Женский журнал Ladyblue

Что должен делать новорожденный в 1 месяц. Первый месяц жизни ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...

Масса и рост

За первый месяц жизни новорожденный (именно так называется малыш весь первый месяц жизни) набира­ет около 600 г, т.е. каждый новый день приносит кро­хе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все новорожденные дети "худеют", у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5-8% от перво­начального веса). Причинами этого являются выделе­ние довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества питания (молока) в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Ин­тересно, что дети, родившиеся в срок (т.е. при доно­шенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интен­сивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстни­ков. А вот недоношенные дети массу набирают медлен­нее. Рост новорожденного за первый месяц увеличивается в сред­нем на з см.

Питание

Как уже было сказано, первый ме­сяц жизни в целом - адаптация новорожденного к "внеутробному" миру. Это касается и питания. У новорожденного, который питается грудным молоком, обычно отсутствует чет­кий режим приема пищи. Мамам рекомендуется как можно чаще предлагать ему грудь, чтобы у него была возможность есть так часто, как ему хочется. Это называется - система кормлений по требованию. За сутки ребенок первого месяца жизни прикла­дывается к груди в среднем 8-12 раз. Если новорожденный тре­бует грудь чаще, не стоит паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой, особый, режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не толь­ко получает капельки бесценного грудного молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармлива­нии, в первые 2 недели жизни должен получать адапти­рованную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволи­тельно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т.е. частота кормлений составляет / раз в сутки при 6-часо- вом ночном отдыхе. Обычно таким детям между корм­лениями 1-2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адапти­рованной смеси для малыша первых 7-10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хN или 70xN, где N - день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее - второй. Полученное значение делят на ко­личество кормлений, рассчитывая таким образом необ­ходимый разовый объем смеси.

После 10-14 дней кроха съедает за сутки питание, рав­ное по объему 1/5 от его массы.

Умения первого месяца

Здоровому ребенку первого месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые отно­сятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вер­тикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребен­ка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу первого месяца здоровый малыш, лежа на жи­воте, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковре­менная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому вре­мени младенец может начать улыбаться при ласковом об­ращении к нему.

Развитие

Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.

В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Развитие двигательных навыков у новорожденного

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.

Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.

В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.

Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.

Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.

Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.

Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Развитие способностей видеть, слышать, чувствовать у новорожденного

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.

Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.

Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос.

Однако, несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированы. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.

До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой пищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.

Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.

Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.

Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Развитие социального воспитания у новорожденного

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.

Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако, слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.

Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.

Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.

Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.

Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.

Как успокоить новорожденного:

  • Ходить по комнате, прижав малыша к плечу;
  • держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону;
  • держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке;
  • положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам;
  • сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь;
  • быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке;
  • положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед;
  • прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок, слинг;
  • положить ребенка в подвесной домашний гамак и тихонько покачать;
  • покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.

До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.

Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.

Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и, в конце концов, младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.

Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.

В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Как развивать новорожденного

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы:

  • Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно;
  • Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным;
  • Меняйте положение ребенка;
  • Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами;
  • Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка;
  • Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом;
  • Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость;
  • Не бойтесь избаловать ребенка;
  • Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз;
  • Обращайтесь с малышом бережно.


Развитие ребенка до года по месяцам - Первый месяц - Игры

Развитие зрения у новорожденного

Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку. В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.

Перемещайте фонарик взад и вперед. Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.

Покажите язык. Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.

Развитие слуха у новорожденного

Повесьте колокольчик. Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.

Танцуйте под музыку. Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.

Потрясите погремушкой рядом с малышом. Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)

Развитие осязания у новорожденного

Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.

Развитие мышц ног у новорожденного

Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Уход за новорожденным

Время кормления у новорожденного

Сохраняйте хорошее настроение. Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из бутылочки, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь. Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Первые ванночки новорожденного

Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.

Пеленание и одевание новорожденного

Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.

Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Стул и мочеиспускания новорожденного в первый месяц жизни

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая - от 1-2 в первые сутки до 8-15 на 5-е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20-25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в пер­вые дни невелико.

Стул малыша первого месяца очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1-2 дня вы­деляется густой первородный кал зеленовато- коричневого цвета, называемый меконием. За­тем отмечается довольно частый, до 6-8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7-10 дней жизни стул у грудничка желтый, ка­шицеобразный, имеет кислый запах. Ча­стота дефекации составляет от 3 до 5-8 раз в сутки. У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий - в среднем 3-4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме так­же могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1-2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или бес­покойством крохи. Подробнее о проблемах со стулом у грудничков вы можете в специальной статье на нашем сайте -

Прививки новорожденного в первый месяц жизни

Еще находясь в родильном доме, малыш успе­вает в норме получить 2 вакцины - против ге­патита В (в первые сутки жизни) и туберкулеза (на 3-7-е сутки). В поликлинике в возрасте i ме­сяца повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны ге­патитом В, или перенесли это заболевание не­задолго до родов). Также в первый месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны полу­чить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хрони­ческой формой гепатита В.

Обследования новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейро- сонография - НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего - органов брюшной полости, по­чек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования,в месячном возрас­те каждому малышу необходимо сделать элек­трокардиограмму - ЭКГ (графическое отобра­жение биопотенциалов работающего сердца).

Врачи для новорожденного в первый месяц жизни

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляет­ся на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действу­ющего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Но обход этих врачей, как правило, вам позволят растянуть до 3-х месячного возраста. Всё же не очень хорошая идея каждый день наведываться в больницу с новорожденным. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматрива­ют ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультиро­вать врач-офтальмолог или кардиолог.

Сон новорожденного

Время отдыха новорожденного

Сон новорожденного занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возрас­та просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непро­должительное, ограничено 15-20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при на­личии «весомой» причины - мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудив­ший кроху.

Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Но самый лучший и верный способ успокоить кроху - это спеть ему .

Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.

Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.

Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.

Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.

Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.

Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу – мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.

За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Прогулки с новорожденным в первый месяц жизни

Продолжительность пребывания на свежем - воздухе определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практиче­ски со следующего дня после выписки из ро­дильного дома. Начинают прогулки с 20- 30 минут, их продолжительность постепен­но увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5-2 часов, т.е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде счита­ется пребывание на свежем воздухе не ме­нее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2-3 дня, а затем его тоже «выво­дят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже 0°С), от­сутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30-40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий. Еще хороший совет тем, у кого есть балкон, желательно застекленный: в холодное время года прогулки с новорожденным можно начинать именно там. Можно это делать с первых дней пребывания дома. Так же, начиная с пребывания 10 минут, постепенно увеличивая до рекомендуемой нормы.

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Как долго все ваше семейство ожидало этого момента, и вот он наступил! Наконец-то вы дома, и вместе с вами ваш новорожденный малыш. Наблюдая за этим настоящим чудом природы, лежащим в кроватке в позе лягушки, вы пытаетесь угадать — что же можно ожидать от малыша в каждый момент его жизни. Согнутые в локтях ручки, раздвинутые в стороны ножки – все тело как будто имеет повышенный тонус. Не беспокойтесь – это нормальная реакция ребенка – стремление вернуться в привычную внутриутробную позу. Но что же будет дальше? Нормально ли он развивается, как он должен дышать, часто ли мочиться и кушать?

Возникает миллионы вопросов. Давайте попробуем прислушаться к советам врачей и опытных мам. За первый месяц малыш вырастает на 3 сантиметра, а масса может увеличиться на 600 грамм, и это с учетом того, что в первые несколько дней ребенок теряет 10 % массы тела за счет перестройки кровообращения, активизации иммунной системы, начала работы пищеварительной системы, почек и так далее. В это время ребенок почти все время спит — до 17-20 часов в сутки, часто короткими промежутками. Все малыши спят по-разному, некоторые засыпают прямо во время кормления.

Развитие ребенка в 1 месяц

Природа позаботилась о том, чтобы наши детки, действуя на основе безусловных рефлексов, могли выживать, адаптироваться к условиям, готовиться к развитию нерефлекторных движений. На первом месяце жизни ребенок обладает сосательным рефлексом, с помощью которого получает питание. Попробуйте провести вокруг ротика пальцем — у малыша проявятся сосательные движения. При касании щечки он повернет головку, а при положении на животе уже сможет повернуть головку, чтобы обеспечить себе свободный доступ воздуха для дыхания. К месяцу малыш сможет хвататься за ваш палец, да так крепко, что его можно будет даже чуть приподнять таким образом.

Если поставить его вертикально, чтобы он касался ногами поверхности, ножки протопают несколько шажков. Главное, чтобы он не перекрещивал ножки, иначе нужно посоветоваться с невропатологом. Малыши в месяц почти не слышат, но при внезапных звонких звуках разводят ручки и ножки. Если он реагирует подобным образом на незначительные шумы, это может означать повышенную возбудимость. Также уверенно реагирует малыш на надавливание на пятку и ладошку, а лежа на животе, совершает плавательные движения. В первые месяцы ребенок растет настолько быстро по сравнению со своим весом, как никогда в жизни.

Уход за ребенком в 1 месяц

1. Разумеется, в это время от ухода за ребенком зависит вся его жизнь. Вся его работа — это сосать молоко, но и это он еще не умеет делать правильно, засасывая вместе с питанием воздух. Избавиться от него он стремится срыгиванием, Чтобы малышу было легче с этим справляться, каждые 5-10 минут при кормлении меняйте груди или положение бутылочки каждые 50 грамм. Устраивайте его вертикально и подождите срыгивания, затем продолжите кормление.

2. Помогите малышу избавиться от вздутия живота, которым страдают в разной степени все новорожденные. Для этого ладошками по часовой стрелке выполняется массаж. Другой способ — положить животиком на грудь и поглаживать спинку. В течение дня нужно проделывать такие процедуры по нескольку раз. В более сложных случаях используется укропная вода, газоотводная трубочка.

3. Следите за пуповиной – она отпадает между первой и второй неделей. Необходимо правильно обрабатывать пупочную ранку, чтобы она не покраснела и не припухла.
4. Осматривайте и роднички – промежутки в местах схождения черепных костей с соединительными перепонками. Их нужно мыть во время купания, к 3-м месяцам затянется маленький, а к 18-и — большой.

5. Осматривайте мальчиков во время плача – не должны появляться в области пупка, мошонки или паха заметные реакции. Опухоли, выпячивания могут свидетельствовать о наличии пупочной грыжи.
6. Выполняйте массаж в течение 10 минут для укрепления мышц малыша и стимуляции его физического развития, время проведения — через полчаса после кормления. Очень важны прогулки на свежем воздухе.

7. Особое внимание нужно уделять уходу за кожей, в первые месяцы она нежная и чувствительная, к тому же подвергается воздействию мочи и кала. Нужно использовать мягкие материалы и сухие подгузники, смазывать кожу детским маслом и присыпкой.

8. Подмывание девочек проводится спереди назад, после каждой смены памперса или пеленки. Мальчика нужно подмывать также, но каждые 10 дней промывать крайнюю плоть простой водой без мыла. Купать малышей нужно ежедневно.

Питание ребенка в 1 месяц

Лучшего питания, чем грудное молоко, еще не придумано природой. Оно способно полностью покрывать все потребности человека в питательных веществах в первые полгода. Но если лактация по каким-то причинам не налажена, можно с успехом использовать адаптированные молочные смеси. Возможны и смешанные варианты, когда при недостатке молока ребенка можно докармливать смесями.

Лучше прикладывать ребенка груди чаще, чтобы стимулировать лактацию. Сегодня в режиме питания приоритет за свободным вскармливании, другими словами «кормление по требованию», при этом основной объем молока всасывается малышом в первые 5-10 минут кормления. Если ребенок не энергичен и засыпает во время кормления, лучше будить его и побуждать к сосанию, чтобы происходило не только насыщение, но и прибавка в весе.

Режим дня ребенка в 1 месяц

Правильная организация режима дня — это часть заботы о малыше. Новорожденные живут по своему особенному режиму – они каждые 2-3 часа хотят кушать и в остальное время почти всегда спят. Так требуют их физиологические потребности. В 1 месяц ребенку уже нужно помогать. В любое время суток малыш может бодрствовать, и не всегда это дневное время. Режим может сбиваться, если ребенок перепутает ночь и день и маме тогда придется нелегко.

В возрасте 1 месяц продолжительность сна составляет 18-19 часов, промежутки бодрствования от 30 минут до 1.5 часов. Желательно кормить малыша 7 раз в день и с 19.00 до 6.00 уже укладывать малыша спать на ночной сон. Во время шестикратного кормления уже на шестое кормление приходится ночной сон. Уже с первых дней каждое утро нужно умывать малыша, чистить ему ушки и носик.

Занятия с ребенком в 1 месяц

Для развития ребенка можно использовать купания и проводить интересные упражнения. Если вы купаетесь в ванной, можно брать малыша с собой и положить его на грудь затылком. Левой рукой удерживайте животик, правую используйте для показа погремушек или поливания водой. Подключайте папу. Катайте малыша в воде, покачивая вверх-вниз, держите его просто за подбородок и поворачивайте в разные стороны.

Пусть он отталкивается от борта ванной пятками, подведите его ближе к краям, чтобы он упирался ногами. Несколько пружинящих движений помогут понять малышу, как можно себя вести. Еще одно упражнение – держите ребенка вертикально, чтобы он упирался ножками по дну – пусть переступает — как будто ходит. Затем поверните его на спинку — пусть поплавает. Упражнение «морская качка» прекрасно укрепляет и развивает вестибулярный аппарат.

Игры и игрушки для детей в 1 месяц

Конечно, в первый месяц малыш еще не готов к играм и развлечениям, просто разговаривайте с ним голосом с разным тембром, подключайте папу, рассказывайте малышу истории о том, как его ждали и как ему рады. Носите на руках и гладьте части тела. Первые игрушки – это легкие погремушки и подвешенный над кроваткой мобиль. Крошке можно показывать пищалки, трясти перед глазами погремушками с разной интенсивностью. Малыши любят музыку — танцуйте с ним, прижав его вертикально – одновременно проводится профилактика газиков. Наклоняйтесь к нему почаще, дайте ему рассмотреть ваше лицо, знакомьте с членами семьи и близкими.

Игры и упражнения: 1 месяц

Когда ребенок бодрствует, старайтесь поиграть с ним и сделать некоторые полезные упражнения. Прекращайте занятия, если малыш заплачет.
1. В положении малыша на спине дать ему большие пальцы, а когда он ухватится за них — развести в стороны ручки и слегка встряхнуть.
2. Хороший эффект дает рисование на стопах «восьмерок» при купании.
3. Поглаживайте малыша по лбу от середины височным долям.
4. Простейший массаж пальчиков на ручках и ножах.
5. Поглаживание крошки от груди к плечам.
6. Гладить ногу от стопы к бедру, придерживая второй рукой за пятку.
7. Нежный массаж руки от кисти к плечу.
Хорошо воспринимают малыши мелодичную музыку Моцарта, Штрауса, Гайдна, Вивальди, во время прослушивания нормализуются физиологические процессы ребенка. Также любят дети слушать голос человека, поэтому разговаривайте с ним как можно больше, меняйте интонации, приветствуйте, подходя ближе, и меняйте тембр голоса.

Медицинское наблюдение в 1 месяц

Дети все развиваются по своей программе, но к концу первого месяца они должны овладевать некоторыми общими навыками. Кроме ухода за родничком и пуповиной медицинское наблюдение в это время заключается в контроле за тем, как происходит развитие малыша.

В 1 месяц детки уже могут:
— приподнимать головку, лежа на животике;
— моргать и вздрагивать при резких звуках;
— прислушиваться к звукам, отличать голос мамы, поворачивать головку на звук;
— фиксировать взгляд на склоненном к нему лице;
— при плавном перемещении предмета провожать его взглядом;
— издавать звуки «о», «а», «у»;
— захватывать палец или погремушку.

Чтобы и мама, и ребенок пребывали в хорошем расположении духа, вся семья должна заботиться о благоприятном состоянии, быть спокойной и не проявлять нервозности. Малыша лучше носить на руках – так он будет чувствовать биение сердца мамы или папы, чувствовать запах – это его успокаивает. Очень важно создавать тактильный контакт, следить за температурой помещения, делать массаж и выкладывать ребенка на животик.

Напевайте ему песенки и рассказывайте поговорки и потешки – он будет реагировать на звуки и скоро попытается вступить в диалог. Он быстрее начнет гулить и осмысленно «агукать». Яркие и контрастные игрушки развивают зрение и восприятие. Как только он начнет фокусировать внимание – двигайте игрушки, чтобы он следил за ними в движении. Беседуя с ним как можно чаще и сохраняя визуальный контакт, вскоре вы заметите, что ваш малыш вам улыбается.

Появление нового члена семьи всегда сопровождается, как приятными моментами, так и приносит массу хлопот для заботливых родителей. Особо острыми являются вопросы, касающиеся навыков, умений и прочих особенностей развития ребенка в 1 месяц. Рассмотрим подробнее.

Что умеет новорожденный 1 месяца жизни

Зрение

Характерной особенностью развития ребенка 1 месяца является близорукость. Но это не мешает ребенку рассмотреть лицо мамы, близких людей, на расстоянии до 30-35 см от уровня глаз. Нормальной реакцией может быть и скашивание глаз, так малютка фокусирует свое зрение, но если такой симптом остается до 3, 4 и старше месяцев – покажите его окулисту. На 4 неделе жизни младенец умеет различать контрастные картинки. Для развития зрения можно подвесить над кроваткой игрушки, и яркие предметы.

Слух

В вопросе развития слуха – в самом начале жизни он развит слабо, хотя резкий и интенсивный звук он будет слышать отчетливо. Особенно положительно малыш воспринимает высокочастотные звуки, но в любом случае привычка разговаривать ласковым голосом, благотворно скажется на развитии ребенка. В случае отсутствия реакции на громкие звуки и хлопки – обратитесь к врачу-неонатологу.

Особенности психического развития

В первый месяц развития у новорожденного сохраняются все врожденные инстинкты – это сосательный, хватательный и поисковый. Если прикоснуться соской к его маленьким губкам, то они сложатся бантиком. При резком хлопке – раскинет в стороны руки, ноги и сведет их обратно, а лежа на животе – будет совершать, как бы плавательные типы движений. Если взять малыша на руки – он покажет движения, имитирующие вертикальную ходьбу.

Новорожденный 3-й недели развития умеет копировать мимику родных, а на 4-й неделе – пытается имитировать речь, издавая фыркающие как бы пищащие звуки. Для развития речи и моторики рук нужно чаще разговаривать с малышом, дополняя мимикой и жестикуляцией. Иногда можно слушать приятную музыку. Это поможет развить слух и зрение, улучшит концентрацию и общее самочувствие ребенка.

Сон малыша

Новорожденный 1 месяца бодрствует в сутки не более часа, но чем старше он становиться – тем больше становиться этот промежуток времени. Как отмечают педиатры – в первую неделю жизни период бодрствования не превышает 20-25 минут, а число дневных снов – 4-8 раз, с продолжительностью от 15 минут и до 3 часов.

Кормление: материнское молоко и смеси

На первом месяце жизни самое лучшее питание для ребенка – это материнское грудное молоко, именно его состав покрывает все потребности организма во всех питательных элементах. При невозможности вскармливать малыша грудью – грудное молоко можно сменить на молочную смесь. При этом, врачи допускают и возможность использования смешанной схемы кормления, когда при нехватке грудного молока, ребенка подкармливают искусственными смесями.

Как же часто прикладывать новорожденного к груди? Специалисты по ГВ советуют давать грудь как можно чаще, это позволит стимулировать лактацию и развивать тактильные ощущения ребенка. Лучше придерживаются позиции свободного режима кормления, так сказать по требованию.

Правильный уход за грудничком

Важным элементом ухода за новорожденным является купание и соблюдение правил гигиены. Купать младенца нужно раз в день, саму процедуру лучше проводить вечером, перед ночным кормлением и сном. Чаще умывайте (особенно в жаркий период года), протирайте глазки и стригите ногти – все достаточно просто и легко.

Важно! Не забывайте регулярно менять памперсы, и после каждой смены подмывать малыша, вытирая насухо – кожа должна быть чистой и сухой.

В теплый период года – показаны воздушные ванны, когда малыша можно раздеть и положить на пеленальный столик (кроватку) – это дать возможность полежать без одежки. Регулярно делать влажную уборку, проветривать комнаты, когда ребенка нет в помещении, и обязательно перед контактом с новорожденным мойте руки – нормы личной гигиены никто не отменял.

В вопросе купания – это не просто гигиеническая процедура, это еще и благотворное влияние на физическое и эмоциональное развитие ребенка. Ежедневное купание улучшает развитие мышц, вестибулярного аппарата, чувства равновесия и улучшение работы всех внутренних органов и систем за счет стимуляции кровотока и стабилизации давления.

Как же правильно купать новорожденного в первый месяц жизни? Чтобы ребенок не испугался, сначала помочите пятки и ручки. Начинайте водные процедуры с 15-минутного пребывания в теплой воде, постепенно увеличивая период купания до 35-40 минут. В вопросе температурного режима – начинать первое купание с температуры воды в 36-38 градусов, постепенно увеличивая каждые 4 дня ее уровень на 1 градус. А вот практиковать закаливание педиатры советуют не ранее чем на 5-6 месяце жизни, предварительно проконсультировавшись с педиатром.

Массаж и гимнастические упражнения

Легкие и плавные массирующие движения рук по телу благотворно скажутся на физическом развитии и эмоционального состояния ребенка. Начинать сеанс массажа можно с 5 дня после появления на свет – главное первое время исключить область пуповины, пока последняя не затянется и не заживет.

На 1-м месяце жизни сеансы массажа не должны превышать более 5-10 минут, постепенно увеличивая их до 20 минут. В вопросе практики физических упражнений – такие занятия необходимы ребенку и не меньше, нежели кормление и сон. Комплекс упражнений для ребенка может разработать индивидуально врач – но чаще всего это могут быть сгибания и разгибания ножек и ручек в суставах, сведение и разведение их в стороны.

Медицинские наблюдения

Развитие ребенка в 1 месяц является ответственной миссией для каждого из родителей. В соответствии с программой медицинского наблюдения, новорожденного показывают педиатру. Врач измерит рост и вес, прослушает сердцебиение, осмотрит горлышко и прощупает живот.

В случае подозрения на врожденные патологии, проводят обследование при помощи УЗИ – процедура безболезненна и безопасна. Такой подход позволит на ранней стадии обнаружить заболевание и принять соответствующие меры. Кроме того, проводится биохимический и лабораторный анализ крови, исследование мочи и кала.

По плану проходит осмотр у хирурга и невропатолога, как и ортопеда. Если состояние здоровья удовлетворительно – делается вакцина от гепатита «В». Далее проводят последующую вакцинацию от коклюша, дифтерии, полиомиелита, столбняка – выдерживая интервал в 30 дней.

Возможные проблемы и способы их решения

В ходе воспитания месячного малыша мамы и папы сталкиваются с рядом возникающих проблем:

  1. Постоянный плач. Причины разные – это и ощущение дискомфорта от скованности движений одеждой, когда давить может и сам шов, а ткань быть ненатуральной и провоцировать аллергию. Соответственно всю одежду для новорожденного желательно выбирать из натуральных, простых тканей и одевать ее швом наружу. Желание пить или же есть – просто покормите его, дайте ему поить и ребенок сразу же успокоиться. Еще одной причиной детского плача может быть естественное опорожнение желудка или мочевого пузыря – просто переоденьте ребенка в чистое, сухое белье.
  2. Опрелости – еще одна проблема. Несформированный иммунитет провоцирует появление опрелостей, а при отсутствии должного ухода – перейти в гнойнички, представляя более серьезную проблему. Для недопущения такой проблемы – стоит контролировать состояние ребенка, подмывать его и менять подгузники, не допуская нахождения его долгое время в мокрых пеленках.
  3. Колики и вздутие брюшины. Сделайте легкий массаж, когда нежные движения руки будут гладить его по животику по часовой стрелке. Помимо этого, чтоб побороть излишние газики – чаще переворачивайте его на живот на несколько минут 3-5 раз в сутки. Помогут и чаи, отвары семян укропа и ромашки.
  4. Дисплазия или же недоразвитость тазобедренного сустава – частая патология. Избежать ее можно, пеленая на специальном столике, применяя метод широкого пеленания. Давайте ему полежать на столике, оставляя его в позе лягушки – это положение для него естественно.

На что обратить особое внимание?

  1. Тяжелое дыхание открытым ртом, заложенный нос и беспокоит насморк – осмотрите носик и дыхательные пути, почистите их, а если симптомы не проходят – покажите его врачу.
  2. Гнойничковые высыпания по телу, наполненные желтой жидкостью, понос у ребенка с вкраплениями гноя или же крови – это указывает на возможный воспалительный процесс, протекающий в организме.
  3. Если не затягивается пуповина (остается влажной), потеря аппетита, апатия, потеря в весе и причины для таких изменений родители не видят – обязательно покажите новорожденного дежурному педиатру.

В 1-й месяц после появления на свет малыш несколько теряет в весе, и такое явление не может беспокоить родителей. Известный врач Комаровский считает этот физиологический процесс внутри организма, нормальным явлением. По мере взросления, новорожденный будет только прибавлять в килограммах и полноценно развиваться.

: вес и рост

Новорожденный в 1 месяц жизни набирает около 600 г, т. е. каждый новый день приносит крохе дополнительные 20 г веса. Это несколько меньше, чем в последующие месяцы, так как в течение самой первой недели жизни все здоровые дети обязательно «убывают» в весе, у них отмечается феномен потери массы тела (в среднем малыш худеет на 5–8?% от первоначальной массы). Причинами этого являются выделение довольно большого количества первородного кала (мекония) и поступление сравнительно небольшого по объему количества молока в первые дни жизни при расходовании значительного количества энергии. Интересно, что дети, родившиеся в срок (т. е. при доношенной беременности), но имеющие небольшую массу тела, могут за первый месяц набирать ее более интенсивно, как бы догоняя своих изначально более упитанных сверстников. А вот недоношенные дети массу набирают медленнее. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на 3 см.

Новорожденный в 1 месяц : сколько гулять

Продолжительность пребывания на свежем воздухе с новорожденным 1 месяца жизни определяется погодой. В летнее время с крохой начинают гулять практически со следующего дня после выписки из родильного дома. Начинают прогулки с 20–30 минут, их продолжительность постепенно увеличивается, достигая примерно через неделю после выписки малыша 1,5–2 часов, т. е. прогулки могут занимать практически все время между кормлениями.

Оптимальным при хорошей погоде считается пребывание с новорожденным 1 месяца жизни на свежем воздухе не менее двух раз в день. В холодное время года малышу дают адаптироваться в домашних условиях 2–3 дня, а затем его тоже «выводят в свет». Разумеется, обращая внимание на температуру воздуха (не ниже –10°С), отсутствие резкого ветра. Начинают прогулки с 10 минут, постепенно увеличивая время пребывания на улице до 30–40 минут и даже 1 часа, в зависимости от погодных условий.


Новорожденный 1 месяц: сон ребенка

Сон новорожденного 1 месяца жизни занимает около 18 часов в сутки. Условно говоря, ребенок этого возраста просыпается в основном лишь для того, чтобы поесть. Само бодрствование довольно непродолжительное, ограничено 15–20 минутами. Оно не столь активное, как в последующие месяцы жизни, и, как правило, предшествует кормлению. Для месячного грудничка характерно засыпание сразу после еды или даже во время кормления. Конечно, малыш может просыпаться и между кормлениями. Как правило, это случается при наличии «весомой» причины – мокрый подгузник, неудобное положение, громкий звук, разбудивший кроху.

рефлексы

Новорожденному 1 месяца жизни присущи все безусловные физиологические рефлексы, которые относятся к «врожденным». Педиатр, проводя осмотр такого малыша, проверяет, насколько хорошо кроха хватается за палец, отталкивается стопами от ладони в положении лежа на животе, опирается на стопы при поддержке в вертикальном положении и другие рефлексы. В целом у ребенка еще отсутствует координация движений, они хаотичны.

К концу 1 месяца новорожденный , лежа на животе, способен непродолжительное время удерживать приподнятую голову. Кроме того, должна быть кратковременная фиксация взгляда на яркой игрушке. К этому времени младенец может начать улыбаться при ласковом обращении к нему.

стул и мочеиспускания

В первые дни жизни частота мочеиспусканий небольшая – от 1–2 в первые сутки до 8–15 на 5?е сутки. К концу первого месяца ребенок может мочиться 20–25 раз за сутки. Редкие мочеиспускания в первые дни жизни связаны с особенностями работы еще не совсем зрелых в функциональном отношении почек малыша. Да и количество потребляемой жидкости в первые дни невелико.

Стул новорожденного 1 месяца жизни очень изменчив по частоте и характеру. В первые 1–2 дня выделяется густой первородный кал зеленовато-коричневого цвета, называемый меконием. Затем отмечается довольно частый, до 6–8 раз в сутки, изменчивый по характеру (с зеленью, слизью, непереваренными комочками) переходный стул. После 7–10 дней жизни стул у грудничка желтый, кашицеобразный, имеет кислый запах. Частота дефекации составляет от 3 до 5–8 раз в сутки.

У детей-«искусственников» стул, как правило, более редкий – в среднем 3–4 раза в сутки. Если малыш получает материнское молоко, которое очень хорошо усваивается, в норме также могут отмечаться эпизоды задержки стула на 1–2 дня, не сопровождающиеся вздутием живота, срыгиванием или беспокойством крохи.

питание ребенка

Как уже было сказано, 1 месяц новорожденого в целом представляет собой время адаптации ребенка к внеутробному существованию. Это касается и питания. У крохи, находящегося на грудном вскармливании, обычно отсутствует четкий режим приема пищи. Малыш ест так часто, как ему хочется. Это и есть режим свободного вскармливания. За сутки ребенок первого месяца жизни прикладывается к груди в среднем 8–12 раз. Если младенец требует грудь чаще, не спешите паниковать. Кроха пока еще вырабатывает свой режим кормлений, вполне возможно, они будут более упорядоченными через какое-то время. Следует помнить, что требуя грудь часто, ребенок не только получает капельки бесценного маминого молока, но и удовлетворяет свой сосательный рефлекс, что очень важно для его правильного неврологического развития.

Малыш, находящийся на искусственном вскармливании, в первые 2 недели жизни должен получать адаптированную смесь 8 раз в сутки через равные промежутки времени. В возрасте старше 2 недель ребенку позволительно (но не обязательно) делать ночной перерыв, т. е. частота кормлений составляет 7 раз в сутки при 6-часовом ночном отдыхе. Обычно таким детям между кормлениями 1–2 раза в сутки предлагают еще небольшое количество воды в качестве питья.

Расчет необходимого суточного количества адаптированной смеси для малыша первых 7–10 дней жизни проводят по следующей формуле: 80хn или 70хn, где n – день жизни ребенка. Если масса малыша при рождении была более 3200 г, используют первый вариант формулы, если менее – второй. Полученное значение делят на количество кормлений, рассчитывая таким образом необходимый разовый объем смеси.

После 10–14 дней кроха съедает за сутки питание, равное по объему 1?/?5 от его массы.


прививки

Еще находясь в родильном доме, малыш успевает в норме получить 2 вакцины – против гепатита В (в 1-е сутки жизни) и туберкулеза (на 3–7-е сутки). В поликлинике новорожденному в 1 месяц повторно против гепатита В вакцинируются только те малыши, которые относятся к группе особого риска (в случае если их мамы являются носителями вируса гепатита В, или больны гепатитом В, или перенесли это заболевание незадолго до родов). Также в 1 месяц повторную дозу вакцины против гепатита В должны получить дети, если в их домашнем окружении есть вирусоносители или больные острой или хронической формой гепатита В.

Каких врачей нужно посетить

В 1 месяц ребенок в первый раз отправляется на прием в детскую поликлинику. Кроме педиатра, согласно рекомендациям действующего на сегодняшний день приказа, кроху должны осмотреть невролог, детский хирург и травматолог-ортопед. Если есть показания, перечень специалистов, которые осматривают ребенка в 1 месяц, может быть расширен. Например, малыша может проконсультировать врач-офтальмолог или кардиолог.

Необходимые обследования

Новорожденный в 1 месяц подлежит обязательному ультразвуковому обследованию на предмет выявления патологии тазобедренных суставов (их дисплазии, врожденного вывиха). Кроме того, проводится УЗИ головного мозга (нейросонография – НСГ) и УЗИ внутренних органов (чаще всего – органов брюшной полости, почек). Согласно действующим в настоящее время стандартам обследования, в месячном возрасте каждому малышу необходимо сделать электрокардиограмму – ЭКГ (графическое отображение биопотенциалов работающего сердца).

Возможно, вам будут интересны статьи

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!