Фольклорные жанры. Примеры фольклорных жанров
Пословица – ритмизированное выражение, мудрое изречение, которое несет обобщенную мысль и имеет вывод.
Приметы – краткий стих или выражение, рассказывающее о тех признаках, которые помогут предсказать природные явления, погоду.
Поговорка – словосочетание, часто с юмористическим уклоном, освещающее явление жизни, ситуацию.
Приговорка – небольшой стих-обращение к явлениям природы, живым существам, окружающим предметам.
Скороговорка – небольшая фраза, часто рифмованная, со сложными для произношения словами, предназначена для улучшения дикции.
Детский фольклор . Данный жанр представлен самыми разными формами – стихотворными, песенными. Виды детского фольклора – то, что сопровождало ребенка с самого рождения до его взросления.
Пестушки –короткие стишки или песенки, сопровождающие самые первые дни новорожденного. При помощи них нянчили, пестовали детей, например: «Поет, поет соловушка, хорошенький, да пригоженький».
Потешки – небольшие напевные стихи, предназначенные для игры с малышами. Потягушки, порастушки, Роток – говорок, Ручки – хватушки, Ножки-ходушки.
Заклички – стихотворные, песенные обращения к природе, животным. Например: «Лето красное, приди, денечки теплы принеси».
Прибаутка – небольшое стихотворение-сказка, напеваемое ребенку, короткое повествование об окружающем мире.
Колыбельные – короткие песенки, которые напевают родители на ночь ребенку для убаюкивания.
Загадка – стихотворные или прозаические предложения, требующие разгадки. Другие виды детского фольклора – это считалки, дразнилки и небылицы. Они необычайно популярны и в наше время.
Песенный эпос . Былина – старинная песня, рассказываемая в торжественном, но неторопливом стиле. Прославляет народных героев, богатырей и повествует об их героических подвигах во благо государства, отечества русского. Например, былины о Добрыне Никитыче, Вольге Буслаиваиче и др. Исторические песни – некая трансформация былинного жанра, где стиль изложения менее красноречив, но сохранена стихотворная форма повествования. Например, «Песнь о вещем Олеге».
Художественное творчество . В данную группу вошли эпические и песенные жанры, созданные в духе народного, художественного творчества. Сказка – краткое или длинное эпическое повествование, один из самых распространенных жанров устного народного творчества о вымышленных событиях, героях. Все это фольклор, виды сказок в нем встречаются следующие: волшебные, бытовые и сказки о животных. Сказки отражают те представления о мире, добре, зле, жизни, смерти, природе, которые бытовали в народной среде. Например, добро всегда побеждает зло, а в мире существуют чудесные мифические создания. Баллады – поэтические песни, жанр песенно-музыкального творчества. Анекдоты – особый вид эпического повествования о комических ситуациях из жизни людей. Первоначально существовали не в том виде, в каком мы их знаем. Это были рассказы, законченные по смыслу. Небылицы – краткое повествование о невозможных, невероятных событиях, то, что было выдумкой от начала до конца. Частушка – небольшая песенка, обычно четверостишие с юмористическим содержанием, рассказывающее о событиях, казусных ситуациях.
Фольклорный театр . Уличные представления были очень распространены среди народа, сюжетами для них выступали различные жанры, но чаще всего драматического характера. Вертеп – разновидность драматического произведения, предназначенная для уличного кукольного театра. Раёк – разновидность картинного театра, приспособления в виде ящика со сменяющимися рисунками, рассказываемые истории при этом отражали устные виды фольклора. Представленная классификация наиболее распространена среди исследователей. Однако стоит понимать, что виды русского фольклора взаимно дополняют друг друга, а порой не вписываются в общепринятую классификацию. Поэтому при изучении вопроса чаще всего используют упрощенный вариант, где выделяют всего 2 группы жанров – обрядовый и необрядовый фольклор.
4. Загадки. Определение, происхождение жанра. Функции загадок в первобытном обществе и в наше время.
Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли . Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку; пример: «Сидит на овчине, а бьёт соболей» (промышленник).
В древнейших загадках отражалась первобытная мифическая символизация; поэтический образ служил здесь отчасти для описания, отчасти для объяснения явлений природы и окружающей среды. С течением времени это значение загадок утратилось; осталась лишь её иносказательная аллегорическая форма, уцелел её сильный, образный язык, и народ стал смотреть на загадки, как на простое упражнение ума. В древности загадкам приписывалось особое таинственное значение: в народном эпосе она является одним из видов так называемого «Божьего суда»: отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Загадывание и отгадывание загадки, состязание в загадках составляет весьма распространённый мотив народного эпоса и создавшейся под его влиянием книжной литературы. Эта специальная литература «вопросов и ответов» обнимает массу произведений всех веков и народов, и в индийской поэзии, и в «Эдде», и в «Калевале» встречаются повторения одного и того же мотива. Русские и другие славянские песни с загадками в общем примыкают к циклу сказаний о «мудрой девице» и клонятся к доказательству того, что невеста не глупее жениха . Несравненно меньше известно сказок с загадками . Есть и загадки в чисто сказочной форме; этих ещё меньше (уА. Афанасьева № 185).
У древних греков загадки в древнейшее время находились в связи с изречениями оракулов и в основном излагались гекзаметрами. Семь мудрецов прибегали к загадкам в дидактических целях; особенно много загадок оставил Клеобул. Поэты также охотно вплетали в свои произведения изречения в форме загадкок (ср. Ohlert, «Rätsel und Gesellschafts spiele der alten Griechen», Б., 1886).
Римляне были менее склонны к подобным упражнениям ума; однако и Вергилий, и Цицерон забавлялись в часы досуга сочинением загадок.
В более позднее, христианское время под влиянием чтения книг Священного Писания, где загадки местами также играют видную роль (Самсон, царица Савская), появилось множество произведений, содержанием которых служат «мудрые вопросы» о предметах библейских или о происхождении всего существующего. Из германской поэзии сюда относится Вартбургская война и стихотворение XIV в. Trougemund, в котором повторяется весьма распространенный мотив о состязании в загадках между много странствовавшим путником и хозяином; на русской почве - стих о Голубиной книге, Беседа трёх святителей, Пчела, Даниил Заточник.
В XVII в. вновь возникла мода на загадки. Во Франции их сочиняли Фенелон, Буало, Жан-Жак Руссо и другие. В Германии Шиллер оставил несколько истинно поэтических загадок. Не столько поэтичностью формы, сколько юмором и остроумием отличаются загадки Гебеля и Шлейермахера, затем Гауффа, Шмидлина, Брентано и других немецких поэтов. В России В. Левшин издал в 1773 г. «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» (Москва). Превосходная поэтическая загадка составлена В. А. Жуковским («На пажити необозримой, не убавляясь никогда, скитаются неисчислимы сереброрунные стада» и т. д.), в основу её положена одна из наиболее характерных народных загадок с мифологическим содержанием - малорусская: «Поле немиряне, вивци нещитани, пастух рогатый», или великорусская: «поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский» (то есть месяц, пасущий звёздное стадо).
Это народное творчество, охватывающее все культурные слои общества. Жизнь людей, их воззрения, идеалы, моральные устои - все это отражается как в художественном фольклоре (танцах, музыке, литературе) так и в материальном (одежда, кухонная утварь, жилище).
Еще в 1935 году великий русский писатель Максим Горький, выступая на Первом съезде писателей СССР, точно охарактеризовал фольклор и его значение в общественной жизни: "...наиболее глубокие героев существуют в фольклоре, устном творчестве народа. Святогор и Микула Селянинович, Василиса Премудрая, иронический Иванушка-дурачок, который никогда не унывает, Петрушка, всегда и всех побеждающий. Эти образы созданы фольклором и они являются неотделимой частью жизни и культуры нашего общества."
Фольклор ("народное знание") - это отдельная научная дисциплина, по которой проводятся изыскания, создаются рефераты, пишутся диссертации. В русской литературе 19-го века широко употреблялись термины "народная поэзия" и "народная словесность".
Устное народное творчество, жанры фольклора
Песни, сказки, легенды, былины - это далеко не полный список. Устное народное творчество - это обширный пласт русской культуры, который формировался на протяжении веков. Жанры народного фольклора подразделяется на два основных направления - необрядовое и обрядовое.
- Календарный - песни масленичные, рождественские колядки, веснянки и другие примеры народного песенного творчества.
- Семейный фольклор - свадебные песни, причитания, колыбельные, семейные рассказы.
- Окказиональный - заклинания, считалки, заговоры, заклички.
Фольклор необрядовый включает четыре группы:
1. Народная драма - религиозная, вертепная, театр Петрушки.
2. Народная поэзия - баллады, былины, духовные стихи, песни лирические, частушки, детские песни-стихи.
3. Фольклорная проза делится на сказочную и несказочную. Первая включает сказки о животных, бытовые, волшебные, сказки-цепочки (например, история о Колобке). Несказочная проза - это истории из жизни, повествующие о встречах человека с образами русской демонологии - русалками и водяными, колдунами и ведьмами, упырями и вурдалаками. К этой подкатегории также относятся рассказы о святынях и чудесах христианской веры, о высших силах. Формы несказочной прозы:
- легенды;
- мифологические рассказы;
- былины;
- сонники;
- предания;
4. Фольклор речевой изустный: скороговорки, благопожелания, прозвища, пословицы, проклятия, загадки, дразнилки, поговорки.
Жанры которых здесь приведены, считаются основными.
в литературе
Это стихотворные произведения и проза - былины, сказки, легенды. Множество литературных форм относят и к фольклору, который отражает три основных направления: драматическое, лирическое и эпическое. Безусловно, жанры фольклора в литературе на этом не исчерпываются, их гораздо больше, но перечисленные категории - это своеобразная эмпирика, наработанная годами.
Драматические образы
К драматическому фольклорному искусству относятся народные драмы в форме сказочных сюжетов с неблагоприятным развитием событий и счастливым концом. Драматичной может быть какая-либо легенда, в которой происходит борьба добра со злом. Персонажи побеждают друг друга с переменным успехом, но в итоге добро торжествует.
Жанры фольклора в литературе. Эпическая составляющая
Русский фольклор (эпический) основывается на исторических песенных произведениях с обширной тематикой, когда гусляры часами могут рассказывать истории о жизни на Руси под тихие струнные переборы. Это подлинное фольклорное искусство, передающееся из поколения в поколение. Кроме литературного фольклора с музыкальным сопровождением существует изустное народное творчество, легенды и былины, предания и сказы.
Эпическое искусство обычно тесно переплетается с драматическим жанром, поскольку все приключения былинных героев земли русской так или иначе связаны со сражениями и подвигами во славу справедливости. Главные представители эпического фольклора - это русские богатыри, среди которых выделяются Илья Муромец и Добрыня Никитич, а также невозмутимый Алеша Попович.
Жанры фольклора, примеры которых можно приводить до бесконечности, строятся на героях, сражающихся с чудищами. Иногда богатырю помогает неодушевленный предмет, обладающий сказочной силой. Это может быть меч-кладенец, одним махом рубящий головы дракону.
Эпические сказки рассказывают о колоритных персонажах - Бабе-Яге, живущей в избушке на курьих ножках, Василисе Прекрасной, Иване-царевиче, который никуда без Серого волка, да еще про Ивана-дурака - счастливого с открытой русской душой.
Лирическая форма
К этому фольклорному жанру относятся произведения народного творчества по большей части обрядовые: любовные песни, колыбельные, веселые частушки и причитания. Многое зависит от интонации. Даже приговоры, заклинания, навороты с целью приворожить любимого, и те иногда можно причислить к фольклорной лирике.
Фольклор и авторство
Произведения сказочного литературного жанра (авторские) зачастую не могут быть формально причислены к фольклору, как, например, "Сказка про Конька-Горбунка" Ершова или сказ Бажова "Медной горы Хозяйка" в силу их принадлежности перу определенного писателя. Тем не менее, эти истории имеют свой фольклорный источник, были рассказаны где-то и кем-то в той или иной форме, а затем переложены писателем в книжную форму.
Жанры фольклора, примеры которых общеизвестны, популярны и узнаваемы, не нуждаются в уточнении. Читатель легко разберется, кто из авторов придумал свой сюжет, а кто позаимствовал его из прошлого. Другое дело, когда жанры фольклора, примеры которых на слуху у большинства читателей, кем-то оспариваются. В этом случае специалисты должны разобраться и сделать компетентные выводы.
Спорные формы искусства
Бывают примеры, когда сказки современных авторов по своей структуре буквально просятся в народный фольклор, но при этом известно, что сюжет не имеет источников из глубины народного творчества, а придуман самим автором от начала до конца. Например, произведение "Трое в Простоквашино". Налицо фольклорная канва - один почтальон Печкин чего стоит. Да и сама история сказочная по сути. Тем не менее, если авторство определено, то фольклорная принадлежность может быть только условной. Хотя многие авторы полагают, что различия вовсе не обязательны, искусство - оно и есть искусство, независимо от формы. Какие жанры фольклора совпадают с литературными канонами, можно определить по ряду признаков.
Отличие фольклорных произведений от литературных
Литературные произведения, такие как роман, рассказ, повесть, эссе, отличаются размеренностью, неспешным повествованием. Читатель получает возможность на ходу анализировать прочитанное, при этом углубляясь в идею сюжета. Фольклорные произведения более импульсивные, к тому же они содержат только им присущие элементы, такие, как, говорок или запев. Нередко рассказчик замедляет действие для большего эффекта, применяет двойственность или троичность повествования. В фольклоре широко применяется открытая тавтология, иногда даже акцентированная. В ходу параллелизмы и преувеличения. Все эти приемы органичны для фольклорных произведений, хотя совершенно недопустимы в обычной литературе.
Разные народы, несовместимые по своей ментальности, зачастую объединяют факторы именно фольклорного характера. Народное искусство содержит универсальные мотивы, как, например, общее для всех желание собрать хороший урожай. Об этом думают и китайцы, и португальцы, хотя живут они на разных концах материка. Население многих стран объединяет стремление к мирному существованию. Поскольку люди везде одинаковые по природе своей, то и фольклор у них мало чем отличается, если не иметь в виду внешние признаки.
Географическая близость разных народностей способствует сближению, и этот процесс начинается также с фольклора. Налаживаются в первую очередь культурные связи, и только после духовного объединения двух народов на авансцену выходят политики.
Малые жанры русского фольклора
Небольшие фольклорные произведения обычно предназначены для детей. Ребенок не воспринимает длинный рассказ или сказку, однако с удовольствием слушает историю о Сереньком волчке, который может ухватить за бочок. В процессе воспитания детей и появились малые жанры русского фольклора. В каждом произведении такой формы содержится особое смысловое зерно, которое по ходу повествования превращается или в мораль или в небольшое нравоучение.
Однако большинство малых форм фольклорного жанра - это полезные для развития ребенка речевки, песенки, прибаутки. Выделяются 5 жанров фольклора, которые с успехом применяются при воспитании детей:
- Колыбельная песня - древнейший способ, позволяющий убаюкать ребенка. Обычно напевная мелодия сопровождается покачиванием люльки или кроватки, поэтому важно при пении найти ритм.
- Пестушки - простые стишки, напевные пожелания, ласковые напутствия, успокоительные причитания для только что проснувшегося ребенка.
- Потешки - речитативные песенки, сопровождающие игру с ручками и ножками младенца. Способствуют развитию ребенка, побуждают его к действию в ненавязчивой игровой форме.
- Прибаутки - короткие рассказики, часто в стихах, веселые и звучные, которые ежедневно рассказывает мать своим детям. Подрастающим малышам нужно рассказывать прибаутки в соответствии с их возрастом, чтобы дети понимали каждое слово.
- Считалки - небольшие стишки, хорошо развивающие арифметические способности ребенка. Являются обязательной частью коллективных детских игр, когда нужно провести жеребьевку.
Таблица «Система жанров русского фольклора»
Фольклор - это вид коллективной словесной деятельности, которая осуществляется преимущественно в устной форме. Основные категории фольклора - это коллективность, традиционность, формульность, вариативность, наличие исполнителя, синкретичность. Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма. К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки. Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скороговорки и некоторые другие.
Фольклоробрядовый
необрядовый
календарный фольклор
колядки, масленичные песни, веснянки,
жнивные песни
фольклорная драма
театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма
семейный фольклор
семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания
поэзия
былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, жестокий романс, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии), садистские стишки
окказиональный
заговоры, заклички, считалки
проза
сказочная
сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот, байка
несказочная
предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне
фольклор речевых ситуаций
пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, загадки, скороговорки
Анекдот – один из жанров фольклора: короткий устный рассказ с остроумной и неожиданной концовкой. Анекдоты можно по праву назвать любимейшим жанром современности. В славянском фольклоре излюбленным персонажем был разыгрывающий односельчан мужик.
Байка – традиционно мужской устный рассказ шутливого характера, претендующий на правдоподобие; относится к малым фольклорным формам. Популярны байки охотничьи, рыбачьи, морские, шахтерские, театральные и шоферские.
Баллада (балладная песня, балладный стих) – один из жанров русского фольклора, возникший из народной песни трагического содержания. Важнейшие характеристики балладных песен – эпичность, семейно-бытовая тематика, психологический драматизм. Для балладных песен характерны предсказанный роковой исход, узнавание трагического, одноконфликтность. Как правило, в них действуют антагонистические персонажи: губитель и жертва. Баллады обладают многими признаками, сближающими их с другими песенными жанрами, насыщенными общими для народного эпоса фантастическими и магическими мотивами. Термин «баллада» в фольклористике сравнительно нов. Предложенный П.В. Киреевским в XIX в., он укоренился лишь столетие спустя. Сам народ, исполняя балладные песни, не отличал их от других. Примером классической баллады служит лироэпическая песня «Василий и София». Все содержание – вечный сюжет о влюбленных, взаимное чувство которых столь сильно, что побеждает смерть. Возлюбленных губит ревнивая и злая мать Василия. Сюжеты многих балладных песен построены на взаимоотношениях девушки и добра молодца («Дмитрий и Домна», «Девушка отравила молодца»).
Былина – произведение песенного характера, песня-поэма. Ей свойственны величие содержания, грандиозность, монументальность образов, героический пафос. Реально-историческая основа былин – Русь X-XI вв. Известно около ста былинных сюжетов. В русском и западноевропейском эпосе имеются общие сюжеты (эпические герои борются с врагами и иноверцами), но в русских былинах отсутствует идея религиозных войн; ни верность вождю, ни кровавая месть не становятся определяющими темами русского эпоса. В русских былинных традициях – освобождение, защита, прославление земли русской и ее народа. Открытие русского эпоса состоялось относительно недавно, после опубликования в 1804 г. сборников Кирши Данилова, включающих 60 фольклорных произведений. Впоследствии собрание былин было дополнено находками П.Н. Рыбникова и А.Ф. Гильфердинга. Редкостный сплав мудрости и поэтичности отличает русский эпос. Каждая былина помимо главной идеи честного служения Отечеству содержит размышления о мучительных нравственно-психологических исканиях главных героев. Так, Илья Муромец оказывается в ситуации трудного выбора: жениться или умереть.
Быличка (бывальщина) – мифологический рассказ, основу которого составляют события, якобы имевшие место в реальной жизни. Достоверность, фактографичность этих рассказов подтверждается конкретными именами; точными географическими названиями места действия. Мир быличек прост и хорошо знаком. Главное различие между сказкой и быличкой заключается в отношении слушателей и рассказчика к повествуемому. Если сказке внимают, сознавая, что это вымысел, то быличку – так, как будто это правда.
Детский фольклор – обобщенное название небольших по объему жанров, сочиняемых и исполняемых как самими детьми, так и для них. К жанрам детского фольклора относятся песни и стихи, сопровождающие жизнь ребенка от колыбели до юности: жеребьевки, заклички, дразнилки, колыбельные песни, пестушки, приговорки, потешки, считалки.
Докучная сказка (от докучать – надоедать) – специфический жанр фольклорных повествований, бесконечные сказки, в которых совершается один и тот же круговорот событий. Они часто облечены в стихотворную форму
Духовные стихи – песни религиозного содержания, возникшие как поэтические переложения народом основ христианского вероучения. Народные названия духовных стихов: старины, псалмы, стихи. Характерная особенность духовных стихов – противопоставление религиозного мирскому. Один из древнейших духовных стихов – «Плач Адама» был известен уже в XII в. Массовое же распространение духовных стихов начинается примерно с XV в.
Жнивная песня – разновидность осенних песен календарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая поэзия не получила такого развития, как летняя, воспевающая проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», раненько выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было с чего жиги добренько, ладненько».
Загадка – вид устного народного творчества, замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как испытание на сообразительность или упражнение (детям) на развитие логического мышления. Загадка принадлежит к тем древнейшим видам народного творчества, которые, продолжая жить в веках, постепенно утрачивают свое первоначальное значение, становятся качественно иным явлением. Возникнув на основе тайного языка рода, когда-то загадка использовалась в военных и посольских переговорах, выражала запреты семейного обихода, служила поэтическим средством передачи мудрости.
Заговор – языковая формула, обладающая, согласно народным представлениям, чудодейственной силой. В древности заговоры широко использовались во врачебной практике (лечение словом, молитвой). Им приписывалась способность вызвать желаемое состояние человека (навеять крепкий сон, укротить гнев рассерженной матушки, сохранить невредимым того, кто отправляется на войну, проникнуться симпатией к кому-либо, чему-либо и т. д.) или сил природы: «расти репка, сладка, расти, репка, крепка», чтобы получить хороший урожай.
Календарно-обрядовые песни (Колядки, Подблюдные песни, Масленичные песни, Веснянки, Троицко-семицкие песни, Хороводные, Купальские, Жнивные) – песни, исполнение которых приурочивалось к строго определенным календарным датам. С различными состояниями природы связаны наиболее значительные обряды и песни летнего периода, начинавшегося с солнцеворота (Петр-поворот) 12 (25) июня. В календарно-обрядовой поэзии содержится ценная этнографическая и историческая информация: описание крестьянского быта, нравов, обычаев, наблюдения за природой и даже элементы мировоззрения.
Легенда – один из жанров фольклора, повествующий о чудесном, фантастическом, что и определяет его структуру и систему образов. Один из путей возникновения легенды – трансформация предания. Зачастую легендами называют устные рассказы об исторических лицах или о событиях, которым приписывается абсолютная достоверность (легенды об основании Киева). В этих случаях слово «легенда» может быть заменено словом «предание». Рассказчик, излагая факты, дополняет их созданными собственным воображением или соединяет их с известными ему вымышленными мотивами. При этом реальная основа часто уходит на второй план. По тематике легенды делятся на исторические (о Степане Разине), религиозные (об Иисусе Христе и его апостолах, о святых, о кознях дьявола), топонимические (о Байкале), демонологические (о Змее, злых духах, чертях и пр.), бытовые (о грешниках).
Малые жанры – название, объединяющее группу разных по характеру и по происхождению жанров русского фольклора , исключительно малых размеров (подчас в два слова: Филя-простофиля), в чем и заключается их главная ценность. Сюда относят потешки, загадки, пословицы и анекдоты. Малые жанры не только украшают и оживляют другие тексты, они очень хорошо приспособлены и к самостоятельной жизни. В отличие от былинного эпоса, малые жанры не забываются, актуальны, как тысячи лет назад.
Небылицы – произведения комической поэзии, небольшие по объему песенки, построенные по принципу нанизывания совершенно абсурдных событий: Гром по небу прокатился:\\Комар с дерева свалился. Именно небылицы наглядно демонстрируют обратную, страшную сторону смешного. Цепь искаженных событий, кажущихся поначалу смешными, постепенно создает единую картину «сдвинутого», «перевернувшегося» мира. Небылицы не менее философичны, чем эпос. Они, как и глобальная метафора смеха, – тоже способ познания жизни: в наглядной простоте демонстрируют нам вселенскую связь противоположных, «изнаночных» явлений действительности. В средневековой Руси исполнение небылиц непременно являлось составной частью «репертуара» скоморохов.
Народные песни – подлинная художественная энциклопедия жизни русского народа. На сегодняшний день песенный, самый богатый пласт русского фольклора , описан неполно и противоречиво. Достаточно условно жанровое деление песен на исторические и балладные, разбойничьи и солдатские, лирические и хороводные. Все они – образец тончайшей лирики и все без исключения историчны. Притягательные чистотой и искренностью, песни глубоко раскрывают характер русского человека, который дорожит своим отечеством; который не устает любоваться родным краем; и своим детьми.
Поговорка – широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление или дающее ему оценку: Блин не клин, брюха не расколет. Где умному горе, дураку веселье.
Пословица – краткое, меткое, устойчивое в речевом обиходе изречение. По сравнению с поговоркой – остроумной характеристикой, данной человеку, предмету или явлению и украшающей речь, пословица имеет законченный глубокий смысл, содержит мудрое обобщение. Поговорка, по определению народа, – «цветочек», пословица – «ягодка». В пословицах запечатлен жизненный опыт народа: Люди ссорятся, а воеводы кормятся. Алтынного вора вешают, полтинного чествуют. В народе, что в туче: в грозу все наружу выйдет.
Первым начал собирать и записывать пословицы знаменитый русский ученый и поэт М.В. Ломоносов. Впоследствии были изданы сборники, содержащие по 4-9 тыс. пословиц: «Собрание древних российских пословиц» (Московский университет, 4291 пословица), «Полное собрание русских пословиц и поговорок» (Ц.М. Княжевич, 5365 пословиц), «Русские народные пословицы и притчи» (И.М. Снегирев, 9623 пословицы и изречения), в известном сборнике В.И. Даля «Пословицы русского народа» их более 30 тыс.
Предание – художественно-повествовательный жанр фольклора с элементами вымысла. В основу сюжета предания, как правило, положено реальное событие. Ярким примером устных повествований этого типа являются предания о сыне тульского кузнеца Демида Антуфьева Никите Демидове – основателе крупнейших заводов Урала в первые десятилетия XVIII в.
Сказ – устный народный рассказ, без вымысла повествующий о прошлом: казачьи и сибирские сказы, «рабочая» проза золотоискателей, мастеровых, шахтеров и т. п. По стилю повествования и структуре сказы похожи на предания и легенды.
Сказка – один из основных прозаических фольклорных жанров художественно-фантастического характера.
Скоморошины – разнохарактерные песни озорного искусства скоморохов: шутовые ста"рины (былины – пародии), пародийные баллады, песни-новеллы комического содержания, небылицы. Объединяет их одно – смех. Если в классических жанрах русского фольклора смех является лишь элементом содержания, то для скоморошин он служит организующим художественным началом.
Скороговорки – шуточный жанр народного творчества, относящийся к разряду малых, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Скороговорки использовались в народе как обучающее средство при формировании детской речи, ее развитии и последующем становлении, а также для развлекательных целей.
Частушка(от частый) – короткая, обычно рифмованная песенка юмористического или сатирического содержания. Частушки исполняются в веселом задорном темпе в сопровождении гармони.
2. Календарно-обрядовая поэзия
Веснянка – песня, призывающая весну и тепло. Веснянки звучали в русских селах вслед за масленичными песнями. Они напоминали, что приближается пора полевых работ, летят птицы и «несут весну». Основные даты кликанья весны: 4 марта – день Герасима Грачевника (грачи прилетают); 9 марта – день Сорока Мучеников (сорок сороков птиц прилетают); 25 марта – 7 апреля по новому стилю – Благовещенье (день, когда птиц из клеток выпускают на волю).
Жнивная песня – разновидность осенних песен в календарно-обрядовой поэзии. Осенняя обрядовая поэзия не получила такого развития, как летняя. Известны лишь жнивные песни, наполненные благодарностью и прославляющие проворных женщин – «дочерей-лебедок», «невесток-перепелок», «раненько» выходивших на ниву и убирающих урожай, «чтобы было, с чего жиги добренько, ладненько».
Игровая песня – разновидность весенне-летних песен в календарно-обрядовой народной поэзии. Уже в названиях данного вида песен отражено веселое настроение, обусловленное наступлением долгожданного тепла, надеждами на щедрый урожай (сей в грязь, будешь князь!) возможностью скинуть тяжелую одежду, покрасоваться и присмотреться к будущей невесте или жениху. В игровых песнях говорилось о посеве и выращивании будущего урожая, здесь была главной тема солнца – источника и продолжения жизни, света и тепла, тема хлебных злаков и других растений, песни-игры так и назывались: «Мак», «Горох», «Капуста», «Лен», «Репа», «Просо». Игровые песни можно подразделить так: – хороводные, когда собравшиеся двигались по кругу или в этом же круге изображали различные сценки, предусмотренные содержанием песни («Во поле береза стояла»); – песни-игры, исполнявшиеся участниками, выстроенными в две шеренги одна против другой («А мы просо сеяли»); – «гулевые» песни, когда играющие, исполняя песню, ходят друг за другом по избе, заплетают руки, закругляют шеренгу, «завивают» клубком («Заплетайся, плетень», «Завивайся, капустка»). В игровой поэзии сохранились отголоски и древней магии, и следы древних форм заключения брака.
Колядовая песня (колядка) – разновидность зимних (предновогодних) песен в календарно-обрядовой поэзии. Наступление нового года в народе связывали с увеличением дня «на куриный шаг» после зимнего солнцестояния 22 декабря. Это наблюдение и легло в основу народных представлений о рубеже, который отделяет конец старого года от начала нового. Приход нового года отмечали призыванием Коляды и Авсеня. Слово «коляда» восходит к латинскому названию первого числа месяца – calendae (ср. календарь). На Руси колядование было одним из основных обрядов, проводившихся под новый год. Оно сопровождалось обходом соседей и колядовыми песнями (Авсень), среди которых можно выделить песни-величания и песни-просьбы:
Купальские песни – цикл песен, исполнявшихся в праздник Ивана Купалы (ночь с 6 на 7 июля – по новому стилю). Они содержали элементы древних магических формул, направленных на то, чтобы уберечь урожай от козней злых духов и чтобы щедро уродились хлеба.
Масленичная песня – это зазывание широкой и щедрой Масленицы (ее иногда величают Авдотьей Изотьевной).
Подблюдные песни – песни, исполняемые во время игры, сопровождавшей гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (колечко), затем пелись подблюдные песни. Ведущий не глядя вынимал из блюда первое попавшееся кольцо. Содержание песни относили к тому, чье колечко вынималось. Подблюдная песня содержала иносказание, по которому судили о будущем.
Троицко-семицкая песня – разновидность летних песен в календарно-обрядовой поэзии. С различными состояниями солнца и мира растений связаны наиболее значительные группы обрядов и песен летнего периода, начинавшегося с летнего солнцеворота (Петр-поворот) – 12 (25) июня. Летние (семицкие) обряды, позднее совместившиеся с христианской Троицей, иначе называют зелеными святками. В Троицко-семицких песнях центральное место отводится березке – культовому дереву славян, дереву-первопредку, символу тепла и жизни.
3. Песни
Бурлацкие песни – песни бурлаков и о бурлаках. Бурлачество зародилось в России в конце XVI – начале XVII в., когда государство было особенно заинтересовано в развитии водных торговых связей и отношение к беглым крестьянам или рекрутам, нанимавшимся в бурлаки, было самым снисходительным. В бурлаки уходили и от семейных невзгод, и от жестокостей крепостничества. Обычно они спускались на судах вниз по течению и возвращались, ведя бечевой нагруженные товарами суда, кроме этого, были и грузчиками, и носильщиками.
Исторические песни – песни, возникновение которых связано с тем или иным историческим событием или лицом. При этом отдельные нюансы события («Я со Камы со реки, Стеньки Разина сынок») или характерологические детали художественно-поэтического портрета исторического лица могли быть вымышлены, приукрашены или перевернуты, иногда создавая образ, искаженный вплоть до своей противоположности. В отличие от былин, с их неизменной поэтической структурой, исторические песни, обладая той же информативностью, уже не имеют строгих композиционных правил и подчиняются законам других жанров. С течением времени былинность уходит из развивающегося нового жанра. Песни XVII-XVIII вв. становятся более разноплановыми, приобретают социальную окрашенность. Героями новых песен являются реальные персонажи – Степан Разин, Емельян Пугачев, Иван Грозный, Ермак. При внешней простоте исторические песни обладают широким фольклорным контекстом, здесь активно «работает» фольклорная символика: смерть воспринимается как переправа через реку, герои уподобляются орлам и соколам, широко употребляются символические образы деревьев – березки, дуба, рябины и др.
Лирические песни – песни, отражающие мир личных чувств. Лирическая песня помогала народу выстоять в любых ситуациях, впитала в себя грусть и боль потерь, обид и разочарований, была единственным средством сохранения собственного достоинства в состоянии унижения и бесправности. «Песня – подруга, шутка сестра», – гласит русская пословица. Сквозь душевную скорбь, печальную «заунывность» лирической песни явно проступают величие и нравственная красота народа.
Плясовые (шуточные) песни – название этой группы песен говорит само за себя. Хорошее, веселое настроение не чуждо русскому песенному творчеству, в котором находят место и смех, и шутка, и насмешка. Многие русские плясовые вошли в золотую копилку мировой культуры: «Калинку» знают едва ли не в каждой стране. Широко известны песни «Светит месяц», «Уж вы сени мои, сени», «Во поле береза стояла».
Разбойничьи песни – песни разбойников или о разбойниках. Разбойничья (и тюремная) песня как жанр формировалась во время крестьянских восстаний, массовых побегов крестьян и солдат от жестокой подневольной жизни (XVII-XVIII вв.). Основная тема разбойничьих и тюремных песен – мечта о торжестве справедливости. Герои разбойничьих песен – удалые, смелые «добрые молодцы» со своим кодексом чести, стремлением осмыслить происходящее («думу думати»), мужественной готовностью принять все превратности судьбы.
Свадебные песни – песни, сопровождавшие все свадебное действо от сватовства до «княжьего стола», т. е. пиршественного стола в доме жениха: сговор, девичник, венчание, приезд и отправление свадебного поезда в церковь. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой. Утка и лебедушка – символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы. Русская свадьба – это сложный комплекс почти театральных обрядовых действий, включающих в себя множество песен: приговоров, величаний, песен-диалогов и песен-причитаний, корильных песен. 1. Свадебные приговоры произносились большей частью дружкой, который играл важнейшую роль на свадьбе: был ее «режиссером» и защитником жениха и невесты от злых сил. Иногда приговоры произносились свахой, сватом или родителями. Когда дружка обращался к кому-либо из участников ритуала, образовывались песни-диалоги, придающие свадебному обряду характер спектакля, в котором почти каждый был участником. После произнесения приговора родители клали на поднос хлеб-соль, изредка деньги; потом подношения делали гости. Чрезвычайно популярны на свадьбах были песни-диалоги. Типичный пример девичьих песен (исполнявшихся на девичнике) – разговор дочери с матерью. Величания – песенные восхваления жениха и невесты, изначально связанные с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха представлялись реальными, почти наступившими. В поздних формах заклинательную магию величания вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, достатка.
Причитания – лирические песни, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, подруг, участников свадьбы. Изначально функция причитания определялась обрядом, где невеста представляла свой уход из дома как нежелательный, как действие, совершающееся против ее воли, чтобы избежать мести покровителей очага. Но нельзя утверждать, что плач невесты всегда был неискренним. Корильные песни – песни-шутки, часто пародии на величания. Функция корильных песен развлекательная, они окрашены юмором. Исполнялись после совершения всех основных действий свадебного чина.
Солдатские песни (их название говорит само за себя) стали складываться после указа Петра I о рекрутских наборах (1699). Бессрочная служба, установленная указом, навсегда отрывала солдата от семьи, от родного дома. Солдатские и рекрутские песни пронизаны обреченностью («невзгодушка великая – служба государева»), описывают тяжелые минуты расставания с родными («Из твоих очей молодепкиих слезы катятся, как река льются»), тягот казарменного быта («Что день-то, ни ночь нам, солдатушкам, угомону нет: Темна ноченька приходит – на карауле быть, Бел денечек наступает – во строю стоять») и зачастую неизбежной смерти в бою.
Среди солдатских и рекрутских песен особой группой выделяются причитания.
Хороводные песни – игровые песни, название которых восходит к имени древнего солнечного славянского божества Хорса (ср. хорошо, хоромы, хоровод). Собравшиеся двигались по кругу, изображая движение светила по небосводу, тем самым славя, призывая и умилостивляя так необходимое для урожая солнце. В этом же круге изображали предусмотренные содержанием песни различные сценки. Наиболее популярные хороводные песни дошли до нашего времени: «Во поле береза стояла», «Хожу я гуляю да вдоль хоровода», «Вдоль да по речке, вдоль да по Казанке» и т. д.
Ямщицкие песни – песни ямщиков или о ямщиках. Быт ямщиков, основным занятием которых была «ямская гоньба», значительно отличался от быта крестьян. Они были освобождены от податей, но положение их все же было крайне тяжелым. Часто «служилые люди» не платили прогонных денег, а когда ямщики отказывались возить бесплатно, их избивали, а то и заковывали в кандалы. Ямщиков, которые пытались вернуться обратно в село, насильственно возвращали на заставу. Их песни повествуют о безрадостной судьбе. Особенно часто встречаются в ямщицких песнях мотивы о любви к «красной девице», которая «без морозу сердце повызнобила», и о смерти ямщика в степи, в чужедальной стороне.
Детский фольклор
Дразнилка – насмешливая, направленная на деморализацию недруга прибаутка рифмованного характера.
Жеребьевка – один из самых распространенных жанров детского фольклора. Как и считалки, жеребьевки предназначены для распределения игровых ролей. Ребенок выбирает что-то одно, получая игрока в свою команду, или что-либо другое.
Закличка – детское песенное обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.
Колыбельные песни – древнейшие лирические песни, сопровождающие укачивание ребенка. Колыбельная песня отличается необыкновенной нежностью, размеренностью и спокойствием.
Пестушка – песенка или стишок, которыми сопровождаются первые сознательные движения ребенка.
Потешка – коротенькая песенка, сопровождающая первые игры ребенка с пальцами, ручками и ножками, например «Сорока-белобока», когда каждый пальчик ребенка кормится кашкой, а мизинчику ничего не дают, потому что слишком мал и ничего не наработал. Самой популярной потешкой с глубокой древности остаются «Ладушки».
Считалка – рифмованный стишок, с помощью которого играющие дети распределяют роли и устанавливают очередность для начала игры.
Библиография
Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. – М.: Университет, 2004.
Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «Русский язык и литература». – М.: Высшая школа, 2009.
Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. М., 1994 (репринт).
Гудзий Н. К., Дылевский Н. М., Дмитриев Л. А., Назаревский А. А., Позднеев А. В., Альшиц Д. Н., Робинсон А. Н. Какие возникают задачи дальнейшего изучения «Слова о полку Игореве»? Вопрос № 7. - В кн.: Сб. ответов на вопросы по литературоведению. М., 1958, с. 25-45.
Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. – М.: Наследие, 1993.
Дмитриев Л. А. Важнейшие проблемы исследования «Слова о полку Игореве». - ТОДРЛ, М.; Л., 1964, т. 20, с. 120-138.
Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1986.
Древняя русская литература. Хрестоматия. /Сост. Н.И.Прокофьев. – М.: Просвещение, 1988.
Иванов Вяч. Вс., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965.
История русской литературы X-XVII вв. /Под ред. Д.С. Лихачева. –М.: Просвещение, 1979.
Карпухин И.Е. Русское устное народное творчество: учебно-метод. пособие. – М.: Высшая школа, 2005.
Кравцов Н. И. Система жанров русского фольклора; Фольклор и мифология // Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М., 1972. С. 83-103; 113-143.
Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М.: Высшая школа, 2003.
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.
Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. Л., 1967. 120 с.
Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.
Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М., 1976.
Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
Смирнов И. П. Система фольклорных жанров // Лотмановский сборник. Т. 2. М., 1997. С. 14-39.
Специфика фольклорных жанров / Отв. ред. Б. В. Кирдан. М., 1973.
Трубачев О. Н. Этногенез и культура древнейших славян. Лингвистические исследования. М., 1991.
Фольклор. Поэтическая система / Отв. ред. А. И. Баландин, В. М. Гацак. М., 1977.
Произведения. Такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором: малые жанры.
✪ Загадки - малые жанры устного народного творчества
✪ Литература 5 (Архангельский А.Н.) - Встречи с фольклором. Фольклор – помощник в игре
Субтитры
Виды малых жанров фольклора
Колыбельная песня
Колыбельная песня - один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня - песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Пестушка
Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки хватюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
Потешка
Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу .
Примеры
Прибаутка
Прибаутка (от баять , то есть рассказывать) - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Пословицы и поговорки
Поучают чему-то.
- Дорога ложка к обеду.
- Волка бояться-в лес не ходить.
- Рыбак рыбака видит издалека.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- У страха глаза велики.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Не надобен клад, коли в семье лад.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Старый друг лучше новых двух.
- Друзья познаются в беде.
- Знал бы, где упадёшь - соломки бы подстелил.
- Мягко стелешь, да жёстко спать.
- Родина - мать, умей за неё постоять.
- Семеро одного не ждут.
- За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
- Пчела мала, но и та работает.
- Хлеб всему голова.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Волка ноги кормят.
- Дело мастера боится.
Игры
Для игр были специальные песни. Игры могли быть:
- целовальные . Как правило в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки);
- обрядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу);
- сезонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые «Согревалки»: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные «воротики» и «ручеёк ».
Пример целовальной игры:
Селезень
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял,
Пойди, Утица, домой,
Пойди, Серая, домой,
Утя семеро детей,
А восьмой Селезень,
А девятая сама,
Поцелуй разок меня!
В этой игре «Утка» становилась в центр круга, а «Селезень» снаружи, и играли подобно игре «кошки-мышки ». При этом стоящие в хороводе пытались не впускать в круг «селезня».
Заклички
Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Считалка
Считалка
- небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку - цап!
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.
От топота копыт пыль по полю летит.
Загадка
Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша - нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же - смешные истории о том, чего не бывает, например:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.
Общая история
Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.
Классификация детского фольклора
Разрабатывая классификацию традиционного детского музыкального творчества, ученые опирались на классификации музыкального фольклора, предложенные Г.С.Виноградовым и О.И. Капицей. И.О.Капица теоретически обосновала принадлежащее П.А.Бессонову деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и «материнскую» поэзию. Против этого решительно выступал Г.С.Виноградов. Поэзию пестования он считал особой областью фольклора взрослых. Г.С.Виноградов выделял пять основных разделов детской народной поэзии, положив в основу этой классификации бытовое назначение:
1)игровой фольклор,
2)потешный фольклор,
3)сатирическая лирика,
4)бытовой фольклор,
5) календарный фольклор.
О.И.Капица учитывала не только возрастную градацию носителей детского фольклора, но и генезис поэзии. Генетического принципа (поэзия взрослых для детей, выпавшая из фольклора взрослых и усвоенная детьми, а также собственное творчество детей} придерживается и В.П.Аникин.
Наиболее универсальна классификация М.Н.Мельникова, опирающаяся на открытия Г.С.Виноградова, но учитывающая принцип возрастной градации детей и некоторые другие положения О.И.Капицы. М.Н.Мельников, говоря об общности поэтики, музыкальном строе и бытовой функции, выделяет самостоятельные жанры.
Поэзия пестования
Поэзия пестования - удивительно тонкийи гибкий инструмент народной педагогики.
Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия»: оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.
Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, М.Н.Мельников выделяет по совокупности признаков следующие музыкальные жанры поэзии пестования: колыбельные песни, пестутки, потешки, прибаутки.
Колыбельные песни
Название песен, которыми убаюкивают ребенка -колыбельные - происходит от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска. В народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Собиранием и изучением колыбельных песен занимались десятки фольклористов, этнографов, педагогов начиная с первой половины XIX века. Наиболее существенный вклад внесли А.Ветухов, Г. Добряков, Г.С.Виноградов, О.И.Капица, М.В.Красноженова, Г.А.Барташевич, А.Н.Мартынова. В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнет забавляться со своими куклами, как мать ее учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7-летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи. Уже в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский организм занят собственным формированием, что «высшие человеческие функции - отправления разума и воли - еще дремлют в зачаточном состоянии». В первый год жизни только объем головного мозга ребенка увеличивается в четыре раза. Появившись на свет, ребенок «не видит» песни, а буквально через год они радуют его, он понимает простую разговорную речь и сам произносит свои первые слова. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г.Добряков, - ребенок проявляет музыкальные восприятия - восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков». И все это знал народ - педагог.
Колыбельные песни имеют очень древнее происхождение, доказательством этого являются антропоморфные образы Сна, Дремы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да Дрема, пройди Коли голова», «Угомон тебя возьми» и др.).
Анализ исследователей древнейших колыбельных песен показывает, что круг опоэтизированных в них лиц, предметов, явлений предельно узок. Эта же закономерность проявляется и при анализе жанрового ядра, то есть повсеместно распространенных и наиболее устойчивых произведений. Это сам младенец, его мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, мифологические образы, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и некоторые другие. Тексты песен очень просты, как бы сотканы из существительных и глаголов. И это не случайно, поскольку в песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств. Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, его конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, а как мир движущихся существ и предметов, говорил М.Н.Мельников.
Я качаю, зыбаю,
Пошел отец за рыбою,
Мать пошла мешки таскать,
Баушка уху варить,
А дедушка свиней манить...
Здесь каждый стих - новая динамическая картинка. И снова не случайно: ребенок еще не в состоянии долго удерживать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, надолго останавливать свое внимание на чем-то одном.
Все исследователи колыбельной песни отмечали импровизационность жанра. В колыбельный репертуар входили обрядовые, хороводные, игровые песни. Особенно часто обогащение колыбельных шло за счет прибауток из собственного репертуара пестуний и других смежных жанров. С распространением грамотности заметно усиливалось влияние литературы. Все это приводило к определенным качественным изменениям жанра как по содержанию, так и по форме. Эти изменения были предопределены в первую очередь тем, что колыбельная песня, будучи формой воздействия на ребенка, инструментом народной педагогики, является еще и песней матери, в которой мать выпевает и то, что прямо не адресовано ребенку, что выражает ее чувства и переживания за пределами воспитательных задач.
Согласно правилам народной педагогике, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать в часы его бодрствования радостные эмоции. На первых порах, пока ребенок не понимает еще смысла слов, это достигается с помощью некоторых физических приемов, в чем-то напоминающих физзарядку. Распеленав ребенка, мать или няня, обеими руками, слегка сжима тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступни Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста. Не каждая мать осознает необходимость этой процедуры, едва ли из сотни одна объяснит ее физиологическое назначение, но народная педагогика эмпирическим путем пришла к убеждению в безусловной полезности этого приема и закрепила его в музыкально-поэтических произведениях, передающихся из поколения в поколение. Мать забыла бы, когда и как необходимо проделывать эту процедуру, как распределять время, если бы на помощь ей не пришла незамысловатая песенка:
Потягунюшки, порастунутки,
Поперек толсту чутки,
А в ножки ходунютки,
А в руки фатунюшки
А в роток говорок,
А в голову раэумок.
Исполнение пестушек не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в ней есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки. Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходу-нюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). По мере подрастания ребенка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:
Тятеньке - сажень,
Маменьке - сажень,
Дедушке - сажень,
Бабушке - сажень,
Брату - сажень,
Сестрице - сажень,
А Колюшке - большую, наибольшую.
Пестушкам присуще своеобразное построение, определяемое характером и краткостью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Они имеют отличное от родственных жанров содержание, касающееся только физического воспитания, только тех действий, которые производятся, их ожидаемых результатов. Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная («ходунюшки - фатунюшки»), В смежных, не рифмованных между собой стихах применяется внутренняя рифма («В лесок по мошок»). Поэтизация текста достигается с помощью повтора («Лунь плывет, лунь плывет»). К пестушкам примыкают и заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:
С гуся вода, С Пети худоба.
Все эти заговоры носят, подчеркнуто шуточный характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его Некоторые пестушки, усложняясь, развивая игровое начало, переходят в жанр потешек.
Потешки
Потешками принято называть забавы взрослых с малыми детьми, которые сопровождаются различными движениями, хлопками и т.д. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие совершенно иные. Впервые качественные записи потешек дал И.П.Сахаров. Главное назначение потешки - приготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физического и умственной подготовки. Иногда в потешку вводится характерное для большой крестьянской семьи разделение труда в зависимости от физических возможностей:
Большаку дрова рубить {большой палец},
А тебе воды носить (указательный},
А тебе печа топить (безымянный},
А малышке песни петь (мизинец},
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народного музыкально-поэтического творчества.
Прибаутки
Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято означать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличались тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Т.Н.Потанин, В И Даль, А.Ф.Можаровский, А.Марко), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров (считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки, и т.д.). Успешно решала вопросы классификации детского фольклора О.И.Капица. Но и она, по мнению М.Н..Мельникова, не сочла необходимым провести грани между прибаутками и песенками для детей, объединив их в одном разделе своей книги И это не случайно: поэтика прибауток и песенок взрослых для детей не имеет серьезных различий. В быту они выполняют одну и ту же роль.
Вполне обоснованно поэтому решение В П.Аникина объединить все эти произведения под термином «прибаутки» Это отражает и исторические изменения жанра. Прибаутки генетически в основе своей восходят к игровым приговорам и «скоморошным» песням. Как жанр детского фольклора они оформились не раньше ХУШ века. И.П.Сахаров дал описание девичей игры «Коза». Игровой приговор являлся диалогом девушки и козы:
Коза, коза, бя,
Где ты была?
Коней стерегла.
И где кони?
Они в лес ушли...
Этот игровой приговор дал начало многочисленным диалогическим прибауткам про козу, сороку и др. Темы прибауток о насекомых, которые дрова рубили, баню топили, о свиньях умных, что «пиво варили, борова женили», и многие другие унаследованы от скоморохов. Впервые прибаутки были опубликованы сибирской фольклористикой Е.А.Авдеевой в 1849 году в «Отечественных записках». Жанр прибауток далеко не однороден. В него входят короткие песенки (без элемента комического), обращения к детям типа:
Наша доченька в дому
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблоко в саду.
Прибаутки второй группы, или прибаутки-шутки, генетически восходят к шуточным песням скоморохов и унаследовали от них систему образов. Таковы все песенки о животных, насекомых, делающих человеческие дела, например:
Кошка в лукошке
Рубашки шьет,
У ношен кошки
Три сдобные лепешки,
А кот на печи
Сухари толкет,
А у нашего кота
Три погреба молока.
Кроме того, существуют приговорки-притчи. А.П.Бабушкина называла их детскими анекдотами. По мнению М.Н.Мельникова, это не совсем верно. Произведения этого рода, в отличие от анекдота, представляют собой доступный детям урок нравственности, облеченный в занимательную форму; по системе поэтических средств они ближе к диалогическим прибауткам. Общеизвестна следующая прибаутка-притча:
- Тит? А Тит?
- Чего?
- Иди молотить.
- Брюхо болит,
- Ходи кашу ись.
- А где моя большая ложка?
По построению, по системе образов, по наличию «учительного элемента» это произведение, несомненно, ближе к прибауткам, нежели к анекдотам. В отличие от анекдота, жанра прозаического, в прибаутках-приговорках чувствуется тяготение к стихотворной организации текста (мерность строк, повторы, иногда рифмы, ассонансы и т.д.). Прибаутки уже давно не являются активом репертуара пестуний. Почти все они записаны от престарелых женщин. Лучше сохранились прибаутки-притчи и диалогические прибаутки. Но и они постепенно уходят из репертуара пестуний.
Бытовой фольклор
Все жанры детского музыкального фольклора являются бытовыми, так как очень тесно связаны с бытом детей. Колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки выполняют воспитательную функцию, а детские песни, в том числе календарные, а также заклички и приговорки сочетают в себе игровую и вербальную магическую функции, т.е. они многофункциональны. М.Н Мельников все эти жанры, отразившие различные стороны детского быта, отнес к детскому бытовому фольклору.