Женский журнал Ladyblue

Деды морозы россии. С Наступающим Новым годом

Приветствую вас, дорогие мои постоянные читатели и гости бога «Секреты домового». Приближается весёлый Праздник Новый год. Вновь чудесные подарки, пушистые ёлки, весёлые хороводы, народные гуляния. Мне очень жаль, что мы забываем свои традиции и нашего доброго Деда Мороза вытесняет западный Санта – Клаус. Хочу рассказать о нашем добром дедушке и его братьях, живущих у нас в России. Деды Морозы России – сколько их? На этот вопрос вы не найдёте точного ответа. Много народов населяют нашу страну, и у каждого может быть свой национальный Дед Мороз. Как правило, эти Дед Морозы – герои национального эпоса, некоторым из них более сотни лет. Давайте познакомимся с ними поближе.


Наш родной Дед Мороз – великий русский языческий бог, персонал славянских сказок – олицетворение жутких зимних морозов, метелей и снегопадов, дух зимы, повелитель стужи и холода, снега и ветра.

Он дважды спасал Русь от врагов. Дед Мороз в трудную годину, когда враг подступал к Москве, превращался в отважного Генерала Мороза и спасал страну. Генерал Мороз напустил невиданные холода и метели, и две мощные по тем временам армии (Наполеон и Гитлер) потерпели крах.

Узнать русского деда Мороза можно по одежде. Как правило, это высокий статный пожилой мужчина с белой бородой до пупа, одетый в длинную боярскую шубу до земли, на ногах обязательно валенки, штаны заправлены в валенки. На голове у настоящего Деда Мороза боярская шапка, а не какой-то красный колпак. Очков у Деда Мороза нет.

Обязательно в руках русского Деда Мороза должен быть посох в виде прямой палки, на ней может быть набалдашник как звезда, но не закругленный посох, как у католического епископа.

Передвигается наш дед по земле, точнее по пушистому снегу на тройке коней, символизирующих три зимних месяца, а не летает по небу как Санта.

Подарки наш Дед Мороз оставляет под елкой. Об истории Рождественской елки рассказано Раздавать подарки помогает ему внучка Снегурочка.

У главного волшебника новогодней ночи много братьев, которые живут в разных уголках нашей огромной страны.

Бурятский Дед Мороз — Саган Убугун — Белый Старец


В Бурятии поздравляет детей с новым годом сказочный фольклорный персонаж Саган Убугун, (в переводе Белый Старец) – сказочный символ зимы.

Есть легенда, согласно которой Саган Убугун – добуддийское божество сразу родился столетним стариком с белой бородой. Так высшие боги наказали его мать за то, что она пренебрегла ими, не напоив их водой.

В Древних бурятских мифах его называют богом — супругом Земли. Его культ был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет еще до буддизма. Саган Убугун покровительствовал семейному благополучию, долголетию, счастью, богатству, продолжению рода, плодородию. Он владыка гор, земли и воды, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, духов земли и воды.

Отличительными чертами Саган Убугун являются белые одежды, четки на шеи и своеобразный волшебный посох, на вершине которого находится голова мифического водяного чудовища (макара), имеющего черты крокодила и дельфина. Прикосновение к посоху Белого Старца дарит долгую жизнь.

Поздравления и подарки Белый Старец дарит вместе с Матушкой Зимой, зовут её Тугэни Энёкэн.

Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец


Карельский Дед Мороз — Паккайне — Морозец

Карельский Дед Мороз – самый молодой из российских Дедов Морозов. Его даже трудно назвать дедом. Это молодой, весёлый, вечно холостой парень, у которого даже нет бороды, но есть подруга Луминайне.

Появился он в сказочном мире в 1999 году в Олонце.

Согласно легенде Паккайне появился на свет морозной зимой, когда торговый обоз возвращался в его родной город Олонец (Карелия) с ярмарки. Стужа не навредила младенцу, он родился крепким, здоровым и весёлым, поэтому его назвали Паккайне, что в переводе с карельского означает Морозец. Рос мальчик не по дням, а по часам, обгоняя своих сверстников. Через неделю он достиг размеров трехлетнего ребенка, а всего через месяц — превратился в завидного жениха. Отец ссудил его деньгами и отправил торговать в разные страны.

Паккайне любил красоваться перед зеркалом, но все его отражения оживали и оставались в тех городах, где он бывал, но до определённой поры. К началу зимы все они собирались в родном городе Олонце и утраивали состязания, кто же из них настоящий Морозец. Паккайне тоже участвовал в играх, но 1 декабря превратился в младенца, который быстро рост и становился снова женихом.

У Паккайне есть как праздничная, так и будничная одежда. На праздник он облачается в красную шубу и красную накидку, а в обычный день надевает синий кафтан. На голове – красная шапка. На поясе небольшой мешочек с различными сувенирами.


Не так давно (всего пять лет назад) в России появился новый сказочный персонал – Всемирный Казачий Дед Мороз. Его задача не только дарить детям новогодние и рождественские подарки, но прививать им любовь к Родине, приобщать их к истокам национальных традиций и духовности, а также оказывать адресную помощь сиротам и детям — инвалидам.

В истории казачества появился новый символ. Символ добросердечия и милосердия, объединения, преданности и верности Православной вере и своему Отечеству – Матушке России.

Прародителем образа Всемирного Казачьего Деда Мороза является благотворитель — Святитель Николай Чудотворец, а прототипом преподобный Илия Муромец — воин-патриот.

По легенде казачий Дед Мороз жил и не тужил в своей Пещере Вечной мерзлоты под Железноводском. Но Главный Дед Мороз страны, проезжая из Великого Устюга заглянул на Ставрополье и попросил младшего брата помочь ему в важном деле – развести подарки детям.

Казачьего Деда Мороза ни с кем не спутаешь. В его облачении присутствуют детали национального казачьего костюма: терская папаха, эполеты, аксельбант, газыри, башлык, шашка и кинжал.

Сопровождает его внучка Снегурочка, новогодник – мальчик Новый год, скоморохи, казак с казачкой, ручной медведь.

Марий Эл Дед Мороз — Йушто Кугыза и Лумудыр


В марийском фольклоре свой Дед Мороз — Йушто Кугыза «живет» примерно уже десять веков. Его ещё называют «Холодный Дедушка». У марийцев «кугыза» обозначает «старик» или «дедушка». Именно так они называют своих духов. Есть дух дома — Сурт Кугыза, дух заморозков — Покшым Кугыза, горный старик — Курык Кугыза.

Раздавать подарки ему помогает внучка Лумудыр. Узнать Йушто Кугыза легко по его одеянию: тёплый зипун, меховая шапка с белым верхом, рукавицы вышиты национальным орнаментом, на поясе красный кушак, в руках белый посох и красный мешок.

Марийский Дед Мороз живет в северной части республики, в селе Кукнур в Сернурском районе.

Мордовский Дед Мороз – Мороз — Атя


Высшим богом в мордовской мифологии считается. Нишке. Он сотворил землю и небо, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится наша земля, насадил леса, создал человеческий род, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой.

Мордве известно, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном из них живет Дед Мороз – Мороз-Атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать никак нельзя, и поэтому никому не известно, что там находится.

В праздничные дни Мороз-Атя живёт в своей усадьбе в Ульяновской области

Татарский Дед Мороз – Кыш Бабай



Татарский Дед Мороз – мифический герой, живущий в чудесном лесу, в селе Новый Кырлай Арского района в музейном комплексе известного татарского поэта Габдуллы Тукая — «татарского Пушкина»всего в 80 километрах от Казани.
Согласно легенде в самую долгую ночь декабря тюрки отмечали начало обновления жизни. Они считали, что именно этой ночью появился Верховный Бог Тенгре. Он управляет всем миром и божествами. Зимой управляет Кыш Тенгресе или зимнее божество, которого в народе прозвали Кыш Бабай. Именно он отвечает за весёлую встречу Нового Года. Гулянья идут с 21 декабря по 1 января – праздник Нардуган.
Кыш Бабая можно узнать по особым приметам. На нём может быть синий или зелёный кафтан с национальными орнаментами, золотой пояс, вместо шапки — мохнатая тюбетейка, на ногах сапоги из овечьей шерсти. Кыш Бабай достаёт подарки детям из красивого расписного мешка.
У татарского Деда Мороза большая свита из 14 сказочных персонажей. Прежде всего, дочка – Кар Кызы, Баба Яга – Убырлы, Зухра и Тахир (герои восточной легенды о любви), Златовласка – Алтынчэн, Батыр и Шурале (герои сказки «Шурале» Габдуллы Тукая), шайтаны (черти), снеговики. Все они живут вместе с татарским Дедом Морозом. Ожившие герои поэта Габдуллы Тукая пропагандируют его наследие.

Удмуртский Дед Мороз — Тол Бабай



Тол Бабай – удмуртский Дед Мороз – фольклорный герой.

Согласно легенде Тол Бабай – самый младший из великанов, живших на Кар – Горе. Они жили ещё тогда, когда на земле не было людей. Но когда на горе появились люди, великаны не хотели иметь с ними ничего общего и постарались спрятаться в яме на вершине горы, а Тол Бабай не успел, переход в параллельный мир закрылся и маленький великан остался один. Долго скитался Тол Бабай в окрестностях Кар – Горы, изучил язык зверей и птиц, узнал целебные силы растений и однажды зимой он встретился с детьми. Они не испугались его, а наоборот подружились с ним, играли в разные игры, смеялись и веселились. В благодарность великан одарил детей подарками. Ребята обрадовались и прозвали великана Тол Бабаем, что означает Снежный дед. Теперь каждый год приходит Тол Бабай к детям и дарит им новогодние подарки.
Волшебной силой обладает и его посох, тот, кто к нему прикоснется, получит исполнение желаний в Новом Году. Как правильно загадать новогоднее желание узнайте
Шуба Удмуртского Деда Мороза – фиолетовая – это любимый цвет его родины — Шарканского района. В руках погнутый посох, Удмуртский Дед много ходил пол белому свету, и посох сильно погнулся. Подарки детям Тол Бабай носит за спиной в берестяном коробе.
К людям он приходит не только на Новый год. Все 365 дней в году он рядом, рассказывает людям о природе своего любимого края, о целебных растениях, зверях и птицах.

Якутский Дед Мороз — Чисхан и Эхээ Дыыл

В Якутии живут сразу два Деда Мороза – оба герои фольклора – Чисхан и Эхээ Дыыл.
Чисхан – хранитель холода. Он живет в самой северной части России в Оймяконе – полюсе холода. Он хозяин вечной мерзлоты. Именно к нему накануне Нового Года приезжают все Деды Морозы для благословения и получения настоящего январского морозца. Это злой Дед Мороз. Он несет с собой холодный ветер и несчастья.
Своеобразен костюм зимнего волшебника из Якутии: необычная шапка с рогами быка, роскошно расписанная стразами, бисером, стеклярусом синяя шуба, белый посох.
Второй Дед Мороз — Эхээ Дьыл – повелитель времени и хозяин года, его ласково называют Дедушка Мороз. Живет он в Верхоянске. У него большое семейство: жена – Королева Зимы (КыхынХотун), три дочери Осень (Кухуунэй), Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну), а также внук Ветерок (Тыалчаан) и внучка Снегурочка (Хаарчаана). Все они отвечают на письма к Якутскому Деду Морозу, дарят детям подарки.

Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — дедушка Ямала


Ямало-Ненецкий Дед Мороз — Ямал Ири — сказочный персонаж, описанный в мифах коренных северных народов.

Как правило, это седовласый пожилой старец, одетый в национальную одежду - кисы (меховые сапоги) и малицу (шубу из оленьих шкур), да пояс, украшенный костью мамонта.

Кроме посоха у него есть заветный бубен, с помощью которых он проводит волшебные обряды и ритуалы, отгоняет злые силы, помогает осуществить мечту, исполнить желание, приобрести счастье.

Есть у него и постоянная прописка — посёлок Горнокнязевск Приуральского района в 15 километрах от Салехарда.

Вот какие разные Деды Морозы живут на просторах нашей страны. Я рассказала не обо всех Дедах Морозах России. Есть еще Алтайский Дед Мороз — Соок-Таадак, Кабардино-Балкарский Дед Мороз – Уэс — Дадэ, Калмыцкий Дед Мороз — аав Киитн (дед Холод), Чувашский Дед Мороз — Хĕл Мучи (дед Зима).

Дорогие мои читатели, поздравляю вас с Наступающим Новом Годом и Рождеством. Оставьте в этом году всё грустное, плохое, несостоявшееся и смело шагайте в новый год. Счастья, здоровья, любви вам и вашим близким. Берегите друг друга, цените время, которое можете проводить вместе, потому что, потому что именно наши близкие, друзья и благополучие в наших семьях – самое ценное в жизни. Пусть в ваших домах будет всегда уютно и тепло, а над головой мирное чистое небо.

С уважением, Надежда Карачева

Мы привыкли к образу уверенного в себе, справедливого, но доброго Деда Мороза. А кому и вовсе близок персонаж западного Санта Клауса. А что вы скажете про владыку снежных пустошей и повелителя ледяного ада, который заправляет в снежной Якутии? Выглядит он потрясающе.

Властелин Холода Чысхаан: якутская версия Деда Мороза

Чысхаан - сказочный персонаж в Якутии, получеловек-полубык, воплощение Якутского Властелина холода. Выглядит как старец с длинной бородой. Одет в синюю шубу, украшенную рисунком в виде северного сияния и шапку с высокими рогами, символизирующую воплощение Быка Зимы.

Имя якутского повелителя холода Чысхаана состоит из двух корней: «чыс» и «хаан». Где «чыс» - означает ужасный холод, а хаан - кровь, должность или чин. Например, «Чысхаан тымныы» - лютый мороз, «Чысхаан тыал» - пронзительный ветер. То есть, прямо перевести имя «Чысхаан» можно как «пронзительный холод со студеным ветром», что очень точно передает особенности зимних холодов в этом регионе.

По якутской легенде, мороз на землю насылает великий Бык Зимы - Чысхаан. Полюбил он однажды красавицу Чолбон Куо и умчался с ней высоко в бескрайнее небо. Затихла земля тогда в ожидании великого чуда - зарождения новой жизни и наступлении нового года.

Но, как только пригрело солнце землю, отпал у Великого Быка рог, а затем и второй. Распался (растаял) Чысхаан. И только студеный ветер, пролетая мимо, прошептал красавице Чолбон Куо: «До встречи, любимая, будущей зимой!». Превратилась тогда она в яркую утреннюю звезду, покровительницу влюбленных (называют её дева-звезда) и с тех пор ждет его возвращения каждый год и каждый раз возвращается он к ней осенью.

Повелитель холода северного края Чысхаан и его внучка Харчаана

Якуты представляют духа холода в виде полубыка неслучайно. Издавна в этих местах находят оледеневшие кости и бивни мамонтов. Раньше их принимали за рога огромного сказочного быка. А поскольку, находили их чаще весной, считалось, что быка убило тепло. И, значит, бык - символ холода.

По якутским преданиям, Бык появляется из Северного ледовитого океана в середине октября, что означает наступление зимы в Якутии. Сначала у него отрастают рога, знаменуя похолодание. С потеплением они начинают отпадать. Отпал один рог - серьезные морозы закончились. Когда отпадает и второй рог - жди весны. С её наступлением бык полностью тает и возвращается в океан.

Бывший преподаватель Северо-Восточного федерального университета имени Аммосова, доктор биологический наук Гавриил Угаров вот уже 18 лет успешно совмещает научную работу с карьерой Деда Мороза. Во втором амплуа его зовут Эьээ Дьыл, что с якутского переводится как Дед Сезон. В интервью РИА Новости Угаров рассказал, как совмещает две разные роли, в каких отношениях находится с другим якутским Дедом Морозом – Чысхааном, а также какие подарки просят у него дети и что он сам хотел бы получить на Новый год. Беседовала Майя Акимова.

Гавриил Спиридонович, как вы решили стать якутским Дедом Морозом и легко ли совмещать две такие разные карьеры?

В свое время Якутию часто посещал известный поэт Евгений Евтушенко. Он посвятил нашей республике цикл своих стихотворений. В одном из стихотворений он описывает якутских детишек, наблюдающих за новогодним весельем: "Я люблю чистоту и печальность чуть расплющенных лиц якутят, будто к окнам носами прижались и на елку чужую глядят". И тогда я задумался - ведь действительно Новый год остается чужим для нас праздником. Почему, к примеру, у нас нет своего Деда Мороза?

И в 1999 году я написал научно-фантастический рассказ об Эьээ Дьыле и его внучке Хаарчаане. Появились частные издатели, которые очень быстро, в течение двух-трех дней, издали эту книгу. Таким образом, 2000-й год мы уже встречали с первым президентом республики Михаилом Николаевым и своим якутским Дедом Морозом - Эьээ Дьылом. Моя книга тогда попала в руки министру образования Якутии Евгении Михайловой. По ее распоряжению весь тираж был выкуплен и разослан по всем детским учреждениям.

Конечно, среди старшего поколения были скептики, но большинство восприняли якутского Эьээ Дьыла очень хорошо. Я отвечал, что Деды Морозы не были всегда, они когда-то появлялись. К примеру, возьмем Санта-Клауса. Это ведь рождественский персонаж – Святой Николай. Американский поэт написал поэму о Санта-Клаусе, на основе которой и появился образ сказочного рождественского героя. А русская интеллигенция придумала позже Деда Мороза. Можно сказать, наступило время, когда и нам нужно бы придумать главного новогоднего персонажа. Стоит отметить, что в мире существует около двухсот государств и тысячи разных народностей, из них только тридцать имеют своего Деда Мороза, в том числе народ Саха.

В первое время костюм Эьээ Дьыла носил статный молодой человек - артист балета. Но позже, по сложившимся обстоятельствам, роль перешла ко мне.

© Фото: из личного архива Гавриила Угарова


© Фото: из личного архива Гавриила Угарова

- А как отнеслись к новой роли ваши коллеги по научной среде?

Коллеги-ученые отнеслись к моему увлечению нейтрально. Я свою работу добросовестно выполнял. В науке тоже успехи. Так что одно другому не мешало. Теперь уже год как не преподаю в СВФУ, ушел на пенсию.

- Чем, на ваш взгляд, Эьээ Дьыла отличается от "конкурентов"?

Все другие персонажи появляются только в дни новогодних праздников. А у якутов календарный год начинается в мае. Наш Дед проводит все астрономические, календарные праздники – День равноденствия (21 марта), Новый год по астрономическому календарю (21 декабря), День летнего солнцестояния (21 июня) и так далее.

- А как у вас складываются отношения со вторым якутским Дедом Морозом – Чысхааном?

Скажем так, рыночные отношения распространяются не только в экономике, но и в духовной сфере. В 2002 году в республике появился Чысхаан. Те, кто его придумал, начали продвигать Чысхаана не в качестве Деда Мороза, а как Повелителя Холода. Как раз в этот период - в 2003 году - в Якутск приехали на фестиваль Санта-Клаус из Финляндии и Дед Мороз из Великого Устюга.

С Чысхааном мы практически не пересекаемся на мероприятиях. Меня приглашают на различные мероприятия, пишут официальные письма. К примеру, завтра иду в библиотеку, послезавтра - на презентацию книжного издательства, потом в санаторий, есть еще в графике встреча с уполномоченным по правам человека. Очень часто меня приглашают в Оймякон – Полюс Холода.

- А у Эьээ Дьыла есть семья?

В реальном мире у меня есть жена, двое детей, внуки. Супруга всячески меня поддерживает, сопровождает на встречах. Дети уже взрослые, а вот внуки иногда участвуют со мной в мероприятиях.

А в сказке жена Эьээ Дьыла – Кысын Хотун (Зимнее Время Года). Есть четыре дочери, каждая владеет своим временем года: летом – Сайыына, осенью – Кусуунэ, весной – Саасчаана, зимой - Хаарчаана. Еще есть внучок Тыалчаан – ветерок. Он выполняет функцию почтальона. Также у Деда имеется бык. Издревле жители Якутии связывают мороз с рогами мифического быка.

- Вы пользуетесь современными гаджетами? Каким образом развозите подарки – на оленях?

Пользуюсь телефонами, работаю на компьютере, захожу в интернет, у меня есть страницы в соцсетях. Своего оленя у меня нет. Да и где бы я его содержал в городе? Вожу машину, являюсь водителем со стажем.

- Пишут ли вам якутские дети? Что чаще всего просят?

Да, от них приходит много писем. Современные дети стали немножко меркантильными, стали просить iPhone и компьютерную технику. Но есть и те, кто просит подарить здоровье родным. Запомнилось еще письмо одной девочки. Она написала: "Дедушка Дьыл, не болейте и не умирайте! Если вы умрете, Новый год никогда больше не наступит".

Как вы знаете, такой персонаж есть у многих народов мира. Сегодня пройдемся по Дедам Морозам бывшего СССР.

Белорусский Дед Мороз носит имя Зюзя. Это пожилой мужчина с длинной бородой, который живет в лесу и носит белый открытый кожух. В руке у него должна быть большая железная булава. Но в нашем случае почему-то был посох. Мы с ним . Зюзя олицетворяет собой зимнюю стужу. Чтобы задобрить сурового деда, белорусы под Новый год варили для него кутью.


Татарский и башкирский Дед Мороз называется Кыш-Бабай. Он отмечает свой день рождения в ночь с 21 на 22 декабря. Считалось, что именно тогда родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами. Кыш-Бабай отвечает за веселое празднование Нового года, которое происходит в самую длинную ночь в году.

У Кыш-Бабая есть собственная резиденция. Она расположена в Арском районе Татарстана, в 60 км от Казани. Сказочный персонаж со своей дочкой Кар-Кызы (как бы Снегурочка) принимает там гостей. Рядом с ними тусят другие фольклорные персонажи: Шурале, Тахир и Зухра, Убырлы Карчык (типа Бабы-Яги), другие волшебные существа. Резиденция работает только три зимних месяца.

Карельский Паккайне - самый молодой из всех Дедов Морозов. Легенда о нем появилась в маленьком городе Олонец, который был административным центром губернии. По легенде в начале зимы жена одного из купцов, возвращаясь с ярмарки, прямо в лесу родила крепкого здорового мальчика. В память о необычном событии родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит "морозец". Малыш вырос и стал успешным купцом. Он успевал посещать зимние праздники по всей Карелии и слыл "первым парнем на деревне". Каждый год 1 декабря проходит фестиваль "Олонецкие игры Дедов Морозов", куда съезжаются Паккайне из разных частей света.

Мош Крэчун (Moș Crăciun) - молдавско-румынский Дед Мороз. Говорят, семья пастуха Крэчуна приютила Деву Марию, несмотря на собственную бедность. После смерти пастух стал добрым сказочным волшебником, который приходит зимой и дарит детям подарки.

В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо (дословно "Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку. В кишлаки Корбобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками:)

Эстонский Дед Мороз - Йыулувана. В оригинале - Jouluvana. Практически брат-близнец финского Йоулупукки.

Другие Деды Морозы народов бывшего СССР:

Азербайджан: Шахта Баба
Алтай: Соок-Таадак
Армения: Дзмер Папи или Каханд Папи (Дед Зима)
Бурятия: Саган Убугун (Белый Старец)
Грузия: Товлис Папа или Товлис Бабуа
Кабардино-Балкария: Уэс-Дадэ
Казахстан: Аяз-ата и Кыдыр-Ату
Калмыкия: Аав Киитн (Дед Холод)
Латвия: Салавецис
Литва: Каледу Синелис
Марий-Эл: Йушто Кугыза и Лумудыр
Мордовия: Нишке, Мороз Атя
Осетия: Артхурон
Таджикистан: Бобои Барфи (Снежный дед)
Туркмения: Аяз Баба
Удмуртия: Тол Бабай
Украина: Святий Миколай или Дід Мороз
Чувашия: Хел Мучи
Ямало-Ненецкий АО: Ямал Ири

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!