Женский журнал Ladyblue

Если ваш ребенок хамит: что делать? Что делать, если ребенок кусается: советы психолога.

Ваш малыш совсем не слушается и не хочет слушаться ? Эта проблема присуща многим семьям. Прочитав эту статью вы узнаете о причинах такого непослушания, об основных методах и способах правильного воспитания крохи.

Ребенок в 6 лет не слушается: причины

Почему ребенок не слушается в 6 лет? Не может быть так, чтобы ребенок не слушался сам по себе. Как говорится, дыма без огня не бывает, и в таких ситуациях, родительские ошибки в процессе воспитания приводят к таким негативным последствиям. Поэтому прежде чем искать причины непослушания в детях, мамам и папам, необходимо, оценить свое поведения и отношения к чаду.

Обычно, когда ребенку 6 лет, не слушается , огрызается он из-за следующих причин:

  • непонимания взрослых.

Стандартная ситуация, после тяжелого рабочего дня мама пришла домой и видит в детской бардак и начинает срываться на кроху. Даже после того, как детская была приведена в порядок, родитель, под воздействиям негативных эмоций начинает придираться к чаду. Малыш не в понимании о том, что происходит, что же он сделал не так, вследствие чего, он психует и не слушается;

  • притеснение свободы.

Если родители слишком ограничивают детскую свободу запретами, не ждите послушания. Ребенок будет бороться за свои права и желания, и это абсолютно нормально;

  • детская обида.

Часто ли вы сравниваете свое чадо с другими детьми? Кроха не слушается и дерется - это результат вашего действия.

  • недолюбленный ребенок.

Данная проблема очень знакома неполным и многодетным семьям. В первом случае, малыш не понимает отчего папа и мама больше не живут вместе и почему все занимаются выяснениям своих отношений и не обращают на его внимания. Во втором варианте, когда появляется новый член семьи, ребенок не слушается родителей в 6 лет из-за ревности к новорожденному. Мама постоянно находится с младенцем, уделяет ему все свое внимание, целует, обнимает, а старшему достаются только родительские задания и указания (принеси то, сделай это, помоги);

  • психологическое давление на детей.

Данная возрастная категория характеризуется большими требованиями к ребенку со стороны родителей. Ведь малыш обязан быть лучше, быстрее, умнее своих сверстников, должен справляться со всеми своими обязанностями, быть активным воспитанником подготовительной группы детского сада, помогать маме и папе, чтобы все окружающие говорили «ах какой ребенок, какие же молодцы родители, что сумели воспитать такого маленького гения». Вот только мамы и папы не понимают, что полное послушание - это не нормально для малыша. Постоянное давление на кроху может привести к непониманию в будущем.

Ребенок 6 лет не слушается, что делать , советы

  • Начните понимать друг друга. Это сделать непросто, но вполне возможно. Почаще разговаривайте, дети в этом возрасте не глупы, они все могут понять, если детально, понятно, и спокойным тоном объяснить. Если вы устали в конце дня, и не намерены вести разговор, предупредите чадо, что сейчас неблагоприятное время для бесед. Согласитесь, лучше перенести разговор, чем нечаянно обидеть кроху.
  • Приводите себя в пример. Если ребенок не слушается в 6 лет , не только объясняйте ему о том какое должно быть его поведение и действия, но и приводите свою жизненную ситуацию в пример.
  • Хвалите за все случаи послушного поведения. Это поднимает самооценку малыша и на следующий раз он обязательно задумается о том, стоит ли нарушать правила.
  • Следите за интонацией. Тон не должен быть строгим и приказным. Если с вами говорят в подом тоне, согласитесь, это не очень приятно, и подчинятся сказанному ни капельки не хочется. Вот и малыш постоянно не слушается и бунтует против таких действий со стороны мамы и папы.

Необходимо заметить, что ребенок в возрасте 6-7 лет уже научился хитрить и может очень хорошо управлять мамой и папой. Не идите у него на поводу, ни к чему хорошему этот путь не приведет.

Что делать если чадо хамит, грубит и огрызается, узнайте, посмотрев данное видео:

Николай, 40 лет, Курск

В семье 2 детей, старшему 6,5 лет, младшей дочке 1,4 года. Не понимаем с женой, что случилось с сыном. Вроде уже взрослый, но ведет себя как маленький: капризничает, огрызается, грубит и дерется. Уговоры и наказания не действуют. Что мы упустили при воспитании сына? Не хотим то же самое повторить с дочкой.

Ситуация данного характера является совершенно стандартной. Бесспорно, 6-ти летний ребенок в какой-то степени уже взрослый: он может обслуживать себя, помогать маме с папой, смотреть за сестренкой. Но, не забывайте, что каким бы взрослым ребенок не казался, он нуждается в родительской любви, поддержке, похвале, поощрении. Сын ведет себя отвратительно из-за ревности к младшей сестричке, таким образом, он мстит за невнимание к нему. Конечно, за младшим карапузом нужно ухаживать больше и это все требует большого количества вашего времени, но лучше найти лишних 10-20 минут для беседы с сыном, чем потратить час на выяснение отношений с ним. Объясните старшему малышу, что вам тяжело, ведь его сестренка еще маленькая, и вы нуждаетесь в его помощи. Поверьте, места для истерик и капризов в вашей семье больше не будет.

Светлана, 31 год, Магнитогорск.

Сыну 6 лет, растет без отца. Хочу воспитать его настоящим мужчиной, поэтому много чего контролирую и запрещаю. Я не думаю, что это плохо, ведь настоящий мужчина это, в первую очередь, дисциплинированная личность. А добиться дисциплины без запретов - невозможно. Но я не понимаю, что произошло с моим сыночком, вот уже 3 месяца как он грубит мне, огрызается, не в настроении целыми днями. Я не узнаю его. Что делать? Почему так происходит?

Конечно, запреты нужны, но вы забыли еще об одном важном моменте - наличие свободы у малыша. Может в 2 года такая система и работала, но ребенок уже повзрослел, у него есть собственная точка зрения, которая, видимо, не совпадает с вашей. Очень жаль, но в таком стиле воспитания, настоящего мужчину воспитать вам не удастся. Представьте себя в его ситуации , все запрещается, все пути сделать что-то по-другому закрыты, желания проявить инициативу не поддерживается мамой. Нет поддержки, понимания и одобрения. Что остается ему делать в данной ситуации? Только бунтовать против такого режима воспитания. Если родитель не переосмыслить свои действия по отношению к чаду, это может очень негативно сказаться на его будущем.

6 летний ребенок не слушается : полезное видео

Воспитание подростка - испытание для многих мам и пап. Нередко, дети не слушаются и на более ранних этапах развития. Иногда показывает даже агрессивное поведение. Причин психологи рассматривают несколько. Существуют наиболее распространенные.

Почему ребенок огрызается с родителями?

Дошкольники. Знать, почему дети огрызаются важно на любом этапе развития. Например, ребята до двух лет таким образом выражают негатив к происходящему вокруг них. Они просто не умеют по-другому обозначить свои чувства. Поэтому пользуются доступным способом выражения протеста. Истерики и непослушание в этом варианте лечатся только добротой и пониманием. Наказания для детей до двух лет исключены.

Школьники. Дети постарше, например, младшего школьного возраста часто отвечают грубостью на малейшую просьбу. Это говорит о бессилии школьника. Значит, он осознает свою полную зависимость от взрослых. Таким образом, проявляет свою самостоятельность.

Однако зачастую школьник понимает неправильность своего поведения. Изменить ситуацию поможет только искренность мамы. Настоящее понимание своего подросшего чада. Здесь следует внимательно прислушаться к сыну или дочери. Возможно, они хотят донести напряженность ситуации с кем-то из членов семьи. У подростка могут возникнуть проблемы со сверстниками.

Что делать, если ребенок огрызается?

Меры воздействия. Когда понять агрессию подростка сложно, но крайне нужно, разрешается предпринять активные меры воздействия. Но это не должно быть телесное наказание. Тинейджера можно лишить любимых занятий. Метод считается действенным только в случае его четкой реализации.

Выбранные способы воздействия изменять нельзя. На этом этапе нельзя ошибаться, выстраивая свою линию отношений с взрослеющим чадом.

Отношения. Ребенок огрызается с родителями, потому что выстраивает границы, которые иногда бывают жесткими. Многие взрослые воспринимают эти действия как непослушание. В период становления личности стоит проявить терпимость и лояльность. Возражение старшим – это само основание становления личности.

Поведение родителей. В этот период четкость границ общения конечно важна, но она зависит от взаимоуважения в семье. Есть люди, стремящиеся к полному контролю над ребенком. Чтение смс и тотальная проверка сумок приведет к отчуждению и агрессии.

Что делать, если ребенок огрызается со взрослыми? Агрессия выражается в совершенно неожиданных поступках. Поэтому основная роль мам и пап должна быть дипломатической. В ситуации взросления необходимо проявить максимальную гибкость.

Однако, выводы психологов не означают, что нужно включаться в общение со всей эмоциональностью. Переходить на тон подростка и проявлять неадекватную реакцию ни в коем случае нельзя. Крайне важно сохранение спокойствия, одновременное донесение своего мнения до сына или дочери.

Конечно, это сложно, тем более что ребенок начал огрызаться и даже проявлять агрессию, если в семье все разговаривают между собой исключительно на повышенных тонах.

Как отучить ребенка огрызаться с родителями?

Психологический метод. Существуют психологические методы выхода из конфликта. Например, взрослым желательно сформулировать фразу: «Ты можешь продолжать так действовать дальше, но я не буду эти действия воспринимать». Если же продолжить отступление от родительской границы, ситуация дойдет до рукоприкладства, а это ни к чему хорошему не приведет однозначно.

Желание независимости. Бывают ситуации, когда дети подросткового возраста специально действуют наоборот, по принципу «на зло родителям». В этом случае бесполезно предъявлять требования о соответствии правилам. Но зачастую такие дети при посторонних часто повторяют сказанное собственными родственниками.

В сложной ситуации тинейджер всегда примет точку зрения мамы или папы. Но потакать этим фактом не следует. Проявление внешних границ независимости - очень ответственный этап становления личности.

Переходный возраст. Не следует забывать, что поведение агрессии - это желание провести эксперимент. Подросшее чадо, таким образом, проверяет реакцию окружающих его взрослых людей. Раздражающие слова и поступки могут быть совершенно осознано использованы. Подобное поведение считается нормой для подрастающего поколения. Явление пройдет само собой.

Когда ребенок огрызается, иногда достаточно научить ребенка выражать свое мнение и требования уважительно, доступными для нормального общения словами.

Что делать, если ребенок огрызается с мамой? Самый простой совет – заставлять больше читать. Книги способны пополнить словарный запас. Размышления полезны для формирования собственного мнения. Полученные из книги факты будут учтены для общения. Собственное суждение поможет самостоятельно выразить негодование или восхищение.

Ребенок 4 - 6 лет огрызается

Ребенок 4-6 лет огрызается, перечит по нескольким причинам:

  1. для того, чтобы привлечь к себе внимание;
  2. хочет доказать, что может делать что-то сам;
  3. поиск своего места в социуме.

Ребенок 4 года перечит взрослым и родителям, чтобы привлечь к себе внимание взрослых или выплеснуть накопленные негативные эмоции. Малыши в таком возрасте еще не достаточно осознают и исследуют свои эмоциональные реакции на различные ситуации. Некоторые эмоции им еще не знакомы и их пугают. В такой ситуации дети видят только один выход - сбросить и освободится от них.

Ребенок 5 лет огрызается потому, что хочет и может делать многое сам, хочет показать свою самостоятельность, поэтому принятие решений за него или помощь вызывает протест.

Если ребенок огрызается с родителями 6 лет, он таким образом определяет свое место в социуме, определяет рамки, которыми он ограничен и какое место он занимает в обществе.

Как родителям решить проблему? В зависимости от причин такого поведения детей, можно определить правила поведения для родителей.

Привлечение внимания. Если это привлечение к себе внимания, то его стоит уделить ребенку, рассказать что вы его любите, но не потерпите такого поведения. Если ребенок продолжает перечить, необходимо рассказать ему, как он будет в таком случае наказан и последовательно выполнять свои обещания, в том числе и наказание.

Самостоятельность. Если причина плохого поведения - желание самостоятельности, то необходимо дать ее ребенку. В противном случае такой малыш утратит интерес к познанию мира и вырастет инфантильным взрослым. Можно отойти в сторону и просто наблюдать, чтобы в нужное время, помочь дочке или сыну, если понадобиться.

Становление личности. Если причиной огрызания является определение ребенком своего положения в обществе, здесь стоит устанавливать четкие рамки, говорить и настаивать, что со взрослыми так говорить нельзя, что взрослые главные в семье, но у ребенка есть «право голоса» в некоторых вопросах.

Ребенок 7 лет дерзит огрызается

Ребенок в 7 лет уже все понимает, поэтому наказания в этом возрасте не дают результатов, только беседы и обдумывание их результатов.

Ребенок огрызается с родителями 7 лет по причинам:

  1. определение своего места в социуме;
  2. реакция на начало посещения школы.

Ребенок в 7 лет хамит и огрызается по тем же причинам, что и в 6 лет - определяет и испытывает рамки дозволенности, которые ставят перед ним или не ставят родители и взрослые. Как катализатор прибавляется и стресс от начала посещения школы, где ребенка уже так не оберегают как в детском саду. Он борется за свое место в коллективе, устанавливая рамки дозволенного для других детей по отношению к себе.

Детям свойственно любопытство. Современных детей увлекают такие сферы деятельности, которые взрослым кажутся ненужными и неправильными. Бывает, что увлечение не всегда соответствует семейной традиции. Если ребенок грубит и огрызается, значит, ему запрещают природное любопытство. Он будет впадать в «спячку», либо проявлять неуважение.

В этом случае важно признать право на собственные увлечения. Например, современное повальное увлечение социальными сетями можно воспринять как цивилизованный сдвиг. Для взрослого человека это как изобретение книги или телефона. Важность общения нельзя исключить ни для кого. Родителям нужно воспринимать это как данность.

Если ребенок в 7 лет огрызается, следует дать ему понять и объяснить, аналогично, как и детям в 6 лет, что взрослые имеют больший вес и авторитет. Однако ребенку ничего не нужно доказывать дома, у него в семье есть свое место, за которое с домочадцами соревноваться не стоит.

Ребенок огрызается 8-11 лет

Дети 8-11 лет грубят и огрызаются уже сознательно, понимая, что этим они вызывают негативные эмоции у взрослых.

Причины, по которым дети хамят и перечат в этом возрасте:

  1. разрядка эмоционального напряжения - если ребенок живет в окружении негативных эмоций в доме и школе, то ему необходимо эти эмоции выплескивать;
  2. оборона, реакция «в ответ» на нотации и замечания взрослых;
  3. самоутверждение, желание быть взрослее.

Общение и самоутверждение. Ребенок 8 лет грубит также, грубит и огрызается, когда в семье позволяют оскорблять и называть бранными его словами. Это - самозащита ребенка, реакция на оскорбления.

Ребенок 11 лет огрызается, потому, что он уже подросток и ощущает себя отделенным от семьи, взрослым человеком, имеющим те же права, что и родители. Такой ребенок, по своим убеждениям, уже не ребенок. Он тоже может читать нотации родителям, отвечать грубо и резко, не слушать.

Для взрослых решением будет либо игнорирование таких грубостей и хамства, а когда эмоции утихнут - обсудить в чем причина такого поведения. Помогает правило «частичного согласия», когда нужно согласиться с эмоциями ребенка, но не формой их выражения.

При борьбе с детской грубостью ни в каком возрасте нельзя использовать метод телесных наказаний. Телесные наказания показывают слабость взрослого, и неумение решить проблему другим способом. Любовь, уважение и внимание родителей, четко поставленные ими рамки помогут совладать с проблемой детского хамства в любом возрасте.

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов - очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка - кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?


Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности . С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.


Зачастую ребенок кусается не из вредности, у него есть на то определенные причины

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.


Итак, кто же склонен кусаться?

  • Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
  • Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
  • Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
  • Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
  • Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
  • Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры - явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.


Возможная причина постоянных кусаний - дефект жевательных мышц у крохи

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Как бороться?

Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.

Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца - прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.

Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» - кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.


У малыша могут резаться зубы, поэтому ему хочется "почесать" десны об маму или папу

Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.

Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».

Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц - надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.

С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.

Когда обращаться за помощью к специалистам?

На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.


Не ругайте и не наказывайте малыша, не разобравшись в причине пробемы

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей - как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.


Объясните крохе, что кусаться - это больно

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

    стыдно 06/01/2012 в 09:54:33

    А если ребенок в 8 лет хамит маме, огрызается

    вот например завтрак сегодня.
    Я его прошу: сыночек, давай быстро позавтракаем, я пропылесошу, ты мне протереть пол, почитаем, сходим на массаж. Если мы с тобой организуемся быстро, то все успеем. И после массажа к тебе придет твой друг играть.
    Ребенок мне отвечает: Хорошо, мама.
    И садиться демонстративно долго и медленно пить чай. На мои просьбы ускориться он не реагирует демонстративно. И такое поведение у нас с утра до вечера и каждый день.
    Что мне с ним делать? К психиатру? Или мне к психиатру?

    • Птица_Феникс 06/01/2012 в 14:17:16

      В подобных случаях даю варианты +

      Хорош медитировать над едой, она у тебя скоро прорастет, потому или съедай, или тарелку в мойку и свободна.
      Бывает, что шла что-то делать, по пути зацепилась за более интересное, напоминаю, повторяю, говорю о времени Ч, после которого уже никто никуда не идет. Если я начинаю шумно вздыхать после н-го числа повторений, значит время Ч близко и надо все бросать и делать нужное. :).
      Но, правда, у нас без хамства и огрызаний, просто "Серега, выходи".

      "В поисках счастья не мешает время от времени делать паузу и просто быть счастливым."
      Гийом Аполлинер

      • стыдно 06/01/2012 в 16:32:20

        Девочки, спасибо всем за участие

        ну так мне с ним тяжело... плохо он у меня поддается воспитанию..
        Тут похоже все вместе, и новые границы, и познание авторитетов, и подрос он у меня за 3 месяца на 4 см и зубы так плохо растут... Все понятно.
        Но.. так хочется поиграть еще с ним, побаловать, дать расслабится, каникулы ведь.. А он ведет себя так, что я с утра еще не успев проснуться уже на таком взводе... капец просто. И все плохо вокруг, все не такие, кота сегодня гадким обозвал... Ходит злой, мрачный.. Ну ему ж только 8 лет...Я просто в шоке от этого всего..Злобничает. Придирается.Он и так у меня с характером.. Я стараюсь каникулы что бы прошли не скучно, но все воспринимается в штыки. Хочет только телек, комп уже забрала, псп -давно. Сегодня к нему друг пришел, хочет играть ребенок, а мой ходит за ним как злобный домохозяин...
        Договорились, что смотрим один фильм в день, по окончании минут 40, а то час пререканий на тему почему нельзя больше, а я хочу, а ничего другого делать не буду, а напоследок: а когда же можно будет посмотреть еще сегодня? Это мне напоминает наши кошмарные 3-5 лет.. Что снова все сначала?

        • НашеСолнышко 06/01/2012 в 20:39:25

          по поводу телевизора+

          мой тоже меня так доставал, после нескольких раз когда он основательно достал меня своим нытьём, я сказала, что если у нас с ним из-за телевизора(компа) ещё раз произойдёт конфликт, то он не будет смотреть его неделю, я не знаю насколько это педагогично, но вроде подействовало, если начинает просить-требовать то что выходит за рамки договорённости напоминаю об этом условии, пока вроде мир.

    • ArtCat 06/01/2012 в 13:38:31

      А где он хамил? В чем проблема - он пьет чай, Вы пылесосите. Время чая кончилось - убираете чашку. Какой психиатр??

      orlysha 06/01/2012 в 11:19:48

      не увидела хамство из поста, может он у вас просто медлительный такой?

      Мы= Андрей и Полина

      • lenochok 06/01/2012 в 12:28:48

        ....

          • hamster 06/01/2012 в 13:23:19

            А я вполне верю в такое вот проявление хамства

            Можно назвать это испытыванием рамок, как хотите, но отношение к маме и ее требованиям - нелояльное, 100% Сталкивалась с таким молчаливым: "Я вот посмотрю, что ты делать будешь..." И хитрый такой взгляд...

            • ГликеРия 06/01/2012 в 13:35:23

              • стыдно 06/01/2012 в 16:18:37

                в том то и дело, что когда я так сделала

                он орал так, истерика была несколько часов. В общем трудно мне с мальчиком... Все время в таком напряжении.

                • ГликеРия 06/01/2012 в 19:13:31

                  • стыдно 06/01/2012 в 20:05:16

                    согласна, за что и буду бороться

                    папа уже с этим смирился - в доме я главная и точка:-)) а сын все еще никак.

                    • ГликеРия 06/01/2012 в 20:35:28

              • hamster 06/01/2012 в 13:53:25

                Золотые слова!

                Но от мамы требуется решительность и последовательность, и еще некоторая доля безжалостности:), т.е. не жалеть, что он же маленький, голодный полдня будет... Автору - этих качеств!

                • ГликеРия 06/01/2012 в 13:58:31

      Гусеница 08/01/2012 в 23:10:06

      У нас в последнее время великолепно работает счет до...

      Например, до 3х, на счет "три" лишение сладкого до конца дня, или любое наказание, чувствительное для ребенка. Пока работает:-). Перестанет работать - придумаем ченить еще.

      • ГликеРия 09/01/2012 в 12:07:55

      bambalero 06/01/2012 в 11:06:18

      у меня младшая так временами может, но ей хватило

      однажды пойти в сад голодной, когда я сказала - полдевятого, время выходить, кто не позавтракал - того и проблемы.
      Теперь собирается аж бегом.

      mev_el 06/01/2012 в 10:49:33

      А может не стоит так сразу описывать кучу дел - может он сразу не воспринимает

      всего и такое количество просто отбивает всю охоту что-либо делать. Оглашайте ему 2-3 дела которые нужно сделать. Может я не права, но мне кажется что он испытывает Вас, думаю должны быть установлены правила за которые ни Вы, ни другие взрослые члены семьи не должны переступать. Правила и распорядок дня лучше составить вместе с ним, и он четко должен знать что если не успел чего-то сделать лишиться / не успеет чего-либо. Очень рекомендую, если еще не читали, почитать Гиппенрейтер Ю.Б. "Общаться с ребенком. Как?"!

      Гретта 06/01/2012 в 10:18:14

      а его папа как себя ведет? он не копирует его поведение??

      • стыдно 06/01/2012 в 10:22:07

        да нет, папа у нас очень светлый положительный человечек...

        Ну... может иногда, если довести, но это у всех случается...

        • Гретта 06/01/2012 в 10:35:21

          в таком возрасте не уважает то представьте что в 15 лет будет

          • стыдно 06/01/2012 в 10:44:30

            похоже таки, да...

            неприятно... но лекарство хорошее. Прочитал Ваш отзыв, притих сразу...

            • hamster 06/01/2012 в 11:50:24

              Ну, витамин Р, возможно, слишком сильно, +

              Но я бы уже не удержалась, шлепнула или наорала. По крайней мере, ребенок бы знал, что у мамы тоже есть нервы, и когда они сдают - мало никому не кажется. Когда-то, на пике приступа мигрени, запустила в своего (тоже лет 7-8 было) книгой, которая лежала на прикроватной тумбочке: детко проигнорировало стопицотое требование уйти от компа и заняться чем-то полезным. Вспоминает до сих пор - уже 20 лет деточке:) Урок подействовал! И правильно Вам советуют насчет жестких рамок: не успел - сиди голодный, ходи раздетый и т.п. Подруга так воспитывала племянницу, девочка с характером, упорная. Но эффект был 100%, сейчас ей 17, проблем с пониманием разумных доводов пока нет. А разговоры разговаривать о том, что такое хорошо, а что такое - плохо, нужно и важно, но не в момент капризов. Не понимает по-хорошему - пусть знает, что бывает по-плохому.

              • стыдно 06/01/2012 в 12:24:02

                в принципе очень похожа сейчас ситуация на Ваш совет...

                только я теперь делаю так: получил замечание за хамский 10 приседаний, отжиманий, кач пресс. Вот пришли с массажа, получил 4 замечания за хамский тон, сейчас 40 приседаний. И отжиманий. Жалуется, что уже ноги болят - я говорю, что пусть эта боль исправляет твою речь, и тогда не будет болеть.
                Мне уже это все на армию становится похожим.

                • hamster 06/01/2012 в 12:43:30

                  :)) Молодец Вы!

                  И трудоемко, и достает, и с пользой:) Лет с 13-14 сын стал сам отжиматься-приседать-подтягиваться, когда злился:)

      Nataya 08/01/2012 в 22:05:04

      гдн хамство-то?) может, он у вас просто медлительный? и ваще ему в облом это все, может, устал уже от учебы, зима, солнца мало, . и ваще,+

      столько действий описано сразу, мозг всё не воспринимает)))а если говорить поэтапно,поел-протри стол? и всё. а что в это время делаете вы-не озвучивать.зачем??? потом пошли почитали, предупредив,что в 12 часов уходите на массеж. по дороге намассаж обговорить приход друга и тд.
      к писихиатру не надо!

      Allez 06/01/2012 в 10:00:17

      из всего этого отменить, я так понимаю, вы не можете только массаж

      От этого и пляшите: Ровно в х-оо мы идем на массаж, все что не сделано до этого времени переносим на "после массажа" за счет времени на друга.
      П.С. хамства ни разу не увидела. А темп у каждого ребенка свой, не факт, что реагирует демонстративно.

      ...

      Одинокою это кажется
      Обязательно окажется
      Кто-то нужный на пути
      ...

      • стыдно 06/01/2012 в 10:10:54

        он сам мне говорит, что ему так хотелось помотреть, что будет..

        И так у нас почти каждый день. Сборы в школу и пр. Пока не доведет меня. Т.е. После мультов и фильмов - скандал, на тему почему закончился - хочу еще.

        • lenochok 06/01/2012 в 10:13:53

          Lenochok

          • стыдно 06/01/2012 в 10:15:03

            Садится кушать - каша, бутерброд горячий -

            и требует и еще и еще, вижу, что уже наелся, говорю -сына ты ж наелся уже. Начинает требовать чай, сладкое, потом говрит - да и не хотел я совсем этого чая.
            Все время уходит на эти переговоры. А я уже как спичка:-((

            • Allez 06/01/2012 в 10:24:51

              попросил добавку чая -спокойно дали добавку. Сказал,что не хочет - спокойно забрали

              к чему это "сыночка, ты же наелся". Откуда вы знаете, наелся он или нет? Или пусть сам себе кладет еду в тарелку, сколько хочет... Ему же 8 лет уже, не годовасик, чай.

              ...
              Не грусти коль жизнь покажется
              Одинокою это кажется
              Обязательно окажется
              Кто-то нужный на пути
              ...

              • стыдно 06/01/2012 в 10:34:18

                так в том то и дело, что может есть пока не лопнет,

                вот сколько буду давать столько и будет в такие минуты, потом сами понимаете...Особенно это у нас когда в школу с утра... дай еще.. мне не жаулко, я отдам все что есть ему..а в школу, как тоглда идти на 3 урок? Я уже пробовала, все ему на стол поставить, одежду повесить и выйти из квартиры - орет так, что труба иерихонская...Ну не одевать же его.. помогаю иногда, когда просит. Но.. выход из квартиры всегда похож на военные действия...

                • бармалейка 06/01/2012 в 10:49:23

                  Борьба за власть..))Чье слово будет решающим..

                  • romashushka 06/01/2012 в 10:53:42

                    таки борьба:)))+

                    он пытается определить границы своего царства, в которм он управляет мамой:))))

                • стыдно 06/01/2012 в 10:39:48

                  Я ему показала, этот пост и сказала, что почитаем вместе

                  что нам напишут другие мамы. Сразу в крики, слезы. Потом схватил швабру, давай мыть пол.. Проблема скорее всего не в темпе, а нервозности, которую он вокруг себя создает... а с этим, похоже надо к доктору....

                  • romashushka 06/01/2012 в 10:52:08

                    тогда ищите причину, может+

                    он хочет привлечь внимание? может, у его совсем нет сферы самостоятельнйо отвественности, он под постоянным вашим контролем или наоборот - он очень загружен и таким образом пытается отвоевать право на отдых и покой?

                    В любом случае - это взрослеющий человек, скажите, что за то и то он ответчает САМ, если он сделает это в такой и такой строк, то у него не будет того и того, или произойдет то и то. не надо пугать, надо объяснить, что если вы до 13.00 не выполните уборку, массаж и прогулку, то весь день будет этому посвящен, поэтому будь добр, дорогой мамин помощник, встань из-за стола и вперед время отдыха настнет в 16.00. все. Вы предупредили - он САМ выберет, что будет делать и сразу поймет, что ваше предложение лучше. Кстати, попробуйте вместе планировать выходные, спросите, вот мне, сынок, надо сделать такие дела, как ты думаешь, в каком порядке и когда. вас ожидают открытия! И это будет хорошим поводом подключить его к выполнению домашним дел.

                  romashushka 06/01/2012 в 10:44:47

                  что-то не так в консерватории... :))) +

                  Почему все поставить и выйти? А сам собраться не может? Восемь лет все-таки!
                  Он же знает, где висит его форма? Так вот жесткое условие: в 8.00 мы выходим, тот, кто не успел надеть трусы к этому времени и не поел - выходит голодным и без трусов... только условие это озвучить с юмором, улыбкой и до того, как он начинает нудить, хамить и характер проявлять.

                  По-моему, он очень полалгает на вас, в то время когда должен самостоятельно отвечать за некторые вещи. С вечера предупредите, что он делает сам (потому что маме некогда, она собирает себя, он взрослый - да мало ли что!), и утром мягко напоминайте об этом. нескольких раз убудет достаточно, тчоыб в этом возрасте он осознал, кто в доме хозяин.

                  И еще. таким детям помогает ироничное отношение к происходящему, ему ведь нравится в некоторой мере смотреть на вашу реакцию, шутите, подкалывайте над ним по-доброму, и он поймет, что своим поведением вас не доведешь, но вот без, пардон, нижнего белья, в школу пойдешь... и что ты, дорогой, скажешь одноклкассникам? Мама забыла надеть? покормить? умыть?

                  Извините, если вам покажется этот ответ резким, я знаю, как неприятно хамство ребенка по отношению к маме, пытающейся вчсе сделать для него. :)))))

      бармалейка 06/01/2012 в 10:47:59

      ИМХО,

      он пытается определить,кто в доме хозяин...Я бы ввела жесткую диктатуру и строгий режим дня..чего-то вспомнилось из Домовенка Кузи:"Это наш Кузенька с жиру бесится..Побесится-побесится-и баиньки пойдет"..В любой группе необходима иерархия..один вождь и все остальные,ему подчиняющиеся...если это не установить,то каждый попытается встать у руля..Вот ваш сын и пытается подмять под себя..Это не критично-вполне нормально..главное-правильно разрулить..:))))

Кто из родителей не хочет, чтобы их ребёнок был умным, весёлым, самостоятельным, и при этом, как ни удивительно, послушным? Ведь малыш ещё ничего не знает об окружающем мире, думают родители, ему нужен совет, помощь и поддержка, а иногда и прямые указания взрослых. Непослушание воспринимается родителями как верх глупости, иногда даже как саморазрушающее поведение, и обязательно пресекается. Но если ребёнок не слушается родителей, у этого могут быть гораздо более глубокие причины, чем глупость или «вредность».

Кризисы развития ребёнка

Развитие ребёнка, как физическое, так и психологическое, происходит не постепенно, а резкими скачками. Всем хорошо известны скачки роста, или периоды вытяжения перед школой и в подростковом возрасте, когда ребёнок быстро вырастает за короткий период. Такие же скачки происходят и в психике – личность тоже вырастает, подчас настолько быстро, что родители не успевают на это отреагировать. Существует несколько самых распространённых кризисов:

  • Кризис года. Первое столкновение со словом «нельзя» и понятием запрета.
  • Кризис трёх лет. Развитие способности к обобщению, и на этом фоне восприятие себя как конкретного существа.
  • Кризис семи лет. Формирование абстрактного мышления, способности сравнивать, восприятие себя как личности.
  • Подростковый кризис. Половое созревание, появление самостоятельности, независимости от родителей.

Возрастные рамки кризисов весьма условны – кризис семи лет не начинается ровно в семь и не заканчивается в восьмой день рождения. Более точное возрастное определение – 5-9 лет, то есть дошкольный или младший школьный возраст. Время начала и конца кризиса, его продолжительность – разные у всех детей, зависят от многих причин, в том числе и от реакции взрослых.

Кризис дошкольного возраста связан с очередным важным этапом в развитии детской психики – появлением способности к абстрактно-логическому мышлению, характерному для взрослых. С появлением этого типа мышления у ребёнка появляется самооценка и честолюбие, умение сравнивать результаты своей деятельности с идеальным результатом, сравнивать своё поведение с поведением других людей. Очень показателен в этом плане тест с лесенкой – малышу предлагается нарисованная лесенка со ступеньками, отражающими качество выполнения какого-либо действия (плохо, хорошо, лучше всех и т.д.) и предлагается расположить на этой лесенке себя, то есть, самому оценить, как он что-либо делает (поёт, рисует, убирает игрушки). До кризиса дошкольного возраста здоровый ребёнок располагает себя на самой верхней ступени – он уверен, что с любым делом справляется лучше всех. Дошкольник оценивает себя более объективно, одновременно с этим появляется новое для него понятие – уровень притязаний, и на этом этапе развития он очень высок (ребёнок хочет учиться на одни пятёрки, побеждать во всех соревнованиях, уметь что-то, чего не могут его друзья). В этом возрасте дошкольник может забросить свои прежние увлечения, мотивируя это тем, что у него не получается, но при этом могут появиться и новые занятия. Например, ребёнок, который раньше любил петь, вдруг замечает, что у одноклассника красивее голос, и теряет интерес к пению, а через несколько дней уже увлечённо плетёт фенечки из бисера. Новое увлечение привлекает своей новизной, но насколько стойким оно окажется – вопрос времени и отношения родителей.

Школа и подготовка к ней является важным фактором, стимулирующим наступление кризиса – она даёт возможность сравнивать свои успехи с другими детьми, статус школьника считается более высоким, чем дошколёнка, в школе появляется необходимость соблюдать правила и заниматься по расписанию. Кроме того, в жизни ребёнка появляется новый авторитетный взрослый – учитель. И часто бывает так, что на уроках чадо ведёт себя хорошо, а дома не слушается родителей. Почему так происходит, и что в этом случае делать взрослым?

Симптомы кризиса семи лет

Кризис семи лет – весьма условное название, и гораздо правильнее его называть кризисом дошкольного и младшего школьного возраста. Его признаки можно условно разделить на положительные, нейтральные и отрицательные. К сожалению, родителей больше волнуют отрицательные признаки, и на их фоне не все замечают развитие мышления у ребёнка, формирование интереса к глобальным проблемам, появление новых увлечений. Среди отрицательных симптомов кризиса выделяют:

  • Негативизм – ярко выраженное несогласие с любым утверждением взрослых, даже очевидным.
  • Спор – отказ выполнять поручения взрослых.
  • Пауза – отсутствие реакции на просьбы, поручения, требования взрослых.
  • Упрямство – возникает как продолжение спора, когда ребёнок продолжает настаивать на своей позиции, несмотря на то, что для родителей проблема уже исчерпана.
  • Непослушание – отказ от привычных обязанностей и правил, которые раньше ребёнок выполнял без особых проблем.
  • Хитрость – скрытое нарушение установленных правил. В младшем школьном возрасте хитрость ещё не является способом избежать наказания и не принимает формы злостной лжи.
  • Настойчивая требовательность – бесконечное напоминание о том, что родители что-то обещали.
  • Капризы – обычно это симптом более ранних кризисов, но иногда возникает и в семи-восьмилетнем возрасте.
  • Болезненное восприятие критики – также возникает довольно редко.

Самое важное, о чём нужно помнить родителям – если малыш вдруг перестал слушаться, то это не потому, что он хочет намеренно причинить вред себе или окружающим или сделать на зло. Перед школой и в младших классах происходит осознание себя как личности, появление собственной внутренней позиции, а значит, те правила, которые до сих пор казались очевидными, требуют проверки на прочность и переосмысления. Дитя подвергает сомнению авторитет родителей затем, чтобы убедиться в его необходимости и стать более самостоятельным. В школе непослушание ребёнка может проявляться не настолько сильно, как дома, ведь школа – гораздо менее привычная обстановка, и соблюдение правил здесь играет роль психологической защиты.

Что делать родителям?

  • В первую очередь, не следует поддаваться на провокацию. Поведение ребёнка может вызывать раздражение, но поддаваться ему, повышать голос и давить на него – верный путь к затягиванию кризиса. Если чадо не реагирует на просьбу или отказывается её выполнять, то настаивать на этом бесполезно, но если на время оставить его в покое, то скорее всего он выполнит то, чего от него хотят. Для ребёнка такое поведение выглядит как проявление его самостоятельности – он действует не по чьей-то указке, а сам.
  • Школьнику нужно дать возможность столкнуться с неприятными для него последствиями своего непослушания. Например, если ребёнок отказывается вовремя идти обедать, то он поест тогда, когда захочет, но разогревать еду и мыть за собой посуду ему придётся самому. Главное в этой ситуации – очевидность последствий. Это не должно выглядеть наказанием.
  • Стоит обратить внимание на положительные изменения в характере школьника. Если он взял на себя какое-либо дело по дому, его нужно за это похвалить, а делать это занятие обязанностью – не стоит, чтобы ребёнок не начал воспринимать его, как правило, которое необходимо нарушить.
  • Детская хитрость в восемь лет – это игра, а не попытка уйти от наказания. Если ребёнок видит, что его хитрость раскрыта, он выполнит поручение именно так, как нужно. Настоящей ложью хитрость станет только тогда, когда школьник увидит в ней выгоду для себя.
  • Родителям необходимо быть последовательными в поощрении и наказании. Ребёнку нужно видеть границы дозволенного, и эти границы должны быть четкими. При этом правил не должно быть много, но они должны выполняться неукоснительно. В этом плане психологи советуют обозначить поведение дитя четырьмя цветовыми зонами:
    • Зелёная – зона разрешённых действий (можно выбрать, на что потратить карманные деньги);
    • Жёлтая – зона действий, разрешённых при соблюдении определённых правил (можно играть за компьютером только после того, как сделаны уроки);
    • Оранжевая – зона действий, которые в большинстве случаев не разрешены, но из них могут быть исключения (во время поездки можно лечь спать позже обычного);
    • Красная – зона категорического запрета (нельзя ругаться матом).
  • Последовательность в поведении родителей. Если взрослые устанавливают правила, то и сами должны их выполнять. Только так маленький человечек поймёт, что правила нужны не для ограничения его свободы.
  • Один из важнейших пунктов, — с ребёнком нужно разговаривать, как со взрослым. Нужно напоминать о том, что он теперь не маленький. Вместе с тем, нужно показать школьнику, что быть взрослым – это не привилегия, а изменение круга прав и обязанностей, появление ответственности за свои поступки.
  • Если чадо проявляет желание анализировать свои поступки, переживания, проблемы, то нужно помочь ему, даже если он делает это, постоянно проговаривая одну и ту же ситуацию. Так ребёнок сможет лучше понять себя, развить способность к самокритике, научиться проявлять свою зарождающуюся самостоятельность более продуктивно. Не стоит забывать, что малыш не слушается в первую очередь из-за неумения высказать свою позицию по-другому.

Ребёнку важно знать, что взрослые видят, как он растёт, примеривает на себя взрослые дела. Но точно так же ему важно видеть и то, что расширение круга прав влечёт и расширение круга обязанностей, что кроме внешних атрибутов взрослого поведения есть и ответственность за свои поступки. Школьнику нужно понять, что самостоятельность не должна быть самоцелью.

Положительные признаки кризиса

Непослушание – самое простое проявление самостоятельности, которое может позволить себе ребёнок. Но кроме него есть и другие изменения в его поведении, которые имеют положительный или нейтральный характер. И для того, чтобы приходилось меньше пресекать непослушание, стоит обратить внимание и поощрять у ребёнка такие изменения:

  • Самостоятельность и самостоятельные занятия. Чадо может по собственной воле взять на себя какое-либо дело по дому. Насколько стойким окажется такое стремление – вопрос времени. В этой ситуации ребёнку важно делать что-то без просьбы, как взрослый. По этой же причине может измениться сфера его интересов, и новые увлечения могут оказаться более стойкими, чем те, которые были до кризиса.
  • Общие вопросы. Ребёнок начинает интересоваться отвлечёнными темами, не имеющими прямого отношения к повседневной жизни – политикой, космосом, биологией, семейной историей. Это показатель появления у него абстрактно-логического мышления, расширения его внутреннего горизонта.
  • Стремление в школу. В семь-восемь лет большинство детей любит школу, стремится получать хорошие оценки. Статус школьника для ребёнка очень привлекателен, ведь это следующая ступень в жизни, школьник – это почти взрослый.
  • Подражание взрослому поведению. Чадо копирует в основном внешние признаки, это своеобразная игра во взрослого. В споре с родителями он приводит логичные, по его мнению, аргументы, услышанные от взрослых, начинает много и пространно рассуждать о своём поведении и переживаниях. Со временем стремление к подражанию ослабевает, но в такой форме можно научить ребёнка действительно логично рассуждать, осознавать мотивы своих поступков.
  • Повышенное внимание к внешнему виду. Оно возникает не только у девочек, но и у мальчиков. Ребёнку важно выглядеть так, чтобы казаться старше. Иногда это может принимать карикатурные формы. Это стремление не следует пресекать, аргумент родителей, что взрослым побыть ещё успеешь, вызовет скорее отторжение, чем желание к нему прислушаться.

Родителям следует замечать и закреплять положительные изменения в психике ребёнка, и тогда он станет стремиться к настоящей, а не показной взрослости, и, как это ни парадоксально, станет более послушным. Его несогласие с позицией взрослых приобретёт более осмысленный характер, станет сознательным, а значит, школьника возможно будет переубедить. Беспричинное упрямство и желание во что бы то ни стало сделать не так, как требуют взрослые, станет аргументированным мнением, которое можно изменить. Появится понятие ответственности, причём оно будет не навязанным извне, а выращенном изнутри, осознанным.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!