Женский журнал Ladyblue

Должностная инструкция педагога – психолога в ДОУ.

В должностные обязанности педагога-психолога детского сада входит проведение диагностики. Она проводится минимум два раза за учебный год – в начале и в конце. Это позволяет отследить динамику развития каждого ребенка.

При необходимости диагностика может быть проведена в середине учебного года. Ее проводят, например, для детей, имеющих проблемы в обучении.

При проведении диагностики педагог-психолог использует методики исследования таких психических процессов, как память, восприятие, внимание, мышление и др. Сравнение результатов с нормами развития дошкольников помогает дать общую картину развития детей.

Психолого-медико-педагогическое консультирование

Педагог-психолог входит в комиссию специалистов детского сада – ПМПК. Эта комиссия проводит дополнительную работу с детьми, отстающими в развитии. Такие дети выявляются по результатам диагностического обследования.

Функция педагога-психолога – определить психологическую зрелость дошкольников. Он должен написать свое заключение и рекомендации педагогам и родителям. Так осуществляется доврачебный контроль за состоянием детей.

Семейное консультирование

Одной из обязанностей педагога-психолога в дошкольном учреждении является консультирование родителей дошкольников. При выявленных проблемах он приглашает на беседу папу, маму или того взрослого, который является опекуном ребенка.

Педагог-психолог консультирует не только родителей детей, которые посещают детский сад, но и родителей неорганизованных детей.

В процессе консультаций задача специалиста – показать варианты решения проблем, возникших у ребенка в обучении или поведении. Кроме того, он должен объяснить родителям, что только совместные действия детского сада и семьи дадут положительный результат.

При взаимодействии с семьями воспитанников педагог-психолог повышает педагогическую грамотность родителей. Это благоприятным образом отражается на отношениях между членами семьи конкретного ребенка.

Помощь педагогам

Помимо детей и их родителей, педагог-психолог проводит работу с педагогическим персоналом детского сада. На таких мероприятиях, как педагогический совет, собрание, семинар и других, он рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволят наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.

Сотрудники дошкольного учреждения могут обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим моментам, но и по личным вопросам. Так специалист поддерживает благоприятный климат в коллективе детского сада.

Педагог-психолог работает на стыке двух специализаций, соответственно, и базовое профессиональное образование у него может быть разным, что мы и указали в нашем образце должностной инструкции педагога-психолога. Содержание должностных обязанностей педагога-психолога может разниться, в зависимости от того работает он в обычной школе, интернате или другом детском учреждении. В должностную инструкцию педагога-психолога можно включить и пункт о консультациях и помощи коллегам-педагогам.

Должностная инструкция педагога-психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории технических исполнителей.
1.2. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», стаж работы от 2 лет.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления по вопросам образования;
- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
1.7. Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения.
2.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
2.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
2.8. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.9. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.10. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

3. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЕТСКОГО САДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основной задачей педагога-психолога является обеспечение психического здоровья и развития личности детей.

1.2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности приказом заведующей детского

1.3. Педагог-психолог руководствуется в своей работе программно-методическими рекомендациями, постановлениями правительства по психокоррекции «Образовательной программой ГОУ».

1.4. Педагог-психолог подчиняется непосредственно заведующей детским садом.

2.КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Психолог назначается из числа лиц, имеющих высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование со специализацией «Детская дошкольная психология».

3.ОБЯЗАННОСТИ

3.1. Организует и осуществляет учебно-коррекционную работу с детьми, имеющими отклонения в развитии.

3.2. Участвует в создании единого речевого пространства детского сада (снятии дефекта у ребёнка)

3.3. Выявляет условия, затрудняющие становление личности ребенка и посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации.

3.4. Оказывает помощь детям, воспитателям, специалистам и родителям в решении личностных, профессиональных и других конкретных проблем.

3.5. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния детей.

3.6. Совместно с воспитателями, учителями-логопедами планирует и разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности ребенка.

3.7. Выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

3.8. Обследует и оказывает социально-педагогическую поддержку детям с дефектами умственного и физического развития.

3.9. Планирует коррекционно-воспитательную работу, организует ее в соответствии с режимом дня.

3.10. Работает в тесном контакте с учителями-логопедами, воспитателями и специалистами, посещает занятия.

3.11. Консультирует руководителя, педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

3.12. Поддерживает постоянную связь с медицинскими работниками образовательного учреждения.

3.13. Консультирует руководителя и сотрудников детского сада по вопросам развития дошкольного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности детей, воспитателей, родителей.

3.14. Ведет соответствующую документацию, готовит материалы и наглядные пособия для обследования детей и работы с ними.

3.15. Повышает свою квалификацию на курсах, семинарах и путем самообразования.

3.16. Принимает участие в конкурсных, методических мероприятиях детского сада, округа, города.

3.17. Подменяет воспитателя в группе в период острой производственной необходимости.

3.18. Участвует в организационно-общественных мероприятиях коллектива.

3.16. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, личной гигиены, инструкцию по охране жизни и здоровья детей, правила по ТБ и ПБ, своевременно проходит медосмотр, лабораторные обследования.

4.1. Подменять воспитателя в группе.

4.2. Не выполнять работы, непредусмотренные настоящей должностной инструкцией.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Несет персональную ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

5.2. За сохранность оборудования и пособий.

5.3. За невыполнение обязанностей предусмотренных настоящей должностной инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) ______________________________________

(подпись)

«_______»_____________________200__г.

Адик Левин (Adiк Levin)
доктор медицинских наук с опытом работы более 50 лет. Руководитель отделения новорожденных Таллинской детской больницы (1979-2004). Последние годы работает над индивидуальными программами рациона. Автор многочисленных книг и научных работ, почетный доктор и профессор многих больниц и университетов.

Биологически активные добавки к пище: польза

Анжелика Кузнецова,
специалист и консультант по профессиональному спортивному и диетическому питанию и пищевым добавкам, сертифицирована в Швейцарии. Углубленно изучает спортивную и клиническую нутрициологию и диетологию.

Эксперт по питательным веществам Анжелика Кузнецова, специализирующаяся в сфере профессионального спорта, раскрывает «закулисье» добавок к пище (БАДов). «Высококачественные витамины и минеральные вещества должны быть доступны не только элитарным спортсменам, но и любому, кого заботит собственное здоровье», - говорит она.

Психологическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

1. Психологическое сопровождение дошкольников с нарушениями слуха

Нарушение слуха является особой патологией, существенно затрудняющей или делающей невозможным речевое развитие. Отсутствие коррекции в дошкольном возрасте чревато задержкой развития или даже умственной отсталостью, которые формируются в результате выпадения так называемого высшего компонента психики. Чем более длительным был безречевой период развития ребенка, тем более интенсивными должны быть коррекционные мероприятия.
Последнее время усиливается интерес к кохлеарной имплантации - новому методу слухопротезирования, дающему возможность даже абсолютно неслышащему ребенку воспринимать звуки. Однако даже если имплантация была сделана в сензитивный период развития речи или до него, потребность в психологическом сопровождении не исчезает. Также существует достаточно большая группа детей, которым данный метод противопоказан: дети с соматическими заболеваниями, органическим синдромом и др.
Уровень развития ребенка данной категории и особенности его сопровождения в дошкольной образовательной организации зависят от сохранных речевых ресурсов.

Как разобраться в причинах плохого поведения детей и скорректировать его. Матрица силового анализа

Анастасия Дергунова,
педагог-психолог МАДОУ детского сада «Радость» комбинированного типа, г. Нижний Тагил, Свердловская область

В статье - метод, который поможет скорректировать нежелательное поведение ребенка и взаимоотношения в детском коллективе. Он поможет педагогу-психологу выработать профессиональный подход к анализу случаев практики и их решению. Для этого нужно составить таблицу -«Матрицу силового анализа проблемы».

Чтобы решить проблему, которая возникла в группе, нужно указать причины ее возникновения, ресурсы, расстановку сил. Матрица силового анализа поможет увидеть ситуацию комплексно, с разных сторон, сделать акцент на ресурсных возможностях ребенка и свести к минимуму воздействие негативных факторов.

Тематический план игровых тренингов, которые подготовят детей к чтению и письму

Оксана Игнатьева, педагог-психолог дошкольного структурного подразделения ГБОУ «Школа № 1987»

В статье - тематический план игровых занятий для подготовительной группы детского сада, чтобы подготовить детей 6-7 лет к обучению в школе.

Чтобы сформировать у детей фонетические умения и графомоторные навыки, проведите комплекс занятий в форме игрового тренинга. Тематический план занятий составлен по авторской программе «Путешествие в страну Звукляндию». Он подготовит дошкольников к чтению и письму.

Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.

Кто такой психолог?

Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.

Трудится психолог в трех направлениях:

  • Работа с ребенком. Специалист оценивает личностные характеристики малыша, его психотип, особенности психики и поведения, его природные наклонности, страхи. Зная особенности каждого конкретного ребенка, психолог в детском саду помогает адаптироваться к новым условиям, найти общий язык со сверстниками и воспитателями, решить конфликтные ситуации и помочь, если у малыша проблемы. Работа психолога с детками объединяет функции психологического ведения и педагогики.
  • Работа с родителями ребенка. Пожалуй, детский садик является для родителей малыша стрессом даже большим, чем для самого воспитанника. В задачи психолога входит работа с мамами и папами в нескольких направлениях: помочь осознать новый статус ребенка, объяснить, как вести себя с ним, как работать в области развития своего малыша, решать конфликтные ситуации. Специалист подсказывает родителям дальнейший путь воспитания. Также в задачи психолога входит выявление отклонений в развитии и сообщение родителям о том, что их чадо нуждается в консультации врачей.
  • Работа с персоналом детского садика. Есть мнение, что труд воспитателя низкоквалифицированный, простой, не требующий особых сил и специальных навыков. Это огромная ошибка. Психолог в детском саду как раз осуществляет работу с воспитательским составом, помогает с проблемными детками и выполняет наставнические функции по части работы с ребятами. Каждый педагог должен найти общий язык со всей группой малышей, подобрать ключик к маленькому сердечку, стать другом, покровителем и наставником.

Функции психолога

Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:

  • адаптивная;
  • диагностическая;
  • педагогическая;
  • консультационная;
  • аналитическая;
  • проблемная.

Адаптивная

Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.

Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.

Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.

Диагностическая

В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).

Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:

  • логопедические проблемы;
  • привычки нервного толка (грызть ногти, ковырять в носу);
  • задержка в развитии;
  • расстройства поведения;
  • прочие проблемы.

С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.

Педагогическая

Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:

  • разрабатывают развивающие и обучающие программы для деток всех возрастных категорий;
  • составляют график развивающих игр;
  • проводят игровые психотесты для контроля за развитием деток;
  • разрабатывают методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков (сюда относятся: правила поведения, взаимодействие в коллективе, представления о мире и прочие);
  • проводят обучающую работу с персоналом;
  • беседуют с родителями деток;
  • разрабатывают мероприятия по адаптации проблемных ребят (с поведенческими нарушениями, без серьезных психических либо физических расстройств).

Консультационная

Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:

  • личный (беседа с каждым ребенком);
  • общий (работа с детским коллективом);
  • личный (беседа с каждым родителем);
  • общий (с группой родителей);
  • личный (с ребенком и его родителями);
  • общий (с родителями и воспитателями);
  • общий (с воспитателями и детьми).

В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:

  • Как помочь ребенку адаптироваться?
  • Базовые советы родителям – как вести себя с детсадовцем?
  • Игровые занятия с детками, имитация различных ситуаций.
  • Работа с каждым ребенком для анализа его личности, потребностей и проблем.
  • Разрешение конфликтных и проблемных ситуаций.
  • Работа с родителями и воспитателями в личных вопросах.
  • Выявление проблемных деток и извещение родителей о трудностях.
  • Многое другое.

Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.

Аналитическая

В рамках аналитической работы психолог:

  • анализирует деток – их поведение, навыки, проблемы;
  • составляет отчеты в вышестоящие организации;
  • выполняет задания аналитического характера, предусмотренные законодательством;
  • ведет дневники и журналы в установленной законодательством форме;
  • подает отчеты, предусмотренные законодательно.

Проблемная

Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:

  • выявление проблем у деток;
  • анализ проблем и принятие решения - требуется ли консультация специалиста и специфическое лечение, либо проблема может быть решена психологом;
  • помощь в решении конфликтных ситуаций;
  • работа в проблемных или нестандартных ситуациях с детками, их родителями и персоналом садика;
  • ведение частных занятий с малышами для решения их проблем.

Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.

Чего психолог не имеет права делать

Функции психолога не распространяются на:

  • Постановку диагноза детям.
  • Проведение специфического лечения либо его назначение.
  • Составление обязательной программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.
  • Работу с детьми для постановки у них определенных поведенческих и ситуационных моментов, которые носят заведомо опасный для ребенка характер.
  • Любую работу, которая направлена на «копание» в голове малыша без ведома родителей или которая может нанести ребенку вред.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!