Женский журнал Ladyblue

Детские страхи могут быть полезны: чем нельзя и чем можно пугать ребенка. Как правильно "пугать" ребёнка

Признаться, мне никогда не нравилась идея воздействовать на ребёнка через угрозу — «вот сейчас я тебя кому-нибудь отдам». В обращении с детьми родители используют этот приём. Почему так спешат посторонние люди вмешаться в интимный процесс общения родителей с детьми? Почему так негативно реагируют на отказ принять их «помощь»?

Приём этот охотно применяют в воспитании не только своих детей, но и чужих. На прогулках с сыном я устала отбиваться от «доброжелателей», которые, видя, что мой Миша плачет, спешат на помощь: «Ай-ай, какой нехороший мальчик. Я тебя сейчас себе заберу». Совершенно не обращая внимания на то, что Мише нет ещё и года, и плакать для него совершенно нормально.

Я уверяю их, что вряд ли отдам им своего сына, несмотря даже на то, что он плачет, и мы продолжаем с ребёнком самостоятельно разбираться с нашими проблемами, но многих людей моя позиция обижает.

Наверное, на вопрос почему так часто прибегают к запугиванию, проще всего ответить: потому что это действует. Как сказала одна моя знакомая, она не вмешивается, когда её трёхлетнюю дочку кто-то собирается «забрать» с собой из магазина, если та плачет и не слушается: «А что? Зато она сразу успокаивается и бежит ко мне».

Поступая таким образом, родители, сами того не подозревая, расписываются в своём бессилии. Получается, что у них нет каких-либо рычагов воздействия на ребёнка, кроме как напугать его перспективой, при которой они откажутся от него.

В каких ситуациях родители пугают детей:
— когда дети плачут громче и дольше, чем может вынести родитель;
— когда балуются — ведут себя не так, как нужно в данный момент взрослым;
— когда слишком долго одеваются или едят кашу, когда не хотят идти в садик или возвращаться домой, когда отказываются читать стихотворение при всех, когда хотят поиграть с мамой в тот момент, когда ей нужно доделать отчёт, или тогда, когда папа смотрит телевизор;
— когда привлекают к себе внимание, несмотря на то, что мама увлечена беседой со знакомой, или когда устают в длинной очереди на почте или в магазине;
— когда в магазине не могут пройти мимо полок с яркими красивыми игрушками, а на улице останавливаются рядом с каждой кошкой, трактором или другим интересным предметом;
— и гораздо реже — когда собираются сделать что-то действительно опасное: выбежать на проезжую часть, потрогать горячий утюг, залезть высоко или засунуть что-нибудь в розетку.

Если проанализировать этот список или просто понаблюдать за собой, становится ясно, что в 90% случаев детей пугают с целью воздействия на них, когда те ведут себя не так, как от них ожидается. То есть тогда, когда их поведение не соответствует родительским представлениям о поведении ребёнка. И тогда понятно, что в этот момент родители пытаются воздействовать на ребёнка, чтобы изменить его и «подогнать» под свой сложившийся образ о нём.

Есть ли у ребёнка шанс вести себя так, чтобы окружающие были довольны? Есть, если это ребёнок-игрушка, который не плачет, не кричит и всегда молчит. А в остальных случаях конфликт неизбежен, пока родители и педагоги будут формировать свои ожидания, исходя из фантазий о том, как должен вести себя ребёнок.

Чем любят пугать детей?

Как правило, и это уже классика, что придёт кто-то и его заберёт, или мама сама его отдаст.

Вероятностью никогда не вырасти или потерять часть тела или голос: «Не будешь кашу, не станешь большим, не вырастешь», «Будешь пальцем показывать — палец отвалится», «Рот на улице открывать — ворона в него залетит», «Если кричать на улице, то голос пропадёт».

Возможностью потерять игрушки и личные вещи — «От такого плохого мальчика уйдут все игрушки и книжки», «Машинку сейчас отдадим другому».

Перспективой никогда не придти куда-то ещё раз при плохом поведении ребёнка: в гости, на концерт, на игровые занятия.

И наоборот — остаться здесь навсегда: в гостях, в детском саду, на улице. И если некоторые из угроз имеют под собой какое-то реальное основание, то остальные совершенно неуместны и смешны. Ведь ни одна мама, если она в здравом уме, не отдаст своего ребёнка чужому человеку, и ни один палец ещё не сломался от того, что им показывают на самолёт, летящий в небе.

Но ребёнок не знает, что это просто мама не умеет по-другому с ним общаться. Ребёнок воспринимает все слова буквально, взаправду, и то, что он слышит, его ранит.

Редко подобного рода запугивания и угрозы проходят для детей без каких-либо последствий. Они могут быть минимальными, если ребёнок менее чувствительный. Вот только заранее степень его чувствительности неизвестна. Что же происходит с ребёнком, если эта степень высока, а его ещё чрезмерно и неадекватно ситуации запугивают:

— у малыша подрывается чувство базового доверия к миру. Вместо него формируется чувство тревожности и недоверия, а так как закладывается это чувство в детстве, то и вырастает такой человек с ощущением тревожности. Справиться с ним потом очень сложно.

— У ребёнка формируется комплекс неполноценности и чувство вины. О классическом комплексе вины в дошкольном возрасте говорить не приходится, так как у ребёнка только формируется ощущение и восприятие себя, зато можно уверенно говорить о формировании заниженной самооценки — предпосылки к комплексу неполноценности, который заметно усложняет жизнь уже взрослому человеку.

— У ребёнка пропадает желание как-то активно проявляться в жизни. Если за каждый поступок ребёнок слышит запугивание, ему просто становится страшно жить и двигаться, привлекать к себе лишнее внимание, а порой даже и существовать. Иногда это становится причиной желания ребёнка умереть.

— Самые страшные и печальные последствия заключаются в том, что ребёнок действительно верит в то, что мама и в самом деле может отдать его кому-то. А для малыша нет ничего травматичнее и ужаснее осознания того, что он не нужен маме. Ребёнок начинает сомневаться в своей ценности. Если уж мама с папой готовы отдать его кому угодно, что значит он вообще, в принципе? А за какой проступок в следующий раз меня пообещают отдать и, кто знает, может быть, действительно так и сделают?

И когда-то тёплые и доверительные отношение между ребёнком и родителями наполняются страхом. Если маленький мальчик или девочка верят в то, что мама с папой их не любят, что своим родителям они не нужны, они считают, что не нужны всему этому миру. Надо ли говорить, как трудно найти своё место в жизни, реализоваться, если ты считаешь, что ты не достоин ничего хорошего и никому не нужен. И через всю свою жизнь, даже став уже взрослым, этот человечек пронесёт своё чувство ненужности, только потому, что мама не смогла или не захотела поискать другие способы воздействия на него.

— В результате частых запугиваний ребёнок теряет чувствительность и контакт с самим собой и миром вокруг себя. Утраченная чувствительность к самому себе в будущем может быть причиной курения, переедания, алкоголизма, увлечения экстремальными видами спорта, сложностью в установлении и поддержании контактов с чужими людьми.

— Отдельно следует сказать о физических наказаниях и угрозе такого наказания. После страха быть отданным кому-то своими родителями самое тяжёлое для ребёнка (в физическом и психологическом плане) — это физическое наказание. Причём не только оно, но и даже угроза — отлупить, дать ремня. Малыш чувствует себя так, словно внутри его разрывает на две части. Сейчас он и любит своего родителя и ненавидит его за то, что тот наказывает или хочет это сделать. И страх таких событий может жить внутри него постоянно.

Очень часто после побоев дома ребёнок идёт на улицу и начинает мучить животных, третировать младших детей или проявлять по отношению к себе аутоагрессию. Последний случай сложнее всего — это значит, что ребёнок уже совсем поверил в то, что он достоин именно такого обращения и перенял родительский стиль воспитания.

В случаях проявления агрессии по отношению к другим ребёнок просто восстанавливается в психологическом плане. Физическим наказанием или криками с угрозами родители очень сильно его разрушили изнутри, нарушили его целостность. У ребёнка осталось очень много злости и невыраженной агрессии, которую он в силу явного и бесспорного превосходства взрослого не может направить на него. Тогда он идёт на улицу и выбирает того, на кого можно её выплеснуть, восстановив таким образом своё душевное равновесия.

Что же делать?

1. Предупреждать о вещах, которые реально могут быть опасными: электроприборах, дорожном движении, дверях, которыми можно прищемить пальцы.

2. Предупреждать о том, что есть люди, которые также являются источником опасности. А для этого не надо пугать ребёнка, что кто-то заберёт его за плохое поведение. Нужно несколько раз проговорить о том, как вести себя, если незнакомец предлагает конфетку или зовёт к себе посмотреть котёнка. Беседовать с ребёнком о том, что делать, если он потерялся или заблудился, застрял в лифте или проехал свою остановку в автобусе.

Важно помнить, что и в первом и во втором случаях беседу нужно выстраивать, не переходя на личность ребёнка: можно обжечься утюгом, потому что он горячий, а не потому что у тебя руки-крюки. Заблудиться в здании может каждый, а не только ребёнок, потому что он самый глупый и «спит в одном ботинке». Да и незнакомцы представляют потенциальную опасность для ребёнка не потому, что он с утра с мамой поругался и всю кашу не доел. Очень важно в такие моменты беречь своего ребёнка и его чувство внутренней самости.

3. Всегда можно для негативного примера выбрать какого то сказочного персонажа. Вероятность стать таким же, как Баба-яга или Кощей Бессмертный, ближе и понятнее ребёнку, чем угрозы, что с ним никто не будет дружить, потому что он плохой. При этом не надо угрожать ребёнку, что за его плохое поведение этот герой придёт и заберёт его.

4. Один из самых лучших способов воспитать ребёнка — это дать ему на практике почувствовать результаты своих действий. Например, не положил варежки на батарею — пойдёшь в мокрых. Стирается только то бельё, которое лежит в стиральной машинке. В кино в воскресенье пойдёт только тот, кто убрал в своей комнате. Надо отметить, что почему-то родителям очень трудно придерживаться этого метода в воспитании. Маме проще накричать на ребёнка, потому что он, как всегда, её не слушается, а она устала всё за ребёнком убирать и объяснять, у неё уже нет сил, и её все «достало».

А между тем, когда ребёнок имеет возможность на практике испытать последствия своих поступков, это действует на него лучше всяких угроз и запугиваний. Попробуйте применять такой способ воспитания всего неделю или месяц в виде эксперимента. Вы всегда сможете вернуться к старым инструментам воздействий на ребёнка, если новый окажется для вас неэффективным.

5. Откажитесь от физических наказаний. Сложнее, чем предыдущий совет, только этот. Но если вы действительно переживаете за своего ребёнка, если вы его любите и от всей души желаете счастья, учитесь усмирять свои эмоции и физически наказывать ребёнка.

6. Один из приёмов воздействия на детей — сказкотерапия. Пример сказки для детей, которые убегают от папы с мамой, предлагает Ирина Терентьева, детский психолог и сказкотерапевт.

Сказка про воробушка Чика

Жил-был воробушек по имени Чик, у него были мама и папа. Всей семьёй воробьи любили гулять во дворе, собирать зёрнышки, крошки. Папа-воробей искал жучков и угощал ими Чика и маму.

Чику очень нравилось гулять с родителями во дворе, но ему это быстро надоедало, ведь он был такой любопытный! Часто воробушек убегал от родителей в соседние дворы, посмотреть, кто там гуляет. Мама с папой очень пугались, когда теряли воробушка из вида, и очень ругались, когда его находили.

— Нельзя убегать от родителей, — говорила мама. — Это очень опасно, тебя может кто-нибудь украсть или съесть, — добавлял папа.

А воробушек Чик думал, что родители зря переживают, ведь он такой быстрый и смелый, он никого не испугается и убежит от опасности. Поэтому иногда, когда родители были заняты поисками жучков и червячков, Чик на пять минуточек убегал в соседние дворы.

Однажды, как обычно, воробушек ускакал в соседний двор и нашёл там много вкусных семечек. Пока Чик клевал семечки, к нему сзади кто-то подошёл. Воробушек даже не успел обернуться, как на него накинулся кто-то с большими глазами и острыми когтями. Чик был очень быстрый, поэтому он резко взлетел. Но чужак оказался ещё быстрее и схватил зубами воробушка за крыло. Чик закричал что есть мочи: «Помогите! Спасите!» Мама с папой услышали крик Чика и бросились на помощь. Но когда они прилетели в соседний двор, то нашли только пару воробьиных перьев. Дни напролёт они летали повсюду и искали воробушка, но никто и никогда больше Чика не видел.

Да, сказка страшная, и ребёнок, скорее всего, расстроится. Суть подобных сказок и историй в том, что для ребёнка опасность перестаёт быть абстрактной. Дети идентифицируют себя с героями сказок, соответственно, ребёнок практически на собственной шкуре прочувствует всю трагичность истории Чика.

Эту сказку не стоит рассказывать перед сном, лучше рассказать её днем перед прогулкой. А на прогулке, если ребёнок снова попробует убежать, то можно напомнить о том, что случилось с Чиком, который убегал от мамы с папой.

«Если ты сейчас же не успокоишься, тебя вон тот дядя заберет!», «Все! Я ухожу, а ты остаешься здесь один!», «Если будешь капризничать, то сейчас доктор тебе еще один укол сделает».

Скажите, Вам знакомы эти фразы? А Вас запугивали в детстве? Напишите, пожалуйста, в комментариях. Или вы слышали во дворе, или в поликлинике эти и другие похожие фразы от других родителей?

А встречались ли на вашем пути «доброжелатели» (в автобусе, на детской площадке), которые хотели (из самых благих намерений) успокоить вашего ребенка запугиванием?

И метод «запугивания» приносит свои результаты, не такой хороший, как поджопник/подзатыльники, конечно.
Боясь, что его родители сейчас бросят или отдадут чужому человеку, малыш постарается этого избежать и поскорее выполнить все просьбы взрослого. Магия просто!

Хотите вселить ребенку страх? Недоверие к миру? Недоверие к авторитету родителей (ведь они могут бросить), тревогу перед врачами и милицией? Пугайте детей, как можно чаще!
Используя такие фразы один раз, вы просто подсядите на эту иглу, начнете применять это всегда, когда нет времени и желания искать другие способы воспитания.

Сегодня детей с повышенной тревожностью, тиками и невротическими состояниями, к сожалению много. Как победить, потом эти проблемы? Ох… На это придется потратить немало времени и сил. И вам, и ребенку. А ведь довести до такого состояния ребенка очень просто.

Подробный разбор этого вопроса смотрите в видео: «Обидчивость у детей. Что делать?»

Примеры из практики.

1. Девочке три с половиной года. Ходила в детский сад давно и радостно. Но однажды, проснувшись, рыдала, кричала, извивалась, . Начала часто болеть, ночью просыпаться с криками. На второй консультации девочка в игре проигрывает, что воспитатель, если дети себя плохо ведут говорит «я вас сейчас в магазин всех отнесу».

В данной ситуации было выяснено, что такая фразы была сказана воспитателем единожды (это воспитательница так пошутила), и имела такое влияние на ребенка.

Вывод:

Не обязательно пугать ребенка ежедневно, можно это сделать одной неосторожной фразой и надолго.

2. Ребенку 6 лет. Боится панически темноты и замкнутых пространств. В три года застрял с мамой в лифте и с тех пор не может даже находиться один в закрытой комнате, двери все время должны быть нараспашку.

За несколько (пару месяцев) тревога начала уходить.

Вывод:

Можно до посинения ждать, когда фобия сама собой рассосется.

3. Девочке 8 лет. Частые ночные энурезы. Плохо засыпает, тревожно спит, со слезами на глазах. Страх темноты.

После консультаций с психологом ребенок сказал, что боится, что его заберет Бабай. И, действительно, родители признались, что, когда девочка не слушалась, они несколько раз говорили про Бабайку, но не придали этому значения и, как им показалось, девочка, тоже не поверила в его существование.

Вывод:

Чтобы достичь наивысшего результата, подождите немного. Страхам нужно настояться для пущего эффекта. Ночные энурезы, могут появиться не сразу. Попробуйте, про Бабайку, рассказывать уверенно и несколько раз. А еще про Бабу-Ягу, которая крадет непослушных детей.

И примеров может быть еще масса!

Конечно, мало кого из нас не запугивали в детстве. И на самом деле, каждый ребенок очень индивидуален и на одну и ту же фразу и историю может отреагировать по-разному. Один — не обратит внимание, а другой — впечатлится так, что обзаведется фобией.

Хотя иногда, запугивать детей все-таки надо. Удивлены?)

Это касается ситуаций, опасных для жизни и здоровья ребенка. Ток в розетке, машины на дороге и т.д. Но тут, скорее не запугивание, а констатация реальных фактов.

Понимаю, что соблазн использовать этот способ в воспитании, даже в обычных ситуациях, очень велик.

И метод запугивания, действительно, дает свои результаты. Но применяя его, помните, о том, к каким последствиям это может привести.

Может, лучше попробовать договориться с ребенком по-другому?

У вас еще остались вопросы по детским страхам?

  • Фобия и возрастной страх - в чем отличия?
  • Фразы-убийцы детской уверенности.
  • Что делать, если ребенок боится?
  • Откуда берутся страхи у детей разного возраста?
  • Какие ошибки совершают большинство родителей, когда ребенок боится?
  • Самый страшный страх - страх смерти? Как с ним бороться?
  • Профилактика детских страхов. Можно ли предотвратить?
  • Как помочь ребенку победить страх в домашних условиях?
  • Могут ли родители заразить ребенка своими страхами?
  • Какое воспитание провоцирует большое количество страхов у ребенка?
  • Как найти баланс между «стой, опасно!» и привитием разумной осторожности в жизни?
  • Могут ли страхи быть нормой?

Дети - существа очень ранимые и чувствительные, поэтому они подвержены страхам и стрессам. Несмотря на то что испуг болезнью не является, оказать своевременную помощь малышу просто необходимо. Каковы его признаки? Как лечить ребёнка? Для того чтобы подобрать правильную методику, нужно детально вникнуть в суть этой проблемы.

Испуг довольно часто путают со страхом, поэтому для понимания вопроса, необходимо прояснить некоторые терминологические нюансы.

Испуг - рефлекторный ответ на неожиданное действие. Такая реакция сопровождается рядом признаков:

  • расширение зрачков;
  • ускорение ритма сердца;
  • учащение дыхания;
  • дестабилизация общего состояния физического и психологического здоровья.
  • В отличие от страха, который является эмоцией, возникающей наряду с другими подобными (паникой, агрессией и т. д.), испуг имеет более широкий спектр определяющих составляющих:

  • темперамент;
  • степень владения самоконтролем;
  • богатство жизненного опыта.
  • Именно из-за того, что этого самого опыта у малышей немного (испугу в большей степени подвержены карапузы до 2 лет!), факторов, которые провоцируют рефлекторную реакцию, может быть довольно много:

  • природные явления (гроза и другие);
  • резкие, громкие и неожиданные звуки (разговор родителей на повышенных тонах, автомобильный сигнал и т. п.);
  • животные (например, большая собака, неожиданно выскочившая из-за угла, резкие движения кошки и т. д.);
  • стрессовые ситуации (первое посещение детского сада без предварительной родительской подготовки к этому событию, переезд и прочее);
  • стиль воспитания родителей (ребёнок боится сделать что-то, чем может не угодить маме/папе, уходит в себя и попадает в замкнутый круг).
  • Испугать ребёнка может практически любое явление или действие, если оно происходит неожиданно

    Заикание, энурез и другие симптомы, которые свидетельствуют о том, что ребёнок сильно испуган

    Если ребёнок уже разговаривает, то он может сам назвать причину своего состояния, а вот с малышами помладше дело обстоит сложнее. Родителям необходимо собственно понять, что это испуг, а не страх, и только после этого искать причину и способ решения проблемы. Но в любом случае важно вовремя обратить внимание на проявление рефлекторного поведения, а именно на единственную доступную карапузу спонтанную реакцию - плач. Подтвердят тот факт, что кроха чем-то напуган, следующие признаки:

  • сильная нервная возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • заикание;
  • втягивание головы в плечи;
  • разлады со сном (частые беспричинные пробуждения);
  • энурез (особенно ночью);
  • слишком сильная привязанность к родным;
  • боязнь остаться в одиночестве;
  • страх темноты;
  • повышенная плаксивость.
  • Испуг очень часто проявляется ночными кошмарами или малыш может дёргаться во сне

    Группа риска, или как поведение матери и отца влияет на маленького ребёнка

    В большей степени испугу подвержены те дети, которые, по мнению известного педиатра Евгения Олеговича Комаровского:

  • сильно контролируются и опекаются родителями;
  • безразличны своим родным.
  • И тот и другой факторы тормозят развитие у малыша активности и самостоятельности. Так, когда близкие постоянно пытаются оградить кроху от соседской собаки, говоря, что она больно укусит, не удивительно, если ребёнок будет сторониться любого животного. И даже неожиданно выскочившая из-за угла болонка вызовет испуг.

    Точно так же, считает Комаровский, карапуз будет пугаться любых жизненных обстоятельств, если мама с папой ограждают его от малейших эмоциональных переживаний: ребёнок просто не получит навыка справляться с разными проявлениями действительности.

    Слишком сильная привязанность к маме может стать причиной предрасположенности малыша к испугу

    Когда и как будут проявляться последствия испуга

    Иногда малыш, что называется, перерастает свой страх (например, до 7 лет он панически боялся собак, а к своему восьмилетию заказал таксу). Но случается и так, что со временем испуг провоцирует приступы паники, истерики. Это влечёт ряд последствий:

  • карапуз может начать заикаться или у него появится нервный тик;
  • некоторые дети перестают разговаривать, а в школьном возрасте оказываются неспособными к обучению;
  • ночные кошмары приводят к проявлениям агрессии;
  • у подросшего ребёнка появляется масса фобий - устойчивых страхов относительно какого-то явления или объекта.
  • Всё это провоцирует нарушения в работе сердечно-сосудистой и мочеполовой системах, а также психические отклонения.

    Средства, которыми можно лечить малыша в месяц, год и старше

    Избавляются от испуга посредством разных методов, которые делятся на две основные группы:

  • традиционные;
  • нетрадиционные (народные).
  • Самый важный этап лечения ложится на плечи родителей, ведь именно они должны вести себя так, чтобы внушить своему чаду простую истину: «Мы тебя очень любим, всегда будем рядом, так что ты защищён, а значит, бояться нечего». Реализовывается посыл обеспечением эмоциональной безопасности, когда карапуз может не бояться быть разным - весёлым, грустным, озорным и т. д.

    Традиционный подход

    Традиционные методы лечения имеют под собой медицинское обоснование. К ним относятся:

  • гипноз;
  • гомеопатия;
  • терапия с помощью игр и сказок;
  • помощь психолога.
  • Гипноз для снятия страхи и его последствий

    Данный метод обычно используется для детей, которые не слишком охотно идут на контакт. С помощью внушения доктор корректирует состояние ребёнка. Так, при энурезе карапузу даётся установка на то, что, если ночью он захочет помочиться, нужно проснуться и идти на горшок (в туалет).

    Внушение - один из методов избавления от испуга

    Гомеопатия, чтобы вылечить испуг

    Как правило, если пациент страдает от испуга, ему назначат такие препараты, как:

  • Белладонна;
  • Аконитум;
  • Каустикум;
  • Барита;
  • Карбоника и другие.
  • Обратите внимание, что назначение лекарственных средств должен делать специалист, учитывая общее состояние здоровья малыша и возможные последствия от приёма этих лекарств.

    Игротерапия, сказки и творчество

    При чтении сказок, в которых добро однозначно побеждает зло, дети меняют своё восприятие окружающего мира, получают представления о моральных ценностях. После обсуждения сюжета малыши участвуют в постановках по мотивам прослушанных историй, создают рисунки по фабуле произведения. Так они учатся справляться со страхами, трудностями, то есть избавляются от испуга.

    Метод сказкотерапии основан на том, что ребёнок погружается в описанный страх, но при этом обязательно избавляется от него в конце повествования

    Игровая терапия от сказкотерапии отличается тем, что карапузы участвуют в сценках с отдельным, а не цельным, сюжетом. Ребёнок учится справляться с трудностями, страхами, а также взаимодействовать с окружающим миром, что также помогает правильно и адекватно оценить себя и партнёров.

    Песок и глина - природные материалы, отлично успокаивающие нервную систему. Поэтому как можно чаще занимайтесь лепкой, делайте куличики вместе с крохой. А в процессе работы не забывайте говорить с ним о том, что его тревожит, и находить слова поддержки.

    Общение с детским психологом

    Специалист проводит коррекционные беседы, предварительно изучив рисунки своего пациента, ответы на вопросы анкет, тестов, а также исходя из личного опыта общения. Этот метод оправдан, как показывает практика, в отношении детей школьного возраста. А вот для годовалых малышей и дошкольников, которые трудно идут на контакт, лучше подобрать что-то другое.

    Беседа с психологом - очень эффективный способ выяснить, чем напуган малыш, но подходит этот метод далеко не всем детям

    Нетрадиционный (народный) подход

    Многие сторонники традиционных методов решения проблемы, в том числе и доктор Комаровский, считают, что народные способы влекут за собой только один результат - спокойствие и уверенность родителей: «Мы сделали всё правильно, и это обязательно поможет». Возможно, такое мнение не очень далеко от истины. Однако для ребёнка (а это важнейшее условие избавления от испуга!) уверенность, уравновешенность мамы и папы равносильны целому курсу профессионального лечения.

    Хотя нетрадиционные методы и вызывают недоверие, многие мамы утверждают в отзывах, что они очень эффективны.

    Мою дочь напугала собака очень сильно в 4 мес. Перестала спать. Спала по 15 мин. ночью, резко перестала гулить. Невропатологи с их лечением не помогали, до года бились с помощью традиционной медицины, массажем и т. п. Помогла только бабушка, так что кто не верит в это сам, с этим не столкнулся.

    Leila https://www.u-mama.ru/forum/kids/0–1/181860/index.html

    Умывание святой водой дома

    Святая вода - это обычная на вид жидкость, которой после проведения обряда освящения дарованы исцеляющие свойства. С её помощью ребёнка можно избавить от испуга.

    Святая вода - самый простой и действенный способ лечения малыша, который чего-то испугался

    Способов снятия страха посредством святой воды несколько: ею умывают кроху, дают пить, заговаривают. Утром и вечером ополосните лицо карапуза, читая при этом «Отче наш». В течение дня трижды дайте выпить ему священной жидкости.

    Мать может сама дома пошептать над чашей с водой заговор, напоить своё чадо и умыть его.

    Иоанн Креститель, наш Спаситель, над святой водой стоял, эту воду духом освящал. (Имя) я святой водой умою и оботру, испуг сниму, прочь отведу. Аминь.

    Боженька родимый, мою воду освяти, младенца (имя) усыпи. Испуг да горе забери, спокойный сон и радость вновь ему верни. Аминь.

    Как убрать испуг выливанием на воск в домашних условиях

    Воск, по мнению экстрасенсов, хорошо впитывает отрицательную энергию испуга. Для проведения обряда используют церковные свечи. Их нужно расплавить и медленно в 10 заходов вылить в миску с холодной водой, которая располагается в изголовье малыша. Вся процедура сопровождается молитвами о здоровье ребёнка и заговорами.

    Страсти да напасти, из раба Божьего (имя) выливайтесь, внутри не сидите, не оставайтесь. В головушке буйной да в мыслях не сидите, поскорее все прочь уходите. Не я испуг выливаю, а ангелы-хранители мной управляют. Аминь.

    Для выливания испуга потребуется 150 г воска и 3 литра воды

    Каждый отлитый кусочек воска вынимается из воды и рассматривается с обратной стороны. Если поверхность неровная, имеет рисунок, то страхи ещё остались, обряд нужно повторить.

    Отливать воск могут родители или любой близкий родственник в домашних условиях.

    Заговор от испуга с ниткой

    Для проведения этого обряда понадобится новая катушка ниток и кусочек воска.

  • Отмотать нитку и померить рост малыша, а также толщину ручек и ножек, отрывая её после каждого измерения.
  • Отрезанные кусочки запечатать в воск и сформировать лепёшку.
  • Приложить её к левому или правому углу нижней части двери.
  • Прочесть молитвы «Отче наш» и «Пресвятой Богородице».
  • Как маме самостоятельно заговорить воду

    Этот обряд должна проводить только мама малыша. Перед мисочкой с водой женщина трижды читает молитву, а затем окропляет кроватку ребёнка и все углы в его комнате заговорённой жидкостью.

    Во Имя Отца и Сына и Святого Духа заговорю я раба Божьего (имя). Я ему имя дала, я его народила, я грудью своей его кормила, в церкви покрестила. Я его заговорю: нервы с костей, нервы со всех мощей, с тела румяного, чтобы не хворала ни одна нервная жилка. Поднимусь я, благословясь, и пойду, перекрестясь. Пойду я лугами зелёными, берегами крутыми. Там ивушка растёт на песке, а под ней избушка золотая стоит. Там Пресвятая Матерь Библию читает, нервы рабу Божьему (имя) исцеляет, всё худое забирает и в воду святую бросает. Иисус Христос царствует, Иисус Христос велит, Иисус Христос спасает, Иисус Христос исцеляет. Ключ. Замок. Язык. Аминь.

    Обряд выкатывания испуга и сглаза яйцом

    Яйцо - распространённый атрибут очищения от порчи, лечения болезней и избавления от испуга. Выкатывание сопровождается читанием наговоров и молитв святому защитнику ребёнка, а также Святой Параскеве, Георгию Победоносцу, Николаю Чудотворцу, Пантелеймону Целителю и другим.

    Яйцо вбирает в себя всю отрицательную энергетику, им можно выкатать испуг

    После проведения ритуала яйцо разбивают в стеклянную посуду и изучают его состояние. Появление любых пятен говорит об успехе выкатывания испуга.

    Православная молитва от испуга, чтобы перестать бояться

    Кроме традиционного «Отче наш», от испуга помогает ещё одна православная молитва. Читать её нужно утром, днём и вечером по три раза. Ребёнка желательно при этом держать на руках.

    Выйди, недруг, сатана, испуг из рабы Божьей/раба Божьего (имя). Из тела и головы! По костям тебе больше не ходить, по суставам не бродить, в голове не сидеть, в теле не быть! Иди, испуг младенческий на болота, на низины, где солнце не всходит, всё темно и люди не ходят. Не я тебя высылаю-выгоняю, а Господь Бог наш! Повелевает Он тебе уходить прочь и жизнь не портить. Аминь!

    Как правильно читать молитву Матроне Московской

    Прежде поставьте 3 свечки к образу святой и вычитайте молитву.

    Блаженная Старица Матрона Московская, помоги моему чаду справиться с испугом и очисти его душу от бесовской немощи. Аминь.

    После чего купите ещё 12 свечей и наберите святой воды. Вечерами, зажигая их, читайте молитву от испуга.

    Помоги моему чаду, Блаженная Старица, обрести покой в душе. Изгони случайный испуг и навлеки спокойствие в вере. Защити чадо от губительного страха и придай сил для скорейшего выздоровления. Попроси у Господа Бога о милости и праведном испуге о его наказании. Да будет воля твоя. Аминь.

    Малышу необходимо регулярно давать пить святую воду.

    Мусульманский заговор от испуга

    Читается 7 раз над головой ребёнка.

    Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза.

    Магия в помощь, или как снять испуг у ребёнка - видео

    Лечение травами

    Издавна травам приписывались магические свойства. В современной медицине им уделяется большое внимание, ведь доказан целебный эффект многих растений. Они помогают успокоить нервную систему, снять напряжение, устранить последствия испуга.

    Лечение травами применяется и в традиционной, и в нетрадиционной медицине.

    Несмотря на всю пользу трав, использовать их нужно только после консультации с врачом. В его обязанности входит проверить состояние здоровья ребёнка и определить, насколько безопасно для малыша то или иное растение.

    Успокаивающие чаи не только помогают бороться с последствиями испуга, но являются хорошей профилактической мерой

    Самые лучшие травы, которые помогут избавить ребёнка от испуга или его последствий - таблица

    Чёрная трава, чтобы избавиться от испуга

    Чёрная трава - это растение, которое ещё называют башмачком настоящим. В России она произрастает в европейской части, Крыму, на Сахалине, юге Сибири и Дальнего Востока.

    Чёрную траву ещё называют башмачком настоящим, венериным башмачком, адамовой головой, кукушкиными сапожками и другими названиями

    Башмачок - отличное средство от головной боли, бессонницы и эпилепсии. Его воздействие на нервную систему делает применение растения целесообразным при испуге. Для детей настой готовят следующим образом:

  • заваривают 1/2 чайной ложки сухой травы 1 стаканом воды температуры кипения;
  • настаивают 8 часов;
  • процеживают;
  • дают пить по 1/3 стакана за 20 минут до еды.
  • Чёрная трава является ядовитой, поражает нервную систему, из-за чего могут возникнуть разные галлюцинации и тяжёлые сновидения. Поэтому её применение необходимо обсудить с педиатром.

    Профилактика, или с чего начать, чтобы предотвратить появление проблемы

    Влияние родных на психику карапуза невозможно переоценить. Так что грамотное поведение взрослых станет самым сильным заговором против испугов и других расстройств у ребёнка.

  • Если малыш капризничает, нервничает, то добавляйте в ванну отвар ромашки или валерианы для успокоения.
  • В кровать крохи положите саше с травами, обладающими успокаивающими свойствами.
  • Не навязывайте своему чаду ложные страхи, например, боязнь уличных собак и кошек.

    Родители не должны прививать детям ложные страхи в отношении животных

  • Если есть места, потенциально вызывающие у вашего отпрыска страх, то берите туда с собой любимую игрушку - своеобразный оберег.
  • Не ссорьтесь в присутствии малыша. Он должен расти в атмосфере дружелюбия.
  • Тонкая психика ребёнка нуждается в защите ничуть не меньше, чем его физическое здоровье. Тем более что эти сферы теснейшим образом связаны. Родителям необходимо уделять карапузу максимум своего внимания, следить за малейшими изменениями в его поведении и стараться как можно больше разговаривать о том, что тревожит маленького человечка. В этом случае не придётся прибегать к профессиональной помощи и изучать обширный перечень народных методов борьбы с детским испугом.

    Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность - ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

    Наверное, всем родителям случалось пугать своего ребёнка бабайкой или Мойдодыром. Запугивание действительно позволяет угомонить малыша и добиться от него послушания, но является ли этот метод действенным и эффективным? Стоит ли брать его на вооружение? Психологи говорят категорическое нет таким методам воспитания, поскольку они могут создать проблемы в дальнейшей жизни ребенка. Рекомендуем ознакомиться,

    Родители пугают ребенка страшилками с целью добиться послушания, говоря ребенку о том, что из-за его поведения страшная сущность может украсть его, то есть разлучить с родителями. Если взрослый произносит это, прекрасно осознавая, что это шутка и никакого бабайки, как и бабы-яги не существует, для ребенка такая фраза сродни настоящей катастрофе. И чем младше малыш, тем больше масштаб трагедии, поскольку мама для него представляет собой основу мира. Не зря дети реагируют на такие запугивания с истерикой и плачем. Если родители продолжают усердствовать в таком запугивании, то в единичных случаях может возникнуть и глубочайшая психологическая травма – такое случается у впечатлительных или эмоционально зависимых детей, которые оказались в стрессовой ситуации. В нашей стране запугивание является довольно распространенным приемом в педагогике, но сам подход крайние неверный, поскольку взрослый не объясняет негативных последствий плохих поступков, непослушания, а просто реагирует угрозой. Логичнее не просто давать негативную оценку ситуации или даже личности ребёнка, а разъяснить все возможные последствия и найти общий язык с малышом. Чаще всего, применяя испуг, родители пытаются получить определенный результат – ребёнок должен успокоиться или уснуть – но метод выбран неправильно, поскольку негативные эмоции не способны обеспечить успокаивающий эффект.

    ПОЧЕМУ ДЕТИ ВЕДУТ СЕБЯ ПЛОХО?


    Как правило, ребёнок не ведёт себя плохо специально, он просто удовлетворяет свои текущие потребности или же просто не знает, как выразить или реализовать свои желания. Так что происходящее может и не приносить ему удовольствие. Задача родителей показать ребенку, как правильно вести себя и контактировать с окружающим. Вместо этого малыш получает невнятную угрозу и распоряжение прекратить выражение своих желаний. В результате родителям приходится пугать ребёнка ещё и ещё раз, хотя достаточно один раз разобраться, что именно ребенок хочет получить своим поведением. Подавление самовыражения является ударом по самооценке малыша, закладывает в него неуверенность и сомнения в собственной значимости и успешности.


    Угроза становится причиной стресса, но во время стресса человек активизирует все свои имеющиеся знания, чтобы преодолеть или избежать опасности. А вот новая информация не воспринимается и ребёнок не способен ничему научиться. Страх мешает анализировать и делать выводы. Так что попытки запугать ребенка, чтобы он успокоился, а потом объяснить что-то, просто бессмысленны – он ничего не воспримет, поскольку находится в стрессе. Рекомендуем ознакомиться,

    Можно даже составить список самых популярных страшилок, которыми чаще всего родители запугивают своих детей:

    1. Злые сказочные персонажи – в эту категорию можно отнести всевозможных бабаек, баб Ёжек, Кусак, сюда же относятся злые милиционеры, чужие дяди и тети. Результат от такого запугивания действительно есть – ребёнок резко замолкает, но только потому, что он понимает, что его родители не так уж всесильны, а он вовсе не в безопасности, ведь существует зло, которое сильнее мамы папы и может отнять его у семьи. Такое поведение формирует повышенное чувство страха и разрушает авторитет родителей.

    2. Угроза отдать ребенка тете/круглосуточный садик – многие родители ничего страшного в такой фразе не видят, тогда как для ребёнка она разрушает весь его мир, поскольку он понимает что родители просто не любят его. Пугая малыша такой фразой, не удивляйтесь, если этот страх станет навязчивым, а ребёнок будет плакать по ночам.

    3. Запугивание ремнем – угроза применения насилия для ребёнка, который в полной мере зависит от родителей, также никак не воспринимается шуткой. Более того, родители нередко пользуются такой угрозой, а иногда и самим наказанием с целью заставить ребенка делать то, что они хотят в данный момент времени. При этом сами родители ведут себя непоследовательно и не всегда адекватно, руководствуясь своими сиюминутными желаниями, что никак не способствуют развитию доверия со стороны ребенка.

    4. Неадекватные угрозы – сами родители нередко придумывают страшное наказание, которым пугают ребенка по любому поводу вне зависимости от проступка – взрослые эксплуатируют детский страх к темноте, уколам и пр. Рекоендуем ознакомиться,

    5. Кстати, запугивание уколами, да и вообще злым доктором – самая распространённая страшилка. Но вызывая иррациональный страх перед медиками, родители не понимают, что с врачами ребёнок вынужден сталкиваться постоянно – во время болезни, при медосмотрах, получении справок как в детском саду, так и в школе.

    ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


    Родители пугают малышей не только сказочными персонажами вроде бабайки, но и реальными людьми, например, доктором, который заберет в больницу, или полицейским. В результате ребёнок боится каждого встречного человека в военной форме и с истерикой отправляется врачу, учится видеть угрозу на каждом шагу. Существует огромная разница между тем, чтобы учить малыша держаться рядом с мамой и не потеряться, и запугиванием образом злой тети, которая его уведет. Результаты такого воспитательного процесса не радуют – ребёнок начинает бояться окружающих, это негативно сказывается на коммуникабельности и малыша и может стать серьезной проблемой во взрослой жизни. Такой ребёнок будет испытывать проблемы при общении с новыми людьми.

    Если запугивание является одним из основных методов воспитания, то у впечатлительных детей это может спровоцировать полноценный невроз от энуреза и заикания до тика или обгрызания ногтей. Более того, ребёнок в определенный момент вырастает и понимает, что все ужастики, которыми пугали его мама или бабушка, на самом деле не существуют, а бабайка и Баба-яга – это сказочные герои, дядя-милиционер или злая тётя никуда его не заберёт, тем более родители его не отдадут. Поэтому такой ребёнок с понятным недоверием относится ко всему, что говорят взрослые. Сами взрослые теряют как доверие, так и возможность поддержания дисциплины, ведь устрашающе фактор больше не работает. Рекомендуем ознакомиться,

    ЭФФЕКТИВНО ЛИ ПУГАТЬ РЕБЕНКА?


    Маленький ребёнок во всем зависит от взрослых – ему важно знать, что он находится в защищённом пространстве. Запугивание позволяет ему понять, что эта защита не абсолютна, поэтому создаваемые самими взрослыми страхи являются лишь источником дополнительного стресса. Что касается механизмов воздействия на ребёнка, то есть гораздо более простые и доступные методы, которые действуют в любом возрасте – это жесткие границы и правила, которые должны соблюдаться в любых условиях.

    Запугивая ребёнка, родители не дают ему никакой полезной информации, тогда как на самом деле необходимо рассказать малышу о реальных опасностях и четко объяснить его действия в опасной ситуации. В этом случае он будет более знающим и защищенным, сумеет применить полученные знания при необходимости. На практике это выглядит следующим образом: вместо того чтобы повторять ребенку " Не отходи от меня, иначе тебя заберёт чужая тетя", необходимо объяснить малышу, как действовать если его действительно пытается увести незнакомый человек.

    В разумных пределах необходимо объяснить ребенку, что в мире существует достаточно много опасных ситуаций, в которые малыш может попасть:

    1. Дома такими опасными местами является ток в розетке, горячие предметы от утюга до кастрюли;

    2. Машины на дороге и во дворе – ребёнок должен знать правила поведения, а не просто шарахаться ото всех приезжающих машин;

    3. Попытка пообщаться с диким животным;

    4. Прыжки с высоких объектов (качелей, детской горки и пр.).

    При этом стоит выдумывать неадекватные последствия, чтобы просто впечатлить малыша – информация должна быть правдивой с инструкцией по поведению в экстремальной ситуации. Также не нужно пугать, переходя на личностные качества малыша и обвиняя в возникновении сложных ситуаций негативные качества ребёнка. Примеру, стоит указать причинно-следственные связи, то есть собака укусит, если дразнить или мучить ее, а не потому что ребенок плохо себя ведет. Рекомендуем ознакомиться,

    Задача родителей состоит в достижении взаимопонимания с собственным чадом, тогда как запугивание для получения быстрых результатов – это путь плохих родителей, которые желают получить беспрекословное послушание без особенных затрат времени. К сожалению, такой воспитательный прием широко используют представители старшего поколения, выдумывая, порой, дикие страшилки. В будущем такой подход к воспитанию обязательно негативно скажется на доверии к семье или даже навредит ребенку.

    Когда поведение ребёнка в общественных местах выходит за рамки приличия, родители стараются всеми способами успокоить отбившееся от рук чадо. Одним из наиболее действенных способов многие взрослые считают запугивание малыша бабайками, милиционерами, чужими дядями и тётями, которые поругают, накажут, заберут с собой непослушного ребёнка. На этот счёт у психологов есть своё мнение. Они считают, что пугать детей можно, и в некоторых случаях нужно, но делать это нужно правильно.

    Каждый из нас, наверное, вспомнит похожие эпизоды из своего детства. И, если говорить честно, эти запугивания работают. Часто они помогают добиться того поведения, которое в данный момент нужно родителю. Другое дело, что работают они недолго и опасны для психологического здоровья малыша.

    Запугивая чем-то или кем-то родитель дает понять ребенку, что он – родитель – не главный, не сильный и вообще, заступиться за своего ребенка перед неким бабайкой не сможет. У ребенка в этот момент в голове творится ужас – до определенного времени папа с мамой для него самые сильные люди на свете и могут все. А тут появляется какой-то бабайка и мама спокойно отдаст ему малыша?

    Ребенку очень страшно. Кроме разрушенного авторитета родителей, что само по себе болезненно, у него формируется повышенное чувство страха. Да, все дети разные, один не очень испугается, а другой всю жизнь вспоминать будет. В педагогике описаны случаи, когда у детей от страха парализовывало ноги. Зато какой воспитательный эффект!!!

    Но рано или поздно ребенок поймет, что мама с папой его обманывали. И это еще одно неприятное открытие. Причем неприятно не столько понимание того, что полицейскому он вряд ли нужен, а у злой тети своих детей хватает, как сам факт лжи со стороны родителей. Кроме обиды и разочарования у ребенка закрепляется понимание того, что обманывать можно всех. И своих родителей тоже.

    Родители должны понимать, что пугая ребенка за плохое поведение, они расписываются в своем бессилии. Вместо того, чтобы искать способы решения ситуации, чтения соответствующей литературы, попыток разобраться что происходит, они предпочитают решать проблему одним махом, не задумываясь о последствиях для ребенка.

    Происходит подмена понятий – в поликлинике нельзя шуметь не потому, что у кого-то голова болит и шум мешает, а потому что доктор отругает. Кашу нужно есть не для того, чтобы быть сильным и здоровым, а потому, что коза забодает, а папу с работы нужно ждать не с радостью, а со страхом, что мама ему все расскажет и ребенок будет наказан.

    Но самым страшным для малыша являются угрозы отдать его кому-то за плохое поведение. Для ребенка это означает только две вещи – он плохой и его не любят. А такие установки не способствуют здоровому психологическому развитию малыша.

    Возможно, какой-то родитель, читая эти строки, отмахнется: неужели все так серьезно? И простое запугивание каким-то бабайкой может так навредить ребенку? Нет, конечно, оно может навредить гораздо хуже. Вплоть до невроза, энуреза и заикания, гипертрофированного чувства вины, недоверия и враждебности к миру, повышенной тревожности. И это все только из-за того, что именно сейчас, в данный момент малыш не хочет ложиться спать или есть кашу.

    Очень трудно отказаться от запугивания как педагогического приема. Да и ребенок должен понимать, что есть что-то в мире, чего нужно бояться. Что же делать?

    Самое главное – нельзя пугать перспективой отдать ребенка за действия, связанные с его личностными особенностями. Ну не хочет он есть кашу, не хочет спать, а хочет бегать и прыгать! Учитесь выходить из ситуации по-другому. Не любит одну кашу, варите другую, давайте возможность выбора, заведите 15-ти минутки непослушания и стояния на голове, предложите альтернативу, будьте последовательны, доводите требования до конца, способов много – пробуйте, пытайтесь, ищите.
    - Олеся Гаранина, педагог-психолог

    Чем же пугать можно, а в разумных пределах даже нужно?

    Первое: пугать ребенка стоит только теми вещами, которые реально могут навредить – ток в розетке, горячий утюг, машины на дороге и т.п.

    Второе: пугать теми людьми, которые действительно могут быть опасны, например, захотеть увести малыша от мамы. Чтобы этого не случилось, беседуйте с ребенком, предостерегайте его, но делайте это не в состоянии вашей истерики, а когда вы оба в спокойном состоянии. Рассказывайте малышу, что делать, если какая-то тетя или дядя или даже незнакомый ребенок захочет угостить его конфеткой и позовет к себе в гости, показать интересный мультик или веселего щенка.

    Третье: пугайте перспективой стать похожим на какого-нибудь известного отрицательного героя из мультика или сказки, если ребенок, к примеру, не хочет чистить зубы.

    Четвертое: пугайте, не переходя на личность ребенка – машина можете сбить, если не соблюдать правила движения, а не потому, что у тебя глаза на затылке. Собака может укусить, если дразнить ее палкой, но не потому что ты обзывался на маму, в толпе можно потеряться, потому что много народу, а не потому что ты вечно спишь на ходу. Чувствуете разницу?

    Пятое: пугайте адекватно. Если ребенок отнимает чужие игрушки, вряд ли за это доктор сделает ему укол от жадности. А вот ребята играть на площадке могут и перестать.

    Вам предстоит большой путь и потребуется приложить много усилий, чтобы научиться правильно «пугать» детей. Но цель в данном случае – счастье ребенка – оправдывает эти усилия!

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!