко двору. Затем Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни "самодеятельные" раскопки курганов. Это был первый в России законодательный акт об охране исторических памятников.

В сибирских музеях хранятся тысячи предметов скифской художественной бронзы, найденные в разное время, начиная с XVII в. и до сегодняшнего дня. Из сибирских курганов происходят многочисленные золотые и серебряные украшения. На этом снимке представлены, в основном, случайные находки из фондов Красноярского историко-краеведческого музея. Такие же вещи в больших количествах можно видеть на витринах и в запасниках российских музеев Омска, Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Абакана, Минусинска, Кызыла и других городов. Немало их в музеях Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Ирана, Афганистана, а также европейскиих стран и США. Сделанные в типичной манере скифского "звериного стиля", они не оставляют никаких сомнений в принадлежности к культуре скифских народов.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!