Женский журнал Ladyblue

Из чего оренбургский пуховый платок. =Как вяжут настоящие оренбургские платки=

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.
Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз. Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов. Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу. На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины. Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру , представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.

Содержимое

Благодаря своим уникальным качествам и характеристикам, оренбургский платок стал пользоваться высокой популярностью. Свойство этого пуха знают не только русские люди. Весь мир наслышан о том, что такое оренбургский платок. Пух является результатом чисто народного промысла. В мире нет такого, даже приблизительного производства, которое создает что-то подобное.

По истории, для создания оренбургского платка используется исключительно местный козий пух. Его уникальность заключается в том, что он самый тонкий во всем мире.

Именно эти особенности и позволяют получить легкое, как облако, изделие, но при этом, очень теплое. Кроме того, такой пух можно получить с козы, которую выращивают именно в Оренбургской области. Секрет истории в том, что животное находится в определенных климатических условиях. То же самое можно сказать и про рацион. Поэтому и пух получается уникальным.

В Оренбургской области такой холодный климат, что козам приходится приживаться к этим условиям. Приспосабливаться и вырабатывать теплый, но легкий пух.

История рассказывает, когда-то французы решили и у себя развести эту породу животных. Но все действия увенчались прахом. Дело в том, что после закупки целой партии коз, оказавшись в пределах теплого климата, они стали давать толстый пух. В отличие от оренбургского сырья такой пух не обладал отличительными особенностями и уникальностью.

История зарождения

По истории в 1766 году люди узнали от географа и краеведа Петра Рычкова, что есть такие козы в Оренбургской области. Они дают тонкий, но очень теплый пух. Из которого можно создавать пуховые изделия. Он даже сумел расписать технологию производства платков и получения пуха. На самом деле, местные жители, уже давно занимались этим ремеслом, как сказано в истории, это было их традиционное занятие.

Спрос на пуховые оренбургские платки увеличился после того, как про них узнали в больших городах. Таким образом, экономическое положение в этой области стало улучшаться. Ведь изготовление и продажа пуховых платков приносили хорошую прибыль жителям этого района. Они стали прилично зарабатывать. Но высшее признание к оренбургскому платку пришло в 19 веке. По всему миру стали узнавать про это оригинальное и уникальное изделие. Париж, а затем Лондон. Европейские компании стали закупать большими партиями козий пух в России. А в Англии даже наладили производство не натуральных изделий из пуха. При этом, никто не скрывал, что это была подделка.

После того, как развалился Советский Союз, европейцы перестали закупать оренбургские изделия из козьего пуха, согласно истории. Производство не стало, но поставки за границу остановились. На смену этим уникальным изделиям пришел кашмирский пух. Но его качества не были такими уникальными, по сравнению с оренбургским платком. И сегодня мастера продолжают историю, и создают пуховые изделия из оренбургской пряжи. Но есть некоторые особенности этого процесса. Во-первых, козий пух не может использоваться на машинке для вязания. Он теряет все свои уникальные качества, перестает быть мягким, снижаются его характеристики. Именно потому, что все изделия создаются руками настоящих мастеров, оренбургские платки имеют большой спрос. Конечно, исходя из этого и стоимость платка из козьего пуха выше. Вы тоже можете присоединиться к настоящим мастерам, и самостоятельно.

Истоки возникновения

В народе существует несколько историй, согласно которым оренбургский пуховой платок появился на свет.

  1. В свое время народ под названием «Чабаны» занимался разведением коз. Но они не ради пуха занимались этим, чтобы получать молоко, мясо и шерсть. Животные были настолько грязными, что казаки, как переселенцы предложили свою помощь. А именно, вычесывать коз. Когда чабаны поняли в чем секрет, они сами стали вычесывать коз и обменивать пух на продукты, деньги. А казаки стали разводить своих коз.
  2. Согласно второй истории скотоводы сами догадались использовать козий пух для изготовления одежды. Сперва казаки не могли понять, как в сильный мороз они могли ходить, при этом, одетые очень легко. Но потом присмотрелись и поняли, что их согревают шарфы и телогрейки из козьего пуха, которые надеты под верхнюю одежду. Эти вещи выполняли только одну важную функцию - они сохраняли тепло своего обладателя, в суровые морозы, согревали его.

Те пуховые изделия, которые остались в истории, совсем далеки от современных, которые барышни носят для красоты на своих плечах. И снова, казаки узнали о том, что для изделий используется козий пух. Завели свое подсобное хозяйство.

  1. Есть еще одна история зарождения пуха. Первые ажурные платки появились благодаря казачкам. Они не занимались земледелием, не выполняли подсобную хозяйственную работу. Козий пух обладает уникальными качествами и характеристиками, благодаря которым и зародилась идея создавать только женский элемент одежды. Для представительниц прекрасного пола. Козий пух настолько тонкий и мягкий, что его нельзя было сравнить ни с какими другими материалами, не подходит, даже лен и шерсть. Благодаря таким свойствам получались невероятно красивые узоры на изделиях из пуха.

Особенности вязанного ремесла из козьего пуха

Согласно истории, казахи не умели создавать изделия из козьего пуха. Поэтому, вычесанную шерсть они продавали в соседние села. Там этот пух и использовали для создания теплых и мягких платков. Это легко объяснить. Местное население, которое выращивало коз, занималось не только животными, но и земледелием. Они просто не имели свободного времени, чтобы еще и изготавливать платки из козьего пуха. А семьи казаков, наоборот, не работали на землях. Их обязанностью было - военная служба.

Приезжая из Оренбургской области, многие стараются привезти с собой пуховый платок. Тонкий, но удивительно теплый , он будто обнимает, баюкая в ладонях уюта.

Его история насчитывает много веков . Относясь к народным промыслам, наряду с расписной деревянной посудой, глиняными свистульками, шкатулками из бересты и украшениями из дерева, платки стали символом Оренбурга.
Сначала они вязались для личных нужд, а примерно 250 лет назад стали выставляться на продажу, превратившись в одну из статей дохода казачьей семьи.

Рост известности платков из козьего пуха связывают с личностью П. И. Рычкова. Он провел и опубликовал исследование о видах и свойствах козьего пуха. За работу был награжден золотой медалью.

Пуховязальный промысел продолжает уверенно развиваться, мастерицы передают опыт подрастающему поколению, совершенствуя узоры и типы вязки.

За многие годы сформировались несколько разновидностей платков и косынок. Это простой платок, паутинка и палантин.

Справка. Независимо от вида изделия, у каждого из них есть резная кайма, которую делают из ажурных зубчиков, и основное полотно, провязывающееся на 2 спицах.

Различаются платки по размерам и способу вязания.

Простой

Простой платок только называется так, а связать его очень непросто, хотя для мастериц эта задача легко выполнима.

Вяжут простой платок из толстой серой или белой пряжи.

Его ценность в сохранении тепла и защите от сквозняков .

Носили его ежедневно, сначала надевали тонкую полотняную косынку, а сверху пуховую роскошь. На узоры не скупились, даже в повседневной жизни женщина старалась быть красивой. Поэтому на платке есть простые незамысловатые узоры . В основном это чередование разных видов петель, складывающихся в ромбы или дорожки .

Начинают его вязать с углового зубчика каймы, постепенно переводя петли на вспомогательную спицу или булавку.

Большой, теплый и уютный платок становится прекрасной защитой от зимних холодов .

Паутинка

Во всем мире паутинка знаменита тем, что именно эта разновидность оренбургского платка легко проходит через обручальное кольцо.

Связанная из тончайшей двусоставной нити , она поражает воображение ажурностью и невесомостью . Закутав ей плечи, легко представить себя под облаком нежности.

Паутинка становится великолепным подарком тем, у кого проблемы со здоровьем .

Важно! Тонкая и прочная нить, равной которой нет в мире, получается только из пуха оренбургских коз, который имеет показатель 16-18 мкм.

Вяжется изделие из тонкой нити, но на толстых спицах . Процесс трудоемкий, поэтому даже у опытных мастериц занимает около 2 недель.

Узор более замысловатый , самыми популярными остаются «горошек» или «червонки», форма платка квадратная.

Это более нарядный вариант, встречаются очень сложные ажурные узоры.

Такие платки уже относятся к разряду праздничных и сами по себе являются прекрасным украшением.

Палантин

Палантином называется прямоугольный роскошный аксессуар для торжеств и юбилеев, семейных праздников, важных встреч и свиданий с любимым человеком .

Отличается сложностью узора, четкостью его структуры. Большинство моделей вяжется из белоснежных тонких нитей , состоящих из пуха и основы.

Красота оренбургских палантинов ценится во многих странах, их стремятся приобрести в качестве ценного подарка.

Благодаря большому размеру, он закрывает не только плечи, но и спину, драпирует фигуру фактурными складками, согревает, создает ощущение уюта .
Несмотря на то что нить тонкая и плетение ажурное, палантины из пуха очень теплые .

Важно! В процессе носки изделие начинает пушиться, закрывая пробелы в плетении. Поэтому рисунок сохраняется, а уровень сохраняемого тепла повышается.

Из чего вяжут оренбургские пуховые платки

Основная особенность платков оренбургских мастериц - воздушность и лёгкость . Даже повседневные виды, связанные без особых изысков, мало весят и прекрасно держат тепло . Иногда приходится слышать, что оренбургский платок называют шерстяным. Это ошибка. Свои изделия мастерицы делают не из какой-либо шерсти, а из пуха. А их секрет заключается в особой структуре пуха.

Справка : получить пух такого же качества в других регионах не удается. Козы, вывезенные из привычной среды обитания, со временем теряют свою уникальность и пух становится грубым и тяжелым.

Структура пряжи

Техника прядения тоже имеет свои секреты.

Сам по себе пух не будет достаточно прочным. Поэтому пряжа для вязания имеет 2 компонента.

  • Пух - главная составляющая пряжи.
  • Основа - нить на которую напрядается пух. В качестве основы используют шелковую, хлопчатобумажную, лавсановую или вискозную нить.

У каждой прядильщицы толщина и структура нити уникальна .

Спряденная вручную пряжа нежная, тонкая и шелковистая. Пух плотно прилегает к основе, не пушится при перемотке и вязании . Только в изделии начинается естественное изменение структуры, платок приобретает объем.

Внимание! Искусственно пушить оренбургские платки, паутинки и палантины не рекомендуется.

Такая мера сильно сократит их срок службы.

Натуральная палитра включает несколько оттенков белого, серого и почти черного цветов. Остальные расцветки получаются при добавлении химических и натуральных красителей.

Благодаря тонкости нитей, расход пряжи на изделие минимальный . Например, на 2 платка понадобится около 300 гр. пряжи.

Чем ажурнее вязка и толще спицы, тем меньше материала потребуется на изделие.

Состав разных видов платков

Из чего вяжут простой платок

Самым плотным является простой платок .

Он связан из относительно толстой нити серого или белого цвета . Для основы используется хлопок .

Иногда используются другие виды, но поскольку вяжется он платочной вязкой цельным полотном и украшен только ажурными зубчиками, то слишком тонкая пряжа и не нужна. Основная задача такого платка ежедневно согревать хозяйку, храня ее от простуды и радикулита.

Из чего вяжут паутинки и палантины

Паутинки и палантины выполняются в технике ажурной вязки из тонкой пряжи . При ее изготовлении пух был напряден на шелковую или вискозную основу .

В последние годы стали применять для основы синтетические нити. Они придают прочность, не дают изделию терять форму и деформироваться после стирки.

  • Настоящий оренбургский платок можно протянуть через кольцо и уместить в скорлупе гусиного яйца.
  • В октябре проводятся традиционные Дни Оренбургского пухового платка и акция, приуроченная к Покрову Дню. В это время женщины наряжаются в тончайшие шедевры пуховязального промысла, а мужчины стараются подарить любимой платок или шаль.
  • Самый большой оренбургский пуховый платок имеет площадь 400 кв. м.

Неблизок путь от Оренбурга до районного центра Саракташ, старинного «гнездовья» пуховязальщиц, и оттуда до села Желтого, где живут и работают известные мастера этого промысла. Зимняя степь, как пуховый платок, стелется за окном автобуса, наводя на размышления об истоках оренбургского промысла и его истории.

Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел.

Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения — калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» — дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длинными зимними вечерами вязали они нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.

Возможно, таким же ясным декабрьским днем, как сегодня, в 1861 году катилась к Оренбургу санная повозка. Лишь звон колокольчика да редкое всхрапывание закуржавленных лошадей нарушали глухую тишину неоглядной степи. То и дело на узкую дорогу набегали семейки молодых дубков и березок с тонкой ажурной вязью нагих вершин, по обочинам тянулись затейливые стежки заячьих и лисьих следов. Такие зимние поездки очень любила Мария Николаевна Ускова. Она не спеша рассматривала зимние узоры и сюжеты, чтобы потом душа и руки ее созрели для дивного творчества, чтобы она, простая казачка, смогла сотворить чудо!..

В Оренбурге Ускова подала губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англию привезенные ею пуховые платки. Когда узнала, что просьба ее удовлетворена, обрадовалась и напугалась: ее рукоделье пошлют в далекий, как край света, Лондон! Шесть ее платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. В архиве оренбургского генерал-губернатора хранится эта расписка и прошение Усковой. На пожелтевшем листке размашисто и витиевато написано: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил».

После закрытия в Лондоне всемирной выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург».

Село Желтое встретило меня морозом и солнцем. Голубоватые сугробы на обочинах широких параллельных улиц, аккуратно подкрашенные хатки с синими ставнями, бурые отроги Уральских гор вдали... Старое крепкое село, построено с размахом. Еще в 1825 году здесь был создан форпост казачества.

На одной из улиц — Почтовой — свежевыбеленная хатка Шамсури Абдрафиковны Абдуллиной — одной из лучших местных вязальщиц. Хозяйка дома — полноватая, круглолицая, в домашнем фланелевом халате, усаживает меня за чашку чая, поинтересовавшись сначала, буду ли я пить с молоком или «по-городскому».

После чая Шамсури приглашает меня в горницу, садится за стол и, достав узелок с пухом, говорит:

— Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. — Развязав узелок, она отделяет небольшой клочок и предлагает мне проделать эту операцию. Я тщательно рассматриваю на свет крохотный комочек пуха. Долго и упорно пытаюсь очистить его от мелких семян трав. Медленная и утомительная работа, которая и сто и двести лет назад выполнялась точно так же.

— Теперь надо сделать первый прочес на двухрядной гребенке. Сейчас я вам ее покажу. Нашей гребенке лет уж сто будет. И мама на ней чесала, и бабушка.

Деревянный угольник с острым стальным гребнем Шамсури приспосабливает на колене и, положив немного пуха на гребень, протаскивает сквозь зубья тончайшие нити.

— При первом прочесе отделяются короткие волокна. Потом пух промываем в мыльной воде и сушим на воздухе. Сухой, чистый пух прочесываем еще два-три раза, пока не появится блеск. Теперь можно начинать прядение. — Мастерица берет веретено в правую руку, а в левую — горсть уже готового пуха. Быстрым движением пальцев вращает веретено, и вот уже на нем растет холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой нити.

— Пух спряден, но вязать еще нельзя, — поясняет мастерица. — Пуховую нить сматывают с тонкой нитью натурального шелка, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова. — Шамсури разворачивает сверток с вязанием. На колени падает почти законченная ажурная белая «паутинка».

— Начинаю вязание с тесьмы из сорока пяти зубчиков, потом по длине тесьмы набираю четыреста петель, тут важно не ошибиться, иначе не выйдет рисунок. Да вот, посмотрите сами.

Шамсури надевает очки, привычно прикалывает вязанье булавкой к своему платью — для ровности петли, поясняет она. Тонкие, короткие и острые, как иглы, спицы только мелькают в гибких пальцах. Вяжет ли она простую платочную петлю или делает накид — уловить невозможно.

— А откуда вы узоры берете? — интересуюсь я.

— Узоров много всяких — соты, глухотинка, кошачьи лапки... Каждая вязальщица знает их, издавна из рук в руки они передаются. Вот посмотрите: эти мелкие дырочки называются пшенки, а эти покрупнее — корольки, а цепочные дырочки — мышиные тропки, а вот тут — косорядки. Круг у меня состоит из угольнич-ков, пшенки, рыбок и косорядок, а кайма — из снежинок и глухотинок. — Шамсури расправляет вязание и показывает четыре одинаковых прямоугольника и в центре непохожий на них ромб.

— Это пятикруговой платок. Во время работы я мысленно делю платок на четыре одинаковые части. Расчет делаю в самом начале работы, а потом пальцы сами чуют, какие петли вязать и сколько их надо сделать в каждом ряду. Я ведь с семи лет вяжу. Сначала маме помогала, потом и сама стала «паутинки» вязать. Всех племянниц обучила, а у меня их семь. И как расчет новых рисунков делать, и как каждую петлю провязывать, и чтобы спицы близко к глазам не держали и нить не перекручивали при прядении. Такое наше ремесло. Очень домашнее оно. От потомства к потомству все лучшее передается. От матери — к дочери, от бабушки — к внучке. У нас в Желтом — двести вязальщиц, и все они своим искусством делятся.

Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. Засела в душе корысть — не откроется тебе истинная красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в Приуральских степях!

От быстрых и ловких движений рук мастерицы невозможно отвести глаз. На указательном пальце ее левой руки маленькая, как хрящик, мозоль. По этому месту много лет струится пуховая нить.

Не зря, наверное, говорят: для вязальщицы пух и узоры, что для художника кисти и палитра — «материал один, а талант разный». А мастерство здесь в почете. Недаром каждая пуховница в Оренбуржье мечтает связать платок знаменитой в прошлом мастерицы Настасьи Яковлевны Шелковой: пять аршин в длину и пять в ширину, да чтобы не только в золотое кольцо прошел, но и уместился в скорлупу гусиного яйца.

Провязав последние зубчики, Шамсури затягивает петлю. Теперь платок надо выстирать, отбелить, обшить по зубчикам хлопчатобумажной тесьмой и аккуратно натянуть на деревянную раму.

— Сколько же часов вы вязали эту «паутинку»?

— Трудно сказать. Когда быстрее вяжется, когда медленнее. Работницы оренбургского комбината должны по плану сдать в месяц одну «паутинку» — полтора метра на полтора, и один палантин. Но у меня, бывает, и по два палантина выходит.

Я уже знаю, что «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на всемирных выставках в Канаде и Японии, что она участник многих всероссийских и всесоюзных выставок.

Последний раз оглядываю чистую горницу с высокой кроватью, множеством пышных подушек, красно-синих ковриков и пестрых половичков на светлом, выскобленном до желтизны полу... Правда, говорят, что хорошая мастерица плохо ничего делать не умеет.

Всю обратную дорогу в Саракташ, пока «газик» прыгает по обледенелым буграм проселочной дороги, я неотрывно смотрю на ровную и плоскую степь, на редкие, сизые, не сбросившие инея кустарники карагача и жимолости, на стайки бархатных метелок незасыпанного снегом камыша. На обочине — следы заячьих набегов: две ямки покрупнее вместе и две поменьше врозь, а вот и лисичка пробежала, как машинкой прострочила. Видно, эти-то снежные равнины, крутые морозы да раздольные степные песни помогли оренбургским мастерицам-вязальщицам найти орнамент своего рукоделия, язык и ритм его.

Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан и многотрудному искусству козоводов.

На Оренбуржье пять козоводческих совхозов. Мой путь лежит в «Южный» в Соль-Илецком районе.

Оренбургская пуховая коза... На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Белая безрогая швейцарская; маленькая аспидно-черная африканская; крупная грациозная, с белой шерстью ангорская; горбоносая грубошерстная нильская, приносящая за один окот до пяти козлят и дающая до восьми литров молока в день; безрогая, с белой длинной шерстью альпийская; молочная немецкая... Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.

Французский доктор Бернье, путешествовавший в 1664 году по Тибету, увидел там прекрасные ткани и головные уборы, те самые, что иногда попадали на Запад и восхищали торговцев и покупателей. Бернье заинтересовался, откуда берется сырье для этих теплых и изящных изделий, и узнал, что это пух кашмирских коз. Доктор загорелся желанием развести таких коз во Франции. Но прошло немало лет, прежде чем французы начали осуществлять его идею.

В 1818 году за кашмирскими козами отправился профессор-востоковед Жубер. По пути в Тибет он остановился в Одессе и узнал у местных предпринимателей, что между Астраханью и Оренбургом чабаны пасут пуховых коз — потомков кашмирских. Профессор Жубер исследовал пух оренбургской козы и нашел его намного лучше, чем у чистопородной тибетской. Он закупил 1300 коз. Эта огромная отара была пригнана на побережье Черного моря и на корабле отправлена в Марсель. Долгое плавание в тесных и душных трюмах выдержали только четыреста коз и всего несколько козлов. Оставшихся животных холили и берегли, как заповедных зверей, но козы, увы, стали безнадежно терять свои выдающиеся «пуховые» качества и в течение нескольких лет превратились в грубошерстных. Не прижились они и на прекрасных лугах Англии и Латинской Америки, куда также были завезены из России. Стало ясно: для созревания пуха нужны особые климатические условия, такие, как в оренбургских степях.

Отдав нужные распоряжения, главный зоотехник совхоза предложил посмотреть кошары, где зимуют козы.

— Коза — ласковое и очень привязчивое животное, — рассказывал по пути Михаил Павлович Кутырев. — Раньше бытовало меткое выражение «коза — корова бедняка». В самом деле, удобное и доходное животное. Коза устойчива против эпидемий, непривередлива к еде. Перед нами ставят две главные задачи: первая — дайте больше отличного пуха: вторая — серьезнее ведите племенную работу, растите и умножайте отары оренбургских коз. Поголовье за последние годы у нас в совхозе увеличилось вдвое. А повышение закупочных цен на пух укрепило экономику совхоза. Хозяйство у нас рентабельно давно. От основной отрасли мы получаем до трехсот тысяч рублей ежегодной прибыли.

С сельской улицы мы свернули на прямую и широкую магистраль. По обе стороны — длинные кошары под шиферной крышей, аккуратно побеленные известкой. Двор каждой кошары отгорожен забором от дороги и соседних кошар.

— Это и есть наш козоводческий зимний городок. Здесь козы живут три-четыре месяца, самые холодные.

Входим в один из дворов, заполненный коричневатыми с серыми подпалинами козами. Пахнуло свежим сеном и степным ветром. Двор застелен пшеничной соломой, и на золотистом фоне коричневые козы кажутся акварельными.

Навстречу нам идет румяный человек. Знакомимся. Это хозяин «резиденции» чабан Иван Григорьевич Якубенко. Прошу его рассказать о работе.

— Коза, конечно, большую часть года пасется в степи, но это вовсе не значит, что ее можно и не кормить, — начинает свой рассказ Иван Григорьевич. — У нас чабаны так говорят: с худой козы и пух худой. Корма — забота номер один. В совхозе не жалеют на это средств. Мы с женой сейчас кормим коз сеном, зерном, концентратами. Едят они и ветки ивы, липы, вербы. Пух на козе растет и зреет сам, конечно, но и догляд чабана необходим постоянно. Оставь козу без соли — пух уже не тот, переела белковых — пух совсем захирел, клещи к козе пристали — пропал пух, опоздали козу чесать — пух перезрел.

— Вот посмотрите, — Иван Григорьевич ловит за рог ближайшую козу, которая пристально наблюдает за новым человеком в отаре, — пух закладывается в сентябре — ноябре. Видите, как он уже подрос?

Я дотрагиваюсь до дымчато-шоколадной, мягкой и теплой «одежды» козы и тут же отдергиваю руку — животное резко вздрогнуло. Чабан отпустил козу, и та сразу же смешалась с отарой. Через минуту я уже не могу отличить ее от остальных. У всех маленькие загнутые рога, крошечная бородка и челка. Спина прямая, немного приподнятая сзади, ноги крепкие, невысокие.


Следующий наш визит к чабану Жумабаю Каражанову. Худенький, подвижный, с темным от неистребимого загара лицом, он все пытается поудобнее устроить нас на скамейке.

— Дождь нужен, ветер нужен, мороз крепкий нужен, чтобы пух на козе хороший был, — говорит он хрипловатым от простуды голосом, — и еще честность в работе нужна, очень большая честность. Почему Каражанов сдал 145 килограммов пуха сверх плана? Я валушка два, а то и три раза верну чесальщику — тут, покажу, не дочесал и тут оставил — и заставлю вычесать все до грамма.

Пух чесать — дело трудное. Пытались здесь заменить ручной гребень машиной — пока не вышло. И ныне чешут вручную. Норма — десять-двенадцать коз за смену. В совхозе тысячи коз, обработать их надо быстро., в течение двух недель, не то пух перезреет. Чешут коз дважды — в феврале и марте. Пух первой чески самый ценный. Пух оренбургской козы эластичен, легок, нежен, пушист, у него низкая теплопроводность. По тонине (тонкости) и. шелковистости он не уступает пуху ангорскому.

Должно быть, в защиту от лютого зимнего холода и от немилосердной летней жары растет на козах подшерсток — пух — то самое сказочное,руно, из которого вяжут знаменитый оренбургский платок.

— Поглажу козу по спине, если пух в руке останется — неотложно чесать надо, — продолжает Жумабай Каражанович. — Да и сама она знак подает, трется, чешется о камни или кустарник. В теплую зиму линька наступает раньше, чем в холодную. Пух быстрее созревает у коз с хорошей упитанностью, у взрослых животных раньше, чем у молодняка, у козлов позже, чем у маток. Нельзя коз долго держать в теплых кошарах — пух прекращает расти...

Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые платки и белые «паутинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рождается оренбургский платок-ручной работы, слава которого не стареет.

Екатерина Фролова
1979 г

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!