Женский журнал Ladyblue

Графические упражнения на развитие глазомера. Тренируем глазомер! Развитие ночного зрения

Вопрос «с помощью какого полушария вы рисуете?» только на первый взгляд звучит странно. Дело в том, что сравнительно недавно появился специальный термин «правополушарное рисование». Методика, которая завоевала признание, позволяет раскрыть творческий потенциал каждого человека, заложенный в нём природой. За короткое время даже тот, кто держал в руках кисть лишь в детстве, открывает в себе художника, начинает не просто делать робкие наброски, а рисовать настоящие картины, работать гуашью и маслом. И всё это - правое полушарие.

История - обратимся к Леонардо да Винчи

Многие из великих людей искусства, в частности, художников, а также научных деятелей, смогли реализовать свой талант именно благодаря правому полушарию. Один из самых ярких примеров - Леонардо да Винчи, который шагнул далеко вперёд по сравнению со своими современниками.

В середине 20-го века методика полушарного рисования получила научное подтверждение, благодаря наблюдениям, опытам и выводам биолога и психиатра Роджера Уолкотта Сперри. За свою большую исследовательскую работу в области головного мозга, он был награждён высшей наградой - Нобелевской премией в 1981 году.

Открытие Сперри позволило учёным успешно изучать внутренний мир человека, дало ответы на многие вопросы. Он доказал, что работа правого и левого полушарий мозга разительно отличается друг от друга. Левое полушарие (линейное) отвечает за логическое мышление и речь. Благодаря ему, человека осознаёт информацию, которая передаётся ему устным или письменным способом. Правое же полушарие - это творческая деятельность и интуиция. Не случайно, именно такой способ мышления демонстрируют маленькие дети, которые ещё не способны выстраивать логические связи.

По мере того, как ребёнок учится говорить и читать, а затем идёт в школу, где ему требуется усваивать огромное количество информации, у него развивается левое полушарие. Но оно же со временем и загоняет его в рамки логических стереотипов. Если говорить об искусстве, наиболее распространены такие шаблоны: «чтобы чему-то научиться в этой сфере - нужно иметь врождённый талант», «раз я не учился рисовать с детства, то теперь уже поздно», «раньше у меня ничего особенного не получалось, если я теперь возьму кисть - преподавателей ждёт разочарование».

Что даёт новая методика

Между тем практика доказывает - если пробудить потенциал правого полушария, любой человек может рисовать прекрасные картины. Преимуществ у занятий под руководством опытных наставников много. В результате уроков правополушарного рисования для новичков:

  • Активизируется деятельность правого полушария головного мозга. В ходе тренинга пробуждается подсознание, а вместе с ним - творческое мышление, интуиция и чувства.
  • Вы словно возвращаетесь в детство. Отступают стереотипы, вы больше не испытываете страха перед неудачей, не ограничиваете себя рамками. Хотите творить - и у вас это получается! Правополушарное рисование для новичков пробуждает веру в собственные силы.
  • Благодаря тому, что творческая часть мозга получает толчок к развитию - вы чувствуете себя более уверенно и в других областях жизни. Перестаёте бояться сложных задач, находите нестандартные способы их решения. Во многих случаях - дети после тренинга начинают лучше учиться, в них просыпается интерес к определённым предметам.
  • Курсы правополушарного рисования позволяют расслабиться, получить положительные эмоции. Не случайно о рисовании говорят, что это «антистрессовое занятие».

Тренинг даёт удивительные результаты. Причём ограничений по возрасту нет. На занятия могут приходить и дети, и взрослые. Единственное пожелание: ребёнок должен уметь сосредотачиваться. А это, как правило, достигается годам к семи. Правополушарное рисование для взрослых тем более не представляет труда.

Методика, апробированная в странах Европы и Америки, была усовершенствована в России. Теперь на уроках правополушарного рисования используют гуашь и масляные краски. Это позволяет с самого начала увидеть результат, реализовать своё чувство цвета. Чувства и эмоции, за которые отвечает правое полушарие головного мозга, проявляют себя в полной мере.

Сначала участники тренинга под руководством преподавателя рисуют гуашью несколько небольших работ. Это даёт веру в свои силы, позволяет снять психологические барьеры, рисование начинает восприниматься как увлекательнейшее занятие.

В следующий раз за 3 часа предстоит нарисовать картину масляными красками. Это уже самостоятельная работа, когда учащийся сам выбирает сюжет, смешивает краски, наносит их на холст. При этом он применяет полученные ранее знания.

Приносить с собой ничего не надо, стоимость всех расходных материалов входит в общую цену курса, и преподаватель заранее подбирает оптимальные для занятий краски, кисти, холсты.

Многие предпочитают записываться на тренинг в школу правополушарного рисования вместе с друзьями или членами семьи. Это способствует тому, что занятия проходят в непринуждённой дружеской обстановке. Можно задавать вопросы, смотреть на работы других учащихся, устраивать небольшие перерывы. А итогом тренинга становятся первые работы, которыми вы сможете гордиться.

По окончании занятий можно посещать мастер классы правополушарного рисования, чтобы приобретать новые навыки и знания в этой области.

Упражнения для развития глазомера: Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки). Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше. Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука. Упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению. Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей. Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д. После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7. При этом руководствуемся следующим: Для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать. Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, И середина всего отрезка совпадала с серединой третьей части. Для деления На 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному Выше. Делить отрезок На 5 7 и сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться. После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части. Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, либо путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и косоугольники делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями. Таким образом, можно раскладывать абсолютно любые геометрические фигуры. Далее все зависит только от Ваших стараний: чем больше будет у вас практики, тем легче вам будут даваться все более сложные упражнения.

Для чего начинающему художнику хороший глазомер? Чтобы рисовать похоже:)
Ведь бывает, рисуешь, стараешься, а все же - что-то не то... Да и линии какие-то неуверенные, неровные… Не рисунок, а сплошное разочарование! Знакомо?

Хорошего рисовальщика от начинающего отличает острый глаз и твердая рука.

Причем, «острый глаз» - это не метафора. Тренированный глаз художника хорошо видит особенности формы изображаемого объекта: его пропорции, соотношение частей, положение линий относительно вертикали или горизонтали.

А уверенная, твердая рука легко переносит увиденное на лист.
Предлагаю потренировать ваши руку и глазомер! Тренировка, хоть и простая, но очень важная.

Помните, как вы когда-то тренировались рисовать буквы, выводя палочки и закорючки в прописях? Ох, и сложная это была задачка... А теперь? Пишете и не задумываетесь, верно ведь?

Так и ваша сноровка в рисунке. Она зависит только от количества практики. Причем, замечу, ОСОЗНАННОЙ практики. Когда вы целенаправленно развиваете свои способности.

Постановка руки - дело наживное и несложное. А насчет глазомера…

Хороший глазомер - очень важный фактор при рисовании с натуры.

Ведь именно умение правильно соотносить размер объектов позволяет нарисовать предметы похожими.

Итак, сегодня тренируем глазомер и придаем уверенность руке!

Развиваем глазомер: упражнение №1

Посмотрите на эту картинку. Здесь общий вид законченного упражнения. Следуйте ему. Никаких линеек и циркулей!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer1-213x300.jpg 213w" title="глазомер1" width="533" />

1. Нарисовать пять горизонтальных и пять вертикальных линий.

При рисовании прямой линии не старайтесь сделать ее одним движением. Это далеко не каждому под силу. Тем более в тех полевых условиях, в которых работаете вы.
Рисуйте линию легко, без сильного нажима на карандаш. Проведите ее несколько раз, уточняя. Воспользуйтесь ластиком только тогда, когда линия будет абсолютно ровной и параллельной краю листа.

2. Деление отрезков на части - 2, 4, 8, 3, 5.

Делаем по краю линий засечки. Затем делим линии на части. Первую - пополам, на две части. При этом вы производите деление «на глаз» - ставите черточку в том месте, где будет, по вашему мнению, середина. После этого - проверяем себя. Для этого используем замер карандашом. Вот так:

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer5-300x175.jpg 300w" title="глазомер5" width="342" />

Замерили - одну половинку, сравнили с другой. Если неправильно - откорректировали.

На 4 и 8 частей делить просто, делим каждую половинку еще пополам. Сложнее делить на нечетное количество частей. Четвертый отрезок делим на 3. Последний - на 5 частей.
Закончили с горизонтальными - делим вертикали.

3. Окружность.

Рисуем пересечение из горизонтали и вертикали. Добавляем две диагональных линии.

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-6-151x300.jpg 151w" title="глазомер 6" width="250" />

От центра по всем лучам откладываем одинаковые отрезки. (на глаз! а потом проверяем и корректируем). Затем через полученные точки проводим окружность. Если 8 точек вам мало, и круг получается неровный - добавьте еще диагоналей.

4. Деление окружности на 3 части.

Ниже рисуем еще один круг. Делим его на 3 части.

Сделали? Теперь можно погладить себя по голове и выдать себе премию. Если есть проблемы с рисованием вертикальных и горизонтальных линий - тренируемся еще.

Глазомер тренируем повсюду. Не рисуя. Просто смотрите на что-нибудь и делите на части. Или, наоборот, разглядываем объект и прикидываем - сколько его части составляют от целого: 12, 13, 16, 410 и т.д.

Развиваем глазомер: упражнение №2

Рисование кристаллов. Очень занимательное занятие, скажу я вам. Медитативное такое… Я еле оторвалась!

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer-3-215x300.jpg 215w" title="глазомер 3" width="574" />

Target="_blank">http://izo-life.ru/wp-content/uploads/glazomer2-199x300.jpg 199w" title="глазомер2" width="530" />

Пошагово:
1. вертикаль, горизонталь в центре листа А4.
2. гибкая линия слева - такая же справа. Овалы, параболы, гиперболы и т.д. Все виды красивых текучих линий.

Изображение наращивается, усложняется… Результат - обалденный!

НО! Следите за тем, чтобы линии были четко симметричны. А иначе, зачем мы глазомер развивали и учились отрезки отмерять? Проверить себя можно, посмотрев на рисунок через зеркало - оно вам не соврет.

Нужно сказать, что я сама с первым кристаллом помучилась. Зато когда рука на первом набивается - от второго не оттащишь!

Нарисуйте парочку таких кристаллов. Будет желание - больше.

В завершении можете свой кристалл раскрасить, проявив свое чувства цвета и ритма. Но.. это уже совсем другая история..

Прежде, чем отвечать на этот вопрос, давайте разберемся, что же представляет собой глазомер и зачем, собственно, его развивать художнику. Если обратиться к истокам этого термина, то станет ясно, что глазомер, прежде всего, медицинское понятие, тесно связанное с физиологией человека, а именно с анатомией глаза. Оно означает способность определять расстояния без каких-либо специальных механических или электронных приспособлений.

С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами.

Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства.

Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния.

Художник, который не может верно подобрать пропорции — это вовсе не художник.

Дело в том, что изображать мир на бумаге чрезвычайно сложно (без опыта), именно поэтому способность к живописи считают талантом. Наверняка, каждый сталкивался с ситуацией, когда в школе на уроках изобразительного искусства кто-нибудь из детей рисовал непропорциональные рисунки: так, человек мог оказаться больше дома, а кошка выше дерева. При этом, логически ребенок понимает, что в реальной жизни все наоборот, а вот изобразить на бумаге не может.

Глазомер для художника сродни слуха для музыканта или голоса для певца. Вроде бы у всех есть эти качества в глобальном смысле: мы издаем звуки, слышим их, отличаем дальние предметы от ближних, но далеко не каждый может красиво петь, сочинять композиции и писать картины. Поэтому, развитие глазомера очень важно, если вы решили всерьез заниматься живописью.

Способы развития глазомера

Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер — это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. Существуют определенные методы развития глазомера.

Если изучить программу любой художественной школы, то там можно найти специальные комплексы простых и, в некотором роде, даже примитивных упражнений, которые позволяют развить чувство пропорции. Все они предназначены для новичков и имеют практическую направленность — выполняются на бумаге.

Вторым способом выступают специальные методики, которые не требуют применения изобразительных средств. В основном, это упражнения, предназначенные непосредственно для глаз и мышления. Они помогают улучшить уже имеющиеся навыки верно определять расположение и пропорции предметов.

Третий способ больше подходит уже более опытным художникам — это комплексные методики, целью которых выступает идентичное изображение реальных групп объектов на бумаге. Теперь рассмотрим эти способы подробнее.

Простые упражнения для начинающих художников

1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку.

2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь.

3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку.

Упражнения для глаз

Попробуйте мысленно прикинуть сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Так же пробуйте определить в нестандартных ситуациях: скажем, в общественном транспорте или на высоком этаже здания, какие предметы находятся выше, а какие ниже , и соответственно ближе и дальше. А что будет, если мысленно поставить дерево на дом? Будет ли он выше, чем соседняя новостройка? Казалось бы, эти упражнения далеки от рисования, но на самом деле, их регулярное выполнение улучшает зрительное восприятие и память.

Сложные упражнения

Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать . Как только стало получаться — меняйте линии их положения.

Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной . Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном.

Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

И напоследок

Почерпать больше интересной и полезной информации о глазомере можно из литературы. Например, из книг "Практическая перспектива" М. Н. Макаровой , "Уроки рисования с натуры" Виноградовой Г., "Основы рисунка" Шембеля А. Ф., а так же различных учебных пособий и хрестоматий.

Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния (между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его.
Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развивает чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоенным, когда расстояние от переднего бампера автомобиля до стойки не превышает 10 м, от заднего - 20 см.
2. Подъезд к ограничителю средней стойкой кузова. При выполнении данного упражнения водитель должен ехать, выбрав такие скорости и режимы торможения, чтобы остановиться правой средней стойкой кабины автомобиля напротив переносной стойки. Упражнение выполняют с постепенным увеличением скорости, при этом высоту стойки уменьшают с 1,5 до 0,5 м. Если обеспечивается устойчивая точность подъезда (±5 см), то данный навык считается усвоенным.
3. Габаритные коридоры. Выполняют передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости проезда и сдвиганием стоек друг к другу, оставляя зазор в конце упражнения не более 20 см с каждой стороны автомобиля. Затем упражнение усложняют, подавая автомобиль задним ходом, предварительно расположив его вне линии габаритного коридора (10–15 м влево или вправо).
4. «Змейки» полезно отрабатывать также передним и задним ходом с постепенным увеличением скорости и уменьшением шага «змейки». Вначале тренируются, вращая рулевое колесо двумя руками, затем одной (правой, левой). Причем выполняют сначала «змейку» с постоянным, затем с переменным шагом.
5. Заезд в бокс. Выполняется сначала передним ходом из положения прямо, затем задним ходом с разворота. На первом этапе автомобиль можно подавать задним ходом с поворотом корпуса, наблюдая выполнение маневра через правое плечо, затем в зеркала заднего вида.
6. Движение по доске и эстакаде позволяет выработать чувство габарита. Вначале упражнение отрабатывается передним ходом из положения прямо, затем задним ходом, передним ходом с поворотом, задним ходом с поворотом.
7. Упражнение по установке автомобиля на стоянку развивает одновременно статический глазомер и умение маневрировать задним ходом. Задача состоит в том, чтобы из исходного положения за одну попытку установить автомобиль между ограничителями параллельно тротуару. Для развития динамического глазомера рекомендуется выполнять на автодроме групповые упражнения. В этих случаях используют ради опереговорные устройства, которыми оснащены участвующие в упражнении автомобили (6–8 машин).
Руководитель упражнений с радиостанцией находится на автодроме и имеет возможность наблюдать за ходом тренировки. На каждой машине крепится ее порядковый номер (например, от 1 до 6), и руководитель по радио может давать участникам как групповые указания, так и индивидуальные каждому участнику, называя его порядковый номер. Все действия выполняются строго по радиокомандам руководителя. Начальная скорость 10–15 км/ч, в конце упражнения - 25–30 км/ч.
Основная задача - выдерживать задаваемые руководителем дистанции и интервалы, не прибегая к включению тормозной системы, а только дросселированием.

Рекомендуются следующие упражнения:
· движение в колонне с переменной дистанцией. Начинают со скорости 10 км/ч и дистанции 10 м, доводя в конце упражнения скорость до 30 км/ч, а дистанцию - до 20 м;
· движение с перестроением. Из колонны по одному по команде руководителя с задаваемым интервалом участники перестраиваются в колонну по два, по три.
По мере приобретения чувства оценки дистанции в движении данные упражнения можно усложнить, например двигаться «змейкой» в потоке, перестраиваться на поворотах и т.п.
Если нет возможности проводить групповые занятия, динамический глазомер можно совершенствовать с помощью технических приспособлений. Водитель должен так рассчитать скорость и маневр при подъезде к препятствиям, чтобы проехать, не задев их. Препятствия (подвешенные резиновые шланги или подвижные картонные кубы) передвигаются в меняющемся режиме и направлении, задаваемых с пульта управления.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!