Женский журнал Ladyblue

История возникновения колядок. Коляда

Какое же это необычайно веселое время – зима! Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка-природа! Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным столом».

В эти же дни весь православный крещеный мир отмечает светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой.

А утром начинается разговенье, тоже с обильным застольем, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным во время этого светлого праздником всегда были рождественские колядки. Ранее это был языческий обычай, который очень любили наши предки. После принятия христианства обычаи слились и превратились в прославление Иисуса Христа.

Кто такая (или такой?) Коляда, уже никто толком не знает. Но такую фамилию носит известный в России театральный режиссёр, уроженец станицы Пресноредутской, что говорит о древности его рода.

Прежде коротенькие стихи-колядки пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды).

Особенно ярко описал колядование Николай Васильевич Гоголь в своей красочной, ироничной и немного страшной (какие же колядки без страшилок!) книге «Вечера на хуторе близ Диканьки». Ведь этот русский писатель родился и вырос на Украине, когда эта ныне суверенная страна была частью российской империи, где жили и сохраняли свои древние обычаи разные славянские народы. Помните, как в детстве страшно и весело было читать гоголевские страшилки? Куда до них современным иноземным ужастикам!

Честно говоря, мы, учителя прежних лет, «проводили атеистические мероприятия», ругая учеников за то, что они сразу после Рождества вечерами бегали по домам с 7-18 января, стучали в каждую дверь и пели веселые песенки, выученные к Рождеству со слов бабушек. В них рассказывалось о рождении Христа и воспевалось тепло домашнего очага. В колядках желали хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева оказывались негостеприимными, то их высмеивали, укоряли и шутили над ними.

С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол. Праздник получался веселым и вкусным, поэтому в колядовании часто принимали участие и ряженые взрослые.

Изжить этот популярный в народе праздник не удавалось никакой атеистической пропаганде. Да он давно утратил свой первоначальный смысл как языческий, так и религиозный.

Не могу забыть, как однажды в рождественский вечер в нашу петропавловскую квартиру на улице Индустриальной ввалилась довольно большая компания ряженых — взрослых и детей. Их, как положено с древности, пригласили к столу, угостили тем, что бог послал через нашу бабушку, строго чтившую свои польско-белорусские католические праздники, но за неимением тогда в городе костела, ходившую молиться в подгорный собор. Какие вкусности готовила наша Казимира Францевна, знали все знакомые разных вероисповеданий и национальностей, а также атеисты и приходили поздравлять ее с Рождеством. Вот и участники тогдашнего нашествия стали плясать и петь колядки как только вошли в квартиру. Дети, собрав конфеты и бабушкины печенья, полезли под кровать обследовать ящик с игрушками. Коза мужским голосом поздравляла хозяев, желала всем высоких урожаев на даче. Медведь в вывороченном наизнанку полушубке, припахивая самогонкой, стремился приобнять лапами молодую хозяйку, а та, комсомолка, не особенно и сопротивляясь, весело пищала.

Всем было весело, радостно. И вдруг ярко накрашенная Цыганка, в необъятных юбках с большими карманами набитыми подарками, неожиданно спросила: «А где Сергей Кузьмич?» Все замолкли… Стало ясно, что случайные гости ошиблись: руководитель крупной организации с таким именем жил в соседнем подъезде.

Коза, которая в народе всегда считалась символом плодородия, богатого урожая и оберегала дом от злых сил, сняв маску оказалась молодым казахом, к тому же парторгом и подчиненным Сергея Кузьмича. Партийный лидер стал извиняться, почему-то подмигивая хозяйке квартиры, а она улыбалась и благодарила его за веселый рождественский вечер. Позже выяснилось, что они сотрудники и, естественно, давние знакомые.

Оставалось самое трудное – вытащить из-под кроватей ребятишек, стрелявших из «бункеров» из всех обнаруженных в ящике видов оружия.

Такие происшествия были в традициях рождественского колядования. Кстати, в том же доме, почти рядом с Сергеем Кузьмичом, жила пенсионерка Татьяна Ивановна, дочь хозяина знаменитой поляковской мельницы, о чем знали все ее бывшие сотрудники, но помалкивали. Мало ли что… Это вам не рождественские шуточки!

А вот и колядки для тех, кто решить возродить добрую и светлую народную традицию.

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется!

Маленький хлопчик

Сел на снопчик.

В дудочку играет,

Колядку потешает.

Щедрик-Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей.

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пирожок,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

Господин, господа,

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!

Рождественские праздники сразу навевают детские воспоминания, а весь мир замирает в ожидании чуда. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. Ведь отмечать Рождество принято в близком, семейном кругу, садясь за стол с появлением первой звезды. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к Иисусу.

Смеркается. И мы начинаем вглядываться в сгущающиеся сумерки сквозь украшенное морозным узором окно, ожидая первой звезды. Снег ровным полотном укрыл землю, природа погрузилась в глубокий сон — и вокруг нереальная тишина.

Но вот в небе засияла первая звезда и мы с радостью понимаем — праздник начинается! Все собираются за столом, в центре которого кутья. Прежде чем приступить к ужину, незамужние девушки с ложкой кутьи выходят во двор гадать. В какой стороне залает собака — там и суженый живет.

Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!

Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Торжествуйте, веселитесь

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире -
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Коляда, коляда

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.

Традиции колядования

Дети разных возрастов и молодые люди переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и поют несложные песенки, за что в качестве награды получают вкусности. Праздник проходит строго один раз в году. Колядующие стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. А если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними, ведь с давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать вкусностями, приглашать за стол. Колядующие — неотъемлемая часть Рождественских праздников.

Сегодня обряд колядования также популярен в народе, несмотря на то, что успел утратить свой первоначальный смысл. Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхваляются все члены семьи, к которой приходили колядующие. Ряженые ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что получают угощение, а иногда - деньги. По традиции сладости и угощения оставляются себе, а деньги передаются в храм.

Коза главный символ Рождественских колядок. Колядующие выбирают веселого молодого парня, которого переодевают в костюм козы. Весь вечер он танцует перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих, даря радость и счастье на весь следующий год тому, до кого дотронется. Согласно поверью, Коза символом плодородия, богатого урожая, и оберегает дом от злых сил.

Сею, сею, посеваю, с Колядою поздравляю.
Сею, сею, посеваю, счастья, радости желаю.

Здравствуйте, друзья.

Примечательна традиция тем, что после после крещения Руси, не только не исчезла полностью, но и сохранила много элементов из славянства.

Конечно, из-за наложения христианских праздников на славянские перемены случились огромные: от дат празднования последних, до искажения смысла. В принципе, это процесс естественный в подобной ситуации.

Колядование - древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели определенные (ритуальные) песни, короче говоря, отдыхали и веселились. Но во всем этом веселье был свой сакральный смысл — призыв благополучия, плодородия и прочего позитива и благ. И конечно же, люди приветствовали Коляду.

Обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие «дарили» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали их козульками, а также пирогами, ватрушками, пивом, деньгами.

Время колядования

Изначально колядование (как один из ключевых обрядов праздника Коляды) начиналось в конце декабря сразу после праздника. Это еще стародавние времена. Потом традиции менялись и время колядок перенесли (как и Святки, в общем-то).

Позже колядовать было принято трижды за Святки: в канун Рождества (7-е января), на Новый год (сейчас это 14-е число), и под Крещение (19-е января). Но чаще всего колядовать ходили под 7-е число. И опять я вспомнила "Ночь перед Рождеством".


Основным атрибутом колядок являлось ряжение и пение особых песенок, они так и называются — колядки.

Начнем с ряжения. Это древний (его упоминания есть в 12 веке) славянский обряд, характеризующийся переодеваниями, раскрашиванием лиц (например, сажей) и другими способами изменения внешнего вида. Чаще всего люди примеряли на себя образа:

    нечистой силы (ведьмы, русалки и т.п.);

    очень часто животных: (медведя, козы, журавля и прочие);

    различных существ: (бабу, смерть, покойника);

    а так же образа барина, еврея, цыгана и прочие.

Общий смысл обряда сводился к тому, чтобы выглядеть необычно, чудно, а лучше всего жутковато. Поэтому и примеряли на себя разные личины, а потом отыгрывали сценки, свойственные выбранным персонажам.

Ряжение — это серьезный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов. Чаще всего использовали:

  1. бересту;
  2. кусочки дерюжки;
  3. кусочки меха и мочалки;
  4. и так далее, на что хватит фантазии.

Шикарным ходом было украсить свой костюм рогами или зубастой пастью, а лучше и тем и другим. В итоге должно получиться нечто непонятное: и не человек, и не зверь, и не демон с перекрестка. Но такова задумка.

Я уже не раз говорила о том, что Святки — мистическая пора. Наши предки верили, что в это время грань между миром живых и миром духов настолько истончается, что при желании эту границу легко можно пересечь. Вот, всякие духи (и не только добрые) в наш мир и заходят.

Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы и прятали лица. Обратите внимание, что вечера, когда ряженые ходили по деревне имели говорящее название - «Страшные вечера».

Очень важный момент: за счет того, что человек во время ряжения оставался неузнанным (под личиной), то он мог вести себя достаточно раскрепощенно (без фанатизма, конечно). Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина, например, или другие события. Ряженые играют сценки, а остальным всем весело. Это, вроде как, один из способов очиститься перед другим важным святочным обрядом — гаданием.

В процессе колядования ряженые делились на небольшие группы — ватаги: подростки с подростками, дети с детьми, парни с парнями и так далее. Короче говоря, кому как удобнее и желаннее.


В дом они обычно не заходили, а прежде чем начать петь песени-колядушки спрашивали разрешения у хозяев. Мол, «можно Коляду покликать?». Если хозяева двора давали добро, то колядовшики начинали свое театрализованное представление.

Как правило пели песни, адресованные хозяевам двора. Причем песни хвалебные, иногда даже через чур хвалебные. Играли на различных инструментах, плясали, пели обрядовые песенки-пожелания.

После всего этого, ряженых следовало щедро угостить. В противном случае, песенка из хвалебной превращалась в такую:

Кто не даст пирога — мы корову за рога!

Кто не даст нам яиц — мы тому разгоним птиц!

Не дадите хлеба — стащим с печки деда!

Не дадите лапку — стащим с печки бабку!

Но, на самом деле, с колядующим не принято было ссориться. Чаще всего их щедро одаривали и они уходили к следующему двору.

В зависимости от территории, ряженых называли по-разному, однако одно название весьма "говорящее" - непростые гости. Почему непростые? Все очень просто, считалось, что ряженые - это своего рода представители иного мира, души предков. Именно поэтому, когда они ходили по дворам, встретить ряженых нужно было хорошо, хорошо угостить. В противном случае они могли накликать неприятности на жадных хозяев.

Подношение даров колядникам - итог обряда. И направлен он не столько на благополучие колядующих, сколько на призыв неких внешних сил, духов, если хотите, которые помогут в исполнении пожеланий, воспетых в колядке. Наши предки верили в мир духов, в то, что есть некие невоплощенные души (тех кто жил когда-то или тех, кто будет жить). И еда, которой одаривали колядников - это, своего рода, жертва невоплощенным духам (или душам). По сути, колядование - это призыв неких помощников из тонкого мира.

Примечательный момент — в ватагах ряженых обычно в самых первых рядах шла... коза. Нет, не живая. Шел кто-то переодетый в козу, и этому есть объяснение. Славяне верили, что коза может отогнать злых духов. Так вот и во время колядования старались на расставаться с таким оберегом.

Колядование после Крещения Руси

Это стоило того, чтобы выделить в отдельный пункт статьи. Дело в том, что после Крещения Руси, традиционные славянские обряды начали запрещать, как греховные. Это коснулось и Коляды, и всех традиции с ним связанных (в том числе и ряжения): запрет на колядование и поклонение Коляде ввели в 1684 году.

Однако, любимый народный праздник продолжал жить. Но трансформации подвергся:

    колядки и само празднование перенесли на другие даты (ближе к нашему Рождеству, то есть на январь);

    обычай рядиться и от души веселиться стал нечистым (поэтому после колядования необходимо было «смыть» с себя грех);

Стоит отметить, что образа нечисти примеряли на себя, как правило, мужчины (и то не всегда по своей воле). Так как обряд ряжения считается греховным, а уж образы нечисти и самой смерти тем более, никому не хотелось лишний раз навлекать на себя неприятности.

    колядовщики стали вести себя тише и не так развязно;

    «язычников» даже не пускали во двор, а уж на порог и подавно;

    конечно, изменились тексты некоторых песенок-колядок.

И самое важное отличие. Если раньше народ славил Коляду, то теперь люди ходили по дворам и славили Христа. Появился так называемый «вертеп» (двух- или трехъярусный ящик). Его теперь тоже носили колядовшики с собой, разыгрывая сценки из жизни Христа и Святых.

В отличии от язычников, «христославные» колядовщики не рядились, ходили по дворам не с солнышком-символом Коляды, а с Вифлеемской звездой, что символизировало поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества.

Таких «христославных» колядовщиков, наоборот, привечали и щедро одаривали.

В целом, праздник не сильно изменился внешне, он плавно трансформировался в другой.

Святочные колядки


Теперь о колядках (они же коледовки, они же обрядовые песни). Это как раз те песни, которые исполняли ряженые во время своих обходов. В этих песнях часто присутствовали церковные мотивы, а так же пожелания хорошего урожая и всяческого благополучия.

По сути, эти песенки являются заговорами-пожеланиями всяких благ. И чем радушнее хозяева были к ряженым, тем больших благ они им желали.

Основные мотивы колядок, помимо языческих и христианских, были бытовые. Вот так просто. И пожелания зависели от пола хозяев дома, достатка и чинов. Например:

    незамужним девушкам желали счастливый брак;

    хозяину дома — благополучие и достаток;

Что касается текстов колядок, то их великое множество в сети, так что приводить примеры, наверное, смысла и нет. Однако, я сделаю несколько сценариев для колядовщиков (в формате PDF — легко скачать, легко распечатать) и сслки дам.

Колядование в наши дни

С одной стороны, если смотреть глобально, то традиции колядования в России канули в Лету. Чего греха таить, я тут недавно с одним знакомым разговорилась:

Сейчас редко колядуют, - говорю.

Колядуют?

Ну, да. Традиция такая на Святки. Старая.

Что за традиция?

Тут я начинаю слегка удивляться.

Как? Ну, раньше народ переодевался в разные наряды, ходили по домам, пели песни, за это им давали разные угощения. В основном, конечно, в деревнях.

И тут он мне выдает фразу, после которой я аж растерялась:

Так это ж Хеллоуин.

Эмм... - говорю. Ну, да. И на Хеллоуин тоже угощения по домам собирали и песенки пели. Только это несколько иной праздник, к тому же, не сильно близкий к нашей культуре.

Поймите меня правильно. Я ничего не имею против Хеллоуина , напротив, это один из самых любимых мною дней (точнее вечеров). Но все же спутать его и...святочные колядушки (даже при определенном сходстве)... Ах, ладно.

С другой стороны, сейчас набирает обороты течение родноверов. Люди возвращаются к забытым, славянским, традициям. Возрождают обряды. Так что, не все забыто, не все потеряно.

И, конечно же, обряд колядования на Руси (такой, каким он когда-то был) можно увидеть на различных театрализованных мероприятиях.

Ну вот, на этой все же оптимистичной ноте я буду с вами прощаться друзья. Скоро увидемся =)

P. S. Все ж таки влеплю сюда галерею фото колядования. Для наглядности.

В России 7 января празднуют Рождество Христово, день этот начинается с наведения идеального порядка в доме. Затем все вместе готовят Святой ужин из 12-ти блюд, по числу святых апостолов. К ужину приступают после захода Солнца, причем отведать праздничную еду необходимо от всех 12-ти блюд. После Святого ужина начинаются двенадцатидневные святые дни — Святки и колядки . Так что же такое колядки?

История возникновения колядок

Коляда — в дохристианские времена являлся влиятельным божеством. В его честь устраивались игрища, считалось, что он дарит людям веселье, потому его призывали-кликали в зимние праздники ватаги молодежи на улицах.

Примерно в 1684 году вышел патриарший запрет на поклонение Коляде , а так как праздник приходился на время, когда день начинал прибавляться, постепенно изменилось и толкование самого слова.

Латинское слово <коло> означало первый день месяца, у славян оно трактовалось как — колесо, напоминающее форму Солнца. Видимо отсюда и возникло новое значение этого слова.

<Коляда> — <Солнце-младенец>, празднование зимнего солнцеворота у славян. Именно с этого дня хоть на воробьиный шаг, но зато каждый следующий день был длиннее предыдущего, наступали святые дни — <Святки >.

В первый день святок проводились <святочные ряженья >. Обычно молодежь и дети наряжались в <хари> (на лицо одевали маски). Самыми <ходовыми> были наряды медведей, коз, коней, коров, цыган, горбунов. Ряженые ходили по домам и пели песни, прославляющие <Коляду>, который несет всем живущим в селении благо. Вот именно эти песни и назывались <колядками>.

В <колядках> славили хозяев, желали благополучия их дому и всем домочадцам, взамен же требовали подарки. Если хозяева дома, у которого ряженные давали такое представление, скупились, то <колядки> становились насмешливыми, злыми, иногда сулили разорение этому дому.

Особенно широко <колядки> распространены у украинцев, в меньшей степени у белорусов, а у русских людей они достаточно редки. Русские заменяют их величальными <славильными> песнями и <виршеваниями> (чтением стихов) на все <Святки>.
Христианское название <Коляды> — <Святки>.


Святочное ряжение

Святки хороши для всех возрастов. Утро, как правило, время детей. Дети и подростки ходили со звездой по домам и пели <славильные> песни. Звезда была сделана из бумаги и раскрашена красками. Она закреплялась на палке и подсвечивалась свечой. За <славильные> песни дети получали подарки: деньги и пироги. Деньги в чашку получал сборщик, а пироги собирались в специальный плетеный <кузов> с крышкой. Позже все заработанное делилось между всеми участниками-славильщиками.

После полудня наступало время взрослых. В этом ритуале обязаны были участвовать абсолютно все сословия.

Например, московское <славление> начиналось с выхода из кремля двух барабанщиков, они выдавали мощную барабанную дробь. Следом в роскошных санях выезжал царь, князья, бояре и придворные. Они без разбора входили в любой дом, поздравляли хозяев и пели <славильные> песни. Хозяин был обязан царю преподнести деньги, а всех остальных обязательно угостить. За уклонение от этого обряда виновных наказывали плетями.

В деревнях выбирались парни-распорядители. Они устраивали — <складчину> и на собранные деньги нанимали у кого-то из местных жителей на все время святок просторную, вместительную избу. Они же отвечали за ее отопление и освещение. В <складчине>, как правило, принимали участие все, кто желал: молодые и взрослые, женатые и холостые, пожилые и старые, дети-подростки. С детей брали половину от суммы платы взрослых.

В сумерки изба очень быстро наполнялась молодежью, взрослыми, стариками и ребятишками. Появлялись балалаечники, гармонисты и даже скрипачи. По сути, начинался костюмированный деревенский святочный <бал-маскарад>. Непременным развлечением на этом <балу> было <переряживание>. Ряженые веселили собравшуюся публику передразниваниями, каламбурами, шутками.

Самым любимым персонажем был медведь, как правило, медведь показывал, как бабы по воду ходят, как ребятишки воруют с огорода горох да бобы, как <девки> в <зеркала смотрятся> и, что они там увидеть могут. Медведь при этом направо и налево раздавал <тумаки> мужикам и весьма скареобразно приставал к молодым <девкам>, отпуская <соленые> шуточки.
Вторым по популярности персонажем был <журав> (прототип журавля). Высокий парень набрасывал на себя вывернутую мехом вверх шубу, в один из рукавов продевал палку с крюком на конце (это клюв), другой рукав изображал хвост птицы. Клювом-палкой парень <докучал> (бил) в основном молодым девушкам, те либо с визгом пытались сбежать, либо давали выкуп птице, чтоб не приставала. Выкуп: орехи, конфеты, пряники бросались на землю и пока <журав> все их не подберет, он к <девкам не вяжется>. Более всего этот ряженый нравился ребятишкам, так как они активно помогали <жураву> собрать гостинцы, которыми он щедро с ними делился.

Иногда в избу на игрища приходили парни и <девки> с других деревень. Буквально через пару минут вслед за ними туда же с кривляньями, завываниями, дикими криками и корзинами снега пополам с сажей и вениками врывались <кикиморы>.

<Кикимор> изображали местные парни, после прихода нежелательных гостей они выскакивали в <сенцы> (что-то типа летней веранды), набрасывали на себя заранее приготовленные лохмотья, вместо головных уборов надевали глиняные горшки, повязанные тряпками (головной платок), хватали веники, корзины со смесью сажи и снега и забегали вновь в избу. <Кикиморы> окунали веники в свои корзины, затем этими жутко-грязными вениками старались как можно больше <угостить> чужих парней, <девок> не трогали. Иногда это действо переходило в нешуточное сражение, вплоть до драки. Но, как правило, гости давали хороший выкуп и веселились дальше вместе с аборигенами.

<Святки> длятся долго и поэтому кроме песен, танцев и ряженных требовались и другие развлечения. В деревенских игровых избах иногда давались настоящие представления.
К ним тщательно готовились, но, как правило, все происходило экспромтом. В один из святочных дней, обычно пятый или седьмой парни распорядители видя, что всем уже порядком надоели песни и пляски объявляли о прибытии в деревню строгой проверочной ревизии.

В избу, чинно входили какие — то не очень знакомые личности. Одеты они были только в одни полушубки, сделанные похожими на фраки. У первого — ревизора в руках была швабра (посох), следующий — писарь нес горшок с сажей, разведенной водой и палкой (чернильница с ручкой), третий — секретарь нес бересту (бумагу) еще с ними были пара <чиновников>.

Вся компания важно рассаживалась в переднем углу. По сигналу ревизора — взмаху шваброй — приступали к ревизии. <Чиновники> хватали из толпы девушек, секретарь задавал вопросы, писарь <марал> палкой бересту — вел протокол. Виновным назначались наказания за их прегрешения в течение года минувшего.

Все наказания, к удовольствию толпы, исполнялись немедленно. Весь смысл заключался в вопросах. А так как жизнь деревни у всех была на виду, то ревизии подвергались девушки, у которых было что утаивать от соседей. Надо ли говорить, что при умелом ведении допроса полный <аншлаг> был обеспечен. Иногда результаты такой ревизии помнили весь год, вплоть до проведения следующей.

Святочные гадания

А еще в <Святки> гадали. Самым подходящим для гадания временем считалась дата 13 января <Васильев вечер>. Верили и до сих пор верят в то, что святочные гадания на <Васильев вечер> всегда сбываются. Что бы в этот вечер по гаданию не вышло — оно и сбудется, причем сбудется обязательно.

На <Васильев вечер> много чудес происходит. Ведьмы крадут месяц, устраивают затмение и летят на шабаш с нечистой силой. Там и начинаются бесовские потехи, нечистая сила прилетает на землю и впотьмах ловит христиан в свои бесовские сети.

А еще в этот поистине волшебный день в старину старались определить погоду на будущий год. Для этого, вечером, самый старший член семьи брал луковицу и резал ее пополам. Выбирал из луковицы 12 <чашечек>, по числу месяцев в году, расставлял их рядком на подоконнике, ближе к раме и сыпал в них соль — до половины. После этого слева направо давал чашечкам названия месяцев, начиная с января. После чего загадывал, какой месяц в году будет более дождливым, а кокой менее.

Утром все вместе смотрели, где соли растаяло больше, где меньше, а где соль вся осталась, записывали, какие месяцы будут дождливыми, а какие сухими.

Колядки-это народные украинские обрядовые песни,пришли к нам со времён язычества.25 декабря отмечался день зимнего солнцестояния и богиня плодородия Коляда рождала новое солнце,которое змей Коротун должен был уничтожить.Люди защищали солнце и прогоняли змея песнями-колядками.На русских землях, обычай колядовать появился после Крещения Руси.По направленности,колядки делят на два вида:христославные-рождественские)и посевные-языческие.Посевные колядки были обращены к богам плодородия,а Рождественские -церковной тематике,прославление младенца Иисуса Христа, его матери,Бога отца.В песнях желали всем добра,здоровья,процветания,прощали все обиды.Обряд колядования совершается на Рождество Христово (25 декабря) и проходит по Крещение(6 января),по старому стилю.Группы людей,дети и подростки отдельно от взрослых,собираются и ходят по домам и дворам,надев маски,прикрепив рога,нарядившись в смешные костюмы,обернувшись в шкуры зверей,они поздравляют хозяев с праздником.Меняя голоса, люди читают стихи,поют песни,шуточно поздравляют,пытаясь остаться неузнаваемыми.Хозяева,после представления,благодарили гостей-приглашали в дом,угощали,давали подарки или деньги.Нельзя было прогонять колядующих-плохая примета,несчастья на целый год.Отличаются колядки от других народных песен простотой мелодии,легко запоминающимся текстом.Стихотворные размеры колядок десятисложный стих,разделённый на два пятисложных полустишия или восьмисложный, с делением на два четверостишия.Текс должен обязательно желать добра и благоденствия людям.Колядки приносили много веселья,люди становились добрее,враги примирялись,влюблённые соединялись в пары.В наши дни,традиции пения колядок в России утрачены,обычай колядовать остался на Западе Украины,в Карпатах.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!