Женский журнал Ladyblue

Блог › Нужны ли ремни безопасности

Принято считать, что первый был изобретен в 1885 году. Именно тогда американец Эдвард Клэгхорн запатентовал свою разработку, назвав его ремнем безопасности, предназначенным для туристов, путешествующих на открытых каретах. Впоследствии изобретение стало применяться для фиксации кучера.

Как и многие другие , первоначальное массовое применение сегодняшние привычные ремни безопасности нашли в авиации. Так, в 1913 году французский летчик Адольф Пегу впервые пристегнулся ремнем безопасности в кокпите своего самолета.

Спустя восемь лет после получения патента на ремень безопасности, патент на изобретение специальных защитных скоб для пассажиров автомобилей получил Гюстав-Дезире Лево. А чуть позже был изобретен прообраз нынешнего трехточечного ремня.

Но несмотря на полученные патенты на разнообразные конструкции ремней безопасности, производители автомобилей не спешили внедрять изобретения на своих машинах. Хотя в 20-х годах прошлого века некоторые автопроизводители в Америке и предлагали поясные ремни безопасности в качестве опционального оснащения, массового распространения эти неотъемлемые сегодня элементы безопасности долгое время не получали. Отчасти нежеланию применять ремни безопасности руководством компаний-производителей объяснялось несовершенством конструкции ремней, серьезно стесняющих водителя и пассажира. Кроме того, изобретатели ремней безопасности долгое время не могли толком проработать узлы крепления ремней к сиденью.

Пожалуй, настоящим полноценным стартом истории автомобильных ремней безопасности стала эпоха расцвета послевоенного автомобилестроения. В 1948 году компания штатно начала комплектовать ремнями безопасности сразу несколько своих моделей.

Что касается современных трехточечных ремней, то они стали массово применяться после того, как 1959 году их начала в обязательном порядке использовать шведская компания . Изобретателем того ремня, который в нынешнем виде хорошо известен всем водителям и пассажирам, является шведский инженер Нильс Болин. К тому моменту, когда Болин предъявил свое изобретение широкому автомобильному миру, швед уже работал в Вольво, хотя начинал Болин в , в качестве авиационного инженера.

Volvo PV 544 стал первым серийный автомобиль, на котором были штатно установлены трехточечные ремни разработки Нильса Болина. Именно в то время концерн Volvo сделал первый серьезный шаг к почетному званию производителя самых безопасных машин в мире.

Примечательно, что своеобразным толчком к началу серьезных разработок в области автомобильно безопасности послужил трагический случай, приведший к гибели в автокатастрофе одного из ближайших родственников действующего в то время генерального директора компании Вольво.

К моменту смерти официального изобретателя современных трехточечных ремней безопасности Нильса Болина, который умер от сердечного приступа в 82-летнем возрасте, специалисты-маркетологи из Вольво подсчитали, что изобретение позволило за 40 лет сохранить жизни более чем миллиону людей по всему миру. И это при том, что во многих странах до середины 70-х годов установка ремней безопасности не являлось обязательным требованием при изготовлении автомобилей. А уж обязанность автовладельцев по использованию ремней безопасности возникла еще позже. Например, только со второй половины 1984 года появилось наказание за не пристегнутого водителя или переднего пассажира. К слову, с того момента количество пристегнутых водителей возросло сразу на 90%.

Нужны ли ремни безопасности?

Ремень безопасности - средство пассивной безопасности водителя и пассажиров в автомобиле. Ремни безопасности являются эффективным средством для предотвращения и снижения тяжести дорожных происшествий.

Согласно статистике применение ремней безопасности предотвращает смертельные повреждения в 75 случаях из 100. Ремень безопасности предназначен для удержания пассажира на месте во время аварии, либо при экстренном торможении и предупреждает удары о части салона или вылет пассажиров за его пределы.

Насколько же опасно оказаться не пристегнутым во время удара, говорит такая аналогия: при лобовом ударе в зависимости от скорости наезда люди получают такие же повреждения, как и при падении на твердое основание с различной высоты: 40 км/ч - 6,3 м, 60 км/ч - 14 м, 80 км/ч - 25 м. Для тех же, кто бывает пристегнут ремнями безопасности, деформирующийся бампер автомобиля является той "мягкой подушкой", которая гасит кинетическую энергию при наезде. При больших скоростях польза их заметно снижается, но и в этом случае считается, что риск получить травму в 2 раза меньше, чем у тех, кто не был пристегнут.

Эффективность ремней безопасности зависит от местонахождения человека в салоне автомобиля и вида дорожного происшествия - фронтального, бокового удара, опрокидывания. При фронтальном столкновении применение ремней уменьшает вероятность гибели водителя снижается в 2,3 раза, при боковом - в 1,8 раза, а при опрокидывании - в 5 раз. У водителя обычно травмы бывают менее тяжелые, чем у пассажиров, сидящих на переднем сиденье. Объясняется это тем, что водитель раньше замечает опасность, и, предвидя ее неизбежность, принимает меры: прижимается к рулю, инстинктивно подставляет под удар правую сторону автомобиля. Во время опрокидывания автомобиля человек получает более тяжелые травмы, если не пристегнут ремнями. В настоящее время во всем мире признано, что ремни безопасности являются простым и эффективным средством снижения тяжести последствий дорожных происшествий

Согласно исследованиям, применение ремней безопасности снижает риск гибели при ДТП водителя и пассажиров переднего сидения на 40-50%, а пассажиров заднего сидения – на 25%. Примерно такое же снижение касается тяжёлых травм в результате ДТП. 70% спасений в критичных авариях обеспечивают именно ремни (для сравнения: подушки безопасности – 20%). Что касается ситуации переворачивания автомобиля при ДТП – ремни позволяют избежать ударов о внутренние части автомобиля, фиксируя положение пассажиров.

Спасают ли ремни безопасности?

«Нет ничего более ужасного, чем судьба водителя, который в момент дорожного происшествия оказался не пристегнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие.
Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры - если они не пристегнуты ремнями безопасности - продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.
Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперед на 15 сантиметров.
Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль.
Спустя 0,050 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, в 80 раз превышающая их собственный вес.
Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток.
Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий рядом с ним пассажир одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа.
Спустя 0,100 секунды повисший на руле водитель отбрасывается назад; он уже мертв.
Спустя 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад.
Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пассажир - если он также не пристегнут - оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения.
Спустя 0,150 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды».

Каждый раз, перечитывая эти строки из книги известного французского эксперта по безопасности движения Кристиана Жерондо (Christian Gerondeau) "La Mort Inutile", мы ловим себя на мысли, что этого кошмара вполне можно избежать, если воспользоваться примитивным, в сущности, приспособлением - ремнем безопасности. Идея таких ремней далеко не нова. Первый патент на подобное приспособление был выдан в США еще в 1885 г. Спустя 15 лет ремни были опробованы на одном из аэропланов американских ВВС. В Старом Свете конструкторы также работали над решением этой проблемы. В 1909 г. в Англии было создано уникальное устройство, состоявшее из спиральной пружины большого диаметра и лямок. Назначение устройства - удерживать пассажира на автомобильном сиденье. В начале 20-х годов ремнями безопасности начали оборудовать гоночные автомобили. Казалось, что до повсеместного их распространения остался всего один шаг, ведь многое из того, что начинало использоваться на спортивных автомобилях, в скором времени появлялось и на серийных. Привязных ремней это не коснулось. Чтобы перекочевать на серийные машины, им потребовалось аж три десятка лет, ибо только в 50-е годы ими стали оснащаться отдельные модели авто из америки и Швеции.

Впереди планеты всей в деле узаконивания использования ремней безопасности оказалась Швеция, где в 1957 г. были приняты официальные предписания на этот счет. В 1961 г. в американском штате Висконсин появилось подобное постановление. С 1 апреля 1970 г. установка ремней безопасности на передних сиденьях новых автомобилей стала обязательной во Франции. В том же году соответствующие акты появились в Республике Берег Слоновой Кости и австралийском штате Виктория. В нашей стране обязательное и повсеместное применение ремней безопасности водителями и пассажирами легковых автомобилей было введено с 1 апреля 1975 г.

С тех пор ремни спасли не одну тысячу человеческих жизней. Согласно статистике вероятность смертельного исхода при фронтальном столкновении для водителей, пользующихся ремнями безопасности, уменьшается в 2,3 раза, при боковом столкновении - в 1,8 раза, а при опрокидывании автомобиля - в 5 раз. По отношению к пассажирам статистика дает еще более обнадеживающие цифры - при лобовом столкновении степень риска у пристегнутых пассажиров в 9 раз меньше, чем у не пристегнутых! По данным, полученным специалистами Корнельского университета (США) и подтвержденным их коллегами из Германии, использование ремней на 62-75% сокращает количество травм в ДТП.

Казалось бы, все ясно - пристегивайтесь, господа. Но не тут-то было! Во многих странах предписания об обязательном применении ремней были встречены в штыки. Какие же доводы приводили их противники? Самые разные, порой даже абсурдные. Многие, например, посчитали, что обязательное введение ремней - это ни что иное, как «очередное наступление на свободы и права человека» (хочу - пристегиваюсь, хочу - нет, мое право!). Другие приводили не менее веский довод о том, что в случае аварии и возникновения пожара пристегнутый человек может сгореть вместе с автомобилем. Считалось более безопасным, если водитель и пассажиры покинут салон аварийного автомобиля как можно быстрее. И это, в общем-то, правильно, но исследования, проведенные в лаборатории физиологии и биомеханики фирм Peugeot и Renault, показали, что при лобовых столкновениях многим автомобилистам приходилось покидать машину отнюдь не по своей воле - их просто выбрасывало из нее через лобовое стекло. Те же исследования выявили, что процент смертности среди водителей, выброшенных из салона, в 10 раз выше, чем у тех, кто воспользовавшись ремнем безопасности, остался на месте. Миф же о возможности сгореть заживо будучи пристегнутым развеяли спортсмены. Согласитесь, вряд ли где-нибудь бывает больше аварий, чем на соревнованиях. Тем не менее, никому из самых отчаянных гонщиков даже в голову не приходило пренебречь ремнями.

Нужно сказать, что и автопроизводители отнюдь не горели желанием связываться с ремнями, так как их установка влекла за собой дополнительные расходы, что в итоге сказывалось на себестоимости и цене машин и объемах продаж.

Немало сил и средств пришлось потратить, чтобы преодолев консерватизм и инерцию человеческого мышления склонить общественное мнение на сторону ремней безопасности. Когда «остыли» страсти по поводу «покушения на права и свободы» и люди смогли беспристрастно взглянуть на статистику ДТП, оказалось, что ремни на самом деле спасают сотни и тысячи жизней. Их признали. В настоящее время число водителей, сомневающихся в эффективности ремней безопасности, не превышает 5%.

Когда ремни безопасности стали нормой практически во всех государствах мира, выяснилось, что у медали есть и оборотная сторона. Были отмечены случаи (правда, очень редкие), когда ремни не спасали водителей и пассажиров, а наоборот - способствовали их гибели. Случаи эти тщательно исследовались, и в конечном итоге выяснилось, что гибель наступала из-за неправильного использования ремня или из-за несовершенства его конструкции. Тогда же выяснился и еще один факт - ремни наиболее эффективны на небольших скоростях. В 70-е годы считалось, что ремень безопасности гарантирует сохранение жизни водителя при лобовых столкновениях на скоростях до 50 км/ч. Сегодня верхняя планка поднялась до 65 км/ч за счет совершенствования конструкции ремней. Если учесть, что в большинстве случаев столкновения происходят именно на таких скоростях, то становится ясно - без ремня не обойтись. И тут не спасают даже подушки безопасности. Кстати говоря, с недавнего времени проверка vin номера по базе CARFAX позволяет установить факт срабатывания подушки безопасности в автомобиле.

В современных автомобилях ремни устанавливаются не только на передних, но и на задних сиденьях, что позволяет сохранить здоровье находящихся там пассажиров. Да и конструкции их претерпели значительные изменения. Сегодня уже почти не встречается ремней, которые приходится подгонять вручную. Это саморегулирующиеся устройства, дающие седоку полную свободу движения и, в то же время, надежно фиксирующие тело в момент столкновения. Понятно и то, что одному ремню, каким бы совершенным он ни был, не справиться с выполнением всего комплекса задач по обеспечению безопасности водителя и пассажиров автомобилей, поэтому система пассивной безопасности включает в себя и другие компоненты, которые в совокупности и делают современный автомобиль таким, какой он есть.

Статистика и факты

Ремни безопасности являются самым главным защитным механизмом, который имеется в машине. Если человек не пристегнут ремнями безопасности, то при аварии он будет летать по салону во всех направлениях и никакая пассивная безопасность машины и супер современные подушки безопасности не помогут ему выжить. Чтобы не быть голословным немного цифр: при весе 75 килограмм и аварии на скорости 60 км/ч на тело человека действует нагрузка в 3 тонны, а при скорости 80 км/ч уже 9 тонн. При таких нагрузках даже будучи пристегнутым человек может очень сильно пострадать, не говоря уже о том, что будет с ним в том случае, если он не пристегнется ремнями безопасности.


Но эти цифры для многих тоже непонятны и голословны, поэтому давайте обратимся к цифрам статистики Швеции и Литвы. За один год в Швеции, население которой составляет примерно 8,5 миллионов человек, погибают менее 650 человек или на один миллион жителей в ДТП погибает 75 человек. Население Литвы составляет 4 миллиона человек, а 650 человек погибают в авариях за 9 месяцев, т.е. на один миллион жителей там 235 погибших в ДТП.

Дело в том, что в 1976 году в Швеции прошел референдум на тему применений ремней безопасности и, о чудо, сторонники использования ремней безопасности набрали на 0,8% голосов больше, после чего был принят официальный закон, который сурово карал тех, кто не пристегивался ремнями. Практически сразу же количество легких травм, получаемых в результате ДТП, снизилось в 3 раза, а количество тяжелых травм, получаемых в результате ДТП, в пять раз. По последней статистике в Швеции порядка 85% водителей всегда пристегиваются ремнями безопасности, а в Литве это делает лишь 30% водителей, отсюда такие результаты. Эти 55% не пристегнувшихся людей увеличивают количество погибших с 75 до 235 человек на один миллион жителей.

Японцы, которые очень трепетно относятся ко всему, что связано с жизнью, подсчитали, что в 75 случаях из 100 ремни безопасности действительно помогают людям сохранить жизнь, а в США провели свои исследования и уточнили: при столкновении ремни спасают жизнь в 77 случаях из 100, а при перевороте машины в 91 случае из 100.

В большинстве цивилизованных стран применение ремней безопасности является обязательным, а за не пристигнутые ремни водители и пассажиры получают штрафы и лишаются страховых выплат. Многие производители тоже не дремлют и внедряют в автомобили специальные системы, которые напоминают о не пристегнутом ремне безопасности или блокируют запуск двигателя до тех пор, пока ремень не будет пристегнут. К сожалению, большинство машин все же рассчитано на тех, кто ценит свою жизнь и пристегивается без напоминания и не под страхом штрафов, а таким является примерно каждый 15-й водитель, что, безусловно, очень печально.

Те, кто не пристегивается, постоянно приводят различные нелепые аргументы в пользу того, что пристегиваться вовсе не обязательно, например, три их основных довода звучат как «ремень сковывает движения», «при пожаре я не успею выбраться» и «если при аварии вылететь через окно, то шанс выжить больше». Все эти утверждения являются довольно забавными выдумками, и сейчас мы рассмотрим почему.

Ремень сковывает движения. Действительно, когда водитель пристегнут ремнем, то ему очень трудно открыть правую заднюю дверь (особенно в джипе или Газели), нереально дотянуться до бардачка (тут всех хуже водителям грузовиков), да и вообще неудобно двигаться (сами понимаете, когда играешь в шахматы за рулем нужно постоянно разворачиваться корпусом, чтобы сделать ход).

При пожаре я не успею выбраться. Обыкновенно машины загораются от очень сильных ударов и, если в этот момент Вы не будете пристегнуты, то Вам будет уже как-то все равно, загорится машина или нет. А вот если Вы будете пристегнуты, то, вероятнее всего, сможете отстегнуться и выбраться из машины (или Вам помогут это сделать).

Если при аварии вылететь через окно, то шанс выжить больше. Из учета того, какие стекла сейчас любят делать автопроизводители и как они крепят их, встает резонный вопрос о том, как через такое стекло вообще можно вылететь, если его специально выбить проблема. Обычно вылетает только голова, а туловище в пробитую дырку (если таковая будет иметь место) не пролезает.

По данным статистики, ремни безопасности способны сохранить жизнь человека в трех из четырех аварий. Рассчитывать на подушку безопасности особенно не стоит, задача у нее своя: предохранить голову от удара о рулевое колесо или ветровое стекло. А пристегнутый ремень удерживает от опасного перемещения грудную клетку, которая защищает сердце и легкие. Пристегнитесь, увеличьте свои шансы на спасение!

Отказ от использования ремней безопасности является второй по числу жертв причиной гибели людей в ДТП, вызванных превышением скорости - 92% погибших людей не были пристегнуты ремнями безопасности в момент столкновения автомашин.

Поездка на заднем сиденье сокращает риск травм на 40%, а в случае использования ремней безопасности шанс получить травмы падает до 2% от общего числа аварий.

Столкновение на так называемой "городской" скорости представляет такую же опасность, как падение на асфальт с высоты пятиэтажного дома.

Вес находящегося в машине ребенка при столкновении автомобилей становится равной более чем одной тонне.

При скорости, равной 100 км/час, непристегнутый сидящий на заднем сиденье пассажир при столкновении налетает на переднего пассажира или водителя с силой, равной силе 13-тонного грузовика.

Когда ремень не нужен

Существует ряд ситуаций, в которых рекомендуется отказаться от использования ремня безопасности. В частности, это движение по ледяной переправе, во время которого не только не стоит пристёгиваться, но можно даже приоткрыть двери. Не советуют пристёгиваться и при езде по понтонным ненадёжным мостам. В обоих случаях в случае, если автомобиль окажется в воде, его пристёгнутым пассажирам будет почти невозможно выбраться наружу.

А если не пристегнуться?

По некоторым данным, до 70% наших водителей игнорируют требование обязательного применения ремней безопасности, пользуясь ими крайне редко. А 50% автомобилистов не пользуются ими вовсе, считая, что они ограничивают свободу движения.

Тем временем, в ПДД ясно говорится: «Водитель механического транспортного средства обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями (допускается не пристегиваться ремнями обучающему вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, а в населенных пунктах, кроме того, водителям и пассажирам автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности)». Штраф за непристёгнутый ремень безопасности составляет в настоящее время 500 руб.

детское кресло с 5-ти точечным ремнем

Ремни безопасности с преднатяжителями обеспечивают своевременное реагирование на аварийное замедление автомобиля, притягивая водителя и пассажиров к спинкам сидений, спасая от дальнейшего продвижения вперед по инерции и получения травм от рулевой колонки, передней панели и других элементов кузова автомобиля.
Дополнительным элементом механизма преднатяжителя является ограничитель нагрузки. Его основная функция - предотвращение травм грудной клетки вследствие нагрузки от удержания тела ремнем безопасности. При перегрузке, превышающей заранее заданные параметры, внутренняя зубчатая рейка искривляется и обеспечивает ограниченное ослабление усилия натяжения.

Для задействования механизма преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электрический сигнал, который задействует систему зажигания пиротехнического элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединенного зубчатой рейкой и через планетарный механизм натягивается ремень безопасности. Механизм преднатяжителя всегда действует раньше, чем воздушные подушки безопасности. Время реакции системы преднатяжителя – 0,004 сек. после определения аварии. Сейчас в новых автомобилях установлены современные системы пассивной безопасности, которые постоянно модернизируются и дорабатываются. Но, все равно, нужно помнить, что только правильно пристегнувшись ремнем безопасности можно избежать тяжелых травм.

Автоматические автомобильные ремни безопасности закрепляются на дверце автомобиля и «пристёгивают» водителя, как только он закрывает дверь.

Детей в возрасте до 12 лет следует перевозить в специальном детском кресле, которое позволяет использовать ремень безопасности без вреда для их здоровья. Детей младше полутора лет лучше всего перевозить в детском автокресле, развёрнутом спиной вперёд.

Держать детей на руках тоже опасно, так как при столкновении, даже при скорости около 40 км/ч, ребенок весом 5,5 кг оказывает нагрузку на руки держащего, равноценную 110 килограммам. Удержать такой вес женщине вряд ли удастся. А самых маленьких детей (малышей в возрасте до 18 месяцев) лучше всего перевозить в детском сидении, установленном сзади спинкой вперед. При столкновении обеспечивается хорошая защита затылка и спины. Кроме того, детские сиденья для детей весом 9-18 кг должны оборудоваться ремнями с пятью точками крепления. Такая схема позволяет распределить ударную нагрузку при столкновении по большей поверхности тела ребенка, чем снижается вероятность получения тяжелых травм.

По данным врачей, ремни безопасности способны также спасти жизнь и защитить от значительных повреждений детей ещё не рождённых. При этом в более, чем 50% аварий беременные женщины, не пристёгнутые ремнями безопасности, теряли своих детей. Именно поэтому, несмотря на неудобства и возражения противников использования ремней, беременным женщинам необходимо всегда пристёгиваться при поездке на автомобиле.

… вобщем, думайте сами …

5 лет Метки: безопасность, ремень безопасности, аварии

Рейтинг автомобиля и спрос на него на рынке напрямую зависит от того, каким уровнем безопасности он обладает. При этом немаловажную роль в этом вопросе играет основной элемент пассивной безопасности – ремень. На сегодняшний день при создании авто применяются самые разные ремни безопасности, которые отличаются и по своим функциям, и по эффективности. История их создания и применения очень увлекательна, но еще более увлекательны споры по поводу того, нужно ли вообще применять ремни. Обо всем этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

1. Кто первым начал пристегиваться в автомобиле?

В первую очередь, стоит отметить, что ремень в автомобиле – это элемент пассивной безопасности, который позволяет избежать тяжелых травм в случае возникновения ДТП. Пассивны они по той причине, что ни водитель, ни пассажиры не могут ими управлять. Ремни статично закрепляются в замке, тем самым препятствуя перемещению тела человека по салону автомобиля. Первые проекты ремней безопасности проходили испытания еще в ХІХ веке, однако датой рождения первой полноценной конструкции такого ремня является 1907 год. Создан такой ремень был в США. По своим особенностям первый ремень был практически идентичен тем ремням, которые используются и сегодня. Единственное отличие состоит в том, что современные автомобильные ремни являются трехточечными, тогда как первые конструкции были двухточечными.

Недостатком такого рода ремней было то, что во время столкновения человек мог получить травму именно от них (при этом травмировать можно было даже позвоночник). К тому же, применение двухточечных ремней в автомобиле не уберегает ни водителя, ни пассажиров от возможности «вылететь» в лобовое стекло. Впервые ремень Y-образной формы был придуман также в США, но только в 1951 году. Застежка такого ремня находилась на животе, однако первые ее варианты не отличались совершенством.

Первый трехточечный ремень с высокой степенью надежности появился в 1957 году в Швейцарии, и именно такими ремнями в те годы снабжались автомобили «Volvo». Но вскоре и у таких ремней нашелся недостаток – отсутствие динамичности, в связи с чем каждый пассажир должен был подстраивать его под свои параметры.

Годы работы над этим вопросом позволили в 1970 году создать первый динамический трехточечный ремень безопасности для авто. При плавном натяжении такой ремень не блокирует движения, а вот при резком очень надежно удерживает тело человека. Тем не менее, и в этот раз не обошлось без проблем: если человек одет в теплый свитер, такой ремень не позволял спасти его от травм.

Тогда в дополнение к ремням безопасности стали устанавливать преднатяжители – специальные устройства, которые после столкновения подтягивают пассажира к сидению. Такое новшество действительно позволило снизить вероятность травмирования во время ДТП. Первые преднатяжители начали использоваться в мире только в 1987 году.

История ремней безопасности в СССР

В СССР тенденции с внедрением ремней безопасности не были настолько прогрессивными. Только лишь в конце 60-х годов в страну попали первые западные образцы этого элемента безопасности, с которых и были скопированы собственные экземпляры. В частности, в 1969 году с конвейера сошли 412-е «Москвичи», на которых уже стояла пассивная безопасность западного образца.

Лишь в 1973 году на автомобилях ГАИ в Эстонии были впервые использованы советские образцы ремней безопасности, которые разработал инженер Л.О. Тедер. Что же касается внедрения в стране обязательного правила об использовании ремней безопасности, то оно начало действовать только с 1979 года.

2. Назначение и разновидности автомобильных ремней безопасности.

Основное назначение ремня безопасности – предотвращение и снижение степени травматизма водителя и пассажиров автомобиля в момент аварии. Ведь если при сильном ударе человека не будет удерживать ремень, он может получить серьезные ушибы и переломы в результате удара о жесткие части автомобильного салона.

Но на этом все функциональные особенности ремней безопасности не заканчиваются. Благодаря им также:

Удается предотвратить возможность получения травм от срабатывания подушки безопасности. Ремень удерживает пассажира в одном правильном положении, в котором подушка безопасности действительно может спасти;

Во время столкновения пассажир остается внутри автомобиля, хотя сила удара может выбросить его наружу и дополнительно травмировать;

Уменьшается разница между скоростью движения тела и автомобиля, тем самым снижая вероятность травматизма.

Типы автомобильных ремней

Ремни безопасности за долгую историю существования претерпели множество модификаций, по причине чего сегодня можно встретить большое количество разных типов этих элементов автомобиля. В частности, по типу крепления выделяют:

1. Двухточечные ремни поясного типа. Крепятся только в районе талии и характерны преимущественно только старым типам автомобилей. На более современных авто такие ремни устанавливаются только на задние пассажирские сидения. Сегодня двухточечные ремни устанавливаются только на сидениях автобусов и самолетов. В автомобилях не применяются по той причине, что при сильном ударе они способны разделить поясные позвонки.

2. Трехточечные ремни диагонального-поясного типа. Они представляют собой единую полосу ремня, которая крепится сразу в трех точках, что позволяет предотвратить распространение энергии от удара на тело пассажира и водителя. Их отличием является то, что они крепят к спинке сидения не только поясничкую часть, но и плечевую.

3. Четырехточечные ремни, предназначенные для спортивных автомобилей.

4. Пятиточечные – для спорткаров и детских кресел. Такие ремни также имеют «коленную» часть, которая крепится к поясу пассажира между ног. Такие ремни также предусматривают наличие двух плечевых поясов

5. Шеститочечные – для спортивных моделей авто. Имеют сильное сходство с предыдущим типом, однако отличаются дополнительным поясом, который проходит между ног. По мнению экспертов, такое решение не приносит существенного увеличения безопасности пассажира.

6. Семиточечные ремни, которые используются только на спортивных типах самолетов.

В ходе различных экспериментов, были придуманы и другие типы ремней безопасности. Но все они по тем или иным причинам не были поставлены на серийное производство:

- ремень «крест-накрест» – при сильном ударе на груди пассажира остается «распорка»;

- 3+2 – ремень, которые соединяет в себе сразу трех- и двухточечные ремни безопасности, помогает уберечь от травм при боковом столкновении или опрокидывании. Не используется по той же причине, что и ремень «крест-накрест»;

Четырехточечный в виде подтяжек – плохо зарекомендовал себя по причине того, что его основание крепится не к кузову автомобиля, а к сидению.

3. Зачем используется подушка безопасности, если уже есть ремень?

Стоит понимать, что при любой аварии на автомобиль оказывается сразу три удара:

1. Удар, который приходится непосредственно на автомобильный кузов.

2. Удар, который передается от кузова на тело человека, в результате чего он ударяется о внутренние части салона.

3. Удар, который происходит внутри тела человека, когда внутренние органы ударяются друг о друга и о скелет.

К счастью, именно благодаря конструкции автомобиля и таким элементам безопасности как ремни и подушки, удается смягчить удар, который приходится на тело человека. В частности, современные автомобили способны буквально сходиться «в гармошку», оставляя в целости водителя и пассажиров. Конечно же, после сильного удара восстановить транспортное средство будет очень трудно, но при этом авария может обойтись без жертв.

В такой ситуации возникает единственный вопрос: зачем тогда подушки безопасности, если людей в автомобиле защищает и ремни безопасности? Все не так-то просто, поскольку даже с ремнем существует вероятность сильного столкновения тела человека и корпуса салона. Нередко ремни просто разрываются, сила удара вырывает их замки, и человек все равно ударяется о передний корпус салона. К тому же, при сильном ударе даже ремни могут стать причиной травм.

Однако, если в такой ситуации вовремя и правильно сработают подушки безопасности, травмы в принципе не будут угрожать человеку. Тем не менее, подушки не могут выступать как единый элемент безопасности пассажиров и водителя. Ведь какой от них толк, если после удара пассажира буквально выбросило из автомобиля? Таким образом, ремни и подушки безопасности обязательно должны работать в тандеме.

4. Существуют ли ситуации, когда ремень безопасности не нужен?

Как это ни странно, но существует много ситуаций, в которых даже специалисты рекомендуют пренебрегать использованием ремней безопасности. К таковым ситуациям относятся следующие:

- передвижение по льду или ледяной переправе. Так как в такой ситуации существует риск провалиться под лед, лучше не только забывать о ремне (он обязательно утащит вас под воду вместе с автомобилем), но и даже открыть дверь, чтобы в случае опасности можно было быстро выскочить из салона;

При езде по понтонным мостам, которые не отличаются прочностью. Пояснение здесь то же самое, что и в предыдущем пункте;

Когда автомобиль движется на низкой скорости в условиях ограниченной видимости. Это может быть ситуация, когда землю устилает очень плотный туман или же дым. В этом случае также необходимо быть начеку и сделать все возможное, чтобы выбраться из автомобиля было очень просто и быстро;

Когда у водителя практически нет возможности маневрировать на дороге, и он опять же движется на очень низкой скорости.

5. Мифы о ремнях безопасности и пользе от их использования.

Несмотря на то, что выше мы перечислили ряд ситуаций, в которых действительно стоит отказаться от применения ремня безопасности, многие водители брезгуют им и по другим причинам. К сожалению, среди автолюбителей ходит ряд мифов, согласно которым автомобильные ремни приносят больше вреда, нежели пользы. Попытаемся их развенчать:

1. Ремни приносят только дискомфорт. Если вы привыкли постоянно ездить без ремня, то, пристегнувшись, вы действительно можете почувствовать дискомфорт. Однако, если вас с детства учили пристегиваться, то без ремня в автомобиле вам будет неудобно.

2. Если есть подушка безопасности – ремень не нужен. Этот миф мы развенчали немного выше. Не стоит забывать, что без ремня подушка также способна нанести сильный удар.

3. Если автомобиль загорится, ремень безопасности не позволит выбраться наружу из салона. Такое действительно случается. Однако если не будет ремня, то у человека вряд ли хватит сил выбраться из автомобиля, поскольку полученные в результате аварии травмы могут сделать его недвижимым. А вот если он останется целым, то из горящего автомобиля его могут вытащить спасатели или даже случайные прохожие.

4. Во время столкновения намного лучше быть выброшенным из салона, нежели оставаться пристегнутым. Конечно, бывают случаи, когда человека выбрасывает из салона, и он при этом остается невредимым. Но в 3 случаях из 4 такие люди травмируются еще сильнее, нежели если бы они остались в салоне. Более того, если бы ремень не оберегал пассажиров от удара о лобовое стекло, они могли бы получить не только травмы головы, но и сломать позвоночник.

5. Ремни способны наносить непоправимые травмы. В некоторых случаях люди действительно могут получить травмы шейных отделов позвоночника. Однако для этого сила удара должна быть настолько большой, что без ремня человек получил бы травмы в разы более серьезные. Таким образом, степень травматизма при наличии ремня следует рассматривать как менее значительную.

6. На низкой скорости необходимость в ремне отпадает. Практика показывает, что даже если автомобиль движется со скоростью каких-то 30 км/час и при этом сталкивается с препятствием весом до 1 тонны, его травмы все равно будут серьезными. Но вот если в такой ситуации будет использоваться ремень безопасности, пострадает только автомобиль. Особенно важно быть пристегнутым в том случае, если столкновение произошло под углом. Стоит также отметить, что зачастую столкновения происходят на относительно низкой скорости – до 65 км/час.

7. Когда поездка осуществляется на небольшое расстояние, пристегиваться не нужно. Как это ни удивительно, но, согласно статистическим данным, 75% случаев аварий происходит на расстоянии до 40 км от места стоянки автомобиля. То есть, даже если вы поехали в магазин, вы все равно подвергаетесь опасности попасть в ДТП, что делает обязательным использование ремня безопасности.

8. На заднем сидении не нужно пристегиваться. Не забывайте, что даже в пристегнутом состоянии можно получить травмы, так что даже на заднем сидении все же лучше воспользоваться ремнями безопасности. В некоторых случаях пассажиры именно на заднем сидении получают очень серьезные травмы, поскольку от удара их также может выбросить в переднее стекло.

9. Ремни являются преградой к тому, чтобы выбраться из автомобиля через окно. Нередко случается, что водитель уже во время движения начинает осознавать вероятность аварии. По мнению некоторых автомобилистов, если он в этот момент будет непристегнут, у него появится возможность выброситься из автомобиля. К сожалению, в таких ситуациях водители получают куда более серьезные травмы, нежели если бы они оставались на своем месте пристегнутыми ремнем.

10. Ремни не позволяют совершать свободные движения внутри салона. Если бы речь шла только о ремнях старого образца, то здесь действительно невозможно было бы поднимать спор. Однако современные ремни безопасности дают абсолютную свободу движений, которые водители и пассажиры осуществляют плавно. Срабатывают они только тогда, когда человек делает очень резкие движения.

11. Если взрослый пристегнулся, он не может держать ребенка на руках во время езды. На самом деле практиковать подобное очень опасно, поскольку даже на скорости в 30 км/час 7-килограммовый ребенок переживет силу удара в 135 кг и легко вылетит из рук взрослого.

12. Ремни безопасности не способны спасти жизнь. Действительно, зачастую ремни спасают скорее от травм, нежели от смерти. Но не стоит забывать, что полученные в результате аварии травмы нередко становятся смертельными, хотя при наличии ремня их можно было бы избежать.

13. Сидеть позади водителя максимально безопасно, поэтому можно и не пристегиваться. Практика не подтверждает такое утверждение. По мнению специалистов, самым безопасным является место сзади посередине, однако даже сидя на нем, человек с большой вероятностью может вылететь через лобовое стекло.

Перечислив наиболее распространенные мифы о ремнях безопасности, можем заключить лишь одно: может, этот пояс и не сможет уберечь от травм, но все же за весь период существования автомобилей такое нехитрое приспособление помогло спасти жизнь не одному человеку. Постарайтесь, чтобы в случае аварии вы также стали таким человеком. К тому же не стоит забывать о штрафах, которые водителю и пассажирам придется заплатить за езду без пристегнутого ремня безопасности.

Подписывайтесь на наши ленты в

Есть водители, которые считают абсурдным наказание за непристегнутый ремень безопасности.

Самый важный аргумент у таких водителей – моя безопасность – это мое дело, и не надо меня штрафовать за то, что касается только меня. Хочу – пристегиваюсь, хочу – не пристегиваюсь.

Кто-то говорит, что ремни опасны , что в случае возгорания машины можно не успеть вылезти, что при вылете через стекло больше шансов выжить. И т.д. и т.п.

То же самое может касаться и пассажиров.

Как же на самом деле? Действительно ли пристегиваться или нет – это личное дело каждого, и больше никого это не касается? Только ли жизнь и здоровье водителя зависят от его выбора – пристегнуться или нет?

Давайте рассмотрим ситуацию, для которой ремни предназначены. Как минимум – это резкое торможение, как максимум – это ДТП, в котором машина либо сталкивается с чем-то, либо переворачивается (порой не один раз). Что происходит в салоне (кабине) машины? Все предметы, которые не закреплены, перемещаются с большой скоростью по салону. И чем больше масса предмета, тем опасней он в салоне.

Человек, в отличие от всех предметов в салоне , весит несколько десятков килограммов. На скорости даже 50 км/ч тело человека при ДТП может превратиться в неуправляемый снаряд, причем совершенно не мягкий.

При этом, если водитель в машине не один , то он непристегнутый представляет реальную угрозу для жизни и здоровья пассажиров. При лобовом столкновении водитель, как правило, сначала летит вперед. А при боковых ударах и при переворачиваниях непристегнутый водитель (или пассажир) с огромной силой быстро перемещается по салону, нанося сильные удары людям, которые находятся рядом. А если не пристегнуты все в салоне машины?

Теперь рассмотрим ситуацию, когда водитель в машине один. Ему может быть не жалко своего здоровья и жизни. Он не хочет пристегиваться. Но опасен ли он для окружающих людей?

Смотрите. Пример. При столкновении водитель ударяется головой и теряет сознание. Или вылетает (выпадает) из машины. Его машина, будучи не критично поврежденной, продолжает движение (например, в сторону тротуара).

Будь водитель пристегнут , он бы не ударился (не выпал из машины). Находясь в сознании, он смог бы просто нажать на тормоз и остановить машину.

Но автомобиль катится вперед на тротуар, а водитель без сознания и не может нажать на тормоз. Может ли эта неуправляемая машина наехать на пешеходов? Зависит ли в такой ситуации безопасность окружающих от того, был водитель пристегнут или нет? Понимаете?

Теперь другая ситуация. Водитель один в машине. Пристегиваться по-прежнему не хочет. При ДТП он травмируется и становится инвалидом. Кто и за чей счет его будет лечить? Кто ему будет выплачивать пенсию? Кто за ним будет ухаживать? Всё это ложится на плечи не самого водителя, а его родных и государства. Понимаете? Можно ли сказать, что вопрос – пристегиваться, или нет – касается только этого водителя?

Ещё ситуация. Водитель также один в машине. Всё также не хочет пристегиваться. В результате ДТП такой водитель получает травмы, не совместимые с жизнью. Кто оплачивает выезд спасателей, скорой медицинской помощи к месту ДТП? Этот водитель? Подумал ли водитель о своих родных и близких? Понимаете? И опять тот же вопрос – можно ли сказать, что пристегиваться, или нет – касается только этого водителя?

Конечно, не дай Бог никому ничего из того, что написано выше.

Простой вывод! Правильно оценивайте ситуацию! Посмотрите со всех сторон на нее! Попробуйте продумать все последствия! Понятно, что на 100% не удастся предвидеть все возможные варианты. Но в рассматриваемой теме вы, наверно, уже поняли, касается ли вопрос – пристегиваться или нет – только самого водителя.

Безопасных дорог вам!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!