Женский журнал Ladyblue

Для всех и обо всем. Образ кошки в славянской мифологии

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества. Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение — к концу 15 — началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов — эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты — великий кот, мститель богов»).


В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.


В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще — Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах — детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие — наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас - богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.


Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота - все, что у него было. Корабль потерпел крушение - и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом - мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов - это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных - это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

В различных мифопоэтических традициях распространены мотивы учёного Кота Сравни пушкинскую рецепцию этого образа кота, научающего добывать огонь (Афанасьев I, № 45), чудовищного Кот-Баюна, сидящего на столбе, побивающего весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки (Афанасьев II, № 215, 284), кошки как награды герою за службу (Афанасьев III, № 566) и др.

- -

Кот-Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить». В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

-
-

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

-
-


Тотем Кот
Его способность всегда падать на лапы — делает владельцев этого тотема
удачными людьми с хорошо развитым вестибулярным аппаратом
.

Он наделяет людей умением делать хорошо те вещи, которые надо сделать "украдкой", дает возможность подкрадываться незаметно, а также дает такие качества как: любопытство, желание, независимость, мягкость, ласку. Помимо "приятных" качеств, тотем кота может наделить своего владельца силой "наемного убийцы" — кот крысолов — ниндзя. Мистическое свойство котов — обладание девятью жизнями — делает владельца такого тотема "более" живучим.
У американских индейцев дикий кот — знак воровства, поэтому его любили призывать те, кто занимался таким ремеслом. У многих племен тотем кота являлся хтонической силой: будучи ночным животным, он обладал злыми
силами и способностью к трансформации. Тем, кому чужда эта тотемная группа, могут смело считать, что встреча с незнакомым котом — не к добру. Многие шаманы насылали на врагов черных котов, чтобы назвать неудачу или болезнь. Из магических свойств стоит отметить умение наводить порчу, видеть невидимое, возможность вызывать дождь, врачевать.
Традиционная добыча кошки — мышь, мелкие грызуны, однако этим ее рацион не ограничивается. Не менее успешно кошки ловят птиц и кроликов.
Традиционный враг кошки — собака, хотя в действительности список ее недругов гораздо обширнее. И все же каждый, кто связан с кошкой как с тотемным животным, должен в первую очередь изучить мышей и собак. Это
поможет лучше понять магию кошки и характерный для нее баланс энергий.
Пример тотемического влияния в мифологии: в греко-римской культуре кот — спутник лунной Дианы. Богиня свободы держит кота у своих ног. У скандинавов кот — атрибут Фрейи, в ее повозку были запряжены коты. В
буддизме кот символизирует силу трансформации и мирный отдых.

Не менее интересна и русская старинная мифология, связанная с кошками. У славян есть легенда о подземной кошке с огненными ушами, которая клады охраняет и отпугивает волков. Эта легенда особо известна у уральских золотоискателей. А уж сколько преданий, обычаев и поверий существует у русского народа о кошках. Некоторые из них и по сей день не только известны, но и играют большую роль в жизни людей суеверных, живущих по приметам. Кошка и погоду предсказать может, и дом от нечистой силы защищает, и приход гостей напророчит, и злого человека от доброго отличит безошибочно. И в самом деле, многие приметы сбываются. Особенно если в них верить безоговорочно.

Пословицы и приметы:

Черный кот хвост из трубы кажет (дым)
- Белая кошка лезет в окошко (о рассветном солнце)
- Кошка умывается - к гостям или перемене погоды.
- Лежит кошка брюхом вверх - к теплу, прячет голову - к холоду, распушает хвост - к метели.
- Кошку девятая смерть донимает (о живучести кошек)
- Язык блудлив, что кошка
- Сболтнул бы коток, да язык короток

Известна любовь кошек к ласке, домашнему теплу, чистоте и уюту. Вместе с тем кошки - самые независимые и гордые животные среди прирученных человеком. Кошками называют людей скрытных, ласкательных и лживых.

Если кошка - ярко выраженный женский образ, животное, любящее домашний уют, то кот - вольное, бродячее существо, воплощение похотливости и скрытой мощи. Ученый кот-Баюн (рассказчик) - частый гость славянских сказок. Его звучный голос отпугивает духов на многие версты вокруг.

Кошки привязаны к дому более всего, даже больше, чем к хозяину. Бывали случаи, что кошка оставалась в старом холодном доме, когда люди переселялись в новый. Этим кошки напоминают домовых, верных своему углу до полного его разрушения.

Черных кошек считали помощниками колдунов и ведьм, встретиться с ними - плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. В тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека.

Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира. Убивший кота - навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Вечное противостояние кошки и мыши отражает борьбу двух сил - земной и подземной, накапливающей и созидающей, темной и скрытой (Велес) и небесной, яростной и обновляющей грозовой мощи (Перун).

Время кошки - зима. Цвета - черный, белый

Кошка, кот — домашнее животное, наделяемое в народных представлениях двойственной символикой и различными демоническими функциями и часто выступающее в паре с собакой.


Кошка оценивается неоднозначно: и как чистое животное, и как нечистое. Говорят: «У кошки шерсть погана, а рыло чисто; у собаки рыло погано, а шерсть чиста»; «Собаку можно целовать в морду, а не в шерсть, кошку — наоборот» . По болгарским поверьям, Кошка радуется смерти хозяина, а собака плачет; Кошка добавляет хозяину мучений в аду, раздувая пламя под его котлом, а собака носит воду и заливает огонь. Поверья объясняют происхождение Кошки как от дьявола, так и из рукавицы Божьей Матери. В легенде о всемирном потопе Кошка спасает Ноев ковчег: затыкает хвостом дыру, которую прогрызла мышь, сотворенная дьяволом.
Убивать Кошку запрещено, иначе ни в чем не будет удачи. Считается, что если человек будет спать с Кошкой, у него помутится рассудок. Опасно везти Кошку лошадьми, потому что лошадь от этого сохнет. Кошку запрещено впускать в церковь. Кошке и собаке нельзя давать есть пищу, освященную в церкви. Однако у поляков на Пасху им иногда специально давали освященного хлеба с маслом. Этот обычай объясняется народным представлением, что люди имеют хлеб благодаря Кошку и собаке: согласно распространенной легенде о хлебном колосе, за непочтительное отношение к хлебу люди ныне пользуются хлебом, который Бог оставил только на долю Кошек и собак. Плохая примета, если Кошка (любая, не только черная) перебежит дорогу или встретится в пути. Охотнику и рыбаку встреча с Кошкой сулила неудачу в лове. В связи с этим старались не упоминать Кошку во время охоты или называли ее иначе (например, запёченкой).


В облике черной Кошки часто представляют нечистую силу. В то же время Кошка, как полагают, способна видеть нечистую силу, невидимую для человека. В образе Кошки может появляться черт. В кошачьем облике представляют души умерших, особенно тех, кто искупает после смерти свои грехи или умер не своей смертью. В виде Кошки показывается смерть маленьким детям. В черной Кошке видели также воплощение болезней: холеры и «коровьей смерти».
Русские верят, что черные Кошка и собака оберегают дом от попадания молнии, однако считают и опасным присутствие их в доме во время грозы. Это объясняется поверьем, что во время грозы Бог старается поразить черта молнией, а черт прячется от Бога, обращаясь в Кошку, собаку или другое животное. У украинцев известен рассказ о том, как лесник во время грозы увидел черную Кошку, которую не брал гром, и застрелил ее освященной оловянной пуговицей. После этого ему во сне явился св. Георгий и сказал, что он убил сатану, который семь лет дразнил святого.

Кошке присущи черты домашнего покровителя. Присутствие ее в доме благоприятно сказывается на хозяйстве и скоте.
Верят, что счастье в дом приносит краденая Кошка. А в несчастливом доме Кошки не водятся. При переезде в новый дом хозяева часто пускают в него сначала Кошку, а лишь потом вселяются сами. Входя вслед за ней, хозяин идет в угол, который должен облюбовать себе домовой. Принесенную в новый дом Кошку сажают на печь рядом с дымоходом, т.е. туда, где по распространенным поверьям, обитает домовой. Нередки рассказы и о домовом, который обращается в Кошку.

Кошку используют в народной магии и медицине. Верят, например, что у черной Кошки или кота имеется чудодейственная кость. Если добыть ее, она сможет сделать человека невидимым или наделит его способностью все знать. Тот, кто в полночь на перекрестке дорог наколет такой костью себе палец и подпишется кровью, получит себе в услужение черта-домового, который будет приносить в дом краденые деньги, зерно, молоко от чужих коров и т.д. В некоторых русских губерниях для предотвращения начавшегося падежа скота считалось необходимым зарывать павшую скотину в хлеву вместе с живой Кошкой. Чтобы уберечься от холеры, проводили вокруг села борозду маленьким плугом, в который запрягали Кошку, собаку и петуха, непременно черных. Опухшее вымя коровы лечили, царапая по нему когтями домашней Кошки. Ребенка, больного чахоткой, купали в купели вместе с черной Кошкой, чтобы болезнь перешла на Кошку. От насморка следовало нюхать дым обжигаемого кошачьего хвоста. Белую кошачью шерсть использовали как средство от ожога.

По народным представлениям, кот способен благотворно влиять на сон. Поэтому образ кота, как и зайца, часто встречается в колыбельных песнях. Перед тем как впервые положить ребенка в колыбель, туда кладут кота, чтобы ребенок крепко спал. Представление о родстве Кошки и зайца отмечено у сербов, считающих, что заяц произошел от Кошки.
В народной культуре Кошка выступает символическим аналогом медведя, а собака — волка. В восточнославянских сказках, в русских и лужицких быличках нечистая сила, напуганная медведем (черт, кикимора, водяной и т.п.), называет его «кошкой». У русских крестьян известен способ вызывать с помощью Кошки лесного духа — «боровика», имеющего медвежий облик.

Современное человечество не только не забыло древних легенд и поверий, но продолжает наделять кошку всевозможными интересными свойствами. Кошка изучается учёными в разных ракурсах. Сколько открытий сделано в последние годы! Сколько открытий ещё предстоит сделать! Каждый владелец кошки подтвердит, что это неземное существо способно и настроение поднять, и подлечить своего друга человека на ментальном уровне, и от опасности предостеречь.
Вот такие они, мифические кошки, живущие рядом с нами. Одно известно точно - если кошку любить и уважать, то и человеку от неё только добро будет. А вот тому, кто обидит это гордое существо просто так, незаслуженно, обязательно отольются кошкины слёзки. Любите своих питомцев, и всегда помните - вы в ответе за тех, кого приручили!


Мифические кошачьи из разных уголков мира

Некомата и другие мистические кошки.

Почему же кошки считаются настолько таинственными. Египтяне поклонялись им, европейцы боялись их, а японцы и вовсе опасались, что кошки могут ходить на задних лапах и разговаривать. И при этом буквально во всех культурах по всему миру верят, что кошки обладают уникальной способностью чувствовать сверхъестественное.

1. Кайт ши


Кайт ши — чёрная кошка с белым пятном.

Кайт ши означает «кошка-фея». Этот кот черного цвета с белым пятном на груди вырастал до размера молодого теленка. Ирландцы верили, что кайт ши — сказочное и мистическое животное, а шотландцы считали, что это перевоплощенная ведьма.

Легенда гласит, что Кайт ши — ведьма, которая может превратить себя в кота девять раз, а после девятой трансформации она останется котом навсегда. Если черная кошка подошла к покойнику, шотландцы считали, что это кайт ши, который пришел, чтобы украсть душу покойного (прежде, чем та отправится в иной мир). В итоге люди часто 24 часа в сутки дежурили возле тела, вплоть до самого его погребения.

Существовал еще один способ отвлечь кайт ши. При встрече с этим котом ему загадывали сложную загадку, а тот останавливался и обдумывал ответ некоторое время. Также в помещении, где находилось тело, не разводили огонь, поскольку тепло могло привлечь кайт ши. Сегодня ученые считают, что легенда о кайт ши произошла из-за шотландских кошек келлас, которые являются гибридом дикой кошки и домашней кошки. Больших и черных келлас невозможно приручить.

2. Кактусовые коты


Около 100 лет тому назад ходили истории об озорных существах, известные как кактусовые коты, которые обитали в пустынях юго-запада США и севера Мексики. Несмотря на то, что по размеру и форме они не отличались от домашних кошек, эти существа были покрыты иглами, а также их хвосты и уши оканчивались наростами, похожими на кактусы.

Питались кактусовые коты соком кактусов, но не совсем обычным способом. Они прокусывали кактусы у основания и возвращались к ним только через день, чтобы сок забродил. После этого коты выпивали его и захмелев, отправлялись бродить по пустыне, громко урча и закалывая своими колючками всех на пути. Эта привычка привела к вымиранию кактусовых котов, поскольку в пьяном виде они становились легкой добычей для ковбоев, которые охотились на них.

3. Булавохвостые кошки


Кошки с хвостом в виде булавы, если верить легендам, жили на севере США. Как и в случае с доисторическим анкилозавром, булавохвостая кошка использовала гигантский костяной шар на конце хвоста, чтобы оглушать свою добычу. Эта кошка залезала на ветви деревьев и могла прождать на них целый день, пока ничего не подозревающая жертва не пройдет под деревом. После этого кошка спрыгивала на свою жертву и забивала ее до смерти булавой на хвосте. Во время брачного сезона самцы привлекали самок тем, что барабанили своими хвостами по полым бревнам. Подобная кошка обитает якобы и в южной части США. Как и булавохвостый родственник, щепковый кот сидит на дереве в ожидании добычи. Тем не менее, у щепкового кота шар на конце хвоста гладкий с одной стороны и колючий с другой. Кот оглушает жертву, проходящую под деревом, ударом по голове гладкой стороной шара, а потом цепляет ее колючками и затаскивает на дерево.

4. Коты-тролли


Скандинавы верили, что кот-тролль был помощником ведьм, которые делали его из различных объектов, таких как палочки с обожженными концами, веретенв, завернутые в шерсть, и чулки. После создания «заготовки» тролля ведьма капала на нее три капли крови и читала специальное заклинание, чтобы вдохнуть жизнь в свое создание. Тролли-коты принимали форму либо кошки, либо подвижного шара, похожего на клубок нитей. Ведьмы в основном поручали своим троллям-кошкам проникать на соседние фермы, где те воровали молоко, высасывая его прямо из коров. Когда раздутый от молока тролль-кот возвращался домой к своей хозяйке, то срыгивал молоко в корыто.

Скандинавы верили, что если выстрелить в тролля-кота, то из раны потечет молоко. Ведьма при этом получала тот же самый ущерб, что и ее фамилиар-тролль. Этим поверьем пользовались хитрые цагане. Они подсыпали отраву скоту, а затем являлись к хозяевам, предлагая за деньги вылечить скот и поймать тролля-кота.

5. Котокролики


Котокролики или кэббиты представляли собой гибрид кошки и кролика. Впервые об этом животном упомянул Джозеф Трейн после своей поездки на остров Мэн, расположенный между Англией и Ирландией. Тем не менее, ученые заявили, что подобный гибрид генетически является невозможным, а Трейн фактически видел мэнскую кошку с обрезанным хвостом. Также эта порода кошек отличается тем, что у нее задние лапы длиннее передних (благодаря этому они подпрыгивают при ходьбе).

В 1977 году человек по имени Вэл Чапман нашел в Нью-Мексико животное, которое он счел белым «котокроликом» с розовыми глазами. Он показал это животное в торговом центре в Лос-Анджелесе и два раза приносил его на Tonight Show. Позже ученые определили, что кэббит Чепмена был обычной кошкой с генетическими аномалиями.

6. Бакэнэко


Бакэнэко — кошки из японского фольклора.

Бакэнэко — сверхъестественные кошки из японского фольклора. В первые годы своей жизни бакэнэко не отличается от типичной домашней кошки. Но с взрослением у него начинают развиваться сверхъестественные силы. После достижении определенного возраста (как правило, 12 или 13 лет), бакэнэко начинает ходить на задних лапах, как человек. Он также может говорить и понимать человеческие языки. Взрослые бакэнэко могут превращаться в человека, а также злые бакэнэко могут поглотить своего хозяина и занять его место.

Не все из этих кошек злые, некоторые из них весьма беззаботны и любят танцевать с платками на головах. Тем не менее, даже веселые кошки также могут вызвать кучу проблем. В их хвостах содержится огненная магия, способная поджечь любой легковоспламеняющийся материал, к которому волшебный кот коснется хвостом.

Старые бакэнэко также обладали возможностью поднимать зомби-рабов, поэтому хозяева кота могли проснуться и увидеть среди ночи, как мертвые соседи наливают молоко их котику у них же на кухне. Суеверные японцы иногда отрезали хвосты своим домашним любимцам, чтобы те не стали бакэнэко.

7. Некомата


Когда бакэнэко стареет, он становится еще более чудовищным. После достижения преклонного возраста его хвост раздваивается, а бакэнэко эволюционирует в существо под названием некомата. В то время как бакэнэко иногда бывают хорошими, все некоматы злые и любят полакомиться человечинкой. Они прекрасные ораторы и умеют подчинять людей своей воле.

Самое страшное из умений некомат — они обладают возможностью преследовать людей в виде их умерших родных и близких. Самые мощные из этих существ якобы живут в горах и имеют глаза кошки и тело собаки, хотя они могут превратиться в кого или что угодно. Есть люди, которые на самом деле утверждали, что видели некомат.

8. Раскалывающие коты


Раскалывающий кот (или сплинтер) якобы обитает в лесах Северной Америки. Это совершенная противоположность типичным скрытным кошкам. Сплинтеры шумные, неуклюжие, тупые и в буквальном смысле дубоголовые. Они используют свои сильные черепа, чтобы разбивать деревья. У раскалывающих котов острые когти, с помощью которых они забираются на деревья, мощные задние лапы, чтобы перепрыгивать между соседними деревьями и клиновидные морды, чтобы разбивать деревья.

Сплиттеры ведут ночной образ жизни и предпочитают охотиться во время ливней, когда их громкие действия заглушаются шумом дождя и грозы. Питаются эти коты енотами и пчелами, «раскалывая» деревья, чтобы добраться до пчел.

9. Стражи потустороннего


Вера египтян в мистические свойства кошек распространилась на римских завоевателей. Из Рима эту веру переняли кельты, которые начали рассматривать кошек, как хранителей потустороннего, причем не только в духовном смысле. Пещера Кошек — врата ада в Ирландии. Считается, что это врата, которые ведут через недра Земли в потусторонний мир. На Самайн (Хэллоуин), монстры выходят из пещеры Кошек, чтобы терроризировать людей ночью.

Мифы повествуют, как легендарный герой Кухулин как-то приручил диких кошек-демонов, которые появились из пещеры. Но сама пещера — вовсе не миф. Это настоящее место, которое можно увидеть в Ирландии и сегодня (правда, внутрь пещеры туристов не пускают, поскольку часть пещеры рухнула, оставив некоторые туннели заблокированными.

10. Большие Уши


В шотландском фольклоре есть демонический кот, известный как Большие Уши. Как говорят, является потомком Ирусана, мифического царя кошек. Шотландцы считали, что Большие Уши — оракул, который мог исполнять желания. Поэтому языческие колдуны проводили варварский ритуал, чтобы вызвать это существо. В течение нескольких дней они жарили живых кошек на вертеле, до тех пор, пока не появлялась армия дьявольских котов, чтобы положить этому конец. Во главе этой армии был как раз Большие Уши, который исполнял любые пожелания или предсказывал будущее. Этот ритуал проводился в 17 веке, хотя его осуждала церковь. Последнего кота сожгли в марте 1824 года.

Наверно, трудно представить более мистическое и загадочное домашнее животное, чем кошка. Посудите сами: собака верна, морская свинка забавна, попугай разговорчив, а кошка… Кошка всегда делает, что хочет и способности имеет куда более обширные, чем другие человеческие питомцы.

ВЕДЬМИН КОТ (Кот — (обычно — черный кот). Коты жили у ведьм в услужении и выполняли их различные поручения. В обязанности котам вменялось стеречь дом в отсутствие хозяйки, следить за пленниками, помогать по хозяйству.

- подземная кошка, охраняющая клады. По легендам русских золотоискателей, одним из сторожей заколдованных кладов является земляная кошка. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральских поверий П.П.Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши: «…вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли… Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы.

— волшебная киса, которая обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Сидит Баюн на высоком железном столбе. Он обессиливает каждого, кто пытается подойти к нему, с помощью песен и заклинаний. Чтобы захватить волшебного кота, Иван — царевич надевает железный колпак и железные рукавицы.

Кот Баюн - огромный кот, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

КОТ УЧЕНЫЙ — тот самый, что из сказки Пушкина.

— дух-охранитель брачного ложа. Представлялся большеухим, мохнатым, златовласым котом со стеблем стрелолиста в зубах. Пушистый Люб был исключительно рыжим (под цвет солнышка). Люб - важный мифологический персонаж, наделенный достаточно выразительной силой и недюжинными полномочиями.

В компетенции Люба находилась охрана брачного ложа как семейной святыни. Согласитесь, миссия столь же почетная, сколь и ответственная.

Люба следовало всячески ублажать, чтобы он отгонял от спальни Нелюба - такого же кота, только черного и злобного.

— злой дух — антипод Люба. Нелюб имел абсолютно черный окрас, а из зубов без необходимости не выпускал ветку белены. Если он, паче чаяния, проберется к милующимся, то им никак нельзя будет избежать неудачи не только в любовных утехах, но и в действиях, направленных на прибавление семейства. А это, по древнему обычаю – позор, пятно на роду.

Надо ли говорить, что Люба следовало всячески привечать. А Нелюб… что ж, он тоже не дремал, и русский фольклор не преминул отметить это. Когда сегодня, характеризуя ситуацию рассорившихся людей, говорим, что «между ними черная кошка пробежала», то ни на минуту не задумываемся, что изначально все дело было именно в нем – в Нелюбе.

Так не допустим же его подлостей! Напечем лепешек, налепим грибочков – да и в духовку. А потом – в укромное местечко, чтобы Люб наведался. И пусть сияют слова любви, будут жаркими объятия и верной – семейная жизнь. Да будет так!

ОБДЕРИХА (Банница).

В женском обличье называют БАННИХА, (БАЕННАЯ МАТУШКА, ОБДЕРИХА). Нрав у нее еще более крутой, чем у баенника, если тот чаще пугает нерадивых помывщиков, то обдериха может и убить за несоблюдение банных ритуалов или невнимание к своей персоне. Как и баннику ей надо оставить воды, мыла и веник.

Женщины банники – Обдерихи способны менять свое обличие оборачиваясь большой черной кошкой или даже человеком.

КОРГОРУШИ (коловерши) - помощники в восточнославянской мифологии. Показываются в образе кошек, чаще всего чёрной масти. Согласно южнорусским поверьям, приносят своему хозяину припасы и деньги из других домов, воруя из-под носа нерадивого соседа-дворового. Из-за этого чаще всего и ссорятся дворовые. Во время этих ссор коргоруши колобродят, бьют посуду, переворачивают в доме всё вверх дном.

– злой и вредный дух, маленькая гадкая бабёнка. Известная врагиня . Сна любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет посуду, портит продукты, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем кикиморы неактивны, а по ночам начинают шалить. По большей части они не причиняют серьезного вреда человеку, в основном лишь устраивают небольшие проказы: то стучат чем-то по ночам, то скрипеть начинают. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками. Если кикимора невзлюбила кого из членов семьи, то проказы станут куда серьезнее: дух начнет ломать мебель, бить посуду, изводить домашнюю скотину. Любимое занятие кикиморы – прясть пряжу: порой сядет ночью в углу и начинает работать, и так до утра, но толку от этой работы нет, лишь спутает нитки, да пряжу порвет. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой.

Крадущиеся в ночи с горящими глазами, показывающие необыкновенную физическую гибкость и ловкость, кошки, как полагают, напарницы старых женщин, которые практикуют магию. Считалось, что ведьмы и кошки, могли контролировать или предсказывать погоду. Когда кошка умывала мордочку, должен был пойти дождь. Если кошка уходила, с теплого места, от огня подальше - шторм назревал. Внимание и даже дискомфорт был типичной реакцией на кошек, даже, общее ирландское приветствие гласило: "Бог благословит всех здесь, кроме кошки".

На острове Мэн считалось, если ты увидел любую кошку, то тебе не повезет, в то время как в Ирландии избегали только черных кошек, если только их кровь не была необходима для ритуалов исцеления. В Шотландии считалось, что черные кошки это перевоплощенные ведьмы, убеждение, которое может объяснить некоторые общие украшения американского праздника Хэллоуина. Страх черных кошек, как и их ассоциации с ведьмами и Хэллоуином, также связаны с историей греческой богини колдовства, Гекаты, которая была связана с кошками.

Геката (др.-греч. Ἑκάτη)

Древнегреческая богиня лунного света, преисподней и всего таинственного. Она была также богиней ведьм, ядовитых растений и многих других колдовских атрибутов. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и другое. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного. Греки представляли ее порхающей, с душами умерших на перекрёстках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрёстками.

Связь кошек и колдовство включает в себя гадания, ритуалы. В Шотландии при гадании кошек убивали, один из ритуалов назывался Тагейрм (Taghairm). Это ритуал по призванию огромного черного кота по прозвищу «большие уши», считалось, тому, кому удастся его призвать, большой кот ответит на все вопросы и выполнит любое желание мучителя.

В Древнем Египте людям было запрещено под страхом смерти вредить кошке. Когда кот умер, скорбящая семья сбривала брови в знак траура. Кошку мумифицировали и проводили большие похоронные процессии. С плачем и рыданием о кошке, в гробницу клали ее любимые игрушки, блюдца и пищу. Эта церемония была правилом, а не исключением!

Почему кошек так почитали?! Население грызунов могло бы легко выйти из-под контроля, но кошки защищали египетские дома, убивая крыс, мышей и даже змей. Они контролировали популяцию грызунов и 1500 до н.э. Тогда кошки стали рассматриваться как боги. Религиозные культы выросли вокруг них. Богиня Бастет, или "Глаз Ра" стал синонимом домашней кошки. Изображалась Бастет, как женщина с головой кошки, она считалась богиней радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага.

Бастет была защитником кошек и тех, кто заботился о кошках. Ее подарками были радость и удовольствие. Ее культ был сосредоточен в городе Бубастиса (так называемый Пер-Баст, или дом Баст, у египтян), где, стоял ее храм. Также в городе размещался некрополь, где были похоронены сотни мумифицированных кошек. В городе имелся ежегодный фестиваль, который, кажется, был одним из самых популярных во всем Египте, сопровождался громкой музыкой и пением.

Среди списка египетских кошачьих богинь мы находим Мау, олицетворение Ра. (Мау - мужской род, так обозначали котов).

Тефнут, хвалебное имя Нубийская кошка - в египетской мифологии богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут - Гелиополь.

И Мафдет, богиня защиты. Считалась сестрой-близнецом богини письма Сешат. Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днём рождения Сешат. Ей приписывались качества мстительницы. Воплощалась в образе гепарда, всегда с палкой и ножом. О Мафдет сложены мифы, где она сражается со змеем, всегда на стороне Ра. Мафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие в загробном суде, заботится об умерших в загробном царстве.

Новая религия: Как домашние кошки распространялись из Египта в остальные части мира, легенды и мифы продвигались. Несколько древних религий считали, что в кошках размещались души, или кошки служили в качестве проводников из этого мира в другой. Одна порода кошки, сиамская, уже давно ассоциируется с храмами Сиама. В Храмах специальные священники были обучены по уходу за ними, а богатые кормили кошек лучшими продуктами и делали для них самые комфортные жилищные помещения. В скандинавской мифологии кошка была тесно связана с Фреей, богиней любви, удовольствия и привлечения. Она часто призывалась в делах сердечных. Она показана верхом на колеснице, движимой двумя большими кошками.

Древние евреи не любили кошек. Только одно упоминание о кошке дается в Послании Джереми, часть Ветхого Завета апокрифов, но оно не включено в еврейские Писания сегодня. Арабы, наряду с евреями, не любил кошек, но у Мухаммеда, как говорили, был кот по имени Муизза. И если кошка входит в мечеть, это считается признаком хорошего состояния даже сегодня.

В Таиланде и Бирме душа человека, который в момент смерти достиг степени духовного просветления, проникает в организм кошки. Душа, как полагают, остается с кошкой, пока животное не умрет, и только тогда душа переходит к небу. В древнем тайском погребальном обычае, когда член королевской семьи умер, живой кот был похоронен вместе с телом. Небольшие отверстия были специально расположены в месте захоронения, так что кошка может в конечном итоге выйти. Когда кот вылезал через отверстие, в храме священники объявили, что душа умершего перешла в кошку.

Таковы лишь некоторые примеры доминирования кошки в этих бесконечно увлекательных и глубоко сложных мифологиях мира, иллюстрирующих культурные и духовные убеждения их общества.

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества.

Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии богиней Бастет , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к концу 15 - началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).

В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас – богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.

Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота – все, что у него было. Корабль потерпел крушение – и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом – мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов – это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных – это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!