Женский журнал Ladyblue

Что такое гражданственность? Это патриотизм? Тема: «Дикие животные». ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

«Гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству», - читаем в академическом словаре русского языка. Само определение этого слова говорит о тех сложностях, которые неизбежно возникают в связи с воспитанием данного качества у современной молодежи. Ведь на протяжении уже двух десятилетий психологи с мировыми именами интенсивно учат население нашей страны любить себя, заботиться о собственной безопасности.

А вот определение того же понятия со страниц молодежного сайта: «Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества …» Не сложно заметить, как расставляются приоритеты - сначала личное, потом общественное. Поэтому проблемы, связанные с воспитанием гражданственности, имеют объективные истоки, обусловленные тенденциями нового демократического времени.

Патриотизм - одна из важных, если не основных, составляющих гражданственности. Как без патриотизма не может быть гражданственности, так без гражданственности не может быть и патриотизма. Но мы видим многие факты сложившихся в России отношений отдельных социальных групп и личностей, которые далеки от патриотизма. Так, например, вложение крупных финансовых средств отдельными социальными группами населения в зарубежную экономику не свидетельствует об их патриотических настроениях. Согласитесь, сложно также внушать молодым людям чувство патриотизма, чувство гордости за страну, когда с экрана телевизора вещают лучшие артисты, лучшие спортсмены, легко продающие свой талант за границу, зачастую выступающие на олимпиадах за команды других стран.

Кроме того, в настоящее время справедливое стремление ухода от потребительства к самостоятельному приобретательству зачастую превращается в навязывание приоритета земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - так называемыми общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения мнения большинства и совместного труда - развитием творческой личности с её эгоистическими запросами; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью под лозунгами свободы; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения и себялюбия; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям с обязательной перспективой погружения в будущем в эти традиции.

Поэтому все чаще встречающиеся статистические данные и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях в ценностных ориентирах молодежи, но свидетельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности самого государства, регулирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых людей.

Многие исследования последних лет наглядно показывают, что понятие патриотизма и гражданственности искаженно толкуются многими социальными группами, в том числе и студенческой молодежью. Ни для кого не секрет, что в последнее время понятия гражданственности, особенно патриотизма, подменяются националистическими представлениями о чистоте нации. Если обратиться к ряду исследований, то можно вспомнить исследование московского фонда по заданию Эберта (2001-2002 гг.). Когда обратились к молодежи с просьбой ответить, что такое гражданственность, то получили очень много ответов о национал-патриотизме, с которым отождествляет молодежь и патриотизм, и гражданственность. Это чрезвычайно опасные тенденции, особенно в регионах с многонациональным населением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гражданское общество не ассоциируется молодежью ни с демократическими принципами, ни с социальной активностью личности и социальных групп, ни с патриотизмом. Основная причина данной сложившейся ситуации, вероятнее всего, заключается в вербальном формировании всей системы ценностей.

Как правило, мы формируем или воспитываем гражданственность, нравственность и патриотизм на уровне слов. Когда же слова расходятся с поведением и действиями, когда пресса, многократно утрировав, знакомит общество с реальными примерами из жизни страны - никакого патриотизма и никакой гражданственности сформировать нельзя.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Решая проблему патриотического воспитания молодежи, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности . Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; создание модели образовательного учреждения на принципах русской национальной школы; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; дальнейшее развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края».

Противоречивость развития нашего общества со всей очевидностью показывает, что сформированная гражданственность как ценностное ядро сознания и поведения человека напрямую влияет на политическую активность, осуществление гражданских функций, то есть является основой социально-политической культуры личности. Напротив, отсутствие или недостаточность гражданственности чреваты серьезными нравственными и политическими издержками.

В настоящее время в стране идёт поиск путей потенциального возрождения России. Безусловно, обязательными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. От гражданской позиции молодёжи, от её социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Условием жизнеспособности общества и его прогрессивного развития являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и будущем. Какие ценности принимает, а какие отвергает современная молодежь, как они соизмеряются с ценностями старших поколений, осуществляется ли преемственность традиций - это важные вопросы, без ответа на которые, на наш взгляд, не решить проблемы формирования гражданской культуры.

Не будет большим открытием сказать, что современное российское общество переживает своеобразный и довольно драматический этап мучительных поисков «опорных точек» своей . В этих индивидуально-общественных исканиях значительное место занимает сущностная трактовка таких знаковых терминов, как национальная идентичность, национализм, шовинизм, патриотизм, гражданственность и еще ряда других.

К написанию же данной статьи нас подвигло стремление глубже разобраться в сущности только двух, в общем- то, широко известных терминов, каковыми являются патриотизм и гражданственность. Для автора данной статьи является несомненным фактом, что современное российское общество зачастую демонстрирует явно искаженное понимание, как первого, так и второго, а поэтому актуальность и злободневность заявленной темы вполне? очевидны. Между тем четкая, грамотная и беспристрастная трактовка вышеупомянутых терминов выполняет фактически сакральную роль в миропонимании каждого отдельного индивида.

И это не кажется нам преувеличением - ведь от такой трактовки зависит важнейший момент человеческого бытия, а именно: как позиционирует себя личность по отношению к государству. Итак, начнем с терминологии. Большой энциклопедический словарь определяет патриотизм как «Любовь к Родине». Заметим, к Редине, но не к государству. Государство же, как говорится в том же словаре, это «Основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной структуры». Наконец, термин Родина определяется просто: это место, где человек родился (См., напр.: Советский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 980, 329, 1132). Таким образом, казалось бы, избыточно ясно, что Родина и государство - понятия совершенно различные, Родина - это место рождения, а государство - исполнительный институт. (Мы можем предложить и свое определение патриотизма, которое будет звучать следующим образом: «Это избыточно-уважительное отношение граждан к своему государству в ответ на достойную заботу государства о них».)

Ленинско-сталинский тоталитарный режим удивительным образом объединил понятия Родины и государства в одно целое, и сделал это с единственной преступной целью - раз и навсегда исключить любую возможность критики советского государства со стороны граждан. Ибо в этом случае в ответ на робкие замечания гражданина в адрес властей («что-то у нас в государстве не так») неизбежно следовал убийственный контрвопрос: «Ты что же, такой-сякой, Родину не любишь?». И ведь действительно, невозможно жестко критиковать то, во что влюблен беспредельно и чему присягал навечно. В результате мы и имеем сейчас такую картину: большинстве» россиян отождествляют государство с Родиной, и убеждены, что любой родившийся на его территории буквально всем обязан «родной» стране и с рождения до смерти обязан быть абсолютным ее патриотом. Апофеозом этого заблуждения являются слова одного из читателей газеты «Советская Россия», который в приступе патриотического экстаза заявил, что российский гражданин «Имеет только одно право - право умереть за свою Родину».

Что тут сказать? Немного же стоят и такая Родина, и ее граждане, если их права ограничиваются только правом смерти за нее..» Можно опять же вспомнить, как советское государство выпрашивало, буквально вымогало у своих граждан любовь к себе, опутывая их обязательствами самого разного рода - от воинской присяги до социалистических обязательств включительно. Цель всего этого, повторяем, была одна - избавить себя, то есть государство, от малейшей критики. Именно поэтому в сознание миллионов советских людей внедрялась не допускающая сомнений мысль, что все они безумно влюблены в советское государство и советскую же Родину, что не любить их есть святотатство. Государство при этом непременно именовалось «родным» - «Наше родное советское государство».

О такой подмене понятий можно сказать безжалостными словами Венедикта Ерофеева: «В чем изысканность таких поступков, так это в хамском глумлении над человеческими ценностями, на которых и строится цивилизация» (Ерофеев В. Хороший Сталин. М. : Зебра Е. 2004. С 190). Конечно, государство никогда не может быть «родным», так как, повторяем, отношения с ним у граждан должны строиться строго на договорной основе: вот это обязательства граждан, а вот это обязано для них делать государство. Поскольку же советское государство не утруждало себя достижениями в сфере повышения народного благосостояния, оно и стремилось заполнить информационное пространство пространными рассуждениями о Родине и патриотизме. (В этой связи вспоминается известное изречение: «Ага, о патриотизме заговорил. Значит, украсть чего хочет».) Именно так, прикрываясь высокопарными рассуждениями о неизбывном патриотизме советских граждан и спекулируя на нем, коммунистическое государство бессовестно обкрадывало своих подданных, делая их жизнь беспросветно-убогой.

Для этого же постоянно муссировалась идея о внешнем будто бы вражеском окружении, о том, что будто бы все вокруг желают России только самого плохого. В результате, на наш язгляд, можно с уверенностью констатировать, что российский народ полностью дезориентирован в вопросе своих взаимоотношений с государством, а его представления о Родине и патриотизме безжалостно детерминированы недоброй памяти тоталитарным режимом. В практической жизни такой «квасной» патриотизм россиян чаще всего проявляется в том, что наши граждане истово ненавидят Соединенные Штаты Америки как источник всех наших бед и несчастий, выступают за пламенную дружбу с Ираном, Ливией, Кубой, Северной Кореей, Сирией и другими странами-изгоями, болеют «за наших» в футболе и хоккее и точно знают, что Россия - это великая страна, потому что она имеет атэмную бомбу, запускает орбитальные космические корабли и вообще все великое в этом мире сделано россиянами (прежде всего, конечно, русскими).

Хотя при этом многие граждане вроде бы и осведомлены, что по качеству жизни Россия находится бог знает на каком месте в мире, что в России ужасающий уровень уголовной и экономической преступности, всеобщая коррупция чиновников, что большинство российских пенсионеров и инвалидов едва сводят концы с концами, что на каждом шагу попираются российские же законы, что экологическая ситуация в ряде регионов страны просто катастрофическая, что российские мужчины в среднем едва доживают до пенсии и т. д., и т. п. Но все равно рефреном отовсюду слышатся гордые слова: МЫ - ВЕЛИКАЯ СТРАНА! И ничего другого российские граждане слышать не хотят.

Приходится опять же констатировать, что абсолютному большинству россиян недоступна простая мысль: единственным критерием «великости» страны является уровень жизни ее граждан, а 1все остальные изыски государства в любых других сферах попросту не имеют значения. На наш взгляд, подданный любого государства должен быть, прежде всего, Гражданином, то есть личностью, четко осознающей не только свои обязанности перед страной, но и свои права. Он всегда должен помнить, что государство - это всего лишь аппарат чиновников, который он, гражданин, нанял и содержит на свои налоги только лишь для того, чтобы они облегчали его жизнь. Еще недоброй памяти Робеспьер говаривал, что «Первейшая добродетель гражданина есть недоверие». Недоверие, добавим мы, в первую очередь по отношению к государству. Любовь же к государству (не к Родине, а именно к государству, то есть фактически к аппарату чиновников) выглядит в данном контексте достаточно нелепо и абсурдно. Надо всегда помнить, что ничто не обходится человеку так дорого, как навязанный ему патриотизм, который вполне можно сравнить с добровольным налогом на дураков. Кстати, смеем утверждать, что в массе случаев так называемый патриотизм советских людей в конкретных исторических ситуациях (война, освоение Севера, покорение целины и т. д.) не был вызван их любовью к государству. Гораздо чаще он был либо вынужденным, либо показным, либо корыстным. Действительно, безнравственная советская власть воспитала три поколения людей- приспособленцев, умеющих тщательно скрывать свои мысли и хорошо знающих, что можно говорить вслух при посторонних, а что - нельзя. Универсальным принципом так называемого советского общества все годы его существования было лицемерие.

Последний раз во всесоюзном масштабе это всеобщее лицемерие было продемонстрировано миру в 1991 году. Как известно, весной того года почти 3Л населения проголосовало за сохранение СССР, а в декабре никто даже и не вступился за него. Никто не то, что не вышел на. баррикады - не вышел даже на улицу, чтобы продемонстрировать свое несогласие с развалом страны. Характер современного понимания большинством российского общества сущности патриотизма и гражданственности дает повод для неутешительных размышлений. Отовсюду, и прежде всего - от власть предержащих, мы слышим навязчивые, а порой - истеричные призывы любить Родину и «родное» государство - Россию.

И если опросить какое-то количество граждан на предмет, считают ли они себя патриотами, то можно не сомневаться, что большинство заявят себя именно как таковые. О наших руководителях любого ранга - от районного до федерального - можно и не говорить - они все поголовно горячие патриоты России. Но только вот детей своих они почему-то отправляют учиться (а затем нередко - и жить) в другие далекие страны, называемые развитыми. Именно там они покупают недвижимость и заводят банковские счета. Воистину остается только поражаться такому лицемерию. Что же касается реально проявляемого патриотизма (например, службы в Вооруженных Силах), то здесь мы имеем достаточно скромную картину. Служба в российской армии, провозглашаемая как почетный и священный долг граждан России, давно уже стала уделом исключительно плебеев. От нас уже и не скрьшают, что в нынешней армии служат только те, кто не сумел увильнуть от службы. Создается ощущение, что все дивно уже поняли: гораздо выгоднее прикидываться патриотом, чем им быть на самом деле. Что большинство россиян и делают, и преуспели в этом. Поэтому современный российский патриотизм, по нашему мнению, немногого стоит.

И, на наш взгляд, ничего удивительно в таком феномене, как ни странно, нет: ведь большинство людей в сущности не являются ни патриотами, ни антипатриотами своей страны, они просто живут в ней. А спорить о наличии патриотических чувств у людей - это все равно, что спорить о том, какой цвет им больше нравится: оранжевый или фиолетовый. Конечно, автора данной статьи могут спросить: «А что Вы, собственно, имеете против патриотизма как такового? Разве можно запретить гражданам любить свою Родину и государство?». Отвечаем. Во-первых, как уже было сказано, Гражданин должен четко разводить понятия Родины и государства. Кстати, Родина, на наш взгляд, представляет собой понятие, если хотите, интимное и на научном уровне не подлежащее обсуждению, как, например, любовь к чему бы то ни было вообще. Если бы нас спросили, что для нас есть Родина, то ответ был бы таким: это то место, где мы востребованы и где нас ждут любимые люди.

Во-вторых, любить Родину и государство, в котором ты живешь, конечно, не запрещено, но это личное дело каждого из нас И любые попытки (прежде всего со стороны государства) навязывания этой любви, любые попытки критики фаждан за якобы недостаточный уровень их любви и патриотизма по отношению к Родине и государству должны немедленно пресекаться одним решительным ответом: «Это не ваше дело. Мои отношения с Родиной и государством касаются только меня. Государству я обязан платить налоги и жить по его законам. И не более того». Россияне же сплошь и рядом люди не стесняются при каждом удобном и неудобном случае всенародно демонстрировать свою лояльность государству. Они искренне не понимают, что это так же непристойно, как публично восторгаться достоинствами своей супруги. Каковы же выводы из вышесказанного?

Они будут следующими:

1. Патриотизм является понятием, искусственно порожденным государством и им же заботливо культивируемым с единственной преступной целью - ограничить объем прав своих граждан, сделать их максимально зависимыми от произвола чиновников, действующих от имени государства.

2. Патриотизм вреден, так как он ослепляет и оглупляет граждан, вынуждая их потакать любым деяниям государства, в том числе и преступным, только потому, что эти преступления совершает его государство.

3. Патриотизм смешон и нелеп, так как смешно и нелепо любить аппарат государственных чиновников.

4. Патриотизм страшен, так как делает людей безгласными рабами государства.

5. С патриотизмом следует вести непримиримую борьбу, вытесняя его понятием гражданственности.

Подданный государства должен быть не слепым его патриотом, а Гражданином.

6. Гражданин, в отличие от примитивного патриота, осознает не только достоинства страны своего проживания, но ясно видит и просчеты, и пороки государства.

7. Гражданин честно выполняет свои обязанности, то есть живет по законам данного государства. Но при этом он жестко контролирует и исполнение государством его обязанностей перед гражданами.

8. Если законы данного государства не устраивают гражданина, он стремится изменить их мирными способами, прежде всего через свое участие в выборах.

9. Если какие-либо действия государства вызывают неприятие гражданина, он обязан заявлять о своем решительном несогласии с государством и отказать ему в своей поддержке.

10. Если жизнь в данном государстве становится для гражданина невыносимой (или по любым другим причинам), он имеет право искать себе другую страну пребывания. И никто не имеет права осуждать его за это, так как выбор места жительства есть личное дело каждого. И в заключение - несколько высказывания великих мира сего и просто известных людей о патриотизме.

Борис Гребенщиков: «Патриотизм значит просто - “убей иноверца”». И. В. Гёте: «Патриотизм портит мировую ». Михаил Жванецкий: «Патриотизм - это четкое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, почему мы должны жить хуже других». Л. Н. Толстой: «Патриотизм - чувство безнравственное, потому что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, всякий человек под влиянием патриотизма, признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства, и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести». Адам Михник: «Патриотизм определяется мерой стыда, которую человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа». Бертран Рассел: «Патриотизм - готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин». Оскар Уайльд: «Патриотизм - достоинство порочного человека». Дж. Б. Шоу: «Патриотизм - разрушительная, психопатическая форма идиотизма».

Альберт Эйнштейн: «Те, кто радостно маршируют в строю под музыку, получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом “патриотизм”, равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций» (Патриофил [Электронный ресурс]. URL: http://patriofil.ru/publ/ misc/2220-a.html). Надеемся, этого хватит’?

Статья по теме:

«Воспитание гражданственности и патриотизма у современных школьников»

Выполнила:

Кошкарова Т.М.

Пермь 2014г.

Развитие человечества не стоит на месте. Модернизация образования – явление мировое. Почему возникла необходимость в модернизации образования? Во-первых, ускорение темпов развития общества; во-вторых, динамичное развитие экономики, рост конкуренции; в-третьих, переход к постиндустриальному обществу. У современной школы существует множество проблем, которые стоит решить в процессе модернизации.

В России создан Общественный совет по развитию гуманитарного образования . Толчком для создания Совета стали последние статьи Владимира Путина, где, в частности, говорится о проблемах гражданственности и национальной идентичности. Очевидно, что без изменений в сфере образования, а особенно гуманитарного, в этих вопросах не обойтись. Интеллектуалы понимают: страна становится все более неуправляемой. И, по большому счету, от гуманитарного образования зависит ее дальнейшее развитие. 1

В данной работе будет рассматриваться проблема формирования гражданственности и патриотизма у современных школьников. Кто этим должен заниматься? Школа? Государство? Семья?

Гражданственность и патриотизм относятся к тем проблемам общественного развития, которые никогда не теряют своей актуальности, особенно в сложные периоды развития государства, когда необходимо объединения усилий всех граждан и высокой ответственности за судьбу своего Отечества. В 90-е гг. произошли кардинальные изменения во всех сферах общества, прежде всего в духовной. Обесценились идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству, в выборе ценностных ориентаций российского общества, новая идеология еще не выработана, и сама Конституция РФ устранила саму возможность ее существования. На данный момент эта проблема является приоритетной.

Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии. 2 В государственной политике в области образования говорится о следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. 3

Теперь давайте разберемся, что такое «гражданственность» и «патриотизм».

Гражданственность подразумевает: понимание гражданином своих прав и свобод и умение применять их на практике; уважение прав и свобод других граждан; личная ответственность гражданина за свое поведение и выбор; осознание юридических и моральных обязательств перед государством и обществом; способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями; осознание своей гражданской идентичности – принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству. 4

В новом стандарте образования усилена практическая направленность обществоведческого образования в том, что выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности: в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества).

Патриотизм – это любовь к родине, преданность Отечеству, в общем, чувство нравственное и природа его иррациональна.

Как показывает опыт на данный момент, когда в обществе и государстве существуют проблемы очень сложно воспитать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины. Получается, что школа должна уметь взрастить эти качества у школьника. Что значит воспитать «патриота» и «гражданина»?

Воспитание - процесс многоаспектный. Он включает духовное развитие, формирование личностных свойств, социализацию, освоение ценностей

общества, норм поведения, культуры, облагораживание эмоций, становление гражданственности, эстетическое, физическое совершенствование и т.д. Разные стороны процесса воспитания отчасти пересекаются и взаимодействуют, отчасти существуют в той или иной степени автономно.

Социализация как элемент воспитания - это процесс и результат усвоения знания, а также актуализации знания об обществе и компетенций в актах ежедневного поведения, в ходе взаимодействий индивида с социумом. 5

Прививать эти качества молодому поколению нужно через памятные страницы истории Отечества, своего края, рода, семьи. Школа делает это через уроки «истории» – знакомство с патриотическими и интернациональными традициями народов России, уроки «обществознания», «основы религиозных культур и светской этики». Но начинать нужно еще с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов, присваивая интерес к истории и прошлому. Кроме этого испокон веков духовной основой патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под многовековым влиянием православной церкви. 6

Государство в свою очередь тоже делает шаги в этом направлении. День пожилого человека, День героя Отечества, День защитника Отечества, День Победы, день памяти и скорби. Введение государственного праздника с 2005 года «День народного единства». С 2014 года проведение спортивно-патриотических месячников «Дни воинской славы».

Кроме этого никто не отменял саморазвития, которое обращено к личности, теперь (в знаниевых обществах) становится движителем эффективного образования. 7 Оно транслируется на ранней стадии долгого образовательного процесса, затем катализируется в технологиях, воспитывающих самостоятельность и креативность. Позволяет уже во взрослой жизни приращивать свое, индивидуальное благосостояние, осознавать себя гражданином и патриотом своей страны.

К сожалению, наше современное общество, апатичное к пониманию политики, к политической жизни, к своему собственному месту в государстве. Таким образом, ответственность за духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России лежит на школе. «Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» 8 . Но без усилий семьи не возможен высокий результат деятельности школы. И без самого участия человека, пока он сам не поймет, что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность и патриотизм сам по себе не возникает, а специально воспитывается и формируется.

1 Любимов: необходимо пересмотреть подходы к гуманитарному образованию. http://ria.ru/edu_analysis/20120305/585052932.htm. - 1 с.

2 Bibliofond_587728 – 1 c.

3 Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.)

4 ИоффеН.А. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. – 3 с.

5 Любимов Л.Л. Российская школа: воспитание гражданственности. 2011. – 283 с.

6 Воспитание гражданственности, патриотизма. http://mokeevo.edu.yar.ru/innovatsionnaya_deyatelnost/vos_gr_i_p/vospitanie_grazhdanina_patriota.pdf - 3 с.

7 Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество. 2007. – 128 с.

8 Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещении, 2009. – 29 с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования.

Словарь темы

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству . «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.



На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира. Сам термин «патриот» стал широко применяться, начиная с эпохи Великой Французской революции 1789 г., но исторические корни патриотизма имеют многовековую историю. Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания как социально-значимой духовно-практической деятельности , приоритетного направления работы образовательных учреждений. Духовно-нравственное воспитание понимается нами как воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека. Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является гражданско-патриотическое воспитание , понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами гражданина-патриота , что подразумевает уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Задание 1

1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.

2. Как соотносятся духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.

3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и реформ второй половины Х1Х в. в российской педагогике получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности - «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель), «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.

В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие такая форма, как историко-краеведческая экспедиция «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности, демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.

В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.

В начале ХХI века в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В военно-патриотическом и гражданско-патриотическом воспитании, краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев обозначались новые тенденции и подходы.

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан Союз краеведов России.

Задание 2

1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.

2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.

В жизни каждого человека бывает время, когда приходится сталкиваться с такими понятиями, как патриотизм и гражданственность. Это, кстати, случается не так часто. Государство нынешнее не требует сиюминутно помнить о существовании не ждет подтверждения преданности от своих жителей. Тем не менее следует ясно осознавать, что такое гражданственность. Это знание может пригодиться внезапно, надеемся, что не в критической ситуации.

Открываем толковый словарь

Рассказывают любознательному читателю обо всем на свете. Есть там и толкование нашего термина. Гражданственность - это качество человека, выражающееся в его активном взаимодействии с государством. Однако речь идет не о лояльности к строю или политическим деятелям. Скорее, данным термином обозначают желание и способность человека вести диалог с властями. Если шире, то здесь стоит говорить о понимании того, осознании своего места в нем. Но и этого мало. Гражданственность - это антитеза аполитичности, равнодушия к собственно стране, тому, что с ней происходит. Само описываемое качество имеет глубокий смысл. Оно не сводится к показной позиции. Просто принимать участие в политической жизни, голосовать или ходить на митинги маловато. Необходимо переживать за судьбу государства и народа, действовать им во благо. А это невозможно без полного понимания ситуации, формирования собственной политической позиции.

Гражданин и гражданственность

Представьте себе двух граждан. Они вместе работают, часто обсуждают дела общественные. Один всех ругает, наслушавшись и начитавшись СМИ, а второй ему оппонирует. Но не просто возражает, а раскрывает суть событий, предлагая собственные решения. Но и этого мало. Наш второй гражданин выступает с инициативами, пишет в орган исполнительной власти, ходит на прием к депутату. Кто из них обладает гражданственностью? Ведь оба демонстрируют отнюдь не отстраненную позицию. Вроде первый тоже переживает о делах государственных. Тем не менее его мнение деструктивно. А вот второй имеет явную активную гражданскую позицию. Он не просто судачит во время перерыва, а душой болеет за свою страну. Хотя и соглашается с критикой первого. Вот в чем заключается гражданственность. Хотя обладающие ею люди могут и не интересоваться работой властных структур. Есть граждане, считающие своей обязанностью хорошо трудиться, воспитывать детей или писать картины. Суть в том, чтобы от этого Родине была польза.

Различия в понятиях «патриотизм» и «гражданственность»

Многие считают, что эти два термина имеют тождественный смысл. Они действительно стоят, так сказать, близко. Однако не равнозначны. Патриотизм и гражданственность - это качества человека, характеризующие его отношение к Родине. Но немного по-разному. Пожалуй, понять этот нюанс будет проще, если выяснить, чем отличается государство от Родины. Кажется, что эти слова об одном и том же. А на самом деле между ними грандиозная разница. Патриотизм - это беззаветная любовь к своей Родине, а гражданственность - активное взаимодействие с государством. При этом последнее не нужно ни почитать, ни соглашаться с ним. Необходимо иметь свое мнение и активно выражать его в политическом пространстве. В принципе, понятия очень близкие. Их различия лежат в области сердца, чувств и деятельности. В патриотизме больше любви, а в гражданственности - активности.

О воспитании

Для государства важно, чтобы все его граждане были активны, работали на его благо. По большому счету других глобальных задач у этого социального механизма нет. Он существует, чтобы защитить своих граждан, создать им условия для хорошей, успешной, счастливой жизни. А чтобы эта задача выполнялась, необходимо здоровое и активное общество. Над его созданием следует постоянно работать. А именно нужно воспитание гражданственности с малых лет. Детям важно объяснять, что такое государство, как и для чего оно создается. Кроме того, они должны понимать роль гражданина в жизни страны. Делается это еще с детского сада. Конечно, науки в таком возрасте еще не совсем доступны. Однако даже малыши понимают, как работает, к примеру, президент, кто должен приказать, чтобы снег с улиц убрали или дом покрасили. Начинать нужно с малого. На самом деле гражданственность не глобальна. Она рождается из умения в малом быть полезным стране. Чем большее число людей станет душой болеть за свою Родину, тем успешнее она будет. А от этого улучшится жизнь граждан. Все взаимосвязано.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!