Женский журнал Ladyblue

Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров

Пословица – ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.

Приметы – краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.

Поговорка – словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.

Приговорка – небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.

Скороговорка – небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.

Детский фольклор . Данный жанр представлен самыми разными формами – стихотворными, песенными. Виды детского фольклора – то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.

Пестушки –короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».

Потешки – небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами. Потягушки, порастушки, Роток – говорок, Ручки – хватушки, Ножки-ходушки.

Заклички – стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».

Прибаутка – небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.

Колыбельные – короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.

Загадка – стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки. Другие виды детского фольклора – это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.

Песенный эпос . Былина – старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет народных героев, богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. Например, былины о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др. Исторические песни – некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».

Художественное творчество . В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества. Сказка – краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания. Баллады – поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества. Анекдоты – особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу. Небылицы – краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца. Частушка – небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.

Фольклорный театр . Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера. Вертеп – разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра. Раёк – разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора. Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров – обрядовый и необрядовый фольклор.

4. Загадки. Определение, происхождение жанра. Функции загадок в первобытном обществе и в наше время.

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли . Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).

В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха . Несравненно меньше известно сказок с загадками . Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (уА. Афанасьева № 185).

У древних греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадкок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886).
Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадок.

В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник.

В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов. В России В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (Москва). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием - малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» (то есть месяц, пасущий звёздное стадо).

Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).

Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."

Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина, по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".

Устное народное творчество, жанры фольклора

Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.

  • Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
  • Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
  • Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.

Фольклор необрядовый включает четыре группы:

1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.

2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.

3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-цепочки (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах. Формы несказочной прозы:

  • легенды;
  • мифологические рассказы;
  • былины;
  • сонники;
  • предания;

4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.

Жанры которых здесь приведены, считаются основными.

в литературе

Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.

Драматические образы

К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.

Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая

Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство, передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.

Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.

Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.

Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.

Лирическая форма

К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.

Фольклор и авторство

Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.

Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.

Спорные формы искусства

Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор, но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.

Отличие фольклорных произведений от литературных

Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.

Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.

Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.

Малые жанры русского фольклора

Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.

Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:

  • Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
  • Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
  • Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
  • Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
  • Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.

Таблица «Система жанров русского фольклора»

Фольклор - это вид коллективной словесной деятель­ности, которая осуществляется преимущест­венно в устной форме. Основные категории фольк­лора - это коллективность, традиционность, фор­мульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масле­ничные песни, веснянки), семейный фольклор (се­мейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на че­тыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки и некоторые другие.

Фольклор

обрядовый

необрядовый

календарный фольклор

колядки, масле­ничные песни, веснянки,

жнивные песни

фольклорная драма

театр Петрушки, вертепная драма, рели­гиозная драма

семейный фольклор

семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания

поэзия

бы­лина, историческая песня, духовный стих, лириче­ская песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные паро­дии), садистские стишки

окказиональный

заговоры, заклички, считалки

проза

сказочная

сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот, байка

несказочная

предание, легенда, быличка, мифологический рас­сказ, рассказ о сне

фольклор речевых ситуаций

пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скорого­ворки

Анекдот – один из жанров фольклора: короткий уст­ный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре из­любленным персонажем был разыгрывающий одно­сельчан мужик.

Байка – традиционно мужской устный рассказ шут­ливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Попу­лярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтер­ские, театральные и шоферские.

Баллада (балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие харак­теристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для на­родного эпоса фантастическими и магическими мо­тивами. Термин «баллада» в фольклористике сравни­тельно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпиче­ская песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство ко­торых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюб­ленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотно­шениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).

Былина – произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, гранди­озность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X-XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и ино­верцами), но в русских былинах отсутствует идея ре­лигиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами рус­ского эпоса. В русских былинных традициях – осво­бождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относи­тельно недавно, после опубликования в 1804 г. сбор­ников Кирши Данилова, включающих 60 фольклор­ных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и по­этичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного вы­бора: жениться или умереть.

Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имев­шие место в реальной жизни. Достоверность, факто­графичность этих рассказов подтверждается кон­кретными именами; точными географическими на­званиями места действия. Мир быличек прост и хо­рошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда.

Детский фольклор – обобщенное название неболь­ших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождаю­щие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребь­евки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пес­тушки, приговорки, потешки, считалки.

Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специ­фический жанр фольклорных повествований, беско­нечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихо­творную форму

Духовные стихи – песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Харак­терная особенность духовных стихов – противопос­тавление религиозного мирскому. Один из древней­ших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.

Жнивная песня – разновидность осенних песен ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя, воспе­вающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».

Загадка – вид устного народного творчества, замы­словатое иносказательное описание предмета или яв­ления, предлагаемое как испытание на сообразитель­ность или упражнение (детям) на развитие логиче­ского мышления. Загадка принадлежит к тем древ­нейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качест­венно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в воен­ных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.

Заговор – языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое со­стояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться сим­патией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил при­роды: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.

Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюд­ные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнив­ные) – песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различ­ными состояниями природы связаны наиболее зна­чительные обряды и песни летнего периода, начи­навшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информа­ция: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоз­зрения.

Легенда – один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возник­новения легенды – трансформация предания. Зачас­тую легендами называют устные рассказы об исто­рических лицах или о событиях, которым приписы­вается абсолютная достоверность (легенды об осно­вании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, изла­гая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная ос­нова часто уходит на второй план. По тематике ле­генды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Бай­кале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).

Малые жанры – название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора , исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и за­ключается их главная ценность. Сюда относят по­тешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тек­сты, они очень хорошо приспособлены и к самостоя­тельной жизни. В отличие от былинного эпоса, ма­лые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.

Небылицы – произведения комической поэзии, не­большие по объему песенки, построенные по прин­ципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обрат­ную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, посте­пенно создает единую картину «сдвинутого», «пере­вернувшегося» мира. Небылицы не менее филосо­фичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, – тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь про­тивоположных, «изнаночных» явлений действитель­ности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.

Народные песни – подлинная художественная эн­циклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора , описан неполно и противоречиво. Доста­точно условно жанровое деление песен на историче­ские и балладные, разбойничьи и солдатские, лири­ческие и хороводные. Все они – образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притяга­тельные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любо­ваться родным краем; и своим детьми.

Поговорка – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явле­ние или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.

Пословица – краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой – остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, посло­вица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению на­рода, – «цветочек», пословица – «ягодка». В посло­вицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора ве­шают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.

Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4-9 тыс. пословиц: «Собрание древних россий­ских пословиц» (Московский университет, 4291 по­словица), «Полное собрание русских пословиц и по­говорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.

Предание – художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове – основателе крупней­ших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.

Сказ – устный народный рассказ, без вымысла пове­ствующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шах­теров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.

Сказка – один из основных прозаических фольклор­ных жанров художественно-фантастического харак­тера.

Скоморошины – разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины – пародии), пародийные баллады, песни-новеллы ко­мического содержания, небылицы. Объединяет их одно – смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержа­ния, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.

Скороговорки – шуточный жанр народного творче­ства, относящийся к разряду малых, фраза, постро­енная на сочетании звуков, которые затрудняют бы­строе произнесение слов. Скороговорки использова­лись в народе как обучающее средство при формиро­вании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.

Частушка(от частый) – короткая, обычно рифмован­ная песенка юмористического или сатирического со­держания. Частушки исполняются в веселом задор­ном темпе в сопровождении гармони.

2. Календарно-обрядовая поэзия

Веснянка – песня, призывающая весну и тепло. Вес­нянки звучали в русских селах вслед за масленич­ными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта – день Гера­сима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта – день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта – 7 апреля по новому стилю – Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).

Жнивная песня – разновидность осенних песен в ка­лендарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая по­эзия не получила такого развития, как летняя. Из­вестны лишь жнивные песни, наполненные благо­дарностью и прославляющие проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «ра­ненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».

Игровая песня – разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в на­званиях данного вида песен отражено веселое на­строение, обусловленное наступлением долгождан­ного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяже­лую одежду, покрасоваться и присмотреться к буду­щей невесте или жениху. В игровых песнях говори­лось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца – источника и про­должения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: – хоровод­ные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, преду­смотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); – песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); – «гулевые» песни, когда иг­рающие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «зави­вают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.

Колядовая песня (колядка) – разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой по­эзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. При­ход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому на­званию первого числа месяца – calendae (ср. кален­дарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопро­вождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-ве­личания и песни-просьбы:

Купальские песни – цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля – по но­вому стилю). Они содержали элементы древних ма­гических формул, направленных на то, чтобы убе­речь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.

Масленичная песня – это зазывание широкой и щед­рой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).

Подблюдные песни – песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый иг­рающий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Под­блюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.

Троицко-семицкая песня – разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наибо­лее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) – 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отво­дится березке – культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.

3. Песни

Бурлацкие песни – песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI – на­чале XVII в., когда государство было особенно заин­тересовано в развитии водных торговых связей и от­ношение к беглым крестьянам или рекрутам, нани­мавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жес­токостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бече­вой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.

Исторические песни – песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характе­рологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымыш­лены, приукрашены или перевернуты, иногда созда­вая образ, искаженный вплоть до своей противопо­ложности. В отличие от былин, с их неизменной по­этической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII-XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи – Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают ши­роким фольклорным контекстом, здесь активно «ра­ботает» фольклорная символика: смерть восприни­мается как переправа через реку, герои уподобля­ются орлам и соколам, широко употребляются сим­волические образы деревьев – березки, дуба, рябины и др.

Лирические песни – песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль по­терь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня – под­руга, шутка сестра», – гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нрав­ственная красота народа.

Плясовые (шуточные) песни – название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое на­строение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит ме­сяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».

Разбойничьи песни – песни разбойников или о раз­бойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII-XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен – мечта о тор­жестве справедливости. Герои разбойничьих песен – удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодек­сом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью при­нять все превратности судьбы.

Свадебные песни – песни, сопровождавшие все сва­дебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, де­вичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба – это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и пе­сен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, кото­рый играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «ре­жиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сва­том или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду ха­рактер спектакля, в котором почти каждый был уча­стником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) – раз­говор дочери с матерью. Величания – песенные вос­хваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье не­весты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.

Причитания – лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, уча­стников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни – песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они ок­рашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.

Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от род­ного дома. Солдатские и рекрутские песни прони­заны обреченностью («невзгодушка великая – служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодеп­киих слезы катятся, как река льются»), тягот казар­менного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатуш­кам, угомону нет: Темна ноченька приходит – на ка­рауле быть, Бел денечек наступает – во строю сто­ять») и зачастую неизбежной смерти в бою.

Среди солдатских и рекрутских песен особой груп­пой выделяются причитания.

Хороводные песни – игровые песни, название кото­рых восходит к имени древнего солнечного славян­ского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоро­вод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для уро­жая солнце. В этом же круге изображали предусмот­ренные содержанием песни различные сценки. Наи­более популярные хороводные песни дошли до на­шего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гу­ляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.

Ямщицкие песни – песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта кре­стьян. Они были освобождены от податей, но поло­жение их все же было крайне тяжелым. Часто «слу­жилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их изби­вали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, кото­рые пытались вернуться обратно в село, насильст­венно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной де­вице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.

    Детский фольклор

Дразнилка – насмешливая, направленная на демора­лизацию недруга прибаутка рифмованного харак­тера.

Жеребьевка – один из самых распространенных жан­ров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.

Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колы­бельная песня отличается необыкновенной нежно­стью, размеренностью и спокойствием.

Пестушка – песенка или стишок, которыми сопрово­ждаются первые сознательные движения ребенка.

Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и нож­ками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ни­чего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».

Считалка – рифмованный стишок, с помощью кото­рого играющие дети распределяют роли и устанав­ливают очередность для начала игры.

Библиография

    Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: Университет, 2004.

    Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Русский язык и литература». – М.: Высшая школа, 2009.

    Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (репринт).

    Гудзий Н. К., Дылевский Н. М., Дмитриев Л. А., Назаревский А. А., Позднеев А. В., Альшиц Д. Н., Робинсон А. Н. Какие возникают задачи дальнейшего изучения «Слова о полку Игореве»? Вопрос № 7. - В кн.: Сб. ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958, с. 25-45.

    Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. – М.: Наследие, 1993.

    Дмитриев Л. А. Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве». - ТОДРЛ, М.; Л., 1964, т. 20, с. 120-138.

    Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1986.

    Древняя русская литература. Хрестоматия. /Сост. Н.И.Прокофьев. – М.: Просвещение, 1988.

    Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.

    История русской литературы X-XVII вв. /Под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1979.

    Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.

    Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора; Фольклор и мифология // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103; 113-143.

    Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 2003.

    Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.

    Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. Л., 1967. 120 с.

    Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

    Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.

    Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

    Смирнов И. П. Система фольклорных жанров // Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 14-39.

    Специфика фольклорных жанров / Отв. ред. Б. В. Кирдан. М., 1973.

    Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.

    Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.

Произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором: малые жанры.

    ✪ Загадки - малые жанры устного народного творчества

    ✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором. Фольклор – помощник в игре

    Субтитры

Виды малых жанров фольклора

Колыбельная песня

Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка

Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .

Примеры

Прибаутка

Прибаутка (от баять , то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки

Поучают чему-то.

  • Дорога ложка к обеду.
  • Волка бояться-в лес не ходить.
  • Рыбак рыбака видит издалека.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • У страха глаза велики.
  • Глаза боятся, а руки делают.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не надобен клад, коли в семье лад.
  • Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Друзья познаются в беде.
  • Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил.
  • Мягко стелешь, да жёстко спать.
  • Родина - мать, умей за неё постоять.
  • Семеро одного не ждут.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Пчела мала, но и та работает.
  • Хлеб всему голова.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Волка ноги кормят.
  • Дело мастера боится.

Игры

Для игр были специальные песни. Игры могли быть:

  • целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
  • обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
  • сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».

Пример целовальной игры:

Селезень

Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!

В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».

Заклички

Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка

Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку - цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадка

Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Общая история

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Классификация детского фольклора

Разрабатывая классификацию традиционного детского музыкального творчества, ученые опирались на классификации музыкального фоль­клора, предложенные Г.С.Виноградовым и О.И. Капицей. И.О.Капица теоретически обосновала принадлежащее П.А.Бессонову деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и «мате­ринскую» поэзию. Против этого решительно выступал Г.С.Виноградов. Поэзию пестования он считал особой обла­стью фольклора взрослых. Г.С.Виноградов выделял пять ос­новных разделов детской народной поэзии, положив в основу этой классификации бытовое назначение:

1)игровой фольклор,

2)потешный фольклор,

3)сатирическая лирика,

4)бытовой фольклор,

5) календарный фольклор.

О.И.Капица учитывала не только возрастную градацию носителей детского фольклора, но и генезис поэзии. Генети­ческого принципа (поэзия взрослых для детей, выпавшая из фольклора взрослых и усвоенная детьми, а также собствен­ное творчество детей} придерживается и В.П.Аникин.

Наиболее универсальна классификация М.Н.Мельникова, опирающаяся на открытия Г.С.Виноградова, но учитывающая принцип возрастной гра­дации детей и некоторые другие положения О.И.Капицы. М.Н.Мельников, говоря об общности поэтики, музыкальном строе и бытовой функции, выделяет самостоятельные жанры.

Поэзия пестования

Поэзия пестования - удивительно тонкийи гибкий инструмент народной педагогики.

Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия»: оно вклю­чает всю совокупность средств и методов воспитания и обу­чения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

Рассматривая жанр как функцию, выраженную в худо­жественной структуре, М.Н.Мельников выделяет по совокуп­ности признаков следующие музыкальные жанры поэзии пес­тования: колыбельные песни, пестутки, потешки, прибаутки.

Колыбельные песни

Название песен, которыми убаюкивают ребенка -колыбельные - происходит от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колы­бельных песен занимались десятки фольклористов, этногра­фов, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наибо­лее существенный вклад внесли А.Ветухов, Г. Добряков, Г.С.Виноградов, О.И.Капица, М.В.Красноженова, Г.А.Барташевич, А.Н.Мартынова. В народе дорожили колы­бельным песенным мастерством и передавали его из поколе­ния в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестре­нок, а то и нанимались в чужие семьи. Уже в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский орга­низм занят собственным формированием, что «высшие чело­веческие функции - отправления разума и воли - еще дремлют в зачаточном состоянии». В первый год жизни толь­ко объем головного мозга ребенка увеличивается в четыре раза. Появившись на свет, ребенок «не видит» песни, а бук­вально через год они радуют его, он понимает простую разго­ворную речь и сам произносит свои первые слова. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г.Добряков, - ребенок прояв­ляет музыкальные восприятия - восприятия ритма и мело­дии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая сме­на звуков». И все это знал народ - педагог.

Колыбельные песни имеют очень древнее происхож­дение, доказательством этого являются антропоморфные об­разы Сна, Дремы, Угомона, Упокоя, а также близость древ­нейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, пройди Коли голова», «Угомон тебя возьми» и др.).

Анализ исследователей древнейших колыбельных пе­сен показывает, что круг опоэтизированных в них лиц, пред­метов, явлений предельно узок. Эта же закономерность про­является и при анализе жанрового ядра, то есть повсеместно распространенных и наиболее устойчивых произведений. Это сам младенец, его мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, мифологические образы, ко­лыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и некоторые другие. Тексты песен очень просты, как бы сотканы из существи­тельных и глаголов. И это не случайно, поскольку в песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспри­нять органами чувств. Учитывая психологические особенно­сти ребенка колыбельного возраста, его конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, а как мир движущихся существ и предметов, говорил М.Н.Мельников.

Я качаю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла мешки таскать,

Баушка уху варить,

А дедушка свиней манить...

Здесь каждый стих - новая динамическая картинка. И снова не случайно: ребенок еще не в состоянии долго удер­живать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, на­долго останавливать свое внимание на чем-то одном.

Все исследователи колыбельной песни отмечали импровизационность жанра. В колыбельный репертуар входили обрядовые, хороводные, игровые песни. Особенно часто обо­гащение колыбельных шло за счет прибауток из собственного репертуара пестуний и других смежных жанров. С распро­странением грамотности заметно усиливалось влияние лите­ратуры. Все это приводило к определенным качественным изменениям жанра как по содержанию, так и по форме. Эти изменения были предопределены в первую очередь тем, что колыбельная песня, будучи формой воздействия на ребенка, инструментом народной педагогики, является еще и песней матери, в которой мать выпевает и то, что прямо не адресова­но ребенку, что выражает ее чувства и переживания за преде­лами воспитательных задач.

Согласно правилам народной педагогике, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня, обеими руками, слегка сжима тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступни Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры, едва ли из сотни одна объяснит ее физиологическое назначение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в без­условной полезности этого приема и закрепила его в музы­кально-поэтических произведениях, передающихся из поко­ления в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как распределять время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:



Потягунюшки, порастунутки,

Поперек толсту чутки,

А в ножки ходунютки,

А в руки фатунюшки

А в роток говорок,

А в голову раэумок.

Исполнение пестушек не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в ней есть все: по­нимание значения этого приема и для роста организма («По­тягунюшки, порастунюшки. Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходу-нюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нрав­ственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). По мере подрастания ребенка упражнения усложняют­ся. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:

Тятеньке - сажень,

Маменьке - сажень,

Дедушке - сажень,

Бабушке - сажень,

Брату - сажень,

Сестрице - сажень,

А Колюшке - большую, наибольшую.

Пестушкам присуще своеобразное построение, опреде­ляемое характером и краткостью физических упражнений, не­обходимых ребенку в тот или иной момент. Они имеют отлич­ное от родственных жанров содержание, касающееся только физического воспитания, только тех действий, которые произ­водятся, их ожидаемых результатов. Пестушки не всегда риф­мованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («ходунюшки - фатунюшки»), В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается с помощью повто­ра («Лунь плывет, лунь плывет»). К пестушкам примыкают и заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:

С гуся вода, С Пети худоба.

Все эти заговоры носят, подчеркнуто шуточный харак­тер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.

Потешки

Потешками принято называть забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т.д. Потешками называются и песенки - приговорки, органи­зующие эти забавы. Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие совершенно иные. Впервые ка­чественные записи потешек дал И.П.Сахаров. Главное назна­чение потешки - приготовить ребенка к познанию окру­жающего мира в процессе игры, которая скоро станет неза­менимой школой физического и умственной подготовки. Иногда в потешку вводится характерное для большой кресть­янской семьи разделение труда в зависимости от физических возможностей:

Большаку дрова рубить {большой палец},

А тебе воды носить (указательный},

А тебе печа топить (безымянный},

А малышке песни петь (мизинец},

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Потешки являются первой ступенью лестницы, веду­щей к познанию богатств русского языка, к усвоению народ­ного музыкально-поэтического творчества.

Прибаутки

Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято означать «смешной небольшой рассказ или смешное выраже­ние, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличались тем, что не сопровождаются опре­деленными игровыми действиями. Некоторые ученые (Т.Н.Потанин, В И Даль, А.Ф.Можаровский, А.Марко), види­мо, по признаку наличия юмористических тенденций, к при­бауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки, и т.д.). Успешно ре­шала вопросы классификации детского фольклора О.И.Капица. Но и она, по мнению М.Н..Мельникова, не сочла необходимым провести грани между прибаутками и песенка­ми для детей, объединив их в одном разделе своей книги И это не случайно: поэтика прибауток и песенок взрослых для детей не имеет серьезных различий. В быту они выполняют одну и ту же роль.

Вполне обоснованно поэтому решение В П.Аникина объединить все эти произведения под термином «прибаутки» Это отражает и исторические изменения жанра. Прибаутки генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням. Как жанр детского фольклора они оформились не раньше ХУШ века. И.П.Сахаров дал описание девичей игры «Коза». Игровой приговор являлся диалогом девушки и козы:

Коза, коза, бя,

Где ты была?

Коней стерегла.

И где кони?

Они в лес ушли...

Этот игровой приговор дал начало многочисленным диалогическим прибауткам про козу, сороку и др. Темы при­бауток о насекомых, которые дрова рубили, баню топили, о свиньях умных, что «пиво варили, борова женили», и многие другие унаследованы от скоморохов. Впервые прибаутки бы­ли опубликованы сибирской фольклористикой Е.А.Авдеевой в 1849 году в «Отечественных записках». Жанр прибауток далеко не однороден. В него входят короткие песенки (без элемента комического), обращения к детям типа:

Наша доченька в дому

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду.

Прибаутки второй группы, или прибаутки-шутки, генетически восходят к шуточным песням скоморохов и унасле­довали от них систему образов. Таковы все песенки о живот­ных, насекомых, делающих человеческие дела, например:

Кошка в лукошке

Рубашки шьет,

У ношен кошки

Три сдобные лепешки,

А кот на печи

Сухари толкет,

А у нашего кота

Три погреба молока.

Кроме того, существуют приговорки-притчи. А.П.Бабушкина называла их детскими анекдотами. По мне­нию М.Н.Мельникова, это не совсем верно. Произведения этого рода, в отличие от анекдота, представляют собой дос­тупный детям урок нравственности, облеченный в занима­тельную форму; по системе поэтических средств они ближе к диалогическим прибауткам. Общеизвестна следующая при­баутка-притча:

- Тит? А Тит?

- Чего?

- Иди молотить.

- Брюхо болит,

- Ходи кашу ись.

- А где моя большая ложка?

По построению, по системе образов, по наличию «учи­тельного элемента» это произведение, несомненно, ближе к прибауткам, нежели к анекдотам. В отличие от анекдота, жанра прозаического, в прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногда рифмы, ассонансы и т.д.). Прибаутки уже давно не являются активом репертуара пестуний. Почти все они записаны от престарелых женщин. Лучше сохрани­лись прибаутки-притчи и диалогические прибаутки. Но и они постепенно уходят из репертуара пестуний.

Бытовой фольклор

Все жанры детского музыкального фольклора являются бытовыми, так как очень тесно связаны с бытом детей. Колы­бельные песни, пестушки, потешки, прибаутки выполняют воспитательную функцию, а детские песни, в том числе ка­лендарные, а также заклички и приговорки сочетают в себе игровую и вербальную магическую функции, т.е. они много­функциональны. М.Н Мельников все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, отнес к детскому бытово­му фольклору.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!