Женский журнал Ladyblue

Что умеет ребёнок в 2 месяца. Развитие ребенка во второй месяц жизни

Активное физическое развитие – главное отличие первого года жизни. Прибавка в весе за второй месяц жизни может варьироваться в широких пределах: от 600 г до 2 кг. Дети, находящиеся на исключительно грудном вскармливании, могут прибавлять достаточно много, но и это является вариантом нормы. Не стоит беспокоиться, если малыш набрал 2 килограмма. Позже он просто будет меньше прибавлять.

Сон пока достаточно длительный, однако время бодрствования увеличивается до 1-1,5 часа. Важно научиться понимать, когда ребенок устал и при первых же признаках усталости стараться уложить его спать . Дело в том, что он достаточно быстро переутомляется и потом не может из-за этого уснуть. Многие мамы подмечают оптимальное время бодрствования ребенка, после которого его проще всего уложить спать.

Объем питания детей составляет примерно 1/5 от их веса. Частые прикладывания к груди все так же актуальны для этого возраста, однако многие дети уже сами создают себе определенный режим сна-еды-бодрствования.

Желудочно-кишечный тракт младенца достаточно адаптировался к новому типу питания и уже не сильно реагирует на какие-либо изменения в рационе кормящей мамы. Стул у детей на исключительно грудном вскармливании может отсутствовать даже 2 недели, а потом самостоятельно нормализоваться. При этом очень важно, что отсутствие стула не вызывает у ребенка беспокойства и дискомфорта. Обратите внимание, что стул при этом представляет собой не плотные комки или «козьи шарики», а достаточно мягкую консистенцию.

Такая же ситуация, если стул отсутствует у ребенка на исключительно грудном вскармливании, например, неделю. При этом ребенок активный и веселый, просто к концу этой недели он начинает чуть меньше есть. После этого отходит самостоятельный стул, первая порция которого достаточно плотная, а последующие мягкие или даже жидкие. Объем стула достаточно большой. И после отхождения стула ребенок начинает есть, как обычно - много и с аппетитом. Такая ситуация очень часто встречается и вполне нормальна.

Психология

Малыш умеет сосредотачивать внимание на интересных ему вещах. Он узнает и эмоционально выделяет вас из всего окружения. Вы можете заметить, что малыш может резко заплакать, выражая протест, когда вы уходите.

Плач пока остается основным способом общения с вами и окружающим миром. Однако у малыша к концу месяца появляется большое разнообразие эмоций, которые он учится выражать. Адаптация к окружающему миру уже завершилась, и теперь ребенок пытается взаимодействовать с ним.

Зрение и слух

Все дети близоруки, но с каждым месяцем они могут видеть все дальше и дальше. Двухмесячный ребенок уже умеет фиксировать взгляд на новых или ярких предметах в его поле зрения. Но расстояние ограничивается примерно 1 метром. Кроме этого, малышу трудно хорошо следить за подвижным предметом, находящимся далеко, однако на расстоянии около 20 см малыш будет достаточно хорошо следить за движущейся игрушкой.

Обратите внимание, как ребенок следит за своими руками, как рассматривает их. Совсем скоро он поймет, что это его руки и научится ими управлять.

Слух ребенка тоже развивается. Малыш уже активно прислушивается к звуку вашего голоса, поворачивает голову в сторону источника звука, улыбается в ответ на вашу речь. Музыка – отличный способ развития слуха. Старайтесь как можно чаще говорить с ребенком.

Младенцы этого возраста лучше реагируют на более высокий голос, поэтому большинство людей непроизвольно поднимают тональность своего голоса при разговоре с детьми. Ученые выяснили, что такое « » (без коверкания слов, конечно) не замедляет развитие речи у детей. Бонусом за частый разговор с ребенком будет его довольная и осознанная улыбка.

Ребенок учится различать человеческие . Так, уже в двухмесячном возрасте он выделяет голос мамы из всех остальных.

Навыки и умения

♦ В положении лежа на животе поднимает голову и удерживает ее несколько секунд подряд (часто даже 20-30 секунд).

♦ В вертикальном положении на руках уверенно держит голову.

♦ В положении лежа на животе начинает приподниматься на руках, отрывая грудную клетку от горизонтальной поверхности.

♦ Отвечает осознанной улыбкой на приближение мамы.

♦ Удерживает и размахивает зажатой в руке игрушкой.

Двигательное развитие

Младенец уже начинает осознавать, что что-то шевелящееся около него – это его руки. Он начинает следить за ними и учится осознанно ими управлять. Пока ребенок еще непроизвольно хватает все, что находится в зоне досягаемости его рук: пеленку, собственные пальчики.

Частое выкладывание на живот – залог гармоничного развития. Ребенок учится удерживать голову и уже пытается приподнять грудную клетку. Это развивает координацию и держит мышцы в тонусе. Одевайте ребенка в одежду, которая не мешает движениям, во время бодрствования.

Как играть с ребенком

Основная игра, направленная на развитие ребенка в этом возрасте, – следить за подвижными предметами. Именно в этом возрасте малышам крайне интересны музыкальные мобили . Они развивают одномоментно его зрение и слух. Игрушки, развешанные над кроватью, позволят ребенку развивать координацию рук, поскольку он будет пытаться дотянуться до них.

Чему можно научить ребенка

Во время бодрствования старайтесь петь малышу, рассказывать сказки или просто разговаривать с ним. Ребенок будет видеть ваше лицо, шевелящиеся губы и будет пытаться подражать вам . Это хороший старт для формирования будущей речи.

С развитием органов чувств у двухмесячного ребёнка появляется больше возможностей для познания окружающего мира. Он начинает лучше видеть, различает очертания предметов. С развитием слуха ребёнок в два месяца активнее реагирует на посторонние звуки и голоса родных, отличает их от других людей.

Чувствуя запах молока, младенец будет знать, что рядом мама. И будет глазами искать её. А когда найдёт, улыбнётся, будет ждать ответной реакции самого близкого человека.

За 2 месяца жизни, будь то мальчик или девочка, дети впитывают и перерабатывают огромный объём информации, которая формирует у них новые способности и умения. Постоянно находясь рядом с малышом, родители не всегда чётко замечают, какого колоссального прогресса в развитии достиг грудничок в 2 месяца.

Что должен уметь ребёнок в 2 месяца? Перечень основных его навыков будет полезно знать не только участковому педиатру, но и каждому родителю.

Что умеет ребёнок в 2 месяца?

Дополнительно узнайте, каковы его основные достижения в этом возрасте, из статьи врача-педиатра.

Навыки ребёнка в 2 месяца включают в себя:

  • освоение контроля над движениями, как общими, так и над мелкой моторикой;
  • более быстрые и длительные по времени зрительные и звуковые реакции;
  • увеличение времени концентрации внимания;
  • дальнейшее развитие речи;
  • прогресс в эмоциональной сфере.

Движение

Малыш ещё в процессе становления контроля над мышцами своего тела. И начинается всё с удержания головки. По сравнению с остальным телом она довольно большая, и для её удержания мышцам шеи необходимо хорошенько окрепнуть. В конце первого месяца младенец только начинает овладевать этим навыком.

Что же делает двухмесячный ребёнок? Если положить его на твердую ровную поверхность типа стола, малыш, немного опираясь на ручки, будет невысоко приподнимать голову. То, что он выдерживает в этом положении не менее пяти секунд, является отличным признаком. Некоторые в этом возрасте способны удерживаться до 40 секунд.

Конечности младенца уже не согнуты во всех суставах и не приведены к туловищу, как это наблюдается у новорождённого. Расслабление мышц и выход из этой позы начинается уже через месяц после рождения. После двух месяцев ноги и руки малыша должны уже полностью выпрямиться.

Чтобы мышцы ребёнка крепли, как раз с этого возраста полезно начинать укрепляющие занятия. Можно использовать фитбол или заняться грудничковым плаваньем.

На третьем месяце жизни начинает проявлять себя мелкая моторика верхних конечностей.

Согласно детской психологии развития, центр мелкой моторики в головном мозге тесно связан с центром речи. Активное развитие одного стимулирует развитие второго.

Ребёнок временами интересуется своим ручками, сжимает и разжимает ладошки. Если поднести поближе погремушку, попытается её захватить.

Если в качестве развивающей игрушки дать малышу погремушку с тонкой ручкой, ребёнку будет легче её захватить.

Зрение

Развитие ребёнка в 2 месяца позволяет ему фиксировать зрительное внимание на довольно длительное время. Если месячный малыш способен видеть игрушку или лицо мамы и концентрироваться на несколько секунд, то ребёнок второго месяца жизни смотрит до полуминуты.

За яркой погремушкой или иным движущимся предметом грудничок непрерывно следит 10 — 15 секунд. Причем двигать безделушку можно и горизонтально, и вертикально.

Глазодвигательным мышцам уже вполне по силам контролировать движения глаз по этим направлениям.

Мышцы шеи, которые к этому моменту уже достаточно развиты, позволяют ребёнку поворачивать голову в разные стороны.

Из всех цветов самый первый, различаемый детьми, это красный. Поэтому это самый рекомендуемый цвет для первых игрушек.

Если ребёнку уже исполнилось 2 месяца, но он не хочет обращать внимание или хоть немного следить за красочными предметами, обратитесь к врачу.

В этом возрасте ребёнку будет весьма интересно рассматривать яркие игрушки несложной формы, подвешенные над кроваткой. Наилучший вариант – медленно двигающиеся разноцветные шары.

Слух

При возникновении длительного звука ребёнок поворачивает голову к его источнику и способен слушать его в течение 10 — 15 секунд. Если с малышом заговорит мама или папа, прислушивается, с какой стороны исходит голос. Крутит головкой, ища источник. Когда находит, какое-то время внимательно слушает и смотрит.

В этом возрасте врач-невролог проверяет слух малыша с помощью хлопка ладонью по столу, на котором лежит ребёнок. Если слуховые реакции в норме, малыш моргнет в ответ.

Улыбаться малыш начинает ещё к концу первого месяца жизни. Сейчас его ответная улыбка возникает чаще. Взрослому достаточно пару раз ласково обратиться к младенцу, и его положительная реакция не заставит себя ждать.

Своё плохое расположение духа ребёнок может демонстрировать, меняя мимику и интонации обращённого крика. Внимательные родители обязательно заметят эти оттенки, зависящие от причины недовольства.

В это время появляется интерес к другим маленьким деткам. Если малыша третьего месяца жизни положить рядышком с другим ребёнком, то, повернув голову, он будет рассматривать его секунд 30.

Речь

Основное общение происходит пока что криком.

На втором месяце проходит подготовительный этап развития активной речи. Монотонное «уа» местами заменяется каким-то бульканьем – подобием гласных звуков. Это начало гуления. На фоне общего крика оно особенно выделяется.

Происходит это тогда, когда малыш удовлетворен или находится в состоянии радостного возбуждения. Сам ребёнок, услышав собственные, но непривычные для его уха звуки, замирает, осознаёт их.

Сознание

Ребёнок уже вполне адекватно реагирует на внешние раздражители. В соответствии с ними может менять своё поведение и модальность крика. Родители иногда отмечают, что при проявлении таких «капризов» малыш заходится, делает большие перерывы в дыхании, краснеет.

Волноваться не надо. Почаще носите ребёнка на руках, кормите грудью, когда попросит, ласково разговаривайте. Вскоре всё наладится. Просто малыш растёт!

Новорожденный прошел основной этап акклиматизации и готов к развитию. Работа систем и органов отлажена, что дает возможность организму тратить ресурсы на обретение новых навыков и умений. Родителям пора задуматься о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. С этого момента наступает активное физическое развитие и изучение окружающего мира.

Единственное существенное различие между мальчиком и девочкой – формирование внутренних половых органов. У мальчиков этот процесс сопровождается болевыми ощущениями, а девочек нельзя высаживать до полугода.

Основные навыки двухмесячного грудничка

  1. Держит голову. Находясь на руках в вертикальном положении, грудничок может сам удерживать голову. Желательно подстраховывать малыша, ведь мышцы еще не полностью окрепли. Ребенок может делать повороты в разные стороны, рассматривая окружающую обстановку.
  2. Поворачивает голову на звук. Развитие слуха и укрепление мышц шеи позволяют новорожденному поворачиваться к источнику звука. Он понимает, с какой стороны он доносился и осознает происходящее.
  3. Улыбка. Второй месяц жизни характерен проявлением осмысленных эмоций. Улыбка становится первым осознанным проявлением чувств, после плача. Новорожденный узнает родителей и улыбается им.
  4. Мимика, интонации. Плачь становится разноплановым. Используя интонации, со 2 месяца, ребенок может выражать различные эмоции и состояния: ему скучно, страшно, грязный памперс, проголодался. С каждым месяцем навык будет улучшаться. Мимика не ярко выражена, но зачатки положены. Кроха может нахмуриться, надуть губки или широко открыть глаза и ротик, радуясь.
  5. Фиксирует взгляд. Распознавание предметов на максимальном расстояние 50 см становится естественным явлением. На 2 месяц ребенок различает форму и цвет предмета. Новорожденный в состоянии сфокусировать взгляд на неподвижном предмете и изучать его. Больше всего любит изучать мамино лицо, но так как мама не может постоянно наклоняться над кроваткой, неплохой заменой будут специальные карусели на детскую кроватку.
  6. Звуки . Нечленораздельное гуление окрашивается гласными. Грудничок начинает произносить простейшие «а» и «у». Именно поэтому, раннюю «речь» называют «агуканье».
  7. Координация. Тонус мышц почти спал, давая возможность свободно использовать свои ручки и ножки. Важным достижением новорожденного, на второй месяц жизни, является способность тянуться к предмету. Взрослому это действие кажется банальным, но для грудничка это сложная цепочка событий. Он должен увидеть предмет, сфокусировать на нем взгляд, определить направление и расстояние, и направить свою руку в нужную сторону.
  8. Держит предмет. Грудничок способен удерживать предметы, помещающиеся в ладошке погремушка или мелкий предмет. Если дать их ему, или они окажутся в зоне досягаемости, ребенок схватит их и будет держать.
  9. Изучает конечности. Способность управлять, позволяет рассмотреть руки и ноги, попробовать их «на зуб».
  10. Все тянет в рот. Ребенок в состоянии схватить предмет. Следующим логичным действием будет узнать, что он из себя представляет. Взрослые знают материалы и их свойства из личного опыта в детстве, либо благодаря литературе и интернету. Новорожденный постигает азы естествознания единственным доступным ему образом – ртом. Это наиболее чувствительная зона. Прочие органы чувств развиты не в достаточной степени, да и сопоставление фактов об ощущениях и их источнике, еще не выработано. Все, до чего может дотянуться грудничок, оказывается во рту. Родителям следует быть особо осторожными, ведь мелкими предметами ребенок может подавиться или пораниться, о что-то острое. На 2-ой месяц, кроха отличает мамину грудь от прочих элементов окружающей среды, попавших в рот. Если он хочет грудь, его не получиться отвлечь, чем-либо другим. Он будет плакать, требуя именно ее.
  11. Все хватает. Ребенок хватает все, что попадается под руку – игрушку, простынь, мамины наушники, волосы и уши родителей, когда находится на руках.
  12. Приподнимает голову. Лежа на животе, младенец пытается поднимать голову.
  13. Плавает под водой. Рефлекс задержки дыхания все еще присутствует, поэтому, если нет противопоказаний, можно приобщить кроху к подводному плаванью. Плавательные движения заложены в рефлекс, и ребенок будет комфортно себя чувствовать, уверенно двигаясь.
  14. Долго спит. В течение 2 месяца сон все еще продолжительный – около 18 часов в сутки. Периоды бодрствования незначительно увеличиваются по времени.
  15. Отличает день от ночи. Ребенок начинает различать день и ночь. Появляется возможность наладить его режим дня, подстроив активность на дневное время.
  16. Угасают рефлексы. Врожденные рефлексы идут на спад, постепенно заменяясь осознанными действиями. К примеру — голодный ребенок будет сам тянуться и просить грудь, либо когда увидит ее.
  17. Спокойно лежит. Гипертонус мышц приводит к постоянным подергиваниям конечностей в период бодрствования. Со 2 месяца ребенок перестает испытывать «конвульсии» и может лежать без движений, даже если не спит.

Нужен ли режим дня

Первый месяц жизни новорожденного самый тяжелый и для него, и для его родителей. Организм крохи проходит тяжелую стадию акклиматизации. Работа его биоритмов не отлажена. Бывают случаи, когда вследствие неразберихи распорядка, в течении 1-го месяца, ребенок путает день с ночью и период его бодрствования припадает на темное время суток.

Перенастроить кроху будет очень сложно. Это травмирует его нервную систему, нарушит питание, сон и долгое время ребенок будет капризным, плаксивым и раздражительным. Во избежание подобной неприятности, уже на второй месяц жизни грудничка, необходимо выстраивать режим дня.

Прежде всего, мама должна понять, что домашние обязанности стоят на втором месте, после ухода за ребенком. Иногда мама приходит к выводу, что крепкий глубокий сон ребенка в течение дня, очень удобен. В это время можно справиться по хозяйству, сходить в душ, приготовить покушать и уделить внимание себе. А ночью (поздно вечером), когда ребенок просыпается, ему можно уделить все свободное время.

Во-первых – необходимо думать о пользе, которую данный распорядок принесет самому ребенку. Природой в человека заложены определенные биоритмы, и если режим дня им не соответствует, организм страдает. Если мама думает «ребенок сам так захотел, значит так надо», она заблуждается! Малыш не хочет, он изучает и исследует, подчиняясь инстинктам. Если ему в 2 года дать в руки нож, он и его потянет в рот, и не потому что «хочет», а потому что рефлекс. Задача родителей направлять врожденные потребности и рефлексы в правильное русло, помогая организму отладить свою работу.

Во-вторых – это сейчас ребенок бодрствует полтора – два часа. Дальше, время будет увеличиваться, и к полугоду ребенок будет вести активный образ жизни до 4 часов к ряду, а перевести график сна и бодрствования, означает нарушать режим питания, который в свою очередь нарушит работу пищеварительной системы. Начнутся проблемы со стулом, вес упадет, нехватка мышечной массы затормозит физическое развитие и т.д.

Для помощи в развитии и предотвращении негативных последствий, необходимо сформировать приблизительный график и следовать ему вместе с малышом:

  • время основного кормления должно приблизительно совпадать ежедневно;
  • укладывать ребенка спать на ночь, также нужно в одно и то же время;
  • для упрощения настройки режимов питания и сна, распишите нагрузку на малыша по времени.

— Купание. Заранее подготовьте все необходимое и посчитайте, сколько времени понадобится для самого процесса, сколько нужно на воздушные ванны или массаж, сколько ребенок будет есть. Допустим, это займет 45 минут. Приступайте к купанию за 50 минут до желаемого отбоя. В течение некоторого времени ребенок привыкнет, и будет засыпать быстро и глубоко. Самое главное – твердость мамы. Постоянное поддержание распорядка дня, вне зависимости от причин и возможностей, обязательно принесет свои плоды.

— Прогулки. Мамам нужно запомнить, что наиболее крепкий сон у новорожденного, в первые пол года жизни, наступает на улице во время прогулки. Ему не интересны кошечки, собачки и листики – он их попросту не видит. Он не понимает прелести цветения, так как плохо различает запахи. Свежий воздух, мерное покачивание коляски и плотный обед способствуют здоровому и полезному сну. Помня об этом, старайтесь вывозить грудничка на прогулку в обеденное время. Постепенно, организм запомнит, что после 12 часов дня, надо плотно покушать и спать. Ребенок сам начнет просить грудь и засыпать в заданный период.

Играем с ребенком

Ребенка в течение 2 месяца жизни можно заинтересовать игрушками, разного цвета и формы, а также звуками. Повесить на кроватку специальный мобиль будет простейшим решением задачи. Грудничок будет рассматривать предметы, касаться их ручками, изучая. Также, можно развесить над кроваткой или по ее бортам с боков другие игрушки.

Лучше всего, носить ребенка на руках по комнате и показывать ему различные предметы, поднося его к ним на расстояние полуметра или давать ему в ручки. Попутно описывать то, что кроха видит: это цветок, он зеленый; это часы, они коричневые; это ложка, она серая и с нее кушают. Делать это нужно как можно чаще.

В плане физического развития, применяется гимнастика для новорожденных и массаж.

«Агукайте» вместе с малышом, повторяя за ним, но с большей артикуляцией. Ребенок будет смотреть, запоминать и стараться делать так же.

Вот и минули первые два месяца жизни малыша. Родители и младенец адаптировались друг к другу, наладился режим дня, ушли в прошлое многие страхи. Но каждая мамочка продолжает беспокоиться о правильном развитии крохи. Сейчас актуальным становится вопрос о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. Также очень многих волнует, как вовремя заметить отставание. Поговорим об этом.

Рост и вес

Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Основные его "обязанности" - крепко спать, хорошо кушать и интенсивно расти. В среднем, к двум месяцам дети вырастают на 3 сантиметра и прибавляют около 800 грамм веса. Грудная клетка увеличивается на два сантиметра, а окружность головки - на полтора.

Рост и вес младенца во многом зависят от этих показателей при рождении. Нормальным ростом считается 52-62 см. Вес мальчиков в 2 месяца колеблется от 4,3 кг до 7,1 кг. Девочки более миниатюрны. Нижней границей, установленной для них, считаются 3,9 кг. Верхняя планка - 6,6 кг. Если малыш не дотягивает до нижних показателей, это повод обратиться за консультацией к педиатру. Обеспокоить родителей должно и слишком интенсивное увеличение окружности головы.

Питание

Чтобы младенец активно рос, ему требуется мамино молоко. Грудничок принимает пищу 7 раз в сутки. Промежуток между кормлениями составляет примерно 3 часа. Ночью младенец просыпается между 3 и 8 часами, требуя, чтобы ему дали молока. Не все малыши выдерживают положенный интервал. Поэтому многие мамы в этот период практикуют кормление по требованию.

Если ребенок на грудном питании, его не нужно взвешивать после каждого приема пищи. Малыш сам знает свою норму. Другое дело, если вы кормите ребенка искусственной смесью. Тут существуют строгие правила. Разделите вес крохи на 6. Столько грамм смеси малыш должен съедать за сутки. Средняя цифра для этого возраста - 900 гр.

Что можно давать ребенку в 2 месяца? В советские времена, когда декретный отпуск был коротким, младенца уже знакомили с соками, фруктовыми пюре, желтком. Современные педиатры не рекомендуют делать этого. Любой прикорм является дополнительной нагрузкой на незрелый желудочно-кишечный тракт. Лучше не проводить таких экспериментов, пока малышу не исполнится 5-6 месяцев.

Физическое развитие

Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Список его достижений достаточно внушителен:

  • Малыш активно учится держать головку. Некоторые уже уверенно крутят ею в разные стороны. Другие приподнимают ее из положения лежа на животе, отрывая также плечики. Большинство деток может удерживать свою головку в течении минуты.
  • Совершенствуются движения ручек, ножек. Младенец начинает тянуться к заинтересовавшему его предмету. Если в ладошку вложить погремушку, кроха рефлекторно схватит ее.
  • Многие младенцы могут из положения "лежа на боку" самостоятельно перевернуться на спинку.
  • В это время угасает гипертонус. Сначала - в верхних конечностях. Кулачки раскрываются. Чуть позже - в ножках. Исчезает рефлекс ползания. Если положить кроху на живот и под ступни поставить ладонь, он не станет отталкиваться.
  • Детки еще не утратили умения плавать и очень любят это делать.
  • Сосательный рефлекс развит очень сильно, поэтому младенец все тянет в рот.

Полезные занятия

Что делать, если ребенок плохо держит голову в 2 месяца? Как избавиться от гипертонуса, раскрыть ручки, стимулировать физическое развитие? Секрет в правильной организации режима дня. Включите в него:

  • Массаж и несложную гимнастику.
  • Воздушные ванны, когда ребенок остается голеньким. Начните закаливание с 1 минуты и постепенно доведите до 10 минут.
  • Прогулки на улице от 2 до 4 часов в день.
  • Купание в большой ванне с элементами плавания.
  • Здоровый сон. Ночью кроха спит около 11 часов, просыпаясь на кормление. Днем он отдыхает 4 раза, бодрствуя не более 1-1,5 часов.

Когда младенец не спит, почаще выкладывайте его на животик, чтобы он тренировался держать головку. Для развития мелкой моторики, вкладывайте в ручки небольшие шарики или колечки из разных материалов (ткань, резина, пластик), гладкие и ребристые.

Массаж и гимнастика

Эти процедуры следует проводить за полчаса до еды. Младенца полностью разденьте. Если прохладно, укройте пеленкой, обнажая то ручку, то ножку.

Какую гимнастику делать ребенку в 2 месяца? От мамы не требуется ничего сложного. Примерный перечень упражнений следующий:

  1. Поглаживаем ручки от кисти к плечу, не трогая локтевой сустав.
  2. Приподнимаем ножку за пяточку. Поглаживаем ее от стопы к бедру, не касаясь колена. Проделываем эту же процедуру с другой ногой.
  3. Большими пальцами массируем стопы, рисуем на них восьмерки, растираем пальчики.
  4. Гладим грудку ладонями от середины к бокам.
  5. Массируем животик круговыми движениями по ходу часовой стрелки.
  6. Кладем ребенка на живот, гладим спинку ладонями от шейки к ягодицам и обратно тыльной стороной руки.
  7. Переворачиваем кроху на спину. Вкладываем свои большие пальцы в его ладошки, захватываем маленькие ручки, приподнимаем их и слегка встряхиваем.
  8. "Лягушка". Согнутые ножки малыша прижимаем к животику, затем разводим в стороны. Можно делать ими круговые движения.
  9. "Ходьба". Держа ребенка под мышки, позволяем ему стопами коснуться твердой поверхности. Рефлекторно кроха начнет имитировать ходьбу. Следите, чтобы малыш шагал всей стопой.

Если у вас дома есть фитбол, можете заниматься на нем. Кроху выкладывают животом на мяч, застеленный пеленкой. В таком положении ребенка можно раскачивать, выполнять пружинящие движения. Если младенец не боится, попробуйте проделать все то же самое, уложив его на спинку.

Купание во "взрослой" ванне

Для физического развития очень полезно грудничковое плавание. Занятия можно проводить в обычной ванне. Многие родители пугаются "большой воды". в 2 месяца, чтобы он не утонул?

Тут нет ничего сложного. Положите младенца на спинку, двумя руками поддерживая затылок. Вы увидите, что этого вполне достаточно. Животик всплывет сам. При плавании на животе одну ладонь положите под грудку, а другой приподнимайте подбородок над водой. Основные упражнения в этом возрасте - плавание по прямой линии с отталкиванием от стенок ванной и выписывание "восьмерок".

Неуверенные в себе мамы во время уроков плавания надевают на шею малыша специальный круг.

Зрение, слух

Что умеет ребенок в 2 месяца жизни? Продолжается развитие всех его органов чувств. Намного острее и избирательнее становится слух. Малыш поворачивает голову в сторону погремушки, начинает понимать, что случится, если ею потрясти. Он запомнил мамин голос, радостно реагирует на него.

Взгляд уже не плавает. Ребенок умеет фокусировать его на одном предмете. Он следит за перемещением игрушек, за движениями взрослых. Узнает маму, очень внимательно рассматривает человеческие лица. Слишком яркий свет, неожиданный громкий звук пугают кроху.

Важно правильно подобрать первые игрушки. Полезным приобретением станет мобиль, вращающийся над кроваткой вместе со зверушками, шариками, звездочками и другими фигурками. Их нужно регулярно менять. Лучше всего детки реагируют на предметы в черно-белой гамме. Пригодятся также подвески на кроватку.

Погремушками ему пока лучше играть вместе с мамой. Малыши любят следить за игрушками глазами, ищут, откуда послышался звон, пробуют удержать в ладошке. Их забавляют браслетики с колокольчиками, одетые на ручку или ножку. Полезно включать крохе классическую музыку, например, Моцарта.

Развитие речи

Двухмесячный малыш уже готов вступить в диалог. Когда мама склоняется над кроваткой, он активно двигает ножками, ручками, агукает. Какие звуки издает ребенок в 2 месяца? Обычно это гласные, произносимые с разной интонацией. Также могут проскальзывать согласные "к", "х", "г". Помимо этого, малыш умеет визжать, кряхтеть, ворковать.

Очень важно эмоционально общаться с ним, меняя интонации. Говорите то громко, то тихо, удивляйтесь, спрашивайте, комментируйте свои действия. Детям нравится слушать песенки, ритмичные стихи. Они не понимают их смысла, но реагируют на тембр голоса, различные оттенки речи. Старайтесь, чтобы во время разговора кроха видел лицо собеседника, движение его губ.

Эмоциональное развитие

Продолжим перечисление того, что должен уметь ребенок в 2 месяца. Существенно расширяется круг его эмоций. Младенец осознанно улыбается в ответ на Став свидетелем ссоры, может расплакаться. Он чувствует настроение близких людей. Умеет радоваться и удивляться, обижаться и сердиться, требовать внимания и протестовать.

Главным способом общения является плач. По нему мама способна определить причину недовольства. Испытывая боль, малыш кричит жалобно. Желая покушать - громко и настойчиво. Чувствуя скуку, младенец недовольно кряхтит и хнычет.

Важно не оставлять ребенка одного в кроватке. Во время бодрствования почаще носите его на руках, ласково разговаривайте, улыбайтесь, стройте гримасы. Любимая игрушка малыша - мамино лицо. Он с интересом наблюдает за сменой мимики. Хорошим упражнением станет рассматривание картинок с лицами, выражающими разные эмоции. Иногда вместо игрушек над кроваткой можно повесить и фотографии членов семьи, на которых они радостно улыбаются крохе.

Как выявить отклонение

Любое отставание от норм может быть признаком серьезного заболевания. Однако излишняя мнительность тоже не нужна. Не стоит поднимать панику только на том основании, что ребенок в 2 месяца не улыбается маме. Индивидуальных особенностей никто не отменял. Возможно, ваш малыш слишком серьезен для улыбок.

Однако есть ряд признаков, которые должны вас насторожить. Обратитесь к специалистам, если ребенок:

  • Не способен приподнять голову из положения лежа на животе и удерживать ее хотя бы несколько секунд.
  • Не фокусирует взгляд на игрушках, не следит за их перемещением.
  • Не прислушивается к звону колокольчика в полутора метрах от кроватки.
  • Продолжает плакать, когда его берут на руки, обнимают, дают грудь.

Мы обсудили, что должен уметь ребенок в 2 месяца. Теперь поговорим об обязанностях родителей. Главная их задача - быть все время рядом с малышом, эмоционально общаться, улыбаться, почаще носить его на руках, знакомя с окружающим миром. Без близкого контакта с мамой (даже при должном уходе) развитие крох тормозится. Поэтому не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием в столь юном возрасте.

Уже прошло два месяца с тех пор, как в семье появился маленький ребенок. Скорее всего для вас нет ничего умилительней, чем наблюдать за тем, как он растет и меняется прямо на глазах. Владение информацией о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, поможет сравнить достижения своего малыша со среднестатистическими данными и оценить его первые успехи.

Открываем двери в новый мир

Но пока, мама – единственный человек, которого младенец выделяет среди остальных. Особенности развития ребенка в 2 месяца таковы, что он еще не разделяет окружающих людей на «своих» и «чужих». Малыш охотно идет ко всем на руки, никого не боится.

А ребенок – то подрос

Для большинства родственников, чуть ли не самыми важными показателями, по которым следят за развитием ребенка, считается его рост и вес. В течение первого года жизни эти параметры измеряются ежемесячно.

  1. В два месяца малыш активно набирает вес и в результате его прибавка за этот период является наибольшей, по сравнению с другими месяцами. В среднем малыш должен поправиться на 800 г и, в сумме с первым месяцем, быть на 1400 г тяжелее, чем на момент рождения. При маленьких прибавках в весе сделайте работу над ошибками в кормлении грудью и наладьте грудное вскармливание, действуя по методике из курса «Секреты грудного вскармливания» >>>
  2. Вторым параметром, по которому проверяется физическое развитие ребенка в 2 месяца, является его рост. За этот период он должен увеличиться на 3 см и в общей сложности добавка в росте составляет примерно 6 см. Одновременно с этим изменяются и другие основные показатели – объем груди и головы, в среднем на 2 см.
  3. В два месяца малыш все еще много спит (около 18 часов в сутки) и прикладывается к груди (особое внимание стоит уделить соблюдению всех основных принципов кормления грудью), но все остальное свободное время он проводит с максимальной пользой и делает «семимильные шаги» в своем психомоторном развитии.

Улыбаемся и машем

Маленький ребенок познает мир через свои ощущения. Поэтому так важно, чтобы формирование его двигательных навыков происходило в нормальном темпе, и каждый месяц появлялись свойственные ему навыки. Любая задержка в этом плане обязательно приводит и к проблемам с психическим развитием.

Двигательные навыки

В процессе развития ребенка второго месяца жизни у него постепенно угасают рефлексы и на смену им приходят осознанные движения, которые производятся более скоординировано, приводят к осмысленным действиям. Увеличивается их объем.

  • Мышечный гипертонус, характерный для новорожденного , на втором месяце окончательно проходит.

Теперь ребенок может лежать свободно с выпрямленными ножками, раскинутыми в стороны ручками. Он умеет сжимать и разжимать кулачки, разводит и поднимает вверх руки. На пеленальном столике малыш ведет себя довольно активно, одновременно шевелит ногами и руками.

  • В 2 месяца у ребенка сохраняются навыки задержки дыхания и ритмичных движений конечностями, призванные миллионами лет обеспечить выживание ребенка попавшего по неосторожности в воду. Но эти рефлексы должны угаснуть, и не являются основанием к обучению ребенка плаванию в бассейне или большой ванне. Подробнее о рефлексах новорожденного >>>.
  • На втором месяце ребенка продолжают купать в маленькой ванне, в пеленке, и с добавлением трав.
  • При правильном ношении на руках, к двум месяцам у малыша хорошо укрепляются мышцы спины и шеи. Он может, находясь в вертикальном положении, самостоятельно удерживать голову . Данный навык сформирован еще не полностью, поэтому иногда голова ребенка может запрокидываться назад, и ее нужно поддерживать.
  • В конце второго месяца ребенок уже не протестует, если его кладут на животик. Лежа на животе он может слегка приподнимать головку и грудь. Иногда даже получается приподнять ручки и ножки и шевелить ими в воздухе, касаясь поверхности только животом. В результате своих телодвижений карапуз может слегка сдвигаться в сторону. Узнайте, когда ребенок начинает ползать >>>
  • Как правильно развивать ребенка, в какие игры и игрушки с ним нужно играть, а также о хитростях материнского искусства смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш» >>>

Органы чувств

Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца заметно прогрессирует. Он учится не только руководить своими движениями, но и может на их основе делать примитивные умозаключения.

  1. В 2 месяца, малыш начинает активно хватать руками все, что оказывается в поле его досягаемости.
  2. Более того, он уже осознано тянется к предметам, старается их зацепить, удержать в ладошке. Это первые попытки совершить зрительно-хватательную манипуляцию.

Несмотря на кажущуюся простоту такого действия, ребенку сделать это еще довольно трудно. Для того чтобы захватить какую-либо вещь, ему нужно определить направление движения и установить примерное расстояние до нее. На второй месяц кроха только начинает учиться этому приему.

  1. Но если брать предмет малыш еще не умеет, то крепко держать его в руках – это то, что должен делать ребенок в 2 месяца довольно уверенно.

Если вложить ему в руку погремушку, младенец будет ее удерживать. Наблюдая за своими движениями, он быстро поймет прямую зависимость между ними и появлением звука. Вскоре ребенок будет греметь игрушкой вполне осознано.

  1. Чуть позже, к концу второго месяца, малыш сможет установить еще одну звуковую закономерность. Кроха начинает понимать, что после того, как он издает звуки, к нему подходят и берут на руки.

Во второй месяц младенец наиболее яркую реакцию проявляет именно на звуковые раздражители.

  1. Кроме этого, он умеет узнавать голос близких ему людей и соответственно реагировать на него.
  2. Также малыш в этом возрасте учится наблюдать за предметами. Он пытается фокусировать свой взгляд на ярких вещах и уже может подолгу их разглядывать. Подробнее о том когда ребенок начинает видеть >>>
  3. Начинает уделять внимание движущимся предметам. Сосредоточенно следит взглядом за игрушкой, перемещаемой по дуге перед его лицом.

Эмоциональная сфера

Больше всего в психическом развитии ребенка в 2 месяца родителей радуют изменения в эмоциональной сфере. Именно в этот период малыш начинает пытаться установить контакт с окружающим миром.

  • Самое милое, что умеет ребенок в 2 месяца – это улыбаться. И делает он это уже вполне осознанно, в ответ на голос мамы или чье-то агуканье. Читайте также: Когда ребенок начинает улыбаться ?>>>
  • Более того, иногда можно даже услышать, как ребенок смеется .
  • На второй месяц у ребенка проявляется интерес к общению. Он начинает издавать первые звуки: сначала только гласные, потом « агу» или что-то подобное. Подробнее о том, когда ребенок начинает агукать >>>
  • Еще одно заметное изменение в развитии ребенка в 2 месяц жизни – это появление умений пользоваться мимикой и интонациями. Кроме улыбки на лице можно увидеть, как малыш хмурится или морщит носик перед тем, как заплакать.
  • Также он быстро научится менять интонации в голосе в зависимости от настроения. Свои эмоции ребенок передает через плач, который может быть и сердитым, и требовательным, и капризным.

Находясь рядом с младенцем ежедневно порой трудно заметить, что в его развитии что-то кардинально меняется и он уже многому сумел научиться. Чтобы не пропустить ничего из того, что делает ребенок в 2 месяца, можно регулярно записывать домашнее видео с малышом. Это поможет сравнить и оценить его развитие и первые успехи в освоении нового мира.

Что умеет ребенок в 2 месяца и как за ним ухаживать смотрите в видео:

Совсем крохи

Отдельно следует сказать о развитии недоношенных детей. В первые месяцы жизни по многим показателям они отстают в развитии от своих сверстников. По идее, на момент исполнения двух месяцев, такой малыш должен был только – только родиться. Естественно, что многие процессы находятся еще в заторможенном состоянии.

Следует учитывать, что показатели развития недоношенного ребенка в 2 месяца будут очень отличаться от обычных. Определять критерии их соответствия требуемым нормам может только детский врач, ориентируясь на жизненные параметры малыша при рождении и динамику нормализации жизненных функций.

В заключение хочется отметить, что ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более паниковать, если какой – либо навык в развитии вашего малыша еще не проявился.

Уделите малышу больше внимания, поиграйте с ним, вложите в руку погремушку, помашите яркой игрушкой, и в скором времени вы увидите, как ребенок откликнется на ваши действия и порадует вас своими умениями. В ваших силах помочь своей крохе научиться чему-то интересному, подтолкнуть к новым открытиям.

Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и долгим укачиванием, самое время начать работать над его сном по методике из

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!