Женский журнал Ladyblue

День военного автомобилиста вооруженных сил россии. Автомобильные войска России: фото, символика, история, день празднования

Весна прекрасное время года, май – колыбель жизни. В этом месяце много праздников различных военных специальностей. Моряки Тихоокеанского и Балтийского флотов, военные переводчики, пограничники. В конце месяца отмечают профессиональный праздник военные водители. Официально 29 мая попал в число праздничных дат в 2000 году после подписания приказа министра обороны.

В своем роде это уникальный праздник. Он объединяет водителей всех родов войск. Машины есть в каждой части: сухопутных, ВМФ, ВВС, артиллерийских. Военные автомобилисты выполняют широкий круг задач, которые невозможно переоценить:
Подвозят личный состав;
Доставляют технику, оружие, боеприпасы;
Эвакуируют раненых;
Перевозят специальные грузы и многое другое.

Первые автомобили появились на фронте в период Первой мировой войны. Несовершенство первых моделей, их небольшое количество, сказывались на качестве и быстроте перевозок, но уже первые месяцы показали важность использования машин для нужд фронта.

Николай II своим указом создает учебную автомобильную роту, в задачу которой входила подготовка водителей для русской армии. За полгода авторота стала центром обеспечения армии техникой и водителями.

Великая Отечественная война не делала разницы между родами войск – на победу работали все. За военный период автомобилисты перевезли больше 100 миллионов тонн грузов. Машины буксировали артиллерию, реактивные установки, перевозили раненых, боеприпасы, личный состав.

Настоящим подвигом считается Дорога жизни. На протяжении всей блокады Ленинграда водители, рискуя жизнью, доставляли продукты, боеприпасы, эвакуировали раненых. По дороге №101 ездили рабочие лошадки войны – ГАЗ-АА. Знаменитая полуторка всю войну обеспечивала фронт необходимыми грузами.

Автомобилисты совершали невозможное, доставляли боеприпасы туда, где, казалось бы, горит земля. Они внесли огромный вклад в нашу Победу. Мужество, героизм, профессионализм оценены по достоинству:

77 частей награждены боевыми орденами;
15 подразделений получают почетное наименование;
Сотни автомобилистов награждены орденами и медалями;
14 водителей заслужили Звезду Героя.

Сегодня военный автомобиль – не только надежный и мощный транспорт, но и существенный уровень удобства в управлении. Новейшие разработки автоиндустрии нашли применение в военной технике: автоматизация управления, электропривод, навигация. Электронная начинка позволяет управлять отдельным элементом, не покидая кабины.

Военнослужащие выполняют поставленные задачи в ходе боевых конфликтов. Один из исторических моментов – война в Афганистане. В ходе проведения боевых операций несколько сотен водителей были награждены орденами и медалями.

Сегодняшние военные водители достойны славных традиций ветеранов. Военнослужащие постоянно совершенствуют мастерство вождения, осваивают новую технику. Поздравляем военнослужащих и ветеранов с профессиональным праздником!

29 мая в России ежегодно отмечается День военного автомобилиста. Это профессиональный праздник всех военнослужащих и гражданского персонала автомобильных войск Российской Федерации, а также всех военнослужащих и военнообязанных, которым по долгу своей службы приходится управлять различными транспортными средствами. Хотя автомобильные войска существуют в нашей стране с 1910 года, сам праздник был утвержден сравнительно недавно: дата 29 мая была утверждена приказом министра обороны страны от 24 февраля 2000 года.

Автомобильные войска Вооруженных сил России (АВ ВС России) - это объединение (специальные войска) в составе Вооруженных сил России, которое предназначено для перевозки личного состава, горючего, боеприпасов, продовольствия и иных материальных средств, которые необходимы для ведения боевых действий, а также для эвакуации раненых, больных и поврежденной техники в боевых условиях. Помимо всего прочего, автомобильные войска могут перевозить войска, не имеющие собственного автомобильного транспорта.


АВ ВС России организационно состоят из автомобильных (автотранспортных) подразделений, соединений и частей, учреждений и управления и могут организационно входить в состав общевойсковых частей и соединений, а также частей и соединений видов вооруженных сил и родов войск, или же составлять отдельные автомобильные соединения и части. В России автомобильные войска существуют, начиная с 1910 года. Таким образом, российские автомобильные войска приняли участие во всех крупных войнах и конфликтах XX века.

Дата 29 мая для праздника была выбрана неслучайно. Именно в этот день в 1910 году в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, которая и заложила основы автомобильного дела в русской армии и стала прообразом будущей организации автомобильной службы и всей системы автотехнического обеспечения ВС России. Создателем автомобильных войск России принято считать Петра Секретова, который в чине капитана возглавил в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу. Дослужившись до генерал-майора, он в 1917 году возглавлял все автомобильные части русской армии.

Стоит отметить, что в Первую мировую войну Россия вступила, имея в своем составе всего 5 отдельных автомобильных рот. Несмотря на свою малочисленность, автомобильная техника уже в годы Первой мировой войны была признана эффективным, маневренным и очень перспективным средством перевозки войск и грузов. В ходе дальнейших боевых действий автомобильным подразделениям регулярной армии пришлось решать многочисленные задачи по перевозке личного состава и грузов, а также мобилизационные и снабженческие задачи. Россия заканчивала Первую мировую войну уже с 22 автомобильными подразделениями, общий парк которых составлял порядка 10 тысяч автомобилей разной грузоподъемности.

В годы гражданской войны в России автомобильный транспорт использовали и красные, и белые, причем обе стороны конфликта испытывали существенные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений горюче-смазочными материалами и запасными частями. В 1920 году парк молодой Красной Армии насчитывал порядка 7,5 тысяч автомобилей (главным образом иностранного производства).


В конце 1920-х годов в стране началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, которые комплектовались новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в составе РККА насчитывалось уже 40 тысяч автомобилей. При этом советские военные теоретики начали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна была следовать за бронетанковым кулаком во время проведения глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны в составе РККА имелось уже более 272 тысяч автомобилей всех типов, основу автопарка составляли тогда знаменитые «полуторки» ГАЗ-АА, «трехтонки» ЗИС-5 и легковые «эмки» ГАЗ-М1. В первые месяцы войны автотранспортные части Красной Армии понесли катастрофические потери в технике, которые частично удалось перекрыть мобилизацией автомобильной техники из народного хозяйства страны и выпуском новых автомобилей. При этом производство автомобилей в СССР в ходе войны существенно сократилось, составляя в среднем 51,2 тысячи машин в год. Снижением объемов производства произошло главным образом из-за переключения части автомобильных цехов и заводов на выпуск боевой техники, особенно танков и САУ. Сказывались и трудности с обеспечением заводов металлом и другими дефицитными материалами.

До конца Великой Отечественной войны советская автомобильная промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль в годы войны в формировании автотранспортных частей и подразделений Красной Армии сыграли поставки автотранспорта иностранного производства по программе ленд-лиза. За годы войны в Советский Союз было отправлено 375 883 грузовых автомобиля и 51 503 вездехода и джипа, а также 3 миллиона 786 тысяч автомобильных шин. Другим достаточно важным источником пополнения автотранспортного парка Красной Армии была трофейная автомобильная техника. Только за период с ноября 1942 года по март 1943 года советские войска захватили 123 тысячи немецких автомобилей разных типов. Все это позволило существенно нарастить объемы военных автомобильных перевозок. В 1943 году их удалось удвоить по сравнению с 1941 годом, а в 1944 году - утроить.


Всего за годы войны автотранспортными подразделениями и частями Красной Армии было перевезено более 145 миллионов тонн разных грузов. К середине 1945 года советские войска располагали 664,5 тысячами автомобилей разных типов, 32,8% из них приходилось на технику, поставленную по программе ленд-лиза, 9,1% - на трофейные автомобили. За образцовое выполнение заданий командования 14 автомобильных частей и соединений получили почетные наименования, 94 были награждены орденами Красного знамени, Красной Звезды, Александра Невского и Кутузова. За самоотверженный труд и подвиги в годы войны 21 тысяча военных автомобилистов была награждена различными орденами и медалями, а 11 из них стали Героями Советского Союза.

Опыт Великой Отечественной войны подтолкнул военных к оснащению автотранспортных частей грузовыми автомобилями с полным приводом. Уже в конце 1940-х годов в стране было развернуто производство армейского ЗИС-151, позднее появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-е годы их сменили ГАЗ-66, Урал-375 и ЗИЛ-131, начался выпуск дизельных КамАЗов, а также вездеходов УАЗ-469, который на долгие годы превратился в главный отечественный внедорожник.

Также в 1950-е годы перед советскими автостроителями встала новая задача - обеспечить подвижность создаваемого в стране ракетно-ядерного вооружения. Данная задача была успешно решена, в СССР были созданы специальные колесные шасси, предназначенные для размещения ракетных комплексов, многие из них до сих пор не имеют аналогов. С развитием автомобильной техники и вооружений непрерывно рос и уровень моторизации войск, военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. При этом автомобиль из простого средства перевозки людей и грузов стал носителем различных вооружений, в том числе самых разрушительных.

Так в Афганистане именно военным автомобилистам была отведена решающая роль в обеспечении ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) всеми видами материальных средств: от патронов до продовольствия. При этом советские автомобильные части выполняли перевозку различных грузов не только в интересах военных, но и в интересах мирного населения Афганистана. Большой вклад в снабжении советского контингента всем необходимым внесли 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтбр) и 59-я армейская бригада материального обеспечения (59 абрмо).

Структурно Автомобильные войска сегодня включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур. В настоящее время за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации отвечает Главное автобронетанковое управление МО РФ. Строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов ВС РФ, военных округов и флотов, родов войск и объединений ведает Департамент транспортного обеспечения МО РФ.

Сегодня общий парк военной автомобильной техники в ВС России составляет более 410 тысяч машин различного назначения. При этом ежегодно в стране проводятся испытания новых образцов автомобильной техники. К примеру, только в 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Министерства обороны России состоялись испытания 37 образцов военной автомобильной техники, созданных в интересах российской армии.


В День военного автомобилиста «Военное обозрение» поздравляет всех действующих солдат и офицеров автомобильных войск, ветеранов, а также всех тех, кому ранее доводилось, находясь на службе, управлять различной автомобильной техникой, с их профессиональным праздником.

По материалам из открытых источников

Перемещение людей и грузов возлагается на наземный транспорт. Он имеет исключительную важность и часто является незаменимым в войсках. От его применения зависит успешность операций, скорость снабжения: доставка личного состава, боеприпасов, провианта. Специалистам, занятым в подобной сфере, посвящён профессиональный праздник.

Когда отмечают

День военного автомобилиста отмечается ежегодно 29 мая. Он не является общегосударственным выходным и закреплен на официальном уровне Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 февраля 2000 г. № 100 «Об учреждении Дня военного автомобилиста». Документ подписан И. Сергеевым.

Кто празднует

К торжествам в России причастны все служащие, имеющие отношение к автомобильному транспорту, вне зависимости от звания и занимаемой должности. В их числе механики, водители, обслуживающий, ремонтный персонал, инженеры, конструкторы автозаводов, сотрудники фабрик, изготавливающие соответствующую продукцию, запасные части и комплектующие.

К мероприятиям имеют отношение их родственники, знакомые, друзья, близкие люди. День автомобильных войск считают своим преподаватели, студенты, выпускники профильных учебных заведений.

История и традиции праздника

Событие берёт начало 24 февраля 2000 года. Министр обороны РФ Игорь Сергеев издал приказ об учреждении праздника. Выбранная дата имеет символическое значение: она приурочена к созданию в 1910 г. учебной автомобильной роты, ставшей первой в Российской империи. На неё возлагались функции обучения персонала для парка боевых соединений. Впоследствии учреждение стало играть важную роль в развитии данного вида транспорта в рамках армии.

Чествования военных автомобилистов подразумевают застолья в кругу офицеров, их друзей, родственников, знакомых, близких людей. В адрес виновников торжества собравшиеся произносят поздравления, пожелания здоровья и успеха в ответственном труде. Звучат тосты, сопровождаемые традиционными пожеланиями «ни гвоздя, ни жезла». Коллеги обмениваются подарками, обсуждают рабочие вопросы, делятся воспоминаниям и накопленным опытом.

В средствах массовой информации публикуются материалы, посвящённые памятной дате. Главными героями интервью становятся солдаты, командование частей, рассказывающие о своей жизни, истории из будней. День военного автомобилиста 2019 года знаменуется вручением из рук начальства почётных грамот, дипломов лучшим служащим. Проходят повышения в званиях и должностях. В личные дела вносятся благодарственные записи.

Событие имеет особое значение для жителей городов, в которых производится колёсная техника. Мероприятия в таких населённых пунктах приобретают широкий масштаб, вне зависимости от отношения к отрасли.

О профессии

Специалисты занимаются перевозкой людей и грузов, поддерживают исправность подвижного состава, ведут его ремонт и обслуживание. Они могут работать на легковом, грузовом транспорте.

Путь в профессию начинается с призыва в ряды Вооружённых сил, где получаются права на управление автомобилем. Ему предшествует обучение, включающее дневные и ночные марши протяжённостью несколько сотен километров в составе колонны. Осваивается материальная часть, устройство узлов и агрегатов.

После сдачи экзаменов водитель получает соответствующую категорию. Деятельность связана с постоянной концентрацией внимания и относится к категории опасных для здоровья и жизни.

Офицерский состав руководит процессом перевозки, снабжения вверенных подразделений, обеспечивая и контролируя выполнение заявок на горюче-смазочные материалы, комплектующие, проведение регламентных работ. Военные автомобилисты востребованы в гражданской сфере, где им предлагают аналогичный труд.

История Автомобильных войск

Появление первых автомобильных команд, входивших в состав Инженерных войск, относится к 1906 году. Именно они стали прообразом современных автомобильных войск. Чуть позже, 29 мая 1910 г., в Санкт - Петербурге создается первая учебная военная автомобильная рота. Теперь эта дата отмечается как День автомобильных войск. В том же году было создано Автомобильное отделение Отдела Военных Сообщений Главного Управления Генерального Штаба.

Формирование первой регулярной Автомобильной роты относится к весне 1911 года, после чего состоялся первый автопробег грузовиков, которые планировалось принять на вооружение Русской Императорской армии. В следующем году такие же испытания были проведены для легковых автомобилей.

В 1914 году перед началом Первой мировой войны, в Российской армии насчитывалось пять авторот, в которых было 418 грузовых автомобилей и 259 легковых.

Однако, несмотря на малочисленность, и отвратительное дорожное покрытие, автомобили сыграли большую роль в Первой Мировой войне и стали необходимым видом транспорта. Их использовали для перевозки военных грузов, личного состава и раненых, а так же как подвижные артиллерийские и пулеметные точки. В это же время автомобили стали одевать в броню. За годы войны в русской армии появилось более 400 бронеавтомобилей, которые были сведены в пятьдесят бронеотрядов, с успехом воевавших на полях сражений.

Ко времени Октябрьской революции в состав Русской Армии входило 22 автомобильные роты и порядка 10 000 автомобилей.

Советское время

Автомобильная техника широко использовалась в годы гражданской войны. В августе 1918 года Советом Народных Комиссаров было принято специальное постановление, согласно которому 50 % автомобилей должно было быть передано военному ведомству. К концу года количество автомобилей в Красной Армии достигло 4 000, а к 1920 году в войсках было уже 7,5 тыс. автомобилей, при этом часть машин входило в автомобильные отряды, а часть находилась в войсках. Пополнение парка автомобилей происходило главным образом за счет машин, захватываемых у противника.

Главной задачей автомобильных войск в то время была перевозка грузов на дальние расстояния, так же их использовали и для оперативной переброски войск. Так же достаточно часто на автомобилях монтировалось вооружение - пулеметы или пушки. Кроме этого были автомобили санитарные, штабные и передвижные радиостанции.

После окончания Гражданской войны началось обновление изношенной техники автомобильных войск. Первыми отечественными автомобилями, поступившими в войска, стали грузовики АМО Ф - 15.

К тому же времени относится начало формирований при каждом военном округе учебных автотранспортных батальонов пятиротного состава, комплектующимися этими автомобилями. В 1933 году формируется механизированный корпус - первое в мире подвижное соединение, вся техника и вооружение которого имели механическую тягу. Согласно штату в нем было предусмотрено более 200 автомобилей. К 1936 году в составе РККА было четыре подобных корпуса.

Быстрыми темпами продвигалась индустриализация страны, и вместе с этим реконструировались старые автозаводы и строились новые. После реконструкции АМО и его переименования в завод имени Сталина на нем стали производить трехтонные грузовики ЗИС - 5.

Так же к этому времени на только что построенном автозаводе в Горьком начали выпускать легендарные полуторки ГАЗ-АА.

Вместе с обновлением автопарка совершенствуется и управление службой в автомобильных войсках СССР. Изначально они подчинялись ведении Главному военно -инженерному управлению (ГВИУ), затем, в 1924 году, ГВИУ было преобразовано в Военно-техническое управление снабжения РККА, а в 1929 году создается Управление моторизации и механизации при Наркомате обороны.

В 1935 году происходит его реорганизация в Автобронетанковое управление, которое просуществовало четыре года, после чего, в 1939 году, в ходе новой реорганизации, было создано Главное автобронетанковое управление.

Великая Отечественная война

Новым этапом в развитии автомобильных войск СССР стала Великая Отечественная война. Быстрое изменение обстановки и нарастающий динамизм боевых действий вызывала необходимость переброски в короткие интервалы времени большого объема как материальных средств, так и личного войскового состава. Все это потребовало увеличение числа автомобильных подразделений и более совершенную форму их организации. В связи с этим через месяц после начала войны было создано Автодорожное управление, подчиняющееся тылу РККА. Подобные отделы создаются при тыловых управлениях всех фронтов. Общее количество грузовых, легковых и специальных автомобилей Красной армии составляло порядка 272 600. Их основу составляли легковые ГАЗ-М1 и ГАЗ-61, а так же грузовые и специальные на их базе ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ, ГАЗ-ААА, ЗИС - 5 и ЗИС - 6.

Первые месяцы военных действий нанесли автомобильным войскам катастрофический урон как в материальной части, так и в личном составе. Частично потери удавалась компенсировать за счет мобилизации технических средств из различных отраслей народного хозяйства, частично - за счет выпуска новых автомобилей, но из-за оккупации западных промышленных районов страны их производство было невысоко.

Частично комплектование автотранспортных отрядов материальной частью происходило за счет поставок автомобилей, произведенных за рубежом. Так же широко использовались трофейные автомобили (всего с 1942 по 1943 год РККА в качестве трофеев досталось 123 000 авто). Все это позволило значительно увеличить возможность военных автоперевозок.

Сразу после окончания войны в Красной армии было 664 500 автомобилей, из них 10 % трофейных и 33 % - автомобили, поставленные по ленд - лизу.

За годы Великой Отечественной войны десятки тысяч воинов - автомобилистов были удостоены Государственных наград СССР, многие были удостоены высоким званием Героя Советского Союза.

Послевоенное время

После окончания Великой Отечественной войны был остро поставлен вопрос об оснащении автомобильных войск СССР полноприводными автомобилями, в том числе и специальными, так как находящиеся на вооружении, как отечественные, так и иностранные, уже безнадежно устарели. В связи с этим в конце сороковых годов началось производство армейских автомобилей, имевших колесную формулу 6х6 ЗИС-151.

В 1953 году с конвейера Завода имени Лихачева (бывший ЗИС) сходят автомобили ЗИЛ - 157 и ЗИЛ - 164, а завод в Горьком начинает выпуск ГАЗ - 53.

В шестидесятые - семидесятые годы прошлого века продолжается работа, связанная с оснащением автомобильных войск новой техникой. На вооружение автомобильных войск поступают автомобили ЗИЛ-131, ГАЗ-66, Урал - 375 и УАЗ-469.

К 1975 году относится создание Автомобильной службы Советской армии, которая в просторечии практически сразу получила название «Автобат». Тогда же в войска стали поступать первые автомобили Камского автозавода КАМАЗ - 5310.

С самого начала ввода советских войск в Афганистан подвоз материальных средств войскам сороковой армии осуществлялся тринадцатью автомобильными батальонами. Доставка осуществлялась колоннами, в которые входило до пятидесяти бортовых грузовиков и не менее десяти автомобилей обеспечения. Дополнительно в их состав включалось несколько рефрижераторов. Движение осуществлялось исключительно в светлое время суток, охрана колонн состояло из нескольких ЗСУ, БТРов или БМП.

В общей сложности за время военных действий Автобатом в Афганистане было перевезено более десяти миллионов тонн грузов.

Начиная с 1987 года Автомобильные войска - в подчинении Центрального автомобильно-дорожного управления Министерства Обороны (ЦАДУ). Их структура довольно разветвленная. Войсковые подразделения различных родов войск имеют свои подразделения, обеспечивающие перевозки личного состава и различных грузов, а самым мощным средством, осуществляющим автоперевозки в стратегических и оперативных масштабах являются специальные автомобильные бригады, находящиеся в армейском, фронтовом и центральном подчинении.

В 2000 году Приказом Министра обороны Российской федерации был учрежден День военного автомобилиста, который ежегодно отмечается 29 мая. День военного автомобилиста - это праздник военнослужащих автобатов всей страны, его празднуют и автомобильные войска в Москве, и в Питере, и автобат в Чечне, и в других городах России. В день военного автомобилиста солдаты получают поздравления от командования и своих близких. Также с днём военного автомобилиста поздравляют ветеранов и офицеров запаса, прошедших службу в автобате Москвы и других регионов РФ. В 2010 году войскам Автобата исполнилось 100 лет. К этому празднику была приурочена выставка в г. Бронницы (Московская область), где была представлены автомобили, находящиеся на вооружении современных воинских частей Автобата.

На сегодняшний день большое количество призывников стремятся попасть на службу в автобат, причем большинство из них считают ее более легкой, чем в других войсковых подразделениях. Однако служба в автобате, ничем не легче, а порой и гораздо сложнее, чем в других войсках. Маршевые переходы военных автоколонн выдерживает далеко не всякий, кроме того, следует учитывать основное направление того рода войск, к которым данная автомобильная часть прикреплена. К примеру, автомобильные батальоны в составе инженерных войск постоянно участвуют в наведении понтонных переправ, что является отнюдь нелегкой задачей.

Что же касается подготовки офицерских кадров для автомобильных войск, специального училища Автомобильных войск нет. Большинство офицеров Автобата заканчивают Военно- инженерные училища и академии, кроме того, в шести российских гражданских ВУЗах есть военные кафедры данного направления.

Форма автомобильных войск - общевойсковая, отличительными знаками являются эмблема автомобильных войск, шевроны автомобильных войск и петлицы автомобильных войск.

Если вас интересуют автомобильные войска России и их история, то добро пожаловать в наш онлайн-магазин. Здесь вы сможете купить флаг Автомобильных войск , и десятки других сувениров с символикой автобата.

Каждый год 29 мая в России отмечают День военного автомобилиста ВС РФ. Данная памятная дата была учреждена приказом №100 министра обороны Российской Федерации в 2000 году. Необходимо отметить, что это не только праздник военнослужащих Автомобильных войск РФ, но и всех военных, которым по долгу службы приходится управлять различными транспортными средствами.

Дата для праздника, как это обычно и бывает, была выбрана не случайно. Именно в этот день, 29 мая, в 1910 году в Санкт-Петербурге была создана первая учебная автомобильная рота. Главной задачей данной роты стала подготовка специалистов для зарождавшихся автомобильных частей нашей армии. За достаточно сжатые сроки данная рота стала практически центром всего автотехнического обеспечения войск российской императорской армии. Именно она стала прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения ВС РФ. И вот, спустя 90 лет, 24 февраля 2000 года, тогдашний министр обороны России Игорь Дмитриевич Сергеев издал приказ, согласно которому дата 29 мая стала Днем военного автомобилиста в честь первой в нашей стране автомобильной роты.


Таким образом, впервые автомобильная техника в российских войсках стала появляться только перед Первой мировой войной. В те годы численность автомобилей в армии была очень незначительной, а по качеству они были очень далеки от современных автомобилей, однако маневренность и эффективность данной техники впечатляли уже в начале XX века. Несмотря на свою малочисленность, автомобили уже в годы Первой мировой войны были признаны перспективным средством перевозки грузов и войск. Из той войны русская армия выходила, имея уже 22-е отдельные автомобильные роты, а общий парк используемых в армии автомобилей всех «мастей» достиг примерно 10 тысяч единиц. Смена власти в стране не изменила наметившейся тенденции. Напротив, проведенная индустриализация, создание полноценной собственной автомобильной промышленности позволили Советскому Союзу перед началом Второй мировой войны выпустить огромное количество автомобильной техники. К началу войны на вооружении Красной Армии находилось уже более 270 тысяч автомобилей всех типов.

Именно в годы Великой Отечественной войны автомобильная техника раскрыла свои возможности в полном объеме. Автомобили широко применялись для буксировки артиллерийских систем разного калибра, подвоза боеприпасов и продовольствия, оперативных и тактических перевозок, монтажа и передвижения систем реактивной артиллерии. Именно автомобили стали основным видом транспорта почти во всех оперативных звеньях. В годы войны роль автомобильного транспорта определялась не только одними лишь гигантскими объемами перевозки грузов и людей, но и тем, что машины доставляли горючее, боеприпасы, продовольствие непосредственно на поле боя. При этом доставка грузов на передовую шла в очень сложной боевой обстановке, не прекращаясь ни днем, ни ночью, в тяжелых условиях снежных заносов и в распутицу. При этом воины-автомобилисты повсеместно проявляли массовый героизм и огромное мужество.

Неслучайно самая известная и героическая страница в истории автомобильных войск связана с Великой Отечественной войной. Речь идет о «Дороге жизни», которая стала единственной транспортной магистралью, связывающей блокадный Ленинград с большой землей. Эта трасса, проложенная по льду Ладожского озера, функционировала с сентября 1941 по март 1943 года. Поздней осенью и зимой, когда на озере вставал лед, военные автомобилисты прорывались в блокадный город ценой неимоверных усилий и беспредельного риска. Случалось машины уходили в полыньи, образовавшиеся после бомбежки. Но машины все равно шли в блокадный город, спасая жизни сотен тысяч людей. Дорога жизни стала маршрутом эвакуации городского населения, спасла значительную часть ленинградской промышленности, но самое главное - по этой дороге в страдающий от голода и лишений город грузовики везли продовольствие.

Сегодня на 85-м километре Мурманского шоссе возле деревни Дусьево все желающие могут увидеть памятную стелу, на которой хорошо различима надпись: «Военным автомобилистам Дороги Жизни проходившей здесь в 1941-1943». Именно здесь в те годы был начальный участок той самой Дороги жизни, которая начиналась на большой земле и заканчивалась в осажденном врагом городе. Сегодня здесь установлен массивный бетонный памятник. На нем проезжие и туристы могут заметить заснеженную полуторку, которая несется сквозь ледяные торосы, вздыбленные разрывами снарядов и бомб. Недалеко от памятника расположен каменный обелиск, на котором нанесена надпись: «Неизвестному шоферу, отдавшему жизнь за Родину в Великой Отечественной войне».

После войны перед военными автомобилистами встала друга задача - обеспечение подвижности создаваемого в стране ракетно-ядерного . Данная задача была успешно решена советскими конструкторами, которые создали специальные колесные шасси для размещения массивных комплексов РВСН, многие из которых до сих пор не имеют аналогов. При этом процесс развития автомобильной техники и вооружений шел непрерывно. Вместе с этим рос и уровень моторизации войск, а сама военная автомобильная техника стала неотъемлемой частью всех видов и родов войск, залогом их подвижности.

Автомобили из средств подвоза боеприпасов, оружия, продовольствия, снаряжения стали полноценными носителями различных вооружений. При этом сегодня специальность «военный автомобилист» является наиболее распространенной в ВС РФ. Без автомобилей сегодня просто невозможно себе представить ни одно подразделение. Военная автотехника находится на вооружении всех видов и родов войск вооруженных сил России, а также различных специальных служб, являясь важным составным звеном в системе вооружений и военной техники. Помимо этого, автомобильная техника продолжает оставаться самым распространенным средством для монтажа, транспортировки и буксировки военной техники и транспортировки грузов военного назначения.

Только в годы Великой Отечественной войны автомобилями было перевезено более 101 миллиона тонн разнообразных грузов. Не утратили свою актуальность автомобили и в Афганистане, где так называемые «нитки» шли через перевалы к советским гарнизонам. Да и во время осуществления военных операций на территории Чечни на плечи военных автомобилистов легла основная нагрузка по обеспечению снабжения и перевозки военнослужащих. Сегодня День военного автомобилиста - это дань историческим традициям нашей страны, заслугам военных шоферов в военное и мирное время, их большому вкладу в повышение и укрепление оборонного потенциала страны. В наши дни этот род войск входит в состав соединений, объединений тыла армии и флота ВС РФ.

Деятельность военных автомобилистов напрямую связана с эвакуацией больных и раненых, а также доставкой материальных средств и имущества, перевозкой личного состава. Практически треть автомобильной техники каждый день выходит для совершения плановых рейсов. По этой причине большое количество военных шоферов встречает свой профессиональный праздник, находясь в дороге.

По материалам из открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!