Женский журнал Ladyblue

Что такое Семья: значение Семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни человека

  • Тема 3. Исследовательские средства социологии
  • 2.Методы, используемые социологией при изучении ею общества как своего объекта исследования
  • 2.1. Философские (мировоззренческие) парадигмы социологического анализа общества
  • 2.2 Общенаучные, теоретические методы и их роль в социологической науке
  • 2.3. Эмпирические методы социологического исследования
  • 2.4. Методы обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных
  • Тема 4. Социологическое исследование: этапы, программа, главные теоретические процедуры и исследовательские стратегии
  • 1. Основные этапы конкретно-социологического, эмпирического исследования
  • 2. Программа, цели и задачи, объект и предмет исследования
  • 3. Главные теоретические процедуры кси
  • 4. Исследовательские стратегии
  • 1. Социологическое знание: общее и особенное
  • 2. Социология и законы социальной жизни общества
  • 3. Объективность, гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания
  • Социологическое знание
  • Тема 6. Внутреннее многообразие социологии
  • Тема 7. Социологический плюрализм. Основные направления современной мировой социологической мысли
  • Тема 8. Социология и другие науки
  • 3. Социология и психология
  • 4. Социология и экономическая наука
  • Тема 9. Социология и жизнь общества. Функции социологии
  • Тема 10. Социологическое мышление: некоторые гносеологические характеристики
  • Тема 11. Социальное. Социальная жизнь, её базисные элементы.
  • 1.Социальное
  • 2.1 Социальное действие.
  • 2.3. Социальные общности.
  • 2.5 Социальные организации.
  • Тема 12. Общество как тип социальной общности, социальная и социетальная система
  • 3. Типы обществ
  • 3. Изменение (развитие) общества
  • 5. Дополнение к вопросу о типах общества (из книги “Современная западная социология: Словарь” – м., Политиздат, 1990. С. 270-271)
  • Тема 13. Социальная структура общества: понятие, плюрализм трактовок, место в категориальной системе социологии
  • 1.О термине «структура»
  • 2.Социальная структура как социологическое понятие
  • 3.Социальная структура: западно-социологические парадигмы интерпретации
  • Тема 14. Личность. Социализация индивида
  • 2. Структура личности
  • 3. Становление личности (социализация индивида)
  • Тема 15. Культура. Социокультурная динамика
  • 1. Культура: понятие и его социологическая интерпретация
  • 2. Внутренняя дифференциация (многообразие) культуры
  • 3. Социокультурный процесс
  • 4. Типы культур. Социокультурные суперсистемы
  • Тема 16. Девиация: сущность, причины и типы. Социальный контроль
  • 1. Понятие девиации
  • 2. Причины девиантного поведения: биологическое, психологическое и социокультурное объяснение
  • 3. Типы девиации
  • 4. Девиация и социальный контроль
  • Теории девиации
  • Тема 17. Социальная структура общества
  • Тема 18. Семья и брак, их место и функции в обществе
  • 1. Семья как объект социологического анализа
  • 2. Понятие семья и его определение
  • 3. Социальные функции семьи
  • 4. Типы семейно-брачных отношений
  • 5. Историческое изменение (развитие) семьи
  • Тема 19. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения
  • Тема 20. Поселенческие общности. Социология города
  • 1. Расселение населения как предмет социологической науки. Понятие поселенческой общности
  • 3. Урбанизация особенности урбанизации в России
  • Тема 21. Социальный процесс и изменения в обществе: классические и современные теории
  • 2. Социальные изменения: понятие, сущность, факторы.
  • 3.Виды (разновидности) социальных изменений.
  • Тема 22. Коллективное поведение: особенности, субъекты, формы
  • 1.Некоторые предварительные замечания.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение.
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного
  • 4.Толпа и публика. Поведение толпы.
  • 2.Коллективное поведение: понятие, общая характеристика и определение
  • 3.Массовое поведение как разновидность коллективного поведения
  • 4. Толпа и публика. Поведение толпы
  • Тема 23. Социальные движения: сущность типы, жизненный цикл
  • Тема 24. Управление социальными процессами
  • 1.Феномен управления. История управленческой социальной мысли
  • 2.Управление социальными процессами: понятие и система
  • 3. Законы, принципы и методы социального управления
  • 2. Понятие семья и его определение

    Понятие «семья» является одним из ведущих среди понятийно-категориального аппарата общей социологии и главным (или заглавным) в той часто-социологической теории, которую принято называть «Социологией семьи».

    Существует не один десяток определений того, что такое семья.

    Остановимся на трёх группах этих определений.

    1. Расширительные толкования понятия «семья»:

    а) семья – это группа лиц, имеющих общих предков;

    б) семья – это группа лиц, проживающих вместе;

    в) семья – это группа лиц, любящих друг друга.

    Это весьма упрощённые, довольно нестрогие, иными словами, расширительные трактовки семьи.

    2. Вторая группа определений. Это – слишком, можно сказать, радикальные определения, узкие, выводящие за рамки понятия «семья» некоторые типы семейных структур; определения, служащие объектом данного понятия.

    Приведу лишь один пример. Это определение семьи, данное отечественным социологом А. М. Антоновым.

    «Семья, - пишет он, - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

    По А. М. Антонову в основе семьи лежит триединое отношение: супружество – родительство – родство.

    Это семья в строгом, слишком уж строгом, смысле ее понимания: исключи хотя бы один из элементов (любой) данного триединства и семьи нет! А что есть? Если по Антонову, всего лишь «осколочная семья», «фрагментарная семья», «семейная группа»… Все что угодно, но не семья в точном смысле этого слова.

    Семьей в таком случае не является:

    1) родители без супружества;

    2) супруги без детей;

    3) молодожены и т. д.

    Вряд ли с таким определением семьи можно согласится.

    Сегодня и у нас, и в западной социологии многие признают достаточным для того, чтобы констатировать факт существования семьи наличие хотя бы одного из элементов указанного триединого отношения: супружество, родительство, родство.

    Более того, существует взгляды, согласно которым, даже партнерство, сожительство рассматривают как семью (Баздырев К. К. «Простое управление: мужчина + женщина = семья» М., 1981.). Хотя о таких формах как «партнёрство» и «сожительство» следует всё же говорить как о формах не подлинной, а так называемой «альтернативной семьи».

    Хотелось бы отметить, что есть в отношении объема и содержания понятия «семья» приведенное определение является слишком строгим, то в отношении его логики оно далеко от хотя бы какой-нибудь строгости: в нем средством определения избирается то, что ещё предстоит определить – «семья». Понятие «семья» определяется через «семейные отношения», и таким образом через семью. То есть, это определение тавтологично.

    Таким образом, эти две группы определений представляют две крайности.

    3. Третья группа определений, думается, наиболее приемлема.

    Определения этой группы лишены крайностей. Приведем некоторые из них.

    Д. Хэбдинг, Л. Клик (США) определяют семью таким образом. «Семья – это группа людей, социально санкционированная, относительно постоянная, объединенная по крови, браку, усыновлению детей, живущих вместе и экономически связанных между собой». А вот определение семьи одного из отечественных социологов – А. Г. Харчева: «Семья – это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как членами малой группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения…»

    Теперь немного о браке.

    Сегодня многие исследователи считают, что следует различать понятия «семья» и «брак». «Брак – это комплекс обычаев, основанных на отношениях между сексуально связанной парой взрослых внутри семьи» (Мердок).

    В отечественной традиции брак определяется как семейный союз мужчины и женщины, порождающих их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.

    Семья, как отмечалось ранее, это малая (первичная) социальная группа. В заключении рассмотрим понятие «семья» представим две новеллы о семье как социальной группе.

    Первая навела: семья состоит из индивидов . Индивиды – члены семьи. Как таковые они занимают определенные статусы в семье и выполняют в соответствии с этими статусами соответствующие роли (семейные роли). Между членами семьи имеют место ролевые отношения.

    Семейные роли – это разновидности социальных ролей.

    Роли подразделяются в семье на:

    1) Супружеские (жена, муж);

    2) Родительские (мать, отец);

    3) Детские (сын, дочь);

    4) Родственные (брат, сестра);

    5) Межпоколенные (дедушка, бабушка, внуки);

    6) Внутрипоколенные (старший, младший внутри поколения).

    Исполнение семейных ролей может быть как консенсуальных, так и конфликтным. Исполнение ролей зависит от правильного понимания членом семьи своего статуса, своей роли, статуса и ролей других членов семьи.

    Немного о конфликтном исполнении ролей (семейные конфликты как понятие).

    Разновидности семейных конфликтов:

    1) Ролевые конфликты: связаны с неадекватным пониманием членами семьи своей роли (плохой отец, плохая мать – делает не то, что надо);

    2) Межролевые конфликты: у одних и тех же членов семьи противоположные роли (дети - родители);

    3) Внутриролевые конфликты: женщина – хозяйка дома, но она должна и работать, добывать средства для существования семьи.

    Конфликты могут возникнуть и тогда, когда скажем, какой-либо член семьи (или все они) переносит роли своих социальных, официальных, например, должностных статусов на внутрисемейные отношения.

    Вторая новелла: жизненный цикл семьи .

    Семья как социальная группа проходит в своей истории ряд этапов или стадий, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи.

    Такими этапами являются:

    1) Вступление в брак – образование (рождение) семьи;

    2) Начало деторождения – рождение первого работа;

    3) Окончание деторождения – рождение последнего ребёнка;

    4) «Пустое гнездо» - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка;

    5)Прекращение существования семьи – скажем смерть одного из супругов.

    На каждом этапе семья обладает специфическими социальными, экономическими и иными характеристиками.

    Практически каждый человек, живущий на этой планете, рано или поздно находит себе вторую половинку. Одни пары живут вместе десятилетиями, наслаждаясь обществом друг друга, и не усложняют всё штампами в паспорте. Другие же отправляются в ЗАГС, чтобы связать себя узами брака. В любом случае - это семья. Ведь их объединяют любовь и чувства. Но для чего нужна семья вообще? Этот вопрос наверняка закрадывался в голову многих из нас. Что ж, стоит попытаться найти на него ответ.

    Определение

    Для начала можно отметить, как принято характеризовать семью на словах. То есть обратиться к терминологии. Определение гласит, что это социальный институт и базовая ячейка общества. И характеризуется она определенными признаками. В частности, союзом двух любящих друг друга людей и добровольным вступлением в брак. Впоследствии становятся связанными общностью быта. Но самое главное, что семья - это в первую очередь важнейшая общественная ценность.

    Польза

    Для взрослого является источником удовлетворения определенных потребностей самого различного характера: начиная с заботы и интимной близости и заканчивая помощью партнёра по дому и выполнением им работы.

    Для младших членов общества семья является средой, в которой складываются благоприятные условия для развития. Даже не столько физического, сколько эмоционального, психического и интеллектуального. Всё это ребёнку обязаны дать его родители. Которые, в свою очередь, должны сами состояться как личности, способные воспитать полноценного члена цивилизованного общества. Потому к рождению ребёнка, если таковое планируется, нужно относиться с максимальной ответственностью. В современном обществе многие её, к сожалению, не осознают.

    Другие функции

    Теперь можно более подробно рассказать о том, для чего нужна семья, помимо вышеперечисленного. Социологи дополнительно выделяют ещё несколько её функций.

    Первая - это хозяйственно-бытовая. То есть суть функции заключается в удовлетворении материальных потребностей обоих членов семьи. Люди женятся, работают, покупают на совместно накопленные средства квартиру, обставляют её техникой и мебелью - это самый примитивный пример. Но наглядный. Ведь в складчину всё получается приобрести быстрее.

    Эмоциональная составляющая

    Но конечно, первое и основное, для чего нужна семья, - это чувства. Любовь, симпатия, забота, уважение, признание, взаимная поддержка. Желание вместе заниматься духовным обогащением, в конце концов. Это ведь всё то, что нужно для семьи.

    И конечно, ещё одной немаловажной функцией является сексуально-эротическая. Каждый партнёр должен удовлетворяет соответствующие потребности другого. По желанию, естественно. Хотя, по сути, разве в счастливых парах иначе бывает?

    Нет, но вот в других семьях - да. Нередко союзы распадаются из-за сексуальной несовместимости. Взрослые и молодые семейные пары рушатся, так как неудовлетворенные друг другом партнёры начинают злиться, срываться и, наконец, искать себе утешение на стороне.

    Представления о нормальной семье

    Никаких «стандартов» нет. В наше время - уж точно. Для чего нужна семья - было сказано, а теперь можно уделить внимание её характеристикам. Всё-таки кое-какие представления о здоровом союзе есть сейчас. И они вполне адекватны и правильны.

    В семье каждый партнёр должен воспринимать другого как человека, равного себе. Проявлять доверие, открытость, быть честным и хранить супружескую верность. Последний аспект с каждым годом становится всё более утопичным. Но ведь он правильный. Люди женятся, потому что любят друг друга и не представляют жизни без своего партнёра, который их во всём устраивает. Тогда зачем искать чего-то иного?

    Что нужно для семьи - так это ответственность каждого её члена. Если возникают какие-то проблемы, нужно их решать вместе, а не пытаться переложить вину на партнёра.

    Также в здоровой семье люди вместе отдыхают, получают удовольствие от чего-либо и радуются. А ещё с уважением относятся к традициям друг друга. Если один из партнёров имеет немецкое происхождение, а другой - русское, то почему бы не отмечать национальные праздники обоих?

    Ещё в нормальной семье должно существовать право на приватность. Всем нам иногда надо побыть наедине с самым дорогим человеком - с самим собой. И понимает правильно. А не как желание его второй половинки отдалиться. И ещё: оба партнёра обязаны принимать особенности и отличия друг друга, не пытаясь «перекроить» суть возлюбленного человека. Если всё перечисленное соблюдается, и не из-за того, что так надо, а потому что от души и сердца идёт, то счастливая обеспечена.

    О проблемах

    Итак, весьма подробно было рассказано о том, что такое семья. Определение нормальных, здоровых отношения также дано. И теперь можно отметить вниманием ключевые моменты, которые указывают на несостоятельность пары и несовместимость в браке.

    Партнёрам стоит задуматься, если они отрицают проблемы и поддерживают иллюзии. Если, допустим, жена из 24 часов в сутках 15 проводит на работе, это стоит обсудить. Скорей всего, при таком раскладе мужчина чувствует себя холостым.

    Отсутствие интимности - тоже проблема. Как и жесткое распределение ролей в семье. Если женщина на работе, а у мужчины в этот день выходной - почему бы ему не потратить 30 минут на вытирание пыли? У многих людей по этому поводу и всем другим подобным есть большие предрассудки.

    Проблемой являются конфликтные взаимоотношения. Особенно скрытые, когда пара создаёт иллюзию того, что всё нормально. Допустим, жена узнала об измене мужа, но ничего не говорит и ведет себя как ни в чем ни бывало, но подсознательно ненавидя своего супруга. Любую проблему нужно решать, в противном случае микроклимат в семье будет крайне неблагоприятным.

    Выводы

    Что ж, ключ к счастливой совместной жизни - это взаимная толерантность, правильная расстановка приоритетов, умение находить компромиссы, а также сохранение своей индивидуальности (ведь именно в неё люди и влюбляются). Кстати, немаловажно сохранять ту самую «искорку», о которой многие так любят говорить. Но для этого нужно просто избавиться от рутины и регулярно вносить в жизнь разнообразие.

    Отношения идеальными не бывают, но их можно построить. А в основу положить любовь. И ни в коем случае не нужно следовать стандартам. Союз будет счастливым, если партнеры будут жить так, как им обоим хочется. А для чего нужна семья ещё, как не для этого?

    Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития.
    Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни.
    Джонни Депп

    В успехе любого человека огромную роль играет семья. И в большинстве случаев, она становится самым ценным подарком судьбы для каждого из нас. Так что же такое семья, что-как там?

    Что такое семья: определение

    Семья — это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Это маленькая группа члены которой связаны общностью быта (установившегося порядка повседневной жизни), взаимной помощью, получением сексуальных удовольствий (для мужа и жены), рождением и воспитанием детей.

    Это включает в себя: взаимную поддержку членов семьи; наличие материальной и моральной общности: никаких «я» в семье не существует, есть «мы».

    Определение семьи даётся также в семейном праве: семья — это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления. «Полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей). «Неполная семья» - из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).

    Удачный брак - это строение, которое нужно каждый день реконструировать.
    А. Моруа

    Супружество - это соглашение, условия которого ежедневно пересматриваются и утверждаются заново.
    Б. Бардо

    Вот главные признаки семьи:

    1. совместное проживание;
    2. наличие общих детей (в большинстве случаев);
    3. взаимная поддержка членов семьи;
    4. наличие материальной и моральной общности;
    5. Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов.
    6. Закрытость, межличностная интимность.
    7. Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

    Основные функции семьи:

    1. Рождение потомства, воспитание детей, самореализация родительских чувств.
    2. Удовлетворение сексуальных потребностей , получение сексуального удовольствия.
    3. Экономические выгоды для членов семьи; удовлетворение материальных потребностей членов семьи, рост благосостояния и семьи, и отдельных ее членов.
    4. Восстановление физических и интеллектуальных сил. Это как будто аквариум, где можно плавать в теплой расслабляющей атмосфере.
    5. Удовлетворение потребностей в симпатии, уважении, признании, поддержке, эмоциональной защите, любви и восхищении.
    6. Совместные проведение досуга и духовное обогащение друг друга.

    Семья = не Семь + Я, а МЫ

    Крепка бывает та семья,
    Где нет владений буквы «я»,
    Где правит только слово «мы»,
    Где есть совместные мечты.
    © Мать Тереза

    Супружеские пары бывают четырех видов:

    • ты и я равняется Ты;
    • ты и я равняется Я;
    • ты и я равняется Мы;
    • ты и я равняется Ты и Я.

    Это во многом определено принятыми между людьми, участниками такой семьи, правилами такой игры, как «семья» .

    Стоит напомнить: отношения – это выбор и ответственность обоих людей. Это выбор – быть или не быть, а если быть, то как.

    В жизни складывается так, что чтобы что-то получить, надо потрудиться. Когда-то просто попросить, а когда-то прямо-таки вложиться.

    Чтобы удовлетворить свои потребности в еде, в крыше над головой, в финансовой безопасности, мы прикладываем массу усилий. А чтобы удовлетворить свои потребности в любви, в человеческом тепле, в нежности, заботе, ласке, душевной, духовной и физической близости..? Кто отвечает за то, чтобы мы были сытыми, довольными и счастливыми? Чья эта ответственность?

    Мамы с папой, а может Его или Её? Взрослый человек сам отвечает за удовлетворение своих потребностей .

    А теперь, давайте рассмотрим семью «Я плюс Я» и семью типа «Мы» — это две разные модели семьи.

    Семья «Я+Я»

    Семья «Я+Я» это когда партнеры живут каждый своей жизнью, заботятся все-таки в первую очередь о себе и дорожат своей личной свободой. А точнее, независимостью. А если честнее - то своей свободой от другого.

    Я уважаю территорию твою - ты не залезай на мою территорию. Хорошо? Ну и славно, дай тебя поцелую, милый!

    Семья «Я + Я» - это сделка двух индивидуумов, взаимное использование: ты мне, я тебе.

    Обычно в основе модели Я+Я лежит вера, что у мужчины изначально свои мужские интересы, и женщина там может быть только временно. Или женщине нужно свое (например, ребенок), а мужчина нужен только как источник денег (статуса, надежности, роли отца или других важных моментов для жизни).

    Каждому из нас нужно свое, но вместе и рядом нам быть выгоднее, чем жить отдельно.

    Один из признаков семьи Я+Я — желание иметь запасной аэродром: так, на всякий случай.

    Семья типа «МЫ»

    Что такое семья типа «МЫ» ? Это такие отношения двух людей, когда все участники таких отношений становятся как будто одним целым.

    Это не какое-то конечное состояние. Можно сказать, что чем более идеальная семья или пара, тем больше они МЫ, а не Я+Я+Я…

    Это можно представить как шкалу.

    С одной стороны участники семьи могут чувствовать себя абсолютно «САМИ ПО СЕБЕ». Это не очень высокого уровня семья. Очень близко к тому, что ты живешь один. Вы смотрите на мир, принимаете решения только с позиция «Я», особо не рассматривая интересы других участников семьи. На поддержку другого члена такой семьи можно особо не рассчитывать.

    А с другой стороны — вы чувствуете себя частью «МЫ». У вас есть ощущение, что вы часть такой общности, как «СЕМЬЯ». Вы смотрите на мир как часть семьи, в своих решениях вы думаете о других членах семьи, учитываете и их интересы. Вы знаете, что вы можете рассчитывать на поддержку других членов семьи, но и вы сами готовы оказать такую поддержку при необходимости. Вы как бы являетесь одновременно всеми членами своей семьи.

    И между этими сторонами есть множество промежуточных состояний.

    Семья — не семь Я, это МЫ

    О разводе не может быть и речи, поэтому у нас два варианта:
    либо стреляться, либо научиться договариваться

    Суть семьи МЫ: забота о нас обоих, о себе и о тебе, о нашей паре. Мы были отдельные, а стали вместе, стали парой: ты становишься частью меня, я частью тебя. «Ты и я — мы одно целое».

    В «МЫ»: Ты и я — одно целое, продолжение друг друга . В семье МЫ могут быть элементы сделки, но основа ее другая: пара живет верой в любовь , в то, что другой может о тебе заботиться, как о себе самом.

    Тип семьи «МЫ» подходит немногим. Она подходит только тем:

    • кто именно такую семью хочет. В реальности таких не очень много.
    • кто в возможность такой семьи верит. Молодежь часто в такую семью верит ровно до тех пор, пока не попробует от романтических сказок и «ля-ля» перейти к делу.
    • тем, кто такую семью осилит, у кого хватит силы личности такую семью построить.

    Семья «МЫ» — существенно более трудная конструкция, чем семья Я+Я. Она реально по силам только людям зрелым, с жизненным опытом и мудростью.

    От мужчины она требует умения быть главой семьи, от женщины — готовности поддержать решения мужа. И от обоих — думать в первую очередь не о своих интересах, а об интересах семьи.

    Но если пара или хотя бы один в паре с отношениями МЫ не справляется, появляются спорные и просто кривые варианты отношений МЫ.

    Структура семьи

    Семья разделяет такие вещи, как мечты, надежды, воспоминания, улыбки, печаль и радость. Семья - это клан, который скреплен клеем любви и держится на цементе взаимного уважения. Это убежище от бури; дружественный порт, когда волны жизни становятся слишком большими и бурными. Этого невозможно понять, если не являться членом семьи.

    Существуют множество типов семей с её различной организацией:

    • Моногамная семья отличается от полигамной тем, что, как правило, состоит из двух партнеров. В то время как в полигамной семье, один из супругов может иметь сразу нескольких брачных партнеров.
    • Семьи могут различаться по количеству детей и подразделяться на несколько видов: бездетная семья; однодетная семья (1 ребенок); малодетная семья (1-2 ребенка); среднедетная семья (3-4 ребенка); многодетная семья (от 5 детей);
    • В современном обществе наиболее распространена нуклеарная семья. Что такое нуклеарная семья? Нуклеарная семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей. А сложная семья включает в себя несколько поколений (дедушек, бабушек, сестер и их мужей, братьев и их жён, племянников и т.д.)
    • Молодая семья. Семью можно считать молодой, если она отвечает по следующим параметрам: возраст супругов должен быть от 18 до 30 лет; брак должен быть заключен впервые, а продолжительность совместной жизни не должна превышать 3 лет.
    • Шведской семьей называется семья, при которой трое человек (двое из которых одного пола) живут вместе. При этом отношения между партнерами могут быть различными и не всегда подразумевать совместный секс.

    Есть одно очень важное наблюдение. Важно, чтобы оба члены семьи четко понимали, кто из них в семье является лидером. Не важно, мужчина это или женщина, но они оба понимают, кто это.

    Если лидер в семье мужчина, то семья, по некоторым наблюдениям, более счастлива. Возможно это как-то связано с историческим распределением ролей в семье и с физиологией, а конкретно с вырабаткой тестостерона — мужской гормона.

    Ресурсы семьи: их виды

    Муж всё прощает, пока суммарная ценность благодаря жене быстро возрастает.
    Елена Ермолова

    Для удовлетворения потребности членов семьи необходимо обладать определенными ресурсами.

    Ресурсы семьи — это материальные, денежные и производственные средства, возможности, ценности и источники доходов.

    Существует несколько видов ресурсов:

    • Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
    • Материальные ресурсы. Включают в себя любую недвижимость, бытовую технику и транспортные средства передвижения.
    • Трудовые ресурсы. Подразумевают под собой членов семьи с их возможностью вести домашнее хозяйство.
    • Финансовые ресурсы. Включают в себя деньги, ценные бумаги, банковские счета и т.п.
    • Технологические ресурсы. Используется технология ремонта, технология приготовления пищи и т.д.

    Семью можно сравнить с компанией. Некоторые компании располагают большим финансовым и технологическим потенциалом, и они способны оказывать большое влияние на жизнь. Быть частью такой компании — очень комфортно и приятно. Но надо помнить — такие компании не сразу строились.

    Но некоторые семьи похожи на компании-банкроты. Быть частью их — это вечные потери, нервотрепка, убытки и полное отсутствие перспектив. Но, опять же, эти компании были так созданы и их банкротное состояние постоянно поддерживается.

    Психологический климат семьи

    Какими словами вы будете называть своих жену и детей, такими они для вас по жизни и будут. Прежде всего, не называйте их «Дорогими»!
    Стас Янковский

    Психологический климат — это характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который возникает из настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Хорошая эмоциональная атмосфера семьи обеспечивает стабильность брака.

    Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений. Он создается и может меняться. Каждый член семьи создает этот климат и от этих усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. И как долго продлится брак.

    Для благоприятного психологического климата характерны: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В такой семье каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, а к родителям - ещё и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

    Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи оказывается под угрозой.

    Семья и ребенок

    Главный замысел и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

    Особенно важную роль семья играет в жизни ребенка. Когда мы вырастаем, мы часто покидаем родительское гнездо для того, чтобы наладить свою собственную жизнь и в перспективе создать собственную семью. Но к этому моменту мы уже получили от родителей все, что нам было необходимо, чтобы решиться отправиться в самостоятельное плавание.

    Обучение. Глядя на родителей, мы учимся не только повторять за ними простейшие действия, но и взаимодействовать с окружающим миром. В детстве папа и мама учат нас, как правильно держать вилку или как чистить в зубы. А потом, сами того подчас не осознавая, на примере родителей мы учимся, как необходимо вести себя с другими людьми: с противоположным полом, с друзьями, с надоедливыми соседями и т. д.

    Моральная поддержка. Человек, у которого есть семья, никогда не будет одинок. Безусловно, отношения внутри семьи у всех складываются по-разному. Но если вы растете в нормальной, любящей семье, вы всегда можете рассчитывать на поддержку со стороны близких. Они и утешат вас и помогут советом, а если потребуется, то и делом.

    Экономическая поддержка. До определенного момента человек не может обеспечивать себя самостоятельно и все наше детство нас содержат родители. Так поступают не только люди, но и животные, которые заботятся о своем потомстве, пока те не достигнут определенного возраста. Людей от животных отличает то, что этот процесс, как правило, взаимный. После того, как вы вырастаете и встаете на ноги, уже вы начинаете помогать родителям как финансово, так и морально и физически. По мере того, как человек стареет, он все больше становится похож на ребенка, которому во всем нужна помощь. Не зря говорят в народе – что стар, что мал. В этом вопросе многое зависит от воспитания.

    Семья и родители

    Семья – самое важное в жизни. У тебя могут быть удачные дни, могут быть отвратительные, но вечером каждого дня дома тебя кто-то будет ждать.

    Если говорить о том, что дает семья родителям, то здесь встает вопрос о том, зачем люди заводят детей. Что дает семья человеку, понятно. Семья – это тихая гавань, в которой тебя поймут, помогут и выслушают. Именно ради этого большинство людей женятся и заводят семьи. Но зачем заводить детей? Если не брать во внимание тот факт, что размножение – это естественный процесс, который свойственен всем живым существам и является основой развития и существования вида, то можно сказать, что рождение детей служит нескольким целям:

    • это символ любви двух влюбленных, которые видят ее воплощение в детях;
    • это способ сплотить семью и попробовать себя в новой роли;
    • дети, как бы корыстно и себялюбиво это не звучало, часто служат для воплощения идей, желаний и стремлений родителей, которые сами они не сумели реализовать.

    Роль семьи в жизни общества

    Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья - это кристалл общества.
    Гюго В.

    Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.
    Бэкон Фрэнсис

    Семья – это самый древний и самый прочный институт семейных отношений, который существует уже многие века. Что дает семья обществу:

    • В семьях происходит передача знаний и традиций, накопленных предыдущими поколениями. Когда не существовало письменности и все знании передавались, что называется, из уст в уста, только родители способны были передать своим детям знания, которые они приобрели на собственном опыте. Те, в свою очередь, сохраняли и приумножали эти знания, передавая их своим детям. Так двигался прогресс.
    • Дети, которые растут в здоровых семьях, более эмоционально стабильные и уравновешенные, у них есть очень хорошая база для дальнейшего развития.

    Семейное счастье

    Секрет семейного счастья: женщина должна делать так, чтобы мужчине было приятно приходить домой, а мужчина должен делать так, чтобы женщине было приятно его встречать.

    Чтобы создать прочный фундамент в семье, необходимо работать над собой и развивать нужные качества. Они помогут пережить вам вместе и взлёты, и падения. Будьте ответственны за ваше счастье и помните, что оно для вас общее. Никаких «я» в семье не существует, есть только «мы» . Так вы создадите крепкую и счастливую семью.

    Семья — как лодка, в которой плывут все вместе

    А для ребенка, семья — это, прежде всего среда, в которую закладываются условия его психического, физического, интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы это развитие осуществлялось, вы должны уделять внимание воспитанию ребенка и проводить с ним различные занятия.

    Как создать свою семью-крепость

    Вначале вам определенно стоит определить для себя, что и как именно вы хотите иметь в своей семье. Понять или определить для себя, что и как в ней будет происходить. Вы можете спроектировать свою семью как долгосрочную игру. Как это сделать описано .

    Основа отношений между мужчиной и женщиной — это любовь. И ее нужно создавать постоянно. Вы можете научиться делать это с легкостью — разберитесь в этом . Не забудьте и про знание основ сексуальной жизни .

    Помните, что когда женщина злиться или негодует. Чаще всего она просто нуждается в подтверждении вашей любви к ней . И лучше всего — просто не давать ей и малейшего повода для сомнений .

    И, хоть это и неприятно, но иногда случаются и измены. Что и как делать в этом случае — смотрите .

    Хорошая семья — это большая ценность. И теперь вы больше знаете что и как в семье.

    Приветствую дорогие читатели. Сегодня мы с Вами поговорим о Семье. Это самая важная часть жизни человека. Значение Семьи в жизни человека невозможно переоценить. Сейчас в голове у меня много мыслей крутится, но попробую все разложить по своим местам.

    Вообще, на эту тему меня подтолкнула моя супруга. Я посмотрел на жизнь нашей молодежи сегодня, ужаснулся. А потом вспомнил свое поколение, вспомнил то, что говорили мои родители, бабушки и дедушки. В принципе не все так плохо, как может казаться.

    Конечно раньше, государство делало сильный упор на семью, воспитание как семья — ячейка общества, и так далее. Потом большой провал, но сегодня все возрождается. Конечно люди изменились, изменилось их отношение к жизни. Сам темп жизни ускорился, дети взрослеют с удивительной скоростью. Но детей нужно научить, дать им понять что значит Семья. Разберем значение Семьи в жизни человека.

    Что есть Семья?

    Большая Семья

    Начнем с самого простого — определения. Значение Семьи в жизни человека невозможно переоценить. Но пытаясь дать определение не только слову, но и значению — Семья, немного запутался. Дело в том, что само определение сильно разнится в наше время . Это важно понимать.

    Вот допустим для взрослого, не семейного человека, Семья больше ассоциируется с брачным союзом, обязанностями, материальным удовлетворением и так далее. Тот кто уже имеет семью, ответит по другому и по разному. Но многие не обращают внимание, что семья не только муж и жена, дети, но еще и родители бабушки с дедушками и так далее.

    Вот дети видят Семью по другому. Для них это первая социальная среда, где они учатся, ведь родители для них являются примером. И это важно знать самим родителям. Ребенок, пока живет с родителями, учится у них всему. И те навыки, которые он приобрел, останутся с ним навсегда и будут влиять на его будущую жизнь, на его семью.

    Если взять государство, любое, то у них свой взгляд на семью, как на социум. Относятся они по разному к Семье. Но это как раз то, от чего зависит само государство. По сути, улучшая качество жизни семьи, как общества, можно улучшить и свое (государственное) состояние «здоровья». Много конечно тонкостей, но я думаю вы меня поняли.

    А если взять науку, то тут тоже другое отношение и понятие Семьи. Тут в большей степени рассматривается психологическая сторона. Изучаются отношения внутри семьи и отношения в обществе и так далее.

    По сути, с какой точки зрения не смотри, все они правы. Я бы просто взял и объединил все взгляды воедино. И то этого может быть и не достаточно . У каждой семьи есть своя изюминка. Можно сказать проще. Семья — это самое главное в жизни человека. Переоценить значение Семьи в жизни человека невозможно.

    Давайте оставим этот вопрос открытым и разберемся в значении Семьи для человека.

    Значение Семьи в жизни человека.


    Игра для всей семьи

    Как бы не складывалась судьба человека, какие бы невзгоды не происходили, муж или жена, родители, братья и сестры и так далее, всегда поддержат, поймут и помогут. И рождение ребенка, даже не первого — это всегда событие для всех членов Семьи. Ведь ребенок — продолжение жизни, в том числе и своей.

    Вообще, когда имеешь свою Семью, особенно большую, детей, то со временем начинаешь понимать что это такое и зачем она. Вот уже после этого понимания, на душе становится хорошо и легко,осознавая, что ты самый счастливый человек на планете. И тогда становится очень жалко тех людей, у которых нет семьи. Ведь они растут и живут без семейного тепла, без любви и заботы. Эти качества не купишь ни за какие деньги, не променяешь ни на что.

    Семью можно сравнить с небольшим островком, где тебя всегда ждут, любят, чтобы не происходило. На этом острове свои заботы, ты отдыхаешь от повседневной суеты, морально все друг друга поддерживают. Да я даже не могу словами объяснить. Но не всегда это так. Бывает семьи распадаются, причем по пустякам, на самом деле. Содержание семьи — это очень ответственная ноша.

    Нужно понимать эту ответственность, находить компромиссы, решать нерешаемые проблемы и вопросы и много много всего. Скажите это сложно? Сложно, но результат на много приятнее, когда в семье все хорошо, наступает чувство удовлетворения, спокойствия. Никакие горы денег Вам не дадут такого счастья.

    Семья должна быть именно на первом месте . Я очень сожалею о тех, кто ставит карьеру или еще что-то на первое место. Это не правильно. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны. Я вот уже не помню, но некоторые миллиардеры заработали свой капитал не потому что у них на первом месте была карьера. Как раз на оборот. Именно благодаря поддержке своей Семьи, близких людей, у них есть силы и уверенность в том, что они делают.

    Семья в жизни каждого играет огромную роль. Начиная еще с младенчества, все навыки Вы и любой другой приобретает в Семье, в кругу своих близких. Учитесь жить, выживать, в итоге образуете еще одну Семью. Снова учитесь и потом уже учите своих детей и так далее.

    От того, какие отношения складываются внутри Семьи, зависит Ваше личное состояние, успехи в жизни, на работе, в личном деле, во всем, чего касаетесь. Многое зависит от Семьи и от Вас лично.

    Настоящая Семья.


    Счастливая Семья

    Значение Семьи в жизни человека и ее роль мы обсудили. Но как сделать так, чтобы Семья была настоящей, а не просто словом? Для начала нужно понимать, что Семья должна быть крепкой и здоровой, благополучной.

    Правда у многих благополучие ассоциируется с деньгами. Мол чем их больше, тем благополучнее и все будет хорошо в семье. Да не так это. Благополучие в семье — любовь, тепло близких, понимание, доверие, душевная близость. Вот как-то так.

    Если в Семье есть разлад, нужно не менять Семью, не разрушать ее (это вообще в голове не складывается), нужно понять друг друга, детей и понять то, чего не хватает Семье. Все поправимо. Должно быть взаимное уважение и любовь, если это было, то оно и есть, никуда любовь не девается.

    Нужно поддерживать свои отношения, проявлять заботу друг о друге. Часто Семья сравнивается с домашним Очагом. Оно и верно. Очаг потухнет и не будет греть, если в огонь не подбрасывать дрова. Точно так же и с отношениями в семье. Причем не только между мужем и женой.

    А вот если отвергать ребенка, то со временем он просто перестанет с Вами делиться впечатлениями и так далее. Ребенок отдалится от родителей и чем старше будет ребенок, тем сложнее будут с ним отношения. Так что уделяете ребенку внимание, чем больше, тем лучше.

    Они живут «Душа в душу».


    40 лет душа в душу, уважение к таким людям

    Не редко мы слышим такое выражение. Я считаю это то,к чему должны все стремиться в семейный отношениях. Каждой семье нужно наработать светлый и благой опыт через постоянное проявление заботы, поддержки и любви. Это и есть задача человека в этой жизни.

    Есть такая заповедь, чти своего отца и мать, потому что это основа семьи. Если нет уважения, нет заботы и нет внимания к своим родителям, – все это скажется на семье, и даже на детях. А что является основой здоровой и крепкой семьи? А это взаимоотношения на уровне Души. Иногда про людей говорят: «Они живут Душа в Душу» – это и есть проявление уважения, поддержки и любви друг к другу.

    Любая семья, которая желает быть благополучной во всех смыслах этого слова, должна быть построена на любви и взаимоуважении. Когда человек просто любит и проявляет заботу, не требуя ничего взамен, идет духовное единение через такое проявление Души.

    И такая семья помогает человеку развиваться, нарабатывать светлый позитивный опыт и создавать духовную материю света в Душе – это именно то, ради чего человек и родился на этой Земле.

    Вот и ответ на вопрос.


    Одна из лучших цитат в мире

    Теперь думаю можно ответить на вопрос: Что такое Семья. Значение Семьи в жизни человека теперь понятно. Скажу своими словами. Семья — это союз двух любящих друг друга людей, способных произвести новую жизнь, обучить.

    Семья, это те люди, которые могут оказать поддержку в трудную минуту и обеспечить любовью и пониманием. Существование семей заложено в самой нашей человеческой природе. И насколько бы ни менялся окружающий мир, мы всё равно будем тянуться друг к другу, чтобы справиться с этими изменениями.

    Семья — это одновременно уникальное в плане глубокой субъективной интимности и самое распространённое в мире явление. Семья — это душевное благополучие не только себя самого, но и всех членов Семьи.

    И много много всего. Еще раз повторюсь, что значение семьи в жизни человека не возможно переоценить.

    Надеюсь я смог Вам объяснить простые истины и показать, на сколько это важно. И сколько бы слов не было сказано выше, каждый должен определяться сам, что ему и его Семье важно, что делать и к чему стремится.

    Оставляете свои комментарии ниже, делитесь данным постом в социальных сетях, если хотите узнать больше, оставайтесь с нами, будет еще интереснее.

    Обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Субботин Павел

    Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

    Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

    Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

    Функции семьи как социального института

    К основным функциям семьи относится:

    • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
    • воспитание и обучение, социализация;
    • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
    • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
    • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

    В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

    • снижение рождаемости;
    • увеличение числа разводов;
    • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
    • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
    • ухудшение здоровья детей и супругов;
    • изменение семейных ролей;
    • рост семейного насилия.

    Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

    На функционирование семьи в свою очередь влияет:

    • нормы и ценности культуры;
    • экономическая сфера общества;
    • демографические изменения;
    • государственные институты;
    • физиологические процессы;
    • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

    Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

    Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

    Типы семей

    Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и ребенка.

    1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
    2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними , потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
    3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

    Благополучные и неблагополучные семьи

    Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

    По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

    Группа семей Подгруппа Характеристика родительского отношения
    Благополучные семьи Понимающие Родители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
    Покровительствующие Родители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
    Безразличные Родителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
    Неблагополучные семьи Подавляющие Основные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
    Тревожные Родители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
    Отстраненные Родители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
    Отвергающие На ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

    По воспитательному потенциалу

    По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

    Воспитательно-сильная семья

    Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

    Воспитательно-устойчивая

    В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

    Воспитательно-неустойчивая

    Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

    Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

    Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

    В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

    • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
    • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
    • правонарушительская;
    • преступная;
    • психологически отягощенная семья.

    Родительский авторитет

    Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

    • достойную жизнь родителей;
    • достойную работу родителей;
    • их поведение;
    • их знание жизни ребенка;
    • помощь ребенку;
    • чувство ответственности за воспитание ребенка;
    • гражданское лицо родителей.

    Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

    1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
    2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
    3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
    4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
    5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
    6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
    7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
    8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
    9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

    Педагогическая культура родителей

    Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на , а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

    • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
    • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

    Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

    Высокий уровень

    Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

    Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

    Владение методами воспитания

    Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

    Средний уровень

    Осознание целей и задач воспитания

    Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

    Способность к сотрудничеству с детьми

    Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

    Владение методами воспитания

    Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

    Низкий уровень

    Осознание целей и задач воспитания

    Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

    Способность к сотрудничеству с детьми

    Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

    Владение методами воспитания

    Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

    Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

    К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

    Основы семейного воспитания

    В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

    Родительский контроль

    При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

    Родительские требования

    Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

    Способы общения с ребенком

    Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

    Эмоциональная поддержка

    Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

    Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

    Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

    Послесловие

    Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

    Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

    • индивидуально-психологические особенности ребенка;
    • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
    • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

    «Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

    Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!