Женский журнал Ladyblue

Грудной ребенок вызывает раздражение. Почему ребенок стал раздражительным и нервным

Доброго дня вам, дорогие читатели! Сегодня я раскрою свой главный принцип позитивного материнства. Расскажу, что помогает мне сохранить спокойствие во многих неприятных ситуациях. Как не раздражаться на ребенка?

Дети не всегда все делают так, как мы желаем. У детей есть свои потребности, свои обстоятельства... Иногда ребенок никак не засыпает. Иногда — устраивает истерики. Иногда — просто не слушается и делает все назло. Знакомо?

Мне тоже знакомо. Я писала об этом в статье « ». И сегодня я хочу дополнить эту статью. Рассказав один эффективный метод, с помощью которого можно научиться сохранять позитивное отношение к почти любым ситуациям.

Как же нам не раздражаться?

Первое , что нужно сделать, это вспомнить основные ситуации, в которых вы начинаете злиться и выходить из себя. Обычно, эти ситуации постоянно повторяются. У кого-то они связаны с приемом пищи. У кого-то — с ежедневной уборкой. Бывает, что дети устраивают истерики каждый раз перед прогулкой. А у меня самый сложный и опасный период в течение дня — дневной сон.

Как это происходит у нас? Засыпает младший сын. Так как , я должна лежать рядом и давать ему грудь. Нельзя выйти со старшей дочкой в другую комнату. А старшая дочка регулярно издает какие-то звуки. Малыш просыпается, и тогда я часто начинала раздражаться. Малыша снова уложить уже нереально, старшую дочку уложить уже тоже нереально, я остаюсь без отдыха и с двумя неспящими капризными детьми.

Второе , что надо сделать: определить, что именно вас так бесит в вашей ситуации. Ведь мы реагируем не на самого ребенка. Мы реагируем на свои несбывшиеся планы. Или на ощущение, что вы выглядите дурой рядом с орущим в общественном месте карапузом. Или на свое ощущение беспомощности, когда вы никак не можете увести куда-то своих детей... Покопайтесь внутри себя. В чем причина вашей негативной реакции? Не всегда мы можем докопаться до сути. Бывает, что женщина раздражается на плач, потому что в детстве ее собственный плач оставался без ответа. Бывает, что дети задевают наши собственные травмы. И тогда мы взрываемся без всяких видимых причин.

Я тоже в свое время поняла, почему я злюсь. Это было несложно. Я просто хотела отдохнуть. И дочка лишала меня этой привилегии.

Следующий шаг: придумайте, как вы можете удовлетворить свои потребности другим способом. Как вы можете исправить причину своего раздражения? В моем случае нужно было принять следующие меры:

  • придумать себе какое-то поощрение. Решить, что если младший ребенок снова будет быстро разбужен, я не разозлюсь на старшего, а с чистой совестью буду смотреть фильм. Обычно мне дают что-то посмотреть минут 20-30, но я стараюсь не прибегать к такой возможности слишком часто;
  • не строить никаких планов перед дневным сном. Если не настраиваться на долгожданный отдых, его отмена не влечет за собой столь бурные эмоции;
  • внимательно следить за своим состоянием, не позволять себе сильно уставать. Об этом я писала в « » и во многих других статьях.

И последний важный этап: найти несколько положительных моментов в своей ситуации. Как минимум — три. Или больше. Можно специально создать себе такие моменты.

Когда просыпается младший сын, я теперь часто прихожу к следующим выводам:

  1. Отлично! Уснем сегодня вечером чуть раньше!
  2. Разрешаю себе пойти на кухню и съесть кусок пирога.
  3. Если на улице хорошая погода — можно немедленно выйти гулять!
  4. Иногда, если надо отдохнуть, разрешаю себе посмотреть фильм.
  5. Сон отменяется — значит, самое время сделать себе красивую прическу.
  6. Какая шикарная возможность поработать над своими недостатками! Доказать себе, что я могу не злиться на маленького ребенка по пустякам!
  7. Когда сын спит, он висит на груди. Соответственно, у меня немного затекает тело, неудобно... Сын проснулся — значит, можно, наконец, встать и потянуться!
  8. А еще можно встать и выпить, наконец, стакан воды!
  9. Иногда я придумываю себе дополнительные бонусы — начинаю делать маникюр (младший при этом обычно сидит в слинге), приступаю к , наношу маску на волосы.

Позитивному взгляду на жизнь совсем несложно научиться. Это лишь вопрос привычки. Что делать, чтоб овладеть таким навыком? Просто начните с сегодняшнего дня искать во всем хорошее. При каждой мелкой неприятности задавайтесь вопросом: а какие положительные моменты есть в данной ситуации? И найдите три таких момента. Пройдет немного времени, и вы начнете видеть «плюсы» во всем уже автоматически. Здорово, не правда ли?

Позитивное материнство не только позволит вам спокойнее относиться к детским капризам. Вы будете легче относиться к жизни, проще воспринимать разнообразные неприятные события. А муж начнет видеть дома не унылую загнанную женщину, а бодрую веселую красавицу, для которой любой поворот событий несет что-то хорошее. Спит ребенок — хорошо! Не спит — хорошо! Капризничает — не беда! Не желает идти с прогулки домой — прекрасно!

Какой возраст детей самый сложный для вас? Лично мне легко не злиться на грудного малыша. Он еще такой крошечный и ничего не понимает. Но когда в 2-3 года карапуз демонстрирует свой характер и не желает слушаться... Я читала, что для нас особенно тяжелым возрастом детей будет тот, в котором у нас самих было много травм и неприятных происшествий. Как вы думаете, это правда?

Жалобы на раздражительность своего ребенка среди родителей явление достаточно распространенное. Чаще всего от раздражительности своих любимых чад страдают мамы, ведь именно они больше всего времени проводят с ребенком и несут на себе основное бремя ответственности за его воспитание. Часто мамы легковозбудимых детей выглядят вымотанными и сами раздражаются по любому поводу. Для того, чтобы научиться справляться с детской раздражительностью, нужно понимать природу такого поведения и его причины.

Как ведет себя раздражительный ребенок

Раздражительностью называют склонность человека к очень сильным и порой неадекватным реакциям на вполне, в общем-то обычные, ситуации. Раздражительный ребенок может слишком бурно реагировать на не совсем удобную одежду, шум, замечания родителей или когда что-то не получается. Ребенок может кричать, продолжительно и громко плакать, выражать агрессию (словесно или физически). Реакции могут быть и совсем неадекватные: одна девочка, к примеру, начинала вырывать у себя волосы, если у нее что-то не получалось делать.

Кроме того, раздражительные дети с трудом засыпают, беспокойно спят, а просыпаются часто с плачем или криком. У таких детей наблюдается плохой аппетит, они могут категорически отказываться даже от любимых блюд. Раздражительные дети нередко склонны протестовать против всего, что предлагают родители: от прогулки и мультфильма до необходимости купаться. Такие малыши отличаются повышенной утомляемостью, легковозбудимые, а вот внимание у них снижено, и усидчивость заметно хуже по сравнению с другими детьми.

Причины детской раздражительности

Причины детской раздражительности могут быть самыми разными. Для понимания причин имеет значение то, в каком возрасте у ребенка начала раздражительность проявляться и стала привычной формой поведения.

Если ребенок еще совсем маленький, в возрасте до трех лет, то раздражительность может быть следствием:
неблагоприятных факторов, воздействие которых испытывала мама малыша, будучи беременной. Речь может идти о хроническом переутомлении, пережитом во время беременности горе, воздействии вредных факторов окружающей среды;
тяжелых и длительных родов, сопровождавшихся асфиксией плода;
органических поражений головного мозга или нервной системы;
заболеваний веготососудистой системы;
ранних стадий ряда заболеваний, таких как сахарный диабет, грипп, заболевания щитовидной железы;
тяжело и долго режущихся зубов;
предъявляемых к ребенку чрезмерно завышенных или излишне заниженных требований;
предъявления к ребенку значимыми взрослыми разных или взаимоисключающих требований;
поведения родителей, которые сами постоянно демонстрируют ребенку примеры собственной раздражительности.

Причиной раздражительности у детей 4-6 лет нередко становится попустительский стиль воспитания, либо гиперопека. Чрезмерный авторитаризм родителей и завышенные требования по отношению к ребенку тоже могут стать причиной раздражительности, причем в самых экзотических ее формах. Ведь с авторитарными родителями ребенок не может выразить свой гнев открыто, и он направляет агрессию на себя (вплоть до нанесения себе телесных повреждений) или на других, тех кто слаб и беззащитен.

Симптомы раздражительности у младших школьников нередко наблюдаются в случае, если у ребенка не складываются отношения со сверстниками в классе, или учителя постоянно заставляют его переживать ситуации неуспеха, публично стыдят или высмеивают. Требование родителей учиться только на «отлично» тоже приводит к вспышкам раздражения.

Самая частая причина раздражительности у подростков – это гормональная перестройка организма. На втором месте – сложные отношения со сверстниками и неуверенность в себе.

Как помочь ребенку

Раздражительный ребенок от собственного поведения страдает, в первую очередь, сам. Он беспомощен и не может совладать со своими эмоциями, а после каждой вспышки раздражения чувствует себя обессиленным. У более старших детей появляется еще и чувство стыда, но очередной «накат» эмоций они контролировать не в силах. Как же помочь таким детям? Здесь все зависит от возраста и причин раздражительности. В первую очередь нужно обследовать ребенка и исключить возможность заболеваний. Если же они обнаружены, то вовремя назначенное правильное лечение поможет быстрее преодолеть болезнь. Будет уходить болезнь – уйдет и раздражительность.

Для раздражительного малыша до трех лет очень важно соблюдение режима дня, ведь ребенок быстро утомляется. К каким-то необычным событиям, даже посещению поликлиники, ребенка лучше подготовить заранее. Раздражительным детям противопоказана спешка. Поэтому на сборы куда-либо лучше отводить в два раза больше времени. Таких деток лучше не заставлять ждать удовлетворения естественных потребностей, они не могут терпеть голод, жажду, дискомфорт от мокрого белья. Жесткие требования лучше заменить взаимодействием в игровой форме. Так, вместо требования: «Убирай игрушки!» лучше придумать игру и вместе с любимым мишкой уложить все игрушки спать.

Для детей 4-6 лет очень важна дисциплина и соблюдение правил, если дисциплины нет, дети чувствуют себя незащищенными и могут реагировать вспышками раздражительности. Очень важно давать детям право на ошибку и возможность ее исправить самим. Дети в этом возрасте уже сознательно подражают значимым взрослым, поэтому важно показать им пример того, как можно справляться с негативными эмоциями и цивилизованно конфликтовать. Малыши 4-6 лет плохо переносят требования, смысла которых не понимают и наказания, которые считают несправедливыми. Поэтому важно разъяснять свои требования, отвечать на вопрос: «Почему это нужно?» конкретно и понятно, а не заявлять: «Потому что я так сказал!». Если малыш наказан, то ему нужно объяснить – за что и разобраться, что он должен или не должен делать в будущем.

Дети очень тяжело переносят ситуации, когда значимые взрослые предъявляют к ним разные требования. Они не понимают, как же нужно себя вести, чтобы соответствовать разным представлениям о хорошем ребенке у мамы и папы, или у мамы и бабушки. Поэтому договориться между родственниками о единых требованиях к малышу и критериях оценки его поведения – это очень важный шаг. Следует помнить, что взрослыми, предъявляющими разные требования к нему, ребенок со временем еще и научается манипулировать!

При появлении признаков раздражительности у детей 7-12 лет , нужно постараться выяснить, что с ними происходит в школе. В случае если отношения со сверстниками в классе не складываются, может оказаться полезным посещение каких-то кружков или секций, где ребенок будет более успешен. Никогда нельзя сравнивать ребенка с другими детьми! Этот «воспитательный» прием ничего, кроме вреда не принесет. Если ребенка сравнивают с другими не в его пользу – у него развивается куча комплексов, а раздражительность только увеличится. Сравнение же не в пользу сверстников грозит тем, что у ребенка разовьется завышенная самооценка, высокомерие по отношению к другим. Он начнет предъявлять к другим людям завышенные требования, и будет раздражаться, если те не будут им соответствовать.

Не самая лучшая практика – требовать от младшего школьника учиться только на «хорошо» и «отлично». Такие требования порождают страх перед ошибками, а это прямая дорога не только к неврозам и раздражительности, но и к комплексу неудачника.

Подростку важно знать, что происходит с его организмом, с чем связаны вспышки раздражения. Поэтому ему нужно рассказать о взрослении, гормональной перестройке и о том, как это проявляется в ощущениях. Человеку, который понимает, что с ним происходит, гораздо спокойнее и самоконтроль в этом случае дается значительно легче. Если же у подростка неприятности, не складываются отношения со сверстниками, то очень важно, чтобы он доверял родителям, тогда вместе легче будет справиться с любыми подростковыми проблемами. Родителям подростков нужно помнить – нотации убивают доверие наповал! А самое главное – они абсолютно бесполезны. Вместо чтения нотаций нужно постараться найти способ продемонстрировать подростку, что его чувства понимают и ему сопереживают. В конце концов, каждый взрослый тоже был подростком когда-то, просто некоторые из нас со временем об этом прочно забывают.

С детской раздражительностью можно справиться, если выявить ее причины, выбрать правильную стратегию поведения по отношению к раздражительному ребенку и придерживаться ее неукоснительно. И не ждать мгновенных результатов, так как у многих детей раздражительность через определенное время закрепляется как привычное поведение, и даже устранив причины, само это поведение устранить мгновенно не получиться. Нужно набраться терпения, поведение ребенка при педагогически грамотном взаимодействии обязательно начнет постепенно улучшаться.

На данную тему не принято говорить, но каждая мать знает это. Знает, но молчит, не в силах признаться даже себе, что у нее бывают приступы агрессии, неприязни, раздражения к собственному ребенку, когда тот не слушается или плохо себя ведет. В такие моменты, она сама не знает, как себя держать в руках. Крик на ребенка срывается с уст, рука будто сама лупит по попе, а потом мы плачем в бессилии ночью в подушку. Мысленно просим прощения у наших детей, не понимаем себя. Что делать? Как воспитывать своих детей без криков и насилия? Как сделать так, чтобы они слушались и росли хорошими, добрыми детками?

Понимание того, что идиома "все детки - ангелочки" - настоящий обман, приходит в момент, когда впервые сталкиваешься с упертостью, своевольностью, неадекватными желаниями собственного ребенка. Да-да, это происходит уже в первый год жизни, когда ребенок начинает хотеть чего-то, и, несмотря на запреты или воспитательную работу, все равно настаивать на своем. Наверное, чуть ли не первое, с чем сталкиваются родители - это постоянный крик ребенка. Это утомительно и очень раздражает, когда происходит 10-ый раз за ночь. Но тут мы еще можем себя успокоить - объяснить себе, откуда этот крик. Ребенок хочет кушать или ему больно - мы пересиливаем себя, ведь мы его любим. Но потом начинаются настоящие кошмарные проблемы. Каждая вторая мать расскажет, с каким боем она отучала ребенка грызть собственные кулачки, а потом - и все остальное, что попадается ему под руку.

Ребенку 2,3, до сих пор боремся с руками во рту. Меня от этого вида, аж трясет! Ребенок буквально выводит меня из себя. А учитывая, что я брезгливая сама по себе, то трясет не по детски. Уже, что только не пробовали, ничего не помогает. И кто его знает, когда это пройдет.

Но и это только начало. Родитель начинает понимать, что ребенок - это своевольный отдельный человечек. И в какой-то момент приходит понимание, что дети - это полнейший антипод ангелочка. И тут же встают тревожные вопросы уже к себе:

Как не кричать на собственного ребенка?
Как не бить ребенка даже в минуты, когда все другие воспитательные меры закончились?
Как не злиться на ребенка? Как сдерживать раздражение?
Что делать, если материнских сил и терпения уже не хватает?

Я мать или мачеха? Почему меня бесит мой собственный ребенок?

Мамы часто встречаются с нотациями людей со стороны. Свекрови или даже собственной мамы, "умных" бабушек на улице или воспитательниц в саду, которые считают буквально своим долгом указать на недостатки воспитания ребенка. Упреки сыплются на маму со всех сторон: и то она делает не так, и это. И практически все рассказывают, чего делать нельзя: нельзя бить ребенка, нельзя кричать на ребенка. А что делать то?

Иногда родную мать даже называют мачехой для ребенка. Вот на этом вопросе, как правило, все советы либо превращаются в глупые, либо в такие, которые никак не применяются к собственному ребенку. Только одна мама на самом деле знает, что она ничего не знает. Удивительно, но ситуация в точности повторяется, когда рождается и второй, и третий ребенок - воспитательный процесс очень сложный в каждом новом случае, более того, те уникальные воспитательные ключики, которые подошли к первому, вообще не подходят ко второму. В интернете можно обнаружить сотни страниц со стоном мам о своих действиях и о своем непонимании себя: "бью ребенка, что делать?" - пишет одна, "кричу на ребенка, что делать?" - вторит ей другая. Но большинство просто молчат об этом.

Моей дочери 2 года 7 месяцев. Она замечательная девочка, смышленая, общительная, добрая, в детском саду все от нее просто в восторге. Только в последнее время она стала очень капризной, порой невыносимой даже. «Буду/не буду» повторяет одно за другим, не слушается, убегает или отталкивает меня, когда я хочу перевести ее через дорогу, например. Иногда я не могу сдержаться, кричу на ребенка или шлепаю, но просто действительно раздражает и бесит мой собственный ребенок. Не знаю, что и делать. Иногда чувствую себя просто отвратительной мамой - совсем не могу с ней справиться. Почему она так себя ведет? Вроде бы ее никто не подавляет, ей многое разрешается, мы и играем, и читаем, и рисуем. Почему вдруг такой период непослушания? Во время подобных сцен у меня полное ощущение, что она меня не любит... Конечно, я, наверное, не права, но как же мне быть? Может, это просто возраст такой?

Для начала необходимо перестать упрекать себя и понять, что безумная, всепрощающая, абсолютная любовь мамы к ребенку - это всего лишь миф, созданный современным обществом. То, что ребенок раздражает и злит, что его хочется иногда ударить или прикрикнуть на него - абсолютно нормальная реакция женщины. И такая реакция возникает у абсолютно каждой мамы - это не плохо, и не хорошо. Это просто жизнь.

Справится с этим очень тяжело, а иногда просто нереально. Но выход есть! Чтобы избежать этого, достаточно разобраться в собственном ребенке, и тогда станет очевидно, почему он делает то, что делает.

Почему бить детей нельзя? И почему нельзя кричать на ребенка?

Ребенок - это действительно не ангелочек, у него есть свои желания и в самом раннем детстве они никак и ничем не ограничены . Простыми словами: "Я хочу - я добиваюсь того, что я хочу". Хочу кусать кулаки, буду кусать. Хочу грызть мамины грязные сапоги, буду грызть. Хочу засунуть пальцы в розетку, буду засовывать. И так далее. Желание лежит в основе любого действия, а дети - это огромнейшие, сумасшедшие желания, которые буквально лезут из них наружу каждый день, каждый час, каждую минуту.

Ребенок не анализирует свои желания. Просто хочется, просто делается. Нанеся удар ему в этот момент, не важно, по попе, по затылку или по уху, крича на ребенка, мы, мамы наносим ему страшный удар по его психическому. Таким образом, мы задаем ему плохую судьбу, фрустрации, страхи, проблемы, которые будут сопровождать его всю последующую жизнь.

Нет плохих желаний, все желания ребенка нормальные. Просто они не направлены в правильное русло. Потому что ребенок не знает, что хорошо, а что - плохо. Потом, в процессе жизни ребенок познает, что некоторые реализации его желаний запретные, а некоторые - и вовсе очень плохие. Если родители сумеют правильно воспитать ребенка, то практически все желания, даже самые плохие и неприятные на первый взгляд, трансформируются в положительные проявления, которые приняты в нашем обществе, которые позволят уже взрослому человеку найти и освоить .

Например, некоторые детки хотят быть богаче других - это очень простое желание, но как его реализовать в детстве? Уже в 3-4-х летнем возрасте они начинают воровать, другими словами брать то, что хотелось бы иметь им самим, невзирая на то, что у этого уже есть свой законный владелец . Это желание можно ограничить и трансформировать в желание взрослого человека много и упорно работать, чтобы заработать больше чем у других. Для правильного воспитания маме достаточно просто разгадать желания своего ребенка и направить их в правильное русло. А что делаем мы? Мы раздражаемся, злимся, кричим и бьем собственного ребенка, не разобравшись, а значит, рубима корню обычное желание ребенка, которое пока просто не имеет направления. Что будет после этого? Будет трагедия, длинною в жизнь.

Добиться желаемого результата, то есть правильно направить желания ребенка, можно только при условии, во-первых, правильного понимания этих желаний, и во-вторых, правильного воздействия на него. Все желания каждого ребенка абсолютно нормальны - даже если вам кажется обратное - это надо помнить всегда. Некоторые проявления связаны со стрессом в том или ином векторе, к примеру, ногти грызут кожники в стрессе. Чтобы отучить ребенка от этого, бесполезно его наказывать, необходимо помочь ему справиться со стрессом. И так каждое желание, каждое действие - абсолютно нормально, даже когда нам оно кажется совершенно дурацким. Все желания малыша можно направить в правильное русло. Нет ни одного желания на свете, которое не было бы нормальным, просто есть родители, которые не воспитывают желание в правильное, а пресекают само по себе желание. Это - путь в никуда.

Дети могут привносить в жизнь родителей хаос и менять их планы. Случается и так, что раздражение на их поведение доводит нас до криков и бесконечных наказаний, которые не очень-то и помогают решить конфликт. К сожалению, без выявления истинных причин родительского раздражения мы рискуем нашими отношениями с детьми, можем зациклиться на своем недовольстве и постоянно срываться на ребенке.

Надо признать, что в большинстве случаев мы раздражаемся на детей, потому что они ведут себя как дети. А детям свойственно шуметь, требовать внимания и проявлять любопытство.

Как же быть, если вы устали кричать на своего ребенка, но он так и не прислушивается к вашим просьбам?

Время признать: меня раздражает мой ребенок

Еще полтора года назад мои отношения с семилетней Кирой не ладились. Она постоянно капризничала, орала, ныла и вечно была всем недовольна. Я же постоянно на нее срывалась. К тому же, когда Кире было шесть, родилась маленькая Лида, и стало совсем туго: ревность разрывала старшую на части, и она стала невыносима. Однажды она демонстративно написала на диван в гостиной, потому что я, уставшая, отказалась играть с ней и уснула. Нам было непросто, и настало время признать: меня постоянно раздражает мой ребенок.

В самом начале, еще толком не понимая, как именно нужно действовать, я решила начать с самого очевидного: разобраться с постоянным раздражением. Ты повторил уже пятнадцать раз, а ребенок тебя словно не слышит. Он орет, потому что ему дали тарелку не того цвета. Старший нарочно выхватывает игрушку у брата или сестры, малыш рыдает. Ребенок поет одну и ту же песню заунывным голосом уже полчаса. Кричит «я сам», и немедленно разбивает тарелку с кашей об пол. Все это - нормальные истории из детской жизни, и именно они могут вызывать дичайшее раздражение, злость и досаду. У меня этой досады было хоть отбавляй, в иные дни я орала постоянно. С самого утра, будя Киру в школу, я начинала ворчать, нудеть и критиковать. И с этим нужно было что-то делать. Мой метод был таков: ощущая прилив раздражения, я, прежде чем начать орать, пыталась понять, почему я его в данный момент почувствовала. Выяснились пять основных причин, причем ни одна из них отношения к личности ребенка напрямую не имела.

1. Я плохо объясняю, и ребенок не может меня понять.

Пример. Меня страшно раздражало, что Кира после чистки зубов так сильно сплевывает пасту, что постоянно забрызгивает зеркало в ванной. Мелочь? Ну да, но меня это доводило просто до тряски. Я каждый день утром и вечером орала: «Сколько можно! Опять свинство! Я же сто раз уже сказала, что нужно быть аккуратнее!»

Решение. Если из раза в раз ты повторяешь человеку одно и то же, но изменений не возникает, вероятно, проблема в том, как именно ты это объясняешь. В одно утро я начала чистить зубы одновременно с Кирой, но прежде чем прополоскать рот, спросила: “Хочешь, я покажу, как плюет настоящий профессионал?” Прицелившись, я аккуратно плюнула в самый центр раковины и сказала: «Давай, ты тоже можешь стать профи!» Она радостно повторила, и все вышло отлично и аккуратно. Теперь после чистки зубов мне нужно лишь сказать: «А теперь - профессионал!». Мы обе смеемся, зеркало чистое, настроение хорошее.

2. Я устала/плохо себя чувствую.

Пример. Днем я забираю из сада младшую, потом иду за старшей, и к подъезду подхожу после полуторачасового непрерывного пешего хода, нагруженная коляской, рюкзаком и пакетами из супермаркета. Кира без умолку болтает, лезет под ноги и виснет на коляске. Обычно я зверела и перед самым заходом в подъезд срывалась на нее. Она рыдала, обед проходил напряженно.

Решение. На подходе к подъезду я говорю: «Малыш, давай ты сейчас помолчишь и быстро поднимешься к квартире, а я втащу коляску, и дома мы продолжим играть в слова. Я немного устала и могу злиться: не на тебя, а на ситуацию». Она спокойно принимает этот маленький тайм-аут, я получаю свои две минуты тишины в момент усталости. Теперь, даже если мое раздражение все же вырывается наружу, Кира сразу спрашивает: «Мама, ты злишься на меня или на ситуацию?» Я отвечаю: «На ситуацию, малыш, извини, с тобой все в порядке».

3. Я злюсь на саму себя.

Пример. Выходной день, дети спокойно играют, я переписываюсь в фейсбуке с заказчиком. Он внезапно, сию минуту, когда у меня нет никакой возможности сесть за компьютер, требует внести правки в текст. Я начинаю злиться на себя: за то, что написала неидеальный текст, за то, что не сумела выстроить с заказчиком отношения так, чтоб он не дергал меня среди выходного дня. Я погружаюсь в саможаление и саморугание. И тут Кира говорит: «Мам, хочу яблоко». И получает в ответ: «Ты же только что ела! Сколько можно! Почему тебе все время нужно меня дергать?»

Решение. Почувствовав, что настроение падает, а рядом дети, я убеждаю себя: моя обида не имеет никакого отношения к детям. Вот прямо проговариваю в голове: «Ты расстроена из-за переписки с заказчиком, тебе обидно, что твой текст не приняли с первого раза, ты злишься, что у тебя нет достаточной уверенности в себе, чтобы сообщить ему, что в данный момент сесть за работу тебе неудобно, ты чувствуешь себя виноватой перед ним и злой на него. Это очень обидно, но дети тут ни при чем». Если мне сложно быстро прийти в себя, я говорю вслух: «Малыш, у меня тут небольшие проблемы по работе, пожалуйста, дай мне 10 минут, и после этого я опять смогу с тобой быть». Говорю это еще даже до того, как дети что-то захотели, чтобы дать им понять, что у мамы напряженный момент. Беру тайм-аут, выпиваю чашку кофе и снова могу быть в строю.

4. Я злюсь на собственные детские воспоминания.

Пример. С тех пор как Кира в пять лет решила отрастить длинные волосы, каждое утро мы скандалили. Я пыталась расчесать эту паклю, она ужасно орала. В конце концов, я выходила из себя, кричала: «Тогда причесывайся сама!» Она начинала плакать. В какой-то момент я решила написать об этом в мамской группе Фейсбука. Я хотела моральной поддержки, мне стало бы легче, если бы все написали, мол, да, меня тоже бесит причесывание! Но нет, почти никто так не написал. И тогда я подумала: видимо, у меня лично есть какая-то проблема с этим. И вспомнила. В детстве у меня была толстая коса до попы. Каждый раз мама так сильно дергала меня за волосы во время причесывания, что я начинала плакать, она кричала на меня, и это продолжалось каждое утро. Причесывание в моем детстве было пыткой. И именно это ощущение я перенесла на свою дочь, воспроизведя эпизод из прошлого.

Решение. Тут все выровнялось само собой. Как только я осознала, в чем корень проблемы, мое отношение к ней изменилось. Я вспомнила себя маленькую, свои ощущения, эмоции, боль и слезы, и вместо раздражения начала ощущать искреннее сочувствие. И к себе маленькой, и к своей дочери. В целом Кира не стала терпеливее, она все так же ноет - как бы бережно я ни старалась распутывать колтуны. Но ее возражения перестали меня раздражать. Теперь я не ору, а, наоборот, пытаюсь шутить, и за разговорами причесывание проходит проще и быстрее.

5. Я злюсь на кого-то из близких.

Пример. Утро, сборы в школу и в сад, младшая размазала по столу кашу, старшая еще в пижаме, хотя через 15 минут нам выходить. Муж накануне до четырех утра смотрел сериалы и теперь никак не может проснуться. Младшая, вся в каше, хочет сидеть только у меня на руках, я беру ее и одновременно пытаюсь причесать старшую, младшая хватает старшую за волосы, та орет, наступает апокалипсис. Я безумно зла на мужа: если бы он мог проснуться и взять на себя одну из девочек, мне было бы легче, но он спит! В итоге я срываюсь на детей.

Решение. Чувствуя, что раздражение возрастает, я, как и в предыдущих ситуациях, быстро определяю, на что же именно я злюсь, и направляю свой гнев на объект, его вызвавший. Детский сумбур с утра - это нормально, и повода ругать детей здесь нет! Зато есть повод обсудить с мужем проблему утренних сборов и поделить обязанности. Если такая ситуация повторяется из раза в раз, он спокойно спит, пока жена в панике с орущими детьми мечется по квартире, возможно, проблема во взаимоотношениях с мужем, а дети тут опять же ни при чем.

Польза подобного анализа ситуации еще и в том, что не только взрослый учится лучше понимать себя и свои эмоции, находить проблемные места. Дети, глядя на реакцию родителей, тоже начинают прислушиваться к себе. Вечером на днях девочки играли в детской, вдруг крик, шум, рев: младшая схватила игрушки старшей, старшая их отобрала и зло накричала. Я уже хотела идти на помощь, но вдруг слышу, Кира говорит сестре: «Лида, извини меня, пожалуйста, за то, что я на тебя накричала. Я тебя люблю, но я очень зла, что ты сломала мой домик для пони. Мне неприятно и обидно».

Я в соседней комнате - натурально - расплакалась от гордости и умиления.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.

Причины раздражительности

Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.

  1. Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
  • длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
  • неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
  • раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
  • начало патологических процессов органов нервной системы;
  • болезни сердечно – сосудистой системы;
  • длительный период прорезывания первых зубов;
  • требование от ребёнка того, что ему не под силу;
  • постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
  1. Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
  • тотальный контроль;
  • завышенные требования.

Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.

  1. Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
  • напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
  • неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
  • завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
  1. Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
  • гормональные изменения в организме;
  • проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
  • неуверенность в своих силах.

Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:

  1. Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
  2. Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
  3. Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
  4. Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
  5. Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.

К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.

Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.

Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.

Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.

Признаки

  1. Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
  2. Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
  3. Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
  4. Возможно появление нервного тика , бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом .

Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.

Ребёнок стал нервным, что делать

  1. Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
  2. Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
  3. Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера , то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
  4. Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
  5. Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
  6. Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
  7. Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
  8. Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
  9. Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.

Профилактика

Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.

Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:

  1. Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
  2. Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть , что его понимают и поддерживают.
  3. Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
  4. Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.

Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!