Женский журнал Ladyblue

Как делать массу папье-маше из газеты или бумаги? Папье-маше своими руками из газет: мастер-классы для начинающих.

Папье-маше (франц. - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т.

д. Из папье-маше изготовляются игрушки, новогодние поделки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Нарвите бумагу на полоски, добавьте мучной клейстер и обклейте апельсин… А можно взбить блендером туалетную бумагу, добаваить пва и спрессовать… В любом случае вместе с малышом вы сможете создать необычную форму, образ, персонаж… Изделия из папье-маше можно подвергать любым способам декорирования.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники , рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Рецепт мучного клейстера

4 стол.ложки пшеничной муки, первая порция воды - 0,5 ст, вторая порция воды - 1 стакан.

Муку смешать с первой порцией воды и тщательно размешать, разбивая все комочки. Добавить вторую порцию воды, смешать.
Полученную смесь нужно хорошо подогреть. Важно постоянно помешивать, чтобы на дне не образовывались комочки. Доводить до кипения нельзя - мука потеряет свои свойства. Когда образуется густая киселистая масса - можно снимать с огня. Дать остыть и использовать. Хранить можно в холодильнике несколько дней.

Чтобы получить прочное папье-маше нужно взять форму, к которой можно плотно притереть бумагу. Например, апельсин: поверхность формы смажьте растительным маслом и перекрывая друг друга - покрывайте полосками бумаги, смазанными мучным клейстером.
Когда апельсин уже не будет видно из-за газет - удобно наклеить слой контрастной салфетки или кальки, чтобы можно было следить за равномерностью нанесения полосок.
Притирайте бумагу движениями, как если бы вы хотели сделать снежок из рыхлого снега. Чем лучше притрете друг к другу бумагу - тем крепче будет картон.

Делаем маску из папье-маше:
Перед началом работы модель нужно покрыть слоем вазелина. Далее модель обклеивают бумагой в технике папье-маше. Рвем газету на мелкие кусочки (примерно с нынешний полтинник). Чтобы не запутаться в слоях, лучше, чтобы бумага была двух цветов: газетные поля, например, и газетный текст. Слои должны располагаться в следующем порядке:

Первый слой папье-маше состоит из обычной бумаги.

Когда вся маска покрыта бумагой, можно сделать следующий слой на клею. Чтобы маска не вышла рыхлой, а наоборот, получилась ровной, жесткой и влагонепроницаемой, очень важно хорошо вдавливать каждый кусочек, убирая пузырьки воздуха.

Третий слой - более плотная бумага. Ее следует прилеплять особенно тщательно, а промазывать лучше более густым клеем;
Обычная бумага.
Хлопчатобумажная ткань тоже должна быть мелко нарезана и вымочена в разведенном клею. Этот слой грозит появлением складок. Поэтому каким-нибудь твердым предметом нужно постоянно продавливать все нужные «особенности рельефа», чтобы они не пропали под слоями материала, и убирать ненужные. При наклеивании кусков ткани на выпуклости могут получиться «карманы» - кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют эти самые складки. Их нужно срезать ножницами.
Обычная бумага.
Снова плотная бумага.

Верхним, последним слоем может быть плотная белая размоченная бумага или мелкие кусочки белой ткани (не берите бинт; его можно использовать на средние слои, но сверху он, сами понимаете, смотреться не будет). Когда клей схватится, влажной салфеткой или просто рукой протрите места соединения кусочков бумаги или ткани, чтобы сгладить неровности.
После всего этого обклеенную модель сушат. Сушить маску нужно при комнатной температуре, не снимая с модели, во избежание деформаций маски (3-4 дня) .
Маску можно обтянуть стреч-бархатом, креп-атласом и вообще почти любыми тканями. Берем ткань по форме маски примерно, в районе глаз аккуратно разрезаем с припуском, и приклеиваем, завернув края вовнутрь. Когда приклеется, натягиваем края и приклеиваем их вовнутрь тоже. Ткань закрепляется супер-клеем. Лучше брать эластичный материал, чтоб не складками лег. Изнутри маска тоже проклеивается тканью, лучше х/б. - эта ткань должна закрыть концы ткани наружней. Не забудьте про завязки!
Далее, маску можно украсить пайетками, кружевом, тесьмой, перьями.

Я вдруг подумала: " Миллионы людей живут в провинции, где все эти пластические глины, паперклеи и прочие прелести днём с огнём не сыщешь, зато в каждом хозяйственном магазине можно купить клей ПВА и туалетную бумагу". Тогда я решила сделать папье маше в домашних условиях, на мысль меня натолкнули упаковки из-под яиц. Итак, я взяла рулон дешевой за 2 рубля туалетной бумаги, разорвала его на куски и замочила в воде. Бумага бысто разошлась превратилась в бумажную массу, затем я отжала эту массу и влила клей ПВА, на глазок. Замесила тесто. Тесто показалось мне жидковатым для лепки, тогда я разровняла поверхность и стала на неё выкладывать листочки туалетной бумаги, я дожидалась, когда лист намокнет и вмешивала его в общую массу и только затем прилепляла к разглаженной поверхности следующий листочек. Получилась вот такая масса. В неё я добавила немного лимонной кослоты для консервации и ещё раз хорошенько вымешала. Я хотела вылепить розового зайца, поэтому добавила в тесто красной гуаши. Тесто я уложила в удобные стеклянные банки, плотно закрыла крышкой и убрала в холодильник. Утром я взялась лепить.

Масса легко лепиться, легко разглаживается:

Затем я скрутила из проволоки каркас, намотала фольги для туловища и головы и слепила вот такого зайца:

Прежде чем лепить зайца, я попробовала материал в деле и скатала шарик на основе из фольги, высушила его и посмотрела результат. Поверхность немного сморщилась и стала похожа на те самые упаковки из-под яиц. Тогда стало ясно, что материал годиться для лепки различный зверюшек с шерстью. На своем зайчике я намеренно навела шероховатости жеской кистью. На фото зайчик ещё не просох, сухие только уши и кончики лап.

После окончательной сушки, я попробовала отшкурить поверхность шарика. Нулёвка ее не взяла, другой шкурки я в доме не держу, так, что пробуйте. Готовое изделие очень прочное и твердое, но при желании можно продавить ногтем, сильно нажав, я попробовала приложить усилие и сломать шарик, не получилось. Можно пилить, сверлить и т.д.

Лепите на здоровье! Надеюсь мои советы сподвигнут вас к творчеству.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Рецепт бумажной массы


Папье-маше (от фр. papier mache - букв. жеваная бумага).

Изделия из папье-маше делаются двумя способами: внешним оклеиванием какой-либо формы мелкими кусками бумаги и лепкой из бумажной массы.
Мы научимся делать папье-маше методом лепки (формовки). В этом методе бумажная масса используется подобно глине в руках скульптора.

Исходный материал - любая бумага (газеты, крафт-бумага от упаковки, бумажные ячейки от яичной упаковки, картон
Клей - обойный, ПВА или сварить клейстер (варится из крахмала:1 ч. л. крахмала или муки на 1 стакан холодной воды, довести до кипения).
Краска: В общем, любая краска может быть использована для раскрашивания папье-маше. Наиболее популярна акриловая краска. Ее легко использовать. Она дешева и содержит большую вариацию цветов. Быстро сохнет. Также для матовой поверхности готового изделия подойдет темперная краска, для блестящей - алкидная или масляная. Если поверхность, окрашенную темперой, покрыть бесцветным лаком, она тоже будет блестеть. Гуашью и акварелью папье-маше лучше не красить, потому что они пачкаются и стираются. Чтобы гуашь стала более стойкой, в нее хорошо добавить 1 ч. л. клея ПВА (на 1 баночку). Можно раскрашивать тушью.

Изготовление папье-маше:

Изорвите бумагу на мелкие кусочки и замочите в воде до полного ее размокания (некоторые мастера рекомендуют эту бумажную массу прокипятьть 30 мин). Разомните кашицу, можно воспользоваться миксером для придания ей обнородности. Цель - разрушить целлюлозные волокна. Полученную смесь хорошо отжать. Если кашицы получилось больше, чем вам нужно, сохраните ее в полиэтиленовом пакете для следующего раза.

Теперь приготовьте обойный клей или сварите клейстер, или воспользуйтесь готовым ПВА. Клей понемногу добавляйте в бумажную кашицу, размешивая и разминая все комки, пока она не станет мягкой и эластичной, похожей на тесто.

Папье-маше готово.


Как сделать папье-маше (фотографии из книги "Оригинальные украшения", пер. с итальянского, изд. АСТпресс, 2001).
Лично мне по душе туалетная(сааамая дешёвая)) бумага.Залить рулончик кипятком,дать постоять,пока остынет,раскромсать-измельчить(ручками),отжать и добавить ПВА,тщатеьно вымесить и масса готова,лепите что хотите)

Сушатся красавцы,готовятся к росписи:)..Интересно какие они будут завтра:))...


На девять моих сердец ушел один рулон самой дешевой туалетной бумаги.
1.Рвём в клочья рулон:)
2.Заливаем водой,продолжаем кромсать бумагу:)
3.Выжимаем из полученной массы воду с помощью х\б тряпки(полотенца)
4.Продолжаем кромсать кусочки бумаги


5.Готовим 1 стакан мучного клея - 2 ст.л.муки+вода,нагреваем,но не кипятим.Доводим до консистенции киселя:)
6.Добавляем полученный мучной клей в бумагу.Хорошо перемешиваем.
7.Добавляем полстакана клея ПВА.
8.Хорошо перемешиваем до получения пастообразной массы, которая не должна клеится к рукам.

9.Лепим всё что душе угодно:)




Говорят знатотки,сушить лучше при комнатной температуре,чтобы изделие не потрескалось.Периодически переворачивать.

Хороший мастер-класс по изготовлению папье-маше,видео:
http://art.phi.co.il/blog/2009/01/26/2852/

Масса папье-маше. МК от Татьяны Бушмановой.

Большое спасибо талантливому мастеру за очень полезный МК!

Ура, вот мы и будет готовить пластичную массу папье-маше.
Уж сколько я перебрала ингредиентов, не буду вам описывать, всё равно многие элементы вы не всегда можете купить в наших магазинах.
Кто захочет вместо ПВА добавить обойный клей, пусть учтёт, что такие изделия будут давать большую усадку, так как обойный клей мы разводим водой.
P.S. для тех, кто будет копировать мастер-класс, просьба указывать первоисточник.
Девочки, добавляю. Я не леплю из этой массы (как вы видите из моих изделий), я её НАМАЗЫВАЮ ТОНКИМИ СЛОЯМИ С ПРОСУШКОЙ. И, так как туалетная бумагабывает разного качества, пробуйте по немногу, не замешивайте сразу ведро.

Нам понадобится: туалетная бумага (серенькая такая, которая быстро размокает в воде, вес одного рулона около 50 грамм), клей ПВА (погуще), шпатлёвка любая (желательно мелкозернистая, хоть масляно-клеевая, хоть латексная), сетка от комаров (та самая, которую на форточки прицепляют, можно и другой тканью покрепче заменить).

Рвём туалетную бумагу на кусочки (можно и не рвать, сама размокнет).

Заливаем горячей водой.

И самое интересное, я пользуюсь вантусом. Начинаем чамкать нашу бумажную кашу. Кому не жалко блендер, можете пользоваться им (вреда ему от этого точно не будет, равно как и желудку).

Получилась бумажная каша-малаша.

Наливаем нашу кашу порциями в сеточку (была идея сшить мешочки из сеточки и отжимать в стиральной машине, но руки пока не дошли до этого эксперимента).

Отжимаем как можно сильнее.

Получаем вот такие бумажные какушки. Руками разбиваем из в кусочки поменьше.

Измельчаем...

Получаем крупку волокнистую, похожую на измельчённое варёное куриное мясо (не вздумайте это попробовать на зубок).

Вот получили мноооого бумажной крупы.

Забыла в материалах добавить какое-нибудь мыльное средство (жидкое мыло, фейри) у меня Аос. Наливаю около 1 ст ложки в бумажную крошку.

Добавляю около 5 ст л шпатлёвки.

Клея наливаю по чуть-чуть, чтобы не переборщить, в процессе потихоньку перемешиваю и довожу до нужной кондиции. Дальше я месила эту массу ногами (не стала уж вам свои ноги демонстрировать, дабы не смущать).

И что мы имеем в итоге - около (пошла взвешивать) 2500 грамм массы папье-маше, которая по консистенции напоминает тесто для песочного печенья.
Выводы: что нам дала шпатлёвка (более пластичную массу, которая в последствии будет легче шкуриться), мыло (дало нам гладкость, пластичность и неприлипание к рукам), ну и клей (дал скрепляющие свойства).

Ещё иногда я делаю массу с добавлением голубой глины (вместо шпатлёвки). Это даёт нам более сильную крепость, но большую усадку. Шкурятся изделия с добавлением глины потяжелее.

+++++++++++++++++++++++++++++

Добавлю в тему интересный рецепт:

Рецепт самоотвердевающей пасты

"Итак берем по 10 ст. ложек крахмала, клея ПВА и зубной пасты. Замешиваем как тесто, добавить можно водички. Лепите что угодно! Застывает уже через 20 минут. Моделирующая паста очень дорогая, а эта и дешевле и по свойствам не уступает! Вот эта бутылка, тоже выполнена с этой пастой и морской солью! "
Из журнала "Ручная работа".

Папье-маше в искусстве, рукоделии используют как материал для изготовления скульптур, марионеток, чаш под фрукты, кукол и других предметов. Можно изготавливать самые разные поделки для интерьера. Поверхность папье-маше легко окрашивается в нужный цвет, также ее можно декорировать.

Как делать изделия из папье-маше

Чтобы приготовить массу папье-маше, вам понадобятся ненужные газеты или другая бумага, клей, вода. Клей смешайте с водой в пропорции 2/1. Газеты надо нарезать на полоски шириной два сантиметра или разорвать на небольшие клочки. Соединить газеты и клеевой раствор, перемешайте до однородной смеси ложкой или кистью из щетины.

Если для изготовления материала вы берете канцелярский клей, имейте в виду, что при окрашивании сформованного изделия вас могут подстерегать трудности. Краска может отказаться держаться на поверхности. Лучше всего перед окрашиванием загрунтовать изделие художественными белилами или акриловой грунтовкой, а потом уже покрывать краской.

Некоторые изделия лучше смотрятся с гладкой поверхностью. При оклеивании формы полосками бумаги не всегда получается добиться идеальной гладкости. Но процедура выравнивания поверхности не так сложна, как может показаться – надо всего лишь отнестись к ней терпеливо.

Как получить гладкую поверхность изделия из папье-маше

Сперва надо выровнять наиболее заметные ямки путем подклеивания туда мелких бумажных клочков. Так делать до тех пор, пока поверхность не станет выглядеть более-менее ровной. Изделие надо просушить, после чего поверхность обрабатывают мелкозернистой шкуркой. Обработку выполняйте круговыми легкими движениями, нажатия должны быть как можно более легкими. Бумажные волокна периодически убирайте при помощи тряпки. Обработанную поверхность густо обмажьте клеем и хорошо просушите, чтобы верхний слой сделался крепче. Эту процедуру можно повторить несколько раз, чтобы прочность верхнего слоя повысилась. После этого можно приступать к раскрашиванию, инкрустированию или декорированию поверхности другим способом.

При незначительных шероховатостях покройте поверхность несколькими слоями клея ПВА или воспользуйтесь аэрозольным лаком для автомобилей.

Если изделие вы хотите окрасить, после того, как закончится процедура окрашивания, поверхность лучше покрыть еще и лаком – в два или три слоя. Лак подойдет и нитро, и мебельный, проследите только, чтобы краска не «поплыла». Обработанное таким образом изделие получится гладким и блестящим.

Многие из нас в детстве увлекались этим замечательным видом декоративно-прикладного искусства. Кроме очевидной пользы, приносящей ребенку изготовление различных предметов в технике папье-маше (развитие мелкой моторики, художественного вкуса и пространственного воображения), увлечение этим искусством позволяет дополнить дизайн дома или квартиры необычными и оригинальными предметами декора.

Чтобы сделать тело кукле, помойте и хорошо обсушите пластмассовую бутылочку. Штопательной сделайте в бутылочки 4 сквозных прокола в тех местах, где у куклы будут крепиться руки и ноги (в нижней части - 3 прокола: 2 у ног и 1 - сзади). Нарежьте проволоку на 5 равных кусочков по 20 см. Пропустите эти кусочки через все 5 дырок. Конец каждой - это петелька. Все они у основания бутылки должны быть закреплены скотчем.

Для изготовления рук и ног куклы отрежьте 8 кусочков лески (по 20 см каждый). Из каждого листа газеты сложите полоски 25х8 см. Возьмите 1 полоску, на самый ее край уложите леску (ее концы должны выступать за рамки газетной полосы на равном расстоянии). Закрутите полоску в рулон, конец закрепите скотчем. На одну из оставшихся частей лески накрутите еще 1 такой же газетный рулончик. Все: одна рука или нога готова. Проделайте то же самое с оставшимися заготовками. В итоге должно получиться 2 ноги и 2 руки (каждая деталь - из 2 рулончиков).

Прикрепите руки и ноги к петелькам на теле куклы. Чтобы сделать кисти и стопы, нарежьте из цветной бумаги 40 полосок длиной 5 см, разделите их на 4 части, перевяжите каждую пополам, прикрепите к и ногам. Сшейте штаны и кофту, наденьте их на . На голову сшейте .

Сделайте крепеж для управления марионеткой. Сделайте 3 деревянных планки. В основной (25 см) просверлите одну дырку на одном из концов, в передней (15 см) - по 1 дырке с каждого края, в задней (13 см) - по 2 дырки с каждого края. Скрепите все эти планки так, чтобы передняя и задняя были перпендикулярны основной планке. Проденьте во все дырки крепежа лески, второй конец которых прикреплен к петелькам на кукле.

Видео по теме

Обратите внимание

Длина лески для соединения куклы и крепежа для управления должна быть разной: для рук - 50 см, для ног - 90 см, для зада - 70 см, для головы - 42 см.

Полезный совет

Для изготовления тела для марионетки подойдет фигурная (зауженная в одном месте) пластмассовая бутылочка из-под шампуня, геля для душа или средства для мытья посуды.

Источники:

  • igrushka.kz
  • марионетка это как сделать

"Папье-маше " переводится с французского как "жеваная бумага". С помощью этой техники можно создавать как незамкнутые формы, к примеру посуду, так и полноценные скульптуры.

Вам понадобится

  • 1. Газеты или бумага;
  • 2. Клейстер или клей;
  • 3. Основа под форму;
  • 4. Растительное масло;
  • 5. Проволока;
  • 6. Воздушные шарики;
  • 7. Основы под маски;
  • 8. Краски и лак.

Инструкция

Для начала можно попробовать создать незамкнутую фигуру, к примеру, тарелочку. Для этого нам нужно приготовить клейстер на основе муки или крахмала. Для этого необходимо смешать крахмал или муку с небольшим количеством холодной воды так, чтобы исчезли комочки. Затем добавить немного кипятка и поставить на огонь. Нагревать массу нужно до тех пор, пока смесь не станет полностью прозрачной. Также для этих целей можно использовать обычный клей ПВА.

Далее необходимо нарвать достаточное количество бумаги или газеты. Это проще сделать, если вначале разорвать бумагу на полоски длиной десять сантиметров, а уже затем порвать их на маленькие кусочки размером 2 на 2 сантиметра. Если вы не планируете в дальнейшем красить изделие , то лучше взять белую бумагу.

Затем берем основу. Как правило, для этой цели отлично подходит блюдце, тарелка или пиала. Слегка обмазываем дно посуды растительным (чтобы потом готовое папье-маше было легче снять), а затем начинаем клеить на него бумагу.

После нанесения первого слоя, даем изделию немного подсохнуть и наносим следующий слой. В такой последовательности необходимо сделать 5-6 слоев. После этого аккуратно подрезаем край бумаги вровень с бортиком , чтобы ваше папье-маше имело ровные края.

Ставим тарелку в сухое теплое место примерно на сутки. За это время бумага должна полностью просохнуть. Осторожно отделяем бумажную тарелочку от керамической и приступаем к ее росписи.

Для раскраски папье-маше лучше всего подходят акварельные и акриловые краски. Для начала нужно сделать изделию равномерный фон, дать ему высохнуть, а затем можно наносить . В конце посуду можно покрыть лаком.

Также из папье-маше можно сделать украшения в виде шара. Для этого вам понадобиться воздушный шарик. Надуйте его до необходимого размера, смажьте маслом и начинайте наносить слои бумаги по описанной выше технологии. После высыхания осторожно проколите воздушный шарик, достаньте его, а шар из папье-маше красиво отдекорируйте.

Во Франции 16 века изготовление интересных кукол стало настоящим увлечением для рукодельниц, а после стремительного распространения техника получила название «папье-маше». В дословном переводе папье-маше означает «жеваная бумага» или «рваная бумага» и подразумевает изготовление плоских или объемных изделий из этого дешевого материала.

Техника папье-маше не требует специальных навыков, но подразумевает наличие стальных нервов и бесконечного терпения, особенно если вы заинтересовались объемными поделками. На изготовление красивой вещицы может уйти неделя, а иногда даже больше. Однако это далеко не повод отказаться от этого хобби.

Способы создания изделий

Общее название техники папье-маше предполагает минимум два способа изготовления: маширование и лепка. В промышленных технологиях можно встретить и третий, предполагающий наклеивание листов картона друг на друга и промазывание составом на основе клея. Правда, он очень трудоемкий, и осуществить его самостоятельно будет непросто – зато получившиеся плоские изделия будут отличаться прочностью.

Сделать поделки первым способом немного легче, поскольку процесс осуществляется быстрее. Вы обклеиваете подготовленную поверхность получившейся массой и придаете нужную форму. Однако далеко не всегда можно обходиться одними пластмассовыми бутылками или тарелками для того, чтобы сделать понравившуюся поделку. К тому же, отдельные элементы так или иначе придется совершенствовать при помощи лепки. Лепка из папье-маше окунет вас в детство, поскольку бумага, смоченная водой, будет вести себя послушно, словно пластилин.

Вне зависимости от выбранного вами способа изготовления, инструменты и материалы вряд ли сильно изменятся.

  • Бумага – самый главный расходный материал. Она должна быть умеренной плотности, чтобы у вас не возникало сложностей с ее укладыванием на поверхность. Можно воспользоваться цветной или белой бумагой в зависимости от выбранной поделки, а можно комбинировать.
  • Туалетная бумага ничуть не уступает цветной, хотя на первый взгляд кажется очень «экзотическим» материалом. Цветную туалетную бумагу найти сложно, но вы вполне можете обойтись обыкновенной, серой.
  • Газета для изготовления поделок в технике папье-маше используется каждым вторым мастером. Если вы увлечетесь этим искусством, вопрос об утилизации старых газет и журналов из дома отпадет сам по себе.
  • Лотки от яиц и картон подойдут не для каждого типа поделки, но станут незаменимыми материалами, если вы стремитесь к прочности изделия. Правда, чтобы их обработать, придется немного попотеть

Помимо главного рабочего материала необходимо запастись клеевым составом, который можно приобрести или сделать самостоятельно. Клей ПВА следует разбавить водой в соотношении 1:1. Также вам не обойтись без формы для лепки, смазанной растительным маслом. Готовое изделие покрывается акриловой краской или гуашью, а сверху лаком.

Маширование

Маширование осуществляется путем приклеивания кусочков бумаги (например, старой газеты) на поверхность подготовленной формы. Легче работать с мягкой бумагой, которая по структуре очень напоминает ткань, поэтому следует использовать газетные или журнальные листы. Поскольку слоев должно быть несколько, в качестве первого можно выбрать цветной или белоснежный лист, а последующие слои накладывать из контрастных газетных страниц.

Главное – контролировать, чтобы кусочки ровно ложились друг на друга и не топорщились. Для этих целей следует непременно обрывать бумагу, но не резать. Каждый новый слой наносится только после того, как предыдущий полностью подсохнет. Склеивание осуществляется благодаря нанесению обойного клея или клейстера. В зависимости от толщины бумаги уйдет до 10-ти слоев на поделку. Готовое изделие сушится только при комнатной температуре. Недопустимо устанавливать его на батарею или подсушивать феном. Не следует забывать, что размеры высушенного изделия значительно уменьшаются. Поверхность высушенной поделки оттачивается наждачной бумагой, затем загрунтовывается. Только после этого можно делать покрытие цветными красками и лаком.

Бумажная лепка

Для изготовления массы, которая станет основой для лепки, наравне с газетными листами можно использовать салфетки или туалетную бумагу. Процедура изготовления массы для лепки напоминает кулинарный процесс, поскольку к нему можно подключить и блендер. Заготовленную бумагу следует порвать на мелкие кусочки и залить водой. Далее она варится и измельчается. Лишнюю жидкость следует отжать, затем соединить получившуюся массу с клейстером. После этого следует проделать аналогичные с машированием финишные действия.

Русская матрешка

Для изготовления матрешки потребуется форма для многоразового использования, точно повторяющая корпус поделки. Основной рабочий материал – газета и тонкая бумага. Бумага разрывается на множество некрупных полос и укладывается в подготовленную крупную емкость. Цельный газетный лист смачивается водой, отжимается и наносится поверх основы. Клейстера потребуется много, поэтому его можно накладывать на газету руками. Будет приятнее работать с теплым клейстером, который только-только сняли с плиты. Далее на клей накладывается первый слой газетных и бумажных обрывков. Каждый слой проглаживается для нейтрализации лишнего клея и воздуха. По такому принципу следует выложить 8 слоев, чередуя газету и бумагу.

По истечении трех дней матрешка окрепнет и хорошо просохнет. Для высвобождения многоразовой формы по длине всей матрешки вдоль делается разрез. Как в детском киндер-сюрпризе, у вас получатся две одинаковые формы, которые между собой склеиваются клейстером. Можно наложить еще по одному слою газеты или бумаги. Дно можно сделать из плотного картона. Зафиксируйте его при помощи очередного слоя бумаги и дайте матрешке высохнуть в течение суток.

Все неровности на поверхности матрешки устраняются при помощи наждачной шкурки. Далее можно загрунтовать бумагу водоэмульсионной краской. Теперь вам следует дать волю фантазии и раскрасить матрешку любым понравившимся способом при помощи акварельных красок. Сверху поделка покрывается лаком.

Фруктовый сад

Об имитации продуктов питания еще давно начали задумываться в мире кино и театра. Режиссерам не всегда выгодно подбирать для очередных съемок свежие фрукты и ягоды, которые на следующий день потеряют свой вид. К тому же, идеально ровные яблоки или груши найти очень сложно, и они могут испортить всю картину. Выход был найден в изготовлении продуктов питания в технике папье-маше, которые сохраняют свой великолепный вид в течение долгих лет.

Изготовить любые фрукты в технике папье-маше можно несколькими способами. Обращение к лепке станет полезным в том случае, если вы планируете сделать миниатюрные детали, например, вишню или виноград. Если фрукт объемный, в качестве формы следует использовать пластилиновую заготовку. Пластилин – весьма удобный материал, который очень просто обклеивать бумагой. После того, как вы произведете разрез на подсохшей поделке, пластилиновая форма вынимается и используется для последующего изделия. Если вам сложно сконструировать форму яблока, груши или экзотических фруктов, можете прибегнуть к машированию и обклеить натуральный фрукт. Правда, это советуется делать с твердыми и недозрелыми плодами – с клубникой или абрикосом работать невозможно.

Столовый набор

Посуда в технике папье-маше радует глаз каждому, кто на нее взглянет. Расписной сервиз может украсить стеклянный посудный шкаф, причем, мало кто сразу поймет, что из такой красоты не суждено отпить чая с крендельками.

Рабочий материал, который пригодится для изготовления посуды, вполне сгодится и для лепки, только слепить идеально ровную тарелку практически невозможно, поэтому необходимо запастись стеклянной или пластиковой формой. В зависимости от количества посуды в сервизе варьируется и объем туалетной бумаги. В среднем на каждый рулон уходит пол-литра клейстера. Запастись ПВА в таком количестве практически невозможно, к тому же магазинный клей выходит по стоимости гораздо дороже, чем самодельный. Для того чтобы замесить «тесто» для лепки в металлической кастрюльке, рваная туалетная бумага заливается водой. Содержимое кастрюли необходимо варить на медленном огне до тех пор, пока масса не станет однородной. После этого бумага откидывается на дуршлаг, излишки воды удаляются. Измельчить бумагу на мелкие волокна можно при помощи блендера. После этого полученный материал следует выложить в целлофан и дать ему подсохнуть. Перед началом работы вам следует лишь соединить бумажную массу с клеем.

На смазанную маслом форму выкладывается толстым слоем бумажное тесто и сушится. После этого его останется загрунтовать, раскрасить красками и покрыть лаком. Масло, которое использовалось для смазывания тарелки, упростит процедуру изъятия формы.

Бумажный маскарад

Нет лучше материала для изготовления масок, чем бумага, обработанная в технике папье-маше. За основу можно взять обыкновенную пластмассовую маску или использовать гипс или глину. При наличии навыков работы с последними материалами можно сделать слепок лица.

Маска оклеивается в восемь слоев старыми газетами и тонкой бумагой. Последние слои должны быть смазаны клеем особенно щедро. После того, как половина слоев будет выложена, выложите слой из бинта или тонкой ткани. Это делается для того, чтобы треснувшую маску можно было легко восстановить. Неровности следует сразу разгладить, а лишнее обрезать ножницами. Последний слой – белая плотная бумага либо хлопчатобумажная ткань. Если вы планируете использовать в качестве верхнего слоя ткань, ее следует покрыть клеем. Снимать маску с формы следует после того, когда она полностью высохнет. Маска станет настоящим произведением искусства, если вы украсите ее кружевом и стразами, но истинную красоту ей придаст искусная роспись красивыми узорами.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше?

Судя по названию можно сказать, что родиной техники папье-маше является Франция, в переводе означает «жеваная или рваная бумага». Если же углубиться более детально в историю возникновения папье-маше, то выясняется, что уже в Древнем Китае эта техника использовалась при изготовлении военных доспехов. Постепенно техника папье-маше из Китая стала распространяться в другие страны. Только в 17 веке Европа узнала о данном виде ремесла. Именно в это время французские мастера начали изготавливать из этой массы куклы и игрушки, а позже и другие предметы быта и декора. У нас же в России способ создания предметов из бумажной массы начал распространяться в конце 17-го – начале 18-го веков.На некоторое время техника папье-маше утратила свою популярность, но в 21 веке интерес к папье-маше возродился. К тому же при изготовлении изделий данным способом стали использоваться современные материалы и элементы декора, что сделало процесс создания предметов из папье-маше очень увлекательным.

Что делают из папье-маше

В технике папье-маше можно изготовить разнообразные предметы, украшающие нашу обыденность: куклы, маски, рамки для фотографий, шкатулки, фигурки-сувениры, декоративные вазы и тарелки, елочные игрушки, абажуры, архитектурную лепнину, даже бижутерию и мебель. Активно используют папье-маше и в театрах в создании атрибутов для спектаклей.

Рассмотрим подробно, как сделать папье-маше.

Для начала разберемся в различных способах приготовления папье-маше:

1 способ – это последовательное наложение на форму кусочков рваной бумаги друг на друга в несколько слоев. Такой способ называют машированием.

Как работать с материалами в этой технике?

Берется нужный предмет, который будет использоваться в качестве формы для будущего изделия и обрабатывается тонким слоем вазелина или растительного масла в тех местах, куда будут накладываться кусочки газет или другой бумаги. Если форма удобная, то вместо вазелина или масла можно использовать пищевую пленку. Это делать необходимо для того, чтобы готовая и высушенная масса из папье-маше легко отделилась от формы.

Затем на подготовленную поверхность накладывается первый слой, состоящий из кусочков бумаги, предварительно смоченных в воде. После подсыхания первого слоя таким же образом выкладывается бумагой и второй слой.

Только с третьего слоя кусочки бумаги рекомендуется обмакивать уже в клее. Для того чтобы не путаться в том, все ли участки формы обклеиваются равномерно, используйте разную по цвету бумагу для каждого слоя. Слоев может быть выложено от 4-5 и более – смотря какое изделие вы делаете, и для каких целей будете его использовать. При наложении кусочков бумаги надо смотреть, чтобы они не образовывали заломы, и аккуратно разглаживать образовавшиеся складки или пузырьки пальцами.

Прежде чем снять готовое изделие, его нужно хорошенько просушить.

Важный момент. Если вы использовали сложную форму, с которой нет возможности снять полученную массу, то вам придется разрезать это изделие при помощи острого канцелярского ножа и извлечь форму. После этого необходимо разделенные части из папье-маше склеить между собой, наложить на стыки кусочки бумаги в два слоя, а затем обложить финальным слоем всю поверхность изделия для надежности и выравнивания поверхности.

2 способ – это формирование объемной липкой массы путем смешивания клеящего состава с мягкой рыхлой бумагой. Такой способ называется образованием бумажной массы. Создание изделий в такой технике напоминает лепку из глины или пластилина.

Посмотрите на видео, как создается бумажная масса из яичных лотков:

Чтобы получить бумажную массу, надо разорвать несколько листов газеты, бумаги или картона, поместить в кастрюлю, залить водой, подождать, когда все хорошенько размокнет и поставить на огонь. Дать покипеть около получаса. После того, как масса разбухнет, ее необходимо отжать от излишков воды, а затем превратить в однородную смесь при помощи блендера или мясорубки.

Бумажная масса для будущих изделий готова. Ее можно поместить в воздухонепроницаемую емкость и хранить некоторое время. Перед использованием массу перемешивают с клеем или клейстером до тех пор, пока она не станет эластичной и равномерно липкой. Некоторые мастера для большей прочности и эластичности в бумажную смесь добавляют также немного гипса или мела и растительного масла.

Готовое изделие сохнет 2-3 и более суток естественным способом, без применения отопительных приборов, чтобы не допустить растрескивания.После того, как изделие из папье-маше полностью высохнет, его надо обработать мелкозернистой наждачной бумагой и только после этого приступить к декорированию.

Мы рассмотрели наиболее распространенные способы получения изделий из папье-маше. Есть еще промышленный способ, когда листы плотного картона склеиваются друг с другом в несколько слоев и спрессовываются, а затем обрабатываются. Полученные изделия отличаются особой прочностью.

Какая бумага используется в папье-маше

Для создания папье-маше используют: газету, любую другую рыхлую бумагу, в том числе туалетную бумагу, салфетки, бумажные платочки и картон, например, упаковочный. Хороши для создания бумажной массы и ячейки из-под яиц.

Для маширования чаще всего берется газета и любая рыхлая бумага.

Если будущее изделие предполагается некрупным, то и кусочки бумаги должны быть поменьше, например, начиная от 1 х 1 см, 2 х 2 см. Для крупных изделий можно подготовить кусочки большего размера.

Почему лучше бумагу рвать, а не нарезать ножницами или резаком? Дело в том, что рваные края бумаги получаются более нежными и рыхлыми, их легче сглаживать с поверхностью, они менее заметны на изделии по сравнению с нарезанной бумагой, у которой края получаются более выраженными и плотными.

Для создания бумажной массы в ход идет не только рыхлая бумага в различных ее вариациях, но и картон.

Также немаловажным ингредиентом для создания папье-маше является клей.

Какой использовать клей для папье-маше?

Для работы в технике папье-маше пригодны сухой обойный клей, ПВА и клейстер, приготовленный своими руками.

Обойный клей применяется обычно при машировании, когда форма обклеивается в несколько слоев кусочками бумаги.

Способ подготовки обойного клея: высыпать нужное количество сухой массы клея в чашку и залить холодной водой до необходимой консистенции. Оставить массу для набухания в течение 10 минут. Для оптимального результата лучше использовать инструкцию, прилагаемую к клею.

После приготовления клея можно обмакивать в клей заранее подготовленные рваные кусочки бумаги. После того как кусочек бумаги достаточно пропитается, наложить его на подготовленную поверхность формы. Обойный клей сохнет медленнее, чем клей ПВА. У обойного клея есть существенный плюс – он оберегает работы от плесени из-за своего состава.

Клей ПВА чаще используется для базы, где требуется особо крепкое сцепление бумаги. Он также хорош в качестве отвердителя и надежного фиксатора при и после нанесения последнего слоя бумаги. Клей ПВА также применяют для скрепления отдельных деталей предмета. Его используют и при машировании. В последнем случае клей ПВА можно развести водой.

И тот и другой клей могут вызвать раздражение кожи. Поэтому наносите клей при помощи кисточки, либо надевайте на руки перед работой резиновые перчатки.

Хорошим материалом для создания папье-маше служит обычный домашний клейстер , который несложно приготовить своими руками: берется 1 часть муки и 3 части воды, хорошо перемешивается до удаления комочков и ставится на огонь. Массу постоянно нужно помешивать. Довести до кипения и снять с огня. Дать остыть, после этого применять по назначению.

Клейстер можно приготовить и из крахмала , который нужно чуть развести теплой водой. Помешивая получившийся раствор, вливать в него тонкой струйкой кипяток. Получится жидкость, похожая на кисель. Это и есть клейстер.

Помните, что клейстер приготовлен из натуральных продуктов, поэтому подвержен быстрой порче при неправильном и долгом хранении. В холодильнике клейстер в закрытой таре может храниться несколько дней. Поэтому подготавливайте клейстер в нужном количестве, стараясь не оставлять про запас.

Клейстер применяется как при машировании, так и при создании массы для папье-маше.

Какие еще материалы и инструменты используются при создании изделий из папье-маше?

Рассмотрим по порядку.

Начнем с инструментов.

Для создания изделий из папье-маше нам могут понадобиться следующие инструменты:

Ёмкости с широким горлом , где можно пропитывать бумагу в воде или клее.

Кисти разных размеров , форм и толщины для нанесения клея и лака.

Канцелярский нож , который может понадобиться для разрезания изделия для выемки форм либо разделки картона.

Мелкозернистая наждачная бумага для подготовки изделия к последующему декорированию.

Воздушные шары для использования в качестве форм. Такие шары очень удобны в применении и не требуют разрезания изделия для выемки форм. Достаточно только сдуть шарик и вытащить его через маленькое отверстие за прикрепленную нитку. Дырку заклеить кусочками бумаги и затем обклеить всю поверхность изделия завершающим слоем. На воздушный шар рекомендуется наложить не менее 7-8 слоев, чтобы работа приобрела достаточную крепость и не треснула после сдувания шара.

Подставки для форм , в качестве которых могут служить чашки, тарелки и другие аналогичные предметы обихода. Подставки можно сделать из проволоки.Для изготовления сложных форм может понадобиться проволока и фольга . Для примера смотрите фото:

Гофрированный картон как основа для покрытия его папье-маше. Примером может служить сделанная из усиленного гофрированного картона коробка, обклеенная папье-маше. Или вот такая фигура:

Уайт-спирит и другие растворители для очистки кистей от акриловых или масляных красок.

Для последующего декорирования изделий из папье-маше могут потребоваться следующие инструменты и материалы:

Ножницы, линейка, треугольник, карандаш, циркуль, щипчики, шило, резиновые перчатки.

Кисти различной толщины и форм для нанесения красок и росписи. Кисти могут быть как синтетическими, так и натуральными, желательно мягкими.

Трафареты для нанесения рисунков.

Губки, лоскуты для устранения недостатков при декорировании изделий и полировки.

Калька для переноса рисунка на декорируемую поверхность.

Клейкая лента. В качестве клейкой ленты применяется малярный скотч на бумажной основе. Он используется для соединения различных деталей из картона. Также его можно применить в процессе покраски изделия для образования ровного стыка между разными по цвету областями.

Грунтовка, которая служит основой для дальнейшей обработки изделия из папье-маше. В качестве грунтовки для последующего нанесения акриловой краски используется гипс на основе полиакрилатов или белая акриловая краска. Для гуаши и плакатной краски можно использовать основу из белой водоэмульсионной или латексной краски. Грунтовку рекомендуется наносить в 2 слоя.Паста рельефная используется для придания изделию шероховатой грубой поверхности или, наоборот, гладкой и шелковистой. Все зависит от того, какая цель преследуется при изготовлении изделия из папье-маше. Наносят рельефную пасту с помощью шпателя – лучше всего резинового для более тщательной обработки труднодоступных мест. Рельефную пасту можно наносить через трафарет. В итоге получается красивый рельефный узор. Поверх пасты легко ложатся акриловые краски. Рельефная паста быстро затвердевает, обладает высокой прочностью и водостойкостью.Акриловые краски на водной основе обладают высокой покрываемостью, быстро сохнут, а после высыхания создают водонепроницаемую поверхность. После высыхания краски не требуют завершающего слоя лака, их даже можно протирать влажной тряпкой. Используют в работе глянцевые, матовые и перламутровые акриловые краски.Латексные краски содержат в составе каучук и очень удобны при работе с трафаретами, так как не растекаются (если качество хорошее). После высыхания образуют прочную и эластичную пленку.

Масляные краски содержат в себе масла, поэтому требуют большего времени для сушки, чем другие краски. Такие краски нужно разбавлять уайт-спиритом или другими растворителями. Для более быстрого высыхания в краску добавляют разбавительные лаки. После нанесения и высыхания масляной краски поверхность обрабатывается лаком в 2 слоя.В работе можно использовать плакатную и акварельные краски, гуашь . Но они не образуют водонепроницаемого покрытия, поэтому требуют закрепления лаком после нанесения.

Лаки используются в качестве защиты работ, для упрочнения изделия, для износостойкости. Существуют матовые, глянцевые, перламутровые и атласные лаки. Поверхность из папье-маше выдерживает любой тип лаков. Чаще всего используют следующие лаки:

Полиакриловый лак на водной основе имеет преимущество по сравнению с другими – он не желтеет после высыхания, его лучше всего наносить поверх акриловых красок.

Аэрозольный лак можно наносить поверх любых покрытий.

Полиуретановый лак на масляной основе хорошо ложится на гуашь и другие виды красок.

Для создания эффекта состарившейся поверхности мастера используют . Работа с такими лаками требует определенных навыков и знаний, поэтому прежде чем декорировать изделие из папье-маше при помощи кракелюрного лака, изучите технику работы с ним.

Тонкая бумага, салфетки, носовые платки и ткан ь идеально подходят для выполнения сморщенных, сжатых текстур при декорировании.

В качестве декоративных элементов можно использовать цветную, упаковочную, тисненую, папирусную бумагу, различные наклейки, вырезки, иллюстрации, декупажные салфетки и т.д.

Работа с папье-маше характеризуется доступностью и низкой стоимостью материалов. К тому же работать с папье-маше просто и легко.Что же такое папье-маше? Это бумажная масса, состоящая из мелких кусочков бумаги, при помощи которой можно смоделировать различные вещи. О техниках создания папье-маше будет рассказано чуть ниже. Какова же история создания папье-маше? Судя... admin [email protected] Administrator Красавица и умница
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!