Женский журнал Ladyblue

В чём смысл тяжёлых испытаний? Испытания в жизни человека В чем смысл испытания.

Всевышний Аллах предупреждает верующих в Своей Книге, что им в этом мире придется столкнуться с различными испытаниями:

Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах [смертью] и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в этом мире, и в Вечной жизни), тех, которые, когда их постигнет бедствие говорят:

«Поистине, мы принадлежим Аллаху (и Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы (только) к Нему возвращаемся (после того, как умрём и мы надеемся получить от Него награду за наше терпение)!» (2, 155-156)

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Бухари).

В другом хадисе сказано: «Если Аллах желает кому-то блага, то Он подвергает его испытаниям» (Бухари).

Мусульмане могут быть испытаны всевозможными трудностями – к примеру, болезнями, отсутствием дохода, непослушанием своих детей. В самом деле, число страданий, которые могут встать перед человеком, неисчислимы. Этот именно тот момент, который имел в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда он упоминает «утомление, долгую болезнь, тревогу, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки».
Все эти страдания, если верующий переносит их, являются средством достижения прощения Аллаха, а также Его вознаграждения. Каждый из нас проходит испытания от Аллаха. Он испытывает нас всех по-разному. Мы не должны предполагать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, непременно являются наказанием или признаком того, что Аллах недоволен нами. Точно так же, мы никогда не должны считать, что успех и удовольствия, которыми наслаждаются другие, это признаки того, что Аллах доволен ими. Иногда, совсем наоборот. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохого, то откладывает наказание до Судного Дня» (ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

Аллах дает понять, что все в нашей жизни - хорошее и плохое - это испытание для нас. Как мы покажем себя в ситуации, которую Аллах сотворил для нас? Будем мы благодарны в достатке и терпеливы в беде, или мы будем высокомерными и непослушными?

Аллах говорит:

“Каждая душа вкусит смерть. И мы испытываем вас злом и добром для испытания. И к Нам (Аллаху) вы будете возвращены» (сура аль-Анбия, 35).

Аллах говорит:

«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются испытанием, и что у Аллаха великая награда» (сура Аль-Aнфаль, 28)

Многие люди не понимают, почему их постигают несчастья, хотя они вроде бы ничего плохого не сделали.

Аллах говорит:

«А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами, тогда он говорит: «Господь мой почтил меня!»

А когда Он испытывает его [человека] и ограничит ему пропитание, то он говорит: «Господь мой унизил меня!» (сура Аль-Фаджр, 15-16)
Некоторые люди рождаются и вырастают в хороших мусульманских семьях, однако, впоследствии отворачиваются от ислама, в то время как другие люди, которые родились и выросли в немусульманских странах, у неверующих родителей, становятся лучшими из мусульман.

Мы испытываемся богатством и бедностью. Если мы богаты, будем мы копить наше богатство или потратим его на благотворительность? Мы будем использовать его в законных целях или растратим его в пустых развлечениях? Будем мы уповать на Аллаха в наших предприятиях, или наши жадность и страх потерять наше богатство заставят нас обратиться к противозаконным средствам (ростовщичеству, банковским процентам), чтобы сохранить и увеличить его?

Если мы бедны, будем ли мы терпеливо искать законные способы, чтобы заработать на жизнь или будем прибегать к противозаконным средствам, чтобы удовлетворить наши потребности? Мы будем принимать то, что Аллах дал кому-то больше имущества, или мы будем растить в себе ненависть и зависть? Мы испытываемся здоровьем и болезнями. Человек с хорошим зрением испытывается в отношении его использования. Будет ли он использовать его с благой целью или смотреть на недозволенные вещи? Его хорошее зрение может быть тем, что отправит его в Ад. Слепой испытывается - будет ли он нести терпеливо свое несчастье? Его терпение может быть тем, что даст ему место в Раю.

Аллах говорит: «Он – Тот, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям [кто более предан и покорен Аллаху] (сура Аль-Мульк, 2). Мы также можем быть испытаны нашим отношением к другим людям. Из опыта мы знаем, что даже маленький ребенок может испытывать страдания, болеть неизлечимыми болезнями. Бывает, что человек рождается умственно отсталым до такой степени, что он не может понять учение ислама, поэтому на нем нет ответственности за свои поступки. Возможно, такой человек не проходит испытания, однако его участь вполне может быть испытанием для тех, среди кого он живет. Как они будут относиться к нему? Будут они заботиться о нем, уважать его и предоставлять ему права?

Мы не всегда в состоянии постигнуть мудрость того, почему Аллах делает нечто для нас или для других Своих созданий. Однако мы должны знать, что Аллах делает все в соответствии со Своей мудростью, и переносить наши испытания терпеливо.

В конечном счете, мы должны помнить слова Аллаха в Коране

«Не будет спрошен Он за то, что Он совершает, а они [все Его разумные творения] будут спрошены (за свои деяния)» (Аль-Анбия, 23).

Если вы хотите лучше понять, как тауаккуль (доверие Аллаху) может облегчить боль вашей трудности, представьте себе ситуацию, когда незнакомый человек сажает вас в машину и везет в неизвестном направлении. Что вы будете чувствовать? Не понимая, что происходит, вы будете чувствовать крайнее беспокойство. Но что произойдет, если вы узнаете со всей уверенностью, что этот незнакомец был послан вашей матерью? Ваши страх и беспокойство сразу исчезнут. И чем большее доверие вы испытываете к своей матери, тем меньшую тревогу вы будете чувствовать. Почему? Потому что даже если вы не знаете, куда вы едете, вы знаете, с полной уверенностью, что ваша мать всегда желает вам только добра и никогда не сделает ничего, что навредит вам. Так вот это и есть доверие, который может вселить мир в ваше сердца, даже когда мы не понимаем, что с нами происходит.

Мудрые люди признают, что испытания в жизни человека - это экзамен, в ходе которого становится ясно насколько человек готов перейти на следующий этап своего развития

Испытания в жизни человека - это просто тест, раскрывающий истинную природу человека. Именно это знали мудрецы Шаолиньского монастыря в Китае и постоянно использовали это в своей системе обучения монахов, особенно когда это касалось овладением боевым искусством. Ведь для этого очень важно умения владения собой и образное творческое мышление.

Поэтому перед тем, как поступить на обучение в Шаолиньский монастырь, все желающие, которых было невероятное количество, проходили целую систему испытаний. Так выявлялись истинные качества характера человека и его способности. Причём испытания очень грамотно и гармонично интегрировались в повседневную жизнь, становясь абсолютно незаметными, а потому очень важными в плане проявления истинной природы человека.

«Несчастье бывает пробным камнем характеров.»
Бальзак О

Например, усталых и голодных и измученных предыдущими экзаменами претендентов угощали горячей бобовой похлебкой. Перед котлом с похлёбкой выдавали глиняные миски и очень черствости лепешкой.

Но когда самые нетерпеливые получали щедрую порцию супа, все это мгновенно выплескивалось им на ноги. Дело в том, что донышки мисок были сделаны из бумаги, раскрашенной в цвет глины. При попадании похлебки внутрь донышко отваливалось и все выплескивалось на незадачливого торопыгу. Таким образом, соискатели неминуемо обжигались и оставались голодными.

Более терпеливые и сообразительные, увидев это, просто подкладывали лепешки под миску, и пока ели похлебку в это время снизу подложенный черствый хлеб, заслоняюший вытекание похлёбки, размокал и пропитывался густым наваром. Таким образом, претенденты на пояс монаха сытно ужинали и одновременно успешно проходили очередной тест.

«Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать.»
Мишель Монтень, французский писатель и философ

Ещё несколько цитат по теме «испытания в жизни человека»

Как говорил Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели.». По этой причине Гео́рг Кри́стоф Лихтенбе́рг (выдающийся немецкий учёный и публицист) верно замечал: «Слово «трудность» не должно существовать для творческого ума.», т.е. того ума, который непременно достигает поставленной цели. А для этих целей Гораций советовал «В трудных обстоятельствах сохраняй рассудок.»

«Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.»
Даниель Дефо, писатель, автор «Робинзона Крузо»

«Помни, что чем труднее и тяжелее обстоятельства, тем необходимее твердость, деятельность и решимость и тем вреднее апатия.» - Толстой Л. Н. В подтверждение этим словам Сенека говорил: « Ничего на свете не заслуживает такого уважения, как человек, умеющий мужественно переносить несчастья.».

Испытания в жизни и время

Ещё один очень важный момент в понимании сути происходящего, когда приходят испытания в жизнь человека - «Несчастье походит на труса: оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу. » - Жювье А. Это связано с тем, что выход есть всегда, поэтому: «Отчаяние есть величайшее из наших заблуждений.» - Вовенарг Л. Более того, «Большие несчастья не бывают продолжительными, а малые не стоят внимания.» Леббок Д.

И это верно, но есть одно «но». Если человек успешно не прошёл жизненное испытание, то через некоторое время оно вновь придёт в его жизнь. Причина - человек не решает, убегает от возникшей трудности по-прежнему продолжая совершать те же ошибки, которые приглашают в его жизнь уже до боли знакомые трудности.

Именно поэтому многие практикующие психологи и консультанты сталкиваются с тем, что иногда человек ходит как бы по замкнутому кругу, наступая на те же грабли вновь и вновь... а потому получаются те же самые шишки снова и снова... Поэтому не бегите от трудностей, а решайте их, преодолевая их - вы переходите на следующий уровень своего развития.

Всевышний Аллах предупреждает верующих в Своей Книге, что им в этом мире придется столкнуться с различными испытаниями:

Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах [смертью] и (в) плодах, - и обрадуй терпеливых (тем, что их в итоге ожидает большое благо в этом мире, и в Вечной жизни), тех, которые, когда их постигнет бедствие говорят :

«Поистине, мы принадлежим Аллаху (и Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, мы (только) к Нему возвращаемся (после того, как умрём и мы надеемся получить от Него награду за наше терпение)

Пророк (мир ему и благословение) говорил:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» .

В другом хадисе сказано: «Если Аллах желает кому-то блага, то Он подвергает его испытаниям» .

Мусульмане могут быть испытаны всевозможными трудностями - к примеру, болезнями, отсутствием дохода, непослушанием своих детей. В самом деле, число страданий, которые могут встать перед человеком, неисчислимы. Этот именно тот момент, который имел в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда он упоминает «утомление, долгую болезнь, тревогу, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки».

Все эти страдания, если верующий переносит их, являются средством достижения прощения Аллаха, а также Его вознаграждения.

Каждый из нас проходит испытания от Аллаха. Он испытывает нас всех по-разному. Мы не должны предполагать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни, непременно являются наказанием или признаком того, что Аллах недоволен нами. Точно так же, мы никогда не должны считать, что успех и удовольствия, которыми наслаждаются другие, это признаки того, что Аллах доволен ими. Иногда, совсем наоборот.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах желает блага для Своего раба, Он наказывает Его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохого, то откладывает наказание до Судного Дня»

Аллах дает понять, что все в нашей жизни - хорошее и плохое - это испытание для нас. Как мы покажем себя в ситуации, которую Аллах сотворил для нас? Будем мы благодарны в достатке и терпеливы в беде, или мы будем высокомерными и непослушными?

Аллах говорит:

“Каждая душа вкусит смерть. И мы испытываем вас злом и добром для испытания. И к Нам (Аллаху) вы будете возвращены» .

Аллах говорит:

«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются испытанием, и что у Аллаха великая награда» .

Многие люди не понимают, почему их постигают несчастья, хотя они вроде бы ничего плохого не сделали.

Аллах говорит:

«А человек, когда испытывает его Господь его, почтит [сделает уважаемым среди людей] и оделит благами, тогда он говорит: «Господь мой почтил меня!»
А когда Он испытывает его
[человека] и ограничит ему пропитание, то он говорит: «Господь мой унизил меня!»

Некоторые люди рождаются и вырастают в хороших мусульманских семьях, однако, впоследствии отворачиваются от ислама, в то время как другие люди, которые родились и выросли в немусульманских странах, у неверующих родителей, становятся лучшими из мусульман.

Мы испытываемся богатством и бедностью. Если мы богаты, будем мы копить наше богатство или потратим его на благотворительность? Мы будем использовать его в законных целях или растратим его в пустых развлечениях? Будем мы уповать на Аллаха в наших предприятиях, или наши жадность и страх потерять наше богатство заставят нас обратиться к противозаконным средствам (ростовщичеству, банковским процентам), чтобы сохранить и увеличить его?

Если мы бедны, будем ли мы терпеливо искать законные способы, чтобы заработать на жизнь или будем прибегать к противозаконным средствам, чтобы удовлетворить наши потребности? Мы будем принимать то, что Аллах дал кому-то больше имущества, или мы будем растить в себе ненависть и зависть?

Мы испытываемся здоровьем и болезнями. Человек с хорошим зрением испытывается в отношении его использования. Будет ли он использовать его с благой целью или смотреть на недозволенные вещи? Его хорошее зрение может быть тем, что отправит его в Ад. Слепой испытывается - будет ли он нести терпеливо свое несчастье? Его терпение может быть тем, что даст ему место в Раю.

Аллах говорит: «Он - Тот, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям [кто более предан и покорен Аллаху] .

Мы также можем быть испытаны нашим отношением к другим людям. Из опыта мы знаем, что даже маленький ребенок может испытывать страдания, болеть неизлечимыми болезнями. Бывает, что человек рождается умственно отсталым до такой степени, что он не может понять учение ислама, поэтому на нем нет ответственности за свои поступки. Возможно, такой человек не проходит испытания, однако его участь вполне может быть испытанием для тех, среди кого он живет. Как они будут относиться к нему? Будут они заботиться о нем, уважать его и предоставлять ему права?

Мы не всегда в состоянии постигнуть мудрость того, почему Аллах делает нечто для нас или для других Своих созданий. Однако мы должны знать, что Аллах делает все в соответствии со Своей мудростью, и переносить наши испытания терпеливо.

В конечном счете, мы должны помнить слова Аллаха в Коране

«Не будет спрошен Он за то, что Он совершает, а они [все Его разумные творения] будут спрошены (за свои деяния) » .

Если вы хотите лучше понять, как таваккуль (доверие Аллаху) может облегчить боль вашей трудности, представьте себе ситуацию, когда незнакомый человек сажает вас в машину и везет в неизвестном направлении. Что вы будете чувствовать? Не понимая, что происходит, вы будете чувствовать крайнее беспокойство. Но что произойдет, если вы узнаете со всей уверенностью, что этот незнакомец был послан вашей матерью? Ваши страх и беспокойство сразу исчезнут. И чем большее доверие вы испытываете к своей матери, тем меньшую тревогу вы будете чувствовать. Почему? Потому что даже если вы не знаете, куда вы едете, вы знаете, с полной уверенностью, что ваша мать всегда желает вам только добра и никогда не сделает ничего, что навредит вам. Так вот это и есть доверие, который может вселить мир в ваше сердца, даже когда мы не понимаем, что с нами происходит.

Сура Бакара , 155-156
Бухари
Бухари
Тирмизи; Ибн Мәжә
сура аль-Анбия, 35
сура Аль-Aнфаль, 28
сура Аль-Фаджр, 15-16
сура Аль-Мульк, 2
сура Аль-Мульк, 2

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

- Козьма Прутков

Нашу жизнь сопровождает такое важное явление как «язык жизненных обстоятельств». В процессе своей жизни человек оказывается в разных обстоятельствах, которые соответствуют его нравственному состоянию и смыслу его желаний или намерений. Попадание в такие обстоятельства можно рассматривать как язык, с помощью которого человеку «сообщают» о правильности или неправильного его пути: подтверждают правоту или указывают на ошибки. Но кто «сообщает»? Верующему человеку можно сказать, что сообщения эти делает Бог, человеку с воззрениями агностика можно сказать, что некая непознаваемая сила может таким образом вмешиваться в жизнь людей… и кто-то из них даже не станет этого отрицать. Материалисту может потребоваться более сложное объяснение с научных позиций, но и такое можно предложить, хотя это и гораздо труднее. Каждый человек при желании имеет возможность убедиться в существовании такого языка и интерпретировать его по-своему, поэтому цель данной статьи – не доказывать наличие языка жизненных обстоятельств, а объяснить разницу между двумя принципиально разными видами сообщений, передаваемых на нём человеку.

Есть обстоятельства, призванные научить человека новым навыкам в процессе их преодоления, а есть обстоятельства, призванные ограничить человека от совершения ошибки или исправить направление его развития. Первые мы будем называть испытаниями , а вторые предупреждениями . Внешне их отличить очень трудно, потому что и те, и другие (как это кажется внешне) ограничивают человека и мешают ему что-то сделать напрямую. Так в чём же принципиальная разница? В последнее время я часто слышу этот вопрос и сейчас выскажу своё субъективное мнение на этот счёт. Ещё раз: я выражу своё субъективное мнение . Оно может не совпадать с вашим не только потому, что у нас разный жизненный опыт, но и потому, что сам язык жизненных обстоятельств сугубо индивидуален и какие-либо явления для одного человека могут означать совершенно иное для другого.

Отчего вообще возникает такой вопрос? Дело в том, что люди в своей жизни часто сталкиваются с трудностями, но некоторые трудности преодолеваются успешно, а некоторые нет, принося неудобства или даже страдания. От этого возникает ощущение, что какие-то жизненные обстоятельства призваны человека воспитать и сделать в чём-то сильнее, а другие – остановить от совершения серьёзной ошибки, но совершенно не ясно поначалу, как отличить одно от другого. Поэтому часто люди начинают упорствовать и добиваться своего любой ценой, думая, что идут правильной дорогой, а затем выясняется, что они потратили силы зря. Когда следует продолжать бороться за свои желания, а когда, напротив, нужно остановиться и что-то переосмыслить?

Так как же их различать?

Ответ и прост, и сложен одновременно. Прост, потому что он вытекает из определения ситуации, а сложен, потому что он не является «волшебной кнопкой», на которую можно нажать и на волшебном экране сразу будет виден ответ. Кроме того, знание правильного ответа не даст вам сразу умение «на лету» делать необходимые различия. Не верите? Давайте проверим.

Вот он, правильный ответ. Испытание – это обстоятельство, смысл появления которого в вашей жизни состоит в том, чтобы воспитать в вас некоторое полезное качество, необходимое для достижения поставленной вами цели, а предупреждение – это обстоятельство, смысл появления которого вашей жизни состоит в том, чтобы увести вас в сторону от вашей исходной цели. Из этих определений следует: если возникшее перед вами препятствие требует воспитания полезного качества и выясняется, что такое качество необходимо для достижение вашей цели, то это испытание, а если возникшее перед вами препятствие указывает на ошибочность вашей цели, то это предупреждение. Как видите, всё очень просто в теории… да не так оно просто на практике.

Чтобы понять, нужно подумать. И, важно, сама необходимость усиленного мышления для определения разницы между испытанием и предупреждением является частью самой проблемы, с которой столкнулся человек. Осмысление ситуации – это целенаправленный процесс, который является неизбежной частью самой ситуации. Это ключевое свойство является важной частью любых социальных процессов… Итак, вот вы уже смирились с тем, что «подумать» – это часть решения любой проблемы. И иногда о проблеме действительно нужно лишь подумать, даже не делая ничего сверх этого – и она будет решена. Завершив лирическое отступление в этом абзаце, перехожу к делу.

Как можно интерпретировать определение?

Итак, вы хотите чего-то, но жизненные обстоятельства ставят перед вами препятствие. Первое , на что следует смотреть – ваша цель. Раз препятствие возникло, значит, возможно, вы плохо видите цель. Нужно полностью и чётко сформулировать свою цель, то есть то, чего вы хотите добиться и, главное, зачем. Иногда цель не одна, а есть вектор целей, в данном случае это не важно, а важно хорошо представлять себе: ЧТО вы хотите и ЗАЧЕМ . Оказывается, что далеко не так просто понять себя самого и большинство современных людей часто не знают о том, что они делают и зачем, они обманывают себя и сами верят в этот обман, не желая признаваться в том, чего хотят на самом деле. Особенно опасна здесь так называемая «рационализация» своих поступков: когда человек знает (или догадывается), что делает глупость, но очень и очень хорошо обосновал своё право делать её.

Например, какой-нибудь потребитель очень хочет iPhone, ему страшно хочется купить его и обладать им, не смотря на то, что рынок предлагает в 3, 4 и даже 10 раз более дешёвые варианты мобильных устройств. Зная это, зная и то, что деньги можно потратить с большей пользой, человек начинает придумывать рационализацию своего желания: там есть эксклюзивные iOS-приложения (хотя аналоги всех этих «фишек» есть и на других смартфонах, а многое из этой «кухни» не нужно вообще в принципе), что такой телефон делает человека уникальным (это уже не так, так как подобная игрушка есть у многих, отчего оригинальность теряется)… в общем, причин можно отыскать много (даже слышал такую чушь, как «яблочко на задней панели красивое»), сути это не меняет – человек просто обманывает себя, он хочет вещь по другой причине, но не называет её (есть забавное видео (3,5 минуты) на эту тему: на английском и на русском , но с матами). Я тоже не буду её называть, сами догадайтесь. Другой пример: человеку нужна новая машина, а то старая уже 3 года откатала, гарантия закончилась, «что-то там барахлит» и «двигатель перестал тянуть» и т. д. Причина же в другом, тоже сами подумайте. Нет, я вовсе не говорю о том, что в редких случаях причина действительно обоснована, но в большинстве случаев это дешёвая рационализация и самообман. Итак, остальные примеры рационализации придумайте сами – я гарантирую, что в вашей жизни они есть.

Зачем я рассказал про рационализацию? Затем, что это одна из причин, по которой человек не может правильно определить цель и мотив своего же собственного поведения и почему он часто делает то, что не имеет разумного смысла. Человеку нужно свою цель понимать ясно и с полной уверенностью. Если человек хочет iPhone потому, что «у всех подружек уже такой» и «так я буду больше похожа на элитную девочку», то он должен так и формулировать ответ на вопрос «зачем?». Если человек хочет новую машину вместо старой потому что «запарился я с этим ведром с гвоздями» или «столько мелких поломок уже накопилось, что проще продать и купить новую», то именно так и нужно формулировать мысль.

Правильно объяснить свой собственный мотив – это большая проблема, но если не сделать этого, вы не поймёте разницу между испытанием и предупреждением.

Далее, допустим, вы научились грамотно видеть цель и честно объяснять самому себе свою мотивацию. Второй шаг – определить степень согласованности вашей цели и цели вашего существования. Да, это кажется жестокой шуткой, но это не шутка, а вполне реальное правило. Цель жизни любого человека (кратко): развитие себя и окружающего мира. Верующему проще понять иную трактовку (смысл тот же): быть наместником Бога на Земле. Материалисту будет проще выразить данную мысль через объективную необходимость материи в самопознании и через тот факт, что человеческий прогресс на Земле – это один из шагов на пути к этому самопознанию. Да, я знаю, что вопрос смысла жизни материалист (и атеист) не ставит (как и вопрос смысла двери или самовара), но самого смысла жизни, который у него всё равно есть, это не меняет:).

Каждый человек свободен сам определять цель своей жизни более конкретно, чем я назвал в предыдущем абзаце. Просто сказать «развивать себя и окружающий мир» – это будет слишком абстрактно. То, как это выражается у каждого человека – это сугубо индивидуально и тесно завязано на его творческом и генетически-обусловленном потенциале, и потом это не тема данной статьи.

Так вот, как бы человек не определил свой смысл жизни, его цель может быть согласованной или может идти вразрез с этим смыслом. В первом случае проблема на пути к цели скорее всего будет испытанием, а во втором – предупреждением. Но не обязательно, потому что есть ещё кое-что, о чём нужно подумать.

Третье , что нужно сделать – определить степень согласованности своего смысла жизни со смыслом существования Вселенной или с Высшей Целью (называйте кому как нравится). Высшая Цель – это не конкретное понятие, это идея, включающая в себя некую бесконечно далекую цель для человека, которой нужно следовать, чтобы оставаться в русле гармоничного развития Вселенной в целом. Верующему человеку более понятной будет фраза: следовать Божьему Промыслу. Материалисту эту мысль надо понимать иначе, а именно, как необходимость следовать объективным закономерностям развития материи в процессе её самопознания.

Далее всё просто: если цель человека согласуется с его смыслом жизни, а смысл этот согласуется с направлением развития Вселенной (согласуется с Божьим Промыслом), то возникающее перед человеком препятствие – это испытание. Если что-то с чем-то не согласуется, то это предупреждение.

При этом надо понимать, что согласование своей жизни с общим замыслом Вселенной определить не так просто. В качестве примера можно указать на одну забавную особенность людей, которая почему-то не учитывается ими при попытках такого согласования. Эта особенность – их ответ на вопрос КАК . То есть то, КАК человек будет добиваться своей цели – это важнейшая часть любого дела. И будь цель предельно правильной, будь ваша жизнь предельно праведной, если вы добиваетесь этой благой цели неправильными методами – вы моментально нарушаете гармонию развития Вселенной. И чем сильнее вы это делаете, тем больнее будет отдача. Понять, правильно ли вы добиваетесь своей цели можно только после того, как найдёте правильный ответ на вопрос о том, может ли цель оправдывать средства, и если может, то в каких случаях. Правильный для вас ответ может вас удивить, но свой ответ я не буду сообщать в этой статье. Подобных рассогласований в самых неожиданных местах у человека могут быть десятки, и он может их не замечать. Ведь согласитесь, пока я не сообщил вам о том, что важен ещё и метод достижения цели, вы наверняка об этом не думали. Думайте… думайте как можно больше самостоятельно, потому я гораздо больше сейчас умалчиваю, чем сообщаю, причём я делаю это специально.

Зачем нужны испытания и предупреждения?

Испытание необходимо для того, чтобы в процессе его преодоления человек получил новую способность или новое качество, которое будет необходимо ему для достижения цели. Простейший и примитивный пример: чтобы стать учёным, в подавляющем большинстве случаев нужно «отсидеть» 9-10 лет в университете (бакалавр, магистр, аспирант), это препятствие является испытанием, пройдя которое человек получает знания, опыт, методологию познания и ряд качеств, необходимых для учёного. Нельзя просто так взять, и стать учёным, нужно пройти некоторую подготовку и только пройдя её получить возможность заниматься наукой. Не пройдя эту школу, не справишься с наукой. Я не спорю, что есть иные пути, но они доступны не многим и в них всё равно есть свои испытания. Если человек добивается формального статуса учёного иначе (покупает диплом, например, а затем взятками пробирается «наверх»), то вся его деятельность будет совершенно ненаучной и никакой науки он в итоге не получит. Другой простейший примитивный пример: человек кушает слишком много сладкого, со временем у него начинаются проблемы со здоровьем, сладкое начинает помимо удовольствия приносить физическую боль, эта боль усиливается, затем могут начаться физиологические изменения, диабет, ожирение – всё это следующие друг за другом предупреждения о том, что человек явно занят не тем, чем следовало бы. Возможно, гедонист, или эпикуреец, возразит мне, что поедание сладкого прекрасно согласуется с его смыслом жизни (у гедонистов смысл жизни – получать удовольствие), однако каким бы безупречным не было это обоснование и сама позиция товарища Эпикура в глазах гедонистов, данная позиция прямо противоречит общевселенскому смыслу. Разумеется, здесь я имею в виду вульгарные трактовки учения Эпикура, ведь если развивать мысль о получении удовольствия, то можно найти это удовольствие в упорном созидательном труде, а не в булочках с сахаром.

Косвенные признаки

К сожалению, далеко не каждый человек в состоянии выполнить даже первый шаг – правильно определить цели и мотивы своих поступков, что уж говорить о смысле жизни или о понимании Высшей Цели? Таким людям нужны поначалу иные критерии, с помощью которых можно отличить испытание от предупреждения. Эти критерии индивидуальны, но я могу предположить (только предположить), что для большинства людей почти надёжно будут работать следующие косвенные признаки.

Предупреждение чаще всего является болезненным и разрушительным. Любое предупреждение (в зависимости от меры воздействия на процесс самого человека), нарастает плавно. Сначала это что-то безобидное и просто неприятное, затем, если человек упорствует, предупреждение становится более явным и более болезненным, зачем ещё… и так далее, пока не произойдёт одно из двух наиболее вероятных событий: (1) «удар судьбы» будет настолько мощным, что человек наконец-то остановится (может быть даже умрёт), (2) человек всё-таки добьётся своего, но сильно об этом пожалеет впоследствии. Таким образом, предупреждение можно довольно быстро распознать по характеру его воздействия: характер этот угрожающий и болезненный. Но есть тонкость. Испытание тоже может быть болезненным, если цель испытания в том, чтобы человек научился преодолевать боль или смиряться с фактом неизбежного течения жизни. Например, рано или поздно у человека умирает кто-то из его старших родственников, например, родители. Это больно, но скорее всего это не предупреждение, а неизбежность, которую нужно понять, осмыслить и сделать выводы. Например, выводы о конечности собственной жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Испытание в большинстве случаев довольно быстро и надёжно также можно определить по характеру его появления. Испытание не сопровождается какими-то болезненными методами ограничения (кроме исключений вроде того, что в предыдущем абзаце). Испытание обычно вообще не ограничивает человека, а лишь делает его стремление к цели более сложным. При этом (важно ), когда человек движется к цели, преодолевая ограничения, ему приходит «помощь свыше». То есть обстоятельства складываются таким образом, что у человека раз за разом возникает удобный шанс сделать то, что он должен сделать, хоть это и будет для него трудно. Испытания проявляются гораздо труднее, поэтому сложнее привести удачный пример. Ну, скажем, рождение ребёнка. Семья может жить небогато и плохо, а вдруг (в силу сами знаете каких причин), женщина начинает ждать ребёнка. Делать ли аборт? Нет, не делать, потому что это испытание: если возьмёшь на себя ответственность за ребёнка и решишь, что пожертвуешь своими удовольствиями ради его воспитания, то помощь свыше всегда придёт в том или ином виде… это уже другой вопрос, хватит ли у человека нравственности распознать и принять эту помощь или не хватит, но подобная проблема не влияет на смысл испытания. С другой стороны, это же испытание может быть и предупреждением: этому человеку нет смысла совокупляться ради удовольствия, минуя исходную цель процесса (на самом деле это вообще весьма интересный вопрос – когда можно, а когда нельзя).

Итак, испытание всегда сопровождается многократной помощью окружающего мира, а ограничение – палками в колёса. Если научиться правильно отличать помощь от палок (а это, согласитесь, гораздо проще), то в большинстве случаев не будет никаких проблем отличить испытание от предупреждения.

Дополнительные размышления

Испытания и предупреждения вообще могут переходить одно в другое и всегда идут бок о бок друг с другом: достижение любой цели всегда порождает испытание, но отклонение при этом от Высшей Цели всегда порождает предупреждение. Нужно быть предельно внимательным к языку жизненных обстоятельств, чтобы вовремя распознавать фактор среды и при необходимости менять свою концепцию жизнеустройства.

И ещё одна важная мысль, которую нужно иметь в виду: язык жизненных обстоятельств индивидуален для каждого человека, при этом он всегда в точности соответствует уровню развития самого человека. То есть любой человек получает такие сообщения на языке жизненных обстоятельств, которые он способен правильно понять. Одним людям даются сложные подсказки, другим простые, но каждый получает то, в чём ему хватит способностей разобраться правильно. Каждому своё.

На всякий случай повторю ту же мысль с другого ракурса. Те вещи, которые можно делать одним людям, не обязательно можно делать другим. Поэтому нет смысла сокрушаться по поводу того, что «вон Ваня и Маша так делают и радуются, а когда я так делаю, всё плохо». Ваня и Маша находятся на другом уровне развития и имеют перед собой другие задачи. Они могут быть как значительно сложнее, так и значительно проще ваших и почти всегда это вас не касается. Идите своей дорогой и только своей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!