Женский журнал Ladyblue

Естественно ли “естественное” родительство? Естественное родительство! Исправление людей и общества правильное родительство.


Принцип первый
«Ты можешь быть другим»

Этот принцип выражает потребность и право детей быть особенными и любимыми, быть личностью. Если мы не понимаем и не признаем, что дети разные, они никогда не смогут получить то, что именно им необходимо, а именно отзывчивость и склонность сотрудничать со взрослыми.

Принцип второй
«Ты можешь ошибаться»

Для того чтобы дети росли уверенными в себе и сохранили здоровую и естественную потребность порадовать своих родителей, им необходимо понимать, что они имеют право на ошибки. И если ошибки не прощаются, дети прекращают прилагать усилия, либо сдаются в процессе попыток, столкнувшись с маленькими неудачами. Ребенок должен знать, что на каждую ошибку и неудачу в своей жизни он может рассчитывать на поддержку взрослых в форме сочувствия и готовности родителя взять на себя ответственность за совершенную ребенком ошибку. Пусть даже на первый взгляд кажется, что родители здесь не причем и все сделано руками ребенка. Но ощущение того, что ребенок не один отвечает за свои ошибки и есть кто-то, кто готов принять ответственность за то, что он сделал, избавляет человека от страха делать в своей жизни что-то новое. Таким образом ребенок учиться брать на себя ответственность, идти на риск и стойко переносить неудачу.

Принцип третий
«Ты можешь переживать негативные эмоции»

Этот принцип позволяет детям смело развиваться, осознавая свои внутренние переживания. Этот фактор – фактор переживания негативных эмоций важен для детей для того, чтобы не потерять тягу к покровительству родителей, их руководству и признанию.

Принцип четвертый
«Ты можешь хотеть больше»

Этот принцип открывает возможность развиться ребенку в яркую личность и осознать свои собственные желания. Детей, которые знают, что они хотят, гораздо легче побудить к чему-либо, предоставив им больше возможности для достижения своих желаний. Дети, которые в детстве имели такую возможность – следовать принципу «хотеть не вредно», став взрослыми, учатся терпеливо ждать исполнения своих желаний, даже если не могут получить желаемое сразу.
Только полная, абсолютная свобода желать позволяет человеку из большого списка возможностей найти то самое желание, тот самый вкус счастья, который соответствует его природе, его опыту и предназначению.
К сожалению, слишком часто дети слышат упреки в том, что они плохие, избалованные, эгоистичные, если они прося большего, не получиют желаемого. И это касается нашего собственного опыта, нашего детства.
До сих пор подавление желаний было важнейшим воспитательным навыком, поскольку родители не знали, как справиться с негативными эмоциями, которые появляются естественно у каждого человека, если его желание неудовлетворенно. Об этом достаточно однозначно четко говорят ведические писания. В Бхагавад Гите говорится, что если человек не удовлетворяет свои желания, возникшие в его уме, в его сердце, или принесенные из прошлых жизней, то он испытывает гнев, и, как следствие, разочарование и обиду. Отсутствие гармонии в желаниях человека с желаниями окружающих его людей, законов природы, законов собственного тела, природы собственного ума, так или иначе приводит к возникновению негативных эмоций. И одним из серьезных навыков, пока человек не пришел на достаточно высокий уровень самоосознания, является то, как правильно проявлять негативные эмоции, чтобы они не ухудшали и не отягощали жизнь окружающих людей и самого человека, не способствовали его деградации.

Принцип пятый
«Ты можешь говорить нет»

Особенностью этого принципа является то, что он напоминает нам о том, что свобода является основой позитивного воспитания детей, позитивного родительства. И этот принцип свободы касается каждого из четырех принципов, описанных выше - «ты можешь быть другим», «ты можешь ошибаться», «ты можешь переживать негативные эмоции», «ты можешь хотеть больше». И очень важно понимать разницу между вседозволенностью и свободой, которая дается ребенку. Не стоит связывать этот принцип со вседозволенностью. Суть этого принципа в том, что он позволяет осуществлять еще больший контроль над детьми без запугивания и пристыжения ребенка. Дело в том, что способность сопротивляться авторитету лежит в основе здорового осознания своего «Я», своей личности. В своем праве на бунт человек понимает, что он может не следовать вышестоящему авторитету, будь то родители или правительство, но при этом он понимает и принимает ответственность за все последствия своего неподчинения.

Руслан Нарушевич, психолог, специалист по аюрведе

Само название – «позитивное родительство» внушает доверие. Это значит, никаких слёз, истерик – идеальные дети в отглаженных рубашечках. Так ли это на самом деле? «Детстрана» решила разобраться в этом вопросе досконально.

Вы замечали, что тенденции современного родительства почему-то предполагают полную жертвенность мам и пап по отношению к детям? Потакать, угождать, не запрещать, не наказывать - и всё это в ущерб интересам взрослых. А что в итоге? Перед нами люди, разочаровавшиеся в статусе «мам» и «пап», и неимоверное количество неуправляемых, эгоистичных и избалованных детей. Некоторые родители следуют принципиально иному методу воспитанию - авторитарность, физические наказания, оправдывая себя тем, что «нас так воспитывали - и ничего, выросли».

А вот позитивное родительство - это нечто совершенно иное, это конструктивное, логичное и спокойное взаимодействие с ребёнком. Итак, главные принципы позитивного родительства.

1. Ребёнок имеет право быть другим, отличаться от других

Он не обязан быть отличником, как соседский Вася, не обязан играть на скрипке, не обязан любить театр и вполне себе может быть противником путешествий. И поддаваться стереотипам, насильно ведя ребёнка на курсы английского (ведь это пригодится, это нужно), не стоит. Уважайте право даже самого маленького человека быть собой.

2. Ребёнок может совершать ошибки

Признайте за ним и это право тоже - идеальных людей не бывает. Но опять же, что считать ошибкой? Пятилетний ребёнок, разбивший дорогую вазу, не совершил ошибку - он её действительно уронил случайно, не имея злого умысла. Поэтому ругать, кричать и вообще воспринимать этот факт стоит как досадную оплошность. Если же подросток пришел домой с синяком под глазом, вместе охов и воплей «Кто виноват», задайте три вопроса:

  1. «Что случилось?» - и ребёнок рассказывает факт.
  2. «Ты сделал какие-то выводы, эта ситуация тебя чему-то научила?» - и подросток, даже если ещё никаких выводов не сделал, начнёт рассуждать на эту тему.
  3. «Как ты поступишь в следующий раз, что ты сделаешь по-другому?» - и ваш ребёнок сформирует позитивную картинку.

3. Ребёнок может выражать негативные эмоции

Он может заплакать - от обиды, усталости, из-за проблем в школе, может сказать вам, что вы, по его мнению, несправедливы. И это не хамство! Совершенно нормально давать выход эмоциям, а не копить негатив в себе. Во-первых, выход эмоций облегчает состояние, а во-вторых, это доверие - кому, как не родителям, можно продемонстрировать свою слабость?

4. Ребёнок может хотеть большего

Ребёнка, который знает, чего хочет, легче побудить к чему-либо, предоставив ему возможности для достижения целей. Если ваш ребёнок с младенчества будет жить по принципу «хотеть не вредно», то в зрелом возрасте он сможет терпеливо ждать исполнения своих желаний. Только полная, безграничная свобода «желать» позволяет ребёнку из огромного списка возможностей найти то самое своё желание, призвание и счастье.

5. Ребёнок может говорить «нет», но последнее слово остаётся за родителями

Очень важно понимать разницу между свободой, предоставляемой ребёнку, и вседозволенностью. Суть этого принципа заключается в том, что он позволяет контролировать ребёнка без запугивания, унижений и наказаний. «Я не буду надевать шапку», - заявляет вам дочь, когда на улице метель и минус 20. В своём праве на бунт она понимает, что может и не следовать вашим указаниям, но при этом осознаёт и то, что все последствия неподчинения становятся её ответственностью. Ваша задача - объяснить, чем могут быть чреваты её действия, и спросить, готова ли она к ним. Если бунт продолжается, вы можете сказать примерно следующее: «Я понимаю, что ты готова к последствиям. Но я ответственна за тебя и твоё здоровье, поэтому не могу тебе позволить так поступить».

Тема 17. Основы поддержания и сохранения репродуктивного здоровья нации, принципы здорового родительства.

Вопросы:

1. Понятие репродуктивного здоровья.

2. Охрана репродуктивного здоровья.

3. Патологии репродукции.

4. Планирование семьи.

Понятие репродуктивного здоровья.

Одним из важнейших составляющих общего здоровья является здоровье репродуктивное (репродукция – воспроизведение). Репродукция является основополагающей функцией для любого живого организма.

По определению ВОЗ репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия репродуктивной системы, ее функций и процессов, включая воспроизводство потомства и гармонию психосексуальных отношений в семье.

Репродуктивная система – это совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).

Репродуктивные права – часть законных прав и свобод, связанных с воспроизводством и сексуальным здоровьем.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, репродуктивные права – это право мужчин и женщин на получение информации и на доступ к безопасным, эффективным, недорогим и доступным способам регулирования рождаемости, в соответствии с их выбором, а также право на доступ к надлежащим службам здравоохранения, которые могут обеспечить для женщин безопасные беременность и роды, а также создать для супружеских пар наилучшие возможности для того, чтобы иметь здорового ребенка.

Репродуктивные права могут включать все или некоторые из следующих положений: право на доступ к качественной медицине в репродуктивной сфере, а также право на образование и доступ к информации, позволяющей сделать осознанный и свободный репродуктивный выбор, право на законный и безопасный аборт, право на контроль над рождаемостью. Репродуктивные права также могут включать в себя право на получение образования о контрацепции и венерических заболеваниях, а также свободу от принудительной стерилизации, абортов и контрацепции, а также защиту от таких гендерных практик, как нанесение увечий женским гениталиям и мужским половым органам.

Вопрос репродуктивных прав стал разрабатываться как вид прав человека на Международной конференции ООН по правам человека в 1968 году. Одним из результатов конференции являлось необязательное к исполнению воззвание, согласно которому родители имеют право выбирать, сколько детей они хотят иметь, и сколь часто те должны рождаться.

Противники легализации абортов считают термин «репродуктивные права» эвфемизмом, позволяющим поколебать эмоции в пользу абортов. Организация National Right to Life назвала «репродуктивные права» выдуманным термином, зашифровывающим понятие «право на аборт».

Традиционно репродуктивное здоровье и репродуктивные права в России связываются, главным образом, с материнством и защищены законодательством и системой государственных гарантий.

Состояние репродуктивного здоровья женщины важнейшая составляющая социального и экономического развития страны. Оно отражает его уровень. Инвестиции в репродуктивное здоровье не только нравственно состоятельны, но и оправданы экономически. Инвестиции в женщин детородного возраста не только спасают жизни, но и воздаются сторицей родным и близким, всему обществу. Здоровые девушки и женщины способны продолжать учёбу, заниматься общественно-полезным трудом, лучше растить детей и быть полноценными членами общества. Когда женщина в состоянии спланировать семью, она может спланировать и всю свою жизнь.

Катя Хломова, детский и семейный психотерапевт: Идеи «вскружили» мамам голову относительно недавно. Этот стиль воспитания критикует традиционный подход к детству и предлагает в качестве альтернативы домашние роды, грудное вскармливание, ношение в слинге, высаживание, отказ от традиционных лекарств и прививок, прикорм с общего стола вместо детских пюрешек, и домашнее обучение как альтернативу саду и школе.

То есть, схема склоняет к тому, чтобы возвращаться к своим корням и отвергать многие дары цивилизации, как нечто, встающее между мамой и малышом. Новая схема, по большому счету, разделила мам на два лагеря – почитателей и противников натурального родительства.

Когда дочка была совсем маленькой, я, как и многие другие мамы, искала в Интернете ответы на разные вопросы. И я поняла, что ответов нет. Есть два противоборствующих племени , каждое из которых ревностно отстаивает свою правду: традиционные родители и «естественные».

На самом деле эти два лагеря – не только способ обращения с детьми. Это мировоззрение, образ жизни.

Я больше тяготела к «естественникам». Оглядываясь назад, я думаю, что этот подход много дал мне в плане возможности понять дочку и быть чуткой к ее потребностям. Но теперь мне кажется, что естественное родительство скорее бы подошло маме, у которой есть хотя бы минимальная помощь извне. В противном случае, вся жизнь начинает крутиться вокруг малыша. Я не могла позволить себе утешить дочку соской или посадить в манеж. Потому что … считала это почти преступлением! И это сильно выматывает физически и эмоционально. То есть, своего рода, роскошь быть с ребенком на все 100% каждую секунду.

Естественное родительство – это идея, оставляющая маме очень мало своего личного пространства – своей кровати, своей тарелки, своей минутки. И здесь должны быть очень хорошо продуманы ресурсы. Откуда пополняется энергия?

Еще важным мне кажется то, что у сторонников сознательного родительства больше шансов «скатиться» в чувство вины, столь губительное для ребенка. Потому что в этой концепции мама должна ребенку очень много, если не сказать «все». Есть там, как будто бы, претензия на то, чтобы быть идеальной. Но как детский психолог, я знаю, что для благополучного развития ребенку нужна обыкновенная мама. Желательно, спокойная. Пусть со своими недостатками.

В этом тоже есть загвоздка. Потому что сама теория естествнного родительства, скорее всего, не требует от мамы быть совершенной. Но первоначальная идея «близости» к ребенку стирается за внешними атрибутами: ГВ, слингами и совместным сном. Ведь можно без этого выполнять задачу близости, а можно при всем этом не выполнять.

Первое, что я, неопытная мама, вынесла для себя — это именно действия, которые я должна делать. Так было у меня. И тут я нисколько не претендую на то, что так было у всех.

Для меня в этой концепции оказалось много долженствования и мало выбора . В своем безмерном доверии ко всему прочитанному, я в какой-то момент подменила мысль «Я знаю, как лучше » на «Естественное родительство знает, как лучше ».

Получается, стиль, который изначально предполагает следование своим инстинктам в итоге встал между мной и моими инстинктами. «Какая же я любящая мама, раз я не высаживаю ребенка?» — но так любая философия рано или поздно станет тюрьмой.

Основной подводный камень оказался для меня таким:

пропагандируется то, что «Никто не знает лучше, чем мама». А на деле тексты не о поддержке маминой интуиции , а о том, как следует поступать хорошей маме .

Сейчас я думаю, что суть этого стиля воспитания, на самом деле, была не в презрении к ходункам, а в умении слушать себя и малыша, чувствовать друг друга и делать так, как подсказывает интуиция.
Некоторые мои знакомые, ярые «естественники» только к третьим родам позволили себе дать ребенку соску и одеть ему подгузник. Потому что это экономит силы. Но этот третий ребенок ничуть не менее любимый.

Здесь может быть и другая крайность. Легко перекинуть на «несовершенную теорию» свою собственную ответственность. Поэтому, мне хочется сказать, что, конечно, все было построено мной самой. Теория — лишь инструмент в руках каждого из нас. Так было и в моем случае.

В этом месте нужно подвести какие-то итоги. Но мне не очень хочется. Потому что любой итог чужого опыта – это ловушка для нового человека. Идеальная теория воспитания, пожалуй, заключается в том, чтобы при максимальной информированности оставлять последнее слово за собой. Никто не знает лучше, чем мы сами.

ФОТО — Юлии Зальновой


Естественное родительство – популярный ныне подход к воспитанию детей первых лет жизни, основанный на традициях некоторых племен Америки, Азии и Африки. Отношение к нему (и в особенности к отдельным его методам и принципам) в обществе достаточно противоречивое. С одной стороны, его приверженцы акцентируют внимание общества на важнейших аспектах ухода за малышом (, внимание к внутреннему миру ребенка с первых дней жизни); с другой стороны, зачастую они считают себя и своих единомышленников носителями истины в последней инстанции и к тем, кто не разделяет их убеждений, относятся достаточно агрессивно, что мешает установлению конструктивного диалога.

Секрет популярности естественного родительства

Впервые интерес к незападным традициям воспитания проснулся у широких слоев населения в Европе и в Америке в 60-е годы прошлого века. Связано это было с расцветом движения хиппи, идеологи которого не без оснований рассуждали о кризисе западной цивилизации, фатальном для нашей психики отрыве от природы, игнорировании врожденных потребностей человека. На этой волне молодежь демонстрировала массовое увлечение восточной (в первую очередь буддистской и индуистской) культурой и философией, а воспитание детей – важнейший элемент культуры! В эти годы появились первые открытые пропагандисты длительного грудного вскармливания, совместного сна и сторонники отказа от прививок.

Второй посыл к развитию идеология естественного родительства получила в конце 80-ых-начале 90-ых годов. На сей раз исходил он уже, скорее, из академической среды. Связано это было, с одной стороны, с начавшейся глобализацией, благодаря которой западные ученые начали активно обмениваться опытом с азиатскими коллегами, более подробно и детально изучать их наработки и самостоятельно исследовать традиции ухода за детьми, практикующиеся в иной культурной среде. Кстати, многие их наблюдения красноречиво свидетельствовали о преимуществах азиатского воспитательного подхода.

С другой стороны, был и сильнейший внутренний импульс. Все больше социологов и психологов говорили о том, что навязываемые западным родителям принципы (отрицание потребности в тесном контакте с мамой в первые месяцы жизни, приучение к самостоятельному засыпанию малышей, чья нервная система еще не готова к этому, игнорирование плача и т.д.) не только несовершенны, но еще и опасны с точки зрения их психического здоровья и . Из уст педиатров и детских психологов все чаще звучал посыл: общество будет намного более здоровым не в том случае, если всех взрослых отправить к терапевту лечить младенческие психологические травмы, а если детям изначально создавать такие условия, при которых этих травм удастся избежать.

Таким образом, в социуме был сформирован явный “запрос” на новый воспитательный подход, и ответом на этот запрос стала идеология естественного родительства. Какими же принципами руководствуются ее сторонники?

Основы естественного родительства

Сейчас этот термин трактуется достаточно широко. С точки зрения психологии такой стиль воспитания (на Западе обычно употребляется термин attachment parenting) предполагает органичное развитие ребенка, прохождение необходимых стадий формирования самосознания без какого-либо давления извне и, таким образом, естественное и закономерное превращение существа, полностью зависимого от мамы и пребывающего с ней в симбиозе, в самостоятельную личность. С точки зрения естественное родительство – это определенный стиль ухода за ребенком и взаимодействия с ним, включающий такие компоненты, как:

  • вынашивание и роды с минимальным медицинским вмешательством (или вообще без него);
  • продолжительное кормление грудью по требованию без докармливания смесью, только после того, как ребенок будет готов к этому;
  • в с первых недель жизни (в крайнем случае использование комплектов для “естественного пеленания”, отказ от одноразовых подгузников);
  • отказ от использования “искусственных успокоителей” ребенка (пустышек и т.д.);
  • постоянный контакт мамы и малыша с первых минут его жизни (чтобы ребенок постоянно был при маме, рекомендуется использовать слинг);
  • отказ от колясок, кроваток и прочих приспособлений, созданных для того, чтобы держать в них ребенка одного;
  • совместный сон мамы и карапуза;
  • приучение ребенка к “взрослой” пище методом “;
  • отказ от вакцинации и т.д.

По сути, сторонники “естественного” родительства пытаются воспроизвести для ребенка максимально “натуральную” среду, считая, что она создаст оптимальные условия для его развития. Так ли это на самом деле, это уже следующий вопрос.

“За” и “против”

Оппоненты этого воспитательного подхода начинают обычно с критики самого термина. Они говорят о том, что тот набор методов, который носит сейчас название “естественного родительства”, – это, по сути дела, современный искусственный конструкт. Реально подходы к воспитанию грудных детей, существующие у племен разных континентов, зачастую разительно отличаются друг от друга и далеко не всегда могут быть образцом для подражания. К примеру, в популярных в прошлом веке работах антрополога Маргарет Мид встречаются такие наблюдения: в ряде африканских племен новорожденных сразу кладут в грубо сплетенные корзины, и родители идут заминаться своими делами, не обращая внимание на их плач; женщины тихоокеанских островов кормят грудью детей неохотно и т.д. Конечно, родители никаких примитивных племен не занимаются с детьми по , чем не брезгуют на Западе и самые рьяные “естественники”. Таким образом, говорят критики “естественного” родительства, не стоит чересчур идеализировать примитивные племена и слепо перенимать их опыт.

Вторая претензия – проблематичность создания всех требуемых условий в современном социуме, да и просто сомнение в целесообразности некоторых из них. К примеру, для мамы, ведущей активный образ жизни и много путешествующей вместе с ребенком, проблематичным будет регулярное высаживание карапуза. Матери-одиночке, которая сама возит ребенка в машине, туго будет без пустышки: кричащий ребенок может просто-напросто спровоцировать аварийную ситуацию. О том, насколько разумно полностью отказываться от прививок и рожать дома (особенно с учетом российской специфики родовспоможения и особенностей нашей законодательной базы), споры до сих пор ведутся “не на жизнь, а на смерть”.

Третья претензия касается, в первую очередь, “идеологов” “естественнородительского движения”. Они обвиняются в манипулировании чувствами родителей для получения собственной выгоды, в навязывании матерям, чье поведение не соответствует их эталонам, комплекса вины. В принципах работы некоторых перинатальных центров и школ для родителей, пропагандирующих естественный уход за ребенком, даже усматриваются признаки секты: закрытость, непоколебимая вера в слова “учителя”, невозможность подвергать сомнению его постулаты. При этом сам “учитель” часто не имеет никакого профильного образования, а его утверждения не выдерживают никакой критики.

Тем не менее даже самые отъявленные скептики признают и несомненную пользу естественного родительства. Это и популяризация грудного вскармливания, и развитие идеи значимости установления контакта мамы и ребенка в первый год жизни, и вообще стремление освободиться от ложных ценностей и многих ненужных, по сути, благ цивилизации и вернуться к истокам.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!