Женский журнал Ladyblue

«Голос сердца»: научное обоснование интуиции. Интуиция как явление

Об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского , а затем у Плотина , различа­вшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, диску­рсивное познание, с помощью логических умозаключений).

Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», "проникать взгля­дом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

В XIII веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215-1286) повторил перевод Боэция , и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.

Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. - intuition, итал. - intuizione, исп. - intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

Интуиция с точки зрения философии

В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство .

Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии

Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля .

В психологической концепции К.Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.

Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств .

Еще одно трактование интуиции - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

Компьютерная имитация интуиции

Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта , основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения».

Для имитации интуитивного принятия решений удобны нейроподобные устройства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами , а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике , заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности . Для классической компьютерной психодиагностики важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели.

Развитие интуиции

Множество авторов предлагают различные тренинги для развития интуиции, однако стоит помнить, что некоторые из них экспериментально не доказаны, то есть являются «размышлениями» авторов на тему. Один из аспектов интуиции основан на жизненном опыте, поэтому единственный способ развить её - накопление опыта в определенной области знаний. «Позитивные мысли и убежденность, что вы заслуживаете не просто ответа, а самого лучшего ответа, подвигают интуицию на позитивную деятельность.» - один из таких тренингов основанных на аффирмации или самовнушении с целью снятия барьеров. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов, а также определение формулы бензола, разработанное Кекуле, сделанные ими во сне, подтверждают ценность жизненного опыта и багажа знаний для развития интуиции, для получения интуитивного знания.

Иногда тренерами предлагаются, например, и такие упражнения для развития интуиции, которые являются скорее упражнениями на развитие ясновидения или яснослышания. Вот одно из таких упражнений: :

«Перед началом рабочего дня постарайтесь представить каждого из ваших сотрудников. Почувствуйте, что прячется за словами, и о чем умалчивается. Перед тем, как прочесть письмо, интуитивно представьте себе, о чем оно и как оно подействует на вас. Прежде чем снять телефонную трубку, постарайтесь интуитивно угадать, кто звонит, о чем и как этот человек будет говорить. …»

Другие значения

Термин «интуиция» широко используется в различных оккультных , мистических и паранаучных учениях и практиках.

См. также

Литература

  • Интуиция // Большая советская энциклопедия
  • Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: XVII начало XX в.) . - М.: Мысль, 1965.
  • Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967. - 187 с.
  • Гарифуллин Р. Р. http://psyfactor.org/lib/intuition5.htm Интуиция и творчество:новые психологические подходы, Пси-фактор.
  • Поповкин А. В. К осмыслению опыта метафизической интуиции в традициях восточной метафизики и русского интуитивизма // Религиоведение (журнал) . - 2005. - № 1. - С. 38-51. - ISSN 2072-8662 .
  • Chopra, Deepak, and Judith Orloff. The Power of Intuition. Hay House, 2005. (Audio) ISBN 978-1-4019-0622-1
  • Интуиция. Возможности и опасности - Дэвид Майерс, (Обзор книги)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Интуиция" в других словарях:

    - (от позднелат. intuitio, от лат. intueor пристальное, внимательное всматривание, созерцание) способность к прямому усмотрению истины, постижению ее без всякого рассуждения и доказательства. Для И. обычно считаются типичными неожиданность,… … Философская энциклопедия

    Интуиция - Интуиция ♦ Intuition В переводе с латыни глагол intueri означает «смотреть» или «видеть». Отсюда интуиция – это своего рода мысленный взор со всеми свойственными ему особенностями – непосредственностью, моментальностью, простотой, но и… … Философский словарь Спонвиля

    См. Творческий процесс. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Интуиция … Литературная энциклопедия

    - (лат.). Бессознательное побуждение, угадывание, домысел. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИНТУИЦИЯ [Словарь иностранных слов русского языка

Развитие человеческого знания происходит в результате экспериментальной деятельности, умозаключений, формирования понятий. Однако для прогресса цивилизации одной лишь логики недостаточно. Большое значение в появлении новых знаний имеют догадки, внезапные, необъяснимые здравым смыслом озарения.

Новый импульс и направление движению мысли даёт интуиция. Это феномен, в основе которого - умение принимать правильные решения, минуя промежуточные ступени рассуждений.

Интуиция издревле выступала предметом обсуждения философов, психологов, изобретателей и просто любознательных граждан. Попробуем разобраться с тем, что такое интуиция, и какую роль она играет в науке и повседневной жизни.

Определение

Интуиция - это (в философии) способ познания истины путём её прямого усмотрения без доказательств. Интуитивные решения возникают в результате долгих раздумий над решением вопроса.

Психологи объясняют интуицию деятельностью подсознательного. Человек долго думает, размышляет над проблемой, отчаивается найти решение, но оно приходит словно само, причём неожиданно. Психология объясняет это продолжением мыслительной деятельности на подсознательном уровне и последующим перемещением результата интеллектуального труда в сферу сознания. Так что интуиция - это (в психологии) знание, возникающее без осознания путей и условий получения его.

К интуитивным не относятся умозаключения, посылки которых не сформулированы в явном виде. Также интуицией не являются поведенческие реакции, в основе которых - инстинкты и физиологические проявления.

Историческое развитие понятия

Проблемой интуиции интересовались ещё в Античности. Так, Платон утверждал, что интуиция - это созерцание идей. Человек обладает абсолютным знанием, но, попадая в материальный мир, забывает обо всём. Учение, открытие нового - это припоминание того, что было известно раньше. Сделать это помогает интуиция. Речь идёт не о пассивном восприятии, а о внезапно открывшейся истине после длительной подготовки ума.

Признавая феномен интуиции, Аристотель считал её недостаточной для получения достоверного научного знания. По мнению учёного, подлинные представления о предметах и явлениях окружающего мира формируются в результате чувственного опыта и дедукции.

В Средневековье попытки научно объяснить интуицию предпринимали Фома Аквинский и Уильям Оккам. Ф. Аквинский роль интуиции видел в организации мышления человека. У. Оккам выделил несложное и сложное познание. К первому он относил знания, полученные при непосредственном восприятии предметов и явлений, ко второму - формирование понятий. Интуиция проявляется на уровне несложного познания, когда очевидное принимается без доказательств.

Трактовка понятия «интуиция» изменилась в Новое время. Бурное развитие естественных наук обусловило необходимость пересмотра теории познания, разработки новых методов обоснования понятий и законов. Интуитивное познание стало рассматриваться как выход на более высокий уровень интеллектуальной деятельности. Эту точку зрения высказывали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант и другие. Интуиция - это (в философии) путь к истине.

А. Бергсон, О. Лосский, С. Франк создали новое философское учение - интуитивизм. Сущность теории заключается в том, что человек открыт для познания окружающего мира. Объективно существующий познаваемый предмет отражается в сознании индивида. Первоначальные представления о предмете, формирующиеся при непосредственном восприятии, интуитивны. Это ещё не подлинное знание, но основа для рационализации, умозаключений.

С. Франк выделил созерцательную интуицию и интуитивное познание. В последнем случае имеется в виду целостное, системное восприятие мира в единстве знаний и отношений вещей. Интуиция - это продолжение мыслительной деятельности там, где логика бессильна.

В начале XX века понятие «интуиция» исключили из научного обихода. В то время считалось, что получить знания о мире можно лишь при помощи логики. Позже интуицию стали рассматривать как озарение, догадку, «прыжок в неизвестное» (С. Субмаев, С. Михоэлс и др.). Изучение интуиции актуализировалось по причине развития психологии творчества. Известный психолог Я. А. Пономарёв создал учение о побочном продукте - неожиданном, но оригинальном и важном результате творческой деятельности, полученном в результате напряжённой работы подсознания. Интуиция - это способность, позволяющая найти нестандартное решение проблемы.

Сегодня трактовки интуиции разнятся от «полусознательного предчувствия» до «высших форм творческого мышления». Сложность изучения феномена обуславливается проблематичностью описания и логического анализа того, что по своей природе нелогично.

Чувственное и рациональное познание

Человек познаёт мир благодаря органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) и при помощи мышления. Чувственное познание даёт возможность получить представления о предметах при их непосредственном восприятии. Обобщения, переноса воспринимаемых признаков и свойств на другие однородные предметы не происходит. Так, для ребёнка 1-2 лет чашка - это только та чашка, из которой он пьёт. Малыш может назвать предмет, но слово ещё не выполняет обобщающей функции.

Рациональное познание осуществляется при помощи понятий, суждений и умозаключений: «треугольник - это геометрическая фигура, состоящая из трёх отрезков, соединяемых тремя точками, не лежащими на одной прямой», «трение - источник теплоты», «все хищники едят мясо, тигр - хищник, следовательно, он ест мясо» и т. д.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой. Тот или иной вид познавательной деятельности становится главенствующим в зависимости от специфики решаемой задачи. Форма сопряжения чувственного и рационального - интуиция. Говорить об интуиции имеет смысл при переходе от чувственного к рациональному, и наоборот. В сознании человека появляются уникальные образы, а новые понятия формируются без предварительных умозаключений. Пример - открытие формулы бензола Ф. Кекуле (змея, кусающая хвост).

Можно ли утверждать, что интуиция - это чувственное познание? Да, если иметь в виду ощущения и восприятия, противопоставленные рассудку, но не лишённые его. Результаты исследований показывают, что даже элементарные формы чувственного отражения действительности опосредованы.

Виды интуиции

Интуиция бывает интеллектуальной, чувственной, эмоциональной, мистической (необъяснимые предчувствия) и профессиональной (техническая, врачебная, художественная и т. д.).

По характеру деятельности интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Например, доктор ставит правильный диагноз без предварительного обследования больного. Это стандартизированная интуиция, так как врач не изобретает ничего нового. Об эвристической интуиции уместно говорить, когда происходит взаимодействие чувственных образов и абстрактных понятий, в результате чего образуются новые образы и понятия.

Интуиция и наука

Большинство научных открытий совершались «по наитию». Так, идея электромотора на переменном токе пришла в голову Николаю Тесла во время любования закатом. Мысль об относительности скорости происходящих в мире процессов посетила А. Эйнштейна после утреннего пробуждения. Д. А. Менделеев увидел периодическую систему элементов во сне. Психологи и физиологи объясняют подобные феномены следующим образом.

У людей с развитой интуицией хорошо работает долговременная память. Элементы прошлого опыта увязываются в систему, которая существует как в сознании, так и на подсознательном уровне.

В механизм интуиции входит и эмоциональный компонент. Возникшая в процессе решения проблемы эмоция воздействует на зону головного мозга, отвечающую за долговременную память. Формирующиеся таким образом ассоциации способствуют появлению образов, в том числе оригинальных.

Мышление тесно связано с речью. Но бывает и невербализованное мышление. Скорость его протекания значительно выше, поэтому переработка информации с участием данного познавательного процесса протекает гораздо быстрее.

Принятие интуитивного решения невозможно без учёта этического, эстетического и ценностного факторов. Успешность научной деятельности зависит не только от интеллектуально-творческих способностей, но и от личности учёного.

Истина не вызывает сомнений у того, кому она открылась, но для принятия новой идеи общественностью требуются доказательства.

Условия проявления интуиции

Предчувствия возникают не просто так. Озаряет, как правило, тех, кто хорошо подкован в профессии, имеет глубокие научные знания или соответствующий жизненный опыт.

Следующее условие - наличие проблемы. Подсознательное начинает работать там, где наличных знаний недостаточно. Интуиция - это шаг к открытию. Субъект очень хочет решить вопрос, поэтому находится в состоянии раздумья. Напряжённая мыслительная деятельность продолжается до обнаружения подсказки.

Люди давно знали о том, что у собаки при виде мяса текут слюнки, но использовать этот факт в научных целях смог лишь И. П. Павлов. Яблоки и раньше падали на головы прохожих, но открыть закон всемирного тяготения получилось только у И. Ньютона. Успех работы интуиции зависит от того, насколько человеку удаётся увлечься проблемой, освободиться от стереотипов и не потерять надежду на успех.

Интуиция и повседневная жизнь

Подсознательное принятие решений характерно для большинства людей. Полагаясь на интуицию, мы выбираем, в какой вуз поступать, доверять ли новому знакомому, узнаём о состоянии человека по голосу из телефонной трубки. Интуиция - это чувство, не поддающееся рациональному объяснению.

Не следует путать интуицию с желанием. Желание связано с потребностью, а интуиция - с опытом. Так, велосипедист понимает, как надо повернуть колесо на определённом участке дороги, чтобы удержать равновесие. Это происходит благодаря предыдущему падению. Опытная мама определяет, что нужно младенцу, по интонациям его плача. Стремление же приобрести новую сумку или сапоги основано не на предчувствии, а на потребности быть красивой и не мёрзнуть зимой.

Женская интуиция: миф или реальность?

Принято считать, что интуиция на обыденном уровне в большей мере проявляется у женщин. Они способны предугадывать события, судить о человеке по внешнему облику, понимать своих детей и близких. В Древнем мире и Средневековье считалось, что прекрасный пол обладает магической силой и может творить чудеса.

С развитием науки представления о женщинах менялись, проводились соответствующие исследования. Так, американский психолог У. Аргор обнаружил, что женская интуиция - это не миф. Способность к предчувствию формируется на основе опыта. Женщины имеют более широкий круг общения, участвуют в разрешении конфликтов, общественной деятельности. Успех во взаимодействии с людьми невозможен без достаточной гибкости и чувствительности.

Дамы лучше понимают мимику и жесты, язык тела. Это позволяет замечать несоответствие между высказываниями и невербальными реакциями собеседника, понимать истинные намерения человека.

Развитие интуиции

Во время работы над интуицией необходимо уделить внимание развитию наблюдательности и совершенствованию органов чувств. Внимательно рассматривайте предметы, обращайте внимание на то, что раньше оставалось незамеченным, анализируйте ощущения от вкусного кофе, прикосновения к древесной коре, нового бархатного платья и т. д. Попробуйте представить жёлтый звук или предприимчивый комод. Какие чувства возникают при подобных ассоциациях?

Хорошие результаты дают аутотренинг, отдых от повседневных забот, попытки предугадать события текущего дня, текст непрочитанного письма, определить, кто звонит по телефону до снятия трубки. Служители восточных культов для освобождения разума используют медитацию.

Интуиция - это способность постижения истины, однако чрезмерно доверять шестому чувству не стоит. Иногда оно подводит, и человек расплачивается за ошибки. Как в науке, так и в жизни интуитивные решения следует проверять логикой или опытом.

Intuition) - психическая функция, информирующая нас о возможностях, которые несет в себе настоящее; осуществление интуитивного процесса достигается за счет действия бессознательного, проникающего в сознание в виде озарения или инсайта (ср. ощущение].

"Интуиция (от intucri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций. Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все: и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция есть своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению она есть иррациональная функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности в противоположность характеру "выведенности", "произведенности", присущему содсржаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе возможность считать scientia intuitiva за высшую форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными. Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение; последняя есть восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также различать конкретные и абстрактные формы интуиции, в зависимости от степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей. Конкретная интуиция есть реактивный процесс, потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается - так же, как и абстрактное ощущение, -- в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.

Интуиция, наряду с ощущением, характерна для инфантильной и первобытной психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей. Интуиция относится к ощущению компенсирующе: подобно ощущению она является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума. Человек, ориентирующий свою общую установку на принципе интуиции, т. е. на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией, - обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным (ПТ, 733-734).

ИНТУИЦИЯ

лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

ИНТУИЦИЯ

отыскание, часто практически моментальное, решения задачи при недостаточности логических оснований; знание, возникающее без осознания путей и условий его получения - как результат "непосредственного усмотрения". Трактуется и как специфическая способность (например, интуиция художественная или научная), и как целостное схватывание условий ситуации проблемной (интуиция чувственная и интеллектуальная), и как механизм творческой деятельности (интуиция творческая) (=> творчество; воображение). Для концепций интуитивизма (А. Бергсон, Н. О. Лосский, З. Фрейд и пр.) характерна трактовка интуиции как скрытой в глубинах бессознательного первопричины творческого акта. Психология научная рассматривает интуицию как необходимый, внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения - в частности, логических программ поиска решения задачи.

ИНТУИЦИЯ

от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат "непосредственного усмотрения"; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

ИНТУИЦИЯ

лат. intueri - пристально, внимательно смотреть). Способность непосредственно, как бы "внезапно", не прибегая к развернутому логическому умозаключению, постигать истину; внутреннее "озарение", просветление мысли. В действительности И. представляет собой такой скачок на пути к познанию действительности, в основе которого лежат уже накопленные знания, предшествующий опыт. И. возникает лишь на базе прежнего чувственного опыта. Появившаяся интуитивно мысль требует логической проверки путем сопоставления с другими мыслями относительно изучаемого явления и может быть передана, если она будет сформулирована, то есть построена по правилам логики [Кондаков Н.И., 1975].

ИНТУИЦИЯ

англ. intuition от лат. intueri - пристально, внимательно смотреть) - мыслительный процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для И. характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований (ср. Инсайт).

И. проявляется в условиях субъективно и/или объективно неполной информации и органически входит в присущую мышлению человека способность экстраполяции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвестной информации). Поэтому так велика роль И. в творческой деятельности, где человек открывает новые знания и возможности преобразования действительности. При высокой достоверности интуитивно формулируемых гипотез И. составляет ценное качество интеллекта, называемое "хорошей И.".

Термином "И." могут обозначаться разные психические явления, в которых на первый план выступают отдельные признаки интуитивных решений: их наглядная, предметная регуляция и недостаточная рациональность (особенно в мышлении ребенка); непосредственность усмотрения решения до выполнения логических операций, характерная, в частности, для визуальных форм деятельности, в отличие от словесного рассуждения; известный элемент непроизвольности, случайности возникновения интуитивного решения, типичный для научных открытий, и др. Все эти признаки характеризуют не механизмы И., не ее сущность, а лишь отдельные стороны ее проявления. В основе И. лежат особые формы переработки информации человеком, которые м. б. как образными, так и вербальными и осуществляться произвольно или непроизвольно в зависимости от характера деятельности. Неверно противопоставлять И. логике: в процессе решения задач эти стороны интеллекта образуют единое целое.

Механизмы И. состоят в симультанном объединении нескольких информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения. В таком одновременном учете различной по своему качеству информации состоит отличие интуитивных процессов от дискурсивных, в которых в одном мыслительном акте (логическом "шаге") может учитываться только какая-то одна модификация признаков задачи, связываемых между собой (см. Мышление дискурсивное). Структура интуитивного акта индивидуальна и динамична, она содержит достаточное число степеней свободы в использовании исходных данных задачи. Успешность интуитивного решения зависит не от выделения какого-то одного информативного признака, а от сложившейся в ходе поиска мозаики признаков, в которой данный необходимый признак может занимать различные места. От этого зависит также возможность его осознания в качестве основания решения.

Ориентиры поиска в интуитивных и дискурсивных процессах не имеют принципиального различия по составу входящей в них информации. Логические признаки, в т. ч. формальные, включаются в интуитивно формируемый информативный комплекс и, будучи сами по себе недостаточными для получения решения, в сочетании с др. информационными связями определяют направление поиска. Основную роль в И. играют семантические обобщения, относящиеся к данной области задач. Такова И. врача или ученого, всесторонне ориентированных в сфере своих задач, или геометрическая И., также основанная на наличии опыта, связанного с ориентировкой в геометрическом пространстве. Индивидуальная структура интуитивного акта делает его особо чувствительным к таким личностным феноменам, как интеллектуальные установки, эмоциональный настрой, способность к непредвзятым решениям и т. д. Несомненно участие в интуитивных решениях эстетической информации, восприятие которой у разных людей весьма различно. Поэтому развитие И. связано не только с приобретением конкретного опыта, но и с общим уровнем развития личности.

ИНТУИЦИЯ (INTUITION)

Способность быстрого понимания или распознания. Интуиция предполагает возможность молча и без видимых усилий (то есть предсознательно) организовывать и интегрировать множество разнесенных во времени наблюдений. Процесс интуитивного понимания достигается без осознания промежуточных шагов; приобретенное знание кажется внезапным, неожиданным и потому удивительным. Интуитивно обретенные знания требуют целенаправленной валидизации но основе объективного познания.

Интуиция связана с эмпатией, и разграничение между ними проводится не всегд верно. Эмпатия обычно предполагает общие эмоциональные переживания, в то время как интуиция соотносится с индивидуальными мыслями и идеями, которые могут и не сообщаться кому-либо в момент их появления. Эмпатические реакции являются информацией, но основе которой часто возникает интуитивное понимание. И наконец, эмпатия выступает как функция переживающего Я, а интуиция - наблюдающего Я.

Интуиция

от лат. intueri - созерцать) есть в моем понимании одна из основных психологических функций (см.). Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания. Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось. Интуиция - это своего рода инстинктивное схватывание все равно каких содержаний. Подобно ощущению (см.), она есть иррациональная (см.) функция восприятия. Содержания ее имеют, подобно содержаниям ощущения, характер данности, в противоположность характеру "выведенности", "произведенности", присущему содержаниям чувства и мысли. Интуитивное познание носит характер несомнительности и уверенности, что и дало Спинозе (подобно Бергсону) возможность считать "scientia intuitiva" за высшую форму познания. Это свойство одинаково присуще интуиции и ощущению, физическая основа которого составляет как раз основание и причину его достоверности. Подобно этому достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Интуиция проявляется в субъективной или объективной форме: первая есть восприятие бессознательных психических данных, имеющих, по существу, субъективное происхождение, последняя - восприятие фактических данных, покоящихся на сублиминальных восприятиях, полученных от объекта, и на сублиминальных чувствах и мыслях, вызванных этими восприятиями. Следует также различать конкретные и абстрактные формы интуиции в зависимости от степени участия ощущения. Конкретная интуиция передает восприятия, относящиеся к фактической стороне вещей; абстрактная же интуиция передает восприятие идеальных связей, Конкретная интуиция есть реактивный процесс, потому что она возникает без дальнейшего, непосредственно из фактических данных. Напротив, абстрактная интуиция нуждается, так же как и абстрактное ощущение, в некотором направляющем элементе - в воле или намерении.

Интуиция наряду с ощущением характерна для инфантильной и первобытной психологии. В противоположность впечатлениям ощущения, ярким и навязывающимся, она дает ребенку и первобытному человеку восприятие мифологических образов, составляющих предварительную ступень идей (см.). Интуиция относится к ощущению компенсирующе; подобно ощущению, она является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции. Интуиция есть функция иррациональная, хотя многие интуиции могут быть разложены впоследствии на их компоненты, так что и их возникновение может быть согласовано с законами разума.

Человек, ориентирующий свою общую установку (см.) на принципе интуиции, то есть на восприятии через бессознательное, принадлежит к интуитивному типу. Смотря по тому, как человек пользуется интуицией - обращает ли он ее вовнутрь, в познание или внутреннее созерцание, либо наружу, в действие и выполнение, - можно различать интровертных и экстравертных интуитивных людей. В ненормальных случаях обнаруживается сильное слияние с содержаниями коллективного бессознательного и столь же сильная обусловленность этими содержаниями, вследствие чего интуитивный тип может показаться в высшей степени иррациональным и непонятным.

Интуиция

intuition) Термин "И." применялся по отношению к множеству разнообразных явлений и процессов, часть к-рых происходит явно, а другие далеки от очевидного проявления. Концепции И. в философии варьируют от ее понимания как простейшей психич. функции до возведения И. в ранг самой высшей функции, а отводимая ей роль колеблется от обычного сознавания существования до схватывания окончательных истин. Однако Марио Бунге отвергает все т. зр. на И. Согласно ему, рассматриваемый феномен является просто быстрым умозаключением. Т. о., в философских кругах нет единодушия относительно природы И. или же законности процесса либо феномена, к-рые так называются. Психологические концепции интуиции В психологии данный термин тж употребляется достаточно широко, что отражает философские споры, ведущиеся вокруг этого понятия. При обсуждении И. самоочевидных истин, Герман Гельмгольц доказывал, что И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения, формулируемые на основе обыденного опыта. Представление о схватывании событий как целостностей посредством И., отстаиваемое гештальтистами, противопоставлялось позиции ассоцианистов, к-рые доказывали, что целостности строятся путем умозаключений из отдельных сенсорных данных. На заре этих споров позиции противостоящих сторон были довольно ясны: интуитивисты делали упор на постижении, понимании и схватывании явления во всей полноте, а психометристы стремились к успешным предсказаниям. Первая позиция являлась ученым, эстетическим пониманием индивидуальности, тогда как вторая отличалась практ. направленностью и основывалась на движении психол. тестирования и изучении индивидуальных различий. В принципе, есть основания считать, что у этих двух позиций нет ничего общего и поэтому их противопоставление лишено смысла. Но их очевидные отличия со временем стерлись, и клинические (интуитивные) методы оказались противопоставленными статистическим (психометрическим) методам в задаче прогнозирования. Почти при всех обстоятельствах статистический метод оказался равноценным или превосходящим клинический в этой задаче. Однако не было проведено никакой оценки (возможно, и не может быть проведено) глобального понимания или схватывания личности во всей ее полноте. Если бы цели этих двух методов оставались столь же различными, как это было первонач., то, возможно, не возникло бы и никакой полемики. Основные теории К. Юнг представлял И. как одну из четырех психич. функций - другими были ощущение, мышление, и чувство, - к-рая в большей или меньшей степени развита у всех людей. И. сконцентрирована на усмотрении возможностей, следствий, и принципов за счет деталей. И. может существовать в интровертированной или экстравертированной форме, помогая интуитивным интровертам находиться в особенно близком контакте с архетипами, а интуитивным экстравертам особенно хорошо понимать внешние события, такие как политика, бизнес или соц. отношения. Самая свежая работа в этой области отличается всесторонним охватом. Бастик провел обзор большого ряда определений и описаний И. в разнообразных областях и вывел 20 различных свойств, таких как эмоциональная вовлеченность, быстротечность, эмпатия и субъективная достоверность, указав, что они являются характеристиками данного процесса. Он предполагает, что в этих свойствах И. контрастирует с логикой, требующей сознательного пошагового анализа, независимого от эмоций и прошлого опыта думающего. Но Бастик доказывает, что мышление, к-рое обычно наз. логическим или аналитическим, переплетено с интуитивными процессами и не может существовать независимо от них. По-видимому, среди психологов распространены два широких взгляда на И. Во-первых, И. понимают как решение задач или вынесение суждений на основе данных и/или процессов, к-рые являются неформальными, нечетко выраженными или же неясными. Критерий точности, правдоподобия, или ценности обычно подразумевается, а иногда задается в явной форме; высказанное наобум предположение не принято расценивать как проявление И. Во-вторых, И. понимают как когнитивный / эмоциональный шаг, выводящий субъекта за пределы суждения, принятия решения или научения в целях достижения полного понимания и оценки индивидуальности, ситуации или сути предмета, иногда с эстетическим компонентом, и зачастую существенно изменяющий его феноменальное поле. Эмпирические исследования интуиции Большинство эмпирических работ, в к-рых используется понятие И., были нацелены скорее на изучение результатов принятия решений или оценок, нежели на исслед. самого интуитивного процесса. Тем не менее, существуют работы, в к-рых этот процесс либо его стороны или корреляты выбираются в качестве осн. предмета исслед. Одно из направлений исслед., возникшее более 50 лет назад, занимается изучением "хороших знатоков людей" ("good judge of personality") и сосредоточено на выявлении характеристик людей, проявлявших особую точность в оценке других. Эти исслед. соц. оценки достигли высшей точки в работе Нисбетта и Росса, посвященной успехам и неудачам интуитивной соц. оценки в широком спектре ситуаций. Нисбетт и Росс доказывают, что большинство людей обычно действует в качестве интуитивных ученых, используя структуры знания и оценочные эвристики, к-рые им приносят прошлый опыт, ожидания, неформальные теории и представления, чтобы применить их к конкретной ситуации и свести сложные логические задачи к неск. оценочным операциям. Оценки параметров ситуации, вероятностей, причинной силы (causal efficacy), релевантности и т. д. могут быть точными или же неточными. Нисбетт и Росс сопоставляют оценки, данные испытуемыми, к-рые действуют как интуитивные ученые, с оценками, произведенными учеными, использующими эксплицитные методы. В общем, оценки интуитивных ученых менее точны, чем суждения профессиональных ученых. Как правило, этот недостаток точности не имеет большого значения, хотя временами может быть гибельным. Кроме того, сделав предсказания в соц. ситуациях, люди склонны действовать таким способом, чтобы заставить их сбываться, подтверждая т. о. свои оценки. Нисбетт и Росс подробно проанализировали основания интуитивных оценочных суждений, к-рые высказываются каждым человеком на протяжении всей жизни, и предложили методы, позволяющие людям стать квалифицированнее и точнее в своем инференциальном поведении. Тогда, согласно этим авторам, очевидно, что И. или интуитивное поведение - это естественная челов. склонность делать выводы на основе неполной информ. и неполных операций. К сожалению, нет данных относительно индивидуальных различий, т. е. не ясно, являются ли нек-рые люди постоянно успешнее других, или даже успешнее, чем профессиональный ученый. В отличие от работ Нисбетта и Росса, исслед. Малькольма Весткотта сосредоточено на индивидуальных различиях, исходя при этом из определения интуитивного мышления как "получения на основе недостающих данных выводов, для к-рых обычно требуется знач. большее количество информ". Это определение проясняет минимальную базу эксплицитных данных так же, как и точность выводов, подтверждаемую достижением консенсуса. На большом количестве выборок испытуемых с высшим образованием были получены убедительные доказательства того, что разным людям требовались различные объемы информ. прежде, чем они были готовы предложить решения, и что люди устойчиво различались по доле успеха в решении задач. Наиболее важно то, что эти две особенности поведения не коррелировали между собой. Т. о. люди, к-рые соответствовали определению "интуитивные", с большим постоянством решали задачи точно и требовали знач. меньше информ. для этого, чем другие. Кроме того, оказалось возможным идентифицировать три др. группы испытуемых: тех, кто использовал небольшой объем информ. и постоянно ошибался в своих решениях; тех, кто требовал значительно больше информ., чем другие и был постоянно успешен в своих решениях; и тех, кто требовал чрезмерной информ, но, тем не менее, часто ошибался. Наконец, эмпирическое феноменологическое описание И. в качестве опыта было предпринято Маргарет Денис. Она использовала понятие И. как "интегративного и холистического познания за пределами рассудка" ("ап integrative and holistic cognition beyond reason"). Проводя интервью с взрослыми учащимися, Денис выделила неполный набор, состоящий из 18 характеристик интуитивного научения, к-рые могут взаимодействовать друг с другом в процессе научения и создавать опыт, выходящий за пределы более традиционных представлений о научении. Опыт И., достигающей этого холистического познания, описывался различными интервьюируемыми в когнитивных терминах, в физиолог. терминах, как сфокусированный на сознавании себя, как включающий выражение бессознательного, и т. д. Резюме Термин И. имеет множество значений и весьма долгую историю исслед., как в философии, так и в психологии. Приведенные ниже параметры очерчивают то пространство, в пределах к-рого лежат концепции И. 1. И. как несенсорный процесс познания неэмпирической истины, как в интуитивном познании Бога (Спиноза). 2. И. как несенсорный процесс познания эмпирической истины, как в восприятии возможностей (Юнг). 3. И. как вывод или оценка, осн. на частичной или неясной информ. или процессах (Нисбетт и Росс, Весткотт). 4. И. как шаг за пределы рассудка и логического вывода к полному пониманию или постижению (Олпорт, Бастик, Денис). 5. И. как раскрытие истины, по определению (Спиноза). 6. И как процесс, подверженный ошибкам (Нисбетт и Росс). Следует отметить, что объединение всех выше приведенных концепций И. - это задача др. масштаба. Есть концепции И., к-рые видят разрыв между И. и рассудком и располагают их по отношению друг к другу как дополняющие, антагонистические, или же чуждые. Др. концепции И. видят непрерывность перехода от рассудка к И., основанную на измерении "имплицитность-эксплицитность признаков (подсказок) и данных", или на измерении "неформальное-формальное использование стратегий вывода". См. также Абстрактный интеллект, Контекстуальная ассоциация М. Р. Весткотт

И предшествующем опыте, «чутьё», проницательность.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Стремление различать два вида, или метода, познания - интуитивное и логическое - появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности (без рассуждений) их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского , а затем у Плотина , различа­вшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, диску­рсивное познание, с помощью логических умозаключений).

    Перевод понятия επιβολή на латинский язык словом «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взгля­дом» (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.

    Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung словом «интуиция» (франц., англ. - intuition, итал. - intuizione, исп. - intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также как «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».

    Философия

    В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

    Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

    Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - воспринимаемый как «истина», c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление.

    Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство .

    Психология

    Формирование интуитивного решения протекает вне прямого сознательного контроля. Известный американский философ и психолог-когнитивист Дэниел Деннет поясняет:

    Интуиция - это попросту знание о чем-то без понимания того, как это знание было получено.

    Интуиция - способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств .

    Согласно ещё одному трактованию, интуиция - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.

    Программная реализация

    В настоящее время существует несколько реализаций искусственной интуиции, служащих различным целям, от очистки информации от помех до совершения открытий. Например: улучшение качества цифровых фотографий, распознавание образов, геофизика, психология, бизнес-консультации, политические и исторические исследования и т. д. Все реализации основаны на едином алгоритме, представляющем собой полный аналог естественной интуиции. Смысл алгоритма заключается в отслеживании статистических закономерностей между связями частей исследуемого объекта. Подобные системы могут применяться либо самостоятельно, либо как апгрейд любой из существующих интеллектуальных систем, добавляя к ним новые качества или улучшая существующие. Очистка цифровых фотографий от шума и восстановление потерь после сжатия Анализ геологических слоев Психологические исследования (тесты, полиграф и проч.)

    Компьютерная имитация

    Адаптивные программы и алгоритмы искусственного интеллекта , основанные на методах обучения автоматических систем, демонстрируют поведение, которое имитирует человеческую интуицию. Они производят знание из данных без логического оформления путей и условий его получения, в силу чего это знание является пользователю как результат «непосредственного усмотрения».

    Для имитации интуитивного принятия решений удобны нейроподобные устройства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами , а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике , заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности . Для классической компьютерной психодиагностики

    Интуиция (позднелат. созерцание, от лат. intueor - пристально смотрю), способность принимать правильные решения, минуя промежуточные результаты. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

    Интуиция – способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

    В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее - подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.

    Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.

    Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли - истина.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!