Женский журнал Ladyblue

Гильош – удивительная техника ювелирного дела. Техника гильоширование – выжигание по ткани

Гильоширование – это техника ажурного выжигания по ткани. Различные салфетки, скатерти, элементы одежды и даже картины можно создать методом гильоширования. Для этого нужен прибор для выжигания по дереву, в котором жало заменяется на иглу из проволоки.

Далее для работы требуется: стекло, лампа, бумага и тонкая синтетическая ткань, лучше всего подходит атлас. Стекло устанавливается так, чтобы под ним можно было установить лампу. У меня для этой цели используется ЖК телевизор с испорченной матрицей, вместо которой вставлено стекло (возможно, кому-то будет интересен такое устройство, довольно удобно). Рисунок печатается на принтере или копируется на белый лист бумаги или ватмана вручную. Желательно, чтобы линии рисунка были четкие и толстые, если они тонкие, то стоит обвести их маркером. Найти подходящий рисунок можно в интернете или придумать свой собственный.

Рассмотрим выжигание по ткани на примере салфетки (рисунок брала в интернете):
Включаем лампу, на стекло кладем бумагу с рисунком, сверху накладываем ткань и приступаем к выжиганию. Можно делать, как однослойные изделия, с узором, так и двухслойные, с «приклеиванием» слоев друг к другу, с помощью прибора для выжигания.
Я расскажу о двухслойном создании салфетки.
Для этого потребуется небольшой кусок однотонной ткани и цветные лоскуты. Цвета можете выбирать по своему вкусу. Я выбрала золотой для основы и серединок цветов, зеленый для листьев, красный для самих цветов.

Сначала из лоскутов жалом выжигательного аппарата мы вырезаем элементы, которые будут накладываться сверху на основу, цветы и листья. Ткань лучше всего прогладить утюгом и при выжигании слегка растягивать. Держать на одном месте, избегая сдвигов. Иглу выжигательного аппарата следует вести от себя. Вырезать детали нужно по внешнему контуру, о внутреннем, речь пойдет позже.



После того, как все детали вырезаны, берем ткань для основы салфетки и булавками прикалываем к бумаге с рисунком, покрывая его полностью.



Иглой делаем легкие штрихи, похожие на капельку, долго не задерживаем иглу на месте, иначе получатся большие дырочки.
Детали накладываются на основу по рисунку. Когда все листья прикреплены к основе, приступаем к цветам. Так же, по рисунку накладываем на основу и «припаеваем» тем же методом, пряча хвостики листьев. В этой салфетке цветы разделены на две части. Большая часть будет накладываться лицевой стороной, а маленькая изнаночной. Таким образом, получится интересный цветовой эффект.


Когда все элементы «припаяны» к основе, мы начинаем проходить теми же «капельками» по внутреннему контуру и остальным линиям на цветах и листьях.

by Записки Дикой Хозяйки

Что такое гильоширование, я узнала совсем недавно - мне рассказал об этом один знакомый, он же прислал схему инструмента для этого увлекательного рукоделия. Естественно, мне сразу захотелось попробовать, тем более, что, оказывается, есть книги и пособия, где подробно описывается техника гильоширования и даются схемы и описания рисунков.

Я узнала, что гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата, была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.

В Германии в 70-е гг. XIX в. ручная техника выжигания по ткани называлась пиротехникой. Благодаря оригинальности, изысканности и неповторимости художественного выжигания по ткани, им овладели многие мастерицы. Гильоширование популярно, как в России, так и за рубежом. Учатся основам этого искусства и дети, начиная с шести лет.

Достаточно быстро техника выжигания по ткани распространилась по стране и, хотя её защищало авторское свидетельство, полученное З.П.Котенковой в восьмидесятые годы, в разных городах отдельные мастерицы брали на себя ответственность первоисточника.

Возможности гильоширования очень широки. С помощью горячей иглы можно создавать великолепные изделия с применением аппликации: салфетки, декоративные панно, закладки для книг, открытки, записные книжки, а кроме того кружевные изделия в стиле ришелье: воротники, шарфики и т. д.

Попробовала гильоширование и я. Сначала было трудно, пока не приспособилась к инструменту, но узоры получались такие симпатичные, что работа увлекла.

Я попробовала обработать края шарфов, блузок. Вещи стали нарядными и нестандартными.

Правда для работы берутся только синтетические ткани, то есть ткани, которые не горят, а плавятся. Клейкость и прочность ткани проверяется на лоскуте. В качестве прибора для выжигания используется переделанный "выжигатель по дереву" (помните, раньше многие увлекались выжиганием по дереву). Схема для переделки предложена ПРАКТИКОМ. (Вы можете посмотреть статьи ПРАКТИКа в нашем журнале в разделе "Уютный дом")).


Вам потребуются еще некоторые инструменты: ножницы, пинцеты, коробки, альбомы, наждачная бумага и пр. - ничего сложного, все это найдется в любом доме. Кстати, вместо некоторых трафаретов я приспособила готовые чертежные лекала - это оказалось очень удобно.

Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

В технике гильоширования можно сделать массу красивых и полезных вещей, которые украсят ваш дом, гардероб. Опять же - получатся милые и оригинальные подарки для ваших подруг.

Когда я захотела проиллюстрировать свой рассказ, обнаружила у себя всего два платочка, а остальное, уже сделанное, было раздарено всем желающим. Поверьте, мои подруги радовались таким подаркам.

Показанные здесь образцы изделий взяты мной с сайта "Горячая игла". Это работы разных мастериц.

В технике гильоширования можно делать и аппликацию. Панно с аппликациями, расшитое бисером, стразами, с элементами вышивки, украсит интерьер любого дома.

Попробуйте, это совсем несложно!

Всегда было интересно: как Фаберже делал свои прекрасные вещи?

Как у него получалось такое внутреннее свечение, которое в обыденной жизни меня мало где окружает?
Я расскажу, как делают это.


Знакомьтесь: технология гильоширования. Гильош - это штриховка на металле резцом, иногда покрытая сверху прозрачной эмалью.

Гильош создает удивительную игру света и пространства. Для меня гильош, как и весь Фаберже, - это окошечко в утерянный мир роскоши и силы.


Гильош впревые применил Бреге на корпусе своих часов, для того чтобы царапины, которые образуются в процессе эксплуатации, не так бросались в глаза. Этот гильош выглядел как окружности, уменьшающиеся по мере приближению к центру. Ширина канавок, образующих такие кольца, была около 0.3 мм. Позже гильош стали делать и на циферблатах, но текстуры имели уже более замысловатый вид.

С середины 18 века было создано множество сложнейших станков для нанесения гильоша.

Гильоширование может производиться двумя способами: токарной обработкой и фрезерной, с помощью так называемого фрезерного станка с пантографом.

Токарный станок для гильоширования - станок, на котором с помощью различных устройств резцу либо заготовке, закрепленной в патроне, придается движение с помощью шаблонов, копиров или более сложных устройств, например - "Розы шпинделя" (по-английски - "Rose engine").

В этом станке резец закреплен неподвижно, а патрон с закрепленным в нем циферблатом совершает всевозможные движения.

Фрезерный станок для нанесения гильоша - фрезерный станок с пантографом, который придает движение шпинделя от движения щупа по шаблону. (Отсюда)

Сейчас таких станков почти не осталось. Механика вытесняется ЧПУ. Ныне существующие механические станки с дедушкиной технологией произведены в период с 1850 по 1948 год.

Ископаемое механическое гильоширование наносят на циферблаты дорогих часов.

Например, Бушерон

Гильоширование – это довольно молодой вид рукоделия, который является не чем иным, как техникой выжигания по ткани. Она появилась только в 80-х годах прошлого века, и, тем не менее уже достаточно популярна!

Тонкости процесса

Гильоширование представляет собой технику выжигания узора. Делается она с помощью специального аппарата. Чаще всего рукодельницы выжигают по шелку или по любым другим синтетическим тканям. Все дело в том, что работать с натуральными не получится, ткань должна плавиться, но не гореть.

Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Что нужно знать для освоения техники гильоширования

Прежде чем начать работать с готовым изделием, вы должны знать, что для начинающих этот вид рукоделия может показаться сложным. Поэтому потренируйтесь на лоскуте из этой же ткани.

Чтобы освоить гильоширование, вам будет нужен прибор для выжигания. Также для работы необходимы другие инструменты: ножницы, пинцет, альбом с плотными листами бумаги, наждачная бумага для очистки иглы в процессе работы.

В Интернете вы найдете различные схемы для создания рисунков, из которых сможете выбрать то, что вам по вкусу. Учитывайте, что для данной техники выжигания необходимо соблюдать большую аккуратность и четкость орнамента.

Мастер-класс по гильошированию

Если вы хотите научиться данной технике, то для вас будет полезен мастер класс по гильошированию.

Перед началом работы вам необходимо будет выбрать подходящий эскиз. Если вы хотите нарисовать его самостоятельно, то желательно за основу взять картон.

Подберите синтетическую ткань, которая хорошо плавится и просвечивается. Тщательно прогладьте ее, сложите пополам, прикрепите к краям картона, где нарисована схема для гильоширования.

Приобретите специальный копировальный столик с подсветкой, которым обычно пользуются художники. По своей сути, он является стеклянным коробом с матовой стеклянной поверхностью, внутри которого встроены лампы.

С помощью этого столика вы можете начать выжигание по ткани. Для этого положите на стеклянную поверхность с подсветкой эскиз, а на него – ткань. Начинать работу нужно будет с середины изделия, это позволит избежать смещения в дальнейшем.

Возьмите выжигатель, включите его в сеть. Для начинающих гильоширование может быть весьма сложным, не забудьте проверить готовность иглы к работе на кусочке ткани. Сделайте пробные надрезы, и установите нужный для вас уровень температуры, используя регулятор напряжения.

Во время работы держите выжигатель так, чтобы кончик иглы был прямо перпендикулярен стеклу. Слегка дотрагиваясь иглой до ткани, делайте сквозные прорези. Двигая иглу, натягивайте ткань на том месте, где вы делаете прорез.

В процессе выжигания рисунка на горячей игле будет оставаться слой расплавленной ткани. Из-за этого ширина надреза будет становиться с каждым разом все больше, и качество работы ухудшится. Поэтому не забывайте наблюдать за кончиком иглы, периодически очищать его с помощью наждачной бумаги, кусочком натуральной ткани или лезвием.

Научившись данной технике, вы сможете осуществлять следующие процессы:

  • резка ткани сплошной линией;
  • выжигание маленьких отверстий;
  • формирование разрезов разной величины;
  • формирование точки любого размера;
  • спаивание нескольких слоев ткани с использованием элементов узора;
  • создание элементов для украшения, среди которых – точки, обколка, бусинки;
  • обработка краев изделия «зубчиками » и «фестонами ».


Также можно соединять элементы ткани «мережкой ».

Делать это можно двумя способами:

  • Линии контура нескольких слоев ткани выжигаются одновременно. По образованной линии разреза получается образование плотного сварочного шва.
  • «Точечная сварка ». С помощью иглы осуществляются легкие касания к нескольким слоям ткани так, чтобы в том месте, где вы касаетесь, ткань оплавилась, но при этом не было сквозного отверстия.

С помощью этих двух способов можно изготавливать различные изделия: салфетки, воротнички одежды, кружева для отделки, декоративные платочки, и даже картины, созданные гильошированием. Поверьте, с помощью этой техники можно изготовить массу всего интересного.

Гильош - орнамент в виде густой сети волнистых фигурных линий, переплетающихся между собой . Такая декоративная отделка украшения мало кого оставит равнодушным.

Густые узоры придают поверхности особую красоту, а игра света делает изделия с гильошем и вовсе удивительными.

Искусство гильошировки прошло долгий путь, но пользуется популярностью и в наши дни. Изделия, расчерченные оригинальными гравированными штрихами, притягивают и простых ценителей прекрасного, и опытных коллекционеров.

Об истории гильоша и его месте в современности, о мастерах-граверах мы расскажем в этой статье.

Искусство, проверенное веками

Гильоширование зародилось в Средние века. Именно тогда мастера с помощью гравировального станка стали наносить на вращающуюся или плоскую заготовку узоры из волнообразных линий, расположенных в определенной геометрической последовательности. Медленно, линия за линией, создавались тончайшие кружевные переплетения штрихов.

Искусство гильоше достигло пика популярности в XVII-XVIII веках, когда созданием узоров на металле увлекались даже королевские особы.

Ведущий вклад в развитие токарно-копировальных станков на Руси внёс русский самородок, личный токарь Петра Первого, Андрей Нартов. Его станки остались в политехническом музее в Москве и их принципы работы практически не изменились за прошедшее время.

Каждая эпоха добавляла в технологию что-то новое. Совершенствовался не только станок для гравировки, но и тонкости нанесения узора.

В XIX веке интерес к гильошировке вырос с новой силой. Это произошло благодаря революционному на тот момент открытию Карла Фаберже - нанесению эмали на гильошированный фон.

Обучаясь в Европе, маэстро Фаберже очень заинтересовался гильошировочными станкам и привез себе такой же. В работе на нем он достиг величайшего мастерства и поражал современников разнообразием рисунков и оттенков эмали.

Фирма Фаберже выполняла свыше 200 вариантов гильоша, используя более 150 оттенков цветов, тогда как другие ювелиры могли украсить свои творения лишь несколькими, самыми простыми, цветами. Знаменитые пасхальные яйца и рамки для фотографий Фаберже до сих пор поражают тончайшей игрой оттенков, совершенством мельчайших деталей.

Узоры гильошировки настолько сложны и неповторимы, что исторически используются как один из видов защиты денежных купюр. Что, к сожалению, в советское время привело к полному запрету его использования в других отраслях и эти станки разрабатывались только мастерами-самородками.

К концу века стремительное развитие технологий и конвейерное производство стало вытеснять ручные ремесла. Это коснулось и техники гильоше.

Интересным фактом является то, что к концу XVII века станки для нанесения узоров гильоше были практически у всех обеспеченных людей. В высшем свете считалось достаточно модным украшать шкатулки уникальными узорами самостоятельно. Занимались таким искусством не только мужчины, но и женщины. Сама королева Виктория считала достойным делом скоротать вечер за токарным станком и собственноручно украсить компас или зеркальце.

Радуга ювелирной эмали

Эмаль - это разноцветное легкоплавкое стекло, которое мастера наносят на поверхность металла. А гиольшированная поверхность в сочетании с цветной эмалью придают изделию особенную выразительность.

Еще со времен Фаберже эмалирование не теряет своей популярности. Сегодня эмаль, нанесенная поверх гильоше, ценится очень высоко: такие изделия красивы и долговечны.

Состав стеклянного сплава зависит от его цвета. В основу из кремнеземов добавляют окислы кобальта, никеля, калия и прочих красящих металлов. Сложный состав эмали необходим еще и для того, чтобы стекловидная масса прочно сплавилась с металлом.

Эмали бывают прозрачные и непрозрачные, а также опалесцирующие, т.е. изменяющие степень прозрачности в зависимости от освещения. Обычно для гильоша используют лишь прозрачные и опаловые эмали, чтобы было хорошо видно красоту узора.

Наложение эмали происходит обжигом в печах при температурах около 800 градусов Цельсия. Горячая эмаль - самая трудоемкая, но именно этот способ используют с древних времен великие ювелиры. Процесс обработки такой эмали очень сложен. Необходимо следить, чтобы в эмалевой массе не было пузырьков воздуха, чтобы масса легла ровно, контролировать температуру обжига. Ведь цвет эмали зависит не только от ее состава, но и от температурного воздействия.

После застывания эмали изделие шлифуют и повторно обжигают, чтобы достичь идеальной гладкости. Изделия со сложной композицией обжигаются от 10 до 100 раз, пока не обретут желанную безупречность.

Современный холодный способ эмалирования намного проще. Холодные эмали могут застывать при комнатной температуре, при небольшом нагревании либо под воздействием ультрафиолета. Но оно не является таким долговечным и уникальным.

Сегодня для гильошировки ювелирные дома и частные мастера часто используют станочную резьбу. Тонкие параллельные или пересекающиеся, ровные или дугообразные линии ложатся на гладкий металл, создавая сложный объемный узор.

Гильоширование с помощью станка чпу позволяет добиться достаточно высокого качества изделий. Со станком возможно воспроизводить узоры любой сложности, но все же настоящим искусством является ручная работа на станке, так как красота эмали выявляется только после ручной работы.

Немногие ювелирные бренды в наши дни работают в технике гильоше, а мастера ручной гравировки - большая редкость. Ювелирный дом «Квашнин» чтит традиции классического производства, и узоры гильоше ручной работы являются его фирменным знаком.

Не теряет популярности и использование разноцветных эмалей. Современные украшения покрывают и нежной вязью пастельных оттенков, и броскими узорами ярких цветов, и полупрозрачной эмалью, что позволяет подобрать аксессуар к любому образу.

Особое место искусство гильоше занимает в часовом производстве. Золотые или серебряные циферблаты, покрытые тонким узором, выглядят еще более благородно. Лаконичный классический дизайн, дополненный гильошированием, подчеркивает высокий статус и хороший вкус своего владельца.

Гильош можно встретить не только в ювелирных изделиях. Он украшает usb-носители, разнообразные подставки для гаджетов, шариковые ручки, расчески, зеркала и другие предметы. Любое изделие может быть украшено гранями гильоше, тем более, что интересный узор сможет подарить вторую жизнь даже не новым аксессуарам.

Знаменитые мастера

Уникальные «лучи», «ячменные колосья», «зигзаги» и «муаровые переливы» гильошировки создаются благодаря особому чутью мастера. В отличие от обычной гравировки, где рука ювелира ведет резец по поверхности изделия, гильоше требует перемещения и самой детали относительно резца - мастер делает это движением большого пальца.

Безусловно, достичь совершенства в подобной технике удавалось немногим. До великого Фаберже в России технику гильоширования освоила ювелирная фирма «Карл Эдуард Болин», с 1916 года работающая в Стокгольме как официальный поставщик драгоценностей Его Королевского Величества.

Выдающимся гильошировщиком был Михаил Евлампиевич Перхин. Его мастерство тем более удивительно, что Михаил Евлампиевич был крестьянином и самоучкой. Именно Михаилу Перхину мы обязаны непревзойденными Императорскими Пасхальными яйцами: он отвечал за их создание вплоть до своей смерти, на каждом стоит клеймо мастера «М.П.».

Йохан Бенцингер - знаменитый мастер из Пфорцхайма (Германия), городка, ставшего мировым центром гильоширного промысла. Его называют живой иконой гильоширования. Он обучался у лучших мастеров гравировки, а ручное мастерство гильош освоил самостоятельно. Йохан - декоратор часового ателье Grieb & Benzinger, выпускающего уникальную продукцию для коллекционеров. Он работает на старинных гильошировочных машинах, самая новая из которых выпущена в 50-е годы XX века, сам их чинит и реставрирует.

Сергей Иванович Квашнин - полный кавалер ордена Карла Фаберже, заместитель председателя наградного комитета Международного Мемориального фонда Карла Фаберже и, среди прочего, выдающийся мастер гильошировки.

Сергей Иванович - автор оригинальных граверных и гильошировочных станков, запатентованных в Роспатенте. Его станки позволяют делать более 100 000 узоров гильоша - в несколько тысяч раз больше, чем у великого Фаберже. Мастерство основателя дает возможность ювелирному дому «Квашнин» воплощать любые мечты заказчиков. Нам под силу создавать и коллекционные шедевры, и просто красивые вещи для повседневного использования.

Проникнувшись очарованием этой техники, вы непременно захотите получить аксессуар с гильошированной поверхностью. Посетив наш вы с легкостью подберете подарок себе или близкому человеку. А на новые статьи в нашем блоге позволят вам быть в курсе новинок ювелирного рынка.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!