Женский журнал Ladyblue

Что умеет ребенок в полтора года. Как и чем кормить ребенка после года и до полутора лет, особенности питания, примерное меню

Для полуторагодовалого ребенка очень важна достаточная физическая активность. Он умеет ходить, многие дети умеют бегать, прыгать и приседать. Сейчас примите для себя за правило ежедневно гулять с ребенком хотя бы 2 часа вне зависимости от погоды/дождя/снега, Лучше если будет две прогулки по 2 часа. Это очень важно не только для развития физических навыков, но и для сохранения здоровья малыша, и для уменьшения частоты заболеваемости ОРВИ.

Питание малыша уже вполне приближено к питанию взрослых, и в большинстве случаев отпадает необходимость готовить ребенку отдельно (конечно, если вы не едите слишком острое, солёное, консервированное или маринованное). Если у ребенка была непереносимость белка коровьего молока, то, вероятнее всего, уже развилась толерантность. Поэтому в рацион ребенка можно вводить молочные продукты. Начинать стоит либо с каши на молоке, либо с творога (эти блюда проходят процесс нагревания, и белок в них распадается).

Помните про список продуктов, которые нельзя давать детям: виноград/вишня/черешня целыми ягодками (его нужно разрезать хотя бы на половинки вдоль, либо на четвертинки), сосиски, колбасу (и другие суррогаты мяса), леденцы, карамель (это самые жестокие деструкторы зубов), сырую морковь/яблоки – ребенок может откусить и вдохнуть кусочек.

Психология и эмоциональное развитие

Вероятно, вы заметили, что любимое слово малыша в этот период – «нет». Он говорит его на всё и регулярно. Таким образом ребенок учится чего-то хотеть, а чего-то не хотеть. Это нормально.

Кроме этого, ребенок уже осознает себя отдельной личностью. Тут очень сильно проявляется борьба за власть, особенно если дома есть старшие дети.

Помните, что лучшая война – это та, которой удалось избежать. Пытайтесь отвлечь ребенка, переключить его внимание.

Именно в этот период дети могут начать кусаться. У них слишком мал словарный запас и они еще не могут выразить свои эмоции. Именно поэтому они могут начать кусаться, чтоб выразить какой-то негатив. Если такое случилось, то прежде всего обратите внимание на укушенного ребенка, убедитесь, что с ним всё в порядке. Будьте спокойны с обоими детьми. Вы ничего не добьетесь криком на ребенка, который укусил. Он, скорее всего, сам был ошеломлен собственными эмоциями, которые не мог контролировать.

На самом деле, ребенок, который укусил, может плакать гораздо сильнее укушенного . Просто скажите, что кусаться нельзя, что это больно. Обратите внимание на то, что происходило во время инцидента. Вторглись ли в личное пространство ребенка, пытались ли что-либо отнять или, может быть, это произошло близко ко времени сна. В следующий раз вы сможете предотвратить проблему, если будете знать, что такое «триггеры».

Никогда не пытайтесь научить ребенка, что кусаться нельзя, кусая его ответ. Это научит ребенка лишь тому, что иногда кусаться можно.

В незнакомой обстановке даже общительный ребенок немного растеряться. А уже дети-интроверты могут и вовсе заплакать. Отнеситесь к этому с пониманием, малышу страшно, постарайтесь почаще обнимать его, взять на руки, дайте привыкнуть к обстановке.

Навыки и умения

Ребенок уже хорошо и устойчиво ходит, умеет взбираться на небольшие возвышения и спускаться с них. Далее происходит развитие мелкой моторики. Ребенок учится складывать головоломки, простые и крупные пазлы. Вообще это период увлечения ребенка . Пирамидки, кубики, крупные конструкторы – всё это составляет основу развития логики и моторики полуторагодовалого малыша.

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):

  • по показу взрослого,
  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре.

Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.

Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.

Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в полтора года

Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.

Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):

  • по показу,
  • по просьбе взрослого,
  • редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.

Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").

Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.

Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.

Интересуется действиями других детей.

Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).

Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.

Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.

Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.

Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).

Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).

С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Речевое развитие ребенка в полтора года

Понимание речи:

  • Показывает части тела по просьбе взрослого.
  • Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
  • Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
  • Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).

Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):

  • Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
  • Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
  • Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).

Бытовые навыки

  • Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
  • Пьет из чашки, почти не проливая.
  • Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
  • Спокойно относится к умыванию.

Физическое развитие

  • Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
  • Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
  • Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
  • Проходит по слегка наклонной доске.
  • Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
  • Бросает мяч вниз, вперед, вверх.

Обновление: Декабрь 2018

С момента достижения ребенком годовалого возраста, его питание постепенно расширяется и изменяется. Но это совершенно не значит, что после года ребенка нужно переводить на взрослое питание, его пищеварительная система еще не готова к перевариванию многих продуктов взрослого стола, а ферменты поджелудочной железы и желчь еще не полностью функционально активны.

Питание детей до полутора лет

Питание ребенка после 1 года изменяется, постепенно и плавно приближаясь к столу взрослых. В чем особенности питания после года:

  • дети становятся более активными и аккуратными за столом, они обучаются использованию столовых приборов, питью с чашки, использованию салфетки
  • дети активно пьют воду, запивая ею еду, делая это многократно за время приема пищи
  • дети могут принимать пищу в движении, зачастую их сложно удержать за столом, и они периодически подбегают к матери, берут кусочки пищи, и продолжают движение, вертятся в стуле, разбрасывают еду
  • проявляют избирательность в еде, могут перебирать пищу, выкидывая из тарелки то, что, по их мнению, невкусно, устраивают «забастовки», требуя определенной пищи.

Это особенности пищевого поведения детей, все родители переходят через эти этапы становления вкуса и пищевых привычек ребенка.

Обычно в возрасте после года дети переходят на пятиразовый прием пищи. Обычно режим питания ребенка выглядит как:

  • Завтрак (8.00-8.30)
  • Второй завтрак (10.30-11.00)
  • Обед (12.30-13.00)
  • Полдник (15.30.-16.00)
  • Ужин (18.30-19.00)

В перерывах между приемами пищи могут быть небольшие перекусы фруктами или легкими десертами, соками, компотами. Важно в эти перекусы не давать детям калорийных продуктов (сладкое печенье, булки, сладости, шоколад, конфеты), чтобы к очередному приему пищи у ребенка возникал аппетит.

Обычно дети на первом году жизни в качестве основного питания получают грудное молоко или адаптированные молочные смеси. Питание ребенка после 1 года претерпевает некоторые изменения в особенности от типа вскармливания:

  • При грудном вскармливании молоко матери постепенно в дневное время вытесняется продуктами прикорма и становится дополнительным питанием. Но, по мнению ВОЗ, кормление грудью после года завершать не нужно, желательно продолжать его до полутора-двух лет, постепенно и плавно отлучая ребенка от груди. В период до полутора лет кормления грудью еще могут сохраняться в дневное время перед сном и как перекусы между приемами пищи, постепенно кормления сводятся к сосанию груди на ночной сон и ночью, а также прикладывания к груди не для питания, а большей частью для общения и успокоения.
  • При нахождении ребенка на адаптированных смесях , происходит переход на смеси-троечки, особые молочные продукты, которые призваны заменить в этом возрасте коровье молоко, не рекомендованное в питании детей раннего возраста из-за высокой аллергенности. Смесь в основном дается на ночь, днем заменяясь на обычные продукты.

Почему меняется рацион питания детей. Особенности пищеварения детей.

Расширение рациона и смена режимов питания обуславливается особенностями развития пищеварительного тракта ребенка. После года происходит активное прорезывание зубов жевательной группы (их должно быть 12 штук), происходит резкое повышение концентрации пищеварительных соков и активности ферментов кишечника и поджелудочной железы. Это способствует облегчению переваривания новой и более плотной пищи, ее активное усвоение.

Появление зубов требует повышения жевательной нагрузки на них для правильного и полноценного формирования зубочелюстного аппарата и скелета лица. Ребенок в этом возрасте учится пережевывать кусочки пищи размерами около 2-3 см и относительно неплотной консистенции. Жевание помогает в развитии мышц и костей челюсти, что формирует правильный прикус и полноценное измельчение пищи для ее активного переваривания.

  • Ребенок начинает потреблять большие объемы пищи в виду увеличения объема желудка примерно до 250-300 мл, при этом его опорожнение от пищи происходит примерно каждые 3-4 часа с момента предыдущего приема.
  • Это и обуславливает формирование нового режима приема пищи, сначала пятиразового, а по мере взросления – перехода на четырехразовое питание к возрасту трех лет.
  • В сутки объем пищи составляет в этом возрасте около 1200-1300 мл, объем средней порции питания при пятиразовом питании примерно равен 250 мл с небольшими отклонениями в пределах 30-50 г.
  • Консистенция пищи с появлением зубов должна постепенно уплотняться от кашицеобразной к привычной пище мягкой консистенции (отварные овощи, крупы, макароны, мясные котлеты, тефтели и тд.), которую можно кусать и жевать.

В этот период формируются пищевые привычки и пристрастия в еде, поэтому сейчас самое время предлагать ребенку на пробу разнообразные (разрешенные, полезные) продукты, чтобы он научился есть разную пищу. При приеме пищи активно вырабатываются пищеварительные соки, что помогает в активном усвоении пищи. В этом возрасте важно строгое соблюдение режима питания, что помогает к определенному времени «включать» пищеварение и адекватно усваивать все компоненты пищи.

Особенности приготовления пищи для детей раннего возраста

  • пища должна быть полноценно термически обработана, продукты не должны быть переварены, предпочтительно паровое приготовление или варка на медленном огне
  • пищу готовят непосредственно к ее приему, недопустимо ее разогревание и хранение даже сутки в холодильнике, это резко снижает ее пищевую ценность и повышает риск ее порчи, обсеменения опасными микробами и пищевых отравлений, особенно в теплое время года
  • супы и каши готовят в протертом виде, овощи и фрукты разминают вилкой, мясо и рыбу дают в виде фарша, рубленых изделий или суфле
  • блюда готовятся в отварном, тушеном или паровом виде без добавления к ним специй, чеснока и перца.

Основные требования к рациону питания детей

Питание ребенка в возрасте до полутора лет должно быть:

  • правильным и сбалансированным по всем основным компонентам
  • меню должно быть разнообразным, составленным на неделю с разными блюдами и продуктами
  • выверенным по белкам, жирам и углеводам, витаминам и минеральным компонентам.

Это достигается комбинацией в ежедневном рационе овощей и фруктов, мясных или рыбных блюд, молочной продукции, мучных изделий и круп.

Важно сразу же определиться, какие продукты можно ребенку, учитывая состояние здоровья и особенности раннего развития.

В период первого года жизни у ребенка могла быть выявлена пищевая аллергия или индивидуальная непереносимость продуктов, что в период до двух-трех лет будет исключать эти продукты из рациона. По мере взросления их аккуратно можно будет пробовать вводить в рацион питания под контролем переносимости.

Сравнительная характеристика рациона питания до 3 лет

Основные характеристики С 1 до 1.6 лет С 1.6 до 3 лет
Количество зубов у ребенка 8-12 шт, передние резцы и жевательные премоляры. Возможно откусывание и пережевывание только мягкой пищи. 20 зубов, вся групп зубов как для откусывания, так и измельчения и пережевывания пищи
Объем желудка 250-300 мл 300-350 мл
Количество приемов пищи 5-разовое питание 4- разовое питание
Объем одного приема пищи 250 мл 300-350 мл
Суточный объем питания 1200-1300 мл 1400-1500 мл.
Распределение калорийности приемов пищи
  • Первый завтрак – 15%
  • Второй завтрак 10%
  • Обед – 40%
  • Полдник – 10%
  • Ужин – 25%.
  • Завтрак – 25%
  • Обед – 35%
  • Полдник – 15%
  • Ужин – 25%.

Также необходимо знать, какие продукты можно ребенку в возрасте до полутора лет, и какими основными характеристиками должны обладать продукты питания для детей. Приведем примерный список этих продуктов.

Необходимые продукты для ребенка до полутора лет

Можно Не желательно Сколько примерно гр. в день
Овощи
  • капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и др.
  • картофель (не более 40% от суточной нормы овощей)
  • зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу
  • редис, редька, чеснок
  • с осторожностью бобовые (чечевицу, горох, фасоль)
200 -300 гр.
Фрукты
  • яблоко, груша, вишня, слива, абрикос, персик
  • протертые ягоды — крыжовника, смородины, малины, клюквы, клубники
  • виноград
  • цитрусовые
  • другие экзотические фрукты
100-200 гр.
Молочные продукты
  • кефир — 2.5-3.2%
  • йогурт – 3.2%
  • сметана – 10%
  • сливки – 10%
  • творог – 5-9%

сметана, сливки, сыр — для заправки в супы, салаты, гарниры

  • молоко
  • любые молочные продукты с добавками, с длительным сроком годности
Каждый день:
  • кефир, йогурт: 200-300мл.

Через день:

  • творог 50-100гр.

Всего молочка 400 мл. в день

Крупы, хлеб, макароны
  • безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза)
  • содержащие глютен (пшеница, овес, рожь), артек, геркулес, манка, полтавка
  • черный хлеб: 10гр.
  • белый хлеб: 40гр.
  • макароны, каши на гарнир: 100 гр.
  • каши 200-250 гр.
Рыба
  • треска
  • хек или минтай
  • судак
  • морской окунь
  • рыбный бульон
  • рыба с большим количеством мелких костей — язь, лещ, карп и пр.
1-2 раза в неделю, 100 гр.
Мясо, птица
  • индейка, кролик
  • телятина, говядина
  • курица
  • ягненок
  • субпродукты: язык, печень, сердце
  • любые мясные полуфабрикаты (сосиски, сардельки, колбасы, пельмени и пр.) промышленного производства
  • сало, баранина, жирная свинина
  • мясо диких животных, диких водоплавающих птиц
100 гр.
Яйцо
  • куриное
  • перепелиное
1 шт. куриное, 2 шт. перепелиное

О молочных продуктах

Молочные продукты должны быть непременными компонентами рациона ребенка до полутора лет. Однако, самый главный вопрос на сегодня — ? ЖКТ малыша не способен полностью усваивать цельное молоко до 2 лет, поскольку еще нет необходимых ферментов (у кого-то этот фермент не вырабатывается и в дальнейшем на протяжении всей жизни). В связи с этим, введение цельного коровьего молока не рекомендуется ранее 2-3 лет. Кроме того, сегодня наблюдается массовая аллергизация населения, особенно среди детей, в том числе растет число случаев развития . Особенно осторожными с молоком нужно быть:

  • детям с атопическим дерматитом
  • при наличии непереносимости молока родителями ребенка
  • детям с нарушениями пищеварения.

Детям на грудном вскармливании цельное коровье молоко не нужно по определению, они получают молоко матери. Детям на искусственных смесях лучше заменить прием коровьего молока специальными молочными смесями-троечками, кисломолочной продукцией.

Молочные продукты богаты легко усваиваемым животным белком, животным жиром, а также набором витаминов и минеральных компонентов, необходимых для роста и развития малыша. Кисломолочные продукты содержат полезные бактерии, помогающую работе кишечника, поддерживающую рост и работу собственной микрофлоры и стимулирующую иммунитет.

  • Ежедневно должны быть в рационе молочные продукты — кефир, йогурт, простокваша
  • Через день — творог, сыры, сметана или сливки
  • Для детей с нормальной массой тела не рекомендован прием обезжиренных или пониженной жирности молочных продуктов.
  • Суточный объем молочных продуктов, с учетом их расходов на приготовление блюд, составляет не менее 400 мл.
  • Учитывается расход молока в каши, творога в блюда, сметаны и сливок в блюда.

Стоит учитывать тот факт, что сегодня в России многие производители для сокращения издержек производства включают в состав молочной продукции пальмовое масло, которое значительно дешевле молочного жира, причем не всегда оно указано в маркировке товара (или указано просто растительные жиры). Поэтому очень дешевые молочные продукты (сливочное масло, сыр, сметана, творог и пр.) скорее всего его содержат. Споры о вреде и пользе пальмового масла ведутся уже давно, и однозначно утверждать, что оно безвредно для детского организма не приходится.

Понятно, что, чем меньше срок годности продукции и чем он свежее (сегодняшний, вчерашний), тем лучше. В летнее время очень много случаев отравлений малышей именно молочной продукцией, теми же творожками, сметаной, йогуртами, поскольку в жару по халатности торговых сетей не редко возникают простои товара без холодильника (транспортировка, хранение, ожидание погрузки, разгрузки и пр.). Поэтому, прежде чем давать ребенку молочный продукт убедитесь в его свежести, пробуйте продукт сами.

Какие молочные продукты можно ребенку

Йогурт

Детям после года необходимо давать специальные детские йогурты, которые сбалансированы по количеству жиров и углеводов. Они приготовлены с применением специальной йогуртовой закваски (термофильный стрептококк и йогуртная (болгарская) палочка). Эти йогурты не обработаны термически, имеют очень малый срок хранения (хранятся только в холодильнике), что позволяет им сохранять свои полезные свойства. Йогурты, имеющие длительный срок хранения, либо были обработаны термически, либо содержат консерванты, прием таких йогуртов детям крайне нежелателен. Полезных бактерий в них нет, а дополнительные компоненты могут навредить детскому организму.

Кефир

Этот кисломолочный напиток помогает в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника за счет содержания в своем составе особых молочнокислых микробов и бифидофлоры. Эти микробы помогают росту полезной микрофлоры кишечника, что будет улучшать пищеварение и работу иммунитета. При этом кефир обладает высокой кислотностью и закрепляет стул, особенно при длительном его хранении, прием его стоит ограничивать количество в 200-300 мл в сутки.

Творог

Творог является для ребенка источником белка и кальция, но он очень трудно переваривается из-за большого процента белка. Поэтому, объем творога в сутки не должен превышать 50-100г. Полезным для полноценного усвоения кальция будет только творог с жирностью не менее 5-9%, творог нулевой жирности не так полезен, поскольку кальций без наличия жиров практически не усвоится. Творог можно употреблять в чистом виде или с добавлением фруктов, в один прием с творогом калорийных и белковых блюд больше не дают.

Сыр, сметана и сливки

Эти продукты рекомендовано давать ребенку в ограниченном количестве или использовать в приготовлении блюд для детей. Сметана и сливки зачастую даются в виде заправки к супам или вторым блюдам, сыр может быть добавлен к гарнирам. По мере прорезывания зубов можно давать ребенку кусочки несоленого твердого сыра для жевания.

Рыба

В питании детей один-два раза в неделю рекомендовано применение рыбных блюд. Детям до полутора лет разрешены такие виды рыбы как треска, хек или минтай, судак, морской окунь, но если ребенок аллергик, стоит отказаться от рыбы хотя бы до 2-3 лет. Рыбу можно предлагать в виде детских специализированных рыбных консервов, суфле из рыбы, отварной рыбы с гарниром или паровых котлеток.

Рыба полезна детям из-за легко усваиваемого белка и наборе витаминов и микроэлементов, йода и фтора, фосфора и кальция, полезных для роста скелета и зубов. Но, категорически запрещены в этом возрасте супы на рыбном бульоне – в бульон при варке переходят экстрактивные и вредные вещества из тушки рыбы.

Мясо

  • Мясо – основной источник животного белка для малыша и должно пребывать на столе ребенка не реже пяти раз в неделю.
  • Разные сорта мяса и птицы можно вводить в рацион питания детей количеством 100г.
  • Мясные блюда могут быть в виде фарша, фрикаделек, паровых котлет или мясных консервов для детей.
  • Важно помнить, что мясо длительно усваивается и его необходимо вводить в первой половине дня – в обед.
  • После года рацион расширяется за счет субпродуктов – языка, печени, сердца.
  • Также полезно мясо птицы и кролика, индейки, ягненка

Исключено из питания детей раннего возраста сало, мясо баранины и жирная свинина, мясо водоплавающих диких птиц и животных. Категорически запрещено детям до 3 лет введение колбас и сосисок, сарделек, даже с маркировкой детские (чаще всего детские названия на них — уловки производителей, это обычные сосиски и сардельки). На детских сосисках обязательно должна быть надпись «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).

Яйцо

Источником белка являются яйца, в них помимо белка много полезных аминокислот, микроэлементов и витаминов. Яйца дают ребенку после года ежедневно, при отсутствии аллергии или патологий желчной системы. Можно добавлять яйцо в блюда или давать отваренным вкрутую, приготовить из него паровой омлет. Запрещено детям раннего возраста давать яйца всмятку или в мешочек, жареную яичницу. При аллергии к белку куриного яйца отличной альтернативой могут стать перепелиные яйца. Их можно в день до 2 шт.

Масла

В питании детей должно быть достаточно жиров в виде растительных масел и сливочного масла. Сливочное масло можно давать с мягкой булочкой в виде бутерброда или добавлять в готовые каши и овощные пюре, чтобы масло не подвергалось термической обработке и не теряло своих полезных свойств. Количество сливочного масла в сутки не более 10-15г.

Растительные масла применяют для приготовления блюд и заправки готовых блюд, заправляют ими салаты и блюда из овощей. Лучше использовать не рафинированные масла — оливковое первого отжима, подсолнечное. Норма растительных масел не более 10 г в сутки.

Крупяные блюда

После года в питании детей используют как безглютеновые крупы (гречка, рис и кукуруза), так и содержащие глютен (пшеница, овес, рожь). Крупы употребляют как в виде каш, так и в виде крупяных гарниров ко вторым блюдам. Особенно полезными для детей будут гречневая, кукурузная и овсяная каши, мультизлаковые каши.

После года постепенно можно добавлять к меню ребенка манную и пшенную каши, но манку стоит давать нечасто – она очень калорийная. Каши обычно подают на завтрак и их количество составляет не более 200-250 мл. Объем гарнира для вторых блюд должен составлять около 100-150г.

Хлеб, макароны

Детям поле года можно предлагать хлеб из белой и ржаной муки, при этом белого хлеба можно давать до 40 г, а ржаного не более 10г. Белый хлеб переваривается лучше, избыток ржаного хлеба может привести к вздутию живота крохи.

В питании детей до полутора лет можно включать детскую вермишель, паутинку или яичную лапшу. Количество макарон не должно превышать 100г в сутки.

Овощи и фрукты

В рационе детей до полутора лет овощи и фрукты должны присутствовать в обязательном порядке ежедневно. Они являются источником витаминных и минеральных веществ, пектинов, фруктовых кислот и сахаров, а также растительной клетчатки для стимуляции пищеварения. Овощи и фрукты применимы как в термически обработанном (отварном, паровом, запеченном), так и в свежем виде.

Овощи

Суточный объем овощей и фруктов должен доходить до 300-400 г., из них овощи должны составлять не менее половины объема.

Можно Нежелательно
  • Доля картофеля составляет не более 40% от всего объема овощей из-за высокой калорийности и избытка крахмала.
  • Полезными овощами для детей этого возраста будут: капуста, свекла, морковь, кабачок, перец, помидор, огурец, баклажан, патиссон, тыква и т.д.
  • В блюда стоит добавлять огородную зелень – зеленый лук, укроп, петрушку, базилик, кинзу.
  • В этом возрасте нежелательно давать такие овощи как редис, редька, чеснок, осторожно нужно вводить зеленый горошек и фасоль, чечевицу. Они могут давать боли в животе, вызывать вздутие и понос.
  • Салаты нельзя заправлять майонезом, только растительными маслами, сметаной или фруктовым свежевыжатым соком.

Фрукты

Ассортимент фруктов после года существенно расширяется, но стоит вводить местные фрукты по сезону и изначально в малом количестве, следя за реакциями.

  • До двух лет с осторожностью относится к клубнике и экзотическим фруктам (цитрусовые, киви и др.). Количество этих фруктов не должно превышать 100г.
  • Полезными будут после года ягоды крыжовника, смородины, малины, клюквы и других. В протертом виде.
  • Стоит отказаться от употребления винограда хотя бы до двух лет, он приводит к брожению в животе и может давать расстройства пищеварения.

Сладости

До трех лет не стоит баловать детей шоколадом, кондитерскими изделиями, конфетами из-за нагрузки глюкозой поджелудочной железы, избытка химических веществ в составе этих продуктов, излишней калорийности и риска кариозного поражения зубов. Также не стоит употреблять торты с кремом, пирожные и песочное печенье. Из кондитерских изделий можно давать пастилу, зефир и мармелад.

Не поощряйте тягу малыша к сладкому: не редко родители побуждая малыша доесть овощи или мясо, обещают конфетку в качестве поощрения. Подмена вкусовых ценностей происходит очень быстро и ребенок вскоре будет отдавать предпочтение сладостям вместо здоровой пищи.

Стоит максимально отказываться в питании детей от сахара, заменяя его на мед (при отсутствии аллергии) или сладкие фрукты. Да, конечно сладости полезны для мозга, это источник быстрых углеводов и удовольствия для детей, но стоит задуматься об отдаленных последствиях нерационального приема сахара.

  • При потреблении сладостей, из кишечника глюкоза активно и быстро всасывается в кровь, повышая свои концентрации в два-три раза. Такие резкие колебания уровня глюкозы крови приводят к напряжению работы поджелудочной железы в выработке инсулина. Глюкоза активно утилизируется в ткани, где перерабатывается в жиры, что ведет к избытку веса и метаболическим сдвигам, настраивающим организм в дальнейшем на работу в «аварийном» режиме.
  • С раннего детства программируется склонность к атеросклерозу, диабету и ожирению.
  • Кроме того, по данным последних исследований, избыток сахар в пище приводит к снижению иммунитета, выведению из организма полезных микроэлементов – хрома, магния и , меди.
  • Также сахар провоцирует в организме детей формирование аллергии с кожными, кишечными и легочными симптомами.

Не стоит забывать и о потенциальном вреде сахара для зубов, особенно молочных. Сладости, а именно сахара, будут одной из главных причин формирования кариеса у ребенка. За счет анатомо-физиологических особенностей молочных зубов – нежная тонкая эмаль, отсутствие совершенных механизмов защиты, кариес приобретает молниеносное течение, и быстро развиваются осложнения: воспалительного характера (пульпиты, периодонтиты), в результате чего часто происходит преждевременное удаление зубов – патологии прикуса.

Кариес – это инфекционные процесс, и основным возбудителями будут некоторые стрептококки. Питательной средой и местом обитания которых будет зубной налет. Сахара и сладости, особенно липкие (печенья с большим содержанием маргарина, «чупа-чупсы») создают на поверхности зубов липкий слой, который плохо счищается и длительно остается на зубах. Эти условия обеспечивают развитие кариеса и его последствий.

Кроме того, кариозные зубов постоянные источники инфекции, и могут стать причиной развития тонзиллитов, инфекционных заболеваний почек и других внутренних органов.

Наши предки, не употреблявшие сахара, а использовавшие мед и фрукты в качестве сладостей, были не в пример нам здоровее. Это говорит о том, что с раннего возраста стоит контролировать потребление сахара, ограничивая его или заменяя более полезными натуральными продуктами. И тем более не стоит давать детям напитки, пресыщенные сахаром (газированные сладкие напитки, кола, пепси, магазинные соки), и тем более позволять грызть кусковой сахар.

Сегодня крайне трудно контролировать потребление рафинированного сахара членами семьи, поскольку он содержится во многих готовых продуктах на прилавках супермаркетов и какое количество его содержится в конкретном продукте трудно рассчитать. Но стоит сократить потребление сахара хотя бы при приготовлении пищи в домашних условиях.

Повторимся, что в идеале не стоит давать сладкое ребенку ДО 3 ЛЕТ. Если не получается, хотя бы ограничьте его потребление 4-5 чайными ложками в сутки, с учетом сладких продуктов.

Примерное меню на один день для ребенка 1.5 лет

  • Первый завтрак : овсяная каша с бананом, булочка белая с маслом сливочным, чай/с молоком
  • Второй завтрак: банан, сок яблочный, сушки
  • Обед : салат из огурца с помидором и оливковым маслом, борщ вегетарианский, овощное рагу с паровой котлетой из телятины,
  • Полдник : творожная запеканка с яблоком, йогурт
  • Ужин : пюре из цветной капусты и картофеля, кефир, печенье, яблоко.

Стоит оговорится, что приведенные ниже нормы - это лишь примерное количество, которое в среднем может съесть ребенок в этом возрасте. Но, к примеру, хрупкие, стройные девочки (малоешки) едят гораздо меньше мальчишек, поэтому если ваш малыш наедается меньшим количеством пищи - это нормально, не стоит паниковать. Каждый ребенок индивидуален и набор веса зависит от комплекции и роста ребенка. Чтобы контролировать нормальный набор веса малыша можно пользоваться (мальчики и девочки рост до 115 см) в другой нашей статье.

Прием пищи Состав блюда Количество
Завтрак

Овощное блюдо, каша

Творожное, рыбное, мясное блюдо, омлет

Салат или фрукты

Напиток: компот, слабозаваренный чай, свежевыжатый разбавленный сок, молоко (но не рекомендуется)

Второй завтрак

Фрукты, печенье, булочка

Йогурт, творожок, кефир, сок

Обед

Закуска или салат из овощей

Первое блюдо (суп, щи, борщ на овощном бульоне)

Второе блюдо из птицы, рыбы или мяса

Полдник

Йогурт, кефир, сок, компот

Творог, крупяное, овощное блюдо

Выпечка, печенье, сушки

Фрукты, ягоды

Ужин

Творожное, овощное блюдо, каша

Кефир, йогурт

126 комментариев

В этой статье:

Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.

В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).

Режим дня полуторагодовалого малыша

В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.

Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.

Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.

Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.

Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни - мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.

В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.

В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.

В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они - это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.

В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.

Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.

Основные навыки ребенка в полтора года

Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:

Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:

  • найти предмет по картинке;
  • отличить предметы разной геометрической формы;
  • подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
  • собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
  • рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.

Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:

Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:

  • кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
  • пользуется столовыми приборами и салфетками;
  • делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
  • одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.

Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.

Как развивается речь малыша

В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.

В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).

В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.

У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.

В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи,
как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.

Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.

Возраст «почемучки»

В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.

Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.

Как развивать ребенка играми?

Нужно понимать, что игра - это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.

Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.

Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.

Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.

Игры для развития моторики . Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант - это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.

Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.

Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.

Часто мамы задают вопрос: всё ли в порядке с моим ребёнком, правильно ли он развивается? Кончено, отдельные моменты может увидеть только специалист, но даже мама сама дома может протестировать ребёнка, определив, не отстаёт ли он от норм.
Ниже приводятся некоторые простые тесты для домашнего обследования ребёнка в возрасте около полутора лет (+- месяц). Сразу уточню, что для ребёнка в этом возрасте знание букв или умение плавать не являются показательными для определения уровня развития.
Если ребёнок не справляется с некоторыми из нижеприведённых заданий, усильте работу по развитию малыша в данной сфере и вернитесь к выполнению теста недели через две. Возможно, вы просто упустили что-то в процессе развивающих занятий с ребёнком, и его ошибки при выполнении заданий объясняются педагогическим упущением, а не отставанием в развитии.

1.Тесты на уровень знаний и речевую сферу.
Тест с предметами.
Посадите на стол пять знакомых ему игрушек, спросите: где мишка? Где зайка и т.д. Ребёнок должен уметь показать эти предметы. Спросите, где висят часы (где телевизор и т.д.) ребёнок, который не может дотянуться до этих предметов, должен уметь жестом показать, где они. Указание только глазами в этом возрасте недостаточно.
Попросите ребёнка выполнить некоторые простые действия: покорми куклу (ложечкой), пожалей собачку, она упала и т.п. Ребёнок уже должен уметь выполнить небольшие ситуативные действия, правильно используя предметы. Ребёнок должен уже сознавать, что лопаткой копают, ложкой едят, из чашки пьют, расчёской причёсываются.
Посадите перед ребёнком куклу с волосами, на стол положите расчёску, ложку, вилку, фломастер. Скажите: «куклу надо покормить. Чем мы будем кормить куклу? Ребёнок должен без ошибки выбрать ложку, поднести ко рту куклы.
Тест с картинками.
Покажите ребёнку картинки с реалистичными изображениями кошки, собаки, мышки, коровы, лошадки.
Спросите, показывая картинки по одной: как говорит кошка? Как говорит корова?
Ребёнок в полтора года должен уже знать и уметь сказать, как говорят основные домашние животные. «А-А» на собачку и «ку-и-ку» на петуха - это тоже правильный ответ. В норме ребёнок должен знать хотя бы 6 животных и птиц.
Ребёнок может иметь любимые книжки, которые готов часто слушать (обычно - короткие стихи про знакомые вещи - игрушки, животных). В часто просматриваемых книжках может показать почти все предметы, в новых - 4-5 узнаваемых. Уже понимает, что серая кошка и рыжая - это тоже кошка. Может узнать привычные предметы на картинках, даже если они немного отличаются (например, красное яблоко и зелёное). По фотографиям может показать членов семьи, которых часто видит - маму, папу, бабушку, себя и т.д.
Видя знакомого человека, проявляет радость или оживление, незнакомых людей опасается.
Количество слов.
Пассивный словарный запас ребёнка - около 300 слов. То есть, ребёнок должен понимать простые фразы: дай мне руку, пойдём кушать. Попросите ребенка: "дай маме мячик", "положи его на стул", "дай его мне", "подними упавший кубик" и т. д. Ребёнок должен уметь показать у себя носик, глазки, ушки, животик, а также у куклы или мишки основные части лица и тела. Знание рогов-копыт-гривы и т.п. тонкостей пока ещё не нужно.
Активный словарный запас - не меньше 20 слов и словоподражаний типа: мама, баба, би-би (машина), куп-куп (купание), бо (больно), бух (упал) и т.п.
Ребёнок при игре в «сороку-ворону» протягивает руку для игры, а играя в «прятки» -закрывает ладонями лицо. При игре «в ямку бух» - заранее улыбается, ожидая «падения», а при словах «ладушки» - хлопает в ладоши.

2. Тесты на развитие мелкой моторики.
Зёрна и банки.
Возьмите зёрна фасоли и банку из-под кофе. В крышке банки сделайте отверстие размером чуть больше зёрнышка фасоли. Попросите ребёнка сложить зёрна фасоли в банку через дурочку. Ребёнок должен уметь взять со стола зёрнышки по одному и практически беспроблемно отправить их в баночку по одному.
Ребёнок не должен тянуть зёрна в рот и пытаться просто насыпать их на крышку банки, чтобы они случайно попали в отверстие.
Иное задание - насыпьте на тарелочку мелких съедобных зёрен - арахис, мелкие ядра кешью, небольшие кусочки грецкого ореха. Посмотрите, как ребёнок их берёт. Если всеми пальцами сразу или кулаком - это не очень хорошо. В норме в полтора года уже должен появиться щепотковый захват - когда три ведущих пальца - большой, указательный и средний - формируют «щепотку».

Скрепки.

Возьмите основу из картона, на край наденьте 5-6 крупных скрепок. Ребёнок после 1-2 показов должен самостоятельно снять скрепки с основы.
Рисование. Ребёнок может рисовать на бумаге каля-маля. При этом рисование пока ещё носит безотрывный характер - хаотичное скопление длительных линий. У кого-то это почти прямые, у кого-то округлые формы.
Пластилинография. Нарисуйте на картоне и вырежьте жучка. Покажите ребёнку, как от колбаски из пластилина отрывать маленькие кусочки и прикреплять их на картонную основу. Ребёнок должен прикрепить на картон самостоятельно 5-6 кусочков пластилина, причём не в одно место, а вольно разместив их по основе.

3. Тесты на связь моторики и зрительной сенсорики:
Тест с кубиками.

Предложите ребенку кубики (размером 7-8 кубических см.) Покажите ему, как поставить один кубик на другой, чтобы сложить башню. Дайте ему возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в полтора года не должен их тащить в рот, бросать и бесцельно стучать по столу, он выполнит чётко задание. В восемнадцать месяцев хорошим результатом для ребенка будет умение построить башню из трех-четырех кубиков.
Усложните задание - попросите его построить поезд (дорожку) - последовательность 3-4 кубиков, поставленных в ряд. Покажите, как это делается. В полтора года с 3-4 попытки это должен сделать любой ребёнок без проблем в развитии.
Тест с пирамидкой.
Дайте ребёнку новую пирамидку из 5-6 надеваемых элементов.
Ребёнок должен уметь сложить пирамидку, нанизав бессистемно кольца на стержень.
Тест с колокольчиком.
Для выполнения этого теста необходима доска с прорезями для трех геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат). Место каждой фигуры на доске определяется соответствующей ее контуру ячейкой. Такую доску можно изготовить самим или приобрести в магазине. Выньте фигуры-вкладыши и вложите в окошки рисунки каких-нибудь животных. Скажите, что это домик, в нём живут, например, мишка, кошка и собачка. Но тут стало холодно, и надо окошки закрыть. Возьми окошки и закрой. Если ребенок выполняет это задание неправильно, проведите его ручкой по фигурке на доске со словами: «Видишь, окошко плохо закрылось, постарайся ещё раз».
со второго раза у ребёнка должно уже получиться.

4. Тест на развитие двигательной сферы (крупной моторики).
Ребенок ходит самостоятельно и длительно. Он умеет приседать, наклоняться, залезть и слезть с дивана, может встать с коленей, может сам подниматься и спускаться по лестнице, может нести с собой игрушки, перешагивает через палку, лежащую на полу.
Ребёнок умеет бросить мяч руками из положения над головой, попадает по мячику ногой «футбол». Ребёнок может взять небольшой предмет одной рукой, даже с пола, подняться с ней в одной руке.


5. Развитие эмоциональной сферы.
Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Ребёнок не должен проявлять:
- склонность к уединению;
- избыточное качание всего тела или хождение по кругу;
- постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями, отсутствие узнавания родных людей;
- чрезмерную отвлекаемость, трудность с концентрацией зрительного внимания (например, при просьбе «посмотри на меня» ребёнок не смотрит в лицо маме, а как бы проводит глазами по её лицу и уводит взгляд в сторону);
- частую раздражительность, не поддающуюся успокоению, приступы непонятной истерии.

Надеемся, что ваш малыш справится со всеми этими заданиями.
студия "Арлекин"

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!