Женский журнал Ladyblue

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду

В этой статье:

С 2 до 3 лет у детей начинается новый период в жизни - время предельного интереса ко всему, что их окружает. Дети задают тысячи вопросов и часто даже не дожидаются ответов на них, придумывая для родителей всё новые и новые. В этом возрасте у малышей начинает развиваться логика, и задача взрослых - не пропустить момент и поспособствовать этому процессу.

Для того чтобы понимать, на чём должно строиться развитие логики у малышей от 2 до 3 лет, нужно точно знать, к чему они питают яркий интерес. На основании интереса детей можно проводить увлекательную и эффективную работу с ними, которая будет строиться на специальных упражнениях, играх-упражнениях и просто играх.

С детьми 2-3 лет нужно много и продуктивно разговаривать, давая им возможность высказываться и выразить собственную точку зрения.

Существуют негласные правила, на которых должно быть построено развитие логики у малышей в раннем возрасте. Соблюдая следующие правила, родители поспособствуют развитию заложенного от природы потенциала детей.

  1. Не ограничивайте пространство малыша манежем, кроваткой, ограждениями. Познавая мир, кроха научится логически мыслить.
  2. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок регулярно получал новые впечатления и ощущения, благодаря им он сможет воспитать в себе любознательность.
  3. Дайте малышу почувствовать себя в полной безопасности, это чувство подарит ему возможность не бояться новых открытий.
  4. Будьте уверены в силах малыша, отказавшись от мысли, что его выбор не обоснован. Если ребёнок проявил к чему-либо живой интерес, то, скорее всего, он в состоянии справиться и с освоением этого.
  5. Не ограничивайте фантазии малыша некими правилами. Дайте ему возможность импровизировать, например, если он изображает яблоко синим, а собаку - превосходящую по размерам человека.

Дополнительно родителям нужно помнить, что на развитие логики у малышей 2-3 лет положительно влияют упражнения и игры, построенные на задействовании обеих рук. В этом случае будут работать сразу оба полушария мозга.

Кроме того, обязательно нужно стараться давать ребёнку возможность как можно больше общаться с новыми людьми, особенно сверстниками, не ограничивая его круг общения одними лишь родственниками.

Особенности развития логического мышления

Для детей в 2-3 года абсолютно естественным является познавать мир через общение и помощь взрослым. Именно поэтому малыши столько времени проводят, наблюдая за родителями, старшими братьями и сестрами и предлагая им свою помощь.

Не стоит ограничивать подобных порывов малышей, помня о том, что таким образом они знакомятся с действительностью, а также что это положительным образом влияет на развитие у них логики в раннем возрасте.

Важно, чтобы родители не пожалели времени и объяснили малышам причинно-следственные связи, начиная от следов мокрых лап кошки на асфальте и заканчивая песком, который в сухом состоянии не подходит для строительства башни.

Не нужно думать, что эти вещи очевидны для детей и не требуют пояснения. Развитие логики у малышей раннего возраста находится на начальном этапе, поэтому многие логические цепочки они пока не в состоянии отследить самостоятельно.

Игры и упражнения для развития логического мышления у детей 2-3 лет нужно выбирать такого уровня сложности, чтобы мозг детей активно работал и при этом им не было слишком сложно. Дополнительно стоит подумать о правильном рационе питания для малыша, так как число витаминов и минералов, получаемых им ежедневно, сказывается на процессе развития логики и общего развития в целом.

Упражнения-игры для малышей

Упражнения-игры для детей 2-3 лет обязательно должны увлекать и побуждать действовать. Так, например, с малышом можно позаниматься:



В конце упражнений, если малыш справился с заданием, необходимо поговорить с ним о том, почему он поступал именно таким образом.

Упражнения для развития логического мышления

На четвертом году жизни для детей можно подбирать игры, базируемые не только на наглядном, но и на словесно-образном восприятии. Именно поэтому задания могут носить устный характер.



Не забывайте о диалоге с малышом. Задавайте ему как можно больше наводящих вопросов касательно всего, с чем ему приходится сталкиваться в жизни, начиная от простых «Зачем есть кашу утром?» и «Почему нужно мыть руки?» и заканчивая более сложными «Почему идёт дождь?» и «Куда пропадает снег весной?».

Ниже представлены интересные варианты игр для детей 2-3 лет, стимулирующие развитие логики в этом возрасте.

Найди шар в руке

Взрослый рисует на листе фигурку человечка или животного, героя мультфильма или самого ребёнка. Над ним рисует несколько воздушных шаров со спутанными нитками, одна из которых доходит до руки главного героя рисунка. Задача малыша - провести пальчиком по нитке и найти нужный шар.

Если для ребёнка задание не представляет особой сложности, можно его усложнить увеличением числа шаров или предложением отыскать правильный без использования пальца в роли помощника.

Отыщи правильный цвет

На листе изображают предметы разных цветов - например, три-четыре мяча, квадрата или треугольника. Малыша просят найти не красный и не зелёный предмет, не синий и не жёлтый и так далее. Такая игра не только ускоряет развитие логики малышей 2-3 лет, но и помогает им закрепить знания цветов.

Что понадобится?

Эта игра имеет два варианта.



Найди пару

Интересная игра для самых маленьких, хорошо стимулирует развитие логики. На листе бумаги рисуют животных и разные варианты продуктов, которые они могли бы съесть, после чего просят детей подобрать подходящие пары, например, кот - молоко, кролик - морковка, медведь - мёд и так далее.

Дорисуй-ка

На листе бумаге рисуют разнообразные предметы с недостающими деталями, после чего просят малыша найти эти детали и дорисовать. Это может быть дом без двери, кошка без усов, собака без хвоста и так далее. Если ребёнку сложно сразу обнаружить недостающие элементы, то можно нарисовать их рядом, предлагая выбрать нужные.

Юлия Фальчук

Конспект НОД по ФЭМП во 2 младшей группе .

Развитие логического мышления и внимания у детей 3-4 лет .

Тема : "Теремок".

Программное содержание : развивать логическое мышление , внимание , память, фантазию, упражнять в счёте до 5. Формировать умение соотносить количество предметов с числом. Учить различать геометрические фигуры. Закреплять понятие «длинный-короткий» . Учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, Воспитывать дружеские отношения, любовь к ближнему, сопереживание.

Оборудование :

Игрушки животных : мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь; теремок, флажки разного цвета. Раздаточный материал : полоски синего, красного и желтого цветов, карточки с заданиями, геометрические фигуры.

Ход занятия:

Дети сидят за столами, перед ними на столе стоит теремок.

Воспитатель : Стоит в поле теремок-теремок

Он не низок, не высок.

Как по полю мышка бежала,

Теремок увидала. (достаёт игрушку мышку)

А к терему 3 дорожки ведут, одна длинная (полоска синего цвета, другая короче (полоска красного цвета) и самая короткая (полоска желтого цвета) . Мышка не знает, по какой дорожке ей быстрей добраться до теремка? Назовите какого цвета дорожки? Ребята, как вы думаете? Да, ребята правильно, по короткой дорожке, желтой, быстрей мышке добежать до домика, а теперь нам нужно правильно указать ей, где короткая дорожка. У вас на столах лежат 3 полоски, они разные по длине, давайте мы их сравним и разложим по порядку : сначала самую длинную, потом короче и затем самую короткую полоску.

Вот молодцы ребята, справились с заданием, и мышка по самой короткой желтой дорожке прибежала в теремок и стала там жить поживать, да песни распевать. Сколько зверушек стало жить в домике? (1)

Воспитатель : Стоит в поле теремок- теремок.

Лягушка скачет по болоту.

В теремке ей жить охота. (достаёт лягушку)

Пока лягушка скакала, бусы растеряла. Плачет бедная : «- Вот беда! Помогите, детвора!»


Ну что, ребята, поможем лягушке? Посмотрите, у вас на столе лежат бусы, да только одна бусинка выпала, посмотрите какой бусинки не хватает? (рядом лежат круги красного и зеленого цветов, нужно вставить недостающий круг по образцу : красный, зеленый, желтый.) Дети выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом. Ну что ж с этим заданием вы справились, молодцы, лягушка очень рада какие красивые бусы получились, но вот к сожалению лягушка цвета все позабыла и просит, чтоб вы ей напомнили, она будет называть цвет, а вы покажите бусинку с таким цветом, будьте внимательны . (дети выполняют задание) . Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой. Сколько теперь зверушек в домике. (2)

Тут на опушку выскочил зайчик. А вы знаете, что зайчик любит, когда с ним играют, давайте с ним поиграем.

Физкультминутка «Зайка» .

"Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок, на носочках скок-скок-скок".

Прибежал зайчик к теремку и спрашивает : "Кто в теремочке живет? Пустите меня в теремок?" А лягушка и мышка отвечают : " Отгадай наши загадки, тогда и впустим".

Ребята, давайте поможем зайке отгадать загадки? (Дети выполняют задания по карточкам "Что лишнее?", например : три красных круга и один синий, какой круг лишний)





Какие вы молодцы ребята, помогли зайке, и мышка с лягушкой впустили его, и стали он жить вместе, сколько зверушек в домике? (3)

Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну конечно же, лиса. Попросилась она, то же в теремок и её впустили. Лисичка решила украсить теремок флажками. Мышке красный, лягушке зеленый, зайке синий, лисе желтый (выставляет флажки, дети запоминают, какие флажки выставлены, какого цвета) Наступила ночь, все закрыли глаза. (Убирается1 флажок.)



Утром все проснулись, открыли глаза и увидели, что одного флажка не хватает. Какого? (игра повторяется несколько раз) . Сколько зверушек живет в теремке? (4)

А по лесу уж медведь идёт. Вдруг увидел теремок – как заревёт : «Вы пустите меня в теремок!» Испугались звери. Влезет ли медведь в теремок (нет) почему? (медведь сильно большой) Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! (дети решают построить новый дом, большой, чтоб всем места хватило) .

Дети складывают дом из разрезанных частей (2 прямоугольника и 2 треугольника) .



Молодцы, ребята, какой красивый и большой дом у вас получился. А сколько зверушек будет жить в нём? (5) А сейчас скажите, в какой сказке вы побывали? Понравилась вам сказка? И вы мне понравились на занятии, были внимательными , отвечали на мои вопросы, правильно выполняли задания.

Игры на развитие логического мышления, игры на расширение кругозора, игры на анализ и синтез, игры на развитие творческого воображения.

Рыбка — червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки).

◈ Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

◈ Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.

◈ Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

◈ Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.

◈ Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.

◈ Когда предоставится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками.

◈ Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

◈ Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ; пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

◈ Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.

◈ Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

◈ Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

◈ Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

◈ Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

◈ Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

◈ Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

◈ Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы, бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?

◈ В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Сладкоежки

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

◈ Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

◈ Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки. Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

«Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

◈ Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед — к зимней и т. д.

◈ Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем...», «Сели мы на саночки, взяли мы коньки...». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

◈ Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето — самокат, зима — санки, весна — бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Да - нет, говорите

Игра учит угадывать предмет по описанию методом наводящих и отсекающих вопросов

◈ Как играем: предложите ребенку угадать овощ, который вы загадали, по его описанию. Например: овощ, бывает крупный и мелкий, растет на грядке (морковь). Пусть ваш исследователь методом наводящих вопросов (какого он бывает цвета, какой формы, что из него готовят?) с вашей помощью попробует дать верный ответ.

◈ Закрепляем: загадывать можно любой знакомый предмет, постепенно усложняя задачу. Например: «Это предмет женской одежды» {платье). Ребенок перечисляет: «Юбка?» (нет), «Кофта?» (нет), «Длинное?» (бывает — да, бывает — нет). Подскажите, что бывает вечерним или бальным, если малышу сложно угадать.

◈ Пусть ребенок попробует сам загадать предмет, а вы будете пытаться с помощью вопросов угадывать.

Загадочные умники

Игра учит делать выводы, доказывать их правильность

◈ Как играем: вы знаете, что умение отгадывать загадки, формирует логическое мышление? Итак, загадываем:

Лижет дочку языком, будет телочка здорова.

Кормит также молочком, кто же мама? (корова)

◈ Когда ребенок ответит, спросите его, как он определил, что же это корова? Вот тут и начинается самое интересное! Если ребенок ответит, что корова кормит молоком теленка, скажите, что многие животные кормят молоком детей. А главная подсказка — это теленок! Только у коровы теленок. Далее:

В клетке пестрая головка,

Чистит перышки так ловко.

Что за птичка, угадай,

В клетке верно... (попугай)

◈ В клетке обычно держат попугая, у него пестрая голова ит. д.

◈ Поощряйте ребенка, меняйтесь ролями: ребенок загадывает — вы отгадываете.

◈ Закрепляем: загадывать загадки можно по 5-10 минут каждый день. А может, ребенок придумает свою загадку? Например, вот загадка ребенка 4,5 года: «По лесу ползет, иголки на себе несет».

◈ А если завести книжку и туда зарисовывать свои загадки? Назвать ее «Загадай-ка».

➣ Внимание: при загадывании загадки нужно обращать внимание на отличительную черту предмета, явления: если это дождь, то он идет с неба, из тучи, ведь дождик можно устроить и из лейки. Например, придумываем: «Водичка льется с неба, как из лейки» (аналогия) и т. д.

Ребятушки-загадушки

Игра учит определять предмет по его характерным признакам

Необходимый инвентарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на стол игрушки, сходные по общим признакам: животные, птицы. Загадайте загадку: «Мягкая, пушистая, бегает по деревьям» и т. п. Ребенок должен отгадать ее и дополнить, например: собирает грибы, живет в дупле. Меняйтесь ролями — это развивает логичность речи ребенка. Кто загадок загадает больше, тот и победил.

◈ Закрепляем: играть можно на улице, в дороге.

◈ Усложняем: в дальнейшем используйте словесный вариант игры. Берите качества предметов, их функции: на нем сидят или это нужно для работы в огороде и т. д.

Математические круги

Игра учит работать с пересекающимися и непересекающимися множествами

Необходимый инвентарь: обручи большие и маленькие, мелкие предметы, геометрические фигуры.

◈ Как играем: положите на пол два обруча, в них разложите предметы по группам, например: деревянные игрушки в одном, пластмассовые — в другом или большие красные круги в одном, маленькие синие — в другом. А если в другом должны лежать все круги, среди которых будут большие красные. Как их разложить? Помогите ребенку пересечь обручи и положить в пересечение большие красные круги. Можно положить маленький обруч внутри большого — в большом большие квадраты, в маленьком — маленькие.

◈ Закрепляем: раскладывать можно предметы, картинки. А сделать круг из веревки или скакалки.

Парные картинки

Игра учит находить смысловые связи в парных картинках; формирует произвольную память

Необходимый инвентарь: 5-6 пар карточек со схожими по смыслу изображениями (можно взять из любых настольных игр).

◈ Как играем: положите перед ребенком парные картинки. Например: дерево и лес, дом и окно или бревно и топор, машина и улица и т. д. Картинки кладутся слева направо, следующая пара кладется под ними. Ребенок должен рассмотреть две пары картинок в течение 1-2 минут и запомнить. Затем правый ряд уберите. Ребенок должен вспомнить, что лежало справо от оставшихся картинок. Спросите, что общего между изображениями на картинках?

◈ Возьмите следующие две пары картинок и поиграйте еще раз. Можно играть до тех пор, пока ребенок не устанет.

◈ Усложняем: можно взять по три карточки, имеющие смысловые связи. Например: ваза, вода, цветок; девочка, бантики, расческа — ребенок должен объяснить их соседство. Оставьте только первые карточки. Ребенок должен вспомнить убранные.

Отрицалки

Игра учит делать логические выводы методом отрицания/исключения

Необходимый инвентарь: опорные картинки.

◈ Как играем: предложите ребенку отгадать загадку: «У Коли и Лены по одному шарику, синий и красный. У Коли не синий шарик, какого цвета шарик у Лены?», или «У Тани и Светы по кукле. У Светы кукла не маленькая. Какая кукла у Тани, у Светы?», или «Катя и Таня стоят справа и слева от дерева. Таня стоит не справа от дерева. Где стоит Катя, Таня?» и т. п. Таких вариантов вопросов очень много. Старайтесь придумывать такие загадки сами, загадывая и цвет, и форму, и размер.

➣ Внимание: Если ребенок вначале не справляется, можно использовать опорные картинки, например — рисунок синего и красного шарика в первом вопросе и т. д.; аналогично при других задачах.

◈ Закрепляем: Когда ребенок будет правильно решать задачи, играть можно уже без опорных картинок. Поэтому их можно решать везде, когда будет свободное время.

◈ Усложняем: увеличиваем количество отрицаний. Например: «У Оли, Пети и Тани три мяча: желтый, синий и красный. У Оли не желтый и не синий мяч, у Пети не синий. У кого из детей желтый мяч? Какого цвета мячи у Оли, Пети и Тани?».

➣ Внимание: вы купили родственникам подарки? Поиграйте. Загадайте загадку: «Я купила папе и дедушке брюки, джинсы и свитер. Дедушке я купила не джинсы и не брюки. Что я купила папе, а что дедушке?». Таких житейских примеров много, используйте их для игры и с пользой для ребенка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!