Женский журнал Ladyblue

Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов. Симашенков П.Д

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений белорусов, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации обновление понятия «патриотизм» возможно только на основе общефилософских и психолого-педагогических положений, в условиях демократизации и деполитизации педагогической науки и в целом системы образования. Кроме того, приоритет интересов и устремлений личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо должен найти отражение и в содержании понятия «патриотизм».

Современные проблемы героико-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские умы через СМИ часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.

Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта - хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Одновременно СМИ являются и зеркалом проблем нашей действительности. Патриотические имена-доминанты в газетах, журналах, на радио и телевидении - это, во-первых, лидеры государства, что обоснованно. Вторая доминанта - представители национально-патриотического спектра. Третьей сопоставимой доминанты, по-видимому, нет.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое - поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе - критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии XXI века оказалась в центре острых дискуссий. СМИ неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом РФ кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передача, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Эффективным способом борьбы с фальсификациями истории видится формирование объективированной источниковой базы для журналистов, историков, всех исследователей; обеспечение широкой доступности такой базы, дальнейшее раскрытие и активное использование в публикациях архивных и музейных материалов.

Что же могут сделать СМИ для укрепления патриотического сознания россиян? Необходимо проведение системных информационных циклов по:

- «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной Росси и их персонажей;

Поиску и продвижению героев современных будней;

Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого - широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Война не привлекает, а скорее отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Хочется верить, что СМИ смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.

Газета Министерства обороны Республики Беларусь «Белорусская военная газета. «Во славу Родины» была основана 22 июня 1921 года. Именно в этот день вышел первый номер «Красноармейской правды» - органа Реввоенсовета Западного фронта. Западный фронт впоследствии был преобразован в Западный военный округ, а затем - в Белорусский военный округ. Соответственно менялся и подзаголовок газеты.

Выходя в Смоленске, «Красноармейская правда» поддерживала тесные связи с местными литераторами. В 1925 году в ней было напечатано стихотворение Михаила Исаковского «У нас в деревне». В 1926-1927 гг. здесь начинает печататься Александр Твардовский. Активно сотрудничал с редакцией служивший тогда в одной из воинских частей Кондрат Крапива - впоследствии видный белорусский писатель.

После завершения освободительного похода Красной Армии в Западную Белоруссию «Красноармейская правда» в сентябре 1939 г. была передислоцирована из Смоленска в Минск.

22 июня 1941 г. был выпущен экстренный номер «Красноармейской правды», известивший о вероломном нападении фашистов на СССР. 24 июня, после массированного налета вражеской авиации на Минск, редакция перешла в спецпоезд. Через несколько дней он попал под бомбежку и сгорел. Лишившись полиграфической базы, газета не прекратила выход - она печаталась в Могилеве и Смоленске, на станции Касня под Вязьмой. Только 29 июля редакция получила новый поезд.

В 1942-1943 гг. «Красноармейская правда», кроме русского, выходила на узбекском, туркменском, таджикском и казахском языках. Здесь работали известные советские писатели Александр Твардовский, Алексей Сурков, Вадим Кожевников, Евгений Воробьев, Михась Лыньков, художник Орест Верейский. С 1942 года и до конца войны на страницах газеты «прописался» Василий Теркин - главный герой одноименной поэмы Александра Твардовского.

В составе Западного, а с апреля 1944 года 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда» дошла до Кенигсберга. А в конце 1947 г. газета стала выходить под новым названием - «Во славу Родины». В это время военные журналисты нацеливали войска округа на восстановление военной инфраструктуры. Особое внимание уделяется изучению и обобщению фронтового опыта, популяризации имен героев. Именно сотрудники редакции первыми рассказали о мужестве и отваге П.Гаврилова, С.Матевосяна, Пети Клыпы и других защитниках Брестской крепости.

В послевоенный период наша армия стремительно перевооружается. «Во славу Родины» шагает в ногу со временем, ищет и находит действенные формы пропаганды передового опыта, рождающегося в войсках.

Памятным событием для редакционного коллектива стало вручение ей Боевого Красного Знамени и награждение газеты орденом Красной Звезды (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.).

Особая страница в биографии газеты - это участие военных журналистов в маневрах и учениях, проходивших на территории Белорусского военного округа: «Днепр», «Неман», «Двина», «Березина», «Запад-81» и др.

Развал Союза Советских Социалистических Республик повлиял и на дальнейшую судьбу газеты.

1991-й - год политических реформ. Сначала в августе ГКЧП взбудоражил всю Москву, а затем президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев лишился власти, в декабре того же года Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали Беловежские соглашения, которое поставило жирную черту в прошлой жизни великой страны под названием СССР. Беларусь вскоре объявила о своей независимости и стала суверенным государством, а окружная газета «Во славу Родины» стала центральным печатным органом Министерства обороны Республики Беларусь. Пришлось делать свой выбор и военным журналистам. Несколько офицеров, россиян и украинцев, не желая больше служить, написали рапорты на увольнение, другие, в большинстве своем белорусы, вернулись домой переводом, благо, что управление кадров Министерства обороны Республики Беларуси делало для этого все возможное. За короткое время коллектив редакции военной газеты поменялся больше чем наполовину. У подполковника Пинчука не было особых сомнений по поводу того, что делать дальше. В трудный момент он в числе других решил поддержать своего редактора полковника Григория Васильевича Соколовского - боевого побратима, в прошлом редактора газеты 103-й и 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Годы становления белорусской армии - это, без сомнения, и время качественных изменений в облике и содержании газеты «Во славу Родины». Летом 1994 года в связи с полной изношенностью полиграфической базы было принято решение о закупке компьютерной техники и обучении технического персонала навыкам набора и верстки. Год спустя, 1 июля 1995 года, газета «Во славу Родины» перешла на офсетный способ печати. Все заботы по техническому перевооружению редакции целиком легли на плечи заместителя главного редактора полковника Валерия Пинчука, назначенного на эту должность в апреле 1994 года. Газета изменилась до неузнаваемости: ушла в прошлое окружная проблематика, на первый план вышли новые темы: строительство национальных Вооруженных Сил, поддержание высокого уровня боеготовности в войсках и укрепление национальной безопасности страны, дисциплина и правопорядок, военное образование, социальная защита военнослужащих их семей и военных пенсионеров, военно-патриотическое воспитание молодежи. О трудностях, выпавших на долю белорусских военных, военные журналисты знали не понаслышке. Они первыми рассказали читателям о том, как из республики было выведено ядерное оружие, как на американские деньги пустили под нож «лишние» танки и самолеты, как под нажимом Запада расформировали легендарную 103-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию…

Какое же нужно было иметь мужество, чтобы говорить обо всем, не обходя острых проблем, а тем и не боясь навлечь на себя гнев начальства. В ноябре 1999 года после увольнения в запас полковника Григория Соколовского газету Министерства обороны Республики Беларусь «Во славу Родины» возглавил полковник Валерий Пинчук. К этому времени в редакции сложился крепкий, работоспособный коллектив, основу которого составили выпускники ЛВВПУ и редакторского отделения ВПА имени В. И. Ленина: полковники Артур Илькив и Геннадий Солдатов, подполковники Сергей Петров, Григорий Солонец, офицеры Александр Макаров, Владимир Куц, Александр Логинов и Игорь Кандраль…

Военные журналисты в буквальном смысле этого слова исходили пешком все полигоны и стрельбища, вместе с пехотой ходили в учебные атаки, с десантниками прыгали с парашютом, а с саперами занимались разминированием…

И все это делалось ради нескольких строчек, ради читателей.

Благодаря многочисленным публикациям в военном издании прекратились посягательства отдельных чиновников на пенсии отставников, значительно улучшилось обеспечение жильем бывших военнослужащих. После оснащения «Во славу Родины» самой современной компьютерной техникой и создания своего сайта изменились и возможности газеты. С учетом перспективных направлений развития информационных систем с 2004 года в белорусской армии была начата разработка мобильных технических средств, позволяющих вести информационную работу с использованием глобальной сети Интернет и спутниковых каналов передачи информации. В рамках госпрограммы вооружения в войска стали поступать современные цифровая фотоаппаратура и мультимедийное оборудование. Создан и взят на вооружение подвижной информационный центр на отечественной базе, способный принимать и передавать информацию с использованием сети интернет, тиражировать полиграфическую продукцию, монтировать видеоматериалы, принимать и передавать информационные материалы, обеспечивать видео и радиообслуживание военнослужащих в полевых условиях. С использованием этого центра через сайт Министерства обороны осуществлялось информирование военнослужащих белорусской группировки ВВС и войск ПВО, ежегодно принимающих участие в учениях на российском полигоне Ашулук. Полиграфическая база центра обеспечивала тиражирование на полигоне и «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» (так она стала именоваться с 2005 года), и газеты «Красная звезда» на 12 часов раньше, чем они выходили в Беларуси и России. Все это не только облегчило работу военных журналистов и позволило повысить оперативность публикуемых материалов, но и значительно увеличило интерес к военному изданию. Достаточно сказать, что после перехода газеты «Во славу Родины» в 2005 году на цветную печать тираж достиг более 30 тысяч экземпляров.

Жизнь в коллективе вырабатывает, по существу, новые формы поведения, новую этику. Для легендарного коллектива белорусской военной газеты главным принципом являлись высочайшая журналистская этика, творческая дисциплина, постоянный профессиональный рост, порядочность во взаимоотношениях, уважение к читателям. В военной газете никогда не было людей случайных. А если кто и появлялся из таковых, то недолго. Здесь мог выжить только настоящий журналист - и сердцем, и силой убеждения, и преданностью общему делу.

В военную журналистику многие пришли разными дорогами. Кто-то окончил знаменитое Львовское высшее военно-политическое училище, некоторые - филфак и журфак БГУ, кто-то вообще с техническим образованием.

Слово во все времена называли великим оружием жизни. Владеть этим оружием - дар Божий. И тот, кому улыбнулась удача быть журналистом по призванию, счастливый человек. Таковых в редакции нынешней «Белорусской военной газеты. Во славу Родины» двадцать три, но это далеко не весь коллектив. Ежедневно, над выпуском очередного номера газеты трудятся и те, кто оттачивает и шлифует литературный язык, корректирует тексты, размещает их на страницах газеты, занят набором, версткой и компьютерным дизайном, кто работает с письмами и занимается рекламой, кто организует и планирует редакционную деятельность.

Конечно, сейчас газета во многом отличается от себя самой начала двадцать первого века. И это не удивительно. Жизнь не стоит на месте, и газета как средство массовой информации обязана идти в ногу со временем, работать для современного читателя, всегда стоять на страже его интересов, быть злободневной, информационно насыщенной, откликаться на необозримое многообразие человеческих отношений. В редакционных стенах газеты Министерства обороны «Во славу Родины» неустанно кипела и кипит творческая работа. Ни дня без строчки - таков девиз военных журналистов. Способствовала неутомимой энергии пишущих прежде всего сама атмосфера редакции. Надо сказать, что солидное, трехэтажное, с большими светлыми окнами, выходящими на улицу Первомайскую (рядом с Центральным детским парком имени Максима Горького в белорусской столице), здание было построено в 1947 году специально для редакции газеты «Во славу Родины». На первом этаже располагалась типография газеты, на третьем - жили военкоры с семьями. А вот на втором этаже находились рабочие кабинеты военных журналистов.

В конце длинного коридора с рядом кабинетов, за дверями которых располагались отделы боевой подготовки, новостей и спорта, культуры и социальных проблем, всегда были открыты двери кабинета главного редактора. В редакционном «предбаннике» толпились посетители. Здесь находились подшивки республиканских средств массовой информации, газеты «Во славу Родины», в каждом номере которой публиковались свежие новости со всего мира. Надо отметить то, что до 1989 года газету «Во славу Родины» нельзя было найти в киосках «Союзпечати» - она рассылалась по ведомственной подписке в части и подразделения Белорусского военного округа и не предназначалась для распространения среди гражданского населения. Но время диктовало свои условия. С 1 апреля 1989 года (а точнее, с 20.717-го номера) «Во славу Родины» поступила в продажу. Газета стала новинкой и открытием для гражданских читателей, потому что была наполнена актуальной информацией и интересными статьями.

Актуальные и интересные статьи в рубрике «По странам и континентам», «Боевая подготовка» сразу же привлекли внимание общественности объективностью и точным анализом. Газету читали все слои населения Беларуси, и писали не только ветераны Великой Отечественной войны, офицеры и солдаты, но и люди самых разных гражданских профессий. Именно на страницах «Во славу Родины» было напечатано самое первое стихотворение известной белорусской поэтессы Валентины Поликаниной. Главный редактор поддерживал талантливую молодежь, пришедшую в редакцию, и ни в коем случае не мешал работать творческому человеку. Чтобы еще больше поднять престиж военной газеты, полковник Григорий Васильевич Соколовский дал путевку в жизнь «литературным пятницам», на которые приглашались известные писатели и поэты, видные деятели искусства и культуры. Затем эти встречи освещались на страницах нашей газеты. В гостях у вославовцев побывали Иван Шамякин и Алесь Савицкий, Игорь Лученок и Эдуард Зарицкий…

Сейчас «Белорусская военная газета. Во славу Родины» - составная часть военного информационного агентства Вооруженных Сил «Ваяр», созданного в результате реорганизации военных СМИ в 2009 году. И сегодня у творческого коллектива немало новых интересных проектов, ориентированных на самого различного читателя. Каждая полоса в газете - это отдельный раздел или рубрика для отдельной аудитории. А за каждой печатной строкой по-прежнему стоят журналисты и их незаменимые помощники: операторы электронного набора и верстки. Любой, большой или малый текст надо набрать на компьютере и распечатать. Дело это, поверьте, нелегкое. Профессионально его выполняют Валентина Николаевна Макейчик, Алина Федоровна Фролова и Елизавета Владимировна Степаненко. Не менее ответственная работа и у сотрудников отдела компьютерного дизайна и верстки. Наталья Петровна Щербакова, Людмила Петровна Герасимович, Татьяна Геннадьевна Стороженко, Татьяна Александровна Гайдарь, Ирина Тадеушевна Яскевич, Марина Александровна Гудкова, Мария Александровна Журович - все эти очаровательные женщины превращают слова и мысли журналистов… в аккуратные газетные полосы. Затем начинается этап работы Юлии Борисовны Птичкиной, которая отвечает за доставку адресатам массы накладных, ведомостей, писем… И она же рано утром, к началу рабочего дня, привозит свежие номера газеты в агентство. Для журналистов агентства каждый рабочий день является праздником. Потому что и военные, и журналисты без погон служат одному делу - донести достоверную информацию до различных категорий читателей, оставаться на передовых рубежах обеспечения национальной безопасности государства - там, где идет борьба за души и сердца людей. Журналисты наших дней верят в то, что страстное печатное слово способно разбудить инициативу и энтузиазм. Экскурсия по «Ваяру» Творческая основа Настоящая работа агентства началась с переезда из здания на Фрунзе, 19 в новый дом на Богдановича, 29. Кстати, именно на нынешнем месте дислокации «Ваяра» (исторический факт!) размещались перед Великой Отечественной войной и какое-то время после нее редакция и типография газеты «Красноармейская правда». Все возвращается на круги своя! В агентстве 23 журналиста, для которых, созданы все условия для успешной творческой деятельности - просторные светлые кабинеты с удобной мебелью, новейшая техника…

За каждым именем корреспондента - сотни материалов и «именные полосы». Костяк, основа нашей пишущей братии - выпускники Львовского высшего военно-политического ордена Красной Звезды училища подполковники Николай Макаревич, Александр Логинов, Владимир Куц, Александр Макаров, Игорь Кандраль. Их материалы всегда актуальны и порой являют собой образец кропотливой журналистской работы. Они пример для нового поколения военных журналистов. К слову, выпускником этого же училища является нынешний начальник агентства полковник Андрей Шубадеров. За два года существования агентства были присвоены очередные воинские звания 16 военнослужащим. Государственные награды вручены семи военнослужащим, министром обороны поощрены 16 сотрудников агентства. Назначены на вышестоящие должности восемь военнослужащих. Были организованы занятия с курсантами военного факультета в БГУ, обучающимися по специальности «военная журналистика». Ведется учет ветеранов редакции газеты и агентства, которые находятся на заслуженном отдыхе. Руководство агентства поощряет стремление сотрудников «Ваяра» повысить свою квалификацию. Трое уже окончили курсы иностранных языков в Минском государственном лингвистическом университете, еще четверо продолжают там обучение. Трое офицеров окончили различные курсы в Военной академии Республики Беларусь, еще двое - высшие академические курсы в этом военном вузе. Офицеры агентства ездят в командировки не только по Беларуси. География «путешествий» достаточно разнообразна: Россия, Украина, Китай, Германия, Венесуэла, Катар… - в зарубежных странах побывали 35 наших сотрудников. Молодежь, которая приходит в агентство, «оттачивает перья» долго, на протяжении нескольких лет. Этот процесс нельзя ускорить: чтобы хорошо писать, надо уметь хорошо думать, мыслить. Надо обладать определенной эрудицией. Надо, в конце концов, хотя бы ориентироваться в специфике профессии военного журналиста. Но все эти качества начинающий «корр.» приобретает только вместе с жизненным опытом. А его не купишь ни за какие деньги…

У каждого коллектива или организации - своя история. Летопись военного информационного агентства «Ваяр» во многом пишет «Белорусская военная газета». С армейской газетой военнослужащие Вооруженных Сил, пенсионеры и наши гражданские почитатели «встречаются» каждый день. Но даже сегодня, наверное, не все представляют, что коллектив агентства работает не только над выпуском ежедневного печатного издания и ее электронной версии. В круге забот - еще несколько сайтов, в том числе и сайт Министерства обороны, проекты «Виртуальный военкомат», «Детям об армии», турниры «Штурмовик «Ил-2» и «Мир танков» и другие информационные задачи.

В 2011 году агентство «Ваяр» вышло на новый, качественный уровень. 10 самых важных событий, которые стали определяющими для коллектива агентства, будут в будущем основой для других свершений.

1. Белорусская военная газета «Во Славу Родины», вошла в мировой электронный инфокиоск прессы. И теперь свои читатели газеты есть в Бельгии, Швеции, США, Канаде, Афганистане, а так же еще в ряде других стран.

2. В прошлом году впервые была размещена подписка в сети Интернет на «Белорусскую военную газету» через приложение Press Reader для Android.

3. Никогда ранее на белорусском ТВ не было рекламные роликов газеты, которые сегодня можно увидеть еще и в сети Интернет.

4. Вышли в свет первые номера специального проекта агентства - журнал «ВПК».

5. Впервые в реальных полевых условиях на полигонах российской Федерации Ашулук и Гороховецкий испытание прошли подвижные информационные и радиотелевизионные центры.

6. Было выпущено около десятка наименований рекламной армейской сувенирной продукции, в том числе и для участников СОУ «Щит Союза- 2011».

7. Помимо всего этого, коллектив агентства занимается написанием, вычиткой, а так же подготовкой к печати книг по истории структурных подразделений Генерального штаба и Министерства обороны Республики Беларусь.

8. Военное информационное агентство начало размещать статьи журналистов в крупнейших социальных сетях - «Твиттере», «В контакте», «Фэйсбуке», «Одноклассниках» и других.

9. Создана концепция военной FM-радиостанции. Сейчас идет наработка ее информационной и материальной базы.

10. Практически создан военный информационный портал Министерства обороны, который, как мы планируем, начнет работу летом 2012 года.

А как можно забыть, такое значимое для всех журналистов агентства события, как празднование 90-летия «Белорусской военной газеты» и признание Министерством информации Республики Беларусь агентства «Ваяр» лучшим творческим проектом года. Самое главное, что за непродолжительное время своего существования был налажен тесный контакт с читатели.

Организаторами этого без преувеличения весомого мероприятия, участие в котором приняли кураторы молодежной политики федерального уровня, представители краевой законодательной и исполнительной власти, первые лица всех муниципальных образований края и молодежь, выступили Законодательное собрание края и администрация региона. Солидный масштаб и непривычно серьезный подход, включающий в том числе внимание к историческому, философскому и духовному аспектам патриотизма, вывели решение проблемы воспитания молодежи на уровень государственной задачи. При этом Москва признает: Кубань в сфере молодежной политики идет с опережением, поддерживая имидж сильного региона-новатора.

О серьезных задачах относительно естественного чувства

О необходимости возрождения традиций патриотизма в стране и регионе говорить в очередной раз смысла нет: все очевидно. Иное дело — как это сделать, учитывая, что стараниями «реформаторов» долгое время патриотизм вымывался из сознания людей, особенно молодежи, как нечто архаичное и вредное новой российской государственности.

— Проблема усугубляется восприятием молодежной политики как ресурса для обеспечения досугом, — считает руководитель департамента молодежной политики края Сергей Килин. — Задача серьезная, надо в первую очередь в корне менять отношение и подход. Эта научно-практическая конференция — манифест необходимости серьезных изменений.

— Мы затрагиваем, с одной стороны, понятную для всех, а с другой стороны — очень сложную тему, — продолжила вице-губернатор Анна Минькова, поприветствовав собравшихся от имени губернатора края Вениамина Кондратьева. — Хочется, чтобы у нас прошло не просто формальное мероприятие — их можно провести десятки, толку не будет. А чтобы мы действительно нашли новые пути и новые подходы, как нам достучаться до умов наших детей, подростков. Система школьного образования, вузы, семьи должны иметь ориентиры.

Виктор Чернявский, заместитель председателя ЗСК, председатель комитета по вопросам образования, науки и делам семьи, приветствовал аудиторию от лица депутатов Краснодарского края:

— Патриотизм — это больше, чем просто любовь к Родине, верность, осознание себя частью целого. Само понятие предполагает довольно широкий круг понятий: здоровый образ жизни, высоконравственный труд, честность, порядочность, уважение к истории, культуре, традициям, старшему поколению. На федеральном и краевом уровне сегодня принята концепция патриотического воспитания, в крае работают закон о патриотическом и духовно-нравственном воспитании, ряд целевых государственных программ. Каждый должен осознавать себя не частью какого-то механизма, а центром этой работы, которая должна делать каждого из нас сильнее. Я бы особо выделил в этой большой работе сообщество историков и всех тех, кто любит, ценит и уважает историю.

ЗСК поддержало проект общества «Знание», которое пошло в студенческие аудитории, трудовые коллективы с разъяснением понимания государственного подхода к вопросам внешней политики. На Кубани есть активные общественные организации и просветительские структуры, активно начало работу Военно-историческое общество, думаю, большой потенциал у исторического общества, которое создается на базе истфака КубГУ. Возможно, в этой работе пока не хватает координации действий. И об этом мы тоже должны сегодня подумать. Депутаты Законодательного собрания готовы в этом участвовать и поддерживать.

Курс меняют новые рулевые
Сергей Чуев, замглавы Росмолодежи, отметил, что уже прошли те времена, когда слово «патриот» звучало как ругательство. Многое еще изменится: по поручению президента со следующего года администрирование новой программы патриотического воспитания граждан страны передано Федеральному агентству по делам молодежи. Будут изменены некоторые подходы.

— Сейчас меняются медиа, способы коммуникации, технологии. Наши действия должны отвечать требованиям времени и задачам государства. Патриотизм не может постоянно смотреть в прошлое: он должен стать настоящим, нацеленным в будущее. В целом же идеей должны быть пронизаны все мероприятия и события в стране.

Впервые многие из собравшихся на конференции услышали о философском аспекте гражданственности и трансформации чувства патриотизма от времен античности до русской философии Серебряного века — об этом рассказал доктор философских наук профессор заведующий кафедрой философии ФИСМО КубГУ Павел Бойко. Стал несколько неожиданным и нравственный аспект: патриотизм исконно считается одним из основных составляющих духовности, и духовно-нравственное развитие личности невозможно без готовности к самопожертвованию ради Отечества. Руководитель отдела по делам молодежи Екатеринодарской и Кубанской епархии иерей Дмитрий Руднев, передав благословение главы Кубанской епархии митрополита Исидора, рассказал о том, как православие и церковь принимали и принимают участие в воспитании любви к Родине. Подобные подходы к задаче воспитания патриотизма применены на Кубани впервые — зал на Красной, 5, где проходила конференция, был полон, большой процент участников составляло молодое поколение, и информация была воспринята позитивно и с интересом — это уже изменения в структурах на местном уровне приносят плоды.

Некоторые факты, которые необходимо знать всем
Председатель попечительского совета Краснодарского регионального отделения Российского военно-исторического общества генерал-лейтенант Константин Пуликовский напомнил собравшимся: мы не должны забывать, чему нас научила вторая мировая война.

— Фальсификаторы истории стремятся внедрить в сознание человечества мысль, что именно Запад — спаситель стран и народов. А Россия — наследник агрессивной, тоталитарной советской империи. Проходит целенаправленная кампания по пересмотру итогов второй мировой войны. Старательно замалчивается факт, что значительное число европейских стран участвовало в войне на стороне нацистской Германии — Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Финляндия, Норвегия, Хорватия, Австрия, Испания, Дания. Мы об этом почему-то не говорим.

Есть организации, работа ведется. Но одна из структур занимается не организацией, а непосредственно проводит военно-техническое, военно-спортивное воспитание и военно-патриотическую работу. Это ДОСААФ. Давайте обратим на нее внимание.

Выступление легендарного военного летчика генерал-майора Анатолия Максимова прерывалось аплодисментами зала после слов о гордости за Россию, взявшую на себя ответственную миссию по борьбе с терроризмом в Сирии. Ветеран подчеркнул, что для патриотического воспитания молодежи надо создать систему. Ее, к сожалению, нет ни в стране, ни в крае.

Недетские вопросы молодых
В завершение первой части конференции — пленарного заседания — молодежь получила возможность задать вопросы. Вот некоторые из них:

Сергею Килину:

— Вы часто говорите о теме патриотизма и псевдопатриотизма. В чем конкретно вы видите псевдопатриотизм?

— Например, в материальном воплощении патриотизма. Еще Пушкин писал: есть люди, которые, не зная истории своей Отчизны, бегают в красных рубахах и кушают борщ, подчеркивая любовь к Родине. Конечно, патриотизм не в этом.

Виктору Чернявскому:

— Какова, на ваш взгляд, перспектива создания единого учебника истории и его роль в патриотическом воспитании?

— Инициатива по созданию единого учебника принадлежит Президенту Российской Федерации. Он поручил проработку концепции не госструктурам, а историческому сообществу. Это большая работа. Я советую всем посмотреть интересную передачу студии Законодательного собрания края «Красная, 3». Программа называется «Право имею», историки обсуждали эту проблему. Правильное направление, я его всецело поддерживаю.

Анне Миньковой:

— Много сказано о важности патриотического воспитания. Но как вы считаете, общество в целом готово изменить себя?

— Думаю, зал сегодня сам ответил на этот вопрос той реакцией, которая последовала за выступлением наших ветеранов. Обратила внимание: мы все больше склоняемся к патриотизму в плане защиты Родины. Это абсолютная истина, так и должно быть. Но надо подумать и о повседневном патриотизме — о том, чем мы живем и что делаем для своей страны каждый день. Нам еще предстоит пройти этот путь.

Любовь к Отчизне… по закону?
Отдельное обсуждение получил вопрос целесообразности закона о духовно-нравственном и патриотическом воспитании на уровне Федерации — в регионе он существует. Сергей Чуев уверен, что вместо закона может работать полновесная государственная программа патриотического воспитания. Она прописывает векторы, основные мероприятия, подход. Закон же, если он даже будет принят, никого не сможет обязать любить Родину. Требуется более системная работа, комплексный подход, включающий не только нормативно-правовые документы, но прежде всего общую концепцию.

Виктор Чернявский согласился, что комплекс мер невозможно обозначить только законом. Но привел пример: у нас в крае впервые в России был принят «детский» закон. Он не сводится к тому, что в 22 часа надо выйти на улицу и задержать несовершеннолетнего. Этот закон рассматривается как призыв и настойчивая рекомендация родителям и подчеркивает их ответственность. И на этот опыт все чаще и чаще смотрят и другие регионы страны.

Сергей Чуев полностью согласился с необходимостью принятия на федеральном уровне закона о молодежной политике — такой тоже работает в Краснодарском крае. Он отметил, что сейчас, пока его нет, особенно актуальна и заслуживает поддержки инициатива депутатов края о внесении изменений в Федеральный закон № 9 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» — проект недавно прошел госэкспертизу.

В перерыве между пленарным заседанием и работой секций удалось задать вопрос Сергею Чуеву относительно не только законодательной, но и общей работы с молодежью в крае: как Кубань в этом плане смотрится на уровне страны?

— Кубань традиционно смотрится хорошо. Большой, богатый регион. Есть инфраструктура и патриотического воспитания, и молодежной политики. Здесь есть с кем работать. Активность региона, его достаток, интеллектуальный потенциал определяют успех.

— Можно сказать, что наше тяготение к традициям, фундаментальным ценностям заметно и в отношении воспитания молодежи?

— Я как историк уверен, что тяготение к традициям обеспечивает преемственность. Очередное подтверждение: на Кубани сохранилась инфраструктура молодежной политики. Здесь есть подведомственные учреждения, несколько сотен человек, которые работают в этой сфере, муниципальные отделы и программы, общественные организации — то, что не дает сфере исчезнуть. В некоторых регионах молодежной политикой занимаются считанные единицы. В какой-то момент там кто-то решил, что молодежная политика — это неважно. Но выяснено: на неухоженной почве растут только сорняки.

Ответы на вопрос «Как?»

Работа по тематическим секциям позволила подробно и максимально практично рассмотреть более конкретные вопросы патриотического воспитания.

На секции, которую возглавил Виктор Чернявский, обсуждался вопрос сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне. Даны предельно конкретные ответы на вопрос, как это сделать.

Участникам обсуждения был показан фильм кинорежиссера-документалиста Валерия Тимощенко «Чистая Победа. Битва за Новороссийск». Невозможно в одной публикации отразить полное содержание работы, а она этого заслуживает. Скажем коротко: это действительно достойный фильм. Владимир Рунов, декан факультета телерадиовещания, театральных и изобразительных искусств Краснодарского института культуры, как эксперт и ведущий секции отметил, что события фильма воспринимаются так, будто зрители являются их участниками. И это действительно так.

— Мы всегда побеждаем на полях сражений, а потом проигрываем на телевизионных экранах. И это очень грустно, — сказал Валерий Тимощенко. — Ситуацию надо менять — идет информационная война, самая подлая и самая серьезная. Эта война должна стать народной — в ней пора участвовать не только специалистам, но и всем. Перед нами, телевизионщиками, стоит большая задача: люди больше смотрят, чем читают. Мы уже сделали серию фильмов «Чистая Победа»: Новороссийск, Севастополь, война в горах, воздушное сражение на Кубани. Природа победы — она всегда одна и та же. Нам надо вернуть ощущение победы: если в душе ее нет, бесполезно сражаться.

Андрей Зайцев, член экспертно-консультативного совета при комитете ЗСК по вопросам образования, науки и делам семьи, председатель правления общества «Знание», профессор кафедры истории России ФИСМО КубГУ, доктор исторических наук, рассказал о двух книгах — Владимира Мединского «Война. Мифы СССР. 1939-1945» и генерала Александра Пыльцына «Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина».

Надо сказать, что общество «Знание» проводит школу молодого патриота — ее участники также принимали участие в работе конференции.

Евгений Виноградов, председатель комитета молодых депутатов края по вопросам культуры, политики, социальной защиты населения и взаимодействия с общественными объединениями, депутат из Лабинского района, подробно остановился на книге Мединского «Война». Один только развенчанный миф о том, что, «если бы проиграли войну, ели бы баварские колбаски и пили бы немецкое пиво», чего стоит: в расовой теории нацистской Германии для славян отводилась роль рабов.

Светлана Минц, доктор исторических наук, профессор, также отметила необходимость контрпропаганды. В том числе за границей. Казачий генерал Герой труда Кубани кандидат исторических наук Владимир Громов рассказал о том, что «Война» Мединского была последней книгой, которую читал Николай Игнатович Кондратенко — он положительно отозвался о ней.

Обсуждались также вопросы наименования улиц (память о многих достойных людях не увековечена — будет подготовлено письмо от ЗСК с рекомендациями), о сохранении памятников (муниципалитеты услышали конкретные вопросы), о возможности просмотра фильмов Валерия Тимощенко в школах и включении книги «Война» в школьную программу.

Сергей Килин отметил возможности каждого изменять информационную среду в соцсетях.

Виктор Чернявский закончил заседание секции, приведя конкретный пример работы в Славянском районе по созданию электронной Книги памяти:

— Можно говорить об этих вещах. Можно призывать. А нужно делать. Давайте каждый день быть патриотами. Благодарю Сергея Килина, всех участников секции. Патриотизм не надо забалтывать. Но о нем надо говорить. Прошедшая конференция — старт большой работы.

Говорят участники конференции
Виктория ГАРКУША, член молодежного парламента Краснодара, председатель комитета по вопросам гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания:

— Вопросы патриотизма сегодня актуальны как никогда. Они важны всегда, но в этом году мы уделяем им больше внимания — в том числе в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы. При этом правда истории, знание как героических, так и темных страниц вовсе не мешает быть патриотом. Если в сознании молодых людей будет представление о том, как можно изменить ситуацию, и стремление это сделать, то патриотизм станет основным движущим фактором. Мало любить — надо понять, что ты можешь сделать, чтобы стало лучше, и как.

Сергей ПАЛАГИН, Герой России, помощник атамана Екатеринодарского районного казачьего общества по работе с молодежью и призыву, заместитель председателя ассоциации Героев Краснодарского края:

— У нас очень большая история — и всё, в том числе патриотизм, естественно, передается на генетическом уровне. От поколения к поколению. Заметьте: в какое бы время какой бы противник ни приходил на Русь, он или исчезал, или растворялся в Руси, или погибал вместе со своей цивилизацией. Сейчас это все переходит на новый уровень. У каждого времени есть свои герои, которые повторяют подвиги дедов, прадедов, перенося из поколения в поколение ощущение справедливой победы. И если сейчас не вернуться к этой памяти, мы можем потерять поколения молодых людей и Россию. Конференция — это передача той информации, на базе которой и строится преемственность поколений. Преемственность, осознание своего «я» в том образе, облике, том историческом поколении, которое было, и того, что это «я» сделает на пользу, во имя будущего страны и народа.

Юлия БЕЛЯКОВА, юнармеец почетного караула Краснодара:

— Я год как в почетном карауле и могу сказать, что патриотические акции в нашем городе находят отклик у людей. Никто никогда ни разу не отказался от георгиевской ленточки, не проявил равнодушия. Горжусь своей страной и планирую поступление в военный вуз.

Наталья Кулакова Фото: Савва Юдин

  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 154
Диссертация добавить в корзину 500p

ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ. С.17.

§ 1.2. Сущность и исторически сложившиеся формы развития патриотического воспитания. С.ЗЗ.

ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПРЕДПОСЫЛКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РОЛИ ПРЕССЫ. С.56.

§ 2.1. Доминирующая роль информации в современном обществе. С.56.

§ 2.2. Информационное воздействие: приемы реализации воспитательной функции печати. С.76.

ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ: АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. С.99.

§ 3.1. Система военной печати как хранитель патриотических традиций. С.99.

§ 3.2. Анализ осуществления пропаганды патриотизма в федеральной прессе России. С.118. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С.137. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. С.142. ПРИЛОЖЕНИЯ. С.151.

ВВЕДЕНИЕ.

В конце XX века перед Россией со всей остротой встала проблема поиска собственного пути развития социально-политических и экономических отношений, отвечающих интересам всех народов и социальных групп Российской Федерации. Речь, прежде всего, идет не столько о задачах технико-технологического характера, сколько о социальной составляющей - уровне и качестве жизни населения.

Решение последней проблемы все более представляется не в русле слепого копирования западного опыта, а в его соединении с национальными традициями, социально-психологическими особенностями российского народа.

Сегодня перед российским обществом встала задача модернизации всей системы общественных отношений без нанесения при этом ущерба традиционной системе ценностей среди которых серьезной опасности подвергается такая тонкая духовная материя как патриотизм. Его разрушение может произойти и в результате внешнего враждебного или невраждебного влияния, и на основе ложного стыда за свое «отсталое» Отечество, и вследствие отсутствия соответствующей системы гражданского воспитания поколений, низкой политической культуры общества.

Патриотизм же, в свою очередь, может выступать в качестве компенсатора трудностей переходного периода и стимулятора активной позиции населения в проведении подлинно демократических реформ.

Несомненно, что патриотизм в значительной степени формируется на базе внешних восприятий, примеров, разнообразной информации, и поэтому роль такой всеохватывающей сферы как информационная трудно переоценить.

Если говорить о готовности Российской Федерации к вступлению в информационные отношения, диктуемые постиндустриальным обществом, можно отметить низкую культуру и узкую область их применения, повлекшие за собой негативные последствия.

Характерный пример этого - первая чеченская компания, в полной мере отразившая безграмотность действий государства на информационном поле, при работе с информацией. Сами военнослужащие обращают внимание на то, что «армия вне всякого сомнения добилась бы своей цели, если бы ей не «стреляли в спину» - если бы в обществе силами СМИ против нее не была развязана настоящая информационная война»1. Неуклюжие действия на информационном поле, «попытки перекрыть все каналы информации о действиях российских войск, непонимание новых реалий давали мощнейшие козыри пропаганде руководителей бандформирований, стараниями которых головорезы и работорговцы стали восприниматься в российском обществе чуть ли не этакими робин гудами, борющимися за свободу, а солдаты нашей армии, наоборот, душителями»2.

Также реалии первой чеченской кампании показывают и неготовность государства к обеспечению информационной безопасности: «можно ли было вообще воевать, когда любая, даже самая секретная информация (!) о планах федеральных войск тут же становилась достоянием гласности»

Исходя из вышесказанного, можно определить, что у нашего государства существует ряд проблем в области информационной безопасности, функционирования российской прессы как одного из доминирующих информационных каналов в новых отношениях информацион

1 См.: ЧачухИ. Информационный удар добывает победу в современной войне. // Ориентир, - 2000, -№2.

3 Там же. ного общества, в том числе по созданию единой государственной национальной идеи и внесению ее в массы. Базой такой идеи может стать присущий гражданам России патриотизм.

Для более четкой оценки значимости, определения сущности и возможного разрешения ряда подобных проблем целесообразно проведение соответствующего исследования.

Рекомендованный список диссертаций

  • Деятельность органов советской военной периодической печати по патриотическому воспитанию военнослужащих в 1967-1991 гг.: историческое исследование 2012 год, кандидат исторических наук Мальцев, Руслан Викторович

  • Печать в борьбе за общественное мнение в России в 1900-1930-х годах: традиции и особенности исторической эволюции: на примере центральных и региональных газет 2012 год, кандидат исторических наук Толчинская, Татьяна Ильинична

  • Пресса в информационно-пропагандистском обеспечении военных кампаний на юге России во второй половине XIX века 2010 год, кандидат исторических наук Веприцкая, Лариса Васильевна

  • Механизмы формирования патриотического сознания населения в 1930-е гг.: На материалах РСФСР 2004 год, кандидат исторических наук Родионова, Ирина Витальевна

  • Центральная периодическая печать СССР в годы Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 гг. 2002 год, доктор исторических наук Широкорад, Ирина Ивановна

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

  • Патриотическое воспитание военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в 1992-2000 гг. 2004 год, кандидат исторических наук Азарова, Анастасия Витальевна

  • Патриотическое воспитание как ведущее направление государственной молодежной политики 2007 год, кандидат политических наук Хаустов, Виктор Михайлович

  • Журналистика в информационных войнах: Исторические истоки и современные тенденции 2003 год, доктор филологических наук Волковский, Николай Лукьянович

  • Деятельность школы, молодежных организаций, печати по патриотическому воспитанию школьников в 1945 - 1953 гг.: на материалах Куйбышевской (Самарской) и Ульяновской областей 2010 год, кандидат исторических наук Колыванов, Александр Валерьевич

  • Печать - боевой помощник партии в мобилизации трудящихся на борьбу с фашизмом (1941-1945 гг.) (на материалах Карелии, Архангельской и Вологодской областей) 1984 год, кандидат исторических наук Копцев, Алексей Николаевич

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Некрасов, Петр Феликсович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование дает возможность сделать следующие выводы

Во-первых, чувство патриотизма исторически присуще гражданам России, о чем говорят и примеры героизма, и традиции беззаветной службы Родине, и длительная история развития патриотического воспитания. Это приводит к выводу о том, что патриотизм укоренился в менталитете граждан России, что позволяет путем реализации патриотического воспитания, развития патриотизма, воспитывать законопослушных граждан, развивать гражданское самосознание.

Во-вторых, сложившаяся сегодня в мире ситуация, политический контекст любой современной акции, в том числе и патриотического воспитания, характеризуется процессом глобализации международных отношений, зарождением мирового информационного поля, переходом ведения политических конфликтов в информационную сферу, повышением опасностей на информационном поле и попытками создания базы урегулирования международных информационных отношений. Все это позволяет говорить о переходе к так называемому постиндустриальному обществу, эре общества информационного.

В-третьих, в ситуации глобального развития инфосферы в информационном обществе роль средств массовой информации, и в частности прессы, приобретает качественно новое значение. При взаимодействии с мировой информацией, государство нуждается в профессиональной печати, обладающей специальными навыками, и находящейся на позициях патриотичности по отношению к Отечеству.

В-четвертых, в контексте повышения роли информации в жизни общества, у прессы появляется возможность наиболее полной самореализации, как «четвертой власти», пресса становится одним из доминирующих инструментов воспитания аудитории, общества. В России это положение подкрепляется большим количеством - более чем 14 тысячами - российских газет, разнообразием тем и социальной ориентации печатных изданий, наличием достаточно разработанных информационных технологий и психологических аспектов воздействия прессы, что посредством информационного «упражнения» может формировать необходимую социальную установку личности.

В-пятых, вышеописанный информационно-политический контекст современности позволяет нам говорить о назревшей необходимости приведения патриотического воспитания к новой форме его реализации - информационной. Таковая форма может реализовываться через периодику.

В шестых, говоря о реализации патриотического воспитания через периодические печатные издания вообще можно отметить, что объективно существует инструментарий такого воспитания. Он может быть подразделен на две части. Первая - грамотная, профессиональная публикация материалов на определенные темы, которые могут способствовать патриотическому воспитанию, пропаганде патриотизма. Вторая - применяемые в журналистике специальные технологии, при помощи которых может укореняться через воздействие на подсознание - выработку привычки и повышение внимание к теме - интересующий нас патриотизм.

В-седьмых, рассматривая нынешнее состояние современной российской прессы и ее потенциальные возможности заниматься пропагандой патриотизма, патриотическим воспитанием, исходя из результатов проведенного экспертного опроса, можно определить следующие тенденции:

А) Основные федеральные издания России, предложенные для анализа, имеют навык использования технологий информационного манипулирования и готовы к переходу к доминирующей роли в ситуации информационного общества.

Б) Ни одно из федеральных изданий не в состоянии сегодня грамотно реализовывать патриотическое воспитание, заниматься пропагандой патриотизма в силу слабого знания этой темы.

В) По проводимой редакционной политике изданий по отношению к государству исследованные федеральные издания можно подразделить на два типа. Первый - пропатриотический, в который входят издания официозные и общественно-политические, преимущественно с «левым» уклоном. Второй - антипатриотический, в который входят общественно-политические издания, делающие ставку на сенсационность материалов, работающие на дестабилизацию общественной ситуации.

Г) Единственным типом изданий, в которых была выявлена патриотичность редакционной политики и сохранение традиций патриотического воспитания, является так называемая военная пресса. Ее особенности: сохранение иерархической системы, демократичность и объективность, ограниченные самоцензурой и безопасностью государства, владение проблемой патриотизма, но низкий опыт применения политических технологий в материалах.

Таким образом, проведенное исследование выявило ряд проблем, требующих разрешения. Среди них: необходимость четкой трактовки на государственном уровне понятия патриотизм, существенность объективного контролирования информационного рынка России, важность обеспечения информационной безопасности государства.

Для решения этих и сопутствующих им проблем, можно предложить ряд рекомендаций:

1. В связи с довольно насыщенной типологией понятия патриотизма и существованием большого количества форм лжепатриотизма, необходимо определить и культивировать понятие истинного патриотизма на государственном уровне, ограничивая голословные изыскания неподготовленного обывателя, ангажированного журналиста по этому поводу. Это предлагается делать, в том числе, посредством дальнейшего разъяснения на государственном уровне основных категорий патриотизма, по объективным причинам не определенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

2. Необходимо налаживать более тесный контакт государства со средствами массовой информации, в частности, печатью. Применять в отношениях с прессой дифференцированный подход к изданиям объективным и ангажированным. Это можно реализовать, например, в области предоставления информации, не выходя при этом за рамки закона, путем законного усложнения, или умягчения процедуры получения официальных сведений. Или, путем финансовой поддержки ряда изданий, защищающих интересы государства.

3. В связи с ситуацией важности информационной безопасности, рядом информационных угроз государству, и существованию при этом изданий, проявляющих антигосударственность, установку на дестабилизацию политической ситуации, несоблюдение законности, рекомендуется введение жесткого контроля, вероятно специального государственного или общественного контрольного органа, за соблюдением со стороны средств массовой информации законности, в частности закона о СМИ, Конституции, Уголовного Кодекса и т.п.

4. В связи с повышением значения патриотического воспитания, необходимо обличение социального заказа на пропаганду патриотизма в государственные рамки, с учетом перехода прессы к доминирующей роли в воздействии на общество.

5. Для стимулирования соперничества изданий за патриотическую информационную нишу, развитие желания у прессы правильно осве

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесникова О.М.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №21» г. Старый Оскол

Место и роль СМИ в системе патриотического воспитания

В современных геополитических и социально-экономических условиях патриотизм представляет собой нравственную основу жизнеспособности государства и возобновляемый ресурс развития общества. Патриотизм как катализатор активной гражданской позиции личности реализуется в самоотверженном служении Отечеству. Наряду с веротерпимостью, соборностью, законопослушанием и любовью к родной природе он всегда был и остается яркой чертой российского национального характера.

Болезненный переход России от тоталитарного режима к гражданскому правовому обществу сопровождается коренным пересмотром традиционных духовно-нравственных ценностей.

В последние годы вновь возникла острая потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности, молодежи, и выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР и перехода российской экономики на рыночные отношения, когда активно возрождаются национальные традиции, возрастает влияние религии в жизни общества, произошло изменение социального статуса и функций силовых структур. Как следствие, система образования неминуемо столкнулась с трудностями разработки новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации обновление понятия «патриотизм» возможно только на основе общефилософских и психолого-педагогических положений, в условиях демократизации и деполитизации педагогической науки и в целом системы образования. Кроме того, приоритет интересов и устремлений личности, положенный в основу современных концепций воспитания, неминуемо должен найти отражение и в содержании понятия «патриотизм».

Современные проблемы героико-патриотического воспитания все чаще рассматриваются в контексте другой, более глобальной проблемы - кризиса духовности. В общественном сознании глубокой эрозии подверглись такие ценности, как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. В детские умы через СМИ часто транслируются далеко не лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, псевдомораль. Вследствие этого у подрастающего поколения стали проявляться равнодушие к своей родине, бездуховность, агрессивность по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей общей страны и т. д.

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все сферы общества, причем не редко для манипуляции и дезинформации людей.

Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. Но постоянные, с налетом сенсационности, сообщения СМИ об отклоняющихся от общепринятых норм событиях порождают у читателей, слушателей и зрителей беспокойство и страх, неуверенность в себе, пессимизм в отношении возможности искоренения негативных явлений. Молодые люди, которые часто и без разбора смотрят передачи, заполненные сценами насилия, приходят к ложному выводу, что мир может быть только жестоким, жизнь - беспорядочной, а человек - безнравственным.

Современные СМИ, особенно центральные, отдают явное предпочтение развлекательным передачам, идут по пути удовлетворения интересов невзыскательной части населения в ущерб воспитательной работе.

В средствах массовой информации доминирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, патриотизма как внимания к людям, патриотизма как ответственности, патриотизма как поклонения героям, патриотизма как гордости за свой народ и Отечество.

Журналисты дополняют нашу работу: воссоздают картины прошлого, обращаясь к чувствам человека, к народной памяти. С одобрением встречает пресса новинки кинематографа, телеэфира, театрального искусства, популяризующие патриотические ценности. Победы россиян на международных спортивных состязаниях стали одним из двигателей массового патриотического всплеска во многом посредством журналистов, поддерживающих энтузиазм болельщиков. Красочный рассказ о достижениях отечественной культуры и спорта – хороший способ «достучаться» до тех наших сограждан, кто далек от политики и плохо знает историю.

Одновременно СМИ являются и зеркалом проблем нашей действительности. Патриотические имена-доминанты в газетах, журналах, на радио и телевидении – это, во-первых, лидеры государства, что обоснованно. Вторая доминанта – представители национально-патриотического спектра. Третьей сопоставимой доминанты, по-видимому, нет.

Прослеживаются два основных направления журналистских мнений по поводу патриотического воспитания в школе: первое – поддержка задач и сущности патриотического воспитания как такового, его новых прогрессивных форм, второе – критика формализации патриотического воспитания в виде введения специальных патриотических уроков или предметов.

Многовековая история страны в первом десятилетии XXI века оказалась в центре острых дискуссий. СМИ неоднозначно отнеслись к объявленной Президентом РФ кампании против «фальсификации истории». Вышли публикации, передача, авторы которых выразили сомнение в возможности и целесообразности подвергать судебной юрисдикции трактовки. Всплыли на поверхность старые споры о свободе слова, возможности историка и исторического публициста высказывать свои мнения. Ведущие журналисты сосредоточились не столько на опровержении нелицеприятных для российского гражданина тезисов, сколько на дискуссии вокруг самих принципов оценки исторических событий.

Эффективным способом борьбы с фальсификациями истории видится формирование объективированной источниковой базы для журналистов, историков, всех исследователей; обеспечение широкой доступности такой базы, дальнейшее раскрытие и активное использование в публикациях архивных и музейных материалов.

Что же могут сделать СМИ для укрепления патриотического сознания россиян? Необходимо проведение системных информационных циклов по:

- «героизации» и «патриотизации» различных эпох, добрых дел и событий современной Росси и их персонажей;

Поиску и продвижению героев современных будней;

Расширению спектра человеческих личностей, воспринимаемых как выдающиеся и патриотические.

Следует более четко ориентироваться на целевую аудиторию. Молодые россияне и так гордятся своей историей и считают себя патриотами. Население страны и так охотно демонстрирует «боевой дух», широко празднует День Победы и высказывает активную позицию по отношению к нелицеприятным демаршам стран-соседей. Не хватает другого – широкой пропаганды необходимости работать не только на себя, но и на государство, священной обязанности служить своей стране, активного участия в общественной жизни.

В российских масс-медиа превалирует трактовка патриотизма, неразрывно связанная с темой войны, будь то Великая Отечественная война или современные локальные войны. Эту тему нельзя назвать абсолютно выигрышной. Победа Советского Союза определила ход истории на много десятилетий вперед. Однако нельзя не признавать, что события тех лет не могут бесконечно питать патриотические чувства россиян. Нации нужны и другие ориентиры. Война не привлекает, а скорее отталкивает: она не должна стать фундаментом российского патриотизма.

Хочется верить, что СМИ смогут и должны внести решающий вклад в формирование, развитие и распространение патриотических идей среди российских граждан; в создание на этой основе обновленного и возрожденного российского патриотизма.


Влияние СМИ на формирование патриотизма у российской молодёжи

Формирование и воспитание патриотизма, становление патриотических чувств происходит не само по себе, а результате целенаправленной деятельности. На современном этапе развития России происходит масса событий, оказывающих влияние на формирование патриотического воспитания, любовь или нелюбовь к своей Родине, готовность или отказ служить Отечеству. Идеологию современного общества, особенно молодого, строят средства массовой информации: телевидение, газеты, интернет. Не всегда это "строительство" идёт в правильном направлении, но нет сомнений в том, что современные СМИ оказывают на него определённое - и даже очень сильное - влияние. И если у старшего поколения уже сложились определённые установки в отношении патриотизма, так что материалы прессы могут только соответствовать или противоречить ему, то поколение молодых людей всё ещё находится в стадии самоопределения, а следовательно воздействие печатных и электронных изданий на него носит наиболее ярко выраженныё характер.

Средства массовой информации, однако, не стремятся приобщить молодёжь к патриотическому воспитанию. В прессе, в телевизионных передачах наблюдается явный упадок популярности патриотических, научно-популярных, исторических программ. В первую очередь это объясняется тем, что если такие передачи на телевидении и есть, то они идут рано утром или далеко за полночь, поэтому их может посмотреть очень малое количество зрителей, так что чаще всего аудиторией таких программ становятся люди старшего возраста. Кроме того, очень незначительное количество молодых людей имеют время или заинтересованы в просмотре таких телепередач или чтении политических и научных статей. И современные СМИ никак не стремятся поднять авторитет передач или публикаций на подобную тему, сделать их более привлекательными и интересными для поколения молодых людей.

Низкий уровень культуры и нравственности ведет к плохому воспитанию, что в последствии может привести к очень печальным последствиям. Уже сейчас у некоторого количества молодых людей вызывает удивление вопрос, когда началась вторая мировая война. Главная задача телевидения и прессы - просвещать, но они со своей миссией не справляются. Конечно, в вопросах рэкета, криминальных группировок, наркотиков все превосходно осведомлены, но вот в исторических вопросах, культуры речи, поведения и других важных проблемах редкий человек может блеснуть своими знаниями.

Воспитание патриотизма в молодежи является стратегической необходимостью для России. В настоящее время общество нашей страны находится в состоянии концептуальной неопределенности. Необходимо изменить ситуацию, характеризующуюся социально-правовой незащищенностью ветеранов, несправедливым использованием природных богатств, отсутствием стабильности и единства в обществе. Кроме того, особенно важным воспитание патриотизма подрастающего поколения представляется в условиях угрозы глобального терроризма. Сложившиеся условия диктуют необходимость развития программ, которые должны обеспечиваться государством.

Очевидно, что государство одно не может справиться со столь сложной задачей. В этом вопросе ему потребуется помощь средств массовой информации, отвечающих за распространение пропаганды политического и патриотического воспитания, и самого поколения молодых людей, стремящихся поддержать и реализовать программу.

Для активизации работы в области подготовки молодежи для решения новых задач, стоящих перед обществом, необходимо:

§ Разработать и внедрить методологические и учебно-методические материалы по формированию у молодежи стремления к созидательной деятельности, направленной на обеспечение безопасности России.

§ Разработать систему переподготовки кадров, осуществляющих руководство в молодежной среде на всех уровнях, используя структуры Министерства образования РФ.

§ Создать информационную среду по формированию созидательной деятельности молодежи в интересах безопасности России.

§ Разработать предложения по созданию специализированной программы на телевизионном российском канале "Культура" по освещению деятельности Министерства образования РФ в сфере молодежной политики.

§ Организовать выпуск всероссийского научно-популярного журнала "Молодежь и безопасность России".

§ Создать электронный сайт Департамента по молодежной политике Министерства образования РФ "Молодежь, устремленная в будущее", содержащий базу данных методологических и учебно-методических материалов, а также организовать тематические конференции с использованием сети Internet.

§ Сформировать серию учебных и научно-популярных видеофильмов для обязательного показа в воспитательных целях в системе образования.

§ Организовать комплекс мероприятий по подготовке молодежи к созданию семьи и воспитанию детей.

§ Создать новые и переориентировать уже существующие информационно-аналитические центры при администрациях субъектов РФ по моделированию социально-экономических и организационно-технических процессов государственного управления страной, обучая и привлекая для этого молодежь.

§ Обобщить и распространить опыт работы молодежи в политических клубах, молодежных правительствах, Народных университетах, центрах и клубах ветеранов и т.д.

Учитывая негативное влияние введения института цензуры в средства массовой информации и одновременно констатируя факт опасного воздействия бесконтрольного потока информации на несформировавшуюся личность, Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций должно выдвинуть качественно новый подход к регулированию информационного пространства РФ на основе матрицы сбалансированного комплекса вещания и информационного кода.

Реализация концепции информационного обеспечения самообразования молодежи на основе методологических знаний, подготовки управленческих кадров в молодежной среде, активного вовлечения молодежи в разработку моделей общественного и государственного устройства в России, практического вовлечения наиболее подготовленной части молодежи в управленческие структуры, позволит России обеспечить собственную национальную безопасность в XXI веке и войти в число лидеров "Нового мирового порядка".

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!