Женский журнал Ladyblue

Как безболезненно научить ребенка засыпать самостоятельно: техника самостоятельного засыпания. Учим ребенка сидеть: когда, как и надо ли

О будущей правильной походке малыша надо позаботиться заранее, не дожидаясь первых самостоятельных шагов. Походка начинается с правильной своевременной опоры на ноги и правильного положения стопы. Сначала тренируем правильную опору ног при соприкосновении стоп ребенка с поверхностью пола или стола. Чуть позже нам потребуется для этого гимнастический мяч. Но сначала пошагаем с ребенком, лежащим на спине. Для этого возьмите его ноги в области голеностопных суставов, согните их в коленях и поставьте на стол, плотно прижимая подошвы стоп к поверхности стола. Теперь пошагайте по столу сначала на одном месте, затем переставляя ножки на несколько шагов вперед, потом вернитесь назад. Повторите упражнение 3-5 раз. Следите, чтобы при этом пальчики на ногах не поджимались, а стопы не косолапили.

Положите ребенка на мяче на живот, удерживайте его при этом в подмышечной области. Прокатите малыша на мяче на себя до соприкосновения его подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Вы должны добиться в этот момент выпрямления ног и удержания веса тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5 - 7 раз.

Упражнение «цапля». Выполняется при уверенной опоре на ноги. Тренировка стояния на одной ноге при поддержке ребенка в подмышечной области. Для этого возьмите малыша спиной к себе, поставьте его на стол или пол. Одной рукой обнимите его за талию, другой рукой возьмите голень ребенка и согните ногу в коленном суставе. Удерживайте ее в таком положении до 5-7 секунд. При этом ребенок должен удержать свой вес на одной опорной ноге, не сгибая ее. Повторите упражнение 2 - 3 раза для каждой ноги.

Упражнение «воздушный шаг». Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Только вы, удерживая свободную ногу, должны ей описать шаг в воздухе. Движение должно повторять шаг через воображаемое препятствие. Повторите его 3-5 раз и поменяйте опорную ногу.

Упражнение «ступенька» Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого нм понадобится прочная коробка высотой 6-7 см. Исходное положение как и в предыдущих упражнениях. Перед его ногами поставьте ступеньку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение еще 3-5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.

Если у ребенка хорошо получается вставать на одну ступеньку, сделайте ему для занятий лесенку из 2-3 ступенек. Для этого также можно использовать аналогичные прочные коробки (например, из под обуви), которые наверняка можете найти у себя дома. Сначала вы помогаете малышу подняться по лесенке путем поочередной перестановки его ног и переноса веса его тела на опорную ногу. Повторите упражнение 3-5 раз. Когда малыш запомнит необходимые движения предоставьте ему возможность переставлять ноги самостоятельно.

Упражнение «футбол». Для игры нам понадобится легкий пластиковый мячик диаметром 15-20 см. Держите малыша также как и в предыдущих упражнениях. Мячик положите перед ногами ребенка. Возьмите ногу ребенка в области голени, слегка ее согните и ударьте стопой по мячику. . Повторите упражнение 5-7 раз для каждой ноги. Затем предложить ребенку ударить по мячу самостоятельно. Если малыш не успел запомнить новое движение, необходимо повторить упражнение еще раз.

Начальная ходьба с поддержкой за подмышки. На первом этапе желательно переставлять ноги ребенка, контролируя своими руками правильную постановку стоп на поверхности стола, с умеренным прижатием стопы при опоре. Число повторений - произвольное. Как только вы увидите, что ребенок хорошо и правильно делает шаг, можно больше не контролировать его движения своими руками.

Во всех приведенных упражнения ребенок должен поддерживаться вами в подмышечной области. Освоив их, таким образом, переходим к упражнениям, в которых ребенок поддерживается вами за две руки. И ваши занятия теперь будут проходить на полу. Некоторые родители хотят научить ходить своего малыша преждевременно, не дожидаясь его готовности к этому. Для чего во время попыток пройти с ним подтягивают ребенка за поднятые вверх руки. При этом увеличивается риск получения травмы, обусловленный анатомо-физиологической особенностью плечевого сустава в этом возрасте. Готовность к ходьбе с поддержкой определяется умением ребенка удерживать свой вес и переносить его с одной ноги на другую. Поддержка за руки в первую очередь нужна для его равновесия, поэтому во время ходьбы руки ребенка не должны подниматься выше плечевого пояса. При тренировке ходьбы, руки ребенка должны находиться на уровне его груди.

Молодым и неопытным родителям постоянно приходится решать новые для них задачи. Часто предметом беспокойства становится плохой сон ребёнка. Привезя малыша из роддома, они замечают, что их не спит ночью. Что делать в этом случае? Ни в коем случае не предпринимать никаких мер, не посоветовавшись с участковым педиатром или патронажной медсестрой!

Проблемы со сном ребёнка знакомы каждому родителю

Трудности со сном бывают в любом возрасте. У грудных детей они лишь в исключительных случаях связаны с функциональными расстройствами здоровья.

Не нужно пугаться того, что маленький ребенок не спит ночью. Что делать в таком случае в первую очередь? Разобраться, действительно ли он всё время бодрствует. Скорее всего, при ближайшем рассмотрении окажется, что страхи родителя преувеличены. Понаблюдав за малышом днём, можно понять, достаточно ли он отдыхает. Если он активен, любознателен, хорошо ест и не капризничает, значит, он высыпается. Несмотря на то что у каждого человека своя потребность в сне, дети в силу физиологических особенностей должны спать больше, чем их родители.

Разная продолжительность сна зависит от возраста и рациона питания

До года потребности в сне меняются очень быстро. Если в первый спит почти постоянно, делая лишь двадцатиминутные перерывы на кормление, то постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Грудные младенцы, имеющие возможность получать доступ к материнской груди в любое время, нередко производят впечатление никогда не спящих. На самом деле малыш может постоянно держать грудь и в это же время спать, просыпаясь лишь после того, как накопится новая порция молока. Он её высасывает и засыпает снова, пожёвывая сосок. Мать думает, что он не спит совсем, а он, напротив, спит почти всё время.

Вводя прикорм, родитель учит малыша насыщаться более крупными порциями, получать еду не так часто, как раньше. Поэтому постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Тогда становится понятнее, насколько отличается поведение ребёнка в разные часы суток - он играет погремушками, ловит свои ножки в забавных пинетках, пытается разговаривать (гулит) или тихо посапывает у маминой груди. Прежде чем впадать в панику и бежать к врачу с тревожным вопросом: «Месячный ребенок не спит ночью. Что делать?!», подумайте - может быть, ваш малыш восстанавливает силы, когда его прикладывают к груди? Чаще всего так и оказывается.

Как узнать, что беспокоит ребёнка?

Для того чтобы понять, что делать, чтобы ребенок хорошо спал ночью, нужно узнать, что может беспокоить малыша. Если у мамы отсутствует опыт обращения с маленькими детьми, то она будет испытывать большие трудности со своим первенцем, ведь сам он не умеет сказать, что ему мешает. Маме нужна помощь и поддержка. Её может оказать старшая родственница, подруга, у которой были такие же проблемы, и участковый врач.

Когда малыш не спит, кричит, беспокойно двигается - значит, ему плохо. Нужно что-то предпринять. Энциклопедические справочники молодых мам и ресурсы интернета нередко оказываются очень хорошими помощниками, если нет возможности побеседовать с компетентным человеком. Из них можно узнать правила гигиены для детей разного возраста, выяснить возможные причины плача новорождённых, а также найти советы, что делать, чтоб ребенок спал ночью, хорошо кушал днём и т. д.

Продолжительность ежедневного сна зависит от возраста младенца. Новорождённый спит по восемнадцать часов в сутки, просыпаясь только для того, чтобы попитаться. До года каждые два месяца необходимое количество сна сокращается на час. Нужно понимать, что процесс этот последовательный. Только в первые три месяца изменения, происходящие с ребёнком, видны сразу. В это время он мало зависит от внешних факторов. Он только ест, спит, испражняется и массу сил тратит на привыкание к новой для него реальность вне маминого живота.

Опрелости - причина беспокойного поведения

Подрастая, ребёнок начинает более активно реагировать на окружающее. Новая еда, новые впечатления от игрушек и людей, перемена погоды (скачки атмосферного давления), - всё это существенно влияет на самочувствие малыша. Не умея сказать словами, что его расстраивает, он имеет возможность донести информацию до родителей лишь несколькими способами.

В первую очередь это настроение малыша. Если он капризничает, вяло реагирует на ваши попытки поиграть с ним, резко вскрикивает, совершает не вполне адекватные движения, некоторые родители полагают, что пришло время пересмотреть режим его питания, сна и бодрствования. При несбалансированном режиме ребенок очень плохо спит ночью. Что делать в первую очередь? Прежде чем менять рацион питания и распорядок дня, проверьте, не появились ли у него между складками кожи, в паху, в районе ануса опрелости от подгузников или от слишком тёплой одежды. В большинстве случаев это срабатывает, ведь даже небольшие покраснения причиняют ребёнку боль. Малыша надо искупать в тёплой воде с отваром череды, воспалённые места смазать облепиховым маслом или специальной детской мазью и больше не укутывать слишком туго. В очень тёплом помещении можно дать ему побыть в кроватке без одежды. В дальнейшем надо очень тщательно следить за свежестью белья и вовремя менять пелёнки и подгузники.

Налаживая сон ребёнка, мы выстраиваем будущие отношения в семье

Если проблемы опрелостей у вашего малыша нет, но из-за непродуманного режима ребенок очень плохо спит ночью, что делать, чтобы приучить его к удобному и более взрослому распорядку дня?

Очень полезно перед сном делать получасовую прогулку по свежему воздуху. Комнату, где спит младенец, необходимо утром и вечером проветривать. Плохой сон часто является следствием кислородного голодания. В детской спальне рекомендуется установить ионизатор воздуха и аквариум с рыбками. В этой комнате лучше не заниматься дневными играми. Вся её обстановка должна создавать ощущение покоя, расслабленности и сна. Даже если количество комнат в квартире не позволяет отвести несколько из них под отдельные спальни для каждого члена семьи, то при появлении маленького ребёнка одна из комнат должна стать общим для него и его родителей оазисом тишины, свежести и покоя. Пусть в ней спят мама, папа и ребёнок. Как известно, вместе с родителями дети спят лучше и крепче. Их не мучают ночные страхи - они не испытывают чувства одиночества и покинутости. Кроме того, ежедневный ритуал, совершаемый перед тем, как отойти ко сну, имеет большое значение.

Молодые родители во все времена и во всех точках мира при воспитании детей всегда сталкивались с одними и теми же проблемами: новорождённый, годовалый, или более старшего возраста ребенок не спит ночью. Что делать? Понятно, что здоровый малыш с удовольствием будет спать или дремать под боком у мамы, папы, бабушки или дедушки, но постоянно быть при нём невозможно. А он чутко отслеживает все попытки несчастных родителей тихонько покинуть комнату. Современным мамам и папам в этом смысле гораздо лучше, чем их предшественникам. Им большую помощь оказывает электронная техника. У них есть возможность подключить к гаджету наушники и посмотреть фильм, поиграть в компьютерную игру, почитать интересный интернет-журнал или книгу, пока малыш засыпает. Этим надо пользоваться. В прошлые времена детям давали соски, пропитанные успокаивающими снадобьями, в частности маковым отваром, спиртовыми настойками и пр. Ведь укладываться в восемь-девять часов взрослому человеку рано, а малыш не хочет быть один.

Важно не переусердствовать с электронными помощниками. Живое общение с ребёнком имеет огромное значение как для его развития, так и для отношений внутри семьи в будущем. Кроме того, оно необходимо для прививания навыков коммуникации, без которых во взрослой жизни очень нелегко. Если годовалый что делать, чтобы это не стало причиной хронического недосыпания его родителей? Кормить, высаживать на горшок, играть и общаться с малышом при каждом его пробуждении для работающих родителей очень непросто. Малыша рано или поздно всё равно придётся приучить к тому, что люди ночью спят, а бодрствуют, играют и общаются днём. Так уж в нашем мире заведено.

Как подготовиться ко сну

Помогут это сделать тихие расслабляющие игры, например укладывание кукол и плюшевых мишек. Вечерние занятия не должны напрягать внимание. Интенсивные развивающие занятия следует оставить для дневного времени. Плазменные или жидкокристаллические экраны также следует исключить. Надо сказать, что созерцание картинок (фильмов, аниме и пр.) с электронных носителей отрицательно сказывается на психосоматическом развитии детей. Лучше почитайте ему книжку или расскажите сказку. Это успокоит нервную систему и настроит на отдых.

Растения помогут расслабиться

Фитотерапия - незаменимый помощник при трудностях с засыпанием. Очень расслабляют ванны с экстрактами ромашки, пустырника, мяты или мелиссы, отварами коры дуба, хвои сосны, кедра, пихты и пр. Вечерний чай с ромашкой, липой, малиной, пустырником или сбор этих трав полезно пить за полчаса до сна, после купания. Подушка с нераспустившимися шишками сухого хмеля подарит крепкий и здоровый сон как ребёнку, так и его родителям.

Благотворное влияние домашних животных

На детей успокаивающее действие оказывают занятия с домашними животными. Если это аквариум с рыбками, то их можно покормить, посмотреть, как они плавают, поговорить об этом, послушать журчание воды. Уложив дитя в кровать, предложите ему понаблюдать за обитателями водного мира. Аквариум, освещённый слабым светом - прекрасное успокаивающее средство, воздействующее на психику невербально, лишь посредством визуального контакта.

Перед сном очень умиротворяюще на перевозбуждённого подвижными играми ребёнка окажет и занятие с хомячками, кроликом, собакой или кошкой. Этих пушистых животных можно погладить, покормить, посмотреть, как они возятся. Урчание кота усыпит даже самого шустрого малыша. Присутствие в доме животного, даже рептилии, вроде водной черепахи или медлительной игуаны, экзотического насекомого или птицы всегда успокаивает. Ваш ребенок не хочет спать ночью? Что делать? Заведите домашнее животное. Только старайтесь особенно тщательно следить за соблюдением правил гигиены.

Успокойтесь и возьмите себя в руки, прежде чем ломать голову, как усыпить чадо и в который раз задавать вопрос: «Что делать?» Ребенок не спит ночью, если он голоден, перевозбуждён или у него что-то болит. Детские страхи тайных чудовищ - это выдумка. Малыши не знают о них ничего до тех пор, пока не увидят по телевизору или иному гаджету. Вы ведь не развлекаете своего грудничка ужастиками?

Прорезывание зубов - частая причина бессонницы

Вы накормили своего карапуза, погладили его по голове, спинке или животику и всё-таки ваш грудной ребенок плохо спит ночью. Что делать в этой ситуации? Измерьте ему температуру. Возможно, он заболел. С детьми, находящимися на грудном вскармливании и изолированными от внешних инфекций, это случается крайне редко. Чаще всего повышение температуры свидетельствует о прорезывании зубов. В этой ситуации у малыша увеличивается слюноотделение, он пытается что-нибудь взять в рот, резко кричит. Материнская грудь для него - самое лучшее успокаивающее и обезболивающее средство. В некоторых случаях можно использовать обезболивающий гель, предназначенный для смазывания дёсен, но его можно давать только после консультации с педиатром. Когда месячный ребенок не спит ночью, что делать, подскажет тот же врач.

Если болит животик, малыш не может спокойно спать

В младенческом возрасте дети часто страдают от колик или газов. Облегчить состояние и освободить кишечник поможет тоненькая трубочка, вставленная в анус. Она должна быть полой и иметь гладкие края. Проще всего воспользоваться пластмассовым наконечником от маленькой детской спринцовки.

Страдающий от колик новорожденный ребенок не спит ночью. Что делать родителям, если они боятся самостоятельно отвести газы при помощи трубочки? Положите младенца на спинку, на животик поместите мягкую пелёнку и погладьте животик ладонью по часовой стрелке. Начинайте с маленького круга вокруг пупка и постепенно по спирали увеличивайте диаметр.

Может помочь сгибание и разгибание ножек в коленях. Это упражнение известно под названием «велосипед». Уложите ребёнка на спинку и сделайте несколько движений его ножками. Должно помочь.

Что делать - ребенок не спит ночью после кормления? В этом случае ему требуется отрыгнуть воздух. Часто новорождённые малыши, не умея правильно сосать, заглатывают много воздуха. Это вызывает у них чувство дискомфорта. Возьмите дитя на руки, держите его вертикально, слегка прижав к себе. Погладьте по спинке. Как только он срыгнёт, ему станет легче и он сможет уснуть.

Прививки создают кратковременные проблемы, но без них не обойтись

Что делать - ребенок не спит ночью после прививки? Это обычная ситуация. Бояться здесь нечего. Нужно просто переждать. У большинства детей после этой процедуры повышается температура, они становятся беспокойными, много кричат. Больше времени носите малыша на руках, оберегайте от резких перепадов температуры, пару дней не ходите с ним гулять на улицу. Прививка - тяжёлое испытание для крохотного человека, но она необходима. Некоторые родители совершают ошибку, отказываясь прививать своё чадо от полиомиелита, свинки, краснухи и прочих болезней. Хороший врач не отправит его на прививку, если он слишком слаб или есть угроза здоровью.

Лекарственные средства

Самолечение недопустимо! Есть вполне безопасные средства, которые можно давать, если возник вопрос: «Что делать ребенок - не спит ночью?», но и их следует принимать только с разрешения педиатра.

Многим известен часто выручающий родителей глицин. Он оказывает слабо выраженное седативное и транквилизирующее действия. Снимая психоэмоциональное напряжение, глицин облегчает засыпание и нормализует сон. Одной таблетки за полчаса до сна вполне достаточно.

"Санасон" и "Персен" также являются безвредными седативными препаратами. Они сделаны на основе лекарственных трав, но без согласия врача их давать здоровому ребёнку нельзя. Они содержат экстракт корней валерианы, а это растение способно спровоцировать аллергическую реакцию.

Во время прорезывания зубов организм ребёнка остро нуждается в дополнительном кальции. Его недостаток проявляется в повышенной нервной и психо-эмоциональной возбудимости. Попросите своего педиатра выписать вам соответствующий препарат.

Ещё одно безопасное средство - раствор В настоящее время его редко выписывают, потому что он делается на заказ по индивидуальному рецепту.

Большинство детей сидеть самостоятельно в возрасте полугода еще не умеет, однако именно в это время можно начинать обучать их этому действию. Главное – не переусердствовать, чтобы не нанести вреда еще недостаточно окрепшему позвоночнику.

Необходимо научить ребенка самостоятельно садитьс я правильно? Чиатйте нашу инструкцию:

Инструкция
1 Ежедневно делайте с ребенком зарядку, используя специальные упражнения: помогайте ему садиться самостоятельно из положения лежа на спине, подтягиваясь за ваших рук. Начинать следует с 3-5 раз: малышу еще тяжело удерживать свой вес на руках.
2 Купите с крупноячеистой сеткой. Когда проводит время в манеже, покажите ему, как он может подтягиваться, придерживаясь за сетку руками. Держаться за гладкие палочки решетки детской кровати ему не очень удобно, так как руки по ним соскальзывают. Манеж же очень удобен в этом отношении, и ваш намного быстрее научится в нем не только садиться, но и вставать.
3 Сажайте малыша ненадолго в детскую коляску, приподняв ее спинку. Если у вас коляска-трансформер, и вы еще не вынули из нее корзину, сейчас самое время это сделать. Если же ребенок до сих пор ездил в коляске-люльке, пора уже купить и прогулочную.
4 Не оставляйте малыша в сидячем положении дольше, чем на 5-7 минут, по крайней мере, в первую неделю, – потом время можно будет постепенно увеличивать. В помещении для приучения малыша к сидению можно использовать , спинка которого имеет несколько положений. 5 Чтобы ребенок научился садиться, его мышцы должны быть достаточно крепкими. Стимулируйте его к активному движению: почаще выкладывайте на живот, помогайте переворачиваться на спину и обратно, постепенно обучайте ползанию. Для этого можно использовать : пытаясь достать их, ребенок будет интенсивно двигаться. Помочь ему доползти до игрушки можно, подставив ладонь под его ступни, и легонько подтолкнув малыша вперед.
6 Вопреки распространенному мнению, не следует сажать 5-6 месячного ребенка на кровать или диван, обложив подушками: его мышцы в таком положении не задействованы. Чтобы научить его держать равновесие в сидячем положении, лучше ненадолго сажать малыша к себе на колени, предоставив возможность держаться за ваши пальцы и придерживая его в свою очередь за кисти рук. При этом можно использовать игры-потешки, – например, «Поехали с орехами», «По кочкам, по кочкам».

Учим ребенка сидеть.

Итак, учим ребенка сидеть. Девочку можно начинать учить сидеть, когда ей исполнится пол года, не раньше, потому что если ее начать садить в пять месяцев, это чревато загибом матки. Мальчиков можно начинать учить чуть раньше, лучше начинать с 5 месяцев, до этого времени позвоночник ребенка еще слаб для таких нагрузок.

Перед тем, как начинать упражнения по «сидению», сделайте ребеночку расслабляющий массаж спинки, животика, ручек и ножек.

После массажа кладем ребенка на спинку, на ровную, лучше твердую поверхность. Если будет очень мягко, то малышу будет неудобно. Возьмите ребеночка за ручки и аккуратненько потяните на себя пока малютка не сядет. Пусть малыш посидит несколько секунд, после этого точно обхватите его головку и, аккуратно, положите его опять на спинку. Пусть малыш немного отдохнет. Повторите упражнение еще несколько раз. Чувствуете, малыш начинает сгибать ручки в локотках? Это он напрягает и качает мышцы пресса, с помощью которых, в будущем сядет сам.

Когда играйте с ребеночком в «сели и опять легли», напевайте какую-то песенку. Например:

«Ох, ты совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидела,
Головой вертела.
Во траву свалилась,
В яму провалилась!»

Можно петь любую другую песенку. Такая игра способствует умственному развитию малыша. В течении 2-3 недель таких упражнений ребенок научится сидеть достаточно уверено. Не садите ребенка с опорой! Не обкладывайте его подушками! Малыш должен учиться сидеть сам. Уже к 7 месяцам ребенок будет очень долго сидеть сам, а если устанет, то ляжет на спинку.

С семи месяцев, показывайте малышу, как он сможет сесть сам. Не тяните его за обе ручки, а ставьте одну руку в опору, пусть малыш на одну ручку опирается, а другой подтягивается.

Самостоятельно детки садятся к восьми месяцам, некоторые чуть раньше, другие чуть позже. После того, как малыш сядет самостоятельно, ему уже будет не интересно сидеть. Сидение сразу же станет не модным. Он начнет стараться ползти, а в кроватке будет самостоятельно вставать, и смотреть на всех свысока!!! Обычно детки в этом возрасте очень довольные, когда у них получается самостоятельно встать. Теперь каждое утро малыш будет Вас встречать или сидя, или стоя. И будет широко улыбаться, своими беззубыми деснами, или уже зубатыми!

Ребенок садится...

В 6 месяцев немногие малыши умеют сидеть, но именно сейчас самое время обучить их этому. Самое главное, что необходимо помнить - требуется помочь ребенку сесть, но при этом не травмировать его, ведь у малышей мышцы и кости могут оказаться неподготовленным к такой нагрузке. Именно поэтому, сегодня мы обсудим не только, как правильно научить ребенка садиться самостоятельно без помощи родителей, но и каким образом укрепить тело малыша для того чтобы процесс обучения прошел без проблем.

1. Перед тем, как учить ребенка сидеть, поделайте зарядку. Желательно выполнять простой комплекс упражнений ежедневно. Его суть заключается в обыкновенных поглаживаниях и растираниях, сгибании и разгибании конечностей. Во время таких манипуляций улучшается кровообращение, а это означает, что ткани и органы внутри тела малыша растут, развиваются и укрепляются. Все движения нужно сопровождать ласковыми словами, сказанными спокойным тоном, чтобы ребенок не испугался.
2. Существует отличное упражнение, которое можно выполнять, если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка садиться самостоятельно без вашей помощи. Для этого уложите малыша на спину. Пусть он схватится за кисти ваших рук и станет подтягиваться вверх (естественно, ребенку нужно немного помочь). Упражнение повторяют 3-5 раз, постепенно увеличивая количество повторов. Помните, что малышу еще тяжело удерживать себя на весу, а потому, если видите, что он устал, прекратите занятия.

3. Отличных результатов позволяет добиться обыкновенный манеж. Многие модели производятся с крупноячеистой сеткой, которую можно использовать для подтягиваний. Покажите малышу, как это делать, и он будет самостоятельно пытаться сесть, держась руками за манеж.

4. Пришло время приучать малыша к прогулкам в коляске с поднятой спинкой. Старайтесь ежедневно приподнимать ее ненадолго - пусть малыш привыкнет к нагрузке. Но все равно сейчас большее количество времени ребенок еще должен проводить в коляске-люльке. Когда вы заметите, что чадо уже достаточно комфортно чувствует себя в положении сидя, можете гулять таким образом довольно длительное время.

5. Старайтесь ненадолго сажать ребенка к себе на колени (примерно на 5-7 минут). Обкладывать его подушками не стоит - в этом положении ребенок сидит, но его мышцы не работают.

6. Можно купить детский стульчик, положение спинки которого регулируется. Он отлично подойдет для тех малышей, которые только учатся сидеть.

Приучайте ребенка сидеть самостоятельно постепенно. Проявите терпение, старайтесь заниматься с малышом регулярно, и вскоре малыш станет сидеть самостоятельно.

Ребенок сядет тогда, когда его мышцы будут к этому готовы. Т.е. когда они достаточно развиты и крепки для такой нагрузки. Отставание часто наблюдается при нарушениях тонуса - гипотонии или гипертонусе. Если есть беспокойство, что ребенок отстает - нужна консультация невролога.

Как учить?

Дети сами не садятся по взмаху волшебной палочки.

Тут нужен гимнастический комплекс со специальными упражнениями - для подготовки. Постараюсь в ближайшее время продолжить в Мама &Малыш цикл о массаже и гимнастике.

А "садятся" они так - сначала как-бы "падают вперед" - это обязательно (!), но ни в коем случае не назад (!), но опираются на ручки. В этот момент ножки так расставлены в сторону, чтоб между ними могли опереться обе руки. Если спина уже достаточно сильная - проблем с этим не будет - ручки удержат малыша в положении которое можно охарактеризовать - сидит с опорой. Если спинка еще недостаточно крепкая - он просто плюхнется носом или плюхнется через какое-то время. Сразу самостоятельно в такое положение сажать не стоит - сначала надо поддерживать в таком положении - сидит с поддержкой.

Т.е. порядок такой:

Сидит с поддержкой
-сидит с опорой
-сидит самостоятельно.
Относительно Колясок и сидения в них - очень удобный вариант - коляска-трансформер; у них обычно около 5-9 фиксированных положений спинки и сама спинка - твердая.
В 5 месяцев вполне можно в такой коляске сделать наклон на 40-45 градусов и пристегнуть ребенка к спинке, к 6 месяцам - до 60 градусов.

Независимо от того девочка или мальчик ребенок должен сесть только "самостоятельно" и после 6 месяцев. Никаких подушек!!! Если сажать ранее, чем будет готова спина - получите искревление позвоночника. Просто на деочках акцентируют внимание всвязи с тем, что можно получить деформацию костей таза - а девочке - в отличии от мальчика еще рожать...

Нужно ли помогать ребенку садится?

На шестом месяце жизни ребенок свободно берет игрушки и подолгу ими занимается, может перемещаться в манеже, даже немного подползти к заинтересовавшему его предмету.

Навык ползания важен с двух позиций: во-первых, он стимулирует общую двигательную активность, способствует развитию длинных мышц спины, что улучшает легочную вентиляцию, предупреждает в последующем нарушения осанки, усиливает кровоснабжение органов и тканей; во-вторых, расширяет познавательные возможности, что благоприятствует нервно-психическому развитию.

В. этом возрасте ребенок переворачивается не только со спины на живот, но и с живота на спину, произносит звуки, похожие на слоги. Устойчиво сидит на руке матери.
Однако самостоятельно садиться еще не способен. Овладеть этим умением он сможет, когда позвоночник и мышцы спины приобретут необходимую крепость и силу. Усаживать малыша в подушки, как любят делать некоторые мамы, вредно, поскольку это может способствовать искривлению позвоночника.

Попытка сесть или встать, держась за кроватку,- признак достаточной крепости мышц. Таким образом, пока ребенок не сел сам, сажать его не следует.

Значимость игры в жизни ребенка переоценить невозможно. Именно через игру малыш получает большую часть информации, важной для дальнейшей жизни.

Но большинство родителей даже понятия не имеют, что игра представляет собой очень сложный вид деятельности, которому тоже необходимо обучать.

Что представляет собой игра ребенка в раннем возрасте

Самые первые проявления игры родители могут заметить у своей крохи уже к двум годам. Но это игрой еще не назовешь. Малыш начинает заменять один предмет на другой (например, кубик может для него превратиться в булочку для игрушечного щенка, а песок заменит кашу в кукольной тарелке). Вся игра сводится к выполнению какого-нибудь одного действия: варит, кормит, укладывает и т.п.

Что требуется от родителей на этом этапе?

Взрослые должны поддерживать интерес малыша к играм других детей

Ребятишки в этом возрасте вместе играть еще не умеют, они просто сидят рядышком, при этом каждый играет своей игрушкой, что абсолютно нормально для этого возраста. Но родители уже в этот период не должны сидеть сложа руки. Задача взрослых - формировать и поддерживать интерес своей крохи к играм других детей. Подведите малыша к играющему ребенку, расскажите о том, что он играет и мешать не стоит, но можно помочь (например, дать свою игрушку на время). Так у малыша будет появляться опыт, который пригодится в более сложных играх.

Не настаивать на соблюдении малышом последовательности действий

Когда ребенок этого возраста играет, то его действия разрознены. О последовательности тоже еще не идет речи. Сначала он может накормить куклу «мороженым», а уж потом будут «котлеты». Да для малыша это и не имеет никакого значения. Взрослые не должны требовать от ребенка последовательности в выполнении действий. Ему эта задача еще не под силу. Что касается родителей, то им следует показывать, как выполняются отдельные действия. Дальше малыш будет справляться сам.

Не волноваться, если ребенок много играет

У некоторых родителей поводом для волнения является то обстоятельство, что малыш слишком много играет и живет в нереальном мире, который придумал сам. Всем понятны страхи этих родителей. Их беспокоит будущее. Но раньше времени не стоит бить тревогу. Присмотритесь внимательнее к игре своего малыша, и поймете, что он логичен и не уходит от действительности. Если сомневаетесь, то можно проверить. Положите два кубика: один большего размера, а другой поменьше. Предложите малышу выбрать, какой кубик будет заменять маму, а какой - ребенка. Он сделает правильный выбор: большой - мама, маленький - ребенок. Как видите, всё полностью соответствует реальности.

Родителям стоит задуматься только в тех случаях, когда:

  • ребенок очень увлечен однообразной игрой;
  • действует алогично и не руководствуется окружающими впечатлениями (вспомните пример с кубиками).

Какие изменения происходят в игре ребенка в возрасте 3-4 лет

Малыш этого возраста переходит на следующую ступень развития игры. Теперь ему становятся интересны взаимоотношения между людьми. На первый план выходит общение. Парикмахер не только стрижет клиента, но и разговаривает с ним, обсуждает прическу; продавец не только продает товар, но и помогает его выбрать (иначе говоря, вступают в отношения).

Появление ролевой игры

Это уже начало ролевой игры. Помощь взрослого тут, безусловно, будет необходима. Теперь малышу уже важно не просто выполнить какое-то действие, а сыграть целую роль. Здесь и нужна помощь взрослого.

Внимательно наблюдайте за игрой и вмешайтесь, если цепочка действий будет нарушена. Ребенок теперь должен четко придерживаться необходимой последовательности: сначала приготовил, а только потом покормил, но не наоборот. Взрослые должны быть внимательны и подсказывать малышу правильный ход событий.

Развивается сюжетная игра

Если есть роль, то должен быть и сюжет. Так появляются сюжетные игры. Безусловно, первыми будут самые простые сюжеты. Это быт: прогулки, кормление, купание, одевание и т.п. По мере взросления усложняется и содержание игры. Теперь дети увлеченно играют в больницу, стройку, детский сад. К этому присоединяются игры с общественно-политическим содержанием: война, космос.

Развитию сюжета должны помогать родители. Это не составит большого труда. Вашей задачей будет наблюдение: как играет, во что играет, как дело обстоит с сюжетами.

Если видите, что игра не совсем полноценна, обязательно помогите ребенку. Обсудите особенности той профессии, в которую играет малыш; посмотрите иллюстрации или фильмы на эту тему. Можно посоветовать соединить несколько сюжетов. Например, в такой обширный сюжет, каким является путешествие, могут входить более мелкие: прогулка по городу, посещение фермы, поездка на поезде и т.д. Не стесняйтесь, играйте вместе со своим чадом - и игра будет приносить удовольствие и пользу не только ему.

Обратите внимание еще на один момент: как в игре у ребенка складываются отношения со сверстниками. Если видите, что не всё гладко, то найдите причину и поиграйте с ним дома. Возможно, потребуется объяснить, как правильно выбрать сюжет и распределить роли; не лишним будет рассказать о правилах поведения и т.д. Это всё очень индивидуально. Взрослому человеку несложно найти ошибку, которая мешает ребенку играть в коллективе.

Какие игры характерны для детей в возрасте 5-6 лет

Следующая ступень в развитии игры - игра с правилами. Это прятки, салочки, выбивной и т.п. Игры такого уровня готовят ребенка к школе. Те требования, которые следует выполнять во время игры, настраивают будущего школьника на учебную деятельность. Подумайте сами: умение правильно оценивать свои действия, выдержка, самоконтроль, умение подчиняться правилам - полный набор требований для успешной учебы.

P.S. Уверенно двигайтесь со своим ребенком вперед, но ни в коем случае не подгоняйте его: для очередного этапа развития природа каждому отвела свое время. Пропустив очередную ступеньку, вы лишаете ребенка части знаний, от которых зависит успех его дальнейшего развития.

Беспокойство заботливых мам, которые постоянно переживают, укладывается ли ее младенец в нормы развития, педиатры часто называют синдромом «беспокойной мамочки». Такие родительницы не вылезают со специализированных форумов для молодых мам и одолевают педиатра массой вопросов, один из которых: «Можно ли научить ребенка переворачиваться со спины на живот». Известный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, нужно ли это делать и как правильно заниматься с ребенком.


Нормы

Нормы развития, которые так часто заставляют мам чувствовать себя ущербными, – понятие очень размытое, говорит Евгений Комаровский. Каждый ребенок развивается по собственной индивидуальной программе, и сравнивать его с другими детьми глупо, а порой даже преступно. Мамы никогда не могут просто сравнивать, а стремятся что-то делать, чтобы ребенок «догнал и перегнал» соседского малыша.

Комплекс неполноценности укрепляют подруги, у которых, по их словам, детки ворочались с боку на бок уже в 2 месяца, а в 4 малыш вообще начал сидеть. Ощущение катастрофы щедро дарят участковые педиатры, которые на очередном приеме констатируют, что если чадо не переворачивается самостоятельно в 4 месяца, то это «плохо».



В результате, доведенная тревожными мыслями до отчаяния мать готова на все, лишь бы научить ребенка любой ценой делать то, что он в своем возрасте пока не умеет.

Проблема существует не у ребенка, утверждает Евгений Комаровский, а у родителей, которые слишком большое значение придают словам «экспертов» – соседок, бабушек, подруг и виртуальных знакомых из Интернета. Лечить в этой ситуации надо маму, а не малыша: поить валерианкой, тренировать ее нервную систему и выдержку.

Нормы, на которые ссылаются «эксперты» и участковый педиатр, существуют лишь в теории. Согласно им, среднестатистический малыш начинает переворачиваться примерно на 4-5 месяце жизни. Однако на практике все бывает по-разному. Одни дети делают попытки перевернуться раньше этого срока, другие и 6 месяцев не переворачиваются. Такое «отставание» не обязательно вызвано болезнями и какой-то неполноценностью, которую мгновенно придумывают в своих мыслях беспокойные мамы. Причин достаточно:

  • Индивидуальные особенности темперамента (ребенок ленив, медлителен, спокоен),
  • Особенности телосложения (ребенок упитан, весит немного больше нормы),
  • Сочетание двух вышеуказанных факторов (очень часто упитанные карапуз бывает ленивым, медлительным и сонливым).
  • Ребенок родился недоношенным.
  • Гибкий и худой ребенок начнет переворачиваться раньше, чем его пухленький ровесник. Однако это вовсе не повод бить в набат и срочно принимать какие-то активные меры.



Что делать родителям?

В первую очередь, Евгений Комаровский советует успокоиться и перестать сравнивать малыша с нормами, другими детками и опытом подруг. Если маму тревожит только тот факт, что кроха в свои 5-6 месяцев не переворачивается со спинки на животик, и при этом никаких других жалоб нет (ничего не болит, ничего не беспокоит), то следует оставить ребенка в покое и дождаться, пока его мышечная система окрепнет настолько, что у него перевороты будут получаться легко и непринужденно. У каждого малыша это происходит в свое время.

Если дополнительные жалобы имеются, то следует обязательно посетить педиатра, ортопеда и невролога. Если у крохи нет серьезных нарушений в деятельности нервной системы, все в порядке с опорно-двигательным аппаратом, то, опять же, следует оставить малыша в покое и дать ему возможность развиваться, как для него лично предусмотрела природа.



Заболеваний, которые могут стать причиной отсутствия двигательной активности, не так много, и все они чрезвычайно серьезны. Об их наличии родители узнают уже в роддоме или на первом плановом осмотре малыша в поликлинике. Если доктора вам до 5 месяцев ничего такого не говорили, и в карточке малыша не стоят диагнозы вроде «детский церебральный паралич», то «списывать» нежелание переворачиваться на болезнь не стоит.

Если родителям совсем невмоготу смотреть, как карапуз лежит на животике или спинке и не испытывает потребности крутиться, то можно начать делать ему массаж , направленный на укрепление мышц живота, спины, боковых мышц. Можно закаливать малыша, устраивать более длительные прогулки на свежем воздухе.

Чего делать нельзя?

В своих попытках помочь ребенку в физическом развитии, родители не должны заходить слишком далеко, говорит Евгений Комаровский. Так, не надо пятимесячного ребенка подвешивать в прыгунки, а малыша постарше сажать в ходунки (подробнее об этом прочитайте в статье «Со скольки месяцев можно ребенка сажать в ходунки и стоит ли это делать »). Эти устройства очень забавляют и умиляют родителей, но пользы от них куда меньше, чем реального вреда. Ранняя вертикализация грозит ребенку серьезными проблемами с позвоночником в будущем, иногда настолько серьезными, что дело может закончиться получением инвалидности.


Все занятия, если уж вы решили активно помогать своему чаду, должны быть разумными, щадящими и грамотными. Не надо обучать ребенка сидеть, ворочаться, стоять или ходить, если его мышечный аппарат и позвоночник к этому не готовы. Когда они будут готовы к тому, чтобы малыш принял новое положение тела в пространстве, он обязательно сделает это сам - так устроено природой.

Таким образом, задача родителей - только создать благоприятные условия, при которых укрепление спинки, животика, ножек и ручек, а также позвоночника будет протекать быстрее.

Массаж и гимнастика

Мамы, которые принесут малыша на прием к врачу с жалобами на то, что маленький лентяй не хочет переворачиваться на живот в «свои-то 5 месяцев! », с большой долей вероятности получат назначение на массаж, ведь невролог обязательно поставит такому малышу диагноз «гипертонус». Повышенный мышечный тонус свойственен всем новорожденным, и мало кто из младенцев полностью избавляется от него к полугоду.

Этот факт позволяет сводить концы с концами и самим неврологам, и массажистам, которых они настоятельно рекомендуют. Комаровский утверждает, что массаж здоровому ребенку с диагнозом «гипертонус» (а это здоровый ребенок!), лучше мамы не сделает никто. И это верно не только с точки зрения экономии денежных средств, но и по соображениям детского восприятия мира. Малышу нужен тактильный контакт с мамой, ее прикосновения, а не получасовой истошный ор в руках незнакомой женщины с дипломом массажиста.



Массаж для укрепления мышц спинки, живота делается очень просто:

  • Круговые и поперечные приемы на животик. Положите малыша на спину, большим пальцем руки описывайте круги вокруг пупочка, постепенно увеличивая их радиус. Двумя большими пальцами делайте дугообразные движения от пупка к ребрам и от пупка к паху.
  • Классические приемы на спинку. Положите ребенка на животик на твердую поверхность. Используйте три приема классического массажа - сначала поглаживания, затем растирание и давление с вибрацией. Не стоит растирать слишком интенсивно, а давить слишком сильно. Ребенку не должно быть больно. В идеале, маме надо закрыть свои глаза и надавить пальцем себе на веко. Как только станет больно - вот тут и есть предел степени давления, который способен выдерживать маленький ребенок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!