Женский журнал Ladyblue

Как научить малыша завязывать шнурки самостоятельно. Простые советы по обучению ребенка завязыванию шнурков

Прежде чем приступать к урокам , ребенка необходимо заинтересовать данным процессом, он должен захотеть научиться.

Легче всего это сделать, купив яркую красивую обувь. Особенно такой способ поможет мотивировать девочку.

Еще можно предложить ребенку пойти в какое-то интересное место (зоопарк, парк аттракционов, цирк), но лишь после того, как малыш сможет самостоятельно обуться. Либо подобрать другую мотивацию, наиболее подходящую именно вашему чаду.

Теперь нужно правильно показать весь процесс . Лучше всего завязывать шнурки, стоя позади ребенка и держа свои руки у него перед глазами. Зеркальный показ только запутает малыша.

Каждое новое действие необходимо объяснять словами. Некоторые педагоги советуют показать несколько способов шнурования, из которых ребенок сам выберет подходящий.

Используя метод подражания можно добиться быстрых результатов .

Медленно показываем каждый шаг процесса, который малыш тут же повторяет.

Это наиболее эффективный метод обучения, потому что ребенку не нужно сразу запоминать весь объем информации, и он может сосредоточиться на одном действии.

Родитель же сразу увидит тот момент, который трудно дается ученику.

После того, как малыш правильно воспроизведет весь процесс завязывания шнурков вместе с обучающим, он должен попробовать повторить навык уже самостоятельно .


Если ребенку никак не дается умение целиком , попробуйте начать с малых шагов. Можно взять веревку потолще (например, ленту для волос или яркий пояс) и просто предложить завязать на ней узел, потом сделать бантик.

После того, как малыш освоит это упражнение, переходить непосредственно к шнурованию обуви.

Существует замечательная методика , основанная на особенностях детского мышления.

Дети намного быстрее осваивают знания, поданные в виде песенки или игривого стишка.

Вы можете придумать свой или воспользоваться песней из мультфильма «Губка Боб Квадратные штаны»:

Пытаешься вязать шнурки?
Не парься – это пустяки!
Возьми шнурок, петля, крючок,
Ура! Выходит узелок!
Теперь их нужно затянуть,
Сюда продеть и повернуть.
Петля, ушко и вот — обувка не спадет!

Если не получается сочинить стишок – может помочь сказка в прозе. Главное, создать у ребенка правильные ассоциации на каждое последующее действие.

Барбоскины — 17 Серия. Шнурок

Варианты завязывания шнурков

Их существует великое множество, но, конечно, в начале обучения стоит подобрать один из самых простых. Вот самые элементарные.

Первый способ

Сделать петельку только на одном шнурке, а другой продеть в подготовленное ушко, но высунуть с другой стороны не до конца. В итоге сразу получится бантик.

Второй способ

Завязать простой узелок. Затем сформировать петельки на обоих шнурках и тоже завязать их в узелок.

Выбрав подходящий способ , не перескакивайте на другой после первого же удачного урока. Только закрепив полученный навык можно переходить к обучению другим вариантам.

Чего нельзя делать

Бросать занятия после одного урока . Чтобы хорошо закрепить умение, тренировки должны быть постоянными и систематическими. В противном случае, малыш быстро забудет полученный навык.

Мешать ребенку учиться самостоятельно, лезть с советами и практической помощью, если малыш не просит.

Ругать ребенка , если у него не все получается так, как надо. Стыдить и насмехаться когда малыш ошибается, путается или совсем ничего не понимает. Этим можно добить только стойкого нежелания обучаться процессу и развития комплекса неполноценности.

Настаивать на своем способе , в то время как ребенок придумал другой, более легкий и удобный для него. Вы в зародыше убьете желание творчески мыслить и самовыражаться.

Сравнивать его с другими детьми , особенно в неприятном для него ключе. «А вот Вася с первого раза научился правильно завязывать шнурки!»

Откладывать занятия до более подходящего возраста, если ребенок хочет научиться уже сейчас. Раз у малыша возникло подобное желание – выберите время и начните обучение.

Во время обучения каждый раз изменять словесные комментарии .

Нужно постоянно повторять одни и те же пояснения, чтобы не запутать ребенка еще больше.

В данном случае ваша креативность выйдет боком.


Настаивать на обучении , когда малыш категорически отказывается продолжать процесс усвоения навыка. В этом случае необходимо на время отказаться от учебы, переключиться на что-то другое и повторить попытку позже. Иначе вы добьетесь негативной реакции и полного нежелания что-то делать.

Игнорировать успешные результаты обучения. Хвалить малыша необходимо как можно чаще и не только за весь процесс полностью, но и за каждый удачный шаг. Таким образом вы подтолкнете его к дальнейшим успехам. Ребенок будет стараться заслужить еще больше похвалы.

Хвалить просто так , до того, как малыш хоть что-то сделал. Хитрый ребенок быстро поймет, что ему вообще не нужно стараться – все и так им восхищаются.

Продолжать обучение, когда ученик явно устал и просит отдохнуть. Вы опять же выработает отвращение к учебе в целом и завязыванию шнурков в частности.

Вместо заключения

А что делать родителям , чьи дети хотят научиться, стараются и ну никак не могут освоить процесс завязывания шнурков?

Если малышу 4-5-6 лет , отвлеките его на какое-то время, займите чем-то другим. Вернетесь к шнуркам попозже, спустя 3-6 месяцев.

Другое дело, когда научиться не может школьник 8-9 летнего возраста . В этом случае стоит обратиться к специалистам и пройти предложенное обследование, чтобы исключить какие-то расстройства и проблемы.

Процесс завязывания шнурков достаточно сложный и трудоемкий для малолетнего исследователя. Не всё может получиться сразу и навсегда.

Родителям стоит запастись любовью и терпением и не отчаиваться при неудачах малыша. Москва тоже не сразу строилась.

С какой радостью и восторгом родители учат своего карапуза ходить, говорить. Но проходит время, и усложняются навыки, которые необходимо осваивать вашему ребёнку. Такие умения должны быть в багаже малыша к моменту перехода в среднюю группу детского сада, когда крохе придётся практически полностью обслуживать себя самому. Особенно много сложностей возникает, когда родители пытаются научить ребёнка завязывать шнурки. Посмотрим на эту сложную задачу с близкого расстояния.

  1. Отказаться от такой обуви в пользу липучек, кнопок, молний (кстати, многие крохи горя не знают вплоть до поступления в школу и знакомства с кедами на уроках физкультуры).
  2. Уделить обучению несколько дней.

Мы попробуем второй.

Для завязывания шнурков нужен определённый уровень развития мелкой моторики. Так что возраст, в котором пора приниматься за постижение премудростей завязывания тесёмочек на обуви, как правило, 4–5 лет.

Подготовку к обучению стоит начинать уже с 1 года, играя в «Ладушки» и «Сороку-ворону». В 2 года пора играть с бусинами, пуговицами, а в 3 пришло время браться за специальные игрушки-шнуровки.

Что нужно учесть

Очень важно учитывать тот факт, что все дети разные, а значит, могут проявлять интерес к тем или иным вещам в разном возрасте. Так что если малыш стремится самостоятельно завязать тесёмки на своих маленьких ботиночках, то задача родителей найти способ объяснить ему, как это делается на понятном и доступном языке. Кстати, девочки учатся обращаться со шнурками быстрее мальчиков, так что и интерес к подобным манипуляциям могут проявить раньше 4–5 лет.

Для того чтобы малыш испытал ситуацию успеха от результата потраченных усилий, а взрослый потерял как можно меньше нервных клеток, необходимо, чтобы:

  • ребёнок хорошо знал, где лево, где право, чтобы он легко понимал указания типа «берём шнурочек в левую ручку, делаем петельку» и т. д.;
  • карапуз выяснил для себя, какой ручкой ему легче орудовать;
  • мама и папа уделили процессу обучения столько времени, сколько нужно.

На каких шнурках учиться

Материал, на котором вы будете учить карапуза завязывать шнурки, очень важен. Ведь шёлковые варианты с пушистыми кончиками не всегда поддаются даже взрослому, а что уж говорить о малыше, который только начинает постигать азы шнурования. Поэтому шнурки должны быть:

  • средней толщины (слишком тонкие будут выскальзывать, а толстые часто дети завязывают вместе с пальцами);
  • круглые или плоские (в принципе, это особой роли не играет - выбирайте те, каких в обуви малыша больше);
  • с плотным наконечником - это обязательное условие, так как мягкие концы будут путаться в пальцах, так и норовя попасть в узелок вместо петельки;
  • не слишком длинными (чтобы малыш не вытягивал в узелке бесконечную петельку), но и не короткими (чтобы можно было завязать бантик, не вытянув через узелок петлю) - отличный вариант будет около 30 см.

Какую технику выбрать: «Поймай зайчика» и «Бабушкин узел»

Существует несколько способов завязывать шнурки. Некоторые из них настолько замысловаты, что с трудом осваиваются даже взрослыми модниками, считающими, что каждый вид обуви (кеды, кроссовки, ботинки) должен шнуроваться и завязываться совершенно по-разному. Более того, есть даже узелки с одной петелькой, но техника их завязывания несколько сложнее, да и такой способ нельзя назвать практичным: длинный свободный конец, большая петля - всё это будет мешать ребёнку нормально ходить, не наступая на собственные шнурки. Так что опытные родители рекомендуют начинать с двух простейших вариантов зафиксировать ботиночки на ноге:

Выберите одну технику, иначе малыш запутается и будет нервничать. «Бабушкин узел» считается более понятным, но менее практичным, чем «Поймай зайчика».

3 простых способа завязать шнурки - видео

Как научить ребёнка быстро завязывать шнурки «бантиком» - видео

5 способов научить ребёнка завязывать шнурки

«Садись рядом - буду тебе рассказывать, как завязать шнурки на обуви» - совершенно неподходящее начало для передачи карапузу опыта по обращению с тесёмками на обуви. Любое обучение ребёнка дошкольного возраста должно быть только в игровой форме.

Смотри, как я умею

Дети - маленькие обезьянки, которые с удовольствием копируют действия родителей. Нужно научить малыша завязывать шнурки? Легко! Выберите момент, когда вы вместе куда-то собираетесь (но только вы не ограничены во времени!), присядьте рядом с ребёнком и покажите ему, как завязываются шнурочки, медленно и чётко комментируя каждое движение. При этом шнурки не должны лохматиться, а быть твёрдыми.

Показывать нужно только сидя рядом с малышом или за его спиной, не в зеркальном отображении.

Инструкция:

  1. Берём ботинки в руки - взрослый берёт один, малыш - второй.
  2. Вытягиваем обувь немного вперёд, чтобы крохе было лучше видно.
  3. Показываем, повторяя несколько раз весь процесс одними и теми же словами.
  4. Просим карапуза сделать так же.

Если не получается сразу на шнурках, потренируйтесь на поясе от халата, толстой ленте и пр.

Важный момент. Если малыш - левша, а взрослый правша, или наоборот, то процесс обучения может затянуться, а вам будет нелегко понять друг друга. Самый лучший выход - попросить помощь у кого-то с такой же ведущей рукой.

История про двух шнурочков

Процесс демонстрации технологии завязывания шнурков можно сопровождать придуманной историей про двух братьев-шнурочков, которые хотят встретиться и поиграть.

Инструкция:

  1. «Жили-были два братца - Левый и Правый» - перекидываем узелок (левый шнурок за правый).
  2. «Левый предложил Правому погулять» - левый шнурок складываем петелькой.
  3. «Правый согласился» - правый шнурок продеваем за левый.

Стишки в помощь

Дети с удовольствием слушают стихотворения и с лёгкостью их запоминают. А поскольку ведущий тип мышления в этом возрасте - наглядно-образный: малыши легче запоминают то, что могут увидеть и представить, - то запомнить короткий стишок про зайчика труда им не составит.

  1. Зайчик-душка, У него два ушка. - сделайте петельки из шнурков.
  2. Зайчик кустик обошёл, - перекрутите одну петельку за другую.
  3. В норочку свою зашёл - просуньте петельку в дырочку.
  4. И морковку там нашёл! - затяните шнурок.

Кроме стишков с действиями, хорошо предварять каждое занятие какой-то весёлой рифмовкой.

Я уже не маленький,

Я уже большой,

Я уже из лука

Стреляю хорошо.

На велосипеде

Поеду до реки.

Поскорей же, мамочка,

Завяжи шнурки.

Завязать шнурок не смог

Ни котёнок, ни щенок…

Я старался битый час,

Но не завязал ни раз.

Что же делать, как же быть?

Босиком теперь ходить?

Вот сижу, в окно гляжу,

А во двор не выхожу!

Анимационный подход: мотивационные мультфильмы

Дети любят смотреть мультфильмы. Почему бы не воспользоваться этим для обучения завязывать шнурки? В интернете можно найти массу роликов с забавными мультфильмами, где герои осваивают эту премудрость. После просмотра ребёнок тоже захочет освоить это умение. Важно только закрепить полученные знания на практике, то есть на собственных ботинках или кроссовках.

Мультфильм «Барбоскины», серия «Шнурок» - видео

Мультфильм «Фиксики», серия «Узлы» - видео

Полезные игрушки

О существовании и пользе различных шнуровок для тренировки мелкой моторики уже упоминалось.

Причём их совершенно не обязательно покупать, можно сделать своими руками их плотного картона. Например, весёлые кеды.

Инструкция:

  1. Из картона вырезаем кеды.
  2. Раскрашиваем их яркими красками.
  3. Делаем шилом дырочки, в которые продеваем шнурки. Тренажёр готов.

Игры-шнуровки для отработки навыка завязывания узелка могут быть самыми разными:

  • фрукты с червячками, где червячки - это шнурки;
  • сапожки;
  • рукавички;
  • сыр с дырочками для мышки и пр.

И опять же: после работы на тренажёре нужно закрепить навык на обуви.

Фотогалерея игрушек-шнуровок

Шнуровки помогают научиться определять правый и левый ботинок
Деревянные шнуровки приятно брать в руки
Для совсем маленьких шнуровки должны быть большими
Шнуровки в виде ботинка отличное пособие, чтобы научить ребёнка завязывать шнурки

Отношение к умению завязывать шнурки у всех родителей разное. Кто-то стремится как можно быстрее научить ребенка завязывать шнурки этому навыку, ведь скоро в детский сад. А кто-то не спешит и до школы. Но в любом случае, рано или поздно любому родителю придется столкнуться с этой проблемой.

Чтобы процесс не доставлял малышу беспокойства и не вызывал никаких негативных эмоций, родителям необходимо набраться терпения.

Существует несколько правил по обучению ребёнка завязыванию шнурков на обуви:
- подходящий возраст для обучения это 4-6 лет, так как к этому времени у ребенка формируется моторная функция.
- необходимо учитывать более раннее развитие девочек. При появлении желания у своей дочки учиться завязывать шнурки, нужно помочь ей в этом. Даже если ей не исполнилось четырёх лет.
- ребёнок должен знать, где у него находиться левая и правая нога.
- не нужно показывать ребёнку сразу несколько вариантов шнуровки. Ребёнок может в них запутаться.
- ребёнок быстрее запомнит шнуровку, если при этом повторять одни и те же слова-объяснения.
- помогать ребёнку в завязывании шнурков лучше находясь с боку или сзади.

Не каждому ребенку дается освоить умение завязывать шнурки за один вечер. Скорее всего, родителям придется повторять эту процедуру с малышом несколько раз в течение нескольких дней.

Начинать обучение можно, как только малыш проявил интерес к шнуркам. Это же так здорово, вытаскивать шнурок и просовывать его обратно в дырочку! Желательно приобрести для этой цели, специально созданные детские игрушки-шнуровки, но можно при желании и изготовить их своими руками. Благодаря подобным игрушкам малыши быстрее осваивают новое обучение. Ниже Вы можете увидеть один из вариантов самодельной шнуровки для тренировок.

Сядьте с ребенком так, чтобы он не повторял ваши движения зеркально. Положите перед ним шнуровку или обувь, и начните с простого — завязывания обычного узла. Когда ребенок освоит этот навык, можно переходить к бантикам.

Способов завязывания шнурков довольно много, но не стоит сразу загружать ребенка информацией, для начала лучше выбрать самый простой метод. Смысл в том, что «ушко» формируется только из одного шнурка, а второй продевается в петельку из скрещенных шнурков, но высовывается с другой стороны не до конца Такой метод называется «бантик».

Второй способ тоже довольно прост: «ушки» формируются у обоих шнурков и завязываются как обычный узелок. Такой метод называется «бабушкиным узлом».

Когда маленькие ручки с первого раза будут завязывать простые бантики, можно попробовать освоить и более сложные узлы.

Важный момент в любом обучении — это похвала. Даже, если у ребенка в двадцатый раз ничего не получилось — не ругайте, иначе возникнет ассоциация: шнурки — неудача — будут ругать. Уделяйте хотя бы 10 минут в день этой процедуре и ваш малыш вскоре освоит этот навык.

Для того, чтобы обучение было веселее и проще, можно использовать сказки и стихи, представленные ниже.

Встретились два червячка Бим и Бом (левый и правый) .
«Пошли гулять?» «Пошли!» (перекрест шнурков)
Взялись за ручки (узел). Идут -веселятся (шнурками помахать:))))
Навстречу зайчики (делаем уши из шнурков) Придумайте имена зайцам….Зайцы приглашают ЧЕРВЯЧКОВ пить чай.
Берутся все за руки (перекрест ушей) и бегут в норку (одно ухо в дырочку) .

Ты хочешь завязать шнурки?
Не бойся, это пустяки.
Берешь шнурок, петля крючок,
О, чудо! Вышел узелок.
Сначала нужно их стянуть,
Потом продеть и захлестнуть.
Петля, крючок и вот,
Ботинок не спадет.

Зайчик-душка,
У него два ушка! — Делаем петельки из шнурков
Зайчик кустик обошёл, Перекручиваем одну петельку вокруг другой
В норочку свою зашёл. — Просовываем петельку в дырочку .
Вот и всё! — Затягиваем!

Навык завязывания шнурков на сегодняшний момент не является жизненно необходимым, так как существует немало разновидностей обуви, снабженной застежками иного типа. Однако подобное умение не будет лишним, поэтому родителям стоит задуматься, как научить ребенка завязывать шнурки.

Не стоит требовать от двухлетней крохи умения красиво завязывать шнурки, необходимые навыки дети, как правило, приобретают к 4-6 годам. Причем, девочки, обычно, овладевают этим непростым умением раньше мальчиков.

Чтобы быстро научить ребенка завязывать шнурки, необходимо с раннего возраста заниматься с ним упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики пальчиков.

Младенцам нужно регулярно массировать пальчики, обучать их различным играм, в которых звучный ритмичный стишок сопровождается выполнением определенных действий руками – «ладушки», «сорока-ворона» и пр.

Деткам с двух лет можно предложить игры по сортировке бусин и пуговиц (разумеется, такие игры должны проходить под контролем мамы, чтобы малыш не сунул игровой элемент в рот или в нос). Полезно рисование пальчиками на песке (крупе), использование пальчиковых красок, лепка из пластилина и пр.

Ребенку трех лет можно приобрести специальные игрушки-тренажеры по застегиванию пуговиц и завязыванию шнурков.

Сделать игрушку-шнуровку легко можно и самостоятельно. Для этого нужно вырезать из плотного картона заготовку (можно в форме ботинка) и сделать в ней два параллельных ряда дырочек. Осталось купить несколько ярких шнурков – и отличное пособие по освоению способов шнуровки и завязыванию узелков и бантиков готово.

Какой способ завязывания шнурков выбрать?

Завязать шнурки можно двумя основными способами: используя одну петлю или две. Первый способ позволяет получить более прочный узел, зато второй существенно легче.

Читайте также: Когда нужно приучать ребенка к горшку? Советы и рекомендации специалистов

При проведении обучения нужно выбрать один из способов, причем схема движений всегда должна быть одной и той же. Показать второй способ завязывания можно будет только после того, как ребенок будет выполнять все действия «на автомате».

Первый способ ,наиболее простойс двумя петлями, который принято называть «бабушкиным узлом». Он очень прост: нужно из свободных концов шнурка сложить две петельки, затем перекрестить их и завязать узелок, протаскивая одну из петель через серединку образованной «арки».

При обучении этому способу нужно показать весь процесс поэтапно. Научить складывать аккуратные петельки, которые так похожи на заячьи ушки, а затем завязывать и хорошо затягивать узелок.

Проще всего научить ребенка завязывать шнурки в игровой форме. Например, можно рассказать такую сказку: « Встретились две гусенички (свободные концы шнурков) и решали пойти гулять, взявшись за ручки (завязываем узелок). А им на встречу прыгают мальчики-зайчики (делаем петельки из свободных концов), которые пригласили гусениц пить чай. Взялись они за ручки (перекрещиваем петельки), да и прыгнули в норку (просовываем петельку в «арку») и затягиваем узелок.

Второй способ с одной петелькой несколько сложнее, но зато надежнее. Чтобы научить ребенка завязывать этот вид узла можно рассказать следующую сказку: «Зайчик по имени Бом считал, что он самый быстрый (складываем из одного свободного конца шнурка петельку). Но другой зайчик по имени Бим решим обхитрить Бома. Он оббежал вокруг него (вторым свободным концом обводим первую петлю) и первым оказался на финише (вытягиваем вторую петлю из серединки и затягиваем узел).

Читайте также: Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Советы опытных мам и пап

Разумеется, родители могут придумать другие сказки, заменив зайчиков гоночными машинками или феями, в зависимости от интересов ребенка. Но придуманную один раз сказку нужно запомнить и постоянно повторять ее до тех пор, пока ребенок не приобретет устойчивый навык. Вместо сказок можно придумать считалочку или просто четко комментировать каждое действие ребенка.

Собственный пример

Чтобы быстро и просто научить ребенка завязывать шнурки, хорошо бы показать, как это делается на собственном примере. Для этого мама или папа встают рядом с ребенком, и начинают вместе с ним шнуровать ботинок (каждый свой), проговаривая комментарии, которые малыш уже запомнил.

При таком методе обучения важно вставать сбоку от ребенка, а не напротив, так как в последнем случае, малыш, повторяя движения, может легко перепутать правую и левую стороны.

Полезные советы

В обучении ребенка могут помочь следующие советы:

  • Начинать обучение рекомендуется на крупных предметах. Это необязательно должны быть шнурки, их вполне может заменить поясок от маминого халата. Освоив процесс завязывания узелка и бантика на пояске, ребенок гораздо проще справится с ботинками.
  • Помните, что «повторение – мать ученья». Настройтесь на то, что нужно будетпоказывать процесс завязывания снова и снова. При этом нужно постараться разбить процесс на этапы (в этом очень помогут сказки или стишки).
  • Если ребенок взялся сам завязывать шнурок, то не нужно хватать его за руки, чтобы исправить ошибку. Постарайтесь обойтись словесными указаниями.
  • Занятия должны проходить в доброжелательной форме, даже если малыш не справляется, нельзя терять терпение, сердиться или называть ребенка неумехой.
  • А вот похвала очень поможет в процессе обучения. Но и тут перебарщивать не стоит. Если ребенок завязал кривой и непрочный бантик, похвалите его, но отметьте, что он вполне может сделать и лучше, если немного потренируется.
  • Большие сложности с обучением возникают в тех семьях, где ребенок левша, а мама и папа правши или наоборот. В этом случае, желательно, найти кого-то из родственников или знакомых, у которых «ведущей» является левая рука, чтобы он показал ребенку, как справляться со шнурками.

Как научить ребенка завязывать шнурки? Вопрос сложнее для взрослых, чем для малыша. Тут очень важен правильный подход и гора терпения. Ведь любое неосторожное слово, тяжелый вздох или скептичное хмыканье могут надолго отбить у чада охоту учиться новому.

Обучение игрушками

Кто сказал, что надо учиться строго на шнурках? Наверняка ребенку будет поначалу тяжело шнуровать кроссовок или ботиночек на своей ножке. Так почему бы не заменить шнурок яркой веревкой, толстой ниткой? Или цветной репсовой лентой? Включайте фантазию и ребенку будет намного интереснее.

Совет. Не используйте для обучения шелковые или атласные ленточки. Спору нет, они яркие и привлекают внимание. Но скользкий материал значительно усложнит задачу малышу.

Кстати, с недавних пор в продаже появились обучающие игрушки. Они представляют собой изображение обуви с дырочками на месте шнуровки. На таком пособии ребенку учиться весьма интересно. Но совсем необязательно покупать игрушку. Возьмите несколько плотных листов картона. Нарисуйте на них несколько видов обуви (пофантазируйте с чадом). Проделайте дырочки и проденьте шнурки или веревочки. Спорим, такая игрушка придется ребенку по душе больше, чем покупная?

Есть еще несколько вариантов, на чем ребенок способен научиться. Это может быть:

  • ботинок куклы
  • взрослая интересная обувь
  • кукольная прическа

Да хоть завязывать на собственной ноге, обмотав шнурком! Тут главное - заинтересовать отпрыска. Например, можно объяснить ребенку, что только взрослые самостоятельные люди умеют выполнять это серьезное действие. А какой малыш откажется быть ужасно «взрослым»?

Или, тренируясь на кукольных кроссовках, есть вариант пообещать малышу подарок, вознаграждение. Скажем, сладости, просмотр мультфильма, прогулку. Или даже покупку новой красивой обуви на шнуровке. Чем не повод продемонстрировать новоприобретенное умение?

Совет. Обязательно предупредите бабушек и дедушек о начале обучения. Пусть подыграют ребенку. И желательно, чтобы родственники не спешили завязывать шнурки ему сами. Пусть пробует, ковыряется. Чем больше у него будет практики, тем скорее научится.

Начать следует с самого главного - вашего расположения. Некоторые родители делают большую ошибку, садясь напротив чада. Ребенок будет видеть ваши действия в зеркальном отображении. Поэтому обучение может затянуться на долгие месяцы.

Правильным будет сесть сзади крохи, чтобы ваши руки находились перед ним. Или же сбоку, чтобы малыш смог повторять ваши движения.

Совет. Если ваш отпрыск - левша, то основные действия показывайте ему левой рукой. Даже если вы завязываете шнурки на автомате правой. Не переучивайте чадо, сделаете только хуже!

Некоторые источники рекомендуют показать ребенку несколько простейших вариантов завязывания шнурков, чтобы он смог выбрать для себя оптимальный. Даже не думайте так делать. Малыш пытается запомнить хоть один вариант, а тут целая куча. В его головке все перепутается, обучение застопорится.

Кстати, не каждый родитель знает несколько видов узлов. Поэтому успокойтесь и изучайте самый простой метод.

Похвала и терпение

Иногда встречаются советы вспомнить, как сами обучались в детстве завязывать шнурки. Это даже не смешно. Это просто глупо. Почему? Потому что, как правило, дети учатся справляться со шнурками в возрасте от 3 до 5 лет. Некоторые и старше. Вспомните, много ли вы помните из той поры? Себя-то толком не запомнили, где уж там в памяти обучение?

Не забивайте голову всякой ерундой. Лучше обратите внимание вот на что:

  • Всегда хвалите кроху. Даже если узел не получился, а шнурок и вовсе запутался.
  • Не показывайте признаков своего недовольства.
  • Не вздумайте смеяться над пыхтящим ребенком.
  • Не приставайте, если чадо хворает или устало (не в настроении).

Очень часто родители проявляют нетерпение. К примеру, утром. Спешат, опаздывают, а отпрыск с упорством пытается самостоятельно завязать шнурки, проявляя «я сям!».

Не надо ругаться и поторапливать ребенка. Можно договориться, что сейчас вы завязываете шнурки ему, а вечером будет наоборот. Ведь потом вы сможете посвятить этому увлекательному занятию больше времени.

Совет. Для обучения выбирайте шнурки приличной длины. Неловкие пальчики крохи пока не смогут справиться с привычными для взрослых «огрызками». По мере практики можно будет постепенно укорачивать завязки.

Полезная информация

Родители могут завязать шнурки на автомате и с закрытыми глазами. Ребенку для такого умения потребуется много времени. Но все непременно получится, если постоянно тренироваться. Пусть это будет бахрома на шарфе во время прогулки или длинные волосы куклы. Да мало ли на чем можно навязать узелков и бантиков? Просто не забывайте о практике, иначе чадо быстро все забудет. И вам придется начинать обучение с нуля.

Конечно, навыки взрослой самостоятельной жизни развивать у ребенка необходимо. Но совсем не обязательно делать это сухим языком. Можно рассказывать сказки, истории, стишки. Воображение тоже должно работать. Петельки можно сравнить с крылышками или ушками, узелок - с головой. Вот и целая история намечается, как одно крылышко ловило другое.

Позвольте малышу самостоятельно шнуровать свою обувь. Это принесет ему немало увлекательных минут. Помогайте ему, подсказывайте куда воткнуть шнурок, чтобы в итоге получилось красиво. Не скупитесь на похвалу в любом случае.

Если отпрыску неинтересно, то оставьте его в покое. Пойдет в детсад — скорее научится. Ему просто придется это сделать, глядя на более умелых сверстников. А воспитатели помогут процессу двигаться быстрее.

Обязательно начинайте развивать у крохи мелкую моторику пальцев с раннего возраста. Сначала это может быть игра «сорока». Потом в ход пойдут некрупные предметы (под присмотром родителей). Бусинки, пуговицы, крупы, песок, лепка из специальной глины или пластилина - все это прекрасно помогает малышу развивать мелкую моторику. А значит и справиться со шнуровкой будет проще.

Покрасьте половину светлого шнурка в темный или яркий цвет. И начинайте обучение с такой завязки. Так ребенку будет проще ориентироваться поначалу, куда какую петельку засовывать.

С какого возраста учить завязывать шнурки?

Точного определения никто не даст. Одни малыши уже в 4 года знают несколько видов узлов. Другие в 8 лет продолжают безуспешно сражаться с коварными шнурками. Каждый ребенок сугубо индивидуален. Поэтому нет каких-либо строгих указаний на этот счет.

Просто понаблюдайте за своим отпрыском. Своим поведением он покажет, когда пришла пора. Или даже сам попросит, чтобы вы его научили.

Совет. Выбирайте ребенку обувь с плоскими шнурками средней мягкости. С ними гораздо легче справиться, нежели с жесткими круглыми завязками. К тому же они дольше не развязываются.

Ну вот, оказывается, вопрос как научить ребенка завязывать шнурки не так уж и страшен. Нет, конечно можно покупать обувь на липучках или кнопках. Но ведь в жизни малышу повстречаются не только шнурки. Будут еще и веревочки, ленточки, нитки. Так пусть это умение появится у чада с самого раннего детства. А родители помогут терпением и любовью.

Видео: как научить ребенка завязывать шнурки 4–5 лет

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!